Адмирал берд время рождения и смерти. Биография Ричарда Бёрда: официальная версия. Позже антарктические экспедиции

Ричард Ивлин Бэрд (Бёрд) (англ. Richard Evelyn Byrd, 25 октября 1888 - 11 марта 1957) - американский авиатор и полярный исследователь, который в 1929 году первым в истории пролетел над Южным полюсом.


Ричард Эвелин Бэрд родился 25 октября 1888 года в Винчестере, штат Вирджиния, США, в аристократической семье. Он начал карьеру в элитном подразделении ВМС США. Однако, окончив в 1912 году Военно-морскую академию США, получил серьезную травму ноги и не смог продолжать службу на море.
Первая мировая война явилась поворотом в судьбе Бэрда. После обучения пилотированию самолетом на военно-воздушной базе в Пенсаколе он до конца войны летал на гидроплане. Это было время быстрого развития науки и смелых экспедиций. К концу войны Америка стала одной из наиболее мощных индустриальных держав мира.

Лейтенант ВМС США Ричард Э. Бэрд с гидросамолет Vought VE-7 Bluebird 27 апреля 1925 года.

В это же время известный норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен готовился к аналогичной экспедиции. Вместе с американцем Линкольном Эллсуортом и итальянцем Умберто Нобиле Амундсен намеревался достичь Северного полюса на дирижабле «Норвегия». Но 29 апреля 1926 года, когда дирижабль был еще в пути, в бухту Кингс-Бэй вошел пароход, прибывший из Нью-Йорка. В борьбе за первенство в полярном небе появились неожиданные соперники.
6 мая 1926 года Бэрд и Беннет на трехмоторном самолете Fokker F.VIIa-3m пролетели над Шпицбергеном и направились к Северному полюсу.
Перед стартом полета к Северному полюсу

После 15 часов и 30 минут полета самолет появился над лагерем, и возбужденная толпа приветствовала героев овациями. Флойд Беннте, который вел машину, сделал круг в воздухе и посадил машину. Спустя три дня прибыл дирижабль «Норвегия», на котором полетели Амундсен и его экипаж, пролетев не только над Северным полюсом, но и над всей Арктикой. Все этапы путешествия были тщательно задокументированы. Тем временем Бэрд и его напарник уже объявили о своей победе над Роальдом Амундсеном в покорении Северного полюса.
В Америке они стали национальными героями и были награждены Почетной медалью Конгресса США.
Президент США Калвин Кулидж награждает Почетной медалью Конгресса США прапорщика Флойд Беннетт (справа) и командира Ричард Э. Бэрда (слева) за первый полет над Северным полюсом, совершенным 9 мая 1926 года. 19 февраля 1927

Вдохновленные победой, они решили повторить свой успех, на этот раз над Арктикой.
За перелет между Нью-Йорком и Парижем было обещано вознаграждения в 25000 долларов. К сожалению, во время подготовки к полету в апреле 1927 года Флойд Беннет попал в аварию. Бэрд поддержал американского пилота Чарльза Линдберга в подготовке к полету и любезно предоставил в его распоряжение самолет, пожелав летчику успеха в одиночном перелете через Атлантику.
Ричард Бэрд. 1927 год.

Спустя полтора месяца после перелета Линдберга Бэрд решил использовать Fokker С-2 для полета через Атлантический океан. Экипаж состоял из четерех человек: самого Бэрда, Бернта Бальшена, Джорджа Новилла и Берта Акоста. Несмотря на их опыт, из-за густого тумана летчики были вынуждены посадить самолет на воду на побережье Нормандии. За этот частично удавшийся перелет Бэрд получил французский орден Почетного легиона.
Самолет, на котором Бэрд пересек Атлантику

Fokker С-2, на котором Ричард Бэрд пересек океан. 1927 год

Толпы людей встречающие на станции в Париже американский экипаж Fokker С-2 во главе Ричардом Бэрдом пересекшим океан. 1927 год. Париж, Франция

Создатель самолета Fokker с Ричардом Бэрдом и другими в 1927 году.

Ободренный своими предыдущими успехами и общим восхищением, Ричард Бэрд решил еще раз бросить вызов трудностям и опасностям полярных погодных условий. В 1928 году он объявил о своем решении исследовать неизвестные районы Антарктики.
Восхищаясь полярными исследователями прошлого, Бэрд стремился стать путешественником нового времени. Тогда как известные герои приполярных экспедиций противопоставляли силам природы человеческую выносливость, Бэрд пытался осуществить новые открытия, используя силу науку и денег.
Ему удалось уговорить состоятельных американских инвесторов и широкие слои американского общества подержать его экспедицию. Первая экспедиция Бэрда состоялась в период 1928-1930 года и являлась действительно самым большим и хорошо оснащенным путешествием, когда-либо совершавшимся в Антарктику. Там была создана полярная станция «Литтл Америка», а в Антарктике открыт горный хребет и ранее не известная территория, названная «Земля Мери Бэрд». Подобные экспедиции требовали применения последних технологий, таких как самолеты и путеукладочные машины.
Основные участники антарктической экспедиции Бэрда: слева, доктор Ф.Д. Коман, врач экспедиции, управляющий С.Грисом, начальник экспедиции Ричард Бэрд, менеджер Бэрда,пилот Гарольд. Июнь 1928 года.

Экспедиция Ричарда Берда на трех самолетах "Fokker" на Южный полюс в Антарктике в 1928 году. На фотографии:планы экспедиции.

Судно "Нью-Йорк"из большой экспедиции Ричарда Бэрда в Южном океане, 1928.

Выгрузка провианта

29 ноября 1929 года Бэрд в качестве штурмана осуществил полет над Южным полюсом на трехмоторном самолете «Форда» с тремя своими коллегами. Аэроплан, управляемый Бернтом Бальшеном, продержался в воздухе 19 часов. Во время полета Бэрд над Южным полюсом сбросил американский флаг, прикрепленный к камню с могилы Беннета. Таким символическим образом он отдал последние почести своему другу, умершему в 1928 году от туберкулеза.
Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году.Первый испытательный полет: самолет установлен на длинные лыжи, позволяющие безопасно садиться и взлетать со снега и льда

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году. Члены антарктической экспедиции и Ричард Берд

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году.Посадка одного из самолетов компании "Форд"

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году. Полярная станция «Литтл Америка»

Конгресс США в 1930 году присвоил Бэрду звание контр-адмирал.
Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1930 году. Собаки с санями, типичный полярный пейзаж.

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1930 году. Самолет "Фоккер", на котором Ричард Бэрд пролетел над Южным полюсом, при посадке получил значительные повреждения

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1930 году. Лагерь на краю льдины, поселение на реке Красная.

Франклин Д. Рузвельт и контр-адмирал Бэрд в Олбани, штат Нью-Йорк. 24 июня 1930

Дик, так звали его друзья, повел зиму 1934 года в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов Цельсия за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи.
Пингвины родились и выросли на Южном полюсе, где сейчас находится адмирал Ричард Е. Бэрд. Они решили впервые появиться в эфире радиостанции KFSD прямиком из зоопарка Сан-Диего. Соединенные Штаты Северной Америки, 1934 год.

Наконец, Бэрда вывезли, и врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения. Восстановившись, позже Бэрд принял участие в экспедициях в 1939 -1941 годах и 1955-1957 годах. Он реализовал ряд исследовательских проектов, сделал множество измерений и фотографий с воздуха.
Д-р Пол Сипл, высокопоставленный представитель военного ведомства на операции Хайджамп и контр-адмирал Ричард Берд. Доктор Сипл сопровождал адмирала Бэрда во всех его экспедициях в Антарктику.1946-1947

8 января 1956 года Бэрд в третий и последний раз пролетел над Южным полюсом. Умер в Бостоне в 1956 году.
Контр-адмирал Ричард Бэрд в своей старой палатке на базе «Литтл Америка» II. Он курит трубку, набитую табаком оставленном в лагере в 1935 году. Эта фотография была сделана в 1947 году во время экспедиции Хайджамп ВМС США.

Правительство США назвало его именем Американский национальный центр полярных исследований.
Посмертный анализ дневника Бэрда, проведенный в 1996 году, позволил по-новому взглянуть на события давно минувших дней. Записи позволяют предположить, что во время полета к Северному полюсу в правом двигателе возникла утечка топлива. Обеспокоенный этим, Бэрд решил повернуть назад. В этот момент самолет находился в 240 км от Северного полюса. Если эта история правдива, тогда Амундсен и его экипаж в действительности первыми пролетели над Северным полюсом. До этого предположение, что Бэрд и Беннет были первыми воздушными покорителями Северного полюса, не подвергались серьезному сомнению.
Как бы там ни было, Бэрд навсегда вошел в историю мировой авиации.

Исследователь Антарктики адмирал Бёрд и конспирологические теории вокруг его экспедиций


YtAQ 35,36 Admiral Byrd, Floyd Bennett Tri Motor, and Map of South Pole
Richard Evelyn Byrd - американский авиатор и полярный исследователь, который в 1929 году первым в истории пролетел над Южным полюсом.
Четырьмя крупными антарктическими экспедициями под его руководством (1928-1930, 1933-1935, 1939-1941 и 1946-1947) были открыты и обследованы обширные районы. В 1929 г. на побережье Антарктиды была основана база Литл-Америка. Бэрд дал название ряду районов Антарктиды (к примеру, Земля Мэри Бэрд). В экспедиции 1933-1935 годов открыл с воздуха гору Сидли, которая, как позднее выяснилось, является самым высоким вулканом континента.
Экипаж самолета Бёрда, первым пролетевшем над Южным полюсом; 5 месячная зимовка Бёрда в одиночку в Антарктиде Richard E Byrd Revisiting old hut at the site of the original Little America


Зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения. Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1941 годов (в результате которой лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды), а также в экспедициях 1946-1947 и 1955-1957 годов.
Ричард Бёрд реализовал ряд исследовательских проектов. К примеру, во время экспедиции 1939-1941 годов он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха
*************Ричард Берд *********************** Бёрд и Президент Делано Рузвельт


Позже стал контр-адмиралом флота США. Именем Бёрда была названа американская антарктическая научная станция и Американский национальный центр полярных исследований. В 1964 г. в честь Ричарда Бэрда назван кратер на Луне http://www.x-libri.ru/elib/ospch000/00000047.htm

В 1946-1947 годах ВМС США провели антарктическую экспедицию Highjump (OpHjp, «высокий прыжок», официальное название - англ. The United States Navy Antarctic Developments Program, 1946-1947. Руководителем экспедиции был контр-адмирал в отставке Ричард Бёрд, командование Оперативным соединением 68 осуществлял контр-адмирал Ричард Крузен (Richard H. Cruzen). Операция началась 26 августа 1946 года и закончилась в конце февраля 1947 года, на шесть месяцев раньше планового срока из-за раннего прихода антарктической зимы (по официальной версии). В состав Оперативного соединения 68 входили 4700 человек, 13 кораблей и несколько самолётов. Основной научной целью экспедиции было основание антарктической исследовательской станции «Литл-Америка IV».
Эта экспедиция Бёрда была довольно странной поскольку породила много информации относительно того, что при полетах Бёрда в Антарктиде он будто бы обнаружил секретную базу нацистов под льдами ледников и вступал в контакт с инопланетянами. Судя по всему это чистой воды выдумки. Становление этих выдумок описывается в книгах (см. http://www.x-libri.ru/elib/ospch000/00000047.htm). Судя по циркулирующей в Интернете информации, отрывки из дневников Ричарда Бёрда начали всплывать ориентировочно с середины 1990-х годов. Причём одни утверждают, что они появились с подачи жены контр-адмирала, другие - что фрагменты были обнародованы с подачи его дочери.


В августе 1945 года в Аргентине сдались союзникам две немецкие подводные лодки, экипажи которых не знали что вторая мировая война окончилась. По хорошему состоянию лодок аргентинцы пришли к выводу, что лодки отстаивались в каких-то уединенных портах. Экипажи субмарин весело говорили о скрытой безе для подводных лодок, действовавших в Южном полушарии «Новая Швабия» на территории Земли Королевы Мод в Антарктиде. Вполне возможно, что авторитетному в военных кругах, но страдавшему психическим расстройством Бёрду, удалось убедить руководство США послать в берегам Антарктиды мощное военно-морское соединение с целью проверки этих сведений
Берд в 1947 году длительное время отчитывался об экспедиции в Пентагоне и оставил после своей смерти дневник с любопытными подробностями экспедиции 1947 года, не вошедшими в официальные отчеты. И возможно в нем просто содержатся сведения о том, что Бёрд видел в своей первой полярной экспедиции 1926 года с которой тоже «не всё ясно» и сам жневник писался под впечатлением тяжелейшей зимовки Бёрда в одиночку в Антарктиде. Во всяком случае не подлежит сомнению, что седьмая глава из третьей части дневника - та самая, где речь идёт о встрече Ричарда Бёрда с представителями внеземной цивилизации, просто придумана неизвестным фальсификатором значительно позже Бёрда.

«…Весьма вероятно, что в недрах этого материка скрываются неисчислимые природные сокровища, а также следы древней и могущественной цивилизации. Поэтому в скором времени должна развернуться настоящая “гонка за Антарктиду”, в которой Соединенным Штатам было бы весьма желательно изначально занять первые позиции» (Из докладной записки Р. Бёрда руководству США).

В первой половине ХХ в. Антарктида продолжала оставаться огромным белым пятном - как в прямом, так и в переносном смысле. Не то чтобы ее не изучали: экспедиции на ледяной континент отправлялись чуть ли не каждый год - и норвежские, и французские, и немецкие, и австралийские, и даже японские, а наиболее активными были англичане. Однако все эти усилия приносили лишь частичный успех, и континент в целом оставался непознанным. В запредельно суровых условиях Антарктиды оторванные от внешнего мира разрозненные горстки людей никак не могли сделать большего при тогдашнем уровне развития техники. И, добавим, без должной поддержки своих государств.

В 1930-х гг. частыми гостями в Антарктиде были американцы и норвежцы. Американскими экспедициями руководили Ричард Бёрд (в 1928-1930, 1933-1935 и 1939-1941 гг.) и Линкольн Элсуорт (четыре экспедиции в период с 1933 по 1939 г.), четырьмя норвежскими - Яльмар Рисер-Ларсен. Наиболее примечательной чертой антарктических экспедиций этого периода стало использование авиации. Самолет Бёрда в ноябре 1929 г. достиг Южного полюса, и долгое время считалось, что этот исследователь первым побывал на обоих полюсах. Лишь впоследствии выяснится, что результаты своего полета к Северному полюсу Бёрд подтасовал.

Если в XIX в. на ледяной континент никто не претендовал и он оставался общим, т. е. ничьим, то в ХХ столетии это «упущение» попытались исправить. Пример подали англичане, в 1908 г. объявившие своей собственностью сектор Антарктики от полюса до 60° ю. ш., заключенный между 20° и 80° з. д., - это земли вокруг моря Уэдделла, в том числе весь Антарктический полуостров. Новая Зеландия в 1923 г. заявила права на сектор между 150° з. д. и 160° з. д. (море Росса, шельфовый ледник Росса и прилегающие берега). Территориальные претензии поспешили выдвинуть и французы, и норвежцы, но всех переплюнули австралийцы, в 1933 г. назвавшие своими земли от 160° в. д. до 44° 38’ в. д., за исключением узкого французского сектора. А немецкая экспедиция, побывавшая в Антарктиде в 1938-1939 гг., провозгласила собственностью Третьего рейха территорию, ранее объявленную норвежской.

В годы Второй мировой войны куски Южного материка попытались отхватить Чили и Аргентина. Между прочим, претендовали они на территории, которые англичане считали своими. В общем, после окончания войны ситуация вокруг Антарктиды сложилась непростая, если не сказать взрывоопасная.

Когда в 1946 г. к берегам Антарктиды отправилась американская экспедиция, это вызвало большую озабоченность стран, разделивших между собой ее территорию. Американцы, как, впрочем, и русские, до сих пор не претендовали на земли ледяного континента и, более того, неоднократно высказывались против его дележа и за право всех стран свободно изучать Антарктику. Известный полярник Элсуорт заявил о планах организовать в 1947 г. масштабную экспедицию с целью исследовать весь материк с воздуха. Еще один американец, знаменитый летчик Эдди Рикенбэкер, призывал правительство начать разработку полезных ископаемых в Антарктиде, предварительно растопив ледяной щит с помощью атомных взрывов: США уже располагали ядерным оружием. Среди возможных причин интереса американцев к Антарктиде назывались и просочившиеся в прессу данные об открытии там богатейших залежей урана. Опасения Аргентины, Чили, Великобритании и других были вполне оправданы: к Антарктиде шла огромная военно-морская армада, включавшая 13 кораблей, в том числе два ледокола береговой охраны, один авианосец, два гидроавиатранспорта и подводную лодку, на которых находилось 4700 военнослужащих и 25 ученых. Выразило озабоченность этим фактом и советское руководство.

Зачем же отправлялись к ледяному континенту военные корабли, да еще в таком количестве? Начальник оперативного штаба ВМС США Честер У. Нимиц дал экспедиции кодовое название «Операция Хайджамп» («Высокий прыжок»). Командовать ею было поручено контр-адмиралу Ричарду Крузену, участнику экспедиции Бёрда 1939-1941 гг. Сам Бёрд, кстати, тоже отправлялся в этот поход. Согласно инструкции, соединению надлежало решить несколько задач. Во-первых, испытать личный состав и технику в экстремальных погодных условиях (после окончания Второй мировой главным противником США стал Советский Союз, а самым вероятным театром новой войны - Арктика). Во-вторых, установить американский суверенитет над возможно большей территорией (выходит, не зря беспокоились государства, поделившие Антарктиду). В-третьих, выяснить возможность организации и обслуживания антарктических баз (вряд ли речь шла о научных станциях). И, наконец, провести научные исследования и собрать материалы - географические, геологические и метеорологические. Ни слова не прозвучало об использовании атомных бомб и о разработке месторождений урана. И на том спасибо.

В самый последний момент командующим военной экспедицией назначили Бёрда, а Крузен возглавил другую, направившуюся летом к Гренландии («Операция Нанук»). Возможно, именно тогда по каким-то причинам - о них можно только догадываться - изменились и цели антарктического похода. Контрадмирал Бёрд был знаменитым путешественником, дружил с бывшим президентом Рузвельтом и пользовался огромным влиянием, но никогда не командовал военными кораблями и не участвовал в военных действиях. В общем, он был невоенным адмиралом. Руководство экспедиции пришло к выводу, что ее главной целью должна стать аэрофотосъемка всей береговой линии Антарктиды, а также внутренних районов материка.

Осенью 1946 г. развернулись подготовительные работы, руководили которыми Бёрд и вернувшийся из Арктики Крузен. Для всех участников похода шили меховые куртки, термобелье, теплую обувь. Были сделаны специальные палатки, подготовлено покрытие для новой взлетно-посадочной полосы на станции Литл-Америка, основанной Бёрдом. На причалы в Калифорнии и Виргинии по железной дороге отправлялись гусеничные тракторы, автопогрузчики, другая тяжелая техника. Перед руководством экспедиции стояло несколько серьезных проблем. Оставалось неизвестным, выдержит ли стальной корпус военного корабля ледовое сжатие. Случись что с ледоколами (второй еще проходил ходовые испытания), и все остальные корабли станут беззащитными. Из всего состава экспедиции лишь 11 человек ранее бывали в Антарктике. Только два пилота имели опыт аэрофотосъемки, и лишь один летал в полярном небе, и то на Аляске. Имевшиеся карты были почти бесполезны для полетов, поскольку их изготовили в меркаторской проекции, искажающей площади в высоких широтах. В Антарктиде не существовало аэродромов, испытанных воздушных трасс, метеостанций. На подготовку летчиков к работе в экстремальных условиях был отведен только один месяц.

В декабре 1946 г. корабли Тихоокеанского и Атлантического флотов США двинулись на юг. Экспедиция была разделена на три группы: центральную, шедшую к шельфовому леднику Росса, западную, направлявшуюся к островам Баллени и далее на запад вокруг континента до гринвичского меридиана, и восточную, стремившуюся к острову Петра I и далее на восток - навстречу западной группе. Самолетам надлежало совершать регулярные рейсы над континентом, фотографируя его поверхность. В случае выполнения программы вся береговая полоса Антарктиды была бы покрыта аэрофотосъемкой.

Центральная группа приблизилась к острову Скотта 30 декабря, после чего ледокол провел корабли в Китовую бухту. 15 января 1947 г. началась выгрузка на берег техники и материалов. Для строительства базы и устройства взлетно-посадочных полос было выбрано место недалеко от бывшей станции Бёрда. Авианосец «Филиппинское море» с шестью транспортными самолетами R4D на борту 25 января достиг острова Скотта. Через несколько дней все самолеты перелетели на береговую базу. Миссия авианосца закончилась, и он вернулся домой. В феврале начались полеты вдоль береговой линии и в глубь материка, в ходе которых проводилась аэрофотосъемка. Бёрд дважды совершил полет к Южному полюсу. К середине февраля погода испортилась, а после 20-го числа полеты из-за метеоусловий пришлось окончательно свернуть. Все члены экспедиции были эвакуированы с базы 23 февраля.

Западная группа достигла кромки льдов северо-восточнее островов Баллени 25 декабря. Полеты гидросамолетов над Антарктидой начались в тот же день. За весь период работ удалось снять береговую полосу в интервале от 165° до 65° в. д., хотя и не без лакун, а также значительные участки в глубине материка. Основной проблемой для западной группы стали сильные туманы. В гораздо более сложных погодных условиях пришлось действовать восточной группе. Частые штормы и снежные заряды делали работу пилотов чрезвычайно опасной. Тем не менее они выполнили съемку береговой зоны от 70° до 130° з. д., благодаря чему были уточнены карты берегов двух морей - Беллинсгаузена и Амундсена.

Главным научным достижением экспедиции стали почти 70 тыс. аэрофотоснимков побережья и внутренних районов Антарктиды. Всего было снято почти 9 тыс. км береговой линии, т. е. половина ее общей протяженности (17 968 км). Но вот беда: многие снимки оказались бесполезными без привязки к пунктам с точными координатами. Ситуацию удалось исправить в 1948 г., когда гораздо более скромная экспедиция под кодовым названием «Операция Виндмилл» («Ветряная мельница») установила необходимые контрольные точки.

Особенности операции «Высокий прыжок» - ее масштаб, засекреченность и резкое свертывание работ в феврале 1947 г. - породили массу слухов. Подозревали, что главная цель операции состояла в ликвидации секретной гитлеровской базы. Затем договорились до того, что американцы сражались в Антарктике с летающими тарелками, а адмирала Бёрда пришельцы даже похищали на некоторое время. Наверное, их интересовали детали его полета к Северному полюсу.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Ричард Бёрд, контр-адмирал ВМС США, командующий операцией

Другие действующие лица

Линкольн Элсуорт, полярный исследователь, летчик; Честер У. Нимиц, начальник оперативного штаба ВМС; Ричард Крузен, контр-адмирал

Время действия

Маршрут

От США к Антарктиде

Цели

Аэрофотосъемка ледяного континента, организация антарктических баз, научные исследования, демонстрация силы

Значение

Съемка почти половины береговой линии материка; предостережение всем странам, стремившимся к разделу Антарктиды

Ричард Ивлин Берд (по-русски его фамилию часто пишут как Бёрд, иногда Бэрд, имя иной раз пишут как Эвелин, - все дело в произношении; англ. Richard Evelyn Byrd) родился 25 октября 1888 года в Винчестере, штат Виржиния, в аристократический семье. Военную карьеру начал в элитном подразделении ВМС США, но в 1912 году, после окончания Военно-морской академии США, получив серьёзную травму ноги, вынужден был оставить морскую службу. В годы Первой мировой войны, обучившись пилотированию, летал на гидроплане.
6 мая 1926 года вместе с механиком Флойдом Беннетом на трёхмоторном самолёте «Fokker F.VIIa-3m», стартовав со Шпицбергена, Ричард Бёрд пролетел над Северным полюсом, опередив «конкурентов» – норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена, который вместе с американским миллионером Линкольном Эллсуортом и итальянским учёным Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» в мае того же года совершили полёт со Шпицбергена к Северному полюсу. До 1996 г. Берд считался первым человеком, пролетевшем над Северным полюсом, хотя сомнения высказывались сразу после полета. В 1994 году стало окончательно ясно, что Берд не пролетал над Северным полюсом. Он просто подчистил записи в бортовом журнале, изменив на 1 градус высоту солнца при определении координат.
Но после этого перелёта в США Бёрд и Беннет стали национальными героями и были награждены Почётной медалью Конгресса США. Президент США Кельвин Кулидж прислал Бёрду поздравительную телеграмму, в которой выражал особое удовлетворение тем, что этот «рекорд установлен американцем».ь В действительности первым, кто пролетел над полюсом на САМОЛЕТЕ, был советский летчик П. Г. Головин на небольшом двухмоторном самолете Н-166 (5 мая 1937 г.)
В 1928-1930 годах Ричард Бёрд осуществил первую экспедицию в Антарктиду, на шельфовом леднике Росса в 1929 году им была основана первая база США «Литтл Америка», открыт горный хребет и ранее неизвестная территория, которая была названа «Землёй Мэри Бёрд».
29 ноября 1929 года Ричард Бёрд на трёхмоторном самолёте «Ford» с тремя коллегами осуществил полёт над Южным полюсом. Во время полёта над Южным полюсом Бёрд сбросил американский флаг, прикреплённый к камню с могилы Флойда Беннета. Таким символическим образом Бёрд отдал последние почести своему другу, с которым в 1926 году он летал к Северному полюсу.
В 1930 году американский Конгресс присвоил Ричарду Ивлину Бёрду звание контр-адмирала ВМС США.
В 1934-35 гг. – вторая экспедиция Берда в Антарктиду.
Зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения.
Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1941 годов. Лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды). Во время экспедиции он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха.

О его четвертой экспедиции 1946/47 гг. мы подробно говорили в предыдущих постах.
Существует немало спекуляций вокруг Дневника Берда. Сам дневник никто не видел, первые сведения о нем появились, когда Берда уже не было в живых. Неверный перевод, другие несуразности и породили эти спекуляции. Не буду на них останавливаться.
8 января 1956 года Ричард Бёрд в последний раз пролетел над Южным полюсом.
Ричард Ивлин Бёрд умер в Бостоне 11 марта 1957 года. Похоронен на Арлингтонском

кладбище.
Именем Бёрда была названа американская антарктическая научная станция. Сведения Википедии об Американскомй национальном центре полярных исследований, носящем имя Берда, ошибочны. В Университете штата Огайо есть полярный и климатический центр его имени.
Именем Берда был назван ракетный эсминец USS Richard E. Byrd (DDG-23), заложенный в 1961 г. и введенный в строй в 1964 г. "Крестной матерью" (по нашему) была дочь адмирала. В 1992 г. был выведен из эксплуатации, 19 июля 2003 использован (расстрелян) как мишень.


Но имя Берда не вычеркнуто из состава ВМС США. Теперь его имя носит другой корабль USNS Richard E. Byrd (T-AKE-4)