Ян жижка вошел в историю под прозвищем. Ян Жижка - чешский полководец и политический деятель

Презентация Морозовой Марии 6-а класс ГБОУ г.Москвы «Школа № 1371 с углубленным изучением английского языка Руководитель: Кузякова Г.В., учитель истории и обществознания Ян Жижка

Жижка Ян (около 1360-1424), чешский полководец и политический деятель. Родился в обедневшей дворянской семье. В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе Вацлава IV . В 1410 Жижка в составе чешских добровольцев сражался под знаменами Ягайло и Витовта против немецких крестоносцев (Грюнвальдская битва, где лишился левого глаза) , затем участвовал в походах венгров против турок и отличился в войне англичан против французов. Биография

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став одним из лидеров, очень скоро превратился в грозу врагов. Он организовал плохо вооружённые отряды крестьян и устроил укрепленный лагерь. Во главе 4000 человек Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков перед Прагой (рядом с которой впоследствии было основано селение Жижков, ныне часть Праги) 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города; в ноябре он снова разбил императорские войска при Панкраце и овладел крепостью Вышеград. Военная карьера

Победам Жижки способствовала внедрявшаяся им в войска твёрдая дисциплина. Он первым начал применять артиллерию как полевое оружие, окончательно отняв боевые преимущества у рыцарской конницы. Жижка был одним из авторов военной тактики таборитов. Именно он придумал использовать вагенбург – скрепленные цепями повозки в качестве оборонительного укрепления и захвата плацдарма для последующих атак. По другим данным эта тактика была им взята у кочевых народов южнорусских племен. Ум ведет к победе

Потеряв второй глаз, слепой Жижка продолжал руководить войском и сам участвовал во всех битвах, перевозимый в повозке на виду у всего войска. В 1422 он одержал блистательную победу над Сигизмундом при Дойчброде и вторгся в Моравию и Австрию, предавая все на пути разрушению.

В 1423-1424 годах Жижка разошелся с руководством умеренных гуситов. Поэтому не менее жестоко Жижка преследовал пражан или каликстинов и в 1424 занял Прагу. В том же году он умер от чумы при осаде Пршибыслава. Превосходный полководец, неустрашимый, с железной волей, Жижка был крайне жесток при расправе с врагами; сохранилось много рассказов о его мрачном характере и суровости. Из-за его мрачности, слепоты на оба глаза и умению побеждать врагов, он некоторое время носил прозвище «Страшный слепец». Внезапная смерть

Некоторые говорят, что Жижка, умирая от чумы, завещал, чтобы с него сняли кожу и натянули на военный барабан, чтобы и после он смог наводить ужас на врагов. Завещание

Спасибо за внимание!

Родился в обедневшей дворянской семье.

В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе Вацлава IV .

В 1410 Жижка в составе чешских добровольцев сражался под знаменами Ягайло и Витовта против немецких крестоносцев (Грюнвальдская битва , где лишился левого глаза), затем участвовал в походах венгров против турок и отличился в войне англичан против французов.

Перед тем как примкнуть к гуситам, в течение нескольких лет Жижка возглавлял шайку разбойников, действовавшую на одном из трактов в Чехии. Спустя некоторое время он был амнистирован королем и вновь принят на службу.

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став одним из лидеров, очень скоро превратился в грозу врагов. Он организовал плохо вооружённые отряды крестьян и устроил укрепленный лагерь. Во главе 4000 человек Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков перед Прагой (рядом с которой впоследствии было основано селение Жижков, ныне часть Праги) 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города; в ноябре он снова разбил императорские войска при Панкраце и овладел крепостью Вышеград.

Потеряв при осаде замка Раби свой второй глаз, слепой Жижка продолжал руководить войском и сам участвовал во всех битвах, перевозимый в повозке на виду у всего войска. В 1422 он одержал блистательную победу над Сигизмундом при Дойчброде и вторгся в Моравию и Австрию, предавая всё на пути разрушению.

Жижка был одним из авторов военной тактики таборитов. Именно он придумал использовать вагенбург - скрепленные цепями повозки в качестве оборонительного укрепления и захвата плацдарма для последующих атак. По другим данным эта тактика была им взята у кочевых народов южнорусских степей - половцев, печенегов, древних болгар, хазар и хуннов, которые ее использовали задолго до этого. Гуситская телега представляла собой прообраз более поздних боевых машин, казацких возов, тачанок времен Русской Гражданской Войны начала XX века и современных танков. Экипаж состоял из 8-14 человек, среди которых были два арбалетчика, несколько копейщиков, два бойца, управлявшихся с лошадьми, несколько человек, поддерживавших щиты, и собственно десант. Жижка также разработал полевой устав для гуситского войска.

В 1423-1424 годах Жижка разошелся с руководством умеренных гуситов. Поэтому не менее жестоко Жижка преследовал пражан или каликстинов и в 1424 занял Прагу. В том же году он умер от чумы при осаде Пржибыслава. Превосходный полководец, неустрашимый, с железной волей, Жижка был крайне жесток при расправе с врагами; сохранилось много рассказов о его мрачном характере и суровости. Из-за его суровости, мрачности, слепоты на оба глаза и умения побеждать врагов наголову он некоторое время носил прозвище «Страшный слепец».

Его похоронили в Чаславе и над гробницей повесили его любимое оружие - железную палицу. В 1623 по приказанию императора гробница Жижки была разрушена и останки его выброшены.

Память

  • В ему воздвигнут памятник близ Пршибыслава .
  • Жизнь Жижки, ставшего персонажем народной поэзии, изложена Альфредом Мейснером (нем. Alfred Meißner ) в поэме «Zizka» / «Ziska» (7 изд. ).

Литература

  • Millauer, «Diplomatisch-historische Aufsätze über Job. Z.» ();
  • Tomek, «J. Žižka» (на чешском языке , ; нем. пер. Prohazka, ).
  • `Всё так` с Натальей Басовской: Ян Жижка - патриот и полководец («Эхо Москвы»)

В компьютерных играх

Персонаж Яна Жижки встречается в игре Medieval total war, как командующий главных войском повстанцев за восстановление Польши, он был показан в 1427 игровом году, как раз в конце игры.

Ссылки

  • Ян Жижка - патриот и полководец . Программа «Эха Москвы» из цикла «Всё так»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1360 году
  • Родившиеся в Южночешском крае
  • Умершие 11 октября
  • Умершие в 1424 году
  • Умершие в Пршибиславе
  • Родившиеся в 1360-е годы
  • Военачальники Чехии
  • Гуситы
  • Слепые
  • Умершие от чумы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жижка, Ян" в других словарях:

    Жижка Ян - Жижка Ян. С картины Р. Бема Жижка Ян. С картины Р. Бема Жижка Ян () национальный герой чешского народа, полководец, активный участник гуситского движения. После образования Табора стал одним из видных его руководителей и военачальников. Жижка… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (1360 1424 гг.) национальный герой чешского народа, полководец, активный участник гуситского движения. После образования Табора стал одним из видных его руководителей и военачальников. Жижка руководил боевыми операциями по защите гуситской Чехии… … Исторический словарь

    Жижка (Žižka) Ян (около 1360, Троцпов, Южная Чехия, 11.10.1424, Пршибислав), деятель гуситского революционного движения, полководец, национальный герой чешского народа. Происходил из среды мелких дворян. Сражался в Грюнвальдской битве 1410. С… … Большая советская энциклопедия

    Фамилия. Известные носители: Жижка, Ян (1360 1424) знаменитый вождь гуситов, полководец, национальный герой чешского народа. Жижка, Михаил Васильевич (1903 ?) советский литератор, историк; автор книг «Радищев» и «Емельян Пугачёв». См. также… … Википедия

    ЖИЖКА, жишка муж., твер. ост. (чухонское сига?) поросенок, порося. Скликают поросят: жуга, жугюшка. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

, Священная Римская империя

Место смерти:

Биография

Родился в обедневшей дворянской семье.

В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе Вацлава IV .

По неподтверждённым данным, в 1410 Жижка принимал участие в битве при Грюнвальде на стороне Ордена немецких рыцарей, затем участвовал в походах венгров против турок и отличился в войне англичан против французов.

Перед тем как примкнуть к гуситам, в течение нескольких лет Жижка возглавлял шайку разбойников, действовавшую на одном из трактов в Чехии. Спустя некоторое время он был амнистирован королём и вновь принят на службу.

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став одним из лидеров, очень скоро превратился в грозу врагов. Он организовал плохо вооружённые отряды крестьян и устроил укрепленный лагерь. Во главе 4000 человек Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков перед Прагой (рядом с которой впоследствии было основано селение Жижков, ныне часть Праги) 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города; в ноябре он снова разбил императорские войска при Панкраце и овладел крепостью Вышеград.

Его похоронили в Чаславе и над гробницей повесили его любимое оружие - железный шестопёр . В 1623 году по приказанию короля Фердинанда II Габсбургского гробница Жижки была разрушена и останки его выброшены.

Память

  • Наиболее известные памятники Яну Жижке на территории Чехии находятся в Праге (в составе Национального памятника на Виткове , 1929-1933 годы), в Троцнове (Памятник Яну Жижке , Боровани , 1958-1969 годы), близ Судомержа (район Страконице , 1925 год), близ Пршибислава (1874 год), а также в Таборе.
  • Жизнь Жижки, ставшего персонажем народной поэзии, изложена Альфредом Мейснером (нем. Alfred Meißner ) в поэме «Zizka» / «Ziska» (7 изд. ).
  • Ян Жижка запечатлён на знаменитой картине Яна Матейко «Грюнвальдская битва» .

В художественной литературе

  • Персонаж Яна Жижки упоминается в трилогии Анджея Сапковского «Сага о Рейневане » как один из предводителей гуситского движения в Чехии во время Гуситских войн . Также упоминается в романе Ж. Санд «Консуэло».
  • Яну Жижке посвящён исторический роман Сергея Александровича Царевича "За отчизну", вышедший в издательстве "Детская литература" в 1971 году

В кинематографе

  • «Война за веру: Магистр » / «Jan Hus» (Чехословакия ; 1954) режиссёр Отакар Вавра , в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек .
  • «Война за веру: Полководец » / «Jan Žižka» (Чехословакия; 1957) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Война за веру: Против всех » / «Proti vsem» (Чехословакия; 1958) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Крестоносцы » / «Krzyzacy» (Польша ; ) режиссёр Александр Форд , в роли Яна Жижки - Тадеуш Шмидт .
  • «На боевой повозке Жижки» / Чехословакия

В компьютерных играх

  • Персонаж Яна Жижки встречается в игре Medieval: Total War , как командующий главных войском повстанцев за восстановление Польши, он был показан в 1427 игровом году, как раз в конце игры.

Напишите отзыв о статье "Жижка, Ян"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жижка, Ян

Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ян Жижка
Jan Žižka
Фрагмент конной статуи Яна Жижки в составе . Богумил Кафка.
Фрагмент конной статуи Яна Жижки в составе Национального памятника на Виткове . Богумил Кафка .
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ян Жижка. Гравюра.

Биография

Родился в обедневшей дворянской семье.

В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе Вацлава IV .

По неподтверждённым данным, в 1410 Жижка принимал участие в битве при Грюнвальде на стороне Ордена немецких рыцарей, затем участвовал в походах венгров против турок и отличился в войне англичан против французов.

Перед тем как примкнуть к гуситам, в течение нескольких лет Жижка возглавлял шайку разбойников, действовавшую на одном из трактов в Чехии. Спустя некоторое время он был амнистирован королём и вновь принят на службу.

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став одним из лидеров, очень скоро превратился в грозу врагов. Он организовал плохо вооружённые отряды крестьян и устроил укрепленный лагерь. Во главе 4000 человек Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков перед Прагой (рядом с которой впоследствии было основано селение Жижков, ныне часть Праги) 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города; в ноябре он снова разбил императорские войска при Панкраце и овладел крепостью Вышеград.

Его похоронили в Чаславе и над гробницей повесили его любимое оружие - железный шестопёр . В 1623 году по приказанию короля Фердинанда II Габсбургского гробница Жижки была разрушена и останки его выброшены.

Память

  • Наиболее известные памятники Яну Жижке на территории Чехии находятся в Праге (в составе Национального памятника на Виткове , 1929-1933 годы), в Троцнове (Памятник Яну Жижке , Боровани , 1958-1969 годы), близ Судомержа (район Страконице , 1925 год), близ Пршибислава (1874 год), а также в Таборе.
  • Жизнь Жижки, ставшего персонажем народной поэзии, изложена Альфредом Мейснером (нем. Alfred Meißner ) в поэме «Zizka» / «Ziska» (7 изд. ).
  • Ян Жижка запечатлён на знаменитой картине Яна Матейко «Грюнвальдская битва» .

В художественной литературе

  • Персонаж Яна Жижки упоминается в трилогии Анджея Сапковского «Сага о Рейневане » как один из предводителей гуситского движения в Чехии во время Гуситских войн . Также упоминается в романе Ж. Санд «Консуэло».
  • Яну Жижке посвящён исторический роман Сергея Александровича Царевича "За отчизну", вышедший в издательстве "Детская литература" в 1971 году

В кинематографе

  • «Война за веру: Магистр » / «Jan Hus» (Чехословакия ; 1954) режиссёр Отакар Вавра , в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек .
  • «Война за веру: Полководец » / «Jan Žižka» (Чехословакия; 1957) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Война за веру: Против всех » / «Proti vsem» (Чехословакия; 1958) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Крестоносцы » / «Krzyzacy» (Польша ; ) режиссёр Александр Форд , в роли Яна Жижки - Тадеуш Шмидт .
  • «На боевой повозке Жижки» / Чехословакия

В компьютерных играх

  • Персонаж Яна Жижки встречается в игре Medieval: Total War , как командующий главных войском повстанцев за восстановление Польши, он был показан в 1427 игровом году, как раз в конце игры.

Напишите отзыв о статье "Жижка, Ян"

Примечания

Литература

  • Жишка, Иоанн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жижка, Ян

– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
– Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
– Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
– Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.

Дата публикации: 2012-09-08

Гуситские войны - военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними, происходившие в Чехии в период с 1419 по 1434 год.

Гуситское войско, состоявшее в основном из добровольцев, нанесло множество поражений более крупным профессиональным армиям и отрядам тяжело вооружённых рыцарей германских, австрийских, венгерских, польских и итальянских феодалов.

Первоначально гуситы сплочённо воевали против католиков, организовавших на них серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренных (чашников), примирившихся с католиками, и радикалов (таборитов), потерпевших поражение.

Гуситские войны, в сущности, не принесли каких-либо значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошили Центральную Европу и серьёзно подорвали хозяйственную жизнь чешских земель. В этой войне, в отличие от всех предыдущих крупных вооружённых конфликтов на территории Европы, широко использовалось ручное огнестрельное оружие.

содержание:

Зарождение гуситского движения

Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как в Прагу пришло известие о казни проповедника Яна Гуса , - на Констанцском соборе, 6 июля 1415 года.

Ян Гус отправился в Констанц по приглашению Сигизмунда (император СРИ), «чтобы защитить свою нацию от нареканий в ереси» и лично ознакомить «уважаемых представителей католической Церкви» с его учением и взглядами. Безопасность визита гарантировала специальная охранная грамота, выданная Сигизмундом. Таким образом, в казни Гуса чехи видели оскорбление своей национальной чести, объявление их всех скопом еретиками, поскольку многие из них не слышали ничего богопротивного в справедливых словах Гуса, а самого Гуса считали праведником. Особенно при этом они негодовали на императора - за то, что он нарушил охранную грамоту.

На многолюдном сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против убийства Гуса, в котором заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников».

Получив протест, Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших его, а 30 мая 1416 года осудил и предал сожжению Иepoнима Пражского, сподвижника Яна Гуса. Кроме того, на Соборе отдельно обсудили и объявили ересью участившуюся в Чехии самовольную практику священников, сочувствовавших Яну Гусу, после причастия допускать мирян к чаше с кровью Христовой. По обычаю, установившемуся пару сотен лет назад, пригублять из чаши позволялось только священникам.

Возмущение этими решениями Собора стало выливаться в беспорядки в Чешском королевстве. Пользуясь установленной чешским сеймом свободой проповеди, сторонники «причащения обоими видами», - то есть не только хлебом, но и вином, как о том прямо говорится в Писании, - призывали верующих «стоять за правду», собирая толпы слушателей. Зачастую стихийные собрания заканчивались нападениями на местные монастыри или изгнанием верных Папе священников из церквей. «Чаша» стала всеобщим требованием сторонников неотложных реформ в чешской церкви, а позже - и символом всего гуситского движения. Император, занятый текущими политическими вопросами, писал гневные письма, обещая выжечь огнём и мечом гуситскую ересь. Он требовал немедленно вернуть приходы изгнанным священникам. Результат был обратно пропорциональным, гуситские проповеди привлекали всё больше людей, их речи становились всё резче и резче по отношению к Папе и его клиру.

Первая пражская дефенестрация

30 июля 1419 года произошли события, которые получили название Первая пражская дефенестрация (лат. «fenestra» - окно). В этот день в Праге после утренней мессы толпа прихожан-гуситов направилась к Новоместской ратуше с требованием освободить их ранее арестованных соратников, которые участвовали в уличных беспорядках. Принято считать (но достоверно неизвестно), что из ратуши кинули камень, который попал в святые дары (хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на утренней литургии). Такое неуважение окончательно разъярило толпу. Она ворвалась в ратушу и выбросила судью, бургомистра и ещё десяток чиновников в окно. Жертвы разбивались о мостовую, после чего толпа добивала их.

Смерть Вацлава IV

Поворотным событием, которое окончательно привело к началу массовых вооруженных выступлений стала смерть короля Вацлава IV 16 августа 1419 года (от сердечного приступа). Она означала, что чешский трон должен занять его сводный брат, всем ненавистный Сигизмунд .

Заметка. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин, - говорил Сигизмунд, - что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов».

Вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Гуситы изгоняли католических священников из церквей, грабили и жгли монастыри. Не успевших убежать монахов убивали.

Гуситы

Гуситы (чеш. husité) - последователи идей Яна Гуса. Гуситы представляли собой реформаторское религиозное движение, которое насквозь было пропитано политическими и социальными проблемами. В движении принимали участие представители различных социальных слоёв и идейно-политических направлений, преследовавшие различные цели. В связи с этим у гуситов вскоре произошел раскол на умеренных и радикальных.

Умеренные гуситы (чашники)

Панство и бюргерство составляли умеренное течение гуситства. Умеренные гуситы призывали к реформированию католической Церкви, требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке. Также они высказывались за секуляризацию (отчуждение церковного имущества), ослабление влияния Церкви на светские дела, стремились к ликвидации засилья в Чехии германских феодалов и германских городских общин.

Умеренных гуситов принято называть чашники , потому что главным у них было требование чаши для мирян (причащение и хлебом и вином, которые символизируют Тело и Кровь Господа). «Чаша» являлась для чехов символом братского единения и равенства в будущем. Другие названия чашников - каликстинцы (от лат. calix - чаша) и утраквисты (лат. utraque specie - под двумя видами).

Радикальные гуситы (табориты)

Бедный слой чешского народа - крестьяне, ремесленники и мещане - составляли радикальное течение гуситства. Их идеалом была демократическая республика. Радикальные гуситы отрицали Церковь во всех её проявлениях, а признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремёсла, сельское хозяйство и производство всего необходимого для войны.

Радикальные гуситы были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых некоторые равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.

Радикальные гуситы нуждались в собственной укреплённой базе. В начале 1420 года они нашли подходящее место - гору Табор в южной Богемии. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор. В последствии радикальные гуситы получили название табориты .

Неудивительно, что при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании. Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия.

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе радикальные гуситы воплощали следующим образом. Всякий приходящий встречался с одушевлением, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и другие, придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе.

Вандализм, с которым табориты разрушали церкви и их культурные богатства, уничтожали картины и скульптуры, объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства - духовенство, феодалы, богатые горожане - да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь, пышность при богослужении.

Четыре пражские статьи

В 1417–1420 годах в ходе диспутов на теологическом факультете Пражского университета была составлена гуситская политическая и религиозная программа под названием «Четыре пражские статьи». Основное содержание:

  • свобода проповедования «Слова Божьего»
  • причащение мирян под обоими видами (не только хлебом, но и вином)
  • запрет священникам быть одновременно представителем светской власти (это означало лишение церкви права владеть имуществом)
  • суровые наказания за смертные грехи (при этом к грехам причислялись и практикуемые католической церковью продажа индульгенций, продажа церковных должностей и другие)

Четыре пражские статьи были представлены в составе народного манифеста 27 мая 1420 императору Сигизмунду. Позже, в урезанном виде и с оговорками, «уничтожавшими их смысл», статьи легли в основу Пражских (Йи­глав­ских) компактатов.

Гуситские войны

В 1420–1433 годах гуситы успешно отразили пять крестовых походов номинально объединённых, но не сплочённых армий германских, итальянских и австрийских католиков. Это уникальный случай в мировой истории, когда войско, сформированное из простого народа, смогло столь длительный период противостоять профессиональным воинам. Гуситы не только оборонялись в пределах чешских земель, но и совершили несколько успешных походов в Силезию и Саксонию, один успешный набег в Тюрингию и северную Баварию, а также помогли полякам в борьбе с Тевтонским орденом.

Первый крестовый поход

1 марта 1420 года Папа Римский объявил крестовый поход против еретиков-гуситов. Сигизмунд (император СРИ) собрал войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, итальянских наёмников и ополчение из городов Силезии. В конце апреля его армия вторглась в Чехию. Пару месяцев происходили мелкие и средние стычки с гуситами, но ни одна из сторон не имела преимущества. Решающее сражение произошло 14 июля 1420 года на Витковой горе . Если бы армия Сигизмунда овладела этой горой, Прага оказалась бы в блокаде. Однако рыцарям не удалось преодолеть ров, вырытый на склоне горы, а контратака пехоты во главе с Жижкой отбросила их к подножью. В это время во фланг католического войска ударило пражское ополчение. Армия крестоносцев отступила. Хотя она и не потерпела крупного поражения, а лишь мелкую тактическую неудачу, между предводителями крестоносцев начались раздоры. Сигизмунд отступил. Вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов.

Заметка. В наше время Виткова гора имеет важное значение для чехов, здесь находится Национальный памятник.

Второй крестовый поход

Осенью 1421 года обострились противоречия между таборитами и чашниками. Единое гуситское войско фактически распалось. Воспользовавшись этим, Сигизмунд начал второй крестовый поход в Чехию. Пару месяцев происходили средние стычки, решающее сражение произошло 8 января 1422 года - Сигизмунд потерпел поражение у Габра. Несколько месяцев спустя на помощь таборитам прибыл 5–тысячный отряд из Великого княжества Литовского, отправленный Витовтом. Во главе отряда стоял Сигизмунд Корибутович, который позже будет провозглашён правителем Чехии.


Поход в Моравию и Венгрию

В 1423 году большое войско таборитов вторглось в Моравию и Венгрию. В середине октября оно вышло к Дунаю в районе Будапешта. Здесь гуситов встретила многочисленная венгерская армия. Ян Жижка не решился вступить с ней в бой и приказал отступить. Венгры преследовали чехов. Табориты понесли потери, но основная часть войска смогла отойти. Неудача венгерского похода способствовала обострению противоречий между таборитами и чашниками.

Гражданская война в Чехии

7 июня 1424 года две фракции гуситов сошлись в сражении. Чашники потерпели поражение благодаря внезапной контратаке таборитской конницы. Кроме того, табориты пустили по склону горы повозки, врезавшиеся в ряды чашников и вызвавшие смятение. Таким образом, Яну Жижке вновь удалось объединить под своим командованием всё гуситское войско. Однако 11 октября 1424 года он умер от чумы. Преемником Жижки - верховным гетманом таборитов - стал Прокоп Большой, также известный как Прокоп Голый (собственно - «Обритый», как бывший священник). Эпидемия ослабила чешское войско, и оно вынуждено было отказаться на время от новых походов в соседние земли.

Третий крестовый поход

В 1425–1426 годах - третий крестовый поход в Чехию. Главную роль играло австрийское войско во главе с эрцгерцогом Альбрехтом Габсбургом. После смерти Яна Жижки Сигизмунд Корибутович стал верховным командующим гуситскими войсками, вместе с Прокопом Голым командовал в победной для гуситов битве при Усти-на-Лабе 16 июня 1426 года.

Четвёртый крестовый поход

В 1427 году поход возглавили курфюрст Бранденбурга Фридрих и английский епископ Генри Бофорт. Однако споры о руководстве и неясность стратегических целей привели к поражению при Тахове и хаотическому отступлению.

Походы гуситов в Силезию и Саксонию

В 1428–1430 годах гуситы неоднократно вторгались в Силезию и Саксонию, а также один раз в Тюрингию и северную Баварию. Во всех случаях гуситы проходились разорительным набегом по этим землям.

Пятый крестовый поход

В 1431 году имперский сейм в Нюрнберге постановил организовать пятый крестовый поход в Чехию. Многие, ввиду неудач прошлых походов, были против, однако Сигизмунд и папский легат, кардинал Чезарини, не желали мира с гуситами. Германские княжества выставили 8200 конных рыцарей и 70-80 тысяч пехоты, подкреплённой 150 бомбардами. В августе у чешской границы армия крестоносцев под командованием Фридриха Бранденбургского была внезапно атакована гуситами в их лагере в Домажлице и бежала, бросив обоз и артиллерию. Затем при Тахове чехи разбили саксонских и баварских феодалов.


Балтийский поход гуситов

Польский король Ягайло запросил у гуситов помощи в борьбе с Тевтонским орденом. Поход длился 4 месяца. Совместно с гуситами в нём участвовали польские, померанские и молдавские воины. 13 сентября 1433 года, из-за протестов обескровленного населения, Тевтонский орден запросил мир.

Боевая тактика гуситов. Ян Жижка

Если Ян Гус был идейным вдохновителем восставших гуситов, то Ян Жижка (1360–1424) оказался тем лидером, кто смог грамотно организовать народную толпу и превратить её в боеспособную армию. За очень короткий срок он сделал из горожан, ремесленников и крестьян военную силу, которая смогла громить превосходящие войска профессиональных рыцарей и наёмников. Для этого Жижка установил строгую дисциплину и усовершенствовал технику защитного боя кочевых народов южнорусских степей (печенеги, половцы, хазары). Повозки, которые использовались кочевниками для перевозки имущества по бескрайним степям, гуситы скрепляли цепями, и тем самым, превращали их в серьёзное препятствие для атакующих.

Ян Жижка пошёл дальше и превратил такие повозки в передвижные баррикады с амбразурами для ведения огня. Это были настоящие прообразы современных боевых машин, с полноценными экипажами (8–14 человек) и разнообразным вооружением для быстрой смены боевых задач (от обороны до стремительного контрнаступления). Гуситские кузнецы хорошо поработали над усилением отдельных элементов повозок, боевое построение которых получило название вагенбург . Особенно важной была простая, но прочная система их соединения в замкнутую окружность. Сверху на повозках находились воины с холодным оружием ударно-дробящего действия - боевой цеп и кистень , или их разновидности. Ян Жижка считал, что крестьян, привыкших к молотьбе зерна, стоит вооружать именно таким оружием, а не мечом, к которому у них нет абсолютно никакой сноровки. Были на вооружении у гуситов и недавно появившиеся, но ещё мало эффективные лёгкие бомбарды (пушки) и ручницы.

Даже когда Ян Жижка полностью ослеп, он оставался лидером восставших. Из-за его суровости, мрачности, слепоты и умения побеждать противника наголову, он получил прозвище «страшный слепец». Благодаря великому полководческому таланту Яна Жижки гуситы не проиграли ни одного сражения. В октябре 1424 году Ян Жижка умер от чумы. Однако его дело ещё долго приносило успешные результаты - гуситы, наученные и опытные, не испытывали поражений.


Переговоры и Пражские компактаты

Неудачи крестовых походов и набеги гуситов в соседние земли побудили католическую Европу искать дипломатическое решение. Начавший свою работу в 1431 году Базельский Cобор инициировал переговоры с гуситами. Умеренные гуситы склонялись к миру, чтобы восстановить разрушенное в ходе войн хозяйство. Табориты отказывались признавать Церковь и, соответственно, о переговорах не могло быть и речи.

В результате договорённостей католиков и чашников 30 ноября 1433 был заключён документ Пражские компактаты . Католическая церковь признала гуситов как религиозную конфессию. Таким образом, на чешских землях в Европе было создано уникальное государство двойной веры, когда католики и гуситы жили в одной стране бок о бок.

Битва у Липан

Противостояние двух направлений движения гуситов завершилось сражением 30 мая 1434 года в битве под Липанами. Армия таборитов была наголову разгромлена чашниками, которых активно поддержала армия католиков. Лидеры таборитов Прокоп Голый и Прокоп Малый погибли в битве. Император Сигизмунд I саркастично заметил, что «разбить чехов могут только чехи».

Только радикальное гуситское меньшинство во главе с Яном Рогачем из Дубы продолжало сопротивляться католикам. 6 сентября 1437 Ян Рогач был захвачен венгерскими наемниками и через три дня с 52 соратниками казнен в Праге на Староместской площади.


Чехия после Гуситских войн

Вместе с победой чашников над таборитами стало исчезать религиозное воодушевление первых. Хотя они продолжали представлять собою особую церковь, но по духу стали приближаться к католикам, и от прежних гуситских принципов у них остались лишь уважение к памяти Гуса и употребление чаши.

5 июля 1436 года чешский сей­м в Йи­гла­ве ратифицировал Пражские компактаты, которые получили новое название - Йи­глав­ские ком­пак­та­ты .

14 августа 1436 года также в Йи­гла­ве был подписан мир между чашниками и императором Сигизмундом. Гуситы признали его чешским ко­ро­лём, а взамен Сигизмунд предоставил им ряд при­ви­ле­гий, в том числе, право на конфискованное во время войн церковное имущество.

9 декабря 1437 Сигизмунд умер. В соответствии с договором 1402 года, в случае отсутствия у него сыновей, чешский королевский титул должны были наследовать Габсбурги. И действительно, сейм Чехии признал королём Альбрехта II из Альбертинской линии династии Габсбургов. Впервые в истории престолы Австрии, Чехии, Венгрии и Германии были объединены под властью Габсбурга.

Заметка. В начале 1420-х годов Альбрехт II тесно сблизился с императором Сигизмундом и в 1422 году женился на его дочери Елизавете Люксембургской. Союз с Сигизмундом означал вовлечение Альбрехта II в войну, которую император безуспешно вёл с гуситами Чехии.

В конце октября 1439 года в военном лагере Альбрехт II неожиданно заболел дизентерией и скончался. Единственный его сын - Ладислав - родился спустя четыре месяца (февраль 1440) и получил прозвище Постум (Посмертный). Опекуном юного Ладислава и новым императором Священной Римской империи стал его родственник австрийский герцог Фридрих III. Однако реальной власти в Чехии он не получил. В это время мир и порядок в чешских землях поддерживали так называемые ландфриды - военно-политические союзы под управлением гетманов, организованные по краевому принципу. Одним из таких гетманов был Йиржи из Подебрад . В 1444 году он стал во главе чашников. В ходе последующей борьбы Йиржи взял Прагу (1448 год) и при поддержке многих католических вельмож вначале избран регентом королевства (1452 год).

После смерти 17-летнего Ладислава (1457 год) претендентами на престол выступили несколько европейский монархов, но только Йиржи из Подебрад мог обеспечить соблюдение Пражских компактатов и добиться сосуществования католической и гуситской церквей. С помощью прямого подкупа и обещания не требовать у панов возвращения захваченных королевских и церковных земель, он склонил на свою сторону сейм. В 1458 году Йиржи из Подебрад на заседании сейма в Староместской ратуше был утверждён королём.

23 марта 1430 года Жанна д’Арк надиктовала письмо, которое призывало к выступлению крестоносной армии против гуситов до тех пор, пока гуситы не вернутся к католической вере. Захват её самой солдатами англичан и бургундцев двумя месяцами позже «освободил» её от этой миссии.

В 1452 году гуситское посольство прибыло в Константинополь для установления официальных отношений с Православной церковью. Делегация была встречена очень доброжелательно, но поскольку на следующий год Константинополь пал, никаких практических последствий это не имело.