История создания организация североатлантического договора (нато) — военно-политического союза

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Стратегии кризисного реагирования НАТО в условиях международной политической оттепели в 1990-е годы. НАТО: кризис институциональной идентичности. Стратегическая концепция НАТО. Россия и антикризисная стратегия НАТО в свете конфликта в Косово.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2006

    Демонтаж социалистических систем в странах Центральной Восточной Европы и распад Советского Союза. Отличие Украины и Грузии от западных Балкан. Барак Обама и новая администрация США. Курс расширения присутствия НАТО на постсоветском пространстве.

    реферат , добавлен 18.01.2009

    Роль и значение мусульманских стран в современных международных отношениях. Реакция исламского мира на террористические акты. Причины разногласий НАТО и исламского мира. Антитеррористические операции НАТО. Партнерство НАТО с Большим Ближним Востоком.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2016

    Погляд вчених на історію входження Іспанії в НАТО. Початок обговорення питання вступу Іспанії до НАТО в 1981 р., формування опозиції та формулювання основних положень при вступі країни до Альянсу, проведення референдуму та ускладнення внутрішніх проблем.

    презентация , добавлен 11.03.2016

    Основа современной антикризисной стратегии НАТО, ее трансформация после распада СССР. Преобразование ряда положений Новой стратегической концепции, эффективные методы "управления кризисами". Особенности политики НАТО по отношению к России, ее значение.

    реферат , добавлен 27.09.2009

    Расширение на восток как геополитическая ошибка НАТО. Принятие Грузии и Украины в Североатлантический альянс, втягивание Украины в НАТО как нарушение обещаний США перед Россией. Напряженность и антагонизм на восточной границе и внешняя политика Ющенко.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2010

    Відносини між Україною та НАТО: вибір між європейською інтеграцією та позаблоковим статусом. Ставлення партій та блоків в парламенті до вступу у НАТО. Перемога пронатовських сил на виборах 2004 р., основні доводи влади щодо необхідності вступу до НАТО.

    реферат , добавлен 12.09.2009

    Возникновение и развитие конфликтов и их связь с этноисторическими, политическими и экономическими составляющими. Обобщение основных политических целей командования НАТО в ходе реализации операций. Стратегия и тактика применения вооруженных сил НАТО.

    Официальная эмблема НАТО

    Точное происхождение данной эмблемы неизвестно. Но есть сведенья о том, что идею дизайна эмблемы и флага предложил один из работников Международного секритариата.

    Эмблема НАТО (белый компас на тёмно-синем фоне) была 4 октября 1953 г. принята Североатлантическим советом в качестве официального символа Североатлантического альянса.

    Окружность символизирует единство и сотрудничество, а компасная роза - общий путь к миру, который избрали 19 стран-членов Североатлантического альянса.

    Девиз НАТО придумал Андре де Старк. Он много лет занимал пост посла Бельгии в НАТО (1952-1976) и был великолепным дипломатом. Когда в 50-е годы тогдашний Генеральный секретарь НАТО Поль-Анри Спаак попросил его подобрать для Североатлантического альянса подходящий девиз, то Андре де Старк вспомнил фразу “Animus in consulendo liber”, что в переводе означает “В совете дух свободен”. Эту фразу он узнал ещё в детстве во время поездки в Сан-Джиминьяно, Италия. С тех пор эти слова украшают зал заседаний Совета НАТО.

    Что такое НАТО

    Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политический союз North Atlantic Treaty Organization, NATO; Organisation du traite de l\"Atlantique Nord, OTAN.

    НАТО (аббр.) - Организация Североатлантического Договора (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN)- это военно-политический союз, создание которого было официально оформлено 4 апреля 1949 года с подписанием в Вашингтоне двенадцатью государствами (США, Канадой, Исландией, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Норвегией, Данией, Италией и Португалией) Североатлантического договора, более известного, как Вашингтонский договор, предусматривающий коллективную безопасность и взаимную защиту стран-членов от внешних угроз. Главным источником угроз в то время считался Советский Союз.

    (В статье 5 Североатлантического договора говорится, что в случае «вооружённого нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путём осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы»).

    (Сами вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в связи с войной в Корее. В декабре того же года сессия Совета НАТО приняла решение о роспуске военной организации Западного союза (Брюссельского пакта) ввиду ее слияния с военной организацией НАТО). Договор о совместной деятельности в экономической, социальной и культурной сферах и коллективной самообороне(Брюссельский пакт, подписанный 17 марта 1948 г., и измененный Парижским соглашением от 23 октября 1954 г.)

    Следует отметить, что три государства-члена этого альянса (Франция, Испания, Греция) имели «особые» периоды отношений с военной структурой НАТО- они не принимали в ней участия: Франция с 1967 по 2009 год, Греция с 1974 по 1980 год, Испания- с момента своего вхождения в НАТО до 1996 года. Исландия является единственным государством-членом НАТО, у которого нет собственной армии, но она имеет своего гражданского представителя в Военном комитете альянса.

    Согласно уставу НАТО, альянс открыт для вступления новых членов, способных развивать принципы Договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и принятие действий, направленных на предотвращение конфликтов между ее членами и партнерами; защита ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

    (С середины 90-х годов прошлого века, в связи с окончанием «холодной войны» и исчезновением главного источника угроз - Советского Союза, НАТО стал реализовывать политику «открытых дверей» в отношении бывших стран социалистического лагеря, расширяясь на восток-все ближе к границам России. Обоснованием такого расширения стал вывод, сделанный в ходе специального исследования НАТО, о появлении потребности и уникальной возможности по совершенствованию безопасности в Евроаталантическом регионе без возобновления линии разграничения).

    В настоящее время членами НАТО являются 28 государств:

    Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция -страны основатели альянса;

    Греция, Турция - страны первой волны расширения (февраль 1952 года);

    Германия-участник второго расширения (май 1955 года);

    Испания- участник третьего расширения (май 1982 года);

    Венгрия, Польша, Чехия - страны четвертой волны расширения (март 1999 года);

    Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония – участники пятого расширения (март 2004 года);

    Албания, Хорватия – страны шестой волны расширения (апрель 2009 года).

    Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Высшим политическим органом НАТО является сессия Североатлантического совета (Совета НАТО), которая проводится на уровне глав государств и правительств. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО. Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

    В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами (в том числе и Россией).

    Генеральный секретарь НАТО – Андерс Фог Расмуссен

    Новым председателем Военного комитета НАТО стал датский генерал Кнуд Бартелс (Knud Bartels).

    Официальные языки НАТО - английский и французский.

    Штаб-квартира Совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия) .

    История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политического союза

    Причины возникновения НАТО:

    · Послевоенный раскол Европы на восточную и западную сферы влияния, ставшим будущим плацдармом для Хол.Войны м/у США и СССР;

    · Программа послевоенного экономического урегулирования, которая вылилась в План Маршалла, послуживший первым этапом консолидирования западноевропейских стран под крылом США;

    · Лоббирование США идеи о наступлении «красной угрозы», кот. Обозначила нового общего врага – СССР;

    Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".

    В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией , который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение.

    Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграло желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, лежит желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

    Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) - военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора.

    Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

    В период с 1949 года до начала 1980-х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция - в 1952 году, Германия - в 1955 году, Испания - в 1982 году).

    В настоящее время членами НАТО являются 28 государств.

    Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

    • - выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
    • - служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
    • - осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств-членов НАТО;
    • - способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
    • - содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

    Структура:

    Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах , которые состоят из членов национальных делегаций. Количество национальных делегаций соответствует числу государств-членов альянса. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО.

    Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

    Комитет военного планирования (КВП ) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО.

    Министры обороны стран НАТО , которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами.

    Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

    Международный секретариат . Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

    Военный комитет (ВК) отвечает за планирование и проведение коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

    Международный военный штаб (МВШ ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

    создана в соответствии со ст. 9 Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. 1 Целями НАТО являются обеспечение свободы и безопас­ности всех членов политическими и военными средствами в соот­ветствии с целями и принципами Устава ООН. Организация на­мерена предпринимать совместные действия и осуществлять все­стороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов. НАТО призвана обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. В соответствии со ст. 4 Североатлантическо­го договора НАТО служит трансатлантическим форумом для про­ведения союзниками консультаций по любым вопросам, затраги­вающим жизненно важные интересы его членов, включая собы­тия, способные поставить под угрозу их безопасность. НАТО сохраняет стратегическое равновесие во всей Европе.

    Участники Североатлантического договора обязуются разре­шать все международные споры мирными средствами таким пу­тем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих меж­дународных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

    Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженное нападение против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение про­тив всех стран блока.

    Процесс политических изменений в Европе (роспуск Органи­зации Варшавского Договора, объединение Германии, распад со­циалистической системы и СССР и т. д.) обусловил необходи­мость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации «Североат­лантический альянс в процессе перемен» (1990 г.), Римской декла­рации о мире и сотрудничестве 1991 г., Новой стратегической концепции альянса 1991 г., Заявлении Совета НАТО в Брюсселе «Партнерство во имя мира» (1994 г.). Россия участвует в данной программе.

    В частности, Римская декларация Сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 г. предлагает министрам иностран­ных дел Болгарии, Чехии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии, Польши, Румынии и России проводить ежегодные встречи с Североатлантическим советом и комитетами НАТО, включая политический и экономический комитеты.

    Документ, принятый главами государств и правительств НАТО 11 января 1994 г., касается процедуры учреждения программы «Партнерство во имя мира». Эта программа, осуществляемая под руководством НАТО, создает условия для формирования новых отношений в сфере безопасности между НАТО и его партнерами во имя мира. На основе приверженности целям «Партнерства во имя мира» члены НАТО будут развивать вместе с другими госу­дарствами процесс планирования и исследований в целях заклад­ки основы для выявления и оценки сил и мощностей, которые могут быть предоставлены ими для международной боевой подго­товки, учений и операций во взаимодействии с силами НАТО. Го­сударства - члены организации намерены содействовать военной и политической координации в штаб-квартире НАТО в целях обеспечения руководства и управления соответствующей деятель­ностью на основе партнерства с другими государствами, включая планирование, боевую подготовку, учения и разработку доктрин. НАТО будет проводить консультации с любым активным участни­ком партнерства, если этот партнер сочтет, что существует прямая угроза его территориальной целостности, политической независи­мости или безопасности.


    Руководящими органами НАТО являются Североатлантиче­ский совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь.

    Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, По­стоянного военного комитета и Международного военного штаба. В НАТО входят 26 государств. Исландия, не имеющая собст­венных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет. Исландия имеет статус наблюдателя в Коми­тете военного планирования. Испания не участвует в интегриро­ванной командной структуре НАТО, однако является полноправ­ным членом Североатлантического совета, Группы ядерного пла­нирования, Комитета оборонного планирования и Военного комитета. Франция в 1966 г. вышла из интегрированной военной структуры НАТО.

    В конце марта 1999 г. авиация НАТО напала на суверенную Югославию. Были убиты и ранены мирные жители, разрушены мосты, дороги, жилые дома, памятники культуры. Нападение НАТО на Югославию вернуло мир к законам джунглей и является грубым нарушением Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., а также Основополагающего акта Россия - НАТО 1997 г. (см. да-пее) и представляет собой бесспорный факт агрессии.

    На юбилейном саммите НАТО в апреле 1999 г., посвященном 50-летию образования этой организации, принята новая стратеги­ческая концепция НАТО. В ней провозглашается «право» альянса и проведение военных операций за пределами территории стран - членов НАТО, причем в случае необходимости - без мандата ООН, и Совета Безопасности. Эта агрессивная стратегия «обосновывается» тем, что будто бы «права человека» и «нормы демократии» являются более значимой категорией, чем государственный суверенитет.

    Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреп­лены в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Орга­низацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г. Со­гласно разделу I этого документа Россия и НАТО будут строить свои отношения на общей приверженности следующим принци­пам:

    Развитие на основе транспарентности прочного, стабиль­ного, долговременного и равноправного партнерства и сотрудни­чества с целью укрепления безопасности и стабильности в Севе­ро-Атлантическом регионе;

    Признание жизненно важной роли, которую демократия, политический плюрализм, верховенство закона и уважение прав человека и гражданских свобод, а также развитие рыночной эко­номики играют в развитии общества;

    Отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и содержащимся в Хельсинкском Заключительном акте Декларации принципам, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях;

    Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народа на самоопределение, как это закреплено в Хельсинкском Заклю­чительном акте и других документах ОБСЕ;

    Предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами в соответствии с принципами ООН и ОБСЕ;

    Поддержка в каждом конкретном случае миротворческих операций, осуществляемых под руководством Совета Безопасно­сти ООН или под ответственностью ОБСЕ.

    Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных Основополагающим актом, разработки общих подходов к евро­пейской безопасности и политическим вопросам Россия и НАТО создали совместный постоянный Совет Россия - НАТО. Цен­тральной задачей этого органа будет формирование более высоко­го уровня доверия, единства целей и навыков консультаций и со­трудничества между Россией и НАТО.

    Положения упомянутого Акта не дают России или НАТО пра­ва вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права сторон этого документа при­нимать решения и действовать самостоятельно.

    Основополагающий акт определяет области консультаций и сотрудничества (безопасность и стабильность в североатланти­ческом регионе, предотвращение конфликтов, совместные миро­творческие операции, вопросы контроля над вооружениями, кон­версия оборонной промышленности, борьба с терроризмом и т.д.).

    В соответствии с разделом IV государства - члены НАТО не будут развертывать ядерное оружие на территории новых членов и не будут изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или его ядерную политику.

    Основополагающий акт применяется с даты его подписания. Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе.

    Краткое содержание: НАТО: история возникновения, участники. Североатлантический совет - высшая политическая инстанция НАТО. Расширение НАТО в 1990-2000-е годы. Интервенции НАТО на Балканах. Россия и НАТО: соглашение 1997 года, создание органа «Совет России - НАТО».

    Требования к знаниям и умениям:

    Иметь представление : об истории возникновения НАТО, участниках блока.

    Знать: истинные цели данного политического блока, роль США

    Уметь: Оценить выгоду России от нормальных отношений России и НАТО.

    История возникновения НАТО

    Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс - идентичные названия крупнейшего в мире военно-политического блока, объединяющего большинство стран Европы, США и Канаду. Появился4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО сталиСША, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Одной из декларированных целей НАТО являлось обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении любого государства-члена НАТО или защиту от неё. Провозглашалось так же, чтогла вная цель НАТО -гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН . Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал.

    Создание блока Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз был вынужден образовать в 1955 году военный блок из социалистических государств -Организацию Варшавского Договора

    Несмотря на «джентльменские» договоренности между руководителями СССР и лидерами Запада о нерасширении альянса, в период с 1952 по 1982 гг. к Североатлантическому союзу присоединились еще четыре европейских государства:Греция, Турция, ФРГ, Исландия и число его членов возросло до 16 государств.

    Расширение НАТО на Восток

    После распада СССР и Варшавского договора в НАТО12 марта 1999 г . вступили нынешниеВенгрия, Польша, Чешская Республика .

    В 2004 году НАТО расширяет свой состав уже и за счет государств, являвшихся бывшими советскими республиками: Латвии, Литвы, Эстонии , а также таких государств какБолгария, Румыния, Словакия и Словения.

    В 2009 году в НАТО были приняты Албания и Хорватия, и в настоящее время в этом блоке насчитывается28 государств.

    Все эти шаги далеко не альтруистские и безобидные занятия.

    В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости» А.И. Солженицын справедливо отмечал: «НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-Атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».

    Организационная структура высших руководящих органов НАТО

    Ведущую роль в НАТО играет США, х отя формально каждая страна-член НАТО принимает полноценное участие в процессе принятия решений на равноправной основе независимо от ее размера или политической, военной и экономической мощи.

    Высшим политическим органом НАТО являетсяСевероатлантический совет (Совет НАТО) , который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Сейчас эту должность занимаетАндерс Фог Расмуссен. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняетПостоянный совет НАТО , куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

    Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года сталКомитет военного планирования , собираемый дважды в год на сессии на уровне министров обороны.

    Высшим военным органом НАТО являетсяВоенный комитет , состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики.Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда -американским генералом ). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий:Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском . В период между заседаниями функции Военного комитета выполняетПостоянный военный комитет.

    К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования , проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

    НАТО и угрозы национальной безопасности России

    Ключевое место в достижении политического и военного превосходства США и НАТО отводится решению задач дальнейшего ослабления России. Вот как об этом говорит бывший госсекретарь США Г.Киссинджер : «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное государство».

    Однако не слова высокопоставленных политиков, а практические действия США и НАТО обусловливают первоочередную важность задачи обеспечения национальной безопасности нашей страны. В целом, угрозы национальной безопасности России проявляются в сферахэкономики, социально-политической, военной, международной, научной, информационной, пограничной и экологической. При этом руководство США рассматривает НАТО как один из основных инструментов защиты американских интересов в остальном мире.

    С этой целью последние годы активно проводится модернизация вооруженных сил НАТО. При этом всё более очевидной становится неадекватность имеющихся сил и средств альянса реальным угрозам безопасности. Накопленный блоком совокупный военный потенциал уже сегодня во много раз превышает потребности для проведения антитеррористических операций или противодействия распространению оружие массового уничтожения (ОМУ).