Фронтальное логопедическое занятие на тему "Звуки З-Ж". Конспект для старшей логопедической группы. «Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Логопедические занятия на букву ж

Разработала

учитель-логопед

ГБОУ д/с комбинированного вида № 000

ЗОУО ДО г. Москвы

Тема: «Звук и буква Ж»

1. Автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях.

2. Закрепить фонемный анализ.

3. Познакомить с буквой.

Оборудование: картинный материал, раздаточный материал для фонемного анализа, буква, карточки с заштрихованными буквами Ж, счетные палочки, кассы.

Ход занятия

I Организационный момент

Логопед. Сядет тот, кто назовет мне слово с одним слогом, двумя, тремя слогами.

II Основная часть.

1. Сообщение темы

Логопед: Внимательно послушайте рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

На доску вывешивается картинка семейства ежей.

Логопед. Какой звук повторялся? Правильно, Ж.

Логопед. Вы уже наверное догадались, что сегодня на занятии будем знакомиться со звуком и буквой Ж.

2. Артикуляция звука.

Логопед. Вспомним как правильно произносится звук Ж. Давайте произнесем звук Ж вместе.

Логопед. Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

3. Характеристика звука Ж

Логопед. Дадим характеристику звука Ж.

Согласный, твердый, звонкий.

Логопед. Как вы определили что он согласный, звонкий?

Запомните: звук Ж всегда твердый!

4. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

Логопед. Сыграем в игру «Договори словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).

5. . Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, - ок и увеличительными –ище.

К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

Я буду говорить:

У человека –комар, а вы отвечаете у гнома – комарик, а у великана – комарище.

У человека

У великана

медвежонок

медвежище

сапожище

6. Физ. минутка

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Ежик низко приседает, (приседаем)

И по камушкам шагает, (шагаем)

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

7. Знакомство с буквой.

Логопед. Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

Вспомним правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

Логопед. Звук Ж обозначается буквой Ж. Демонстрация буквы.

8. Обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек.

9. Чтение слогов. Правило: буква Ы никогда не стоит за буквой Ж.

10. Работа с кссами букв. Выкладывание слогов (жа, жи), слов (жук)

III Итог занятия.

Логопед. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Вспомним, чем мы сегодня занимались? С каким звуком познакомились? Дайте характеристику этого звука. Какой буквой обозначается этот звук?

Цель занятия: упражнять ребенка в выделении на слух звука [ж] и четком его произношении. Продолжать учить определять наличие заданного звука в слове. Закрепить знание буквы Ж. Упражнять в соотношении звука и буквы, в чтении слогов с данной буквой. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать умение отвечать полным предложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое индивидуальное занятие

Тема: «Звук и буква Ж, ж.»

Цель занятия:

1. Упражнять уч-ся в выделении на слух и четком произношении звука [ж]. Продолжать учить определять наличие заданного звука в слове. Закрепить знание буквы Ж. Упражнять в соотношении звука и буквы, в чтении слогов с данной буквой.

2. Развивать фонематический слух, внимание, память. Воспитывать умение отвечать полным предложением.

3. Воспитывать интерес к учебным занятиям.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сегодня на занятие к нам собирается какой – то гость. Но кто это ты узнаешь позже.

Прежде чем встретить гостя, нужно размяться, сделать гимнастику.

  • «Заборчик»
  • «Трубочка» - следи, чтобы губы были округлены, а зубы сомкнуты.
  • «Качеля»
  • «Чашечка». Она должна быть широкая, большая, вынесена изо рта.
  • «Ветерок» - подуй на носик.

Занеси чашечку в рот и удержи там.

Теперь пора узнать, кто к нам пришел в гости.

II. Сообщение новой темы.

1. Сообщение темы занятия

Угадай, кто это?

Шесть ног без копыт,

Летит - жужжит,

Упадёт на землю - ползёт. (Жук)

Как можно назвать маленького жука (Жучок)

Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)

Жук, жучок, жуки - какой первый звук вы слышишь? (Ж)

Сегодня мы будем упражняться в произношении этого звука.

2. Уточнение артикуляции звука.

Как мы произносим этот звук?

Губы округлены и несколько выпячены вперёд. Зубы сближены. Кончик языка приподнят к краю нёба. Кончик языка дрожит. Голосовые связки вибрируют.

Какой это звук?

При произнесении звука воздух встречает преграду. Он согласный, звонкий, твёрдый. Звук «Ж» обозначается, синим квадратом.

3. Автоматизация звука.

Жук выучил разные песенки, давай споем вместе с ним.

ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА. 2. ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА.

ЖО-ЖО, ЖО-ЖО-ЖО. ЖО-ЖО-ЖО, ЖО-ЖО.

ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ

Повтори чистоговорки.

Жа-жа-жа – жаба встретила ежа

Жу –жу –жу – я жука вам покажу

Жи – жи – жи – режут острые ножи

4. Пальчиковая гимнастика.

Жу – жу…

Я весёлый майский жук. (круговые движения указательным пальцем)

Жу – жу…

Над лужайками кружу.

5. Игра «Я начну, а ты закончи)».

бро ма

вя (жу) бу

хо гля

ви ре

6. Лото (картинки, в названиях которых встречается звук ж )

7. Игра «Большой – маленький».

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

8. Определение наличия звука в словах: Жало, шило, сумка, змея, лужа, жираф, живот, ваза, желудь, пижама, замок, узор, жакет, ужин, жир, гроза, жар, шум, зонт, жаба.

9. Определение места звука в словах с опорой на картинку.

Картинки достаются из корзинки.

10. Звуковой анализ.

Жаба лужа

Произнеси слово четко.

Какой первый звук? (ж)

Охарактеризуй его (согласный, твердый, звонкий)

Какой фишкой обозначается? (синей) и т.д.

Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

11. Закрепление знания буквы Ж.

Жук загадает тебе загадку:

«Эта буква широка и похожа на жука

Что это за буква?».

12. Выкладывание буквы из палочек.

13. Чтение слогов.

Жа, жо, жу,

Аж, ож, уж

«Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Цель: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная:

закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.

2. Коррекционно-развивающие:

продолжать развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: сказочные герои пчела Жужа, жеребенок, корзинка с заданиями,

цифры 1, 2, 5, панно (речевая полянка, семена, спички, кассы букв и слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто прочитает слово на доске:

МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА. (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]) .

2. Изучение нового материала. Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок. Какой звук вы услышали? Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.

3. Знакомство с пчелой Жужей. Это пчела Жужа. Она прилетела к нам из страны Жужжандии.

Пчела жужжит: «Жу-жу-жу»

Я живу не тужу

Я на ветке сижу.

И жужжу, и жужжу, и жужжу.

Как жужжит пчела? Дети «жужжат» (ж-ж-ж-ж)

Какой это звук?

4. Характеристика звука Ж согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в замок.

5. Автоматизация звука [ж]. Пчела Жужа прилетела к вам в гости не просто так, она приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо». Пчела с корзинкой, в которой на отдельных листах приготовлены задания.

Задание №1: «Подарим подарки Жанне и Маше». Жук, ежик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, машина, медвежонок, лыжи, уши, мышь, кошка, желуди. (Дети выбирают картинки со звуком [ж] для Жанны, а со звуком [ш] для Маши) .

Задание №2: «Загадочные картинки». Логопед показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж].(Я вижу жирафа… и т. д.) .

Задание №3: «Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели в задании №2, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).

Задание №4: «Жеребенок». Употребление приставочных глаголов. С помощью речевой полянки, изготовленной из материала своими руками, дети перемещают игрушку – жеребенка, проговаривая при этом приставочные глаголы (жеребенок побежал, перебежал, выбежал и т. д.)

6. Физминутка. Подвижная игра «Медведь и пчелы». Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску) .

7. Знакомство с буквой Ж. Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Чтение стихотворения:

Эта буква широка и похожа на жука.

Да при этом точно жук издает жужжащий звук.

Выкладывание буквы из семян и спичек;

Работа в кассах (домик для буквы Ж) ;

Печатание слов: жаба, жуки. Звуковой анализ слова жуки.

8. Итог занятия. Сюрпризный момент.

В гости приходит жеребенок и дарит детям книгу «Жадная жаба».

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы на тему «Звук и буква Ж»

Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.

Задачи:

Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.

Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.

Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].

Ход занятия

I. Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).

Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.

Я живу - не тужу,

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

Дети. Жук.

Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).

Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.

Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!

Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.

Дети дуют.

Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.

Ёжик

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)

4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)

Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.

А сейчас предлагаю поиграть в школу.

Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)

Жуки сядут за урок.

Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.

Начинается наш первый урок - грамота.

Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?

Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.

Логопед: Какой звук издают жуки?

Дети: Ж-ж-ж.

II. Постановка звука. .

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?

Дети: округлены, в положении «рупор».

Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Дети: разомкнуты.

Логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?

Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].

Хоровое произношение

Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.

Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.

Жук летит, пыхтит, жужжит

И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)

Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).

Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?

Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.

Логопед: Потом пошел дождь.

Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.

Логопед: Наступила ночь.

Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.

Логопед: Наступило утро.

Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.

III. Закрепление звука [ж].

Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно?

Начинаем.

Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж

Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.

Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.

Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)

Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)

Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)

Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!

Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?

Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?

Дети: нет таких слов и т.п.

Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].

IV. Знакомство с буквами Ж, ж

Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?

Дети: Буквой Ж (жэ).

Логопед: Из скольки элементов она состоит?

Дети: из пяти.

Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.

Дети: самостоятельно выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!

Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».

Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!

(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)

Логопед: Отлично все справились с заданием!

Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).

Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)

Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.

Давайте вернемся в группу.

Литература:

1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.

2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с

Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.

Задачи:

Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.

Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.

Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].

Ход занятия

I . Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).

Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.

Я живу - не тужу,

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

Дети. Жук.

Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).

Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.

Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!

Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.

Дети дуют.

Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)

4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)

Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.

А сейчас предлагаю поиграть в школу.

Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)

Жуки сядут за урок.

Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.

Начинается наш первый урок - грамота.

Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?

Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.

Логопед: Какой звук издают жуки?

Дети: Ж-ж-ж.

II . Постановка звука. .

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?

Дети: округлены, в положении «рупор».

Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Дети: разомкнуты.

Логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?

Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].

Хоровое произношение

Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.

Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.

Жук летит, пыхтит, жужжит

И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)

Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).

Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?

Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.

Логопед: Потом пошел дождь.

Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.

Логопед: Наступила ночь.

Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.

Логопед: Наступило утро.

Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.

III . Закрепление звука [ж].

Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно?

Начинаем.

Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж

Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.

Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.

Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)

Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)

Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)

Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!

Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?

Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?

Дети: нет таких слов и т.п.

Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].

IV . Знакомство с буквами Ж, ж

Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?

Дети: Буквой Ж (жэ).

Логопед: Из скольки элементов она состоит?

Дети: из пяти.

Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.

Дети: самостоятельно выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!

Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».

Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!

(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)

Логопед: Отлично все справились с заданием!

Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).

Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)

Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.

Давайте вернемся в группу.

Литература:

1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.

2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с.

Яцук Наталья
Конспект занятия «Звук и буква Ж»

Конспект занятия «Звук [Ж] »

Программные задачи

Образовательная

1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж] ;

2)развитие фонематического слуха : выделение звука [ Ж] на слух среди слогов и слов;

3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове ;

4) закрепление обозначения звука Ж символами ;

5) знакомство с буквой Ж

Развивающая

1) умение координировать речь с движением;

3)совершенствование психофизических функций : внимания и памяти;

4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.

Воспитательная

1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.

Оборудование : игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков , «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове , пирамидка с карманчиками, коробочка,картинки : жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата.

Ход занятия:

1. Орг. момент – (Позвонить в звонок)

Уже звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Поэтому время не теряем

Работу скорее начинаем.

Воспитатель. - Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось , давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке .

Воспитатель :

Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

Жа-жа-жа - видели у (жа)

Жу-жу-жу - на ежа гля (жу) .

Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

Же-же-же спят ежата у. (же)

Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

Воспитатель : «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж] ) .

2. Произнесение звука [Ж]

Воспитатель : «Когда мы произносим звук [Ж] , кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]

Воспитатель : «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)

«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж] . какой он? Давайте ей расскажем».

3. Характеристика звука [Ж] по схеме

Воспитатель : «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте , язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

Звук [Ж] гласный или согласный?

– Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ : [Ж] – согласный звук , т. к.воздух встречает преграду на пути : язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов

Воспитатель : «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж] . А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]

Среди слогов :

Са-шу-жаЖа-са-ша

Шо-жо-соЖо-со-шо

Со-жу-шаСы-жи-ши

Среди слов :

Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

Воспитатель : «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж] , но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова) »

5. Физкультминутка

Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

Я здесь живу ритмично переступая ногами.

Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж-ж.

Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

И кружу… ладони на груди.

Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж…

Игра «Один-много»

6. Сели за столы. Работа в тетрадях.Упражнение для мелкой моторики пальцев рук :

Это кто к нам ползет

По дороге ловко?

Это маленький жучок

Божия коровка

А на крыльях у нее

Черные кружочки.

А на ножках у нее

Красные сапожки.

Прописать букву Ж .

10. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня изучали ?

– Можно его спеть?

– Какие слова со звуком [Ж] вы знаете ?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Звук [К] и буква К» Конспект логопедического занятия теме "Звук и буква К". Цели: Учить детей выделять звук К в словах (в конце, в середине слова, анализировать.

Конспект логопедического занятия «Звук [Л] и буква «Л» Тема: Звук "Л" и буква "Л". Цели: -автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях; -развитие фонематического слуха и восприятия;.

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект открытого занятия «Звук [Р] и буква «Р» Открытое занятие по развитию речи. Тема: Звук и буква «Р» (Старшая группа) Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать.