Хмурый полдень XXI век. Танкисты-герои времен второй мировой войны

Ленинград в августе 1941 года находился в очень сложном положении, события на фронте на подступах к городу развивались по очень плохому, драматическому для обороняющихся советских войск сценарию. В ночь с 7 на 8 августа немецкие части из состава 4-й танковой группы нанесли удары в районах населенных пунктов Ивановское и Большой Сабск, наступая в сторону населенных пунктов Кингисепп и Волосово. Всего через три дня боев войска противника подошли к шоссе Кингисепп-Ленинград, а 13 августа немецким войскам удалось перерезать железную и шоссейную дороги Кингисепп-Ленинград и форсировать реку Луга. Уже 14 августа 38 армейский и 41 моторизованный немецкие корпуса смогли вырваться на оперативный простор и выдвинуться к Ленинграду. 16 августа пали города Кингисепп и Нарва, в тот же день части из состава 1-го немецкого корпуса заняли западную часть Новгорода, угроза прорыва немецких войск к Ленинграду становилась все более реальной. До знаменитого танкового боя, который прославит имя Колобанова, оставались считанные дни.

18 августа 1941 года командира 3-й танковой роты из состава 1-го батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии старшего лейтенанта Зиновия Колобанова вызвал к себе лично командир дивизии генерал-майор В. Баранов. В то время штаб части находился в подвале собора, который являлся одной из достопримечательностей Гатчины, которая в то время называлась Красногвардейском. В устной форме Баранов отдал Колобанову приказ перекрыть любой ценой три дороги, которые вели к Красногвардейску со стороны Кингисеппа, Волосово и Луги.


На тот момент в роте Колобонова имелось 5 тяжелых танков КВ-1. Танкисты загрузили в машины по два боекомплекта бронебойных снарядов, осколочно-фугасных брали мало. Основной целью танкистов Колобанова было не пропустить на Красногвардейск немецкие танки. В тот же день, 18 августа, старший лейтенант Зиновий Колобанов вывел свою роту навстречу наступающим немецким частям. Две свои машины он послал на лужскую дорогу, еще две отправил к дороге на Волосово, а свой собственный танк разместил в засаде, организованной у перекрестка дороги, которая соединяла таллиннское шоссе с дорогой на Мариенбург - северной окраиной Гатчины.

Зиновий Колобанов лично провел со своими экипажами рекогносцировку местности, отдав указания о том, где именно следует оборудовать позиции для каждого из танков. При этом Колобанов предусмотрительно заставил танкистов оборудовать по 2 капонира (один основной и запасной) и тщательно замаскировать позиции. Стоит отметить, что Зиновий Колобанов был уже достаточно опытным танкистом. Он прошел с боями финскую войну, трижды горел в танке, но всегда возвращался в строй. С задачей перекрыть три дороги, ведущие к Красногвардейску, мог справиться только он.

Свою позицию Колобанов оборудовал возле совхоза Войсковицы, расположенного напротив птицефермы «Учхоза» - на развилке Таллинского шоссе и дороги, ведущей на Мариенбург. Он оборудовал позицию примерно в 150 метрах от шоссе, подходившего со стороны Сяскелево. При этом был оборудован глубокий капонир, который скрывал машину так, что торчала лишь башня. Второй капонир для запасной позиции был оборудован недалеко от первого. С основной позиции отлично просматривалась и простреливалась дорога на Сяскелево. К тому же по бокам этой дороги имелись заболоченные участки местности, которые очень сильно затрудняли маневр бронетехнике и сыграли в предстоящем бою свою роль.

Позиция Колобанова и его КВ-1Э располагалась на небольшой высоте с глинистым грунтом на расстоянии в 150 метров от развилки дорог. С этой позиции был хорошо виден «Ориентир №1» две березы, растущие у дороги, и примерно в 300 метрах от Т-образного перекрестка, который был обозначен как «Ориентир №2». Всего простреливаемый участок дороги составлял примерно километр. 22 танка легко могли разместиться на этом участке при сохранении между ними походной дистанции в 40 метров.

Выбор места был обусловлен тем, что отсюда можно было вести огонь по двум направлениям. Это было важно, так как противник мог выйти на дорогу на Мариенбург либо по дороге от Сяськелево либо от Войсковиц. Если бы немцы появились от Войсковиц, им бы пришлось стрелять в лоб. По этой причине капонир был вырыт прямо напротив перекрестка с расчетом на то, что курсовой угол будет минимальным. При этом Колобанову пришлось смириться с тем, что расстояние между его танком и развилкой дорог сократилось до минимума.

После оборудования замаскированных позиций оставалось лишь дожидаться подхода сил врага. Немцы появились здесь только 20 августа. После полудня экипажи танков лейтенанта Евдокимова и младшего лейтенанта Дегтяря из роты Колобанова встретили колонну бронетехники на Лужском шоссе, записав на свой счет 5 уничтоженных танков и 3 бронетранспортера противника. Вскоре противника увидел и экипаж танка Колобанова. Первыми они заметили разведчиков-мотоциклистов, которых танкисты беспрепятственно пропустили дальше, дожидаясь появления основных сил немецких войск.

Около 14:00 20 августа после безрезультатно закончившейся для немцев авиаразведки по приморской дороге на совхоз Войсковицы проехали немецкие мотоциклисты. Следом за ними на дороге появились танки. За те полторы, две минуты, пока головной танк врага преодолевал расстояние до перекрестка, Зиновий Колобанов успел убедиться, что в колонне нет тяжелых танков противника. Тогда же в его голове созрел план предстоящего боя. Колобанов решил пропустить всю колонну до участка с двумя березами (Ориентир №1). В этом случае все неприятельские танки успевали пройти поворот в начале насыпной дороги и оказывались под огнем орудия его экранированного КВ-1. В колонне, по всей видимости, шли легкие чешские танки Pz.Kpfw.35(t) из состава немецкой 6-й танковой дивизии (в ряде источников принадлежность танков приписывают также 1-й или 8-й танковым дивизиям). После того как план на бой был составлен, все остальное было делом техники. Подбив танки в голове, середине и конце колонны, старший лейтенант Колобанов не только перекрыл дорогу с обеих сторон, но и лишил противника возможности съехать на дорогу, которая вела на Войсковицы.

После того как на дороге образовалась пробка во вражеской колонне началась страшная паника. Некоторые танки, пытаясь выйти из-под огня, спускались под откос и вязли в болотистой местности, где их добивал экипаж Колобанова. Другие вражеские машины, пытаясь развернутся на неширокой дороге, натыкались друг на друга, сбивали себе гусеницы и катки. Перепуганные немецкие экипажи выскакивали из горящих и подбитых машин и в страхе метались между ними. При этом многие были убиты пулеметным огнем из советского танка.

Первое время гитлеровцы не понимали, откуда именно их расстреливают. Они начали поражать все копны сена в зоне видимости, думая, что в них замаскированы танки или противотанковые орудия. Однако вскоре они засекли замаскированный КВ. После этого началась неравная танковая дуэль. На КВ-1Э обрушился целый град снарядов, но сделать что-то окопанному по башню советскому тяжелому танку, который был оборудован дополнительными 25-мм экранами, они не смогли. И хотя от маскировки не осталась и следа, а позиция советских танкистов была известна немцам, на исход боя это уже не повлияло.

Бой длился всего 30 минут, но за это время экипаж Колобанова смог разбить немецкую танковую колонну, подбив все 22 машины, которые в ней были. Из взятого на борт двойного боекомплекта Колобанов расстрелял 98 бронебойных снарядов. В дальнейшем бой продолжился, но немцы уже не лезли напролом. Наоборот они начали использовать для огневой поддержки танки Pz.Kpfw.IV и противотанковые орудия, которые вели огонь с дальней дистанции. Этот этап боя не принес сторонам особых дивидендов: немцы не смогли уничтожить танк Колобанова, а советский танкист не заявлял об уничтоженных машинах противника. При этом на втором этапе боя на танке Колобанова были разбиты все приборы наблюдения и заклинена башня. После того как танк вышел из боя экипаж насчитал на нем более 100 попаданий.

Вся рота Колобанова за тот день уничтожила 43 танка противника. В том числе экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева - 8, младшего лейтенанта В. И. Ласточкина - 4, младшего лейтенанта И. А. Дегтяря - 4, лейтенанта М. И. Евдокименко - 5. Также была заявленная уничтоженная легковая машина, артиллерийская батарея и до двух рот пехоты противника, в плен удалось взять одного из мотоциклистов.

Удивительно, но за такой бой Колобанов не получил звания Героя Советского Союза. В сентябре 1941 года командиром 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии Д. Д. Погодиным все члены экипажа танка Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза, данное представление было подписано и командиром дивизии В. И. Барановым. Но в штабе Ленинградского фронта по какой-то причине изменили это решение. Данное изменение до сих пор не поддается разумному объяснению и вызывает массу споров и версий. Так или иначе, Колобанов был представлен к ордену Красного знамени, а наводчик А. М. Усов к ордену Ленина. Возможно, командование Ленфронта просто посчитало невозможным присваивать звание Героя Колобанову на общем фоне больших стратегических неудач, да и Красногвардейск был все-таки вскоре сдан немцам. По другой версии, в деле Колобанова была какая-то компрометирующая его информация, что-то такое, что помешало ему получить награду. Правды мы в любом случае уже не узнаем.

15 сентября 1941 года Зиновий Колобанов получил тяжелое ранение. Это произошло ночью на кладбище города Пушкин, где танк старшего лейтенанта заправлялся боеприпасами и горючим. Рядом с его КВ разорвался немецкий снаряд, осколками танкист был ранен в голову и позвоночник, помимо этого, Колобанов получил контузию спинного и головного мозга. Сначала он находился на лечении в Травматологическом институте Ленинграда, но потом был эвакуирован и до 15 марта 1945 года лечился в эвакуационных госпиталях в Свердловске. 31 мая 1942 года ему было присвоено звание капитана.

Несмотря на тяжелое ранение и контузию, Колобанов после войны снова поступил на службу в танковые войска. Зиновий Колобанов находился на службе до июля 1958 года, после чего уволился в запас уже в звании подполковника. Работал и жил в столице Белоруссии. Умер 8 августа 1994 года в Минске, похоронен там же.

Сегодня на месте знаменитого боя советских танкистов на подступах к Гатчине установлен памятник. На монументе стоит тяжелый танк ИС-2. К сожалению, к моменту сооружения данного памятника тех самых танков КВ-1Э, на которых и воевал Колобанов, найти уже не удалось, поэтому пришлось использовать то, что было под рукой. На высоком постаменте появилась табличка, на которой сказано: «Танковый экипаж под командованием старшего лейтенанта Колобанова З. П. в бою 19 августа 1941 года уничтожил 22 танка противника. В составе экипажа находились: механик-водитель старшина Никифоров Н. И., командир орудия старший сержант Усов А. М., стрелок-радист старший сержант Кисельков П. И., заряжающий красноармеец Роденков Н. Ф.».

По материалам из открытых источников

Будущий герой-танкист родился 25 декабря 1910 года в селе Арефино Муромского уезда Владимирской губернии. Его отец погиб на Гражданской войне, когда Зиновию было десять лет. В 1929 году семья переехала в село Большое Загарино, где в это время создавали колхоз. Зиновий принял активное участие в его организации. После окончания восьми классов средней школы Колобанов поступил в Горьковский индустриальный техникум.

ТАНКИСТ

С третьего курса техникума, в 1933 году, Зиновий был призван в Красную армию. Он стал курсантом полковой школы при 49-м стрелковом полку 70-й стрелковой дивизии. В мае 1936-го Колобанов окончил Орловское бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе, ему было присвоено звание лейтенанта. Как отличник, имевший право выбирать место службы после окончания училища, Зиновий выбрал Ленинград.

Служил в Ленинградском военном округе командиром танка 3-го отдельного танкового батальона 2-й танковой бригады.

С октября 1937-го по 1938 год обучался на Курсах усовершенствования командного состава, после которых служил помощником командира боепитания 210-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии, командиром взвода 6-й отдельной танковой бригады и затем командиром танковой роты. За пять дней до начала Зимней войны, 25 ноября 1939 года, З. Г. Колобанов был назначен командиром танковой роты 1-й легкотанковой бригады на Карельском перешейке. Зиновий прошел Советско-финскую войну 1939-1940 годов с первого до последнего дня — от Сестрорецка до Выборга. Трижды горел в танке. Был награжден орденом Красного Знамени в 1940 году. Сразу после окончания Зимней войны, 17 марта 1940 года, 3. Г. Колобанов был назначен помощником командира 52-й роты танкового резерва по боевой части и переведен в Киевский ВО. 6 сентября 1940 года ему было присвоено воинское звание старшего лейтенанта.

ПОДВИГ ТАНКИСТОВ КОЛОБАНОВА

3 июля 1941 года Колобанова перевели на Северный фронт командиром роты тяжелых танков КВ-1,1 -го танкового полка 1-й танковой дивизии.

18 августа 1941-го старшего лейтенанта Зиновия Колобанова, командира 3-й танковой роты 1-го батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии, вызвал к себе лично командир дивизии генерал-майор В. И. Баранов. Баранов отдал Колобанову приказ перекрыть любой ценой три дороги, которые вели к Красногвардейску (Гатчине) со стороны Кингисеппа, Волосово и Луги. В роте Колобанова было пять тяжелых танков КВ-1. В них загрузили двойной боекомплект бронебойных снарядов и некоторое количество осколочно-фугасных. Основной целью танкистов Колобанова было не пропустить на Красногвардейск немецкие танки. В тот же день Колобанов вывел свою роту навстречу наступающим немцам. Два танка он послал на лужскую дорогу, еще два отправил к дороге на Волосово. Свой танк разместил в засаде у перекрестка дороги, которая соединяла таллинское шоссе с дорогой на Мариенбург — северной окраиной Гатчины. Танковый капонир тяжелого та н ка KB-1Э № 864 Колобанова был выкопан всего в 300 м напротив Т-образного перекрестка с таким расчетом, чтобы вести огонь «в лоб», если танки пойдут от Войсковиц. Если немцы двигались бы от Сяськелево (что и произошло), позиция для стрельбы была идеальной. С обеих сторон от дороги находился болотистый луг, затруднявший маневр немецкой бронетехнике.

Ждать немцев пришлось до 20 августа 1941 года. После полудня экипажи лейтенанта М. И. Евдокименко и младшего лейтенанта И. А. Дегтяря первыми встретили немецкую танковую колонну на Лужском шоссе, подбив пять танков и три бронетранспортера противника.

Около 14:00 экипаж Колобанова дождался подхода основных сил противника. В колонне двигались легкие танки немецкой 6-й танковой дивизии. Выждав, пока головной танк колонны поравнялся с двумя березами в 150 м на дороге, Колобанов скомандовал: «Ориентир первый, по головному, прямой выстрел под крест, бронебойным — огонь!» После первых выстрелов три головных немецких танка загорелись, перекрыв дорогу. Затем танк Колобанова перенес огонь на хвост и на центр колонны, тем самым лишив противника возможности уйти назад или в сторону Войсковиц. На дороге образовалась аатор. Танки съезжали в кюветы и попадали в болото. В горевших танках начал рваться боекомплект. По всей видимости, только немногие немецкие танкисты попытались открыть ответный огонь. За 30 минут боя экипаж Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных снарядов. После того как танк вышел из боя, экипаж насчитал на нем следы более 100 попаданий- Всего его рота записала в этот день на свой счет 43 танка противника.

В сентябре 1941-го рота З. Г. Колобанова прикрывала отход последней войсковой колонны на город Пушкин. Ночью 15 сентября 1941-го Зиновий был тяжело ранен осколками снаряда. Он получил поражение головы и позвоночника, контузию головного и спинного мозга. Лечение в разных госпиталях продлилось до 15 марта 1945 года.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Несмотря на тяжелое ранение и контузию, Колобанов вновь вернулся в строй. 10 июля 1945 года он был назначен заместителем командира 69-го танкового батальона 14-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии 5-й гвардейской танковой армии в Барановичском ВО.

10 декабря 1951 года он был переведен в Группу советских войск в Германии, где проходил службу до 1955-го. 10 июля 1952 года Колобанову присвоено воинское звание подполковника, а 30 апреля 1954-го Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден вторым орденом Красного Знамени за 20 лет выслуги.

В 1956-1957 годах служил в Белоруссии. 5 июля 1958 года подполковник 3. Г. Колобанов уволен в запас.

Он работал на Минском автозаводе сначала мастером, затем контролером ОТК, имел звание «Ударник коммунистического труда». К 40-летию Победы приказом министра обороны СССР № 40 от 1 августа 1986 года награжден орденом Отечественной войны I степени. Скончался Зиновий Колобанов 8 августа 1994 года в Минске. Похоронен на Чижовском кладбище в Минске.

Посмотрело: 1 830

0

… или методология Mythbusters - разрушения советского мифа

Данная статья разбирает (а не пропагандирует) переплетения идеологических составляющих советского политического режима 40-х годов прошлого века.

В становлении постсоветского мифа о «подвиге » старшего лейтенанта З.Г Колобанова, приняли активное участие абсолютно все современные военные историки России (Московии). Такой видный военный историк, как Виктор Суворов (Резун) вообще писал о том, что подвиг старшего лейтенанта З.Г Колобанова подтверждается не только по советским, но и по немецким архивным документам (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема боя, которая прилагается в описании официальной версии прошедшего боя. Настораживает именно схема боя. А не та же схема, которая была бы на топографической карте датируемой 1941 годом или близкой к нему.

Однако, не смотря на многочисленные заявления, ни один военный историк (повторивший не однократно о «подвиге » старшего лейтенанта З.Г Колобанова) так и не предъявил доказательств того, что командир роты тяжелых танков КВ-1, старший лейтенант З.Г Колобанов в промежутке между 19 и 22 августа подбил 22 танка за один бой. А также того, что в тот же день ротой Колобанова было уничтожено 43 немецких танка.

Более того, постсоветский миф о «подвиге » старшего лейтенанта З.Г Колобанова живет своей собственной жизнью. В настоящее время аргументами в спорах между приверженцами и сомневающимися в совершении «подвига », больше не являются даже выложенные в сети переводы журналов боевых действий на соответствующие даты 1-й, 6-й и 8-й танковых дивизий Вермахта.

Вообще ситуация с «подвигом » старшего лейтенанта З.Г Колобанова - более чем не соответствует реальности, а из разряда «28-и панфиловцев » (рисунок 2). Ни разу ни один исследователь даже не попытался найти топографическую карту местности, близкую по дате к 1941 году.

И посмотреть на позицию танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова с точки зрения тактики его возможных действий относительно той местности, которая была на август 1941 года. Ни один исследователь не пытался перевести количество немецких танков в соответствующую длину колонны. Как раз именно эти положения в этой статье будут исправлены.

Рисунок 2. Советская операционная карта, с обстановкой на конец августа 1941 года, масштаба 1:100 000. Состояние местности по состоянию на 1931 год.

Разрушение мифа о подвиге Колобанова

В данной статье, можно так сказать, впервые на просторах бывшего советского союза, представляется методология разрушения постсоветского «подвига » возведенного в ранг мифа. Методов разрушения мифов существует несколько. В данной статье часть методов объединена в один, наиболее существенный - называемый топографическая карта и работа с ней. Кроме того, этот метод дополняется еще несколькими:

  • основной метод - топографическая карта, лучше всего, если эта карта будет датироваться временем близким к совершенному «подвигу» (топографические карты, датируемые 1937 - 1944 годами);
  • дополнительный метод первый - тактико-технический, связан с тактическими и техническими аспектами мифа. То есть, 22 танка - это общее количество танков в колоне, а какова была ее возможная длинна и могла ли 76,2-мм пушка Л-11, установленная на танке КВ-1 вести стрельбу на такие дальности. Кроме того, это и возможные тактические варианты действий советского танка относительно той местности, на которой была его позиция;
  • дополнительный метод второй - литературный, обор прессы тех лет, что она писала, что публиковала, и какие при этом наблюдаются несоответствия между тем, что писалось и тем, что было на самом деле.

По большому счету могут быть еще дополнительные методы в виде альтернативной информации . И этот метод - безусловно, верный и имеющий место. Однако, в таком запутанном постсоветскими идеологами мифе, как «подвиг » старшего лейтенанта З.Г Колобанова - данный метод не подходит.

Так как, повторю, несмотря на то, что журналы боевых действий наступавших на «Ленинград » немецких танковых дивизий в контексте интересующих дней, давно переведены - они уже не являются аргументами в спорах о том, что ничего рота старшего лейтенанта З.Г Колобанова - не совершала. Официально так и пишется:

«Несмотря на то, что за 20 августа крупные потери в танках не были зафиксированы в немецких документах, это не опровергает заявленное советской стороной число подбитых танков. Так, 14 танков 65-го танкового батальона 6-й танковой дивизии, списанных на безвозвратные потери в период с 23 августа по 4 сентября, могут быть отнесены на результаты боя с ротой З. Г. Колобанова …».

То есть, буквально говорится следующее - какой бы вы альтернативный документ не предъявляли - доказательством он не будет являться. Именно по этой причине нужна методология разбора «подвига », чем просто какие-либо документы.

Топографическая карта - основной метод разрушения мифа

Обычная топографическая карта масштаба 1:50 000, но лучше если будет 1:25 000. К величайшему удивлению в сети есть и та и другая. Причем советская топографическая карта масштаба 1:25 000 - оказалась издания 1939 года. В 1941 году она стала немецким трофеем.

Советская черно-белая карта 1939 года - по ней и воевал старший лейтенант Колобанов (рисунок 3). И немецкая топографическая карта масштаба 1:50 000 (рисунок 4), местность по состоянию на 1942 год, она не противоречит советской карте 1939 года. На август 1941 года - местность без изменений, что для советской карты 1939 года, что для немецкой карты 1942 года.

Рисунок 3. Советская топографическая карта масштаба 1:25 000, датируемая 1939 годом.

Рисунок 4. Немецкая топографическая карта масштаба 1:50 000, датируемая 1942 годом.

Для того, чтобы понять то где были болота, а где болот не было специально для наглядности сделан рисунок 5 - это часть немецкой карты масштаба 1:50 000, эта карта цветная и по ней проще и наглядней показать места, которые на 1941 год были заболоченными. Под цифрой 1 (в кружочке) на карте обозначены заболоченные места в лесу. Под цифрой 2 (в кружочке) - просто леса, в которых болот нет. При желании по рисунку 5 можно найти не только заболоченный лес, но и заболоченные поляны.

Рисунок 5. Часть немецкой топографической карты, масштаба 1:50 000, на которой для наглядности нанесены заболоченные леса, а также леса, в которых болота отсутствуют.

Теперь отыскиваем ту позицию, с которой старший лейтенант Колобанов «громил фашистов ». И при уточнении местности и позиции на ней танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова, которая имелась на 1941 год, наблюдаем несколько нестыковок, с теми, что описываются в Колобановском мифе.

  • во-первых: ни каких болот, ни справа, ни слева от дороги, по которой катили проклятые немцы, банально нет - обочина дороги более чем проходимая для всех видов техники;
  • во-вторых: укрыться немецким танкам от возможного воздействия 76,2-мм пушки танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова - было где. При этом не факт, что в том бою были потеряны немецкие танки, даже просто один танк. Танков было слишком мало у немцев на 1941 год, и они были слишком дорогим инструментом ведения войны, чтобы можно было их терять даже в единичных количествах;
  • в-третьих: указанный в официальной версии сектор стрельбы танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова - далеко не тот, что мог быть на местности 1941 года. Приборов наблюдения через лес на танке Колобанова не стояло, так как подобных приборов не существует по настоящее время. Кроме того, на танке Колобанова не было снарядов, свободно проходящих через лес и поражавших немецкие танки.

Для наглядности объединяем официальную схему боя с советской топографической картой 1939 года, масштаба 1:25 000. И получаем детализированный рисунок с позицией танка № 864 старшего лейтенанта З.Г Колобанова относительно той местности, которая была на август 1941 года (рисунок 6).

Рисунок 6. Схема возможного боя танка № 864 старшего лейтенанта З.Г Колобанова (точкой в центре ромба обозначена сама позиция танка), перенесенная на советскую топографическую карту 1939 года, масштаба 1:25 000.

И вот теперь, после того как мы нанесли позицию танка старшего лейтенанта Колобанова на карту - нам становится ясно, понятно, а главное - наглядно, что бой был, но проходил он несколько иначе, чем его описывают его постсоветские идеологи:

  • Во-первых: позиция танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова выбрана на проселочной дороге, естественное укрытие - лес, тактика действий - кочующий танк. Так действовать танку позволяла грунтовая дорога (проходившая через лес), на которой была позиция танка. При этом - был один существенный недостаток данной позиции - отсутствие существенной высоты.
  • Во-вторых: сектор стрельбы танка КВ-1 №864 далеко не тот, который указан в официальном описании подвига. На сектор стрельбы 76-мм танкового орудия, существенное влияние могла оказать только местность. Этот сектор стрельбы говорит о том, что немцев не ждали с западного направления, немцев ожидали с южного направления и ошиблись.
  • В-третьих: для немцев с целью подавления или уничтожения стрельбой советского танка - есть одна позиция для артиллерийского орудия (на господствующей высоте), и один обходной путь для немецкой пехоты - с выходом в тыл позиции танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова.
  • В-четвертых: и это самое главное - зная отношение немецких офицеров к карте, местности и их общему профессиональному кругозору на основании рисунков 3 и 5 можно сделать вывод о том, что бой был. Но, он проходил (мягко говоря) несколько иначе, чем это описывает официальная постсоветская историография. Но эта гипотеза будет представлена в заключительной части.

Заключение к основному методу

Если в постсоветском мифе есть привязка к местности - даны названия населенных пунктов находящихся радом, и дана схема боя, а также типу советской технике, то первый метод - топографическая карта, многое ставит на свои места.

Можно даже ответить на первый возможный вопрос - почему старший лейтенант З.Г Колобанов сам не занял господствующую высоту 121,1 находящуюся на северной окраине деревни Питкелево? На самом деле - это прекрасная позиция. Но все упирается в то, что называется: а) отсутствие разведки; и б) дальность стрельбы, то есть дистанция прямого выстрела советской 76,2-мм танковой пушки Л-11 - она была ограничена 450 метрами. А вводить соответствующие дальности стрельбы поправки - советские танкисты были не обучены.

В случае с «подвигом » старшего лейтенанта З.Г Колобанова - топографическая карта является самым действенным и наиболее серьезным разрушителем постсоветского мифа. Отсутствие топографической карты в описании «подвига » для любого исследователя - является сигналом, который сообщает то, что в описании «подвига » присутствует больше чем обман.

Обман - это количество подбитых немецких танков - за один бой, а также всего в течении дня. Мягко говоря, больше чем обман - это сектор стрельбы 76,2-мм танковой пушки Л-11 установленной на танке КВ-1 старшего лейтенанта З.Г Колобанова и наличие болот вдоль дороги, по которой шла немецкая танковая колонна. При этом при наличии топографической карты выясняется, что ни каких болот вдоль дороги не было.

Тактико-технические характеристики - дополнительный метод разрушения всяких мифов

Проблема, как всегда, заключается в отсутствии элементарной образованности не у самого Колобанова, а тех, кто записывается в его многочисленные сторонники. Ни кто - ни разу не только не подверг критике описание «подвига », а кроме того, даже не попытался определить общую длину колонны немецких танков, которых так успешно «громил » старший лейтенант З.Г Колобанов.

И основной вопрос: почему на официальной схеме боя - только два ориентира? Неужели местность так бедна ориентирами? Нет, ориентиров не мало, даже более чем. Отсутствие третьего ориентира в описании «подвига » многое ставит на свои места.

  • позиция танка Колобанова:
    X = 06480 Y = 65680 h = 111,62 м
  • ориентир 1-й:
    X = 06140 Y = 65680 h = 111,32 м.
  • ориентир 2-й:
    X = 06000 Y = 65260 h = 111,00 м.
  • якобы замыкающий танк в колонне:
    X = 06225 Y = 64265 h = 124,00 м.
  • угол леса - ориентир 3-й (фактически, с течением времени, этот ориентир несколько сместился (в левую сторону по дороге) и превратился в «замыкающий немецкий танк»):
    X = 06135 Y = 65040 h = 120,37 м.

Теперь посмотрим на расстояния, которые указаны из официального рисунка, которые существуют фактически:

  • расстояние между головным и замыкающим танками составляет 1 417 м;
  • расстояние между позицией Колобанова и замыкающим танком составляет не 800 метров, 1 438 метров, и самое главное - с позиции танка это пространство не наблюдаемое и не простреливаемое.
  • почему в «подвиге» фигурирует цифра 800 метров? 800 метров - это не замыкающий танк в колоне - это расстояние от позиции танка Колобанова, до ориентира 3-го (угол леса), это расстояние равно 727 метрам. Но, это мы сейчас можем определить такое расстояние (решением обратной геодезической задачи). 800 метров, которые определялись на глаз - по большому счету ничему не противоречат.

Кроме того. 800 метров - это максимально возможная результативная дальность стрельбы советской 76,2-мм танкового орудия Л-11 при стрельбе бронебойно-трассирующим снарядом БР-350А. Заявленные характеристики бронепробиваемости на дистанции 1000 метров составляют - 50 мм, но проблема была с попаданием в цель. Для этого нужно две не совсем заметные вещи: хорошая оптика на танке и хорошая подготовка наводчика танковой пушки.

По этим двум направлениям советская «танковая школа » являлась отстающей. Причем вне зависимости от рассматриваемого временного периода. Хоть во время Второй мировой войны, хоть после ее окончания.

Делаем выводы

На той местности, на которой вел бой танк старшего лейтенанта З.Г Колобанова, его экипаж физически не мог действовать против 22 вражеских танков.

Первое . Позиция танка Колобанова - несмотря на то, что не просматривалась со стороны наступающих немцев, - не находится на господствующей высоте. Наступающие немцы проходят по дороге, справа и слева от которой нет болот. То есть - ничего вообще не мешает не только подавить советский танк, но и уничтожить его.

Второе . Вообще, позиция танка старшего лейтенанта З.Г Колобанова относительно наступающих (с любого направления) немцев - совершенно не выгодна. Угол леса - ориентир 3-й находится на одной высоте с позицией советского танка. Вообще складывается впечатление, что позицию танка выбирали не танкисты. Данная позиция была удобна 45-мм противотанковой пушке, но не тяжелому танку КВ-1.

Третье . Если бы рота тяжелых танков, которыми командовал старший лейтенант З.Г Колобанов, ожидала немцев с западного направления, то лучшей позиции для танка, чем господствующая высота на дороге (которая на схеме указана, как замыкающий танк) представить сложно (на самом деле - это уже вторая возможная результативная позиция).

В этом случае позиция находится на опушке леса - это естественная маскировка и на высоте, что позволяет простреливать ниже проходящее пространство. Кроме того, это место позволяет проводить удобную тактику действий - просто откатиться назад на несколько десятков метров по той же дороге в другом направлении. Через неравные промежутки времени появляться вновь и наносить поражение.

При организованной и стойкой обороне такой танк, как КВ-1 так может действовать до тех пор, пока у него не закончатся боеприпасы и топливо. Или не закончится их подвоз. Или танк будет уничтожен, что в данном случае было бы произвести сложно.

Организовать 37-мм зенитную пушку для прикрытия от авиации при желании командира танкового батальона можно было бы. А воздушные разрывы любых артиллерийских снарядов, на высоте даже 6 метров танку КВ-1 были не страшны. Но, еще раз - о возможном характере боя поговорим в заключительной части.

Но и по количеству танков есть вопросы.


На нашем и принимайте участие в обсуждении материалов сайта вместе с нами!

Во время Великой Отечественной войны множество советских людей демонстрировало высочайшие мужество и отвагу, сражаясь с гитлеровскими захватчиками. За подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно) были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Однако появились и «забытые» герои. Люди, фронтовой путь которых, казалось, мог привести их только к званию Героя Советского Союза, высокую награду не получали. Нет, об их подвигах народ не забыл, но власть имущие почему-то сочли, что присваивать им звания Героев Советского Союза (а затем и Героев России) не следует. Так и не стал Героем Советского Союза старший лейтенант Алексей Берест, принимавший самое непосредственное участие в водружении Красного знамени на берлинский рейхстаг. Еще один настоящий герой, которого незаслуженно обошла награда, - Зиновий Колобанов.

Это про него поэт Александр Гитович затем напишет:


Враги идут толпой
Железных истуканов,
Но принимает бой
Зиновий Колобанов.

8 августа 1941 года группа армий «Север» начала наступление на город Ленинград. Части и соединения Красной Армии, осуществлявшие защиту советской территории от агрессора, несмотря на самоотверженность личного состава, отступали. В районе Красногвардейска, как тогда называлась Гатчина, оборону держали воины 1-й танковой дивизии под командованием генерал-майора Виктора Ильича Баранова. Им приходилось сдерживать натиск упорно наступающего и превосходящего в силе противника. 19 августа 1941 года генерал-майор Виктор Баранов приказал перекрыть три дороги, ведущие к Красногвардейску от Луги, Волосова и Кингисеппа. Эта задача была поручена 3-й танковой роте 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии, которой командовал старший лейтенант Зиновий Колобанов. На вооружении 3-й танковой роты, которой командовал Колобанов, находились тяжелые танки КВ-1, которые могли вполне реально противостоять танкам вермахта. Но вооружение вооружением, а о личности командира роты, подвиг которого навсегда вошел в историю Великой Отечественной войны, стоит сказать особо. Ко времени начала Великой Отечественной войны он был уже опытным офицером, прошедшим советско-финскую войну.

Зиновий Григорьевич Колобанов родился 25 декабря 1910 года во Владимирской губернии в селе Арефино Муромского уезда (ныне это территория Нижегородской области). Отец Зиновия Григорий погиб во время Гражданской войны. Мать воспитывала троих детей одна, перебравшись затем в село Большое Загарино. Начало жизненного пути Зиновия Колобанова было вполне обычным для сельского парня того времени. Он окончил восемь классов средней школы и отправился учиться в Горьковский индустриальный техникум. Тогда как раз полным ходом шла сталинская индустриализация и стране были нужны квалифицированные рабочие и инженерные кадры, поэтому такие профессии всегда были престижны и востребованы.

16 февраля 1933 года 22-летний Колобанов, учившийся на третьем курсе техникума, был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. Как парня грамотного, его направили в полковую школу 49-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии, а затем - в Орловское бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе. Так Зиновий Колобанов стал кадровым военнослужащим. В мае 1936 года он окончил военное училище в звании лейтенанта, с отличием, и начал службу командиром танка в 3-м отдельном танковом батальоне 2-й танковой бригады Ленинградского военного округа. В 1938 г. Колобанов окончил Курсы усовершенствования командного состава и далее служил помощником командира боепитания в 210-м стрелковом полку 70-й стрелковой диивзии. Затем, с 31 июля 1938 г. по 16 ноября 1938 г. Зиновий Колобанов служил командиром взвода 6-й отдельной танковой бригады, а затем был назначен командиром танковой роты в той же бригаде. 25 ноября 1939 года Колобанов был переведен командиром танковой роты в 1-ю легкую танковую бригаду, которая была развернута на Карельском перешейке. Приближалась советско-финская война и соединениям Ленинградского военного округа предстояло сыграть в ней очень важную роль.

Командир танковой роты Зиновий Колобанов не просто участвовал в войне. Он прошел от границы с Финляндией до Выборга, три раза горел в танке, находясь на волосок от гибели. После окончания войны, 17 марта 1940 года, лейтенанта Колобанова назначили помощником командира 52-й роты танкового резерва по боевой части 1-й легкой танковой бригады, а затем перевели в Киевский военный округ. Сначала он находился на должности заместителя командира танковой роты 90-го танкового полка, затем был назначен командиром танковой роты 36-го отдельного учебного танкового батальона 14-й лёгкой танковой бригады. 6 сентября 1940 года ему присвоили воинское звание старшего лейтенанта. Некоторое время Колобанов занимал должность старшего адъютанта (начальника штаба) батальона 97-го танкового полка, а затем в том же полку был назначен командиром танковой роты батальона тяжелых танков. Однако танков данная рота на вооружение так и не получила.

Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Колобанов был переведен командиром роты тяжелых танков КВ-1 в 1-ю танковую дивизию. Сам Зиновий Колобанов вспоминал, что в дивизию он был призван из запаса и, учитывая опыт советско-финской войны, получил сразу назначение командиром роты. 14 августа 1941 года Зиновий Колобанов участвовал в бою под селом Ивановским на реке Луга. Его экипаж уничтожил танк и артиллерийское орудие неприятеля. Однако самый главный бой в жизни Зиновия Григорьевича был еще впереди.

В экипаж танка КВ-1, помимо командира танка (и командира роты) старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова входили командир орудия танка старший сержант Андрей Михайлович Усов, старший механик-водитель старшина Николай Иванович Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Феоктистович Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков. 19 августа 1941 г. старшего лейтенанта Колобанова вызвал лично командир дивизии генерал-майор Баранов, который и дал приказ перекрыть дороги к Красногвардейску. После этого рота из пяти танков КВ-1 под командованием Колобанова выдвинулась на обозначенные позиции.

Два танка из роты Колобанова были направлены командиром на дорогу со стороны Луги, два танка - на Кингисеппское направление. Командирский танк роты занял позицию на приморской дороге, позволявшую контролировать сразу два направления возможных перемещений танков противника.

На Лужском направлении 20 августа экипажи танков лейтенанта М.И. Евдокименко и младшего лейтенанта И.А. Дегтяря вступили в бой с авангардной немецкой танковой колонной и уничтожили пять танков и три бронетранспортера. Гитлеровцев на мотоциклах, проехавших по дороге в сторону совхоза Войсковицы, Колобанов пропустил, поскольку его задачей было перекрытие движения именно танковой колонны противника. Наконец, показались и немецкие легкие танки 6-й танковой дивизии (правда, есть и другие версии - что танки принадлежали или 1-й, или 8-й танковым дивизиям). Подождав, Колобанов отдал приказ открыть огонь. Первыми же выстрелами были подбиты три головных танка немецкой колонны, которые встали, перекрыв дорогу остальным танкам. Затем советский танк ударил по хвосту, а затем центру немецкой колонны. Точные попадания стали возможными благодаря действиям старшего сержанта Андрея Усова (на фото он в погонах лейтенанта, т.к. затем дослужился до этого звания) - опытнейшего артиллериста, воевавшего в советско-польской и советско-финской войнах и служившего прежде помощником командира взвода в артиллерийском полку, а затем прошедшего обучение на командира орудия тяжелого танка.

После выстрелов Усова, в колонне противника началась паника. Учитывая то, что дорога проходила через болотистое поле, танки, съехавшие на обочину, попадали в болото, где вязли. В загоревшихся танках взорвались боекомплекты. В течение тридцати минут боя танк Колобанова смог подбить все 22 танка противника, израсходовав 98 бронебойных снарядов. В сам советский танк попали 114 немецких снарядов, но его броня действительно казалась крепка. Всего же рота под командованием Колобанова подбила 43 танка противника - 22 танка на счету у экипажа старшего лейтенанта Колобанова, 8 танков - на счету у экипажа младшего лейтенанта Сергеева, 5 танков подбил экипаж лейтенанта Евдокименко, 4 танка - экипаж младшего лейтенанта Дегтяря и еще 4 танка - экипаж младшего лейтенанта Ласточкина. Уже после боя танкистами роты были уничтожены артиллерийская батарея противника, один легковой автомобиль, около двух пехотных рот. Такого боя еще не знала история советских и даже мировых танковых войск.

Казалось бы, невероятная победа танкистов над гитлеровцами в бою 20 августа 1941 года практически гарантировала старшему лейтенанту Колобанову звание Героя Советского Союза. И действительно, уже в сентябре 1941 года полковник Дмитрий Погодин, командовавший 1-м танковым полком 1-й танковой дивизии, представил всех членов экипажа танка старшего лейтенанта Зиновия Колобанова к званию Героя Советского Союза. Дмитрий Погодин, член ЦК Компартии Белорусской ССР и ветеран Гражданской войны в Испании, сам был первым танкистом, получившим звание Героя Советского Союза еще 31 декабря 1936 года - за доблесть и мужество, проявленные в боях в Испании. Как настоящий боевой командир, он прекрасно понимал цену подвигу Колобанова. Подписал представление и командир дивизии генерал-майор Виктор Баранов, который к этому времени сам тоже был Героем Советского Союза, получив высокую награду за бои с финскими войсками во время советско-финской войны. Но стать Героем Советского Союза ни удалось ни старлею Колобанову, ни другим членам его боевого экипажа. В штабе Ленинградского фронта идею присвоения Колобанову и его бойцам высоких званий Героев Советского Союза «зарубили». Командира экипажа и роты старшего лейтенанта Колобанова наградили орденом Красного Знамени, командира орудия старшего сержанта Усова - орденом Ленина, старшего механика-водителя старшину Никифорова - орденом Красного Знамени, стрелок-радист старший сержант Кисельков и младший механик-водитель красноармеец Родников получили по ордену Красной Звезды.

Как и другие советские воины, совершившие настоящие подвиги, но по каким-либо причинам не прошедшие «фильтр» у штабистов и замполитов, Зиновий Колобанов продолжал воевать. Он оборонял подступы к Красногвардейску, но 15 сентября 1941 года получил тяжелое ранение при обороне города Пушкин, получив осколочное поражение головы и позвоночника и контузию головного и спинного мозга. Почти всю войну он провел в госпиталях в Свердловске - ранения были слишком тяжелыми. Несмотря на это, 31 мая 1942 года Колобанову присвоили звание капитана, а в марте 1945 года, выписавшись, он сразу попросился в армию. 10 июля 1945 года, уже после окончания войны, Колобанов получил назначение заместителем командира 69-го танкового батальона 14-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии 5-й гвардейской танковой армии в Барановичском военном округе.

После войны Колобанов еще тринадцать лет служил в Советской Армии. В 1951-1955 гг. он служил в Группе советских войск в Германии на должностях: командира танкового батальона самоходных артиллерийских установок 70-го тяжёлого танкового самоходного полка 9-й танковой дивизии 1-й гвардейской механизированной армии - с 1951 по 1954 гг., затем командира 55-го гвардейского танкового батальона 55-го танкового полка 7-й гвардейской танковой дивизии 3-й механизированной армии - с 1954 по 1955 гг. В 1952 году Колобанов получил воинское звание подполковника. Однако случилось очередное печальное событие, которое сразу же бросило тень на героического комбата. Солдат из его батальона дезертировал и сбежал в британскую зону оккупации. Этого оказалось достаточно для серьезнейшего удара по карьере героического фронтовика. Подполковника Колобанова перевели в Белорусский военный округ заместителем командира танко-самоходного батальона 10-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии, а затем - заместителя командира танкового батальона 148-го гвардейского мотострелкового полка 50-й гвардейской мотострелковой дивизии 28-й армии. В 1958 году Зиновий Григорьевич Колобанов был уволен в запас. Он долгое время работал на Минском автозаводе мастером ОТК и контролером ОТК, прожил долгую жизнь и скончался в 1994 году на 84-м году жизни.

Получается, что удивительный подвиг экипажа Колобанова так и не был оценен по достоинству. Даже спустя годы власть так и не пошла на то, чтобы присвоить, пусть и с опозданием, легендарному танкисту звание Героя Советского Союза. Отказались это сделать и власти постсоветской России. Когда петербургское отделение Российского военно-исторического общества (РВИО) собрало более 100 тысяч подписей в поддержку присвоения Колобанову звания Героя Советского Союза, все равно последовал отказ. И это даже не удивительно. Например, такая же история сложилась с Алексеем Берестом. Впрочем, в глазах народа и Зиновий Колобанов, и его сослуживцы по экипажу танка, и Алексей Берест, и другие фронтовики, совершившие множество подвигов, все равно остаются подлинными Героями с большой буквы, вне зависимости от мнения чиновников.

Колобанов Зиновий Григорьевич - советский танкист, участник и герой Великой Отечественной войны. В августе 1941 года во время Кингисеппско-Лужской операции он вместе с экипажем своего танка КВ-1 за время одного боя, проходящего в районе транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск, подбил 22 вражеских танка. Это притом, что вся рота Зиновия Григорьевича, в состав которой вошли 5 танков КВ-1, в этом же сражении поразила 43 немецких танка. Героизм и профессионализм танкиста вошли в историю Великой Отечественной войны как настоящий подвиг. Сегодня мы познакомимся с биографией выдающегося воина и узнаем, как он действовал в тот день.

Детство и образование

Колобанов Зиновий Григорьевич родился в селе Арефино, которое находилось в Муромском уезде Владимирской губернии, 25 декабря 1910 года. Сегодня это Вачский район Нижегородской области. Когда мальчику было 10 лет, обороты набирала Гражданская война, которая забрала его отца. В последующие годы матери Зиновия приходилось в одиночку растить и воспитывать троих детей. Окончив восемь классов средней школы, будущий танкист поступил в Горьковский индустриальный техникум. В 1933 году, когда Колобанов был третьекурсником, его призвали в ряды РККА. В 1936 году он окончил бронетанковое училище в городе Орел и получил звание лейтенанта.

Окончив училище с отличием, Зиновий Колобанов получил право на выбор места дальнейшей службы. Он выбрал Ленинград, так как испытывал к нему «заочную любовь». Первое время Зиновий служил командиром танка в Ленинградском военном округе. В 1937-1938 годах он проходил курсы усовершенствования командного состава, после которых получил должность командира взвода 6-й танковой бригады. Затем танкист вырос до командира танковой роты.

За несколько дней до начала войны с Финляндией Колобанову поручили командование танковой ротой первой танковой легкой бригады, базирующейся на Карельском перешейке. Войну с финнами Зиновий прошел от начала до конца. Трижды он оказывался в воспламенившемся танке, но всегда быстро возвращался в строй. В 1940 году его наградили орденом Красного Знамени. Когда военные действия с Финляндией закончились, в марте 1940 года Зиновия перевели в Киевский военный округ. В этом же году Колобанов был повышен в звании до старшего лейтенанта.

Великая Отечественная война

Тем временем в тылу

20 августа 1941 года около двух часов дня в городе Красногвардейск услышали сильную канонаду сражения с немцами, развернувшегося около совхоза Войсковицы. Обеспокоенное руководство города обратилось в военный штаб укрепрайона в надежде получить информацию о ситуации. Из полученных данных следовало, что, по мнению военного руководства, немецкие танки прорвались к городу и ведут сражение на его окраине. По несчастливому стечению обстоятельств, днем ранее во время проведения эвакуации городского телефонного узла были повреждены телефонные кабели коммутатора, что оставило город без связи.

Ориентируясь на полученные данные, руководитель районного НКВД решил, что из города нужно немедленно эвакуировать партийных и советских работников, а главные производства нужно подорвать. Почти весь личный состав милиции и пожарных был выведен. Подрывы привели к возникновению возгораний. Кроме того, при спешном выезде из города было брошено оружие и боеприпасы. После прояснения ситуации, в тот же день милиция вернулась в пылающий город. В скором времени состоялось следствие и суд. Руководителя отдела НКВД приговорили к расстрелу. А остальных руководителей местных советских и партийных органов - к длительным заключениям.

К вечеру 20 августа немецким танковым дивизиям было приказано приостановить наступление на Ленинград, захватить ж/д станции Илькино и Суйда, а также занять новые позиции для окружения Лужской группировки войск СССР.

Дальнейшая судьба героя

В начале сентября 1941 года танковая рота во главе с Зиновием Колобановым обороняла подходы к Красногвардейску в районе поселка Большая Загвоздка. Там ей удалось обезвредить 3 минометные батареи, 4 противотанковых орудия и 250 солдат. 13 сентября город Красногвардейск оставили части РККА. Роте Колобанова было поручено прикрывать отход последней колонны на город Пушкин.

15 сентября Зиновий Колобанов получил несколько тяжелых ранений. Случилось это на кладбище городка Пушкин, где старший лейтенант заправлял свой танк горючим и боеприпасами. Рядов с КВ-1 Зиновия Колобанова разорвался фашистский снаряд. Осколки ранили танкиста в голову и позвоночник. Кроме того, он получил контузию головного и спинного мозга. Первое время военного лечили в Травматологическом ленинградском институте. Затем его эвакуировали в Свердловск и лечили там до 15 марта 1945 года в различных госпиталях. Во время восстановления 31 мая 1942 года танкиста повысили до звания капитана.

Несмотря на сложную реабилитацию после ранений и контузии, Зиновий Колобанов, биография которого не единожды иллюстрировала силу его характера, вернулся на воинскую службу. К тому времени война уже закончилась. Танкист находился на службе вплоть до 1958 года, когда уволился в запас. На тот момент он уже был подполковником. Последующие годы Колобанов работал и жил в Минске. 8 августа 1994 года он умер в белорусской столице и был там же похоронен.

Память

Сегодня на месте, где произошел легендарный бой Зиновия Колобанова, на подъезде к городу Гатчин установлен памятник. На монументе располагается тяжелый танк ИС-2. На момент возведения монумента, к сожалению, было проблематично найти танк модели КВ-1Э, на котором был совершен тот самый подвиг Колобанова, поэтому пришлось довольствоваться похожей моделью. На высоком постаменте висит табличка со словами о подвиге танкистов и полным перечнем экипажа.

Заключение

Сегодня мы познакомились с биографией и достижениями такого выдающегося человека, как Зиновий Колобанов. Бой под Войсковицами является символом человеческой храбрости и решительности, поэтому он навсегда останется в памяти людей, интересующихся историей.