Как называется гигантская морская волна. Какие волны бывают в океане? Наиболее распространённые причины

Заголовок звучит так, будто речь пойдет об очередном антинаучном исследовании, которыми так любят оперировать желтые газеты. Человек с Марса, построенные инопланетянами пирамиды, волны-убийцы - казалось бы, вполне логичный ряд. На самом же деле, это действительно научный термин, который обозначает блуждающие по океану невероятно огромные волны, которые способны поглотить практически любой корабль.

В отличие от вполне предсказуемого цунами или шторма, блуждающая волна появляется совершенно внезапно, вырастая на пути гигантским валом, готовым поглотить все живое на своем пути.
Как известно, у страха глаза велики. Поэтому, долгое время существование волн-убийц считалось морской байкой и даже мифом. Но это было ровно до тем пор, пока кому-то из экипажа корабля, на пути которого встала очередная волна, не заснял это чудовище на видео.
Что интересно, амплитуда возникновения волн, почти не зависит от величины водоема и погоды. Мы собрали воедино все, что нам на данный момент известно о явлении, которого опасаются все моряки, выходящие в открытый океан.

Что это такое

Гигантская одиночная волна, совершенно непредсказуемо появляющаяся на просторах океана, долгое время считалась досужей выдумкой легких на пугающие рассказы моряков. И только в прошлом веке ученые и в самом деле получили задокументированные доказательства существования этого феномена. Волна-убийца может достигать до 30 метров - это, на минуточку, высота четырнадцатиэтажного дома.
Самое странное, что они появляются практически внезапно – исследователям до сих пор не удается составить никакого, даже приблизительного алгоритма их появления. Следовательно, опасности подвергнуться «нападению» такого гигантского монстра, подвергается чуть ли не каждое вышедшее в открытое море судно.

Причины возникновения

Никто так, до конца, и не разобрался в точных причинах возникновения этого опасного феномена. Вернее, существует так много факторов, которые вполне могут способствовать формированию волны-убийцы, что просто невозможно привести их к общему знаменателю. К примеру, обычные волны могут двигаться навстречу затормаживающему их в одной точке течению, объединяться и превращаться в одну гигантскую волну. Способствует этому и мелководье, где волны взаимодействуют друг с другом, дном и течением одновременно. Поэтому становится невозможным и своевременное предсказание появления волны-убийцы, а значит - защититься от них заранее тоже не представляется реальным.

Волна Дропнера

Очень долгое время гигантские блуждающие волны-убийцы считались досужим вымыслом. И это совершенно понятно - вы только прочтите название еще раз! К тому же, существовавшая математическая модель появления морских волн просто не допускала существования внезапно возникающей стены воды высотой более двадцати метров. Но 1 января 1995 года, математикам пришлось разрабатывать аналитическую систему заново: появившаяся у нефтяной платформы «Дропнер» волна превышала 25 метров. Миф оказался правдой, а моряки долгое время не знали, радоваться ли им подтвержденной байке, или начинать бояться уже вполне реальных волн-убийц.


Исследовательский проект

Появление волны Дропнера инициировала разработку нового исследовательского проекта, направленного на изучение феномена. Ученые проекта MaxWave начали использовать радарные спутники для мониторинга всей поверхности мирового океана. Меньше, чем за месяц, исследователи обнаружили десяток волн, превышающих 25 метров. Гибель массивных судов, таких как контейнеровозы и супертанкеры.

Каталог смерти

Еще один громкий заголовок, и опять - совершенно оправданный. Так называемый «Каталог волн-убийц» составила известный океанолог Ирина Диденкулова. Она решила собрать абсолютно всю доступную информацию не только из официальных источников, но и с навигационных сайтов, данных СМИ и даже роликов на YouTube. В результате, получилась очень ровная и грамотная статистическая картина возникновения этих страшных волн. Не все ученые готовы рассматривать «каталог смерти» как серьезное научное исследование, однако, приведенные здесь данные действительно позволяют привести феномен к общему знаменателю.

Сестры-убийцы

Океанологи были уверены, что гигантские волны-убийцы могут возникать только в Мировом океане. До того момента, как подтвердились данные о гибели военного корабля «эдмунд Фицжеральд», произошедшей на озере Супериор, Сша. Как выяснилось, на этом озере местные жители уже много лет наблюдают удивительный феномен: несколько раз в год, поверхность воды рождает три идущие друг за другом огромные волны, высотой около 25 метров каждая. Они получили название «Три сестры».

Крупнейшие катастрофы

Несвоевременная фиксация страшного и крайне необычного явления волн-убийц привела к тому, что пропажа и гибель многих кораблей так и осталась неразгаданной. Но сейчас, когда принципиальное существование такого явления научно доказано, исследователи могут составить список самых страшных катастроф, произошедших по их вине. В последнее десятилетие, случилось несколько опасных столкновений с волнами-убийцами: лайнер «Норвежская заря» повстречал сразу три 24-метровые волны, но остался на плаву. В 2001 двум кораблям (лайнер «Бремен» и научное судно «Звезда Каледонии») повезло меньше: с бортов обоих кораблей пропало несколько членов экипажа.

Волны-монстры, белые волны, волны-убийцы, блуждающие волны ― все это название одного страшного явления, которое может застать судно врасплох. TravelAsk расскажет о самых больших в мире волнах.

В чем особенность гигантских волн

Волны-убийцы принципиально отличаются от цунами (а о самых больших цунами мы тоже обязательно расскажем). Последние приходят в действие в результате стихийных географических бедствий: землетрясений или оползней. Гигантская же волна появляется внезапно, и ничто ее не предвещает.

И более того, они длительное время считались вымыслом. Их высоту и особенность динамики даже пытались высчитать математики. Однако причину возникновения гигантских волн так и не установили.

Впервые зафиксированная гигантская волна

Впервые зафиксировали такую аномалию 1 января 1995 года на нефтяной платформе «Дропнер» в Северном море у побережья Норвегии. Высота волны достигала 25,6 метра, ее так и прозвали ― волна Дропнера. В дальнейшем для проведения исследований были задействованы космические спутники. И в течение трех недель было зафиксировано еще 25 гигантских волн. В теории такие волны могут достигать 60 метров.

Самые высокие волны-убийцы в истории

Самая гигантская волна в истории была отмечена на территории течения Агульяс (Южная Африка) в 1933 году моряками с борта американского судна «Рамапо». Ее высота была 34 метра.

В средней Атлантике итальянский трансатлантический лайнер «Микеланджело» подвергся удару волны-убийцы в апреле 1966 года. В результате двух человек смыло в море, а 50 были ранены. Получил повреждения и сам корабль.


В сентябре 1995 года лайнер «Куин Элизабет-2» зафиксировал 29-метровую блуждающую волну в Северной Атлантике. Однако британское трансатлантическое судно оказалось не из робкого десятка: корабль попытался «оседлать» гиганта, появившегося прямо по курсу.

В 1980 году встреча с белой волной закончилась трагедией для английского сухогруза «Дербишир». Волна пробила главный грузовой люк и залила трюм. Погибли 44 человека. Это случилось у берегов Японии, судно пошло ко дну.


15 февраля 1982 года в Северной Атлантике огромная волна накрыла буровую платформу, принадлежавшую компании Mobil Oil. Она выбила окна и залила рубку управления. В результате платформа опрокинулась, погибли 84 члена экипажа. Это печальный рекорд на сегодняшний день по количеству погибших от волны-убийцы.

В 2000 году в Северной Атлантике британский круизный лайнер «Ориана» получил удар 21-метровой волны. Перед этим на лайнере был получен сигнал бедствия от яхты, пострадавшей из-за той же волны.


В 2001 году все в той же Северной Атлантике в роскошный туристический лайнер «Бремен» ударила волна-гигант. В результате было разбито окно на мостике, из-за этого судно в течение двух часов находилось в дрейфе.

Опасности на озерах

Бродячие волны могут появляться и на озерах. Так, на одном из Великих озер США , Верхнем, встречаются Три Сестры ― это три гигантских волны, которые идут друг за другом. О них знали и древние индейские племена, жившие на этой территории. Правда, по легендам, волны появлялись из-за движения гигантского осетра, который жил на дне. Осетр так и не был обнаружен, но Три Сестры появляются тут и сейчас. В 1975 году сухогруз «Эдмунд Фицжеральд», длина которого составляла 222 метра, утонул именно из-за столкновения с этими волнами.

Волны-убийцы или Блуждающие волны, волны-монстры - гигантские одиночные волны высотой 20-30 метров, иногда и больше возникающие в океане и обладающие нехарактерным для морских волн поведением.
Волны убийцы имеют отличную от цунами природу возникновения и долгое время считались вымыслом.

Однако в рамках проекта MaxWave («Максимальная волна»), который предусматривал мониторинг поверхности мирового океана с помощью радарных спутников ERS-1 и ERS-2 Европейского космического агентства (ESA), зафиксировали за три недели по всему земному шару более 10 одиночных гигантских волн, высота которых превышала 25 метров.

Это заставило научную общественность пересмотреть свои взгляды, и несмотря на невозможность математического моделирования процесса возникновения таких волн, признать факт их существования.

1 Волнами-убийцами считаются волны, высота которых более чем в два раза превышает значимую высоту волн.

Значимая высота волн рассчитывается для заданного периода в заданном регионе. Для этого отбирается треть всех зафиксированных волн, имеющих наибольшую высоту, и находится их средняя высота.

2 Первым надежным инструментальным свидетельством появления волны-убийцы считаются показания приборов на нефтяной платформе «Дропнер», расположенной в Северном море.


Первого января 1995 года при значимой высоте волн 12 метров (что немало, но вполне обычно) вдруг возникла 26-метровая волна, обрушившаяся на платформу. Характер повреждений оборудования соответствовал указанной высоте волны.

3 Волны-убийцы могут появляться без известных причин при слабом ветре и относительно небольшом волнении, достигая 30 метровой высоты.


Это смертельная угроза даже для самых современных кораблей: поверхность, на которую обрушивается гигантская волна, может испытывать давление до 100 тонн на квадратный метр.

4 Наиболее вероятными зонами образования волн в этом случае называются зоны морских течений , так как в них волнения, вызванные неоднородностью течения и неровностями дна, наиболее постоянны и интенсивны. Интересно, что такие волны могут быть как гребнями, так и впадинами, что подтверждается очевидцами. Дальнейшее исследование привлекает эффекты нелинейности в ветровых волнах, способные приводить к образованию небольших групп волн (пакетов) или отдельных волн (солитонов), способных проходить большие расстояния без значительного изменения своей структуры. Подобные пакеты также неоднократно наблюдались на практике. Характерными особенностями таких групп волн, подтверждающими данную теорию, является то, что они движутся независимо от прочего волнения и имеют небольшую ширину (менее 1 км), причем высоты резко спадают по краям.

5 В 1974 году у побережья Южной Африки волна-убийца сильно повредила норвежский танкер «Уильстар» .


Некоторые ученые предполагают, что за период с 1968 по 1994 год волны-убийцы погубили 22 супертанкера (а погубить супертанкер очень непросто). Эксперты, однако, расходятся в оценках причин многих кораблекрушений: неизвестно, участвовали ли в них волны-убийцы.

6 В 1980 году с волной-убийцей столкнулся российский танкер «Таганрогский залив «. Описание из книги И. Лавренова. «Математическое моделирование ветровых волн в пространственно-неоднородном океане», цит. по статье E. Пелиновского и А. Слюняева. Волнение моря после 12 ч тоже несколько уменьшилось и не превышало 6 баллов. Ход судна был сбавлен до самого малого, оно слушалось руля и хорошо «отыгрывалось» на волне. Бак и палуба водой не заливались. Неожиданно в 13 ч 01 мин носовая часть судна несколько опустилась, и вдруг у самого форштевня под углом 10-15 градусов к курсу судна был замечен гребень одиночной волны, которая возвышалась на 4-5 м над баком (фальшборт бака отстоял от уровня воды на 11 м). Гребень мгновенно обрушился на бак и накрыл работающих там матросов (один из них погиб). Матросы рассказывали, что судно как бы плавно пошло вниз, скользя по волне, и «зарылось» в вертикальный срез ее фронтальной части. Никто удара не ощутил, волна плавно перекатилась через бак судна, накрыв его слоем воды толщиной более 2 м. Ни вправо, ни влево продолжения волны не было.

7 Анализ данных радаров нефтяной платформы Гома в Северном море показал , что за 12 лет в доступном поле обозрения было зафиксировано 466 волн-убийц.


В то время как теоретические расчеты показывали, что в этом регионе появление волны-убийцы могло бы происходить примерно раз в десять тысяч лет.

8 Обычно волна-убийца описывается как быстро приближающаяся водяная стена огромной высоты .


Перед ней движется впадина глубиной несколько метров — «дыра в море». Высота волны обычно указывается именно как расстояние от высшей точки гребня до низшей точки впадины. По внешнему виду «волны-убийцы» делятся на три основных типа: «белая стена», «три сестры» (группа из трех волн), одиночная волна («одиночная башня»).

9 По мнению некоторых экспертов, волны-убийцы опасны даже для низко летающих над морем вертолетов: в первую очередь, спасательных.


Несмотря на кажущуюся маловероятность такого события, авторы гипотезы считают, что ее нельзя исключать и что как минимум два случая гибели спасательных вертолетов похожи на результат удара гигантской волны.

10 В фильме «Посейдон» 2006 года, жертвой волны-убийцы стал пассажирский лайнер «Посейдон» , идущий в Атлантическом океане в новогоднюю ночь.


Волной корабль перевернуло килем вверх, и через несколько часов он затонул.

По материалам:

Видео по теме «Волны убийцы»:

Бродячие волны, волны-убийцы, волны-монстры, столетние волны… все эти эпитеты служат для обозначения гигантских волн, которые встречаются в океане. Они настолько высокие, что способны перевернуть океанский лайнер.

В ысота бродячей волны как минимум вдвое больше высоты обычной большой волны. Раньше считалось, что волны-убийцы — это миф, но последние исследования доказали их существование. Согласно подсчетам, вероятность появления таких волн в океане составляет 1 к 200000.

Впервые официально волна-убийца была зафиксирована на норвежской газодобывающей платформе (платформа Дропнера) в 1995 году. Волну так и назвали — «волна Дропнера». Хотя она и не причинила платформе больших повреждений, ее высота составила 26 метров — вдвое выше, чем любая другая большая волна в этом регионе.

Бродячие волны, в отличие от цунами, обычно встречаются очень далеко от берега. Для океанских штормов волны высотой 7 метров — обычное дело. Если шторм исключительно сильный, высота волн может достигать 15 метров. Но бродячие волны не рождаются в шторм и могут достигать высоты 30 метров и более (высота 10 этажного дома). Такая волна выглядит, как огромная, почти вертикальная стена воды. Если на пути бродячей волны оказывается корабль, надежд на спасение почти нет, он тонет за считанные минуты.

Три сестры

Бродячие волны могут появляться и на озерах. Так, в американском озере Супериор существует феномен под названием «Три сестры». Иногда на поверхности озера возникают три огромных, идущих друг за другом волны. В 1975 году военный корабль «Эдмунд Фицжеральд» длиной 222 метра утонул именно из-за столкновения с «сестрами».

Как показывают последние исследования, бродячие волны не так уж редки. Ученые исследовали данные со спутников и обнаружили, что в океане ежегодно появляется множество таких волн. Феномен волн-убийц изучали даже сотрудники американских военных лабораторий DARPA, но причину их возникновения так и не удалось выяснить.

История появления волн-убийц

19 ВЕК

  • В 1861 году гигантская 40-метровая волна уничтожила главную лампу в башне маяка на острове Игл Айленд (Ирландия) и залила помещения на верхних этажах маяка водой.
  • Подобная история случилась и в 1900 году, когда работников маяка на Фланнанских островах (Шотландия) буквально вымыло с верхнего этажа.

20 ВЕК

  • 18 сентября 1901 года с бродячей волной столкнулся новейший немецкий океанский лайнер «Кронпринц Вильгельм». Лайнер не пострадал.
  • В 1942 году 28-метровая волна-убийца положила на борт американский океанский лайнер «Королева Мэри».
  • В 1951 году бродячая волна разорвала на куски сухогруз SS Flying Enterprize.
  • В 1966 году на память от столкновения с гигантской волной итальянский океанский лайнер «Микеланджело» получил пробоину. Волна разбила иллюминаторы, расположенные на высоте 24 метра над ватерлинией.
  • В 1985 году на ирландский маяк Фастнет Рок налетела волна высотой 48 метров.
  • В 1995 году океанский лайнер «Королева Елизавета 2» накрыла 29-метровая волна. Капитан судна рассказывал, что она «вышла из темноты» и «выглядела, как гигантский утес». От гибели корабль спасло только то, что он скатился с почти вертикальной волны, как это делают серферы.

21 ВЕК

  • В 2001 году круизный лайнер «Бремен» и исследовательское судно «Звезда Каледонии» столкнулись с 30-метровыми волнами. На обоих кораблях выбило иллюминаторы.
  • В 2004 году датчики исследовательской лаборатории ВМФ США засекли в Мексиканском заливе бродячие волны высотой 28 метров и шириной 200 метров.
  • В 2005 году круизный лайнер «Норвежская Заря» столкнулся с тремя 21-метровыми волнами (океанская версия «трех сестер»). Третья волна выбила несколько иллюминаторов на 9-й и 10-й палубах и залила несколько палуб водой.
  • В 2006 году ученые из американского военного института U.S. Naval Institute выдвинули гипотезу о том, что бродячие волны — истинная причина исчезновения низколетящих самолетов и вертолетов, которые участвовали в морских военных операциях.

Известно, что волны являются порождением ветров. Они возникают вследствие того, что воздушные потоки взаимодействуют с верхними слоями толщи воды, перемещая их. В зависимости от скорости ветра, волна может перемещаться, преодолевая огромные расстояния. Как правило, из-за снижения уровня кинетической энергии волны не успевают добраться до суши. Чем слабее ветреные потоки, тем, соответственно, мельче волна.

Возникновение волн происходит закономерно. Здесь всё зависит от ветра: его скорости, площади охватываемого пространства. Как правило, отношение максимального значения высоты волны относится к её ширине как 7:1. Так, ураган средней силы может порождать волну высотой до двадцати метров. Такие волны выглядят ошеломляюще: они пенятся, издают чудовищный звук, перемещаясь. Наблюдение этой гигантской волны похоже на просмотр фильма ужасов со спецэффектами.

В 33-м году прошлого века моряки корабля «Ramapo» зафиксировали самую большую океаническую волну. Её высота составляла тридцать четыре метра! Волны такой высоты именуют «убийцами», так как они без труда могут поглотить огромные корабли. Учёные полагают, что данное значение высоты волны - не предел. Теоретически, максимально возможная высота волны составляет шестьдесят метров.

Кроме ветров, причиной возникновения волн могут быть оползни, извержения вулканов, землетрясения, падение метеоритов, взрывы ядерных бомб. Импульс высокой мощности порождает волну, которая называется «цунами». Эти волны характеризуются большой длиной. Дистанция между гребнями цунами может быть равна десяткам километров. Ввиду этого, высота таких волн в океане составляет, от силы, метр. При этом показатели скорости шокируют: цунами могут преодолевать восемьсот километров за один час. Из-за сжатия длины во время приближения цунами к суше увеличивается высота волны. Поэтому возле береговой линии значение высоты цунами в разы превосходит размеры больших ветровых волн.

Также цунами могут возникать из-за тектонических смещений, разломов океанического дна. При этом миллионы тонн воды начинают резкое движение, перемещаясь со скоростью реактивного самолёта. Такие цунами обескураживают: во время передвижения к береговой линии волна набирает гигантскую высоту, а затем накрывает землю водной стеной, поглощая всё своей мощью. Масштабы такой катастрофы сложно недооценить: цунами запросто может уничтожить целый город.

Наибольшая вероятность испытать на себе пагубное влияние цунами приходится на заливы, которые имеют довольно высокий берег. Такие места - настоящие ловушки для гигантских волн. Они способны притягивать цунами безо всякого предупреждения. С берега может быть видно, будто происходящее - прилив моря (либо отлив). В крайнем случае, можно подумать, что надвигается шторм. Но уже через несколько минут волна неописуемых масштабов может поглотить огромную территорию. Естественно, такая внезапность цунами не позволяет людям эвакуироваться. Сегодня в мире очень мало мест, в которых можно встретить службу оповещения о приближении цунами. Поэтому, как правило, огромные волны влекут за собой тысячи смертей и колоссальные разрушения суши. Можно вспомнить цунами, которое произошло в 2004 году в Таиланде: это была настоящая катастрофа.\

Помимо заливов с высокими берегами, к зонам риска относятся территории, на которых наблюдается повышенная сейсмическая активность. Японские острова - места, которые постоянно атакуют волны разных размеров. В 2011 году на побережье одного из островов (Япония, Хонсю) нашла волна высотой сорок метров. Тогда цунами вызвало землетрясение, которое было самым сильным в Японии за всё время. Землетрясение и цунами в том году забрало жизни пятнадцати тысяч людей. Многие считаются пропавшими без вести: их унесла волна.

Эта катастрофа, вызванная цунами - не единственная в истории Японии. В восемнадцатом веке (1741 год) произошло извержение вулкана, вследствие чего возникла огромная волна. Высота этого цунами составила девяносто метров. Затем, в 2004 году, из-за землетрясения, возникшего в Индийском океане, японский остров Ява, а также Суматра были подвержены нападению гигантской волны. В тот год цунами забрало жизни трёхсот тысяч жителей. Это было самое масштабное в мире (по количеству унесённых жизней) цунами.

В 1958 году цунами настигло залив Литуя, который находится на Аляске. Здесь была зафиксирована волна, высота которой составляла пятьсот двадцать четыре метра. Огромный оползень стал импульсом, толчком к возникновению этой чудовищной волны, которая двигалась со скоростью больше ста пятидесяти километров в час.