Произведение война и мир 4 том читать

Иван Сергеевич Тургенев

Вешние воды

Веселые годы,

Счастливые дни -

Как вешние воды

Промчались они!

Из старинного романса

…Часу во втором ночи он вернулся в свой кабинет. Он выслал слугу, зажегшего свечки, и, бросившись в кресло около камина, закрыл лицо обеими руками.

Никогда еще он не чувствовал такой усталости – телесной и душевной. Целый вечер он провел с приятными дамами, с образованными мужчинами; некоторые из дам были красивы, почти все мужчины отличались умом и талантами – сам он беседовал весьма успешно и даже блистательно… и, со всем тем, никогда еще то «taedium vitae», о котором говорили уже римляне, то «отвращение к жизни» – с такой неотразимой силой не овладевало им, не душило его. Будь он несколько помоложе – он заплакал бы от тоски, от скуки, от раздражения: горечь едкая и жгучая, как горечь полыни, наполняла всю его душу. Что-то неотвязчиво-постылое, противно-тяжкое со всех сторон обступило его, как осенняя, темная ночь; и он не знал, как отделаться от этой темноты, от этой горечи. На сон нечего было рассчитывать: он знал, что он не заснет.

Он принялся размышлять… медленно, вяло и злобно.

Он размышлял о суете, ненужности, о пошлой фальши всего человеческого. Все возрасты постепенно проходили перед его мысленным взором (ему самому недавно минул 52-й год) – и ни один не находил пощады перед ним. Везде все то же вечное переливание из пустого в порожнее, то же толчение воды, то же наполовину добросовестное, наполовину сознательное самообольщение, – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, – а там вдруг, уж точно как снег на голову, нагрянет старость – и вместе с нею тот постоянно возрастающий, все разъедающий и подтачивающий страх смерти… и бух в бездну! Хорошо еще, если так разыграется жизнь! А то, пожалуй, перед концом пойдут, как ржа по железу, немощи, страдания… Не бурными волнами покрытым, как описывают поэты, представлялось ему жизненное море; нет; он воображал себе это море невозмутимо гладким, неподвижным и прозрачным до самого темного дна; сам он сидит в маленькой, валкой лодке – а там, на этом темном, илистом дне, наподобие громадных рыб, едва виднеются безобразные чудища: все житейские недуги, болезни, горести, безумие, бедность, слепота… Он смотрит – и вот одно из чудищ выделяется из мрака, поднимается выше и выше, становится все явственнее, все отвратительно явственнее… Еще минута – и перевернется подпертая им лодка! Но вот оно опять как будто тускнеет, оно удаляется, опускается на дно – и лежит оно там, чуть-чуть шевеля плесом… Но день урочный придет – и перевернет оно лодку.

Он тряхнул головою, вскочил с кресла, раза два прошелся по комнате, присел к письменному столу и, выдвигая один ящик за другим, стал рыться в своих бумагах, в старых, большею частью женских, письмах. Он сам не знал, для чего он это делал, он ничего не искал – он просто хотел каким-нибудь внешним занятием отделаться от мыслей, его томивших. Развернув наудачу несколько писем (в одном из них оказался засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой), – он только плечами пожал и, глянув на камин, отбросил их в сторону, вероятно, сбираясь сжечь весь этот ненужный хлам. Торопливо засовывая руки то в один, то в другой ящик, он вдруг широко раскрыл глаза и, медленно вытащив наружу небольшую осьмиугольную коробку старинного покроя, медленно приподнял ее крышку. В коробке, под двойным слоем пожелтевшей хлопчатой бумаги, находился маленький гранатовый крестик.

Несколько мгновений с недоумением рассматривал он этот крестик – и вдруг слабо вскрикнул… Не то сожаление, не то радость изобразили его черты. Подобное выражение являет лицо человека, когда ему приходится внезапно встретиться с другим человеком, которого он давно потерял из виду, которого нежно любил когда-то и который неожиданно возникает теперь перед его взором, все тот же – и весь измененный годами.

Он встал и, возвратясь к камину, сел опять в кресло – и опять закрыл руками лицо… «Почему сегодня? именно сегодня?» – думалось ему – и вспомнил он многое, давно прошедшее.

Вот что вспомнил он…

Но нужно сперва сказать его имя, отчество и фамилию. Его звали Саниным, Дмитрием Павловичем.

Вот что он вспомнил:

Дело было летом 1840 года. Санину минул двадцать второй год, и он находился во Франкфурте, на возвратном пути из Италии в Россию. Человек он был с небольшим состоянием, но независимый, почти бессемейный. У него, по смерти отдаленного родственника, оказалось несколько тысяч рублей – и он решился прожить их за границею, перед поступлением на службу, перед окончательным возложением на себя того казенного хомута, без которого обеспеченное существование стало для него немыслимым. Санин в точности исполнил свое намерение и так искусно распорядился, что в день прибытия во Франкфурт у него оказалось ровно столько денег, сколько нужно было для того, чтобы добраться до Петербурга. В 1840 году железных дорог существовала самая малость; г-да туристы разъезжали в дилижансах. Санин взял место в «бейвагене» ; но дилижанс отходил только в одиннадцатом часу вечера. Времени оставалось много. К счастью, погода стояла прекрасная – и Санин, пообедав в знаменитой тогдашней гостинице «Белого лебедя», отправился бродить по городу. Зашел посмотреть Даннекерову Ариадну, которая ему понравилась мало, посетил дом Гете, из сочинений которого он, впрочем, прочел одного «Вертера» – и то во французском переводе; погулял по берегу Майна, поскучал, как следует добропорядочному путешественнику; наконец, в шестом часу вечера, усталый, с запыленными ногами, очутился в одной из самых незначительных улиц Франкфурта. Эту улицу он долго потом забыть не мог. На одном из немногочисленных ее домов он увидел вывеску: «Итальянская кондитерская Джиованни Розелли» заявляла о себе прохожим. Санин зашел в нее, чтобы выпить стакан лимонаду; но в первой комнате, где, за скромным прилавком, на полках крашеного шкафа, напоминая аптеку, стояло несколько бутылок с золотыми ярлыками и столько же стеклянных банок с сухарями, шоколадными лепешками и леденцами, – в этой комнате не было ни души; только серый кот жмурился и мурлыкал, перебирая лапками на высоком плетеном стуле возле окна, и, ярко рдея в косом луче вечернего солнца, большой клубок красной шерсти лежал на полу рядом с опрокинутой корзинкой из резного дерева. Смутный шум слышался в соседней комнате. Санин постоял – и, дав колокольчику на дверях прозвенеть до конца, произнес, возвысив голос: «Никого здесь нет?» В то же мгновение дверь из соседней комнаты растворилась – и Санину поневоле пришлось изумиться.

В кондитерскую, с рассыпанными по обнаженным плечам темными кудрями, с протянутыми вперед обнаженными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати и, увидев Санина, тотчас бросилась к нему, схватила его за руку и повлекла за собою, приговаривая задыхавшимся голосом: «Скорей, скорей, сюда, спасите!» Не из нежелания повиноваться, а просто от избытка изумления Санин не тотчас последовал за девушкой – и как бы уперся на месте: он в жизни не видывал подобной красавицы. Она обернулась к чему – и с таким отчаянием в голосе, во взгляде, в движении сжатой руки, судорожно поднесенной к бледной щеке, произнесла: «Да идите же, идите!» – что он тотчас ринулся за нею в раскрытую дверь.

В комнате, куда он вбежал вслед за девушкой, на старомодном диване из конского волоса лежал, весь белый – белый с желтоватыми отливами, как воск или как древний мрамор, – мальчик лет четырнадцати, поразительно похожий на девушку, очевидно ее брат. Глаза его были закрыты, тень от черных густых волос падала пятном на словно окаменелый лоб, на недвижные тонкие брови; из-под посиневших губ виднелись стиснутые зубы. Казалось, он не дышал; одна рука опустилась на пол, другую он закинул за голову. Мальчик был одет и застегнут; тесный галстух сжимал его шею.

Девушка с воплем бросилась к нему.

– Он умер, он умер! – вскричала она, – сейчас он тут сидел, говорил со мною – и вдруг упал и сделался недвижим… Боже мой! неужели нельзя помочь? И мамы нет! Панталеоне, Панталеоне, что же доктор? – прибавила она вдруг по- итальянски: – Ты ходил за доктором?

– Синьора, я не ходил, я послал Луизу, – раздался хриплый голос за дверью, – и в комнату, ковыляя на кривых ножках, вошел маленький старичок в лиловом фраке с черными пуговицами, высоком белом галстухе, нанковых коротких панталонах и синих шерстяных чулках. Его крошечное личико совершенно исчезало под целой громадой седых, железного цвета волос. Со всех сторон круто вздымаясь кверху и падая обратно растрепанными косицами, они придавали фигуре старичка сходство с хохлатой курицей – сходство тем более поразительное, что под их темно-серой массой только и можно было разобрать, что заостренный нос да круглые желтые глаза.

– Луиза скорей сбегает, а я не могу бегать, – продолжал старичок по-итальянски, поочередно поднимая плоские, подагрические ноги, обутые в высокие башмаки с бантиками, – а я вот воды принес.

Своими сухими, корявыми пальцами он стискивал длинное горлышко бутылки.

– Но Эмиль пока умрет! – воскликнула девушка и протянула руки к Санину. – О мой господин, о mein Herr! Неужели вы не можете помочь?

– Надо ему кровь пустить – это удар, – заметил старичок, носивший имя Панталеоне.

Хотя Санин не имел ни малейшего понятия о медицине, однако одно он знал достоверно: с четырнадцатилетними мальчиками ударов не случается.

– Это обморок, а не удар, – проговорил он, обратясь к Панталеоне. – Есть у вас

Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и погружается в воспоминания.

I . Летом 1840 года молодой Санин возвращается в Россию из Италии. Поездку он спланировал так, чтобы побыть один день во Франкфурте, а вечером ехать дальше. Побродив по городу, Дмитрий заходит в итальянскую кондитерскую.

II . Неожиданно из внутреннего помещения выбегает красивая девушка. Она просит о помощи. Санин идет за ней и видит подростка в обмороке. Девушка боится за брата, она не знает, что нужно предпринять. Дмитрий советует растереть мальчика щетками. Вместе со старым слугой он пытается помочь больному.

III . Вскоре подросток приходит в себя. Появляются доктор и мать мальчика. Дмитрий уходит, но девушка просит его вернуться через час, чтобы отблагодарить за помощь.

IV . Санин вновь заходит в кондитерскую. Здесь его принимают как родного. Дмитрий знакомится с семейством Розелли: вдовой Леноре, ее дочерью Джеммой и сыном Эмилио, а также старым слугой Панталеоне.

V . Дамы практически ничего не знают о России и долго расспрашивают Дмитрия о его стране. Санин исполняет даже несколько народных песен и романсов, которые приводят слушателей в восторг.

VI . Старик Панталеоне в молодые годы был знаменитым певцом. Его просят исполнить какую-нибудь песню, но у бедняги ничего толком не получается. Чтобы загладить неловкость, Эмилио предлагает сестре почитать для гостя юмористические пьески.

VII . Джемма читает прекрасно. Санин так увлекается ее голосом, что опаздывает на вечерний дилижанс, которым должен был уехать. Дамы приглашают Дмитрия снова прийти в гости и обещают познакомить его с женихом Джеммы.

VIII . Санин хочет задержаться во Франкфурте на несколько дней. К нему в гостиницу приходят Эмилио и молодой немец Карл Клюбер – жених Джеммы. Он благодарит за спасение Эмилио и приглашает на загородную прогулку.

IX . Эмилио долго болтает с Дмитрием. Он рассказывает, что мать под влиянием Клюбера хочет сделать из него купца, а сам он мечтает стать артистом. Затем новые приятели отправляются завтракать в кондитерскую.

X . После завтрака Санин долго беседует с Джеммой и ее матерью, любуясь красотой юной итальянки. Леноре чувствует себя не совсем здоровой, она жалуется на головную боль и засыпает у Джеммы на руках.

XI . В кондитерскую входит покупатель. Санин вынужден его обслужить, поскольку Джемма не хочет будить фрау Леноре. Молодые люди тихонько смеются над неопытностью Дмитрия в качестве продавца.

XII . Санин обсуждает с Джеммой ее музыкальные и литературные пристрастия. Вбегает Эмилио, а затем просыпается Леноре. Дмитрий остается обедать в кондитерской.

XIII . В итоге Санин проводит с семьей Розелли весь день. Все очень довольны его присутствием, время проходит весело. Возвращаясь глубокой ночью в гостиницу, Дмитрий думает только о Джемме.

XIV . Утром Эмилио и Клюбер заходят за Саниным, чтобы отправиться вместе на прогулку в открытом экипаже. Мать Джеммы снова жалуется на головную боль и предпочитает остаться дома.

XV . Прогулка проходит несколько напряженно. Клюбер относится к спутникам снисходительно и покровительственно. Джемма необычайно задумчива и холодна, все чувствуют себя скованно.

XVI . Во время обеда в трактире к Джемме подходит пьяный офицер и выхватывает розу, которую девушка сорвала по дороге. Он осыпает Джемму вульгарными комплиментами. Клюбер негодует и спешит увести невесту. Санин называет офицера хамом и оставляет свою визитку для вызова на дуэль. Он забирает розу и возвращает ее Джемме. Всю дорогу домой Клюбер разглагольствует о падении нравов. Джемма морщится и отворачивается от него.

XVII . Утром к Санину приходит секундант офицера. Обидчик Джеммы – барон фон Донгоф. Дмитрий обещает прислать к нему своего секунданта. В это время Панталеоне приносит записку от Джеммы. Она просит Санина о встрече. Дмитрий предлагает Панталеоне стать его секундантом. Старик необычайно тронут и воодушевлен этой просьбой.

XVIII . Секунданты договариваются о поединке в небольшом лесу. Дуэль должна состояться завтра в 10 утра с расстояния в двадцать шагов. Каждый участник имеет право на два выстрела. Затем Санин и Панталеоне отправляются в кондитерскую.

XIX . Джемма сильно переживает, но ни о чем с Саниным не говорит. Дмитрий проводит в кондитерской целый день. Эмилио посвящен в тайну. Он смотрит на Дмитрия с нескрываемым восторгом.

XX . Вечером Санину не хочется идти к себе. Он бродит возле дома Джеммы. Вдруг открывается окно, девушка выглядывает на улицу и просит Санина войти к ней в комнату. Джемма дарит Дмитрию розу, которую тот отвоевал у офицера.

XXI . Ранним утром за Саниным приезжает Панталеоне, они отправляются к месту поединка. По дороге Дмитрий замечает Эмилио, который просит взять его с собой. Старик признается, что разболтал мальчишке о своей важной миссии.

XXII . Санин просит Панталеоне вернуть розу Джемме, если на дуэли его убьют. Первым стреляет Дмитрий и промахивается. Барон стреляет в воздух. Санин отказывается от второго выстрела. Донгоф поступает так же и признает свою вину. Молодые люди пожимают друг другу руки. Дмитрий возвращается в гостиницу.

XXIII . Внезапно к нему приходит Леноре. Она признается, что все знает о дуэли и благодарна Санину за его мужской поступок. Но Джемма отказала своему жениху, и теперь семейству Розелле грозит разорение. Поэтому Дмитрий должен уговорить Джемму выйти замуж за Клюбера. Леноре рыдает и падает на колени. Санин соглашается поговорить с девушкой.

XXIV . Дмитрий застает Джемму в саду. Она благодарит молодого человека за храбрость и защиту. Санин рассказывает о просьбе госпожи Леноре. Джемма обещает, что послушает его совета. Дмитрий просит ее передумать. От таких слов девушка сильно бледнеет, поэтому Дмитрий торопливо шепчет Джемме, чтобы она не спешила с решением.

XXV . Возвратившись в гостиницу, Санин пишет письмо Джемме с признанием в любви. В ответном письме девушка просит не приходить к ним завтра. Санин приглашает Эмилио погулять за городом. Мальчик с восторгом соглашается.

XXVI . Весь следующий день молодые люди весело гуляют. Вечером Санин получает от Джеммы записку, в которой она назначает ему встречу в городском саду. Дмитрий очень взволнован этим предложением.

XXVII . Санин томится, едва дожидается встречи. Джемма сообщает, что вчера окончательно отказала Клюберу и приглашает Дмитрия к себе домой.

XXVIII . По дороге Санин и Джемма встречают Клюбера. Тот презрительно ухмыляется и проходит мимо. Войдя в комнату, где сидит госпожа Леноре, девушка сообщает матери, что привела настоящего жениха.

XXIX . Леноре горько плачет и стремится выгнать Дмитрия. Затем, услышав о браке, постепенно успокаивается и дает свое благословение.

XXX . Дмитрий обещает продать родовое имение, а деньги передать для устройства кондитерской. Джемма отдает возлюбленному свой гранатовый крестик в знак того, что их разные религии не могут быть препятствием для брака.

XXXI . Утром Санин случайно встречает друга детства Ипполита Полозова. Тот женат на очень богатой женщине, у которой есть имение по соседству с землей Санина. Чтобы скорее продать свое наследство, Дмитрий соглашается ехать вместе с Полозовым к его жене в Висбаден. Решение о покупке может принять только она.

XXXII . Дмитрий спешит к Джемме, чтобы объяснить невесте свой неожиданный отъезд. Он обещает вернуться через два дня.

XXXIII . В Висбадене Полозов приглашает Санина пообедать. За столом Дмитрий знакомится с женой приятеля, которую зовут Марья Николаевна. Эта женщина уступает Джемме в красоте, но очень умна и обаятельна.

XXXIV . Дмитрий понравился жене Полозова, она всячески старается привлечь внимание молодого человека. Марья Николаевна просит Санина задержаться на два дня, чтобы спокойно принять решение о покупке его имения.

XXXV . На следующее утро Санин, прогуливаясь в парке, встречает Марью Николаевну. Молодые люди долго гуляют, а затем идут в гостиницу пить кофе и обсуждать покупку имения.

XXXVI . Вместе с кофе приносят афишу. Марья Николаевна приглашает Дмитрия в театр. Она ловко уговаривает мужа остаться дома.

XXXVII . Полозова подробно расспрашивает Санина об имении. Этот разговор превращается в настоящий экзамен, который Дмитрий с треском проваливает. Он не может ничего толком пояснить, поскольку плохо разбирается в хозяйстве.

XXXVIII . Санин в легком недоумении от поведения Полозовой, но ему приходится терпеть. Он не знает, что Марья Николаевна заключила с мужем пари. Она пообещала соблазнить Дмитрия за эти два дня.

XXXIX . В театре Полозова не столько смотрит скучную пьесу, сколько беседует с Саниным. Она сообщает ему, что превыше всего ценит свободу, поэтому и вышла замуж за Ипполита. Марья Николаевна знала заранее, что сможет полностью им командовать.

XL . Выйдя из театра, пара встречает барона Донгофа. Марья Николаевна смеется, что барон с Саниным будут опять стреляться, но уже из-за нее. Полозова приглашает Дмитрия на конную прогулку и обещает после нее подписать купчую на имение.

XLI . Во время верховой езды Санин еще больше попадает под очарование своей спутницы. Он не может отвести взгляд от бесстрашной и ловкой наездницы. Марья Николаевна увлекает Дмитрия все дальше в лес.

XLII . Ливень молодые люди пережидают в крошечной караулке. Полозов проиграл пари. Когда Марья Николаевна спрашивает, куда Санин отправится завтра, Дмитрий отвечает, что едет с нею в Париж.

XLIII . Санин с горечью вспоминает дни «рабства» у Марьи Николаевны. Когда же Дмитрий надоел властной женщине, его просто вышвырнули. Затем было возвращение на родину, одиночество и беспросветная тоска. Дмитрий решает ехать туда, где единственный раз был счастлив.

XLIV . Санин приезжает во Франкфурт. Он пытается отыскать следы семейства Розелли. Дмитрий находит Донгофа и узнает от него, что Джемма вышла замуж за богатого американца, а затем уехала с ним в Нью-Йорк. У барона есть знакомый, который может сообщить адрес Джеммы. Санин пишет письмо в Америку и ждет ответ.

Письмо от Джеммы полно тихой грусти. Она простила Санина и даже благодарна ему. Если бы не Дмитрий, она вышла бы замуж за Клюбера и упустила бы свое женское счастье. Джемма родила четырех сыновей и дочь Марианну, фотографию которой вложила в конверт. Санин потрясен. Девушка очень похожа на его любимую. Джемма сообщает, что Панталеоне умер еще до отъезда в Америку, а уже в Нью-Йорке скончалась Леноре. Эмилио сражался в отрядах Гарибальди и геройски погиб.

Том четвертый Часть первая

Петербург. Борьба политических партий высших свет­ских кругов. Эта была сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Федоровны, цесаревича и других. Вечер в салоне А. П. Шерер 26 августа – в день Бородинского сражения. Центром этого вечера было письмо преосвящен­ного, написанное при посылке государю образа преподоб­ного угодника Сергия. Толки о болезни Элен. Графиня не­ожиданно заболевает, никого не принимает и отказывается от посещения знаменитых докторов, а отдала себя в руки какого-то итальянского доктора. Чтение князем Василием письма митрополита Платона к Александру I. Анна Павлов­на высказывает мнение, что завтра, в день рождения Алек­сандра мы получим хорошее известие об исходе Бородин­ского сражения.

Получение в Петербурге донесения Кутузова о Боро­динском сражении, истолкованного как победа. Празднич­ное настроение в городе. Некоторые говорят о пленении са­мого Наполеона и избрании нового главы для Франции. От­сутствие дальнейших известий. Недовольство в придвор­ных кругах Кутузовым. Скоропостижная

смерть Элен Безуховой. В придворных кругах говорят, что Элен умерла от страшного припадка ангины. Но ходят слухи, что та отра­вилась, так как Пьер ничего не ответил ей о своем решении насчет развода, и она не могла выбрать из двух претенден­тов на свою руку. Весть о сдаче Москвы французам. Кутузо­ва называют изменником. Донесение Растопчина об остав­лении Москвы. Рескрипт Александра I Кутузову с выраже­нием недовольства по поводу его действий. Он требует объ­яснений от Кутузова о столь “печальной решимости”.

Приезд в Петербург полковника Мишо, посланного от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Мишо сообщает, что Москва сожжена французами. Он го­ворит, что русские опасаются, что Александр может заклю­чить мир с Наполеоном, тогда как они готовы сражаться до последнего. Разговор Александра с Мишо и его слова о не­примиримой борьбе с Наполеоном до конца: “Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе”.

Рассуждения автора о том, что в критические периоды, переживаемые страной, большая часть людей не обращает внимания на общий ход дел, а живет частной жизнью, ру­ководствуясь только личными интересами настоящего. Со­ответственное настроение Николая Ростова, который ко­мандируется из армии в Воронеж. Он совершенно ничего не думает о том, что совершается сейчас в России. Николай удачно покупает лошадей для своего полка. Вечер у губер­натора. Было объявлено, что это не бал, но все надеялись, что танцы все же будут. Успех Ростова в губернском обще­стве. Все дамы, хорошенькие и не очень, ждут, чтобы Нико­лай обратил на них внимание, и это ему очень льстит.

Ухаживания Николая за блондинкой – женой губерн­ского чиновника. Знакомство Ростова с Мальвинцевой – теткой княжны Марьи Болконской. Это была высокая жен­щина, имевшая вес в воронежском обществе. Разговор губернаторши с Николаем о княжне Марье, предложение тетки сосватать его. Согласие Николая. Он рассказывает со­вершенно незнакомой ему женщине в порыве откровенно­сти о желании его матери женить его на богатой невесте, но говорит, что ему эта мысль неприятна: жениться ради денег. Но Марья Болконская – другое дело. После того как он ее спас, он подумал, что эта судьба. Эти откровения в дальней­шем имели для Николая и его семьи огромные последствия.

Княжна Марья с племянником живет у тетки в Воро­неже. Она опять отдает всю себя другим людям: воспиты­вает своего племянника. Марья довольна тем, что заглуши­ла в себе мечты, связанные с Ростовым. После вечера тетка рассказывает Марье о встрече с Николаем, его смущение по­сле упоминания о ней. И опять разлад возвращается в душу княжны, так мечты и надежды вновь всплывают. Встреча с Ростовым. В княжне происходит заметная всем окружаю­щим перемена: ее лицо преображается, выступают те чисто­та и духовность, которыми обладает Марья. И Ростов почув­ствовал это, он понял, что существо, которое сейчас перед ним, “лучшее, чем все те, которых он до сих пор встречал, и лучшее, главное, чем он сам”. Взаимная заинтересован­ность и начало сближения между Николаем и княжной. Николай замечает, что он постоянно думает о княжне Ма­рье, но не так, как о других. О тех он думал как о жене, а се­мейную жизнь с Болконской не мог себе даже представить. И от этого ему становилось жутко.

Княжна Марья и Николай Ростов после получения в Воронеже известия о Бородинском сражении, об остав­лении Москвы, о ранении князя Андрея. Княжна Марья собирается на поиски князя Андрея. Николаю становит­ся совестно, что находится в Воронеже, а не в действую­щей армии. Встреча Николая с княжной Марьей во вре­мя молебна в соборе. Он успокаивает Марью, говоря, что если бы князь Андрей умер, об этом написали бы в газе­тах. Она чуть не проговаривается, что это было бы ужасно, ведь если он жив, они с Наташей могут вновь встретить­ся и пожениться, и тогда княжна Марья не сможет вый­ти за Ростова. Мысли Николая о княжне Марье и Соне. Он опять пытается представить себе будущую с княжной Ма­рьей жизнь, но не может. А вот с Соней все было уже рас­писано наперед. Молитва Ростова о развязке с Соней. Нео­жиданное получение Николаем писем от родных: от Сони с отказом от его обещания жениться на ней и от матери с известием о пожаре Москвы, о погибели их состояния и о здоровье едущего вместе с ними князя Андрея, о том, что Соня и Наташа как сиделки ухаживают за ним. Николай едет с этим письмом к Марье. Эта встреча очень их сближа­ет, делает почти родственниками, хотя оба понимают опас­ность слов: “Наташа ухаживает за ним”.

Глава VIII.

Обстоятельства, вызвавшие письмо Сони к Николаю. Дело в том, что старая графиня понимает, что Соня явля­ется единственным препятствием для женитьбы Николая на богатой невесте, а потому она умоляет Соню разорвать свои отношения с Николаем, тем самым отплатив за все, что было для нее сделано. Жизнь Сони в доме Ростовых ста­ла для нее невыносимой, она чувствует впервые в жизни го­речь к тем, кто ее облагодетельствовал. Радостное чувство Сони – если Наташа выйдет замуж за князя Андрея, Нико­лаю нельзя буде жениться на княжне Марье. Соне кажется, что она видит исполнение своего святочного гадания о кня­зе Андрее. Под влиянием этой уверенности Соня пишет тро­гательное письмо Николаю.

Первые дни пребывания Пьера в плену. Все люди, вме­сте с которыми Пьер был взят в плен, были самого низкого звания, а потому, узнав в нем барина, они чуждались Пье­ра. Допрос в комиссии. Пьеру задают ненужные, глупые во­просы, которые, как Пьер понимает, нужны лишь для того, чтобы обвинить его. В ожидании приговора Пьера вместе с другими 13 обвиняемыми помещают в каретном сарае у Крымского брода. В сарай их ведут через Москву, которая пылает в пожарах. Пьер еще не понимает значения сожжен­ной Москвы и смотрит на пожары с ужасом.

Пьера вместе с другими пленными ведут на Девичье поле. Вид московского пожарища. Пьер чувствует себя нич­тожной песчинкой, попавшей в колеса правильно дейст­вующей машины. Допрос Пьера маршалом Даву. Пьера по­дозревают в шпионстве. Момент человеческого отношения между Даву и Пьером. Неясность для Пьера результата его допроса Даву.

Пленных ведут к месту казни. Сцена расстрела. Пере­живания Пьера. Ему кажется, что со стуком барабанов у него оторвалось что-то в душе, а потому ему хотелось, что­бы поскорее совершилось что-то страшное, что должно было совершиться. Расстреливают некоторых пленных. Наконец доходит очередь до шеренги, в которой стоял Пьер. Но берут последним расстреливать человека, стоявшего рядом с Пье­ром. Пьер не сразу понимает, что он спасен. Этого пятого расстреляли, закопали еще живого. Пьер видит, что всем, включая солдат, проводивших расстрел, плохо от того, что только что произошло, они пытаются как-то утешиться, но все напрасно.

Пьер в бараке военнопленных. Душевное состояние Пьера после казни. В Пьере, хоть он и не отдавал себе в этом отчета, уничтожилась вера в благоустройство этого мира, в человеческую и свою душу, в Бога. Он чувствует, что те­перь вернуться к жизни, к вере не в его власти. Но в бара­ке происходит встреча Пьера с Платоном Каратаевым, ко­торая затем перевернет всю его, Пьера, жизнь. Первое впе­чатление и разговор с ним. Пьер чувствует в Платоне что-то приятное, успокоительное, ласковое и круглое. Рассказ Ка­ратаева о себе. Его судили, отдали в солдаты, но Каратаев рад этому, так как спас таким образом меньшого своего бра­та. Он проповедует, что жалеть надо всех, а жизнь терпеть такой, какая она есть. После разговора с Каратаевым Пьер чувствует, что ему открылись новые незыблемые основы мира, который он теперь понял и полюбил по-новому.

Глава XIII.

Характеристика Платона Каратаева. Это человек, оли­цетворяющий все русское. Лицо его имеет выражение не­винности и юности. Он все умеет делать: шить, петь, ва­рить, строгать, тачать сапоги. Но лучше всего он говорил, говорил о таких простых вещах, которые обычно не заме­чаются. Он любил и жил любовно со всем, что его окружа­ло, в особенности с человеком. Каждое его слово и действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь.

Отъезд княжны Марьи из Воронежа в Ярославль к ране­ному князю Андрею. Чувство любви княжны Марьи к Нико­лаю Ростову и уверенность, что она любима им. Любовь эта сделалась неотделимой частью Марьи. Она знала, что любит теперь в первый и последний раз в жизни. Беспокойство княжны Марьи о брате. Приезд в Ярославль и прием у Росто­вых. Княжну Марью встречают как родную. Но княжне Ма­рье такой прием не по душе, хотя она и понимает, что в эту минуту надо подчиниться тому, что с ней делают. Встреча с Наташей. Княжна Марья думала, что встретит всю ту же Наташу, которая еще так недавно не понравилась ей, но при первом взгляде на нее поняла, что она – ее искренний това­рищ по горю, а потому ее друг. Ведь на лице Наташи было только выражение беспредельной любви к князю Андрею, а также желания отдать всю себя, лишь бы помочь ему. Обе обнимаются и плачут. Мгновенное сближение княжны Ма­рьи и Наташи во время их разговора о князе Андрее.

Встреча княжны Марьи с братом. Ее тяжелое впечат­ление от этой встречи. Увидев лицо Андрея, княжна Марья вдруг чувствует себя виноватой. Князь благодарит сестру за приезд. Княжна Марья чувствует, что во всем, что делает князь Андрей, есть какая-то страшная для живого челове­ка отчужденность от этого мира. Болконский старается под­держать разговор, говоря о том, что Марья и Николай мог­ли бы пожениться и как бы это было для всех хорошо. Он не понимает, что значат его слова для близких. Общая мысль, что князь Андрей уходит их жизни. Свидание Николушки с отцом. Княжна Марья плачет о том, что Николенька оста­ется без отца. Князь хочет сказать Марье о Евангелии, но затем ему приходит мысль, что всё, чем живут эти люди, пустое, ненужное, а главного они сейчас не поймут. Княж­на Марья после свидания с братом больше не говорит с На­ташей о спасении жизни князя Андрея, а только молится о спасении его души.

Князь Андрей чувствует, что он умирает. Сознание от­чужденности от жизни. Его любовь к Наташе. Он дума­ет о том, что любовь мешает смерти, так как любовь есть жизнь. Сон князя Андрея. Ему снится дверь, за которой стоит смерть. И ему нужно эту дверь держать крепко, что­бы смерть не зашла. Но силы его малы, а потому смерть вхо­дит, и он умирает. После этого сна Болконский понимает, что смерть – это пробуждение, облегчение, освобождение. И для него началось пробуждение от жизни. Перемена в его физическом состоянии, князю Андрею становится лучше. Смерть. Прощаясь с телом, все плакали: графиня и Соня оттого, что им было жаль Наташу, Николенька – от стра­дальческого недоумения, старый граф оттого, что ему вско­ре тоже придется сделать этот шаг. А княжна Марья и На­чата плакали от того благоговейного умиления, которое охватило их души “перед сознанием простого и торжествен­ного таинства смерти, совершившегося перед ними”.

Глоссарий:

        • война и мир 4 том краткое содержание по главам
        • война и мир 4 том 1 часть краткое содержание
        • война и мир 4 том 1 часть краткое содержание по главам
        • война и мир том 4 часть 1 краткое содержание
        • война и мир том 4 часть 4 краткое содержание по главам

(Пока оценок нет)

Краткое содержание Война и мир том 4

Часть 1

В Петербурге, у Анны Павловны Шерер собрались гости, чтобы послушать послание патриарха, которое читал князь Василий и посплетничать. Главной новостью была болезнь Элен Безуховой, все считали, что она просто притворяется, так как не может выйти замуж сразу за двоих любовников. На следующий день все узнают, что русские одержали победу в Бородинском сражении над французами, и в этот же день город облетает весть, что Элен Безухова умерла. Официальной причиной смерти считали, что она умерла от ангины, но в обществе все были уверены, что она покончила жизнь самоубийством, приняв большое количество лекарств.

Через три дня в Петербурге узнают, что русские войска оставили Москву. К Кутузову приезжает посланник от Наполеона с предложением заключить мир, но император Александр сказал, что никакого мира быть уже не может.

Николай Ростов едет в Воронеж покупать для армии лошадей, и там неожиданно встречает Марью Болконскую. Ему очень нравиться Марья, и он понимает, что хотел бы на ней жениться, но он не может нарушить обещание данное Соне. Марья узнаёт, что Андрей с тяжёлым ранением живота, находится в Ярославле у Ростовых и немедленно выезжает к нему. Общее горе сближает Наташу и Марью, Андрей умирает, и они вдвоём переживают эту утрату.

Заключённого Пьера приводят на допрос к французскому генералу Даву, его обвиняют в поджогах и шпионаже, и приговаривают к расстрелу. Приговорённых парами подводили к яме, расстреливали и сразу закапывали, Пьер смотрел на это зрелище без страха перед смертью, но тут Безухову объявили, что он помилован, и его увели к военнопленным.

Часть 2

Кутузов пытался уберечь армию и поэтому избегал сражений, он понимал, что хоть они и победили французов под Бородином, нужно восстановить силы для дальнейших сражений и удостовериться в силе врага. В Тарутине русские солдаты хорошо отдохнули, набрались сил, так как продовольствия было много, и поэтому когда казаки обнаружили, что у французов не защищён левый фланг, началась атака, в которой отличились казаки Орлова - Денисова, французы обратились в бегство. После Тарутинского сражения, наполеон решил дать ответный удар и начал готовиться к наступлению.

Уже целый месяц Пьер находился в плену и без ропота переносил все лишения. Он всегда искал смысл жизни и только здесь смог всё обдумать. Его сосед Платон Каратаев помогает Пьеру переносить тяготы заключения и всегда подбадривает нужным словом. Скоро пленных вывозят из Москвы, Платон по дороге заболевает, и его убивают французы, Пьер чувствует пустоту в сердце от потери недавно приобретённого друга.

Французские войска движутся в сторону Смоленска, Кутузов знает, что там французов ждёт верная смерть и поэтому, чтоб не терять своих солдат всячески противодействовал наступлению русских войск.

Часть 3

«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

24 августа Денис Давыдов собирает первый партизанский отряд, и скоро таких отрядов становится около сотни, одним из них руководит Долохов. Давыдов и Долохов решают напасть на французский обоз с русскими пленными и с грузом кавалерийских вещей. Тихон Щербатый , мужик из неприятельской колонны, уходит брать языка, а в это время от генерала приезжает офицер, в котором Денисов узнаёт Петю Ростова, и Петя остаётся в отряде. Тут партизаны видят, как Тихон бежит к лагерю, а ему вслед стреляют французы. Тихон сообщает, что языка в плен он взял ещё вчера, а сегодня хотел ещё одного прихватить, но его быстро обнаружили, и ему пришлось убегать. Приезжает Долохов и берёт с собой в разведку Петю. Утром партизаны атакуют обоз, завязывается перестрелка и Ростова убивают, среди пленных оказывается Пьер Безухов.

В России наступила зима, французы, не привыкшие к таким сильным морозам, выглядели жалко: замерзающие и изнемогающие от голода они падали замертво прямо возле костров.

Часть 4

После смерти Андрея Болконского, Марья и Наташа очень сильно подружились, они вместе горевали о нём, и даже не могли думать о будущем. Но скоро Марье пришлось вернуться к делам и заняться воспитанием маленького князя Николая. Наташа не хотела ни с кем общаться, она избегала всех и целыми днями, сидя на диване смотрела в окно, сожалея о несбывшимся счастье и замужестве с Андреем. В дом Ростовых пришла беда: принесли письмо о гибели Пети, для графини гибель младшего сына была сильным ударом, она сразу слегла, и Наташе пришлось за ней ухаживать. Через месяц графиня стала абсолютно безразличной к происходящему, очень постарела, можно было подумать, что вместе с сыном умерла и её душа, а у Наташи наоборот пропала апатия, так как поняла, что в ней живёт любовь к близким, и в ней проснулась жажда жизни. Наташа очень ослабла, за время пока ухаживала за матерью, и граф предлагает ей поехать в Москву вместе с Марьей, чтоб посоветоваться с докторами и отдохнуть.

Кутузов навлекает на себя немилость императора Александра и многих вельмож, потому что он не хочет идти в Европу, считая глупостью терять солдат, после того как враг бежал. И хотя Александр награждает Кутузова Георгиевским крестом первой степени, все знают, что это только для соблюдения приличий. Вскоре Кутузов умирает.

После освобождения Пьер приезжает в Орёл, все лишения, которые он перенёс в плену, сказываются на его здоровье и он сваливается в горячке на два месяца. После выздоровления к нему приходит управляющий, рассказывает об убытках, которые они понесли во время войны, о разрушенных домах в Москве и о том, что Элен оставила ему очень много долгов. Пьер едет в Москву, куда уже съезжаются все жители, чтоб заняться строительством и ремонтом своих домов и рассчитаться с долгами покойной жены. Пьер встречается со своими старыми друзьями и едет к княжне Марье, чтоб расспросить её о делах и гибели Андрея. Беседуя с Марьей, он присматривается к её компаньонке и вдруг сильно смутившись, узнаёт в ней Наташу. После этого Пьер стал очень часто приходить к ним в гости, но не решался сказать Наташе о своих чувствах. Марья обо всём догадалась и уверила Пьера, что Наташа тоже его любит. Безухов уезжает в Петербург по делам оставив Наташу в недоумении, так как перед отъездом так и не признаётся ей в своей любви.

Последний том «Войны и мира» Толстого описывает события второй половины 1812 года. Он охватывает: бегство французов из Москвы, Тарутинскую битву и многочисленные сцены партизанской войны. В четвертом томе «мирные» первая и четвертая части обрамляют вторую и третью «военные» части, словно подчеркивая тесную взаимосвязь «войны» и «мира» не только на поле битвы, но и в личной жизни героев и всей России того периода. Краткое содержание 4 тома «Войны и мира» по частям вы можете читать онлайн на нашем сайте или скачать копию себе на компьютер.

Серым цветом выделены важные цитаты, это поможет лучше понять смысл четвертого тома.

Часть 1

Глава 1

Действия первой части четвертого тома «Войны и мира» начинаются 26-го августа, в самый день Бородинского сражения, в салоне Анны Павловны Шерер обсуждали внезапную сильную болезнь Элен, предполагая, что женщина просто притворяется, так как не может выбрать мужа из двух кандидатов. Князь Василий зачитывает письмо преосвященного, написанное «при посылке государю образа преподобного угодника Сергия» .

Глава 2

На следующий день в Петербурге получают письмо от Кутузова, написанное с поля Бородинского сражения, и истолковывают его как известие о победе русских. Однако уже спустя три дня становится известно, что Москва была оставлена жителями и сдана французам. В обществе Кутузова начинают называть изменником. Александр I крайне недоволен действиями главнокомандующего.

Новость о смерти Элен. Официальной причиной смерти называют сильный припадок ангины. Однако по слухам, Безухова выпила огромную дозу лекарства и умерла в муках, прежде чем ей успели помочь.

Глава 3

В Петербург приезжает полковник Мишо с официальным известием, что Москва была оставлена и город сожжен неприятелем.

Главы 4-5

Николай Ростов находится в командировке в Воронеже. На вечере у губернатора он знакомится с теткой княжны Марьи Болконской – Мальвинцевой, которая предлагает сосватать за него Марью, и юноша соглашается.

Глава 6

Марья с племянником живут у тетки в Воронеже. Мальвинцева устраивает встречу Марьи с Николаем. Их свидание преобразило Марью, она словно похорошела. Николай же стал думать, что Марья – лучше всех людей, которых он встречал раньше и даже лучше его самого.

Главы 7-8

Марья и Николай узнают об итогах Бородинского сражения, сдаче Москвы и ранении князя Андрея. Марья хочет найти брата.

Ростову приходит письмо от Сони (написанное под влиянием графини Ростовой), в котором она отказывается от обещания Николая жениться на ней. Также Ростов получает письмо от матери, в котором графиня пишет об их отъезде из Москвы, упоминая, что князь Андрей едет с ними, а Наташа и Соня ухаживают за ним. Николай показывает это письмо Марье (благодаря этому письму Николай «сблизился с княжной в почти родственные отношения»).

Главы 9-11

Пьер в плену у французов. Когда их вели на допрос через пылающую Москву, Безухов был в ужасе от увиденного: он «чувствовал себя ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины» .

Пьера приводят на допрос к известному своей жестокостью маршалу Даву. Однако, обменявшись взглядами, Безухов и Даву смутно ощутили, «что они оба дети человечества, что они братья» . Это и спасает Пьера: когда во время расстрела пленных очередь доходит до него, казнь прекращают и Безухова уводят к военнопленным.

Глава 12

Пьер понимает, что после сцен казни он не сможет вернуться к нормальной жизни и к вере. Однако в бараке он знакомиться с Платоном Каратаевым. Каратаев был осужден и отдан в солдаты, но рад этому, так как это помогло ему спасти младшего брата. Платон говорит Пьеру о том, что нужно принимать жизнь такой, какая она есть, всех жалея. После беседы с Каратаевым Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе» .

Глава 13

Платон Каратаев – человек, олицетворяющий все «русское, доброе и круглое» . «Лицо его, имело выражение невинности и юности» , а «главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости» . Каратаев умел делать все: «пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги» и даже пел. Однако Пьера больше всего привлекало в Каратаеве его умение говорить о простых вещах, которых обычно не замечаешь. Платон любил все вокруг и жил в этой любви. «Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь» . Его жизнь «имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал» .

Глава 14

Марья едет в Ярославль к раненому Андрею. Девушка ощущает, что любовь к Николаю стала неотделимой частью ее самой и знает, что ее чувства взаимны. Ростовы встречают Марью как родную. Во время разговора с Наташей об Андрее, Болконская понимает, что теперь Наташа ее искренний друг и товарищ по горю.

Глава 15

Во время встречи княжны Марьи с братом, девушке кажется, что во всех действиях Болконского наблюдается какая-то странная для живого человека отчужденность от мира. Она понимает, что смерть Андрею близка.

Глава 16

Андрей и сам чувствует, что умирает. Мужчина думает о своей любви к Наташе, о том, что любовь должна бороться со смертью, ведь она есть жизнь. Болконскому снится сон, в котором к нему приходит смерть и он умирает. Проснувшись, Андрей понимает, что смерть – это освобождение, пробуждение, облегчение. Вскоре он умирает.

Часть 2

Глава 1

Во второй части четвертого тома «Войны и мира» русская армия из-за нехватки провизии переходит с Рязанской на Калужскую дорогу к Тарутинскому лагерю, осуществив «так называемый фланговый марш за Красной Пахрой» .

Глава 2

Толстой рассуждает о знаменитом фланговом марше русских войск и роли в нем Кутузова. Заслуга Кутузова состояла не «в каком-нибудь гениальном стратегическом маневре» , а в том, что он один считал, что русские победили в сражении под Бородино. Он видел, что французы ослабели, и удерживал русскую армию от «бесполезных сражений» .

Кутузов получает письмо от Наполеона, которое привозит Лористон, с просьбой о мире, что только подтверждает выводы главнокомандующего. Кутузов отказывает. К этому моменту соотношение сил русских и французов меняется в пользу русских.

Главы 3-4

Александр пытается управлять русским войском из Петербурга, чем только мешает Кутузову. Император отправляет Кутузову письмо с требованием начинать наступление на французов.

Главы 5-7

Тарутинская битва. Начало наступления русских войск (оно затянулось на день, так как приказы, отданные Кутузовым, не были сразу переданы войску). Отряд Орлова-Денисова успешно атакует французов (в итоге эта битва была единственной в Тарутинском сражении). Узнав, что Мюрат (маршал Наполеона) отступает, Кутузов приказывает медленно наступать. Французское войско тает при наступлении.

Тарутинской битвой была «обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства» .

Главы 8-10

Итог деятельности Наполеона после взятия в Москвы: какие бы мероприятия он не пытался ввести, все они были безрезультатны (от административных до религиозных и развлекательных).
Москва продолжает гореть, в городе усиливается мародерство. Упадок военной дисциплины французов. Когда французы покидали с награбленным добром Москву, их положение «было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель» . Наполеон же «был подобен ребенку, который, воображает, что он правит» .

Главы 11-12

За время пребывания в плену Пьер очень меняется, став собранным, энергичным, спокойным, готовым к действиям. Безухов наконец понял слова Андрея, что «счастье бывает только отрицательное» . «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека» .

Главы 13-14

Французы бегут из Москвы. Пьера распределяют к пленным офицерам. Во время первого ночлега Безухов любуется пейзажем. «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер» .

Главы 15-17

Наполеон вновь присылает к Кутузову парламентера с предложением мира. Кутузов вновь отказывает. Армия французов поворачивает на новую Калужскую дорогу и направляется к Боровску.

Размышляя о войне, Кутузов понимает, что во французской армии хаос, поэтому ее легко победить.

Глава 18

Кутузов делает все, чтобы предотвратить бесполезные наступления русских войск (чтобы дать французам уйти и не терять в бессмысленных перестрелках своих людей), но французы сами убегали от противника. Едва не попав в плен к казакам, Наполеон приказывает отступать по Смоленской дороге.

Глава 19

Французы беспорядочно бегут к Смоленску. Кутузов старается не мешать гибельному бегству неприятеля, однако его мало кто слушает, и русские войска пытаются перекрыть французам дорогу, сотнями теряя своих.

Часть 3

Главы 1-3

В третьей части четвертого тома Толстой рассуждает о том, что война 1812 имела народный характер, так как для русских в ней решался вопрос жизни и смерти отечества. Толстой называет партизанскую войну одним из способов ведения народной войны.

Главы 3-4

24 августа Денис Давыдов собрал первый партизанский отряд. Таких отрядов вскоре стало около сотни. Подготовка к нападению партизанских отрядов Денисова и Долохова, которые хотят напасть на французский транспорт с русскими пленными и грузом кавалерийских вещей. Желая взять «языка» они отправляют к французам лазутчика – мужика Тихона Щербатого.

Приезд в полк Денисова Пети Ростова.

Главы 5-6

Под обстрелом французов возвращается Тихон Щербатый. Тихон рассказывает Денисову, что пытался выбрать наиболее подходящего француза, поэтому его раскрыли.

Глава 7

Петя Ростов участвует в Вяземском сражении и ждет случая, чтобы отличиться. Петю отправляют в отряд Денисова, но генерал запрещает ему участвовать в битвах.

Глава 8

Долохов собирается съездить на разведку к французам, переодевшись во французскую форму. Петя едет с ним.

Глава 9-10

Французы приняли Долохова и Петю за своих и рассказали все, что интересовало лазутчиков. Возвращаясь назад к русским, Долохов и Петя договариваются, что утром по сигналу начнут наступать. Волнуясь, Петя не спит всю ночь.

Глава 11

Отряд Денисова выступает. Денисов приказывает Ростову слушаться его и никуда не соваться. Во время нападения на французские обоз и депо, Петя бросается вперед, и его убивают выстрелом в голову. Русские захватывают транспорт и партию русских пленных, среди которых оказался Безухов.

Глава 12

Сюжет возвращает нас немного назад, в период когда Пьер был еще в плену. Состояние Пьера во время передвижения французов от Москвы к Смоленску можно описать так: он думает о том, что есть границы свободы и страданий, и на свете нет ничего страшного.

Каратаев сильно заболевает лихорадкой, и Безухов перестает с ним общаться.

Глава 13

Безухов вспоминает рассказ Каратаева о купце, который попал в Сибирь за убийство своего товарища и там состарился. Об этой несправедливости узнал настоящий убийца и сам пришел к начальству с повинной. Но когда утвердили бумаги об освобождении, купец уже умер. Во время рассказа на лице Каратаева сияла восторженная радость.

Глава 14

В один из дней Каратев был не в состоянии идти с другими пленными и отставал, поэтому французы его пристрелили.

Глава 15

Во время ночевки среди плленников Пьер во сне слышит слова: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог» , и понимает, что их произнес Каратаев. Пера освобождают из плена.

Главы 16-18

Бедственное положение французской армии, они убивают друг друга за провиант, грабят свои же магазины. Бегство французов. Размышления автора о Наполеоне, что нет величия там, где нет простоты, правды, доброты.

Глава 19

Автор рассуждает о том, что в последний период военной кампании 1812 целью русских было избавление своей земли от нашествия неприятеля. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное - держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное» .

Часть 4

Глава 1

Четвертая часть начинается с описания состояния Наташи и Марьи. Они тяжело переживают смерть князя Андрея, они сильно сдружились. Марья отвлекается заботами о Николеньке. Наташа же всех избегала и постоянно думала об Андрее, об их несбывшейся женитьбе.

Главы 2-3

Ростовы получают известие о смерти Пети. Для Графини гибель сына становится сильным ударом и женщина слегла. Наташа ухаживает за ней, всеми силами пытаясь утешить и помочь. Ростовой становится все хуже и хуже, тогда как Наташу смерть брата словно отрезвляет, она понимает, что в ней живет любовь к близким.

За время своей болезни и болезни матери Наташа очень ослабела, поэтому с Марьей уезжает в Москву: отдохнуть и посоветоваться с докторами.

Глава 4

Кутузов пытается облегчить движение своего войска при наступлении на убегающих французов (русские были измучены продолжительным ежедневным движением). Другие русские генералы обвиняют его в том, что он мешает победить Наполеона (так как не начинает сражений, а только преследует отступающих французов).

Глава 5

Оценивая историческое значение деятельности Кутузова, автор пишет, что он единственный осознавал народный смысл Бородинской битвы и потери Москвы и до конца уверенно шел к основной цели – освобождению России.

Глава 6-9

Находясь с войском под Красным, Кутузов призывает солдат пожалеть французов, хотя и считает, что они получили, то, что заслужили. Солдаты ощутили чувство великого торжества, соединенного с чувством жалости к французам.

Быт солдат, их разговоры о доме, наградах, урожае и др. К костру 5-й роты подходят французы: Рамбаль и его денщик Морель. Русские хорошо к ним относятся, не воспринимая как врагов.

Глава 10

Кутузовым очень недовольны при дворе и среди начальников армии после неудачи петербургского плана при Березинской переправе (вопреки плану во время сражения Наполеон, в казалось бы безвыходных обстоятельствах, сумел переправить и сохранить боеспособные силы своей армии). За победу в Тарутинском сражении Кутузова награждают Георгием 1-й степени, но он понимает, что на этом его роль в войне окончена.

Глава 11

После освобождения России Кутузова постепенно устраняют от руководства армии, так как он не соответствовал новым задачам европейской войны. Смерть Кутузова: «представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер» .

Глава 12

После освобождения из плена Пьер находится в Орле, долго болеет. Безухов узнает о смерти Андрея и Элен. Пьер ощущает чувство свободы от жены. Он начинает верить в живого и всегда ощущаемого Бога.

Глава 13

Пьер чувствует в себе сильные внутренние перемены. Он по-новому смотрит на жизнь и людей. «Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям» . Княжна Мамонтова, приехавшая в Орел ухаживать за ним, постепенно понимает, что влюблена в Пьера, она «с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера» . В Безухове появилась такая черта по отношению к людям, как «признание возможности для каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему, признание невозможности словами разубедить человека» . «В практических делах Пьер неожиданно теперь почувствовал, что у него был центр тяжести, которого не было прежде» . Безухов решает уехать в Москву, чтобы уладить свои дела.

Глава 14

Москву отстраивают и восстанавливают после мародерств и пожара.

Глава 15

В Москве Пьер посещает Марью, у которой встречает и Наташу Ростову. Безухов ощущает пробуждение своей любви к Наташе. Путаясь в словах, он невольно выдает свои чувства.

Глава 16

Марья, Пьер и Наташа разговаривают об Андрее. Безухов жалеет Наташу за те страдания, которые она перенесла.

Глава 17

За ужином Марья шутит над Пьером, что теперь он снова богат и жених. Безухов рассказывает о том, как побывал в плену. Марья замечает близость между Наташей и Пьером и рада за них.

Глава 18-19

После свидания с Наташей Пьер решает жениться на ней, и каждый день бывает в доме княжны Марьи. Безухов говорит Марье о своих чувствах и девушка, заверив, что у них с Наташей все будет хорошо, советует ему пока что уехать в Петербург, чтобы Ростова оправилась после перенесенного. Перед отъездом Наташа говорит Пьеру, что будет очень сильно ждать его.

Пьер счастлив: «Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему» .

Глава 20

После встречи с Пьером у Наташи появилась надежда на счастье и сила жизни, она словно ожила, начала строить планы на будущее. Марья рассказывает Наташе о намерении Пьера на ней жениться. Наташа отвечает, что было бы прекрасно, если бы она вышла замуж за Пьера, а Марья за Николая, но княжна просит не упоминать о Николае.

Итоги четвертого тома

Пересказ четвертого тома романа «Вона и мир» передает драматичность событий, произошедших в судьбе главных героев в конце 1812. Трагические эпизоды (смерть Андрея Болконского и гибель Пети Ростова) автор переплетает с важными и радостными событиями в жизни персонажей: судьбоносным знакомством Пьера с Платоном Каратаевым, взаимно вспыхнувшими чувствами Николая Ростова и Марьи Болконской, счастливой встречей Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Изображая в 4 томе жизнь такой, какая она есть: полной печальных и радостных моментов, Толстой показывает, что важно, не смотря ни на что, всегда стремиться вперед, обретая новые смыслы и цели существования.

Тест по четвертому тому

Вы можете проверить свои знания содержания четвертого тома:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 3464.