Рыцари революции. История крейсера «Аврора». Революция, пожирающая своих отцов

93 года назад 7 ноября (по старому стилю – 25 октября) прозвучал знаменитый залп революционной «Авроры». В течение 70 лет он рассматривался как историческая веха. В постсоветское время его слава приобрела скандальный оттенок. Но как бы то ни было, очевидно, что залп «Авроры» стал символом целой эпохи. А матрос Евдоким Огнев, который произвел этот выстрел, между прочим, был родом из Воронежской губернии!

В советские годы, когда официальная пропаганда окружила участников революционных событий 1917 года романтическим ореолом народных героев, Огнев тоже занял свое место в их списке. Его имя даже увековечили в названии одной из ленинградских улиц. Правда, теперь про матроса с «Авроры» мало кто знает. Мы решили вспомнить историю легендарного залпа и рассказать о нашем земляке, волею судьбы, оказавшемся к нему причастным.

«Спорное рождение»
Евдоким Огнев родился в 1887 году в слободе Старая Криуша Богучарского уезда (ныне – Петропавловского района Воронежской области) в семье бедных тружеников. В детстве он много переезжал с родителями с места на место – в то время нужда нередко заставляла безземельных «кочевать» в поисках заработка. Так Огневы побывали во многих населенных пунктах на территории нынешних Воронежской, Волгоградской и Ростовской областей. Позже, когда имя революционного матроса стало известным на всю страну, между этими областями возник спор за право считаться его родиной. Спор разрешил найденный нашими земляками архивный документ, удостоверяющий, что Огнев родился на воронежской земле.

Политизированный корабль
В 1910 году Огнева призвали в армию и зачислили в 1-й Балтийский флотский экипаж. В том же году он был переведен в класс комендоров учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. Комендорами в дореволюционной России называли матросов, обученных стрельбе из корабельных орудий. После соответствующей подготовки Огнева направили служить на крейсер «Аврора», оснащенном 10 шестидюймовыми и 26 скорострельными пушками. Здесь он познакомился с литературой, которую нелегально распространяли большевики, и проникся социалистическими идеями. Большевистскую программу поддерживали и другие моряки корабля.
В памятном октябре 1917 года экипаж «Авроры» получил приказ покинуть Петроградский порт, где он находился с 1916 года на капитальном ремонте. Крейсер должен был выйти в море для пробы машин. Однако правая рука большевиков – Центральный комитет Балтийского флота, созданный после февральской революции, не разрешил увести корабль из города: готовилось свержение Временного правительства и революционно настроенные моряки были нужны в городе. Свердлов лично выписал одному из большевиков-авроровцев Белышеву мандат комиссара судна.

Героическая версия
25 октября 1917 года в 3.30 «Аврора» встала на якорь у Николаевского моста. Позже со стороны устья Невы подошли еще революционные корабли. В 21 час 40 минут комендор Евдоким Огнев по команде комиссара: «Пли» – произвел холостой выстрел из бакового (носового) шестидюймового орудия. Залп послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Это хрестоматийная, героическая, версия.

«Бытовая» интерпретация
Однако теперь уже ни для кого не секрет, что как такого штурма Зимнего не было. Резиденцию Временного правительства большевики взяли без существенных боевых действий. Тогда какая роль предназначалась выстрелу «Авроры»? В соответствии с другой версией – назовем ее «бытовой» интерпретацией – это был сигнал, который подавался регулярно с целью сверки времени на всех кораблях. Позднее обыденный выстрел поэтизировала и наделила эпохальным значением политическая пропаганда. Однако…

Зачем палить из пушки?
Капитан второго ранга Владимир Бычков, опираясь на архивные материалы, сопоставление сообщений прессы, опубликованных в октябре 1917 года, воспоминания авроровцев и другие источники, провел свое исследование на тему спорного выстрела. Его выводы таковы.
Во-первых, на русском флоте использовался широкий арсенал сигналов: флаги, световые сигналы прожектора, щиты и фигуры со знаками, сигнальные ракеты. Вряд ли на вполне современных, хорошо оснащенных военных кораблях была необходимость использовать для сверки хронометров такой архаичный способ, как пушечный выстрел, да еще и посреди Петрограда. Маловероятно и то, что подача повседневного сигнала для сверки времени обеспечивалась довольно дорогим артиллерийским зарядом главного калибра.
Во-вторых, сохранились документы, свидетельствующие о том, что перед судном все же ставились определенные цели при подготовке взятия резиденции Временного правительства. Это распоряжения Исполнительного Комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов о переводе корабля в боевую готовность и обеспечении им беспрепятственного движения на Николаевском мосту. В то же время сигнализировать о начале штурма «Аврору» никто не уполномочивал. Так что же означал «тот самый» выстрел?

Сигнал бдительности
Уже сам факт присутствия в Петрограде «Авроры» и других «дружественных» большевикам военных кораблей в боевой готовности не мог не оказать психологического давления на Временное правительство. И он определенно его оказал, причем не только на обитателей Зимнего дворца. 27 октября 1917 года в газете «Правда» было напечатано письмо команды крейсера «Аврора», где было сказано: «Ко всем гражданам города Петрограда… Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить свободу и Революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но… открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего, но и прилегающих к нему улиц… Не верьте провокационным слухам…» В этом же письме матросы поясняют предназначение залпа «Авроры»: «Был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий к бдительности и готовности». Видимо, так с исторической точки зрения и следует трактовать знаменитый залп.

Судьба комендора «Авроры»
А что же Огнев? Как сложилась его судьба после октябрьских событий? Известно, что наш земляк участвовал в разгроме «белых» на Украине, в районе притока Дона Маныча и на самом Дону. В 1918 году он погиб в одном из боев. Похоронен в братской могиле в хуторе Казачий Хомутец Ростовской области.
Сохранилась фотокопия последнего заявления авроровцев, подписанного Огневым: «Товарищи! Мы обращаемся к вам от команды крейсера «Аврора» в количестве 13 человек. Просим не отказать нам в нашей просьбе. Мы изъявили идти желание на фронт, на Каледина, где наши товарищи проливают кровь». Видимо, комендор искренне верил в идеалы революции…

Крейсер 1-го ранга «Аврора» был построен на Петербургской верфи. Всего существовало три корабля этой серии: «Диана», «Паллада» и «Аврора». Они считались одними из лучших судов своего времени. В 1900 году «Аврору» спустили на воду, а в 1903-м, когда закончилась достройка судна, его передали Военно-морскому флоту России. Крейсер участвовал в русско-японской, первой мировой и Великой Отечественной войнах.
На вечную стоянку крейсер «Аврора» встал у причальной стенки Большой Невки в 1948 году. До 1956 года он служил учебной базой Нахимовского училища, затем на корабле открыли филиал Центрального военно-морского музея. В 1984–1987 годы старый клепаный почти разрушившийся корпус «Авроры» поменяли на новый сварной. Нижнюю часть корпуса отбуксировали на базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива (у поселка Ручьи), распилили и затопили. Части корабля, торчавшие из воды, растащили на стройматериалы жители поселка.

Драматические события ночи с 25 на 26 октября 1917 года овеяны огромным количеством мифов, о них снято множество художественных фильмов, написаны книги. Но и почти сто лет спустя дым от холостого выстрела "Авроры" не рассеялся...

Зимний. "Со всех сторон был окружен..."

Хмурое утро 25 октября 1917 года. Зимний дворец, фактически отрезанный от города, лишен связи с внешним миром, его обороняют триста казаков Пятигорского полка, полурота женского батальона и юнкера. Вокруг - хмельно веселящаяся петроградская толпа. Вооруженные красногвардейцы фланируют по ближним улицам пока вполне безобидно.

Все изменилось вмиг.

Из воспоминаний Александра Зиновьева - Главного управляющего северо-западного Отделения Красного Креста:

"Я, как всегда, утром отправился в свое Управление Красного Креста. Там, где мне приходилось проходить, все еще было спокойно и ничего особенного не было заметно. Но около 11 часов утра, на Литейной против окон нашего Управления, вдруг, как-то неожиданно появились вооруженные ружьями рабочие вперемешку с матросами. Началась перестрелка, - они стреляли по направлению к Невскому проспекту, но противника их не было видно... В амбулаторию, находившуюся тут же в здании нашего Управления, стали приносить раненых и убитых... Стрельба эта продолжалась часа два, и потом все затихло, стрелявшие рабочие и матросы куда-то исчезли... Но скоро стали получаться сведения, что восстание всюду было успешно, телефонная станция, водопровод, станции железных дорог и другие важные пункты города были уже в руках большевиков и весь Петербургский гарнизон к ним присоединился...

Совет рабочих и солдатских депутатов сидел тише воды и ниже травы, Министры Временного правительства заперлись в Зимнем дворце, где большинство их и жило. Дворец защищался только юнкерами, то есть учениками военных училищ, подготовлявших офицеров, и женским батальоном, недавно сформированным Керенским. Дворец со всех сторон был окружен большевиками, солдатами и матросами...

Когда вечером, часов около 6, я шел домой, в той части города, через которую мне надо было проходить, все было тихо и спокойно, улицы были пустые, движения никакого не было, даже пешеходов я не встретил... Дом, в котором мы жили, был совсем близко от Зимнего дворца, - минут пять ходьбы, не больше. Вечером, после обеда около Зимнего дворца началась оживленная стрельба, сначала только ружейная потом к ней присоединился треск пулеметов".

Госпиталь. "А также больные-"позвоночники"

Премьер-министр Временного правительства Александр Керенский срочно выехал в Гатчину, надеясь привести в столицу верные Временному правительству войска. Он отнюдь не бежал из Зимнего согласно послереволюционной легенде, закрепившейся потом в школьных учебниках. И впоследствии, узнав об этой "трактовке", сильно переживал:

"Передайте там у себя в Москве - у вас же есть серьезные люди: скажите им, пусть перестанут писать эту глупость обо мне, что я из Зимнего дворца убежал в женском платье!.. Я уехал на своей машине, ни от кого не скрываясь. Солдаты честь отдавали, в том числе и те, которые с красными бантами. Я вообще никогда не надевал женских туалетов - даже в детстве, в шутку...", - в беседе с журналистом Генрихом Боровиком (Опубликовать интервью, взятое в 1966 году в Париже, конечно, тогда не удалось, и рассказал этот сюжет Боровик "Российской газете" уже в 2009 году).

Не подлежали опубликованию в советское время и документы, проливающие свет на появление живописных деталей (Керенский, как гласила официальная версия, переоделся в платье сестры милосердия). Дело в том, что Зимний дворец с 1915 года перестал быть цитаделью российской монархии - здесь был открыт госпиталь. Как сообщал Правительственный вестник, "в императорском Зимнем дворце высочайше разрешено отвести под раненых парадные залы, выходящие на Неву, а именно: Николаевский зал с Военною галереею, Аван-Зал, Фельдмаршальский и Гербовый - всего на тысячу раненых". Торжественное открытие госпиталя состоялось 5 октября, в день тезоименитства престолонаследника - цесаревича Алексея Николаевича. Его именем по решению царской семьи и назвали госпиталь - во избавление наследника от гемофилии.

В палаты превратились восемь самых больших - и самых великолепных - парадных залов 2го этажа. Роскошные стены затянули холстом, наборные полы покрыли линолеумом.

"Больные были размещены соответственно ранениям. В Николаевском зале, вмещавшем 200 коек, лежали раненные в голову, в горло и грудную клетку. А также очень тяжелые больные - "позвоночники" ... В Гербовом зале находились больные с ранами в брюшной полости, бедре и тазобедренном суставе... В Александровском зале лежали больные, раненные в плечо и спину", - вспоминала сестра милосердия Нина Галанина.

На 1-м этаже разместили приемный покой, аптеку, кухню, ванные, врачебные кабинеты. Госпиталь был оборудован по последнему слову науки и техники - самая совершенная аппаратура, новейшие методы лечения.

Сотни бойцов, проливавших кровь за Россию на фронтах мировой войны, тоже были застигнуты революцией врасплох.

Смольный. "Ильич готов был нас расстрелять"

Тем временем в Смольном уже вторые сутки, с 24 октября, бурлил II Всероссийский Съезд Советов. Ленин, сидя на конспиративной квартире у Маргариты Фофановой, "бомбардировал" товарищей по партии записками о необходимости немедленного начала штурма. Дипломированный юрист, выпускник Петербургского университета, он не мог не осознавать, что подстрекает к совершению государственного переворота - ведь Временное правительство де-юре могло передать власть только Учредительному собранию. Но жажда власти была сильнее "предрассудков" закона.

Товарищи! Я пишу эти строки вечером 24-го, положение донельзя критическое... Нельзя ждать!! Можно потерять все!!. Правительство колеблется. Надо добить его во что бы то ни стало!"

Наконец, не вытерпев, Ленин направляется в Смольный. Луначарский вспоминал: "Ильич готов был нас расстрелять". Ленин поднялся на трибуну, перехватив эстафету на трибуне у Троцкого; тот уже "разогрел" делегатов. Меньшевики, эсеры, представители иных партий и даже умеренного крыла РСДРП(б) пытались настоять на мирном и, что не менее важно, - законном - разрешении кризиса. Тщетно...

В Смольном царила несколько истерическая эйфория, в полутемном и беззащитном Зимнем - нервозная растерянность.

Зимний. "Бессилие и малочисленность защитников..."

Член Чрезвычайной Следственной комиссии, расследовавшей дела бывших царских министров (была учреждена после Февральской революции по приказу Временного правительства), полковник Сергей Коренев, находившийся в ту ночь во дворце, вспоминал:

"Бессилие и малочисленность наших защитников - юнкеров, которым начальство не может даже удосужиться выдать необходимые боевые припасы, это очевидное отсутствие во всем деле обороны направляющей воли, эти сонные генералы и их надежды, что если не кривая, то Керенский выручит. А тут еще все та же проклятая "Аврора", хитро подмигивающая нам жерлами своих пушек, которые, хотя и не будут стрелять, - как уверяют нас в этом наши полководцы, но все же очень подозрительно смотрят прямо нам в окна".

Это картинка - после полудня 25 октября. Примерно в это же время во дворец вошли американский журналист Джон Рид с женой и другом. Охрана их не пустила по "удостоверениям из Смольного" в ворота Собственного сада со стороны площади, но они беспрепятственно прошли через ворота с набережной, предъявив американские паспорта. Поднялись по лестнице к кабинету министра-председателя, которого, естественно, не застали. И пошли бродить по дворцу-госпиталю, разглядывая картины. "Было уже довольно поздно, когда мы покинули дворец", - напишет Джон Рид в книге "10 дней, которые потрясли мир".

А около 23 часов (упомянутые Кореневым "полководцы" ошиблись) "Аврора"-таки выстрелила. Из орудия N 1, холостым залпом, эхо которого разнеслось по городу. И вот это вызвало уже настоящую канонаду: открыли стрельбу пушки Петропавловской крепости. И отнюдь не холостыми снарядами.

Стреляли по госпиталю.

По безоружным, беззащитным, лежачим раненым в залах-палатах Зимнего. По тем самым рабочим и крестьянам, одетым в солдатские шинели, во имя которых якобы совершался захват власти.

"Аврора" . Письмо в редакции Петрограда

Тень подозрений в позорной стрельбе по лежачим пала на крейсер, что побудило его команду отправить 27 октября во все газеты Петрограда весьма эмоциональное письмо:

"Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера "Аврора", которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно умереть за свободу и Революцию от контрреволюционеров.

Печать пишет, что "Аврора" открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. А разве это есть. Разве это не ложь, обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов происшествий строить козни рабочему пролетариату. К вам обращаемся мы, рабочие и солдаты города Петрограда. Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, а проверяйте сами слухи. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.

Просим все редакции перепечатать.
Председатель судового комитета
А. БЕЛЫШЕВ.
Товарищ председателя П. АНДРЕЕВ".

Большинство снарядов, летевших с Петропавловской крепости, разорвались на Дворцовой набережной, шрапнелью было выбито несколько стекол в Зимнем. Два снаряда, выпущенных из Петропавловской крепости, попали в бывшую приемную Александра III.

Зачем штурмующие стреляли из гаубиц по фактически безоружному, почти не охраняемому дворцу? Ведь еще до истечения ультиматума, предъявленного Военно-революционным комитетом (ВРК) Временному правительству, с белыми полотнищами в руках Зимний дворец покинули казаки и ударницы женского батальона. Палить из пушек по нескольким десяткам мальчиков-юнкеров никакого смысла не имело. Скорее всего, то была психическая атака...

Ну а Петроград словно и не замечал свершавшихся в ту ночь фатальных событий.

Зимний. Юнкеры отпущены "под честное слово"

"... На улицах все буднично и обыкновенно: привычная глазу толпа на Невском, по-всегдашнему ходят переполненные трамвайные вагоны, торгуют магазины нигде не обнаруживается пока никакого скопления войск или вообще вооруженных отрядов... Только уже у самого дворца заметно необычное шевеление: на Дворцовой площади передвигаются с места на место правительственные войска. Их по сравнению со вчерашним днем как будто убыло

Зимний дворец снаружи принял уже более боевой вид: все его выходы и проходы, ведущие на Неву, облеплены юнкерами. Они сидят у ворот и дверей дворца, галдят, хохочут, бегают по тротуару в перегонки", - записал очевидец.

Защитники дворца толком не знали его логистики: как выяснилось, войдя в Зимний с набережной Невы, они не могли найти дорогу ни к кабинетам Временного правительства, ни к выходам со стороны Дворцовой площади. В этом смысле и защитники дворца, и штурмующие были примерно в одинаковом положении. Бесчисленные коридоры дворца и переходы из него в Эрмитаж никем не охранялись по той же причине - никто из военных просто не знал их расположения и не имел под рукой плана здания.

Пользуясь этим, большевистские активисты беспрепятственно проникали во дворец со стороны Зимней канавки. Их становилось все больше, а защитники все не могли обнаружить "протечку".

Вот так, поднявшись по узкой маленькой лестнице, ведущей в личные покои Ее Величества, поплутав по коридорам дворца, отряд Владимира Антонова-Овсеенко в начале третьего утра 26 октября и попал в полутемный Малахитовый зал. Услышав голоса в соседнем помещении, Антонов-Овсеенко распахнул дверь в Малую столовую. Вслед вошли остальные "эмиссары" ВРК.

За небольшим столом сидели министры Временного правительства, перебравшиеся сюда из Малахитового зала: окна там выходят на Неву, а риск продолжения обстрела из Петропавловской крепости сохранялся. После секундной паузы - обе стороны были шокированы столь простой и быстрой развязкой - Антонов-Овсеенко с порога произнес: "Именем ВРК объявляю вас арестованными".

Министры были арестованы и доставлены в Петропавловскую крепость, офицеры и юнкера отпущены "под честное слово". А Антонов-Овсеенко вернулся в Смольный, где известие о "низложении и аресте Временного правительства" было встречено овациями и пением "Интернационала". (Двадцать лет спустя, в 1937-м, Антонова-Евсеенко арестуют как "врага народа" и расстреляют за "контрреволюционную деятельность"; возникшая в беззаконии власть беспощадно расправлялась с породившими ее).

Госпиталь. "Старшая сестра сидела под арестом..."

Пока в Смольном пели "Интернационал", в залы Зимнего, заполненные тяжелоранеными, ворвались революционные отряды. Бригады красноармейцев и вооруженных рабочих, как свидетельствуют документы, "принялись срывать бинты с раненых, имевших лицевые ранения: эти палаты находились в зале, ближайшем к апартаментам правительства" - искали "замаскировавшихся под раненых" министров. Вот как вспоминала об этом медсестра Нина Галанина, дежурившая 26 октября в лазарете Зимнего дворца:

"Как только наступило утро 26/Х, я... поспешила в город. Прежде всего мне хотелось попасть в госпиталь Зимнего дворца... Пробраться туда оказалось не так легко: от Дворцового моста до Иорданского подъезда стояла тройная цепь красногвардейцев и матросов с винтовками наперевес. Они охраняли дворец и никого к нему не пропускали. Через 1-ю цепь, объяснив, куда я иду, прошла сравнительно легко. Когда проходила вторую, меня задержали. Какой-то матрос зло крикнул товарищам: "Чего смотрите, не знаете, что Керенский переодет сестрой?" Потребовали документы. Я показывала удостоверение... с печатью госпиталя Зимнего дворца. Это помогло - меня пропустили... Я вошла, как бывало сотни раз раньше, в Иорданский подъезд. Там не было на месте привычного швейцара. У входа стоял матрос с надписью "Заря свободы" на бескозырке. Он разрешил мне войти.

Первое, что бросилось в глаза и поразило, - это огромное количество оружия. Вся галерея от вестибюля до Главной лестницы была завалена им и походила на арсенал. По всем помещениям ходили вооруженные матросы и красногвардейцы. В госпитале, где был всегда такой образцовый порядок и тишина; где было известно, на каком месте какой стул должен стоять, - все перевернуто, все вверх дном. И всюду - вооруженные люди. Старшая сестра сидела под арестом: ее караулили два матроса... Лежачие раненые были сильно напуганы штурмом дворца: много раз спрашивали, будут ли стрелять еще. По возможности я старалась их успокоить... На следующий день, 27-го октября, раненых начали отправлять в другие лазареты Петрограда. 28 октября 1917 года госпиталь Зимнего дворца был закрыт".

Зимний. "Меня провели к коменданту дворца..."

Александру Зиновьеву, Главному управляющему северо-западного Отделения Красного Креста, рано утром 26 октября позвонил дежурный Управления Красного Креста и сообщил, что Зимний дворец взят большевиками, а сестры милосердия, находившиеся во дворце, арестованы. Он немедленно отправился туда.

"Всюду были разбросаны ружья, пустые патроны, в большой передней и на лестнице лежали тела убитых солдат и юнкеров, кое-где лежали и раненные, которых не успели еще унести в лазарет.

Я долго ходил по так хорошо знакомым мне залам Зимнего дворца, стараясь найти начальника солдат, захвативших дворец. Малахитовая зала, где обычно Императрица принимала представлявшихся ей, - была вся как снегом покрыта разорванными бумажками. Это были остатки архива Временного правительства, уничтоженного перед тем, что дворец был захвачен.

В лазарете мне сказали, что сестры милосердия были арестованы за то, что они скрывали и помогали скрываться юнкерам, защищавшим дворец. Обвинение это было совершенно верное. Многие юнкера, перед самым концом борьбы бросились в лазарет, прося сестер милосердия спасти их, - очевидно сестры помогали им скрываться, и благодаря этому действительно многим из них удалось спастись.

После долгих поисков мне удалось добиться кто был теперь Комендантом дворца и меня провели к нему... Со мной он был очень приличен и корректен. Я объяснил ему в чем дело, сказал, что в лазарете лежат около 100 раненых солдат, и что сестры милосердия необходимы для ухода за ними. Он сразу же приказал их освободить под мою расписку, что они не уедут из Петербурга до суда над ними. Этим дело и кончилось, никакого суда над сестрами никогда не было, и никто их больше не беспокоил, в то время у большевиков были более серьезные заботы".

P.S. Все произошло столь стремительно и неправдоподобно легко, что мало кто сомневался: большевики будут еще более временными, чем Временное правительство...

«Аврора» - крейсер 1-го ранга Балтийского флота, известный своей ролью в Великой Октябрьской социалистической революции, был построен по кораблестроительное программе 1895 г.
Заложен крейсер Аврора 23 мая 1897 г. в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Почти одновременно были спущены на воду три новеньких крейсера, построенные под руководством инженера Константина Токаревского: «Диана», «Паллада» и «Аврора».
Свое имя крейсер получил в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.

Ирония истории - возвестивший революцию крейсер, торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц и многочисленных членов Императорской фамилии.
Другая ирония истории - крейсер-символ революции, как проект, конструктивно, был мягко говоря, не самый удачный - машины оказались маломощными, броня тонкой, а артиллерия была слабее, чем у иностранных аналогов. В то время на флоте можно было услышать такую шутку: «Низкая скорость и немного пушек - вот что отличает «Аврору» от обычного парохода».

Тип и функциональное предназначение крейсера «Аврора»

Функционально этот тип крейсеров предназначался для выполнения роли разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Однако, вследствие недостаточной для крейсера дальности плавания, невысокой скорости, сравнительно слабого вооружения и брони, с 1908 г. Был призван выполнять функции учебного крейсера.
Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически - к крейсерам-истребителям торговли. Её экипаж составлял почти шестьсот человек. Корпус был обшит медью, - против обрастания ракушками.

История крейсера «Аврора»

18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.
25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.
При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим», 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны.
«Аврора» был в числе тех судов, которые приняли участие в Цусимском сражении, разыгравшемся 14–15 (27–28) мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З. П. Рожественского с японским флотом адмирала Х. Того.

Участие крейсера «Аврора» в Цусимском сражении

В начале дневного боя 14 мая крейсер следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывая колонну транспортов с востока. В составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом вступил в бой с 3-м и 4-м японскими боевыми отрядами, а также с 6-м японским боевым отрядом. Около 16:00 попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьезные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом. Около 16:30 вместе с отрядом ушел под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30-18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.

В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев - он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда. Командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам раненый. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не выводивших его из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все даьлнемерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.

Ночью 14/15 мая, следуя за флагманом отряда, форсировал ход до 18 уз., в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста - «Олег» и «Аврора» - с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат - это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

Крейсер «Аврора» и революция 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

«Аврора» была самым крупным кораблём, способным пройти невский фарватер. Революционные лидеры поставили перед экипажем задачу удерживать Николаевский мост от возможного захвата отрядами Временного правительства.

По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.

Впрочем, есть сведения, что выстрел «Авроры» прозвучал задолго до штурма Зимнего дворца. Накануне восстания на крейсере побывал секретарь военного революционного комитета Антонов-Овсеенко. Согласно инструкции перед штурмом Зимнего с Петропавловской крепости должны были подать сигнал. На «Авроре» ждать сигнала устали и решили привлечь внимание, - мол, ну когда уже? - вот и дали холостой выстрел.

После октябрьской революции «Аврора» стал единственным кораблём царского флота, которому оставили родное имя. В двадцать третьем году крейсер вновь стал учебным.
После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Крейсер «Аврора» в годы Великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой «Аврора» продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. После полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны «Аврора» не спускала Военно-морской флаг СССР.

Крейсер «Аврора» после Великой Отечественной войны

Ещё до окончания войны в 1944 году было приято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. «Аврора» была поднята в 1944 году и в 1945–1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ, однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны.

В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского училища, против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов.

Мемориальный корабль крейсер «Аврора»

При советской власти крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. Во время ремонта, в 1945–46 гг. крейсер участвовал в съемках кинофильма «Крейсер Варяг», играя роль «Варяга».
Музей на корабле начал создаваться с 1950 г. силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. С 1961 года «Аврора» перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек.

Музей на крейсере «Аврора»

Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере - разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957–1958 и 1966–1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции.

Ремонт и реставрация крейсера «Аврора»

В конце 1980-х гг. корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984–1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. В результате ремонта крейсера:
Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья. Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют.

Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса).
Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках.

Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост.

Крейсер «Аврора» сегодня

После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 г. была возвращена на место своей стоянки - у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле помимо научных сотрудников служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса.

Адрес и режим работы музея крейсер «Аврора». Экскурсии по крейсеру «Аврора»

Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»; тел. 230–8440
Проезд: Ст. м. «Горьковская», трамв. 2, 6, 30, 63
Режим работы: Ежедневно с 10.30 до 16.00, кроме понедельника и пятницы
Экскурсии: вход на крейсер бесплатный; тематические экскурсии в подводную часть корпуса и машинно-котельное отделение оплачиваются отдельно.

«Аврора» после продолжительного ремонта вновь заняла свое место на вечной стоянке, на Петровской набережной, напротив Нахимовского училища.
Вспоминаю далекий 1956 год! Но все было как-будто вчера!
В Питере белые ночи, а у нас - питонов выпускные экзамены....("Питон"- производное от слова "воспитанник" нахимовского училища. Так мы тогда себя называли)
В ночь, перед экзаменом по физике, сижу на палубе «Авроры», под историческим орудием, и зубрю билеты по физике. Как всегда, на подготовку не хватило одного дня. Зубрил и уснул под ним.
Но знаменитая пушка, наверное, помогла и физику сдал на 5.
В те времена я еще не знал, что пушка, под которой я зубрил и спал, была не совсем той, из которой прогремел исторический выстрел, как говорили тогда «возвестивший о начале новой эры».
Та носовая шестидюймовая пушка, как и все остальные, была в 1919 году снята и отправлена на фронта Гражданской войны. Потом на «Аврору» установили 130 мм. пушки, но их тоже сняли во время войны в 1941г.
"Аврора" получила серьезные повреждения в годы Великой Отечественной войны. Во избежание опрокидывания на корабле открыли кингстоны, и он опустился на грунт на ровный киль. Произошло это в октябре 1941 г., а подняли "Аврору" только в августе 1944 г.
В 1947 году, во время ремонта, установили вновь шестидюймовые пушки, набранные по разным арсеналам, но однотипные тем, которые были на ней в 1917 году.
В отношении залпа и грома пушек «Авроры» тоже вопрос риторический...
Все, кто был на Английской набережной С.Петербурга, у особняка Румянцева, видели, конечно, мемориальную стеллу со следующей надписью:
«25 октября (7 ноября) 1917 года, стоявший против этого места, крейсер „Аврора“ громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры- эры Великой социалистической революции».
Но ведь не было никакого залпа и «грома своих пушек», а был лишь холостой выстрел бакового орудия.
Но назначение этого выстрела было - не сигнал к штурму Зимнего, а «сигнал для всех судов, стоявших на Неве (ведь их вошло в Неву около десяти), и призывавших их к бдительности и готовности». Об этом писал даже и первый комиссар крейсера А. В. Белышев.
Правда, факт и холостого выстрела некоторые историки подвергают сомнению по следующей причине.
На «Авроре» не должно было быть никаких снарядов,т.к. она уже длительное время, с 1916 года, находилась в ремонте на Франко-русском заводе, откуда и перешла к Николаевскому мосту (ныне Благовещенскому) на Неве, а затем через три дня вновь вернулась на завод для окончания ремонта. А как известно, перед постановкой в заводской ремонт весь боезапас с корабля выгружается.
Кроме того, по непонятным причинам исчез вахтенный журнал крейсера «Аврора» того времени, который бы развеял все сомнения историков. И он до сих пор не найден.
Как пишет В. Д. Доценко, известный морской историк, в своей книге "Мифы и и легенды Российского флота" уже в 1927 году крейсер "Аврора". был канонизирован как символ Октябрьской революции.
Однако, оставим все это на рассмотрение историков.
7 ноября 1948 г. крейсер поставили на вечную стоянку у набережной Невы, около Нахимовского училища.
В день 30-й годовщины Октябрьских событий 1917 года - 7 нjоября 1947года, крейсер был поставлен на Неве, в том же месте у моста Лейтенанта Шмидта (так, в ту пору назывался Николаевский мост), где он стоял 25 октября 1917 года, и по команде А. В. Белышева из носового орудия был произведен холостой выстрел в память об историческом событии.
В 1967 г. в дни празднования 50-летия Октябрьской революции этот выстрел повторили.
26 июля 1992 г. на крейсере "Аврора" подняли Андреевский флаг.
А вот «залпы и гром пушек «Авроры», направленных на Зимний дворец» - это просто один из мифов и легенд.
Ведь мы усердно создавали не историю России, а мифологию и легенды.
Но несмотря на все сказанное, крейсер «Аврора» заслужил почитание и уважение как старейший военный корабль Российского флота, участник Цусимского сражения и других событий за свой долгий век. А мифы и легенды об «Авроре» пусть вызывают к ней дополнительный интерес.
Возвращаюсь вновь в 50-е годы.

В те времена нахимовцы выпускного класса жили на «Авроре». Если я не ошибаюсь, то так было еще до 1961 года.
Там, где впоследствии после ремонтов «Авроры» в ее носовой части разместили помещения музея, в то время размещались кубрики, где мы и жили. вернее спали, а все остальное время проводили в учебном корпусе.
Экскурсантов тогда водили только по верхней палубе корабля и показывали историческое орудие на баке, радиорубку, расположенную по левому борту, из которой было передано «Воззвание к гражданам России».
На крейсере тогда действовало одно котельное отделение, которое обеспечивало отопление корабля, подачу горячей воды. Были очень хорошие душевые, где мы с удовольствием мылись.
Как мне помнится, в одном из бывших котельных отделений был спортивный зал для команды крейсера.
Работало котельное отделение на угле. Поэтому в начале осени устраивался большой аврал по погрузке угля на крейсер. Нахимовцев к этой работе не привлекали, всю погрузку осуществляли матросы команды крейсера.
К борту «Авроры» походила баржа с углем, уголь сначала выгружали на палубу корабля по левому борту, а затем его в мешках матросы переносили и сбрасывали в угольную яму, расположенную у котельного отделения. Всего по проекту корабля было 32 такие угольные ямы, которые вмещали до 900 тонн угля. Сколько их осталось и использовалось тогда не помню.
Но угля загружалось достаточно много, в чем мне пришлось убедиться воочию, т.к. грузить уголек в угольной яме действующего котельного отделения «Авроры» мне все-таки один раз пришлось.
Вернее не грузить, а перебрасывать уголь в угольной яме поближе к тому месту в ее нише, откуда его удобнее было брать матросам-кочегарам котельного отделения.
Этой «чести» некоторые из питонов удостаивались по воскресеньям, получив взыскание в виде «наряда на работу» или другое взыскание, и вместо увольнения иногда направлялись в угольную яму, чтобы помочь матросам кочегарам. И я был удостоен такой «чести» за свой чересчур строптивый характер.
Наш старшина роты - мичман Новожилов Борис Васильевич был, как говорят мужик- кремень, гонял всех нас нещадно, наряды на работы раздавал направо и налево.
Но иначе с нами было нельзя, ведь мальчишеская энергия била через край и не всегда была направлена, что называется в мирных целях.
Как сейчас помню эту громадную угольную яму (бункер) на крейсере.
С одной стороны яма почти под подволок (потолок) была заполнена углем, а с другой стороны, внизу у ниши, из которой его постоянно брали матросы-кочегары и забрасывали в топку котла, было уже относительно свободное место. Горела там какая-то лампочка, вся в угольной пыли, так что был практически полумрак.
И вот задача заключалась в том, чтобы ползая чуть ли на четвереньках под подволоком этой ямы перебрасывать этот уголек вниз, к нише, откуда его удобно было бы брать матросам -кочегарам.
Никаких респираторов не давали, поэтому угольной пыли наглотался вдоволь, отплевывался этой пылью достаточно долго.
Даже после продолжительного горячего душа глаза оставались покрытыми черною каймой еще пару дней.
Зато очень хорошо понял тяжелый труд кочегаров котельного отделения.
Второй раз такую процедуру естественно повторять не хотелось, и поэтому старался быть более осторожным и осмотрительным в своих поступках, чтобы не попасть опять в угольную яму.
Не знаю, применяли ли эту воспитательную меру после нас еще в питонии, но я в свое время это испытал, однако никакой обиды нет, даже интересно это вспомнить: Ведь когда-то уголек таскал в бункере знаменитого крейсера!
Думаю, если бы сейчас использовали такую «экзекуцию» к современным питонам, (правда «Аврора» уже давно не работает на угле), то она была гораздо более действенней, чем все другие меры воздействия, применяемые для возвращения провинившихся на путь истинный.
А крейсер «Аврора» для меня был и остался прежде всего памятью об учебе в Ленинградской питонии, неотъемлемой достопримечательностью города, символом Флота Российского, ведь это единственный сохранившийся русский боевой корабль со времен Цусимского сражения,в котором она принимала участие, в ходе которого погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев.
Нам было очень жаль, что к моменту юбилейной встречи питонов выпуска 1956 года, которая состоялась 4 июня этого года, «Аврора» еще не заняла свое место перед Нахимовским училищем.