Три товарища осеевой главные герои. Какие пословицы подходят к рассказу «Три товарища»? Урок литературного чтения

Урок литературного чтения в 1 классе.

(УМК «Начальная школа 21 века»)

В.ОСЕЕВА «ТРИ ТОВАРИЩА», «КТО ЕГО НАКАЗАЛ»

Цель: создать условия для формирования нравственных понятий «зло – добро», «правда – кривда», «честь – бесчестье», для развития учебных и читательских умений.

Планируемые результаты:

личностные: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;

метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;

предметные: научатся называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную мысль произведения; получат возможность научиться соотносить пословицы с содержанием произведения.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (авт. Л. А. Ефросинина), презентация.

Ход урока:

I . Организационный момент.

- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце.

Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

Выбор девиза урока .

- А девизом нашего урока будет пословица, прочитайте. (слайд 1)

Жизнь дана на добрые дела

- Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке?

- Верно, будем говорить о добрых делах и о хороших поступках. Но в начале урока, проведём речевую разминку.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством очень мудрой писательницы. Кто догадался, какая у неё фамилия?

Прочитайте по этим буквам фамилию автора. (слайд 2)

Дети. Читают со слайда по буквам: Осеева (слайд 2)

О е

с в

А е

Учитель. Родилась Валентина Александровна в семье инженера в городе Киеве. С детства маленькая Валя мечтала стать актрисой. Поэтому после окончания гимназии она поступает в Киевский институт имени Лысенко на актёрский факультет. Очень активно участвует в самодеятельном студенческом театре и даже пробует писать для него пьесы.

Но закончить институт не пришлось, так как семья переехала в Москву, а там понадобились деньги для родных, и Валентина Александровна устраивается на работу педагогом и воспитателем в детский дом для беспризорных детей, у которых нет родителей. В своём общении с детьми Осеева заметила, что ребятам очень сложно в жизни отличить хорошее от плохого. И тогда Валентина Александровна решает написать короткие рассказы, в которых участвуют дети, чьё поведение неправильно, и читатели через прочитанные ситуации понимают, что так поступать нехорошо, и стараются сами так не делать. Так Осеева становится известной и любимой детской писательницей.

- Посмотрите на выставку книг этой писательницы. (слайд 5,6)

В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями Валентины Осеевой: «Кто наказал его» и «Три товарища». (слайд 7,8)

- Откроем учебник «Литературного чтения» (автор Ефросинина Л.А.) на странице 17. (слайд 7)

Прочитаем название произведения («Кто наказал его?»).

Прочитайте про себя первое предложение текста и определите, кто герой произведения (Герой мальчик, так как есть глагол «обидел» - он мужского рода).

Прочитаем произведение вслух.

В конце дан вопрос. Давайте на него ответим (Мальчик сам наказал себя, так как всех обидел, и никто не захотел с ним играть).

Оказывается, у нас неполный текст рассказа. У экспертов на столе лежит этот же текст. Прочтите нам, как сама автор ответила на вопрос (- Он сам наказал себя, - ответила мама.).

Что же мы скажем, сравнив наше мнение и авторское? (Оно совпало.)

Как вы думаете, что же понял мальчик?

Посмотрите, к тексту даны иллюстрации. Докажите, что они верные, прочитав фразы из текста.

Прочитаем пословицу из задания 3 после текста (Жизнь дана на добрые дела).

Можно ли эту пословицу посоветовать герою рассказа?

Какие добрые дела вы можете ему посоветовать?

3. Физ/минутка

А постирать бельё – это добрый поступок?

Кто из вас уже пробовал стирать?

Давайте попробуем условно постирать прямо сейчас.

Что нужно сделать сначала? Покажем движениями (взять таз и набрать в него воды).

Учитель: А сейчас мы познакомимся с другим произведением Валентины Осеевой «Три товарища». (слайд 8)

Я хочу, чтобы вы не просто научились читать это произведение, но ещё учились думать, рассуждать, анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения.

3. Первичное чтение.

- Как вы думаете, о ком будет это произведение? (О друзьях.)

- Сколько было друзей? (Трое)

- Что вам помогло предположить содержание? (Иллюстрация, заголовок.)

а) Чтение цепочкой.

б) Первичное восприятие текста.

- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.)

- Назовите героев рассказа. ( Витя, Коля, Миша, Володя.)

- Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям. (Дети высказывают своё мнение .)

- Какоё настроение вы испытали, слушая этот рассказ.

Физминутка.

4. Анализ содержания текста.

Продолжаем работать с текстом.

Слайд пустой (Пустой слайд, для того, чтобы не отвлекать ребят от восприятия текста)

    Выборочное чтение.

    Прочитайте, что случилось с Витей?

    Какой совет дал Коля?

    Какой совет дал Миша?

    А как поступил Володя?

( Ребята находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)

5. Характеристика героев.

Работа в парах.

Какими были Коля и Миша?

- Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?

- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.

- Каким был Володя? ( внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)

- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?

(Дети показывают учителю кружки тёплых цветов: Красный, жёлтый, оранжевый.

Учитель свои кружки тёплых цветов прикрепляет на доске.)

- Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом.

- Кто оказался настоящим другом? (Володя.)

- С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?

( С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком. Он не давал советы, а сразу помог.)

- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.

7. Обобщение изученного. (Работа с пословицами). (слайд 9)

- Какие пословицы можно соотнести с рассказом? (Дети читают пословицы со слайдов)

    Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

    Друзья познаются в беде.

    Без друга в жизни туго.

    Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить

(Дети выбирают вторую и четвёртую пословицу, обосновывают свой ответ.)

Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь . Совет хорош, а дело лучше.

8. Итог урока.

- С какими рассказами мы ознакомились на уроке

- Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, Равнодушие)

- Как вы думаете, почему Осеева написала эти рассказы? (Высказывания детей.)

- Вспомните девиз урока. (Жизнь дана на добрые дела.) (слайд 10) . Теперь вы поняли, почему я именно это выражение выбрала сегодня? Почему? (ответы детей)

- Какое слово в пословице будет главное? (Добрые.)

- Попробуйте прочитать пословицу выразительно. (Жизнь дана на ДОБРЫЕ дела.)

9. Рефлексия.

- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь произведения В. Осеевой помогут вам задуматься о дружбе.

С каким настроением заканчиваем урок?

- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.

Урок литературного чтения

Тема: «В.А.Осеева « Три товарища»

Цель: формирование представления обучающихся о дружбе.

Задачи:

- обучающие:

совершенствовать умение анализировать текст;

закреплять умение выстраивать цепь событий;

совершенствовать навык выразительного чтения;

учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков;

- развивающие:

развивать умение эмоционально воспринимать текст,

выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;

развивать критическое мышление;

-воспитывающие:

воспитывать интерес к чтению;

воспитывать желание быть лучше, добрее, доброжелательнее;

учить анализировать своё поведение через поступки литературных героев.

Оборудование: мультимедиа аппаратура, 5 конвертов с пословицами, дерево предсказаний, плакаты, фломастеры, тексты для каждого ученика.

Технология: ИКТ, РКМЧП, здоровьесберегающая, технология продуктивного чтения, проблемно-диалоговая.

Приёмы: прогнозирование (дерево предсказаний), кластер, чтение с остановками, синквейн, лего-чтение.

Методы:

По виду источника информации: словесные, практические, наглядные;

По виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа с эпизодами), лего-чтение; проблемно-поисковый метод (при выстраивании отрывков по порядку; сборе пословиц)

Формы познавательной деятельности:

Групповая,

Общеклассная,

Индивидуальная.

Средства обучения: наглядные, технические, дидактические.

Ход урока.

I Организационный момент. Психологический настрой.

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить!

Философы мои, добрый день! Какое у вас настроение?

II Вызов.

Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи. Послушайте, пожалуйста, и скажите о чем она?

Притча

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

«Мама, что это за птицы?»- спросил он.

«Наши друзья», - ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

Ай-ай! Они украли у нас еду!

О чем эта притча? (о дружбе, о помощи)

Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?

А зачем человеку друг?

Кто может быть вашим другом?

Какова тема нашего урока? Слайд 1 Жизнь дана на добрые дела

Если мы заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова, то найдём, что

Слайд 2 дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов.

Как вы понимаете:

На взаимном доверии (нет никаких тайн друг от друга),

Привязанности (преданность, симпатия),

Общность интересов (одни и те же интересы)

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева. Слайд 3

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких детей.

Она родилась 15 апреля 1902г. в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников. В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

В.Осеева вспоминает: «Когда я была такой же как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков. А иногда о своих собственных.

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вас много коротких рассказов. Чтобы вам было легче научиться читать и думать. Слайд 4 Обратите внимание на выставку книг В.Осеевой. Здесь вы можете увидеть такие книги как: «Динка», «Динка прощается с детством», «Добрая хозяюшка», «Волшебное слово» и т.д.

Сегодня мы познакомимся с произведением «Три товарища».

Как вы думаете о чем будет идти речь в рассказе? Ваши прогнозы я буду записывать на дерево предсказаний.

Как вы думаете кто эти мальчики? (герои рассказа, товарищи, друзья).

Кого можно назвать другом, товарищем? Обсудите в группе и составьте кластер. (Каждая группа зачитывает свой кластер).

III Физминутка Слайд 5

IV Осмысление

Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения, познакомимся с героями произведения.

Первичное чтение с остановками

Как вы думаете, чем закончилась эта история? (мальчики поделились завтраком; Витя нашёл свой завтрак - на дерево предсказаний)

Дочитайте отрывок. Сравните свои предположения. Что вас удивило? (Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей).

Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

Какие чувства вызвал текст? Какой он: грустный или весёлый, добрый или злой, поучительный или не очень.

Лего-чтение

Ребята, вы любите играть в лего? Это всегда увлекательно. А ведь чтение тоже похоже на игру в конструктор: из букв складываются слова, из слов - предложения, а из предложений - текст. Лего состоит из множества частей, из которых что-то собирается и складывается, вставляя в недостающую конструкцию.

В рассказе пропущены слова. Их надо вставить. Слайд 6

(Пропущенные слова: завтрак, ребята, в сторонке, спросил, потерял, сказал, белого, далеко, отвернулся, нёс, класть, спросил, протянул, ешь)

Каких слов больше? Слов, которые обозначают действия или предметы?

Конструктор

Восстанови разрушенный текст. Поставь фрагменты в нужном порядке. Слайд 7

Путаница

Слева перечислены имена мальчиков, а справа то, что каждый из них сделал. Но их действия перепутаны. Соедини стрелочками героев и их поступки.

Коля поделился бутербродом

Миша дал совет

Володя выразил сочувствие

Витя потерял завтрак

Посмотрите, в одной и той же ситуации трое ребят поступили по-разному: один дал совет, другой посочувствовал, третий поделился завтраком. Как ещё по-другому могли поступить мальчики?

Чей поступок тебе больше понравился и почему?

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова? Прочитай.

Какие слова подсказывают, что Володя был расстроен? Прочитай.

V Рефлексия

Как бы ты поступил в такой ситуации?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте продолжение рассказа.

Игра «Собери пословицу»

В народе сложено много пословиц о дружбе. Рассыпанные пословицы соберите (работа в группах).

VI Итог урока

Итак, какова тема нашего урока?

Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

Что значит быть хорошим другом?

Синквейн

Составим синквейн своё понимание слова слова друг. Слайд 8

Верный, надёжный.

Поможет, поддержит, подскажет.

Не бросит в беде одного.

Чему учит нас этот рассказ? (Произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих отношениях).

Законы дружбы

Составим законы дружбы. Слайд 9

Тема. В.А. Осеева «Три товарища».

Цель.

Формировать представление обучающихся о дружбе.

Задачи.

Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.

Оборудование:

П резентация, «лесенка успеха», кружочки, выставка книг В.Осеевой.

Технология: развитие критического мышления.

Ход урока.

Орг. момент. Психологический настрой.

Есть у нас минутка сроку.

Все готовы вы к уроку

А девиз у нас какой?

Всё что надо под рукой.

Быть должны у нас в порядке

Парта, книжки и тетрадки.

Посмотрели на наших гостей, улыбнулись им, друг другу и тихо сели.

1. Проверка домашнего задания.

2.Актуализация знаний

Над чем вы работали дома? (Над рассказом Валентины Осеевой «Печенье».)

Назовите героев рассказа. Все ли герои вам понравились? К чему готовились мама и бабушка? (К семейному чаепитию). Как поступили мальчики с печеньем?

Какой вывод можете сделать из этого рассказа?

Послушаем как вы выразительно читаете.

Вы уже познакомились с несколькими рассказами В.Осеевой. Почему эти рассказы помещены в разделе «Учимся уму-разуму»? О чём они заставили нас задуматься? (О хороших и плохих поступках). У Осеевой много рассказов. Вы их сможете прочитать в эти книгах (Слайд и выставка), но все они учат нас отличать честность, порядочность, благородные поступки, настоящих друзей.

Как вы понимаете значение слов - настоящий друг?
- А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?

- Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
- Какова тема нашего урока?

Правильно тема урока «Друзья - товарищи».

Учитель: К нам в класс пришло письмо с радиостудии. Нас просят помочь в создании радиоспектакля по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».
С чего мы начнём?

Дети: Прочитаем рассказ, познакомиться с героями произведения, с характерами персонажей, вживёмся в образ, разыграем радиоспектакль . (План работы записывается на доске и учениками).

Учитель.

Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе? (О дружбе)

Физкультминутка.

П. Осмысление.

4. Знакомство с новой темой.

Учитель. Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.

а) Первичное чтение текста учителем с остановками.

Чтение до слов:

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,- сказал Миша....

Учитель. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Предположение детей - мальчики поделись завтраком, Витя нашёл свой завтрак (укрепляются на древе предсказаний).

б) Самостоятельное чтение рассказа.

Учитель. Прочитайте рассказ, сравните свои предположения. Что вас удивило?

Сравнение своих предположений с текстом автора.

Дети. Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.

Учитель. Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

в) Работа над образами героев.

Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в сторонке и не завтракал? Зачитайте этот отрывок.

Как звали его товарищей? Стало ли им жалко Витю? Захотели ли они помочь Вите? Как нужно прочитать слова Коли и Миши? Найди и прочитай эти слова равнодушно.

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова?

Прочитай.

Что можно сказать о Вите?

Прочитайте слова Вити с расстроенной интонацией.

Физкультминутка.

III . Рефлексия

4. Практическая работа.

Прочитайте и обозначьте слова персонажей. Самостоятельно каждая группа готовит чтение по ролям.

5. Творческая работа в группах. Разыгрывание радиоспектакля .

Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

Что значит быть хорошим другом, товарищем?

6.Работа над пословицами.

Какие вы знаете пословицы о дружбе? Я вам предлагаю запомнить ещё пословицы.

7. Обобщение ответов.

Давайте выведем правила настоящей дружбы.

8. Работа в парах . (Составим обложку к любому рассказу В.Осеевой)

10. «Лесенка успеха» (Звучит песня «Настоящий друг»
Оцените свою работу на уроке.

Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как они оценили свою работу.

Я работал хорошо.

Я мог работать лучше.

Я работал плохо.

11 . Домашнее задание. Прочитать рассказ на стр.24-25, придумать продолжение рассказа,

Тетрадь стр.15 № 2,3


Тема. В.А. Осеева «Три товарища».

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий «честь- бесчестие» для развития учебных и читательских умений.

Формировать представление обучающихся о дружбе.

Задачи.

Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: применять правила делового сотрудничества; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально прожить текст, выражать свои эмоции; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;

метапредметные :

регулятивные – планировать решение учебной задачи, оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу;

познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и интернет, делать выводы в результате групповой работы;

коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, составлять небольшие устные монологические высказывания, договариваться с одноклассниками о правилах общения и следовать им, учиться работать в группе, выполнять различные роли;

предметные: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; учиться называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказ и мультфильм; выделять главную мысль произведения.

Оборудование:

Конверт с фигурками мальчиков, древо предсказаний, мультимедийный проектор, презентация, «лесенка успеха», кружочки.

Технология: развитие критического мышления.

Приёмы: прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер,

чтение с остановками, синквейн.

Ход урока.

Орг. момент. Психологический настрой.

Слайд №1. Чтение хором.

Я буду учиться.

Не буду лениться.

О многом из книг узнавать.

Речевая разминка

А) Прочитай скороговорку, причитывай по одному слову.

У осы не усы, не усищи, а усики.

От топота копыт пыль по полю летит.

Б) Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой.

осы мак

кот усы

рот кит

рак рог


I . Вызов. 1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихов С. Маршак, О. Григорьева, Э Успенского.
Какое стихотворение вам показалось самым забавным? Почему?
2. Актуализация знаний.
Учитель:
-
Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи.
- О чём эта притча?

Леонардо да Винчи

Ответы детей (о дружбе, о помощи)

Учитель:
-
Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»? - А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?
- Какова тема нашего урока?

3. Сообщение темы и цели урока.
Мы познакомимся с произведением В.А. Осеевой «Три товарища». Поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.

Учитель: К нам в класс пришло письмо с радиостудии. Нас просят помочь в создании радиоспектакля по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».

Слайд №2 Портрет писательницы. Книга «Три товарища».

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы,

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших

и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и

о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло,

то я написала для вас короткие рассказы,

Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.


С чего мы начнём?

Дети: Прочитаем рассказ, познакомиться с героями произведения, с характерами персонажей, вживёмся в образ, разыграем радиоспектакль. (План работы записывается на доске и учениками).

Учитель.

Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе?

Предположение детей.

О дружбе (укрепляется на древе предсказаний).

Учитель.

В конверте лежат 4 фигурки мальчиков (фигурки выставляются на доску}.

Как вы думаете, кто эти мальчики?

Дети. Это герои рассказа. Товарищи, друзья (укрепляется на древе

предсказаний).

Учитель. Кого можно назвать другом, товарищем?

Запишите свое мнение на листочках, обменяйтесь мнением с соседом.

Работа в парах.

Дети. Называют свое определение.

Составляется кластер. Слайд №3.

Физкультминутка.

П. Осмысление.

4. Знакомство с новой темой.

Учитель. Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.

а) Первичное чтение текста учителем с остановками.

Чтение до слов:

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,- сказал Миша....

Учитель. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Предположение детей - мальчики поделись завтраком, Витя нашёл свой завтрак (укрепляются на древе предсказаний).

б) Самостоятельное чтение рассказа.

Учитель. Прочитайте рассказ, сравните свои предположения. Что вас удивило?

Сравнение своих предположений с текстом автора (обращение к древу предсказаний).

Дети. Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.

Учитель. Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

в) Работа над образами героев.

Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в сторонке и не завтракал? Зачитайте этот отрывок. Выберите фигурку мальчика.

( Фигурки мальчиков достаточно выразительны. Витя, потерявший завтрак, стоит, опустив голову. Коля готовится откусить большой кусок белого хлеба. Миша достаёт свой завтрак из портфеля).

Как звали его товарищей? Выберите фигурки Коли и Миши. Стало ли им жалко Витю? Захотели ли они помочь Вите? Как нужно прочитать слова Коли и Миши? Найди и прочитай эти слова равнодушно.

Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова?

Прочитай.

Что можно сказать о Вите?

Каким было его настроение?

Какие слова подсказывают, что Вити был расстроен?

Прочитайте слова Вити с расстроенной интонацией.

Физкультминутка.

III . Рефлексия

4. Практическая работа.

Прочитайте и обозначьте слова персонажей. Самостоятельно каждая группа готовит чтение по ролям.

    Разыгрывание радиоспектакля.

    Творческая работа. Работа группами.

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте

продолжение рассказа.

7. Игра «Собери пословицу».

Слайд №4

В народе сложено много пословиц о дружбе. Пословицы рассыпались.

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Какова тема нашего урока?

С чем на уроке мы познакомились?

Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?

( обращение к кластеру).

Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?

Что значит быть хорошим другом?

В.Составление синквейна. Своё понимание слова «товарищ». Слайд №5.

Кто? Товарищ.

Какой? Верный, надёжный.

Что делает? Поможет, поддержит, -подскажет.

Основная мысль. Не бросит в беде одного.

Вывод. Настоящий

9. Обобщение ответов.

Чему учит нас этот рассказ?

В рассказе нет прямых советов. Автор показывает жизненную сценку. Читая,

мы сочувствуем одним героям и осуждаем других. Художественное

произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих

отношениях.

10. «Лесенка успеха» (нарисована на ватмане, крепится к доске).
Оцените свою работу на уроке.

Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как они оценили свою работу.

Я работал хорошо

Я мог работать лучше

Я работал плохо

11. Домашнее задание. Придумать ситуацию, в которую может попасть Витя, чтобы ему требовалась помощь товарищей. Как поведут себя остальные персонажи рассказа?

Урок заканчивается песней

«Настоящий друг»

Слайд №6. На фоне песни картинки на тему «дружба».