Как называется былина про добрыню никитича. Герои славянской мифологии: Добрыня Никитич

Добрыня Никитич

Великий русский богатырь. Второй по значению после Ильи Муромца (смотри Илья Муромец ) и первый перед Алешей Поповичем (смотри Алеша Попович ). Добрыня Никитич всегда мирил Илью Муромца с Алешей Поповичем. Если бы не он – не было бы у нас Трех богатырей.

По своему происхождению Добрыня Никитич был из княжеского рода, потомственным военным. Родом Добрыня из города Рязани. Воспитанием богатыря занималась мать – Амелфа Тимофеевна, потому что его отец – Никита Романович, умер, когда Добрыня еще даже и не родился. Мать дала сыну хорошее образование. Он «научился в хитру грамоту», и конечно же занимался музыкой. Пианино тогда, конечно, не было. Поэтому первые гаммы он играл на гуслях. А еще – он замечательно пел и играл в шахматы. В будущих богатырских делах все это ему очень пригодилось, и Добрыня не раз вспоминал свою мать добрым словом.

Больше всего Добрыня Никитич любил сражаться с разными змеями. Самих змей он не любил и, как справедливо пишут авторы энциклопедических словарей: «Борьба со змеиным племенем началась для него рано, когда „стал молоденький Добрынюшка Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать… малых змеенышей потаптывать“. Надоело, наконец, Добрыне потаптывать малых змеенышей. Не богатырское это дело, – решил он, и поехал к Пучай-реке сразиться с главным Змеем – Горынычем (смотри Змей Горыныч ).»

Подъехал Добрыня к реке, видит: на берегу девки-портомойницы работают, богатырские и крестьянские порты стирают. Увидели они Добрыню Никитича и стали отговаривать со Змеем сражаться. То ли Добрыня им так приглянулся, то ли к Змею Горынычу уже привыкли, – нам неведомо.

Не послушался Добрыня Никитич – нырнул в реку и поплыл. Только он до середины реки добрался, откуда ни возьмись прилетает Змей Горыныч и пикирует прямо на беззащитного богатыря. Дышит на него огнем, сыплет огненными искрами. Разве что не бомбит. Богатырь не растерялся и нырнул, а вынырнул уже на другом берегу реки. Вышел Добрыня на берег и «сокрушил Змея шапкой земли греческой». Тот пал на сыру землю и стал просить прощения. Добрыня добрый был богатырь. Простил он на первый раз Змея Горыныча, но как показало время, напрасно. Змей Горыныч, унеся ноги от Добрыни, тут же взялся за старое. Пролетая над Киевом, похитил любимую племянницу Владимира Красное Солнышко, – Забаву Путятишну. Пришлось богатырю снова сразиться с Змеем.

Добрыня Никитич был родственником Владимиру Красное Солнышко. И когда князь приказал ему и своему брату Путяте (отцу освобожденной Забавы) пойти и наказать жителей Новгорода, которые не хотели креститься, а упорно поклонялись богам языческой мифологии. Добрыня подчинился. Вместе с Путятей они крестили всех оставшихся в живых жителей Новгорода. С тех пор в народе сложилась шутливая пословица: «Путята крестит мечом, а Добрыня огнем».

За свою жизнь Добрыня Никитич одержал множество великих побед. Он не боялся вступить в сражение даже с Бабой ягой (смотри Баба яга ). Да что там Яга! Добрыня Никитич вступил в бой с Мариной Игнатьевной – известной во всей округе ведьмой, «чародейницей», «отравительницей», «коренщицей», колдуньей, которая умела превращать человека в животное.

Дело было так; Зашел как-то Добрыня Никитич в «Маринкин переулок». Подойдя к ее дому, он вдруг в окошке видит целующихся Змея Тугарина и Маринку. Дрогнуло тут богатырское сердце, и пустил он стрелу прямо в окошко. Змей Тугарин, тут же на месте погиб, а Маринка стала предлагать себя Добрыни Никитичу в жены. Тот, конечно, не согласился. Зачем ему такая жена? Марина Игнатьевна рассердилась и превратила богатыря в «гнедого тура» – то есть в рогатого быка. Вот тут бы и сказки конец, если бы не выручила мать Добрыни. Увидела Амелфа Тимофеевна, что сделала с ее сыном Марина Игнатьевна и пришла на помощь. Сына сразу же расколдовала, человеком сделала, а Маринку превратила в «кобылу водовозную». Так она с тех пор воду и возит.

Женился Добрыня Никитич на очень хорошей девушке – Настасье Никулишне. Всю жизнь он ее очень любил. Однажды, уходя на работу в чисто поле, Добрыня наказал жене, чтобы она его ждала ровно 12 лет, а если он задержится, чтобы выходила замуж за кого хочет. Главное – не за Алешу Поповича.

Прошло время, богатырь задержался и настала пора Настасье снова выходить замуж. Она, конечно, этого очень не хотела. Но тут, откуда ни возьмись, появился богатырь Алеша Попович и стал сильно настаивать, чтобы она стала его женой. Пришлось Настасье согласиться. И тут во время свадьбы вернулся с работы из чистого поля Добрыня Никитич. Чтобы его не узнали, он переоделся скоморохом и стал петь песни, и играть на гуслях (вот где пригодились ему уроки музыки!).

По песням Настасья Никулишна узнала своего мужа. Добрыня Никитич был очень обижен на Алешу Поповича и решил драться с ним не на жизнь, а на смерть. И убил бы, наверное, если бы не Илья Муромец, который их помирил.

Алеша Попович попросил прощенья, и три богатыря остались добрыми друзьями.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

I. Добрыня и Змей Былина «Добрыня и Змей» - центральная и самая древняя в цикле былин о Добрыне. Змееборчество - один из наиболее распространенных сюжетов в фольклоре народов всего мира. Змей - традиционное воплощение зла, и победа героя над змеем знаменует торжество

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

II. Добрыня и Дунай Былина «Добрыня и Дунай» относится к числу поздних, она сложилась в XVI–XVII веках.Исследователи былин Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий отмечают, что в поздних былинах намечается «отход от эпической монументальности», в этих былинах богатыри бывают подвержены

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

III. Добрыня и Маринка Образ «чародейницы», колдуньи Маринки, возможно, восходит к образу славянской богини смерти и злых чар Марены. Так что победа Добрыни над Маринкой означает не разрешение личного конфликта, а уничтожение воплощенного зла. В некоторых вариантах былины

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Добрыня Никитич Добрыня Никитич - средний из трех богатырей, основных героев русского героического эпоса.Его срединное положение обусловлено не толь ко возрастом, но и тем, что в его образе нет крайностей, в нем гармонично сочетаются различные качества: храбрость воина

Из книги автора

Добрыня Никитич Великий русский богатырь. Второй по значению после Ильи Муромца (смотри Илья Муромец) и первый перед Алешей Поповичем (смотри Алеша Попович). Добрыня Никитич всегда мирил Илью Муромца с Алешей Поповичем. Если бы не он – не было бы у нас Трех богатырей.По

Из книги автора

Из книги автора

Добрыня Никитич Добрыня Никитич – богатырь, один из основных героев русского эпоса, средний из трёх богатырей.Средним богатырём Добрыня Никитич был не только из-за возраста, но и потому что в его образе не было крайностей, всё держалось где-то на уровне середины. В тех

Широко распространены на Руси былинные сюжеты, хорошо мы знаем богатыря Добрыню Никитича. Согласно своему имени, он добр, хотя и не так великодушен, как Илья Муромец — он не щадит врага.

В когорте богатырей Добрыня Никитич на одном из первых мест. Он необыкновенно силён, всесторонне одарен. Добрыня Никитич – отличный стрелок из лука, игрок в шахматы.

Отличительные свойства богатыря – нежность сердца, вежливость, почитание. Есть былина, в которой Добрыня горько жалуется своей матушке на судьбу свою, на то, что он родился богатырем и принужден губить людей. Лучше ему, Добрыне, быть «горючим белым камешком» и лежать на дне реки.

В былинах часто говорится о нём, что «вежество у него не учёное, а рожденное», нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство. Он занимает придворные должности.

Добрыня обладает поэтическим талантом: он гусляр, певец (или скоморох). Добрыня совершает много подвигов: один из важнейших, первый по времени подвиг его – бой во время купания в Почай-реке со Змеем. Богатырь освободил из пещеры пленников, между которыми была и племянница князя Владимира, «молода Забава Путятишна».

Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с «честной вдовой», матерью Добрыни, в добром согласии и мире, и представляют образец честного семейного дома.

Известен былинный сюжет, как Алеша Попович, в отсутствие Добрыни, обманом хотел жениться на его жене. Добрыня поехал на подвиги и наказал жене – ждать его 6 лет: если он не вернется, то она может выйти замуж за кого хочет.

Через 6 лет Алеша сватается за Настасью Микулишну, уверяя, что видел Добрыню в поле убитым. Но Настасья Микулишна хочет ждать ещё 6 лет по своей воле. Проходит 12 лет, и Алеша вновь сватается, уже при содействии князя Владимира, и Настасью Микулишну чуть не силой заставляют согласиться на брак. Во время свадебного пира, Добрыня приезжает в Киев и расстраивает торжество Алёши. Алеша принужден просить прощения, и Добрыня прощает его за себя, но не может и не хочет простить за то, что тот заставил понапрасну плакать его мать. Он выдергивает Алешу за желты кудри через стол, и бросает об пол. Только заступничество сжалившегося над названным братом Ильи Муромца спасло Алеше жизнь. В этой былине наглядно проявилась горячая любовь Добрыни к матери.

Есть ещё былина о женитьбе Добрыни на Марине Игнатьевне, которая противоречит заключению о доброте характера этого богатыря: «чародейница» Марина превращает Добрыню в тура за то, что он, охотясь близ её терема в поле, разбил стрелой её окно. Она обращает его вновь в человека под условием, чтобы он женился на ней. Добрыня венчается с ней по языческому обряду, вокруг ракитового куста, и затем с ней расправляется. Но эта былина о нелицеприятных событиях, стоящая особняком, объясняется двумя причинами. Первое, что Марина – злое, полумифическое существо, водящее дружбу со змеем; с такими существами у наших богатырей расправа обыкновенно бывает быстра и сурова. Второе, эта былина относится к глубокой древности (в ней мы встречаемся даже с оборотничеством, чего в песнях времён князя Владимира уже нет).

Исторические источники «расселили» великую троицу по разным векам. Имена трех богатырей стали символами детства для многих поколений ребят.

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович часто совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от полчищ врагов, выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц.

Их деяния нашли отражения не только в славянском эпосе, но и в историях, которые веками передавали из уст в уста финны, алтайцы, германцы, скандинавы. Кем же были на самом деле эти три витязя и встречались ли они друг с другом?

Илья Муромец

В 1188 году в Киево-Печерской обители отошел ко Господу преподобный старец Илия , память которого православные христиане отмечают 1 января. Всенародный герой, увенчанный славой и израненный в боях, принял иноческий постриг в глубокой старости. По другой версии, инок Илья Печерский погиб в бою, когда в 1204 году князь Рюрик привел половцев в Киев и разорил лавру.

Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу останков.

Исследование показало, что в гробнице покоится мужчина по меркам XII века преклонного возраста, перенесший множество травм и ранений и умерший от поражающего удара, нанесенного в область сердца. Округлое орудие, возможно, копье, пронзило его левую руку и вошло в грудь. Правая рука его осталась навеки сложенной для крестного знамения. Медики также выявили дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Так стало ясно, что Церковь хранит память о былинном герое, образ которого в многочисленных пересказах за многие века сделался расплывчатым и неопределенным.

Историкам известно несколько вариантов происхождения Ильи. Так, например, тем самым богатырем мог быть Илья Чоботок . Это прозвище он заслужил, когда, за неимением оружия, отбился от врагов чоботом, то есть сапогом. Во владимирском селе Карачарове не только считают Илью Муромца своим земляком, но и родичем. Мужчинам из семейства Гущиных , обладавших необыкновенной силой, аж до XIX века запрещалось участвовать в потешных кулачных боях.

По другой версии Илья пришел на службу к киевскому князю Владимиру из селения Карачев близ города Моровийска на Черниговщине. А германские эпические поэмы, не вдаваясь в подробности, именуют его просто - Ильей Русским .

Этот богатырь является главным действующим лицом в 15 сюжетах героических былин, по которым можно проследить его биографию. Если исходить из них, то в юности Илья был парализован, а впоследствии - исцелен каликами перехожими (по некоторым версиям - Христом и двумя апостолами). Он учился воинскому искусству у Святогора , а поступив на службу к киевскому князю, зарекомендовал себя победой над Соловьем-разбойником . Известно также, что у Ильи Муромца были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

Добрыня Никитич

Место рождения этого богатыря точно не известно. Некоторые исследователи полагают, что он родился во второй половине X века где-то в районе Владимира-Волынского. Вполне возможно, Никитич – вовсе не его отчество, а искаженное прозвище, данное по названию села Низкиничи.

Именно воевода Добрыня, полагают историки, помог Владимиру взойти на княжеский престол в обход старшего брата Ярополка . К слову, Добрыня вполне мог подучить Владимира добиться силой Рогнеды , дочери половецкого правителя, которая стала невестой Ярополка.

Владимир с войском пришел в Полоцк, захватил Рогнеду и публично изнасиловал. Сам князь, как описывают легенды, был весьма женолюбив и держал в Киеве целый гарем. Охотиться за единственной женщиной (пусть она и отказалась выходить замуж за него, назвав сыном рабыни), чтобы потом унизить ее, - не в его характере. А Добрыню весьма раздражали напоминания о том, что его сестра Малуша при князе Святославе была рабыней, ключницей.

В былинах Добрыня Никитич бьется со Змеем и выручает из беды целую череду красавиц, включая собственную жену, Настасью Микулишну . В реальности, будучи поставлен князем Владимиром наместником в Новгороде, он сначала устанавливает в городе языческих идолов, а затем, после крещения племянника, обращает свой удел в христианство.

Несмотря на религиозные шатания, богатырь был грамотным и умелым правителем, при нем Новгород расцвел. Многим стратегическим государственным решениям князь Владимир также обязан своему дяде и воспитателю. Сын Добрыни Никитича, Константин , стал одним из видных сподвижников Ярослава Мудрого . Прямым потомком героя был святой Варлаам Печерский , первый игумен Киево-Печерской лавры.

Алеша Попович

В былинах Добрыня Никитич бился с Ильей Муромцем прежде чем они подружились. А Алеша Попович сватался к жене Добрыни, когда тот был в походе. На самом деле Добрыня Никитич жил в X веке и служил Владимиру Красно Солнышко, Илья Муромец два века спустя подвизался на службе у Владимира Мономаха .

А ростовский храбрец Александр (Олеша) Попович , который стал прообразом былинного Алеши Поповича, в молодости воевал за Всеволода Большое Гнездо , а сложил голову в битве при Калке в 1223 году в дружине Мстислава Старого , то есть в XIII веке. И неразлучной троицы богатырей, очевидно, никогда не существовало.

"Некто от ростовских, житель Александр , глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп ; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу", - говорится в летописях начала XIII века.

Богатырь оказался втянут в политическое противостояние двоих сыновей князя Всеволода, Константина и Юрия , и лично убил несколько лучших воинов последнего. Чтобы избежать мести, он уехал в Киев в дружину князя Мстислава Старого.

Воин из боярского рода, отцом которого был священник, в былинах изображается не силачом, а хитрецом. Он хвастлив, коварен и ловок. Летописи же перечисляют многочисленные битвы, в которых Александр Попович принимал участие и побил немало врагов. Один из них, половецкий хан Тугоркан , вошел в былины под именем Тугарина .

Князь Мстислав был счастлив, когда к нему на службу поступил такой прославленный воин, который, к тому же, привел с собой несколько опытных товарищей. Киевский правитель полагал, что теперь сможет справиться с любым неприятелем. Однако в битве при Калке, где русские полки вместе с половцами выступили против татар, Мстислава ждали поражение и смерть.

По некоторым данным, Алеша Попович был сыном святителя Леонтия , епископа Ростовского и Суздальского.

(жена)

Былинные сюжеты

14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем

15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем , но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну)

23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем

24. Дунай Иванович - сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Характер и прототип

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» - то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий» .

Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря.

В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня . Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, - его роль как змееборца и свата . В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области , о чём свидетельствует новгородское предание о змияке .

Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыне Никитиче в отъезде - не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос , когда он вошёл в репертуар скоморохов .

Былина о Марине - переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке . Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это - песнь о добром молодце и реке Смородине . Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае .

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса» . Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном , автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига - распространения христианства, - так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи , и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки - Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны , спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват» . Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе .

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура - золотые рога представил профессор Николай Сумцов . Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета - стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины - сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией .

Образ в культуре

Объекты, названные в честь Добрыни

  • Добрыня Никитич - остров архипелага Норденшельда .
  • Добрыня Никитич - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды .
  • «Добрыня Никитич» - российский ледокол британской постройки.
  • Портовый ледокол типа «Добрыня Никитич» - проект советских кораблей.
  • «Добрыня Никитич» - прежнее название речного пассажирского теплохода «Прикамье», относящегося к типу «Родина» .

Музыка

  • В 1818 году композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини написали оперу «Добрыня Никитич, или Страшный замок».
  • Персонаж оперы-фарса А. П. Бородина «Богатыри».
  • Персонаж оперы Александра Серова «Рогнеда»
  • В 1901 году композитор Александр Гречанинов написал оперу «Добрыня Никитич».

Изобразительное искусство

  • Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича , ныне Дом учёных в Санкт-Петербурге .
  • 1898 - «Богатыри » (автор Виктор Васнецов).
  • 1918 - «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (автор Виктор Васнецов).
  • 1941 - «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну» (автор Иван Билибин).
  • 1974 - «Битва Добрыни Никитича со Змеем» (автор Константин Васильев).
  • 1976 - «Добрыня и Змей» (серия иллюстраций, автор Иван Архипов).
  • 2002 - «Добрыня Никитич» (автор Станислав Москвитин).
  • 2017 - «Добрыня Никитич» (серия иллюстраций, автор Степан Гилев).

Фильмы

  • 1956 - «Илья Муромец режиссёр Александр Птушко , в роли Добрыни Георгий Дёмин.
  • 2005 - «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко », где Добрыню сыграл Леонид Куравлев .
  • 2010 году вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве», где Добрыню сыграл Андрей Бронников.
  • 2011 году в прокат вышел фильм «Реальная сказка », где Добрыню сыграл Павел Климов.
  • 2014 году, 28 июня состоялась премьера документального телесериала «Земля Героев» в которой рассказывалось о Добрыне.
  • 2017 году вышел фильм «Последний богатырь », где роль Добрыни Никитича исполнил Евгений Дятлов .
  • 2017 году вышел украинский приключенческий фильм-фэнтези «Сторожевая застава », где роль Добрыни Никитича исполнил Александр Комаров.

Мультфильмы

  • 1965 - на студии «Союзмультфильм » был создан мультипликационный фильм «Добрыня Никитич ».
  • 2006 - «Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (режиссёр Илья Максимов , Добрыню озвучивает Валерий Соловьев).
  • 2006 - «Князь Владимир» (режиссёр Юрий Кулаков , Добрыню озвучивает Дмитрий Назаров).
  • 2010 - «Три богатыря и Шамаханская царица » (режиссёр Сергей Глезин, Добрыню озвучивает

Добрыню всегда называли молодым. Вот начало его былинной биографии:

А жил во Рязани тут богатый гость,
А гостя-то звали Никитою.
Живучи-то, Никита состарился,
Состарился, переставился.
После веку его долгого
Осталось житье-бытье богатество,
Осталась его матера жена
Амелфа Тимофеевна,
Осталось чадо милое,
Как молоды Добрынюшка Никитич млад.
А и будет Добрыня семи годов,
Присадила его матушка грамоте учиться,
А грамота Никите в наук пошла;
Присадила его матушка пером писать
А будет Добрынюшка во двенадцать лет,
Изволил Добрыня погулять, молодец,
Со своею дружиною хороброю
Во те жары петровские.

Итак, подобно некоторым другим богатырям, Добрыня рано обнаруживает богатырские качества. Его первый подвиг связан с тем, что он неожиданно для себя ощущает смутную потребность отправиться из дому -~ то ли на охоту, то ли побродить по полю, то ли выкупаться в Пучай-реке. В большинстве версий выезд его происходит не из Рязани, а из Киева: рязанец по происхождению, он истинно киевский богатырь, второй по значению после Ильи. Но это придет к нему уже когда он совершит свой первый подвиг. Матери ведомо, что ее сына у Пучай-реки подстерегает какая-то опасность, душа ее полна тревоги, и она просит Добрыню не ходить туда. По ее описаниям, река эта наделена фантастическими (а мы скажем - мифологическими) свойствами: Та Пучай-река очень свирепая,
Во Пучай-реки две струйки очень быстрыих:
Перва струечка в Пучай-реки
быстрым-быстра,
Друга струечка быстра, будто огонь секет.

Но сын не слушает предупреждений матери:
такова уж доля богатыря - действовать вопреки советам и нарушать запреты. Он отправляется к Пучай-реке, купается, оказывается безоружным в тот момент, когда перед ним неожиданно возникает страшный змей . Ай гром гремит, да шум велик идет:
Налетела на молодого Добрынюшку
А и змеинищо да то Горынищо,
А и о трех змеинищо о головах,
О двенадцати она о хоботах.
Говорила-то змеиило таковы слова:
- А топерь Добрынюшка в моих руках!
Похочу - Добрынюшку в полон возьму,
Похочу-то я - Добрынюшку-то и огнем сожгу,
Похочу-то я - Добрынюшку-то и в себя пожру.

Все-таки богатырю удается одолеть змея, и, чтобы не погибнуть, тот предлагает Добрыне побрататься и обещает не летать на Русь и не уносить людей в полон. Добрыня великодушно соглашается, но змей немедленно нарушает данное слово и уносит в свои пещеры племянницу (или даже дочь) князя Владимира . И теперь уже Добрыня действует не по собственному почину, но по поручению князя: он, как советует ему мать» выводит из конюшни отцовского коня, что стоит уже пятнадцать лет, кормит и поит его, а мать между тем приготавливает для него плеть, обладающую чудесными свойствами. Добрыня едет на гору Сорочинскую выручать «полон русский». Полчища «маленьких змеенышей» пытаются подточить ноги коню, и тогда богатырь бьет коня чудесной плеткой: тотчас «бурушко» отряхивает змеенышей, открывая путь к пещерам.
Начинается жестокий бой со змеем, он длится трое суток, Добрыня устал - и в этот момент он слышит голос с небес: надо продержаться еще три часа. Добрыня одерживает победу, змеиная кровь заливает всю землю, богатырь и конь не могут выбраться из нее, и тогда, снова слыша тот же голос, Добрыня бьет копьем в землю, приговаривая: Расступись-ка ты же,
матушка сыра земля,
На все на четыре да на стороны,
Ты прижри-ка эту кровь
да всю змеиную.

После этого Добрыня идет по пещерам и выводит на волю «князей, князевичей», «королей, королевичей», девиц и в конце - княжескую племянницу или дочь.
Борьба со змеем, похищающим людей, - традиционная тема мировой мифологии. Былина о Добрыне полна разного рода мифологических подробностей (волшебная река, чудесное оружие и др.). В то же время миф этот переносится в обстановку былинного Киева: змей выступает как враг государства, и Добрыня, побеждая его, совершает общенародный подвиг.
О том, что Добрыня пришел из мифа, приобретя облик исторического (в условно-былинном смысле) героя, выразительно свидетельствует сюжет «Добрыня и Маринка». Добрыня гуляет по Киеву и забредает на улицу, где живет некая Маринка Игнатьевна , известная колдунья . У нее в это время в гостях Змей Горынище . Добрыня поражает его стрелой (по другим вариантам, так пугает, что Змей бежит без оглядки). Чтобы наказать богатыря, Маринка привораживает его: вырезает следы его ног и произносит над ними заговор: Как я режу эти следики Добрынюшкины,
Так. бы резало Добрыни ретиво сердие
По мне ли, по Маринке по Игнатьевной.

От этого заговора Добрыня становится совершенно беспомощным, он идет к Маринке свататься, а та оборачивает его гнедым туром. Поди-ка ты, Добрынюшка,
ко морю ко Турецкому,
Где ходят там, гуляют девять туров,
- Подика ты. Добрынюшка,
десятым туром.

Все он» - ее «женихи». На этот раз, однако, Маринке не повезло. Мать Добрыни (или по вариантам - его сестра) оказалась колдуньей посильнее ее. Явившись к Маринке, она пригрозила обернуть ее собакой, или сорокой, или свиньей. Напуганная Маринка летит к Добрыне и возвращает ему человеческий облик. Перед этим она заручается обещанием Добрыни взять ее замуж. Богатырь, однако, не исполняет данного слова и жестоко расправляется с колдуньей.
Сюжет о волшебнице, которая, прикинувшись невестой, обращает героя в животное, известен мировой мифологии. В древнегреческой поэме «Одиссея» он составляет содержание Х песни. В поэме он включен в историю о судьбе героев Троянской войны и волшебнице Цирцее . В нашей былине он привязан к эпосу о киевских богатырях. Добрыня - это русский Одиссей . Сходство судеб двух героев особенно наглядно проявляется при сравнении «Одиссеи» с былиной «Добрыня в отъезде». Подобно Одиссею, Добрыня, отправляясь надолго в дальнюю землю, уславливается с женой, что она будет ждать его двенадцать лет, а по прошествии срока может выходить замуж. При этом он предупреждает, чтобы она не выходила за Алешу Поповича . Добрыня уезжает, и долгие годы о нем ничего не слышно. Алеша сватается к Настасье , но она выдерживает срок. Алеша прибегает к хитрости - сообщает ей о гибели мужа. В роли свата выступает сам князь, и, когда проходит двенадцать лет, Настасья вынуждена согласиться на брак. Добрыня узнает о свадьбе от коня и с не-обыкновенной быстротой возвращается в Киев. Подобно Одиссею, он попадает на свадьбу своей жены и вынужден вести борьбу за восстановление своих прав супруга. Как и Одиссей, он является неузнанным на свадебный пир. Он принимает облик скомороха, и его отправляют на печку. Затем он спускается к свадебному столу, поет и играет, и Настасья начинает догадываться, кто же на самом деле этот скоморох.
А узнавание происходит, когда пришелец предлагает ей выпить чашу вина, со словами: А если пьешь до дна -
узнаешь добра, А не пьешь до дна -
не видать добра.

Настасья выпивает и на дне чаши видит перстень, которым они обручались. Говорила она тут да таковы слова:
- Целый век я не надеялась,
Что ведь мой-то муж
на сем свете явится,
Да на мою теперь
на свадебку объявится,
Да распекло теперь
праведное солнышко
На мою на победную* головушку.
Да не тот мой муж,
что со мной сидит,
А тот мой муж,
что супротив стоит,
Супротив стоит
да на меня глядит.

В этой былине есть только одно чудо: невероятно быстрое возвращение домой. А в остальном - это семейная история, и Добрыня предстает здесь как заботливый муж, добрый сын. Он глубоко переживает семейную драму, прощает жене ее ошибку и строго наказывает Алешу, причем не за то, что посватался к его жене, а за то, что обманным известием о смерти Добрыни причинил боль матери. А жалешенько она да по мне плакала,
Слезила-то она свои да очи ясные,
А скорбила-то свое да лиио белое.
Как во этой вины, братеи,
тебя не прощу.

В богатырской дружине Добрыня следует сразу за Ильёй Муромцем, он - его правая рука. Он незаменим там, где нужно проявить не только силу, но и обходительность, такт: Добрыню посылают, когда требуется уладить какое-нибудь деликатное дело, примирить ссорящихся, передать важное послание. «На речах разумный», «с гостями почестивый», грамотный, в то же время храбрый и мужественный воин, искусный стрелок, Добрыня воплотил те черты культуры, которые были новыми для Древней Руси. Но и связи его с культурой языческой еще достаточно ощутимы.