Три товарища осеевой главные герои. Какие пословицы подходят к рассказу «Три товарища»? Урок литературного чтения
Урок литературного чтения в 1 классе.
(УМК «Начальная школа 21 века»)
В.ОСЕЕВА «ТРИ ТОВАРИЩА», «КТО ЕГО НАКАЗАЛ»
Цель: создать условия для формирования нравственных понятий «зло – добро», «правда – кривда», «честь – бесчестье», для развития учебных и читательских умений.
Планируемые результаты:
личностные: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;
метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;
предметные: научатся называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную мысль произведения; получат возможность научиться соотносить пословицы с содержанием произведения.
Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (авт. Л. А. Ефросинина), презентация.
Ход урока:
- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце.
Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
Выбор девиза урока .
- А девизом нашего урока будет пословица, прочитайте. (слайд 1)
Жизнь дана на добрые дела
- Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке?
- Верно, будем говорить о добрых делах и о хороших поступках. Но в начале урока, проведём речевую разминку.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством очень мудрой писательницы. Кто догадался, какая у неё фамилия?
Прочитайте по этим буквам фамилию автора. (слайд 2)
Дети. Читают со слайда по буквам: Осеева (слайд 2)
О е
с в
А е
Учитель. Родилась Валентина Александровна в семье инженера в городе Киеве. С детства маленькая Валя мечтала стать актрисой. Поэтому после окончания гимназии она поступает в Киевский институт имени Лысенко на актёрский факультет. Очень активно участвует в самодеятельном студенческом театре и даже пробует писать для него пьесы.
Но закончить институт не пришлось, так как семья переехала в Москву, а там понадобились деньги для родных, и Валентина Александровна устраивается на работу педагогом и воспитателем в детский дом для беспризорных детей, у которых нет родителей. В своём общении с детьми Осеева заметила, что ребятам очень сложно в жизни отличить хорошее от плохого. И тогда Валентина Александровна решает написать короткие рассказы, в которых участвуют дети, чьё поведение неправильно, и читатели через прочитанные ситуации понимают, что так поступать нехорошо, и стараются сами так не делать. Так Осеева становится известной и любимой детской писательницей.
- Посмотрите на выставку книг этой писательницы. (слайд 5,6)
В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями Валентины Осеевой: «Кто наказал его» и «Три товарища». (слайд 7,8)
- Откроем учебник «Литературного чтения» (автор Ефросинина Л.А.) на странице 17. (слайд 7)
Прочитаем название произведения («Кто наказал его?»).
Прочитайте про себя первое предложение текста и определите, кто герой произведения (Герой мальчик, так как есть глагол «обидел» - он мужского рода).
Прочитаем произведение вслух.
В конце дан вопрос. Давайте на него ответим (Мальчик сам наказал себя, так как всех обидел, и никто не захотел с ним играть).
Оказывается, у нас неполный текст рассказа. У экспертов на столе лежит этот же текст. Прочтите нам, как сама автор ответила на вопрос (- Он сам наказал себя, - ответила мама.).
Что же мы скажем, сравнив наше мнение и авторское? (Оно совпало.)
Как вы думаете, что же понял мальчик?
Посмотрите, к тексту даны иллюстрации. Докажите, что они верные, прочитав фразы из текста.
Прочитаем пословицу из задания 3 после текста (Жизнь дана на добрые дела).
Можно ли эту пословицу посоветовать герою рассказа?
Какие добрые дела вы можете ему посоветовать?
3. Физ/минутка
А постирать бельё – это добрый поступок?
Кто из вас уже пробовал стирать?
Давайте попробуем условно постирать прямо сейчас.
Что нужно сделать сначала? Покажем движениями (взять таз и набрать в него воды).
Учитель: А сейчас мы познакомимся с другим произведением Валентины Осеевой «Три товарища». (слайд 8)
Я хочу, чтобы вы не просто научились читать это произведение, но ещё учились думать, рассуждать, анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения.
3. Первичное чтение.
- Как вы думаете, о ком будет это произведение? (О друзьях.)
- Сколько было друзей? (Трое)
- Что вам помогло предположить содержание? (Иллюстрация, заголовок.)
а) Чтение цепочкой.
б) Первичное восприятие текста.
- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.)
- Назовите героев рассказа. ( Витя, Коля, Миша, Володя.)
- Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям. (Дети высказывают своё мнение .)
- Какоё настроение вы испытали, слушая этот рассказ.
Физминутка.
4. Анализ содержания текста.
Продолжаем работать с текстом.
Слайд пустой (Пустой слайд, для того, чтобы не отвлекать ребят от восприятия текста)
Выборочное чтение.
Прочитайте, что случилось с Витей?
Какой совет дал Коля?
Какой совет дал Миша?
А как поступил Володя?
( Ребята находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)
5. Характеристика героев.
Работа в парах.
Какими были Коля и Миша?
- Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?
- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.
- Каким был Володя? ( внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)
- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?
(Дети показывают учителю кружки тёплых цветов: Красный, жёлтый, оранжевый.
Учитель свои кружки тёплых цветов прикрепляет на доске.)
- Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом.
- Кто оказался настоящим другом? (Володя.)
- С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?
( С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком. Он не давал советы, а сразу помог.)
- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.
7. Обобщение изученного. (Работа с пословицами). (слайд 9)
- Какие пословицы можно соотнести с рассказом? (Дети читают пословицы со слайдов)
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Друзья познаются в беде.
Без друга в жизни туго.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить
(Дети выбирают вторую и четвёртую пословицу, обосновывают свой ответ.)
Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь . Совет хорош, а дело лучше.
8. Итог урока.
- С какими рассказами мы ознакомились на уроке
- Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, Равнодушие)
- Как вы думаете, почему Осеева написала эти рассказы? (Высказывания детей.)
- Вспомните девиз урока. (Жизнь дана на добрые дела.) (слайд 10) . Теперь вы поняли, почему я именно это выражение выбрала сегодня? Почему? (ответы детей)
- Какое слово в пословице будет главное? (Добрые.)
- Попробуйте прочитать пословицу выразительно. (Жизнь дана на ДОБРЫЕ дела.)
9. Рефлексия.
- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь произведения В. Осеевой помогут вам задуматься о дружбе.
С каким настроением заканчиваем урок?
- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.
Урок литературного чтения
Тема: «В.А.Осеева « Три товарища»
Цель: формирование представления обучающихся о дружбе.
Задачи:
- обучающие:
совершенствовать умение анализировать текст;
закреплять умение выстраивать цепь событий;
совершенствовать навык выразительного чтения;
учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков;
- развивающие:
развивать умение эмоционально воспринимать текст,
выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;
развивать критическое мышление;
-воспитывающие:
воспитывать интерес к чтению;
воспитывать желание быть лучше, добрее, доброжелательнее;
учить анализировать своё поведение через поступки литературных героев.
Оборудование: мультимедиа аппаратура, 5 конвертов с пословицами, дерево предсказаний, плакаты, фломастеры, тексты для каждого ученика.
Технология: ИКТ, РКМЧП, здоровьесберегающая, технология продуктивного чтения, проблемно-диалоговая.
Приёмы: прогнозирование (дерево предсказаний), кластер, чтение с остановками, синквейн, лего-чтение.
Методы:
По виду источника информации: словесные, практические, наглядные;
По виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа с эпизодами), лего-чтение; проблемно-поисковый метод (при выстраивании отрывков по порядку; сборе пословиц)
Формы познавательной деятельности:
Групповая,
Общеклассная,
Индивидуальная.
Средства обучения: наглядные, технические, дидактические.
Ход урока.
I Организационный момент. Психологический настрой.
С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!
Философы мои, добрый день! Какое у вас настроение?
II Вызов.
Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи. Послушайте, пожалуйста, и скажите о чем она?
Притча
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
«Мама, что это за птицы?»- спросил он.
«Наши друзья», - ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
Ай-ай! Они украли у нас еду!
О чем эта притча? (о дружбе, о помощи)
Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
А зачем человеку друг?
Кто может быть вашим другом?
Какова тема нашего урока? Слайд 1 Жизнь дана на добрые дела
Если мы заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова, то найдём, что
Слайд 2 дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.
Как вы понимаете:
На взаимном доверии (нет никаких тайн друг от друга),
Привязанности (преданность, симпатия),
Общность интересов (одни и те же интересы)
Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева. Слайд 3
Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких детей.
Она родилась 15 апреля 1902г. в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми.
В.Осеева вспоминает: «Когда я была такой же как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков. А иногда о своих собственных.
Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вас много коротких рассказов. Чтобы вам было легче научиться читать и думать. Слайд 4 Обратите внимание на выставку книг В.Осеевой. Здесь вы можете увидеть такие книги как: «Динка», «Динка прощается с детством», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово» и т.д.
Сегодня мы познакомимся с произведением «Три товарища».
Как вы думаете о чем будет идти речь в рассказе? Ваши прогнозы я буду записывать на дерево предсказаний.
Как вы думаете кто эти мальчики? (герои рассказа, товарищи, друзья).
Кого можно назвать другом, товарищем? Обсудите в группе и составьте кластер. (Каждая группа зачитывает свой кластер).
III Физминутка Слайд 5
IV Осмысление
Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения, познакомимся с героями произведения.
Первичное чтение с остановками
Как вы думаете, чем закончилась эта история? (мальчики поделились завтраком; Витя нашёл свой завтрак - на дерево предсказаний)
Дочитайте отрывок. Сравните свои предположения. Что вас удивило? (Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей).
Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.
Лего-чтение
Ребята, вы любите играть в лего? Это всегда увлекательно. А ведь чтение тоже похоже на игру в конструктор: из букв складываются слова, из слов - предложения, а из предложений - текст. Лего состоит из множества частей, из которых что-то собирается и складывается, вставляя в недостающую конструкцию.
В рассказе пропущены слова. Их надо вставить. Слайд 6
(Пропущенные слова: завтрак, ребята, в сторонке, спросил, потерял, сказал, белого, далеко, отвернулся, нёс, класть, спросил, протянул, ешь)
Каких слов больше? Слов, которые обозначают действия или предметы?
Конструктор
Восстанови разрушенный текст. Поставь фрагменты в нужном порядке. Слайд 7
Путаница
Слева перечислены имена мальчиков, а справа то, что каждый из них сделал. Но их действия перепутаны. Соедини стрелочками героев и их поступки.
Коля поделился бутербродом
Миша дал совет
Володя выразил сочувствие
Витя потерял завтрак
Посмотрите, в одной и той же ситуации трое ребят поступили по-разному: один дал совет, другой посочувствовал, третий поделился завтраком. Как ещё по-другому могли поступить мальчики?
Чей поступок тебе больше понравился и почему?
Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова? Прочитай.
Какие слова подсказывают, что Володя был расстроен? Прочитай.
V Рефлексия
Как бы ты поступил в такой ситуации?
Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте продолжение рассказа.
Игра «Собери пословицу»
В народе сложено много пословиц о дружбе. Рассыпанные пословицы соберите (работа в группах).
VI Итог урока
Итак, какова тема нашего урока?
Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?
Что значит быть хорошим другом?
Синквейн
Составим синквейн своё понимание слова слова друг. Слайд 8
Верный, надёжный.
Поможет, поддержит, подскажет.
Не бросит в беде одного.
Чему учит нас этот рассказ? (Произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих отношениях).
Законы дружбы
Составим законы дружбы. Слайд 9
Тема. В.А. Осеева «Три товарища».
Цель.
Формировать представление обучающихся о дружбе.
Задачи.
Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.
Оборудование:
П резентация, «лесенка успеха», кружочки, выставка книг В.Осеевой.
Технология: развитие критического мышления.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Есть у нас минутка сроку.
Все готовы вы к уроку
А девиз у нас какой?
Всё что надо под рукой.
Быть должны у нас в порядке
Парта, книжки и тетрадки.
Посмотрели на наших гостей, улыбнулись им, друг другу и тихо сели.
1. Проверка домашнего задания.
2.Актуализация знаний
Над чем вы работали дома? (Над рассказом Валентины Осеевой «Печенье».)
Назовите героев рассказа. Все ли герои вам понравились? К чему готовились мама и бабушка? (К семейному чаепитию). Как поступили мальчики с печеньем?
Какой вывод можете сделать из этого рассказа?
Послушаем как вы выразительно читаете.
Вы уже познакомились с несколькими рассказами В.Осеевой. Почему эти рассказы помещены в разделе «Учимся уму-разуму»? О чём они заставили нас задуматься? (О хороших и плохих поступках). У Осеевой много рассказов. Вы их сможете прочитать в эти книгах (Слайд и выставка), но все они учат нас отличать честность, порядочность, благородные поступки, настоящих друзей.
Как вы понимаете значение слов - настоящий друг?
- А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?
-
Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
- Какова тема нашего урока?
Правильно тема урока «Друзья - товарищи».
Учитель:
К нам в класс пришло письмо с радиостудии. Нас просят помочь в
создании
радиоспектакля
по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».
С чего мы начнём?
Дети: Прочитаем рассказ, познакомиться с героями произведения, с характерами персонажей, вживёмся в образ, разыграем радиоспектакль . (План работы записывается на доске и учениками).
Учитель.
Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе? (О дружбе)
Физкультминутка.
П. Осмысление.
4. Знакомство с новой темой.
Учитель. Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.
а) Первичное чтение текста учителем с остановками.
Чтение до слов:
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,- сказал Миша....
Учитель. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Предположение детей - мальчики поделись завтраком, Витя нашёл свой завтрак (укрепляются на древе предсказаний).
б) Самостоятельное чтение рассказа.
Учитель. Прочитайте рассказ, сравните свои предположения. Что вас удивило?
Сравнение своих предположений с текстом автора.
Дети. Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.
Учитель. Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
в) Работа над образами героев.
Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в сторонке и не завтракал? Зачитайте этот отрывок.
Как звали его товарищей? Стало ли им жалко Витю? Захотели ли они помочь Вите? Как нужно прочитать слова Коли и Миши? Найди и прочитай эти слова равнодушно.
Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова?
Прочитай.
Что можно сказать о Вите?
Прочитайте слова Вити с расстроенной интонацией.
Физкультминутка.
III . Рефлексия
4. Практическая работа.
Прочитайте и обозначьте слова персонажей. Самостоятельно каждая группа готовит чтение по ролям.
5. Творческая работа в группах. Разыгрывание радиоспектакля .
Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?
Что значит быть хорошим другом, товарищем?
6.Работа над пословицами.
Какие вы знаете пословицы о дружбе? Я вам предлагаю запомнить ещё пословицы.
7. Обобщение ответов.
Давайте выведем правила настоящей дружбы.
8. Работа в парах . (Составим обложку к любому рассказу В.Осеевой)
10.
«Лесенка успеха»
(Звучит песня «Настоящий друг»
Оцените свою работу на уроке.
Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как они оценили свою работу.
Я работал хорошо.
Я мог работать лучше.
Я работал плохо.
11 . Домашнее задание. Прочитать рассказ на стр.24-25, придумать продолжение рассказа,
Тетрадь стр.15 № 2,3
Тема. В.А. Осеева «Три товарища».
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий «честь- бесчестие» для развития учебных и читательских умений.
Формировать представление обучающихся о дружбе.
Задачи.
Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: применять правила делового сотрудничества; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально прожить текст, выражать свои эмоции; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;
метапредметные :
регулятивные – планировать решение учебной задачи, оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и интернет, делать выводы в результате групповой работы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, составлять небольшие устные монологические высказывания, договариваться с одноклассниками о правилах общения и следовать им, учиться работать в группе, выполнять различные роли;
предметные: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; учиться называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказ и мультфильм; выделять главную мысль произведения.
Оборудование:
Конверт с фигурками мальчиков, древо предсказаний, мультимедийный проектор, презентация, «лесенка успеха», кружочки.
Технология: развитие критического мышления.
Приёмы: прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер,
чтение с остановками, синквейн.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Слайд №1. Чтение хором.
Я буду учиться.
Не буду лениться.
О многом из книг узнавать.
Речевая разминка
А) Прочитай скороговорку, причитывай по одному слову.
У осы не усы, не усищи, а усики.
От топота копыт пыль по полю летит.
Б) Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой.
осы мак
кот усы
рот кит
рак рог
I . Вызов. 1. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихов С. Маршак, О. Григорьева, Э Успенского. Какое стихотворение вам показалось самым забавным? Почему?
2. Актуализация знаний.
Учитель:
- Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи.
- О чём эта притча?
Леонардо да Винчи
Ответы детей (о дружбе, о помощи)
Учитель:
-
Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
- А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?
- Какова тема нашего урока?
3. Сообщение темы и цели урока.
Мы познакомимся с произведением
В.А. Осеевой «Три товарища».
Поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.
Учитель: К нам в класс пришло письмо с радиостудии. Нас просят помочь в создании радиоспектакля по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».
Слайд №2 Портрет писательницы. Книга «Три товарища».
В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:
"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы,
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших
и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и
о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло,
то я написала для вас короткие рассказы,
Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.
С чего мы начнём?
Дети: Прочитаем рассказ, познакомиться с героями произведения, с характерами персонажей, вживёмся в образ, разыграем радиоспектакль. (План работы записывается на доске и учениками).
Учитель.
Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе?
Предположение детей.
О дружбе (укрепляется на древе предсказаний).
Учитель.
В конверте лежат 4 фигурки мальчиков (фигурки выставляются на доску}.
Как вы думаете, кто эти мальчики?
Дети. Это герои рассказа. Товарищи, друзья (укрепляется на древе
предсказаний).
Учитель. Кого можно назвать другом, товарищем?
Запишите свое мнение на листочках, обменяйтесь мнением с соседом.
Работа в парах.
Дети. Называют свое определение.
Составляется кластер. Слайд №3.
Физкультминутка.
П. Осмысление.
4. Знакомство с новой темой.
Учитель. Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.
а) Первичное чтение текста учителем с остановками.
Чтение до слов:
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,- сказал Миша....
Учитель. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Предположение детей - мальчики поделись завтраком, Витя нашёл свой завтрак (укрепляются на древе предсказаний).
б) Самостоятельное чтение рассказа.
Учитель. Прочитайте рассказ, сравните свои предположения. Что вас удивило?
Сравнение своих предположений с текстом автора (обращение к древу предсказаний).
Дети. Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.
Учитель. Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
в) Работа над образами героев.
Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в сторонке и не завтракал? Зачитайте этот отрывок. Выберите фигурку мальчика.
( Фигурки мальчиков достаточно выразительны. Витя, потерявший завтрак, стоит, опустив голову. Коля готовится откусить большой кусок белого хлеба. Миша достаёт свой завтрак из портфеля).
Как звали его товарищей? Выберите фигурки Коли и Миши. Стало ли им жалко Витю? Захотели ли они помочь Вите? Как нужно прочитать слова Коли и Миши? Найди и прочитай эти слова равнодушно.
Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова?
Прочитай.
Что можно сказать о Вите?
Каким было его настроение?
Какие слова подсказывают, что Вити был расстроен?
Прочитайте слова Вити с расстроенной интонацией.
Физкультминутка.
III . Рефлексия
4. Практическая работа.
Прочитайте и обозначьте слова персонажей. Самостоятельно каждая группа готовит чтение по ролям.
Разыгрывание радиоспектакля.
Творческая работа. Работа группами.
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте
продолжение рассказа.
7. Игра «Собери пословицу».
Слайд №4
В народе сложено много пословиц о дружбе. Пословицы рассыпались.
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Какова тема нашего урока?
С чем на уроке мы познакомились?
Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
( обращение к кластеру).
Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?
Что значит быть хорошим другом?
В.Составление синквейна. Своё понимание слова «товарищ». Слайд №5.
Кто? Товарищ.
Какой? Верный, надёжный.
Что делает? Поможет, поддержит, -подскажет.
Основная мысль. Не бросит в беде одного.
Вывод. Настоящий
9. Обобщение ответов.
Чему учит нас этот рассказ?
В рассказе нет прямых советов. Автор показывает жизненную сценку. Читая,
мы сочувствуем одним героям и осуждаем других. Художественное
произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих
отношениях.
10.
«Лесенка успеха»
(нарисована на ватмане, крепится к доске).
Оцените свою работу на уроке.
Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как они оценили свою работу.
Я работал хорошо
Я мог работать лучше
Я работал плохо
11. Домашнее задание. Придумать ситуацию, в которую может попасть Витя, чтобы ему требовалась помощь товарищей. Как поведут себя остальные персонажи рассказа?
Урок заканчивается песней
«Настоящий друг»
Слайд №6. На фоне песни картинки на тему «дружба».