Абу Бакр аль-Багдади: биография и факты. Наиболее значимый учитель хадисов. Труды по медицине

да будет доволен им Аллах!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного, и к нему прибегаем за помощью

Ибн аль-Джаррах ибн Хиляль ибн Ухайб ибн Дабба ибн аль-Харис ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Ма‘адд ибн ‘Аднан аль-Къураши аль-Фихри аль-Макки.

Один из числа тех, кто первыми приняли ислам, и из тех, кого (Абу Бакр) ас-Сиддикъ предлагал ансарам выбрать халифом и указал на него в день ас-Сакъифа из-за его полноценной пригодности (быть халифом) по мнению Абу Бакра.

Родословная Абу ‘Убайды совпадает с родословной пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на аль-Фихре.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовал ему раем и назвал его “аминаль-умма”/доверенный уммы/ и его достоинства известны и многочисленны.

Он передал небольшое количество хадисов и участвовал в знаменательных военных походах.
От него передавали хадисы аль-‘Ирбад ибн Сария, Джабир ибн ‘Абдуллах, Абу Умама аль-Бахили, Самура ибн Джундаб, Аслям - вольноотпущенник ‘Умара, ‘Абду-р-Рахман ибн Гъаньм и другие. В «Сахихе» Муслима от него передан один хадис, в «Джами’/Сунан» Абу ‘Исы (ат-Тирмизи) - один хадис, а в «Муснаде» Бакъиййи от него передано пятнадцать хадисов.
Хадис от него: ‘Абдуллах ибн Сурака передал со слов Абу ‘Убайды ибн аль-Джараха: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, после Нуха не было пророка, который не предостерегал бы свой народ от Даджаля, и я, поистине, предостерегаю вас от него”. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, описал нам его и сказал: “Возможно, что тот, кто видел меня или слышал мою речь, застанет его”. (Сподвижники) спросили: “О посланник Аллаха, да благословит тебя Аллах и приветствует, какими будут наши сердца в тот день, такими как сегодня?” Он сказал: “Или лучше!”» Этот хадис передал ат-Тирмизи от ‘Абдуллы аль-Джумахи, и моя (аз-Захаби. - прим. пер.) цепочка до него соединяется, с меньшим количеством рассказчиков. Также он сказал: «В этой главе есть хадисы от ‘Абдуллы ибн Бусра и др. Этот хадис хороший неизвестный (гъариб) из хадиса Абу ‘Убайды, да будет доволен им Аллах!».

Ибн Са’д в (“ат-Табакъат”) сказал: «От Малика ибн Яхамира сообщается, что он, описывая Абу ‘Убайду сказал: “Он был человеком худощавым, с худощавым лицом, с редкой бородой, высокого роста, сутулым и с двумя сломанными зубами”».
Сообщил нам Мухаммад ибн ‘Умар, рассказал нам Мухаммад ибн Салих от Язида ибн Румана, который сказал: «Ибн Маз’ун, ‘Убайда ибн аль-Харис, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, Абу Саляма ибн ‘Абдуль-Асад и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах отправились и явились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он предложил им принять ислам и известил их о законоположениях ислама, и они в тот час же приняли ислам, а было это до того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (начал встречаться со своими сподвижниками) в доме аль-Аркама».
Как передал ат-Табарани с хорошим иснадом от Абдуллы ибн Шаузаба, который сказал: «Отец Абу ‘Убайды выступил ему навстречу в день Бадра, но Абу ‘Убайда уходил от него, но когда он стал делать снова и снова, он убил своего отца».
А в день Ухуда он храбро сражался, не жалея себя и в тот день он вырвал два кольца от кольчуги, которые вонзились в щеку посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, от удара, который он получил, но при этом (Абу ‘Убайда) потерял два зуба. Однако потеря им двух зубов лишь украсила его, так что даже говорили: «Никогда не видели более красивого беззубого, чем Абу ‘Убайда».

Во время кончины посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи под навесом бану Са’ида, Абу Бакр ас-Сиддикъ сказал: «Я доволен для вас одним из этих двух мужчин: ‘Умаром и Абу ‘Убайдой».

Аз-Зубайр ибн аль-Баккар сказал: «Потомки Абу ‘Убайды и сыновья его братьев - все они вымерли, и он был из числа тех, кто переселился на земли эфиопов». Об этом сказали Ибн Исхакъ и аль-Вакъиди.

Я (аз-Захаби) говорю: «Даже если он туда переселялся, то пробыл там недолго». Абу ‘Убайда был из числа тех, кого причисляли к тем, кто выучил весь Великий Коран наизусть.

Муса ибн ‘Укъба в («Магъази») сказал: «Военный поход ‘Амра ибн аль-‘Аса - это поход Зату-Салясиль в окрестностях Шама. ‘Амр начал беспокоиться из-за опасности, которая исходила с этой стороны, и он обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за помощью, и пророк отправил ему Абу Бакра и ‘Умара с отрядом, состоящим из мухаджиров, и назначил их амиром Абу ‘Убайду. Когда они прибыли к ‘Амру ибн аль-‘Асу, он сказал: “Я ваш амир!” Но мухаджиры сказали: “Нет, ты амир своих подчиненных, а наш амир - Абу ‘Убайда”. ‘Амр сказал: “Поистине, вы лишь подкрепление, которое послано ко мне!” Когда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах увидел это, а он был человеком с хорошим нравом, мягким характером, следовавший велениям посланника Аллаха и придерживавшийся клятвы верности, которую он принес ему, он уступил командование ‘Амру».

Через несколько цепочек (передатчиков) подтверждается от Анаса о том, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах».

Шурайх ибн ‘Убайд, Рашид ибн Са’д и другие сказали: «Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб достиг Сарга, и ему рассказали, что в Шаме распространилась сильнейшая чума, он сказал: “Если наступит мой час и Абу ‘Убайда будет жив, я оставлю его после себя халифом, а если Великий и Всемогущий Аллах спросит меня, почему ты назначил его халифом над уммой Мухаммада, то я скажу: “Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, в каждой общине есть есть свой доверенный (амин) тот, кто заслуживает доверия, что же касается заслуживающего доверия этой общины (мусульман), то им является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах”».
(Передатчик этого сообщения) сказал: «Но некоторые люди отвергли это и сказали: “Почему дальние курайшиты?”, имея в виду бану Фихр. Затем он сказал: “Если настанет мой час и Абу ‘Убайды не будет, я назначу халифом Му’аза ибн Джабаля, а если мой Господь спросит меня, то я скажу: “Поистине, я слышал, как твой пророк говорил: “Поистине, он придет в День воскресения впереди ученых на степень”».

Хаммад ибн Саляма передал от аль-Джурайри, передавшего со слов ‘Абдуллы ибн Шакъикъа, сообщившего со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса, который сказал: «(Однажды люди) спросили: “О посланник Аллаха, кого ты любишь из людей больше всех?” Он ответил: “‘Аишу”. Они спросили: “А из мужчин?” Он ответил: “Абу Бакра”. Они спросили: “А затем кого?” Он ответил: “Затем Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха”».
Так передал этот хадис Хаммад, но ему противоречила группа передатчиков, которая передавала его от аль-Джурайри со слов ‘Абдуллы, который сказал: «Я спросил у ‘Аиши: “Кого из сподвижников посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил больше всех?” Она ответила: “Абу Бакра, затем ‘Умара, а затем Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха”».

Передают со слов Хузайфы о том, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я пришлю к вам доверенного человека». И сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желали быть им, но он отправил Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха.
Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Сообщается, что Абу Мулейка сказал: «Я слышал, как однажды у ‘Аиши спросили: “Кого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставлял после себя правителем?” Она ответила: “Абу Бакра”. Они спросили ее: “А кого после Абу Бакра?” Она сказала: “‘Умара”. Они снова спросили: “А потом кого?” Она ответила: “Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха”, и затем она закончила на этом».
Сообщается, что Джабир сказал: «Я находился в войске с Халидом, с которым он прибыл в качестве подкрепления для Абу Убайды, который в это время осаждал Дамаск. Когда мы подошли к ним, он сказал Халиду: “Выходи в перед и соверши молитву, так как ты более достоин быть имамом, и поскольку ты прибыл ко мне в качестве подкрепления. Но Халид сказал: “Я не встану впереди человека, о котором я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “У каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах”».
Абу Бакр ибн Абу Шейба передал со слов Силлы о том, что Хузайфа сказал: «(Как-то) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли два епископа из Наджрана, (один из которых был) наместником, а (другой их) господином и сказали: “Отправь с нами самого доверенного человека”. И он сказал: “Я непременно отправлю с вами самого доверенного человека! ” Люди пожелали (быть этим человеком), но он сказал: “Вставай о Абу ‘Убайда!”, и он отправил его с ними».
Ат-Таркуфи в (своей книге) «Джуз» передал (с иснадом): «Абу Хисба Муслим ибн Акйас, вольноотпущенник Ибн Къурайза об Абу ‘Убайде рассказывал: “Сообщил мне тот, кто заходил к нему и нашел его плачущим и спросил: “Что заставило тебя плакать о Абу ‘Убайда?” Он ответил: “Меня заставляет плакать то, что, однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о том, какие (земли) Аллах откроет для мусульман и он упомянул даже Шам, а затем сказал: “Если Аллах отсрочит твой срок, тебе будет достаточно трех слуг: слуга, который будет обслуживать тебя (дома); слуга, который будет сопровождать тебя в пути, и слуга, который будет обслуживать твою семью. Из верховых животных тебе будет достаточно три: верховое животное для езды; верховое животное для (перевозки) груза, и верховое животное для твоего слуги”. А сейчас я смотрю на свой дом, который заполнен слугами, и на конюшню, которая заполнена лошадьми. Как же после этого я встречусь с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ведь он завещал нам: “Самый любимый и самый близкий (в День воскресения) ко мне из вас тот, кто встретит меня в том состоянии, в котором я расстался с вами”». Этот хадис неизвестный/гъариб/. Также его передал Ахмад в своем «Муснаде» (1/195) со слов Абуль-Мугъиры.
Ваки’ ибн аль-Джаррах передал от Мубарака ибн Фадалы о том, что аль-Хасан (аль-Басри) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет из вас никого, кого бы я не смог упрекнуть за его некоторые нравы, кроме Абу ‘Убайды”». Этот хадис отосланный/мурсаль/.
Абу ‘Убайда был описан, как имеющий хорошие нравы, как очень мягкий и снисходительный (человек).
Мухаммад ибн Са’д сказал: «Рассказал нам Ахмад ибн ‘Абдуллах, которому сообщил Ибн ‘Уейна, передавший от Ибн Абу Наджиха, который сказал: “(Однажды) ‘Умар сказал тем, кто сидел с ним: “Пожелайте (что-нибудь)!” И когда они сделали это, ‘Умар сказал: “Я пожелал иметь дом заполненный мужчинами подобными Абу ‘Убайде ибн аль-Джарраху!”»
Ибн Абу Шейба сказал: «Ибн ‘Улеййа передал от Юнуса о том, что аль-Хасан сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет из моих сподвижников никого, кого я, если бы захотел, не смог бы упрекнуть, кроме Абу ‘Убайды”».
Ибн Мас’уд сказал: «Мои лучшие друзья из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трое: Абу Бакр, ‘Умар и Абу ‘Убайда».
Халифа ибн аль-Хаййат сказал: «Абу Бакр назначил Абу ‘Убайду хранителем казны мусульман».
Я (аз-Захаби) говорю: «Имеется в виду имущество мусульман, так как в то время у мусульман еще не было казны, и первым кто его придумал, был ‘Умар».
Халифа сказал: «Затем, в тринадцатом году (хиджры) Абу Бакр направил его в Шам в качестве амира. В этом же году ‘Умар стал халифом, который сместил Халида ибн аль-Валида и назначил руководителем Абу ‘Убайду».
Къасим ибн Язид сказал: «Рассказал нам Суфйан от Зияда ибн Фаяйада, передавшего со слов Тамима ибн Саляма о том, что (как-то) когда ‘Умар встретил Абу ‘Убайду, он поздоровался с ним за руку, и хотел поцеловать ее, и они, отвернувшись друг от друга заплакали».
Ибн аль-Мубарак в своей книге «аль-Джихад» сказал: «От Хишама ибн Са’да, от Зайда ибн Асляма, который со слов своего отца рассказывал: “До ‘Умара дошло, что Абу ‘Убайда попал в окружение в Шаме и враг причинил ему урон и ‘Умар написал ему: “А затем: Поистине, верующий раб (Аллаха) не испытает трудность, кроме как, Аллах сделает для него облегчение после нее, ибо, поистине, одна тягость не может одолеть два облегчения: “О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах”».
(Передатчик этого сообщения) сказал: «И Абу ‘Убайда написал ему (в ответ): “А затем: Поистине, Аллах говорит: «Знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения”».
(Передатчик этого сообщения) сказал: «Тогда ‘Умар вышел с этим письмом и зачитал его, будучи на минбаре, а затем сказал: “О жители Медины, поистине, Абу ‘Убайда намекает вам или мне, так выходите же на джихад!”».

Ибн Абу Фудайк передал от Хишама ибн Са’да, передавшего от Зайда, который со слов своего отца рассказывал: «До меня дошло, что (однажды) Му’аз услышал, как один мужчина говорил: “Если бы (здесь) был Халид ибн аль-Валид, люди не стали бы препираться (с таким шумом)”, и это было в то время, когда Абу ‘Убайда попал в окружение. Тогда Му’аз сказал: “Да лишится тебя твой отец! Клянусь Аллахом, знамение вынуждено появиться для Абу Убайды, ведь он самый лучший из тех, кто остался на земле!”»

Это сообщение передали аль-Бухари в своем «Тарихе» и Ибн Са’д.

В «аз-Зухд» Ибн аль-Мубарака сказано: «Рассказал нам Ма’мар со слов Хишама Ибн ‘Урвы, который со слов своего отца рассказывал: “Когда ‘Умар прибыл Шам, его встретили амиры и знатные люди, и он спросил: “А где мой брат Абу ‘Убайда?” Они ответили: “Сейчас он придет к тебе”».
(‘Урва) сказал: «И он приехал на верблюдице взнузданной веревкой, обратился к нему со словами приветствия и затем сказал людям: “Оставьте нас!” Он отправился с ним в его жилище и остановился у него. Когда он не увидел в его жилище ничего, кроме его меча, щита и седла, ‘Умар сказал ему: “Взял бы ты себе утварь!” Или он сказал: “Что-нибудь!” (Абу ‘Убайда) сказал: “О повелитель верующих, поистине, это приведет нас к месту отдыха!”»

Ибн Вахб передал от ‘Абдуллы ибн ‘Умара, сообщившего от Нафи’а, передавшего от Ибн ‘Умара о том, что когда ‘Умар прибыл в Шам, он сказал Абу ‘Убайде: «Отведи нас в свое жилище!» Тот спросил: «А что ты будешь делать у меня? Ты ведь хочешь только разрыдаться из-за меня!»
(Ибн ‘Умар) сказал: «И (‘Умар) зашел, но не увидел там ничего. Он спросил: “А где твои вещи? Я не вижу ничего, кроме войлока, миски и старого бурдюка?! Ты ведь амир! У тебя хоть есть еда?” Абу ‘Убайда встал рядом с посудиной и взял из нее маленькие кусочки хлеба. Тогда ‘Умар начал плакать, а Абу ‘Убайда сказал: “Я ведь тебе говорил, что ты хочешь разрыдаться из-за меня, о повелитель правоверных! Тебе будет достаточно того, что приведет тебя к месту отдыха!” ‘Умар сказал: “Этот мир изменил нас всех, кроме тебя, о Абу ‘Убайда!” Это сообщение приводит Абу Дауд в своем «Сунане», который передал Ибн аль-А‘раби.

Клянусь Аллахом, это настоящая отрешенность от этого мира/зухд/, а не отрешенность крайне бедного человека!

Ма’н ибн ‘Иса передал от Малика о том, что ‘Умар отправил Абу ‘Убайде четыре тысячи или четыреста динаров и (‘Умар) сказал своему посланцу: «Посмотри что он сделает с этим!» Он сказал: «Абу ‘Убайда разделил их и затем отправил такую же часть Му’азу». Он сказал: «Он разделил их кроме небольшого количества из-за того что жена сказала, что они нуждаются в этом. Когда же посланец рассказал об этом ‘Умару, он сказал: “Хвала Аллаху, который сделал так, что в исламе есть те, кто поступает так!”»

От Абуль-Хасана ‘Имрана ибн Нимрана сообщается о том, что Абу ‘Убайда обычно обходил свое войско и говорил: «Сколько же таких, кто обелил свою одежду, но замарал свою религию! И сколько же тех, кто желает возвысить свою душу, но унижает самого себя! Спешите загладить старые грехи новыми добрыми делами!»

Сабит аль-Бунани сказал: «Абу ‘Убайда сказал: “О люди, поистине, я человек из числа курайшитов. Нет среди вас никого, будь то красный или черный, который превосходит меня в богобоязненности, чтобы я не пожелал бы оказаться в его шкуре».

Ма’мар передал со слов Къатады о том, что Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах сказал: «Я бы пожелал быть рогатым бараном, чтобы меня заколола моя семья, съела мое мясо и запила бульоном».
‘Имран ибн Хусайн сказал: «Я бы пожелал быть пеплом, который разносит ветер».

Шу’ба передал от Къайса ибн Муслима, который передал со слов Тарика о том, что во время чумы ‘Умар написал письмо Абу ‘Убайде: «Поистине, у меня появилось дело, в котором я не смогу обойтись без тебя, так поспеши же ко мне». Когда (Абу ‘Убайда) прочитал письмо, он сказал: «Я понял, какое дело у повелителя правоверных! Поистине, он хочет сохранить того, которого сохранить нельзя». И он написал: «Поистине, я узнал какая у тебя нужда, но освободи меня от своего решения, так как я нахожусь в войске мусульман. Я не отдаю предпочтение себе перед ними». Когда ‘Умар прочитал это письмо, он заплакал. Его спросили: «Абу ‘Убайда умер?» Он ответил: «Нет, но он близок к этому!»

(Тарик) сказал: «Абу ‘Убайда скончался, и чума закончилась».

Абу Муваджих Мухаммад ибн ‘Амр аль-Марвази сказал: «Утверждали, что Абу ‘Убайда находился в числе тридцати шести тысячной армии и из них осталось только шесть тысяч человек».

Сообщается, что ‘Ияд ибн Гъутайф сказал: «Я зашел к Абу ‘Убайде ибн аль-Джарраху во время его болезни. Его жена по имени Тухайфа сидела у его изголовья, а он лежал повернувшись к стене. Я спросил: “Как провел ночь Абу ‘Убайда?” Она сказала: “С вознаграждением (от Аллаха)”.
Тогда (Абу ‘Убайда) сказал: “Поистине, клянусь Аллахом, я не провел ночь с вознаграждением!” Было похоже на то, что людям это не понравилось, а он сказал: “Почему же вы не спросите меня, о чем я говорю?” Они ответили: “Нам не понравилось то, что ты сказал, так как же мы спросим тебя (об этом)?!” Он тогда сказал: “Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Тому, кто израсходует на пути Аллаха излишек, он возрастет семисоткратно. А тому, кто израсходовал для своей семьи, или навестил больного, или удалил с дороги то, что мешает людям, за одно хорошее дело воздастся десятикратно. Пост является щитом, пока он не продырявлен, а для того, кого Аллах подвергнет испытанию недугом в теле, это станет прощением грехов”».

Сообщается, что ‘Ияд ибн Гъутайф сказал: «Когда Абу ‘Убайда заболел, мы зашли к нему, чтобы навестить его и он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Пост является щитом до тех пор, пока он не продырявлен”».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не один раз назначал Абу ‘Убайду руководителем и к этому числу относится тот случай, когда его войско в количестве трехсот человек испытало голод и море выбросило (на берег) большую рыбу, которую называют ‘анбар/кашалот/. Абу ‘Убайда сказал: «Это мертвечина», но затем он сказал: «Нет! Мы являемся посланцами посланника Аллаха и находимся на пути Аллаха, так ешьте его!» И далее приводится хадис. Этот хадис приводится в обоих «Сахихах».

Когда (Абу Бакр) ас-Сиддикъ освободился от войны с вероотступниками и от войны с лжецом Мусайлимой, он подготовил амиров войск для завоевания Шама. Он отправил Абу ‘Убайду, Язида ибн Абу Суфйана, ‘Амра ибн аль-‘Аса, Шурахбиля ибн Хасану и завершилось сражение Аджнадин вблизи Рамлы. Аллах даровал победу верующим и пришла радостная весть в то время, когда Правдивейший (Абу Бакр) находился при смерти. Затем произошли сражения Фихль и Марджи ас-суффар и Абу Бакр в это время уже направил Халида в военный поход на Ирак. Потом он отправил к нему посланца, чтобы он оказал поддержку тем, кто находился в Шаме.
Он пересек пустыни Бариййату ас-самавати и Абу Бакр назначил его командующим всех амиров и они окружили Дамаск. В это время скончался Абу Бакр, а ‘Умар поспешил поменять Халида на Абу ‘Убайду и назначить его руководителем над всеми. Когда он получил назначение, он на время скрыл его. Все это было проявлением его набожности, мягкости и благоразумия. Завоевание Дамаска произошло под его руководством и тогда он обнародовал свое назначение для того, чтобы заключить мирное соглашение с византийцами. Они открыли для него ворота Джабии без сражения, в то время, как Халид с силой вошел в восточную часть города. Но Абу ‘Убайда и с ними подписал мирный договор.
Передают со слов аль-Мугъиры о том, что Абу ‘Убайда заключил с ними мирный договор с условием, что половина их церквей и домов будет принадлежать мусульманам.
Затем Абу ‘Убайда был главой мусульман в битве при Ярмуке, во время которого войско византийцев было уничтожено с корнями и из них огромное число людей было убито.

Ибн аль-Мубарак передал в своем «Зухде»: «Рассказал нам ‘Абдуль-Хамид ибн Бахран от Шахра ибн Хаушаба, который сказал: Рассказал мне ‘Абду-р-Рахман ибн Гъанм со слов аль-Хариса ибн ‘Умайра, который сказал: “Му’аз ибн Джабаль взял меня за руку”, и он отправил его к Абу ‘Убайде и он спросил его: “Как он себя чувствует, ведь у нас чума?” Абу ‘Убайда показал ему точку, которая появилась на своей ладони, и аль-Харису показалось это весьма серьезным, и он испугался, когда увидел это. Тогда Абу ‘Убайда поклялся Аллахом, что он не захотел бы иметь вместо этого красных верблюдов».

Аль-Асвад передал со слов ‘Урвы о том, что Абу ‘Убайда и члены его семьи спаслись от чумы в ‘Амавасе и тогда он сказал: «О Аллах, надели семейство Абу ‘Убайды долей этого испытания!»

(‘Урва) сказал: «И я вышел вместе с Абу Убайдой, у которого на мизинце был прыщ. Он начал на него смотреть и ему сказали: “Это ведь ничто!” Он сказал: “Я надеюсь, что Аллах сделает его благодатным, ибо, поистине, когда он делает благодатным маленькое, оно становится большим”».

Аль-Валид ибн Муслим рассказывал: «Рассказал мне Абу Бакр ибн Абу Марьям со слов Салиха ибн Абуль-Мухарикъа, который сказал: “Абу ‘Убайда отправился из Джабии в Байт аль-Макъдис для совершения молитвы назначив руководителем людей Му’аза ибн Джабаля”».
Аль-Валид сказал: «Рассказал мне тот, кто слышал, как ‘Урва ибн Рувайм сказал: “И его застала смерть в Фихле и он был похоронен там вблизи Байсана”».

Чума ‘Амавас: (Это название) относится к поселению ‘Амавас, которое находится между Рамлой и Байт аль-Макъдис.

Что касается аль-Асмаи, то он сказал: «Это происходит от слов, которые они произносили во время чумы: ‘амма и аса».

Абу Хафс аль-Фалляс сказал: «Абу ‘Убайда скончался в восемнадцатом году в возрасте пятидесяти восьми лет. Он окрашивал волосы хной и катмом и у него было две косички».
То же самое сказала о его смерти группа ученых. Ибн ‘Аиз был единственным, кто передал от Абу Мусхара о том, что прочитал в книге Язида ибн ‘Убайды, что Абу ‘Убайда скончался в семнадцатом году (по хиджре). См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 1/5-23.

Перевод с арабского:
Абу Ахмад и Фарук Абу Хамид
Редактор:
Абу ‘Умар аль-Газзи

Он им сказал: «Я буду доволен, если вы выберете одного из этих двух мужчин. Присягните тому из них, кого вы сами выберете». С этими словами он взял за руку ‘Умара и Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха - а он сидел между ними. - Прим. Абу ‘Умара.

Доверие было качеством общим как для Абу ‘Убайды, так и для других сподвижников, однако эти слова имеют целью разъяснить, что данное качество проявлялось в нём больше чем в других. Это становится ясным из того, что передал ат-Тирмизи от Къатады со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самым милостивым из общины моей по отношению к её членам является Абу Бакр, наиболее стойким из них в религии Аллаха является ‘Умар, наиболее стыдливым - ‘Усман, самым осведомлённым об установлениях, касающихся наследования имущества - Зайд ибн Сабит, лучшим чтецом* Книги Аллаха - Убайй ибн Ка‘б, а лучшим знатоком дозволенного и запретного - Му’аз ибн Джабаль. И у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах»**. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выделил каждого из ведущих сподвижников одним из качеств, которым он охарактеризовал его, указав на то, что этот человек обладает данным качеством в большей степени, чем другие.
Абу Ну’айм сказал: «Абу ‘Убайда - достойный доверия и благоразумный, выполняющий установления религии аскет, доверенное лицо этой Уммы, был любящим даже для посторонних верующих, и был жестоким даже для родственников из числа многобожников. Именно о нём был ниспослан аят: “Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдёшь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником…” (Сура 58, аят 22). Он терпел, ограничиваясь малым до тех пор, пока пришло время уйти…».
* То есть: человеком, знающим Коран наизусть и читающим его по всем правилам.
** Достоверный хадис, соответствующий требованиям двух шейхов - аль-Бухари и Муслима, который передали Ахмад (№12904,13990), ат-Тирмизи (3790,3791), Ибн Маджах (154), аль-Хаким в «аль-Мустадраке» (3/422, 4/335) и Ибн Хиббан в своем сборнике «ас-Сахих» (7131,7137,7252) и другие. прим. Абу ‘Умара.

Слово «гъариб» является прилагательным и переводится как «одинокий» или «далёкий от своих родных». Как термин, слово «гъариб» служит для обозначения хадиса, передаваемого со слов одного-единственного передатчика. Это значит, что передатчиком данного хадиса является только один человек.- Прим. Абу ‘Умара.

Этот хадис передали аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» (5/279), который сказал: «Неизвестно, чтобы ‘Абдуллах ибн Сурака слышал хадисы от Абу ‘Убайды» и ат-Тирмизи (№2234). Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» (№2074), «Мишкат аль-масабих» (№5486).

Абу Бакр предлагал избрать халифом одного из этих двоих. - Прим. пер.

В одной из версий этого хадиса сообщается, что ‘Умар сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, у каждого пророка есть свой доверенный (амин), моим доверенным же является Абу Убайда ибн аль-Джаррах”». Этот хадис передалАхмад 1/18. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2154. Этот хадис передалАхмад 1/18.

Хороший хадис который передали имам Ахмад в своем «аль-Муснаде» (108, и 3/133), аль-Хаким в «аль-Мустадраке» (3/268). - прим. Абу Умара.

Передают со слов ‘Умара о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный день, когда ученых приведут к их Господу, Му’аз ибн Джабаль будет (уверенно) шагать впереди них». Этот хадис передал Ибн ‘Асакир. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» (№489).

То есть тем, кого он выбрал в качестве посланца. - Прим. Абу ‘Умара.

Этот хадис передали имам Ахмад (5/401), аль-Бухари (8/117-118/4381), Муслим (4/1880/2420), ат-Тирмизи (5/625/3796) и Ибн Маджах (1/48/135). - Прим. Абу ‘Умара.

Аль-Бухари (№3744) и Муслим (№2419), также см. Краткое изложение «Сахиха» аль-Бухари на русском языке (№1474). - Прим. Абу ‘Умара.

Этот хадис передали Ахмад (вкратце) (6/63) и Муслим (№2385). Так же его передал ат-Тирмизи (№3675) от ‘Абдуллы ибн Шакъикъа, который сказал: «Я спросил у ‘Аиши: “Кого из сподвижников посланника, да благословит его Аллах и приветствует, Аллаха он любил больше всех?”», и она перечислила их. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.

Ибн Хаджар сказал: «Его звали аль-Айхама» (4/948). - прим. Абу ‘Умара.

Ибн Хаджар сказал: «Его звали Абдуль-Масих» (4/948). - Прим. Абу ‘Умара.

См. «Мусаннаф» Ибн Абу Шейба (№38173). Также его привели ан-Насаи в своем сборнике «ас-Сунан аль-Кубра» (№8196), Ибн Маджах (№136) и аль-Хаким в «аль-Мустадраке» (3/267). - Прим. Абу ‘Умара.

Абу Мухаммад ‘Аббас ибн ‘Абдуллах ибн Абу ‘Иса, умер в 267 г. х., его «Джуз» издал доктор Айман Джасим ад-Дури, в ОАЭ, 2009. Хадис № 45. - Прим. Абу ‘Умара.

Аль-Хайсами сказал: «Этот хадис приводит Ахмад и в нем присутствует передатчик, который не назван по имени, а остальные передатчики его заслуживающие доверия». См. «Маджма’у-з-заваид» (№17853). Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад хадиса слабым. См. «Муснад Ахмад» (№1696).

То есть слабый хадис потому что аль-Хасан аль-Басри не видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует - Прим. Абу ‘Умара.

Он взял это из аятов (94: 5,6) где Аллах говорит: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение». Так как в арабском языке, слово «тягость» имеет артикль «العسر», это означает, что суть слова «тягость» в двух местах одна, а слово «облегчение» не имеет артикля, что означает, что суть слова «облегчение» в двух местах разная. Тогда за каждой тягостью наступает два облегчения.- Прим. Абу ‘Умара.

Сура «Али ‘Имран», аят 200.

Сура “аль-Хадид”, аят 20.

На самом деле в «Сунане» Абу Дауда этого сообщения нет (Книга «Сунан» Абу Дауда которую передал Абу Са’д ибн аль-А’раби, потеряна и имам аз-Захаби иногда ссылается на неё. А «Сунан» который есть сейчас у людей передал Абу ‘Али аль-Люлюи. - прим. Абу ‘Умара). Имам Абу Дауд приводит его в другой своей книге под названием «аз-Зухд» (с. 126,127). Иснад этого сообщения является слабым, так как в нем присутствует передатчик по имени ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Хафс ибн ‘Асым аль-‘Амри, который является слабым. Однако, с достоверным иснадом это сообщение приводят ‘Абду-р-Раззакъ (11/311), а по его пути Ахмад в своем «Зухде» (№230), Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (1/101) и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» (№10627), и так же нечто подобное передал Ибн аль-Мубарак в своем «Зухде» (№207). См. «Зухд» имама Абу Дауда ас-Сиджистани, (с. 127).

Этот хадис передали аль-Бухари «ат-Тарих» (4/1/21), ан-Насаи (1/311), ад-Дарими «Сунан» (2/15), Ибн Хузейма (3/194), аль-Хаким в «аль-Мустадраке» (3/265), аль-Байхакъи «ас-Сунан аль-Кубра» (4/270), Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» (3/6), имам Ахмад «аль-Муснад» (1/195,196), Абу Я’ля (2/180,181) и ат-Таялиси (31/227). Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Сильсиля ад-да’ифа» (№6438). Однако, шейх Шу’айб аль-Арнаут считал этот хадис хорошим. См. «Муснад» имама Ахмада (№1960, 1700, 1701). - Прим. Абу ‘Умара.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в сторону берега моря отряд из трёхсот человек, назначив их командиром Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха. Мы выехали (из Медины), а когда проделали часть пути и наши припасы стали подходить к концу, по приказу Абу ‘Убайды была собрана (вся остававшаяся у людей еда, и у нас набралось) две дорожные сумки фиников. После этого он стал выдавать нам каждый день понемногу, но в конце концов и (этих фиников почти) не осталось, и каждому из нас доставалось только по одному финику в день».

(Передатчик этого хадиса сказал): «Я спросил: “Какую же пользу может принести один финик?” (Джабир) ответил: “(Однако,) когда закончились (и финики), мы (сразу) почувствовали это! Достигнув (берега) моря, мы увидели там рыбу, подобную небольшой горе, и люди питались (её мясом) в течение восемнадцати дней, а потом Абу ‘Убайда приказал поставить на землю два её ребра, соединив их между собой в виде арки, и оседлать верблюдицу, которая прошла (под этими рёбрами) и не задела их”». В другой версии (этого хадиса сообщается, что Джабир), да будет доволен им Аллах, сказал: «Море выбросило нам животное, именуемое “‘анбар”, и мы полмесяца ели (его мясо) и натирались его жиром, пока наши тела (не пришли в своё обычное состояние)». В (третьей версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал): «Абу ‘Убайда сказал: “Ешьте”, а когда мы вернулись в Медину, то рассказали об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Ешьте (, ибо это -) удел, который послал (вам) Аллах, и угостите нас, если у вас (что-нибудь осталось)”, после чего один из (участников похода) принёс (пророку, да благословит его Аллах и приветствует, часть этой рыбы), и он отведал её». Этот хадис передал аль-Бухари (4360-4362). См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (№1605), пер. А. Нирша. - Прим. пер.

Эммаус (Никополь). «Тёплый источник», поселение, находившееся приблизительно в 30 км к западу от Иерусалима. - Прим. Абу ‘Умара.

Краска темно-красноватого цвета, изготавливаемая из растения с названием катм, которое произрастает в Йемене. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Лучшее, что можно использовать для окрашивания седины - это хна и катм”». Этот хадис передали Ахмад (5/147), Абу Дауд (№4205), ат-Тирмизи (№1753), ан-Насаи (8/139) и Ибн Маджах (№3622). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» (№2919), «Сильсиля ас-сахиха» (№1509), «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» (№1546).

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным.

Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой, рахимахуллах. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, — единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы, рахимахуллах, и более половины уммы Пророка Мухаммада и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов. Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность — все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе, рахимахуллах.

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха . В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка . Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд и почтенный хазрат Абу Хурайра .

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование имам. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамейн (Мекки и Медины).

Родословная
Нуман ибн Сабит ибн Зута ибн Мах (или ибн Марзубан) (расхождение во мнениях имеется только относительно формулировки, а не имени)

Год и место рождения
80-й год по хиджре, г. Куфа (Ирак).

Известные обращения к нему
Имам Азам / Абу Ханифа, рахимахуллах

Особенный факт
Единогласно признается, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был табиином. В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел имам. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.

Получение знаний
Начальные исламские знания имам Абу Ханифа, рахимахуллах, приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело.

Источник заработка:
Торговля шелком

Продолжение обучения
К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би, рахимахуллах, посоветовал имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, приобщиться к какому-нибудь ученому.

Не сумев ответить на вопрос о правильной процедуре развода в соответствии с Сунной, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, начал посещать собрания имама Хаммада, рахимахуллах, — ученика Анаса , покончив тем самым с участием в дебатах. Следующие десять лет он провел в качестве ученика имама Хаммада, рахимахуллах. Через два года в связи со смертью одного из своих родственников имам Хаммад, рахимахуллах, внезапно уехал на два месяца в Басру, оставив имама Абу Ханифу, рахимахуллах, продолжать его работу в Куфе. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, оставался учеником имама Хаммада, рахимахуллах, еще восемь лет.

Наиболее значимый учитель фикха
Имам Хаммад, рахимахуллах

Наиболее значимый учитель хадисов
Имам Амир Ша’би, рахимахуллах,

Количество переданных хадисов
4000 хадисов, из которых 2000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада, рахимахуллах.

Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа , рахимахуллах

Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.
Хадис должен исходить от Святого Пророка и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.

Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, не принимаются.

Краткий список учителей имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммад ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

Краткий список учеников имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Кади Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.

Труды имама Абу Ханифы , рахимахуллах

«Китаб-уль-Асар» — труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов, «Алим-уаль-мута‘аллим», «Аль-Фикх аль-Акбар», «Джами’уль Масанид», «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.

Качества имама Абу Ханифы , рахимахуллах :

Беспристрастность
Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость
Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу, рахимахуллах, прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа, рахимахуллах, спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу, рахимахуллах, и он простил должнику его долг.

Отзывчивость
Однажды, находясь в мечети, имам услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, имам ежедневно навещал его, ухаживая за ним.

Манеры
Имам никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну ас-Саури, рахимахуллах, что он никогда не слышал, как имам злословил о ком-то. Суфьян, рахимахуллах, ответил: «Абу Ханифа, рахимахуллах, не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».

Воздержанность и богобоязненность
Передают: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отдыхал в ночные часы».

Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа, рахимахуллах, плакал и взывал к Аллаху».

«В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа).
Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан , Тамин Дари , Саид ибн Джубайр, рахимахуллах, и имам Абу Ханифа, рахимахуллах.

Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.
Сорок лет подряд имам Абу Ханифа, рахимахуллах, совершал намаз фаджр с омовением, которое он брал для намаза иша.

Количество хатмов Корана каждый Рамадан
Шестьдесят

Количество совершенных им хаджей
Пятьдесят пять

Испытания и невзгоды

Испытание первое
Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как имам не хотел помогать в порочных делах).

Последствия отказа
Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз, ежедневно в течение 11 дней подряд.

Испытание второе
Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.

Последствия отказа
Заключение в темницу и жестокое избиение.

Продолжение испытания
Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от имама пересмотреть свое решение. В конце концов, имам поклялся Аллахом, что не примет его.

Последствия
С имама сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.

Положение при наступлении смерти
Саджда

Возраст и дата смерти
В возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или в Шавваль).

Похороны
Было проведено шесть джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.

Имя и родословная

Выдающегося ученого, хафиза, моря знаний, мухадиса и факиха, имама Аль-Аджурри звали Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн АбдуЛлах Аль-Аджурри аль-Багдади. Он происходил из близлежащего к Багдаду села Аль-Аджурр, которое на сегодняшний день осталось лишь в виде руин, как об этом упомянул Якут аль-Хамави .

Рождение и приобретение знаний

Как уже было сказано, имам родился в селе Аль-Аджур близ Багдада. Источники не указывают точную дату рождения имама, однако есть единогласное мнение относительно даты его смерти. Исходя из этого, а также из возраста имама при его смерти, можно вывести примерную дату рождения Аль-Аджурри. Одна из версий гласит, что возраст имама при его смерти составлял около 93 лет. Следовательно, примерной датой его рождения будет 264 год по хиджре. Также есть версия, что он родился в 280 году. Однако, точно утверждать о достоверности этих дат не возможно.

С ранних лет Абу Бакр аль-Аджурри начал приобретать знания в области хадиса и других шариатских наук в своем родном селе. После окончания учебы в селе он переселился в Багдад, где продолжил обучение. В начале он обучался у таких шейхов, как шейх Ибрахим аль-Кашши , АбдуЛлах ибн Хасан ибн Аби Шуайб, Муса ибн Ибрахим аль-Хаммаль и другие. Они стали его основными шейхами.
После переезда в Багдад он продолжил свой путь знаний и обучался у самых великих мухаддисов и шейхов своего времени. Среди них Абу Мухаммад Яхья ибн Са’ид аль-Хами .

В Багдаде он обучался, а в последствии и преподавал до 330 года хиджры, после чего переехал Мекку, где провел, обучаясь и обучая, около 30 лет. Там он и покинул этот мир.

Его шейхи

Абу Муслим Ибрахим ибн АбдуЛЛах аль-Кашши или аль-Каджи (ум. 292)

Абу-ль Аббас Ахмад ибн Умар ибн Муса аль-Каттан (ум. 304)

Абу Шуайб аль-Хаддани

Абу Халифа аль-Фадль ибн Хаббаб

Аль-Хафиз Абу Саид аль-Муфаддыль ибн Хаббаб аль-Джунди (ум. 308)

Харун ибн Юсуф ибн Зияд

Касим ибн Закарийа аль-Багдади (ум. 305)

Абу Бакр ибн Аби Дауд ибн Сулейман ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани (ум. 316)

Джаафар ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Фирьяби ат-Турки (ум. 301)

Помимо всех вышеупомянутых шейхов имам Абу Бакр аль-Аджурри обучался у многих других признанных ученых своего времени, перечислить которых в одной статье будет сложно.

Его ученики

Хафиз Абу Нуайм Ахмад ибн АбдуЛЛах аль-Исбахани (ум. 404), автор книги «Хилья».

Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн аль-Муфаддыль аль-Каттан

Абу-ль Хасан аль-Хаммами

Абду-р-Рахман ибн Умар ибн ан-Нуххас

Али ибн Ахмад аль-Мук’ри

Махмуд ибн Умар аль-‘Акбари

Абу-ль Касым Абду-ль Малик ибн Мухаммад ибн АбдуЛЛах ин Башран аль-Багдади (ум. 403)

Слова ученых о нем

Имам Аз-Захаби сказал о нем: «Имам, мухаддис, предводитель, шейх почтенной мечети аль-Харам. Он был правдивым, благим, поклоняющимся Аллаху и следующим сунне посланника Аллаха». А также он сказал о нем в книге «Аль-Улювв»: «Аль-Аджурри был асаритом с хорошими произведениями».

Сказал Ибн аль-Муфлих аль-Ханбали: «Он был из факихов и больших ученых».

Ас-Суюты сказал о нем: «Он был знающим (алимом), практикующим свои знания, следующим сунне посланника Аллаха, религиозным, заслуживающим доверия».

Сказал Якут аль-Хамави : «Он был заслуживающим доверия, составил много произведений, преподавал в Багдаде, а потом переехал в Мекку, где жил до своей смерти».

Сказал Ан-Надим : «Он был одним из праведных, поклоняющихся рабов Аллаха. Он был из тех, кто поселился в Мекке».

Аль-Хатыб сказал: «Аль-Аджурри был правдивым, заслуживающим доверия, религиозным. Он составил много трудов».

Его произведения

Аль-арбаина фи-ль хадис. Сборник хадисов.

Ахбару Умар ибн Абду-ль Азиз

Ахляку хамаляти-ль Кур’ан

Ахкаму н-ниса

Ахляку-ль уляма

Аш-Шариа. Его блестящий труд по акиде праведных предшественников (ас-саляфу с-салих).

Аль-Гураба мина-ль муъминин

Адабу н-нуфус

Мухтасару-ль фикх

Ан-Насыха

Тахриму ан-нарди уа ш-шатрандж

Фарду-ль ильм

Его смерть

Исламские ученые и историки единогласны в том, что смерть величайшего ученого исламской уммы, факиха, мухаддиса, хафиза, предводителя ученых своего времени, Абу Бакра аль-Аджурри приходится на 360 год по хиджре. Всевышний Аллах забрал его душу в досточтимой Мекке, в пятницу, первого числа месяца аль-мухаррам. Похоронен имам был там же, в городе Мекка.

Да воздаст Аллах благом от Ислама и всех мусульман имаму Абу Бакру аль-Аджурри и сделает его наследие полезным для всех мусульман!

Абу Бакр ас-Сиддик

(ум. в 13/634)
ближайший сподвижник и друг пророка Мухаммада, выдающийся общественный и политический деятель, первый Праведный халиф. Пророк называл его Абдуллой, аль-Атиком и ас-Сиддиком. Он роисходил из племени Тайм. Его отца звали Абу Хулафа Осман, а мать - Умм аль-Хайр Сальма. Абу Бакр одним из первых принял Ислам и всю свою оставшуюся жизнь посвятил его идеалам. Он родился за два года до года Слона (572 г.). Он был добропорядочным человеком, занимался торговлей одеждой и тканью. На этом деле приобрел большое состояние в 40 000 дирхем (арабская серебреная монета), которое полностью потратил на нужды мусульманской общины. Абу Бакр был близким другом пророка Мухаммада и не расставался с ним на протяжении всей своей жизни. При решении многих жизненно важных проблем пророк часто советовался с Абу Бакром. Арабы даже прозвали его «визирем пророка». Они были почти ровесниками. С самого начала пророчества Мухаммада, Абу Бакр верил каждому его слову. Например, когда пророк объявил о том, что он за одну ночь совершил путешествие из Мекки в Кудс (Иерусалим), откуда состоялось его знаменитое вознесение (См. Исра и Мирадж), Абу Бакр первым объявил, что он верит каждому слову Мухаммада, за что тот назвал его ас-Сиддиком (верным). Находясь в Мекке, Абу Бакр приложил большие усилия для развития мусульманской общины. Он занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, выкупал у язычников невольников, которые подвергались с их стороны мучениям. В числе этих невольников были Билал, Хаббаб, Лубайна, Абу Фукайха, Амир и другие. После начала гонений на мусульман в Мекке, пророк Мухаммад решил отправить Абу Бакра в Эфиопию, куда отправилась значительная часть мусульман. Он выехал в путь, но по дороге встретил одного из влиятельных племенных лидеров Ибн Дукунну, который взял его под свое покровительство и они вместе вернулись в Мекку. Вернувшись в город, Абу Бакр отказался исповедовать веру втайне и продолжил свою активную деятельность, чем вызвал неодобрение Ибн Дукунны. Поэтому он отказался от его покровительства. Спустя 13 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада началась знаменитая хиджра (переселение) мусульман из Мекки в Медину. Одним из последних Мекку покинул пророк Мухаммад, который выехал в направлении Медины вместе с Абу Бакром. Они вместе находились в пещере Саур, где укрылись от преследовавших их язычников. Этот эпизод жизни Абу Бакра нашел отражение в аяте Корана: «Вот они оба были в пещере, вот говорит он своему спутнику: “Не печалься, ведь Аллах с нами”» (9: 40). После прибытия в Медину, пророк Мухаммад породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Аише. В этом городе Абу Бакр продолжил свою активную деятельность и участвовал во всех важных делах общины. Он, вместе с пророком и другими мусульманами, закладывал основы первой в истории мусульманской государственности. Абу Бакр принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре, Хунайне и других сражениях. Абу Бакр был настолько предан идеалам Ислама, что в битве при Бадре бился со своим родным сыном Абд ар-Рахманом, который остался язычником и выступил против мусульман. В конце жизни, пророк Мухаммад, по состоянию здоровья, не мог возглавлять коллективные молитвы. Поэтому он поручил их проведение Абу Бакру. Именно это обстоятельство стало одним из решающих при выборе Абу Бакра первым Праведным халифом, так как руководство в Божественном деле (молитве), которое было передано ему пророком, означало руководство и земными делами. После смерти пророка Мухаммада в 11/632 году, ансары (мединские мусульмане) были обеспокоены дальнейшей судьбой молодого мусульманского государства и срочно собрались на месте собрания (сакифе) мекканской семьи Бану Саида. В основном это были хазраджиты, составлявшие большинство ансаров. Они единогласно выступили за выдвижение халифом своего лидера Саада ибн Убады. Узнав о собрании ансаров в сакифе Бану Саида, Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн Хаттаб и Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах срочно прибыли туда. В результате дебатов, им удалось убедить ансаров в том, что мухаджиры (мекканские мусульмане) также заинтересованы в дальнейшем укреплении государства и обеспечении безопасности его граждан. Тогда ансары согласились выбрать халифа от представителей племени Курайш, как и было завещано пророком Мухаммадом. Тогда, взявший слово Абу Бакр, выразив свое удовлетворение дебатами выдвинул кандидатуру Омара ибн Хаттаба в качестве халифа. Однако, в ответной речи Омар и Абу Убайда сказали, что сам Абу Бакр более всех достоин звания первопреемника пророка. Они напомнили ему о том, что именно он был спутником пророка в пещере Саур и подвергал свою жизнь опасности ради него. Они еще раз напомнили ему о том, что именно его пророк назначил руководить коллективной молитвой в тот момент, когда сам он был не в состоянии это сделать. Сказав это, Омар взял за руку Абу Бакра и присягнул ему на верность в качестве халифа. Вслед за ним это сделали Усайд ибн Худайр и Башир ибн Саад. Затем Абу Бакру присягнули все присутствующие. Таким образом, 12 Раби (I) 11 года хиджры Абу Бакр был избран первым Праведным халифом. На второй день после своего избрания, халиф Абу Бакр принял присягу со стороны народа в мечети Медины. Что же касается Саада Убады, то, чуть позже, и он присягнул халифу, а затем отправился в Сирию, где погиб в одном из сражений. Несмотря на то, что Абу Бакр был халифом всего лишь 2 года, 3 месяца и 10 дней, ему удалось сделать такие решительные шаги в деле укрепления религии и мусульманской государственности, что значение и роль этого человека в истории Ислама невозможно переоценить. Одной из самых больших заслуг Абу Бакра в качестве халифа, было сохранение и укрепление мусульманской государственности. Сразу после его избрания халифом, активизировались силы, которые были заинтересованы в развале Халифата. В основном эти действия исходили от различных лидеров племен, которые хотели вернуть Аравию в то состояние племенной раздробленности, которое было в доисламский период. Они также не желали подчиняться центральной власти и платить в казну государства налоги, отказавшись от уплаты закята. Однако уплата закята была одной из основ исламской веры, исполнение которой обязательно для всех мусульман. Поэтому сепаратистские действия некоторых арабских племен были расценены как вероотступничество (ридда). Более того, в различных областях Аравии активизировалась деятельность таких лжепророков, как Мусайлима, Тулайха, аль-Асвад, Саджах. Несмотря на всю сложность политической обстановки в государстве, халиф Абу Бакр с самого начала своего правления занял самую решительную позицию в борьбе с вероотступниками. Отказавшись даже от самых малейших уступок, он начал с ними войну. В результате решительных действий, все вероотступники были разгромлены. Халифат снова стал единым и сильным государством, способным отразить любую внешнюю агрессию. Успех в войнах с вероотступниками позволил мусульманам начать военные действия в Ираке и Сирии против персидских и византийских войск, которые не желали усиления мусульманского государства и активно поддерживали вероотступников. С этого времени начались первые мусульманские завоевания. Мусульманская армия разгромила в Ираке персов. В самом конце правления Абу Бакра войска Халифата на сирийском направлении подошли к реке Ярмук, где началась крупная и судьбоносная для всей дальнейшей истории битва с крупными силами Византийской империи. В самый разгар битвы при Ярмуке мусульманская армия получила известие о кончине Абу Бакра. Он был похоронен возле могилы пророка Мухаммада. Перед смертью, он завещал пост главы государства Омару ибн Хаттабу, который и стал после него вторым Праведным халифом. Будучи халифом, Абу Бакр вел очень скромный образ жизни, имел лишь скудное жалование из государственной казны и земельный участок возле Медины. Согласно его завещанию, пятая часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть была поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну. Абу Бакру также принадлежит заслуга собрания Корана в единую книгу. Он поручил Зейду ибн Сабиту - одному из секретарей пророка Мухаммада, проделать эту работу. Собранный экземпляр Корана был отправлен к жене пророка Хафсе, где хранился до периода правления третьего Праведного халифа Османа, который создал комиссию, во главе с тем же Зейдом ибн Сабитом, для окончательной редакции Корана и размножению его экземпляров.


Фото: Ropi / Zuma / Globallookpress.com

Будущий халиф Ибрагим Аввад Ибрагим аль-Бадри родился в иракском городе Самарра, к северу от Багдада, в 1971 году. Власть в стране тогда принадлежала панарабской секуляристской партии левого толка «Баас».

Отец Ибрагима, Аввад, активно участвовал в религиозной жизни общины и преподавал в местной мечети. Именно там его сын сделал первые шаги в качестве богослова: он собирал соседских мальчишек, и они вместе читали Коран.

Баасисты не поощряли активное распространение религии, но и не боролись с ней. Некоторые родственники Ибрагима даже вступили в ряды правящей партии. Два дяди будущего халифа работали в спецслужбах президента Саддама Хусейна; один из его братьев был офицером саддамовской армии, а другой брат погиб на ирако-иранской войне. Сам Ибрагим к началу конфликта был слишком молод, чтобы принять в нем участие.

С 1993 года иракский лидер начал «кампанию по возврату к вере»: в стране закрывались ночные клубы, запрещалось публичное употребление алкоголя, ограниченно вводились нормы шариата (например, за воровство стали рубить руки).

Когда пришло время определяться с высшим образованием, Ибрагим аль-Бадри попытался поступить в Багдадский университет на юридический факультет, но его подвели плохое знание английского и неважные оценки. В результате он пошел на богословский факультет, а потом поступил в Университет исламских наук, где получил степень магистра по кираатам (школам публичной декламации Корана).

Во время обучения в магистратуре по настоянию дяди Ибрагим вступил в ряды «Братьев-мусульман». Эта наднациональная исламистская организация выступала за создание религиозных исламских государств, однако в большинстве стран ее последователи избрали осторожную тактику и не поддерживали вооруженную борьбу с властями. Аль-Бадри такие идеи казались слишком мягкими - он называл их последователей людьми слов, а не дела, и будущий халиф быстро примкнул к наиболее радикальным членам организации.

Получив степень магистра в 2000 году, аль-Бадри поселился в маленькой квартире в бедном районе Багдада, рядом с мечетью. За четыре года он успел сменить двух жен и стать отцом шестерых детей.

В 2004 году аль-Бадри арестовали американцы - он зашел в гости к другу, находившемуся в розыске. Будущий халиф попал в фильтрационный лагерь «Кэмп Букка», где оккупационная администрация содержала подозрительных иракцев. Им не запрещали отправлять религиозные ритуалы, и этим будущий халиф умело пользовался: читал лекции о религии, проводил пятничные молитвы и давал пленникам наставления в соответствии со своим толкованием ислама.

Заключенные рассказывали, что «Кэмп Букка» превратился в настоящую академию джихадизма. «Обучи его, внуши идеологию и укажи дальнейший путь, чтобы на момент освобождения он стал полыхающим пламенем», - так описал один из бывших зэков стратегию исламских богословов внутри фильтрационного лагеря по отношению к каждому новоприбывшему.

После выхода на свободу аль-Бадри связался с людьми «Аль-Каиды в Ираке», которые посоветовали ему перебираться в Дамаск. В сирийской столице у него была возможность, помимо работы на террористов, закончить диссертацию. Тогда в рядах джихадистов начался конфликт, который привел к трансформации иракской ветви «Аль-Каиды» в жестокое «Исламское государство Ирак». Аль-Бадри назначили руководителем религиозного направления в иракских «провинциях» организации. Территории у халифата тогда не было, поэтому в основном Ибрагим занимался разработкой пропагандистской стратегии и следил, чтобы боевики четко исполняли религиозные предписания.

В марте 2007 года он вернулся в Багдад, где защитил диссертацию и стал доктором корановедения. Его научный успех привлек внимание тогдашнего лидера «Исламского государства Ирак» Абу Айюба аль-Масри, и тот сделал аль-Бадри главой Шариатского комитета - то есть ответственным за всю религиозную работу террористической организации.

В 2013-м группировка начала участвовать в боевых действиях на территории Сирии и изменила название на «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), а после блицкрига лета 2014-го сократила его до «Исламского государства». Тогда же Аввад Ибрагим аль-Бадри объявил себя халифом, окончательно превратившись в Абу Бакра аль-Багдади.

За голову Абу Бакра аль-Багдади американские власти обещают 10 миллионов долларов: на принадлежащем Госдепартаменту сайте rewardsforjustice он назван псевдонимом Абу Дуа. Несмотря на то что в денежном эквиваленте лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири оценен почти в два раза дороже, после смерти Осамы бен Ладена именно самопровозглашенный халиф и главарь ИГ Абу Бакр считается сегодня «террористом номер один».