Что включает в себя интонация. Как и зачем мы формируем интонацию. Отражение интонации на письме

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указывающего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация - одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движения происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому интонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону речи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых: 1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу- дцествляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., например, произношение вопросительных и повествовательных предложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части; 2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, состоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов; 3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате); 4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произносятся в замедленном темпе); 5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, игривая интонация и т.д.). Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и незаконченности предложения); 2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, вопроса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) выражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация выполняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок). Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, например, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей. Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках.,В индоевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (например, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

Еще по теме ИНТОНАЦИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

  1. глава вторая ОБ ИНТОНАЦИИ (prosodie) В ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЯЗЫКАХ

Мультимедийный урок по русскому языку в 10-м классе по теме "Интонация. Основные элементы интонации. Функции интонации"

Зарипова Гульбахар Заитовна, учитель русского языка и литературы

Цели урока :

1. Обучающие :

    дать представление об интонации как ритмико-мелодической стороне языка, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи;

    овладение умениями опознавать, анализировать интонационные явления звучащей речи с учетом их различных интерпретаций;

2. Развивающие:

    развитие языковой компетенции - совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;

    развитие коммуникативной компетенции - совершенствование владения навыками устной речи; развитие навыков публичного выступления;

    развитие и совершенствование общеучебных умений : речемыслительных способностей, информационных умений и навыков (целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели); навыков сопоставительного анализа языковых явлений разных языков (в т.ч. интонационных особенностей русского и английского языков).

3. Культурологические:

    приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью).

Ожидаемые результаты.

Знать/понимать:

    структурные компоненты интонации;

    функции интонации в речи;

    отличительные особенности русской интонации.

Уметь:

    проводить анализ интонационных конструкций;

    дать интонационный анализ художественных текстов с точки зрения роли интонации в характеристике героев литературного произведения;

    оценивать интонационную интерпретацию лирических произведений разных деятелей искусства;

Аудирование и чтение:

    использовать ознакомительно-изучающее чтение;

    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

    различать богатство экспрессивных интонационных конструкций русского языка.

Говорение и письмо:

    озвучивание фильма, осознавая типы интонаций по вербальным средствам общения,

    создание сочинения "О чём и как говорят герои картины", используя приобретённые знания об интонации.

Техническое сопровождение урока, наглядность :

    мультимедийная презентация;

    музыкальное сопровождение (в т.ч. фрагмент из балета П.И.Чайковского "Спящая красавица", mp3);

    фрагмент DVD-фильма "Анна Каренина";

    видеофрагмент урока английского языка из серии учебных пособий "OXFORD";

    трейлер мультипликационного фильма "Фантазия на славянскую тему" с CD-приложения к журналу "Enter" (для выполнения творческого задания по озвучиванию ролика).

    электронное учебное пособие "1С. Русский язык".

Технические требования:

    компьютер учителя,

    проектор,

  • динамики,

    компьютеры для учеников (минимум - 5).

Программное обеспечение :

    проигрыватель Windows Media;

    Flash - проигрыватель;

    MS Office: Word, PowerPoint.

План - конспект урока

1. Погружение в тему урока.

- :Начнём с путешествия в хорошо знакомую сказку "Спящая красавица", сюжет которой использовал П.И.Чайковский для одноимённого балета. Для третьего действия спектакля он придумал сцену, которую называют "сказкой сказок": в ней благополучно проснувшуюся после столетнего сна принцессу Аврору и её спасителя принца Дезире приветствуют сказочные герои. Перенесёмся мысленно в сказочный дворец... Вот мы вместе с героями слышим звуки праздничного шествия. Как забавен и одухотворён дирижёр оркестра - гном! Вошли в круг принцесса Аврора и принц, закружились нарядные пары. Все во власти прекрасной музыки. И вдруг...

Попробуйте угадать, кто появился на сцене и что случилось на балу. Почему вы так решили? Чем заняты эти сказочные герои? Какое у них настроение?... (Беседа о ссоре Кота в сапогах и Белой кошечки)

Вы правильно услышали в музыке танца недовольное урчание Кота и гневное мяуканье Кошечки, злое шипение.

Что помогло понять эту сцену?...

Вы назвали основные средства, с помощью которых создаётся интонация... Это тема сегодняшнего урока.

2. Осмысление темы урока

"Дар речи - одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать её другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несёт в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаённый смысл и значение?!.."

В.П.Морозов

О чём размышляет учёный - биолог, исследователь физиологических способностей вокальной речи и интонации В.П.Морозов?...

Но для того чтобы достичь слуха, чтобы были доступными мысли и чувства, нужно, чтобы устная звучащая речь отличалась выразительностью, эмоциональностью, чтобы она воздействовала на слушателя. Для этого есть разнообразные средства... (след. слайд)

Что же это за средства? Выявите их из высказывания другого учёного-лингвиста:

:В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т.п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте:"

Давайте выясним сущность составляющих элементов интонации, обратившись к нашему электронному учебнику...(самостоятельное чтение статьи, беседа по опорным вопросам).

3. Речевая практика.

1) Интересный факт. Первая запись русской интонации.

В 1878 г. М.П.Мусоргский работал над оперой "Женитьба".

Мусоргский посещает Александрийский театр и записывает нотами интонацию артистов, чтобы в своей опере добиться воспроизведения "простого человеческого говора". Это была первая запись русской интонации.

2) - А каковы отличительные особенности русской интонации в сравнении с другими языками.

Проверка домашнего задания № 1.

Дома вы читали диалог на английском и русском языках. Повторим. Какие выводы вы сделали:. А вот как произносят те же реплики англичане:. (аудирование - прослушивание диалога на английском языке)

Что вы заметили?...(Повествовательные, большинство вопросительных предложений в английском языке произносятся с понижением голоса, но при этом, в отличие от русской мелодики, звучание последнего слова резко усиливается, что воспринимается ухом русского человека как некоторое повышение. Такая повышающая интонация слышится в английских приветствиях, выражениях благодарности, дружеских пожеланиях).

- Послушаем пример:

Исследование по этому вопросу провела:..(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:...

Доклад-исследование на тему: "Сравнительный анализ интонационных особенностей английского и русского языков".

- А как произносятся слова приветствия в русском языке? Обратимся к авторитетным мнениям.

3) И.Л.Андронников:

"Простое слово "здравствуйте" можно сказать

ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.

Это простое слово можно произнести на тысячу ладов"

Произнесём это слово...

Может быть, мы продолжим список? Нам помогут забавные герои картин немецкого художника Карла Шпицвейга...

Дослушаем конец цитаты Андронникова:

"А написать? Для этого понадобится на одно "здравствуйте" несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены".

Проверка д\з № 2. Произнести фразу "Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным" (Френсис Бэкон) в разных речевых ситуациях, которые подсказывают фразеологизмы.

Как в воду опущенный; прокурорским тоном; учительским тоном; командирским тоном; не своим голосом; что есть мочи.

Сопутствующие задания : объяснить смысл афоризма, найти информацию об авторе высказывания, подобрать синонимы к фразеологизмам.

Роль интонации в жизни человека исследовала:.(фамилия ученицы).

Выступление ученицы 10 класса:

Доклад-исследование "Роль интонации в жизни человека"

4. Интересный факт. "Фонограф"

Существуют специальные приборы, с помощью которых лингвисты фиксируют интонационные изменения при произнесении разных фраз.

С помощью акустической техники установлено, например, что выражение грусти сопровождается "узким мелодическим интервалом", "ровным мелодическим контуром", "медленным темпом", "слабой интенсивностью".

А первым человеком, кто изобрёл такой аппарат, был Эдисон:

Любимое изобретение Эдисона, которое считается единственным полностью оригинальным. На мысль о фонографе его навели звуки, похожие на неразборчивую речь, исходившие однажды от телеграфного повторителя. Первые фонографы издавали довольно резкие и грубые звуки, но многочисленным слушателям воспроизведение речи казалось волшебством.

Звук записывался иглой, связанной с мембраной, на цилиндрическом валике, обернутом оловянной фольгой. При возникновении колебаний в мембране игла вычерчивала на поверхности фольги канавку переменной глубины.

Юля в своём докладе обратила внимание на смыслоразличительную функцию интонации. В русском языке эта функция необыкновенно разнообразна.

5. У каждого мастера слова свои интонации, своё звучание.

Одна и та же фраза в произношении может приобретать тысячи изменений, соответствующих малейшим оттенкам чувства. Чувства выражаются интонацией, модуляцией голоса, быстротой речи, силой произнесения того или другого слова или же жестом, сопровождающим речь. Драматический актер, произносящий свою роль должен для каждой фразы найти вполне соответствующее ей выражение и верную ноту: в этом ярче всего проявляется его дарование. Фразу, которая на бумаге является мертвой и лишенной выражения, он оживляет своим голосом, он вдыхает в нее жизнь.

Аргументировать тезис о том, что русская интонация богата смыслами, нам поможет следующий эксперимент...

Сравнительный анализ исполнения стихотворения Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво" писателем Ф.Искандером
и артистом М.Казаковым.

6. Осмысление роли интонации в художественной литературе.

Интонация передаёт не только смысловые, но и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

И этим прекрасно пользовались русские писатели, тонкие знатоки богатства русской речи.

Мы, конечно, не раз будем говорить об этом на уроках литературы. А сегодня обратимся к роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Я знаю, что есть те, кто уже летом прочитал этот роман. Вы помните, как он начинается...

Мы обратим внимание на первый разговор Стивы Облонского с женой после того, как она узнала о его измене.

Интонационный анализ фрагмента из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

Какое внутренне состояние героев раскрывает писатель?

Обратите внимание на характеристику темпа речи героев, тембра голоса, интенсивность и высоту звучания голоса.

Сделайте вывод о роли интонации в художественном произведении.

Посмотрите фрагмент из кинофильма "Анна Каренина". Сумели ли артисты передать авторский замысел?

Ответ: передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания: чувство вины Степана Аркадьевича (жалким голосом, с дрожанием голоса); обиду, отчаяние его жены (с болью и злобой). Душевное напряжение обманутой Долли проявляется в темпе ее речи, влияет на тембр ее голоса ("сказала быстрым, не своим, грудным голосом"); раздражение, безысходное горе повышает высоту и интенсивность звучания (вскрикнула, закричала еще пронзительнее). У Стивы, наоборот, сознание своей вины и желание примирения заставляет его снизить высоту и интенсивность речи (сказал тихим, робким голосом).

По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.

7. Выявление основных функций интонации.

Выполнение упражнения на смыслоразличительную функцию знаков препинания, как материальных выразителей интонации на письме.

В последние десятилетия возрос интерес к изучению стилистической функции интонации, её роли в формировании текста. Об этом вы прочитаете дома самостоятельно.

(Поскольку любой текст произносится в определённом стиле, принадлежит к какому-нибудь жанру, лингвисты выясняют, как изменяется интонация соответственно стилю и жанру. Привлекает исследователей и роль интонации в художественных произведениях, в которых она служит изобразительным средством, помогает раскрыть характер персонажей.

В работах стилистического характера особое внимание уделяется интеллектуальному значению интонации, поскольку она позволяет говорящему выделить в высказывании то, что является наиболее важным в момент речи.

Помимо интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное (лат. voluntas - "воля") значение, когда выражает волевые действия. Угадайте их по произнесённой фразе::(приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, мольбу, упрёк, разрешение, поучение, протест, увещевание, согласие, понукание, рекомендацию, уговор.)

Следовательно, интонацию рассматривают и с точки зрения её воздействия на слушателя.

В связи с этим выделяются три коммуникативных типа воздействия на волю и поступки слушателей:

1) обязывание или побуждение (приказ, требование, просьба);

2) повеление прекратить (запрещение, угроза, упрёк);

3) убеждение (предложение, совет, инструкция).

Сегодня, благодаря научному подходу к изучению этого сложного явления и достижением техники, по интонации устанавливается идентификация личности, а также эмоциональное состояние человека во время записи речи.

4. Формулировка выводов:

Творческая работа учащихся. Интерпретация интонации по вербальным средствам общения.

Озвучивание мультфильма "Фантазия на славянскую тему" ученицами 10 класса (фамилии учениц).

5. Заключение.

"Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания".

Б.Н.Головин*

6. Домашнее задание.

    Выучить теорию по теме "Интонация".

    Творческий диктант. В качестве диктанта предлагается описание картины голландского художника Яна Стена "Строгий учитель". Творческая часть - озвучивание картины с характеристикой интонационных особенностей речи героев картины.

В этом параграфе мы рассмотрим классификацию элементов интонации, характеристику интенсивных элементов интонации (пауза, логическое ударение, интенсивность), частотных (мелодика, диапазонная высота), темпоральных (темп, эмфатическая долгота), спектральных (интонационный тембр), рассмотрим роль, универсальность и значение каждого элемента интонации в обучении правильному интонированию, раскроем понятие речевого ритма.

Элементы интонации:

Физическая структура интонационной конструкции складывается из элементов интонации. Выделяют следующие группы:

1 группа - интенсивные элементы: интонационная пауза, логическое ударение, интонационная интенсивность;

2 группа - частотные элементы: мелодика и диапазонная высота;

3 группа - темпоральные (временные) элементы: темп и эмфатическая долгота;

4 группа - спектральный элемент: интонационный тембр.

1 группа - интенсивные элементы: интонационная пауза, логическое ударение, интонационная интенсивность.

Пауза - перерыв в речи. Выступает как средство членения речи, средство выражения характера связи (вместе с мелодикой), средство смыслового и эмоционального выделения (ЛЭС, 1990, с.369) (или: Под паузой понимается два явления: во-первых, больший или меньший перерыв в звучании, являющийся границей между двумя более или менее состоятельными по смыслу отрезками речи; во-вторых, смена тона на границе синтагматического членения).

При правильном применении пауза всегда желательна. Она полезна во всех отношениях, к тому же ее легко сделать. Она облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Сам ритм речи во многом зависит от интервалов и длительности пауз. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а приятного выразительного разнообразия паузировки. Необходимо чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где необходимо ускорить темп, где сбавить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

К.С. Станиславский описывает три вида пауз: логическую, психологическую, люфтпаузу.

Логическая пауза помогает выяснить мысль текста. Психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе, стараясь передать ее подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза (воздушная пауза, самая короткая остановка, необходимая для того, чтобы взять дыхание). Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой (|), более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами (||), разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами (|||).

Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности или незавершенности, точнее - степень их завершенности. Степень продолжительности паузы и степень ее ощутимости не всегда находятся в прямой зависимости. Иногда и физически короткая пауза бывает довольно ощутимой, особенно в тех случаях, когда пауза находится на стыке контрастирующих тонов, темпов, ритмов.

Г.И. Иванова-Лукьянова выделяет пять типов пауз по месту употребления:

1. Грамматическая, возникающая на месте синтагматического членения и реализуемая сменой тона и перерывом звучания; имеет нормативный характер, так как соответствует синтаксическому строю речи.

2. Грамматическая, создаваемая только сменой тона без реального перерыва в звучании. Эти паузы свойственны двум стилям речи: официально-деловому и публицистическому.

3. Неграмматическая, то есть представляющая собой реальную остановку в местах, не предназначенных для пауз. Причина подобного явления кроется в неподготовленности высказывания, что свойственно разговорной речи.

4. Психологическая, имеющая эмоциональное содержание.

5. Отсутствие пауз в местах, где синтаксический строй текста предусматривает обязательную границу членения. «Пропущенные» паузы распространены в разговорной речи, присутствуют в диалоге, зависят от разного рода штампов, клише.

По акустическому выражению пауза может быть действительной и мнимой (нулевой).

Действительная пауза - это остановка, перерыв в звучании. Таковы паузы, разграничивающие высказывания в устной речи, паузы, обозначенные в письменном тексте (например, пунктуационно) на границах абзацев и предложений, на месте тире, запятой или точки с запятой, а также перед большинством союзов и на границах стихотворных строк.

При мнимых паузах перерыва в звучании нет, но есть изменения тонального контура - «перелом в мелодике» или «прекращение падения тона и начало нового подъема», изменение темпа или стык (соседство) смысловых ударений. На слух такие особенности интонации воспринимаются как пауза между синтагмами.

Графические обозначения пауз:

Соединительная пауза между речевыми тактами - /

Более длительная пауза (чаще между предложениями) - //

Разделительная логическая пауза (границы смысловых, сюжетных отрезков) - ///.

В своем учении об искусстве сценической речи К.С. Станиславский особое

внимание уделяет ударениям, или как он говорит, "акцентуации". Ударение, попавшее не на свое место, искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно напротив должно помогать творить ее!

Логическое ударение - произвольное выделение одного из элементов высказывания в целях увеличения его семантического веса.

В основе ударения лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи принципиально значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова, через которую осуществляется интонационное движение фразы) и ударение смысловое (синтагматическое, фразовое и логическое).

Физиологическими механизмами, участвующими в реализации логических ударений, является и дыхательная система, и гортань, и периферические артикуляторы. Наблюдающиеся согласованные изменения в их деятельности должны предполагать строгую координацию управляющих сигналов. Так как от постановки логического ударения зависит смысл высказывания, то общие механизмы управления логическим ударением должны быть отнесены к довольно высоким уровням синтеза речевых программ.

Логическое ударение - это опора мысли, как говорил К.С. Станиславский, - это "указательный палец", который выделяет главное слово во фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Ударение (словесное и логическое) имеет три измерения: сила, высота, долгота. Следует учитывать степень каждого из компонентов и какой из них в каждом конкретном случае является доминирующим.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.

Существуют следующие виды ударений: тактовое, фразовое I, фразовое II. Тактовое ударение - это ударение на слове внутри речевого такта. Фразовое ударение I - это выделение главного по смыслу речевого такта в предложении. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым ударением II.

Наряду с понятием фразового ударения во многих исследованиях используется также понятие синтагматического ударения, иногда без различий в объеме понятий, а в других случаях - с отчетливым противопоставлением. Последнее можно считать дальнейшим развитием положений Л.В. Щербы, поскольку идея о существовании речевых единиц разной размерности (ритмическая группа - объединение ритмических групп, или синтагма, - объединение синтагм, или фраза) требует и соответствующих терминов для отражения важнейшего средства объединения этих единиц (ритмическое ударение - синтагматическое ударение - фразовое ударение).

Лингвисты считают тактовое и фразовое ударение необходимым элементом изолированного, законченного предложения, подчеркивают их постоянную позицию и стабильный мелодический рисунок.

Логическое ударение не является обязательным в законченном изолированном предложении, оно может отсутствовать или совпадать с фразовым, причем функции его и средства воплощения сугубо ограничены. Речь идет о языковой модели, общих признаках структуры, не выражающей всех существенных для живой речи процессов.

Интонацию, а также фразовое ударение Л.В. Щерба относит к внешним выразителям грамматических категорий, наряду с префиксами, суффиксами, окончаниями, порядком слов, особыми вспомогательными словами, синтаксической связью и т. д.

Согласно правилам языка, ударение в изолированном предложении принимает определенное слово или словосочетание и теоретически может быть выражено усилением ударного слога. "Я возвращался домой ПОЛЯМИ". Ударение это может падать на слово "полями" в процессе речевого действия, и не только потому, что "полями" - фразовое ударение, или потому, что это - дополнение, но прежде всего потому, что "полями" - то "новое", с чем связана перспектива рассказа.

Интенсивность, сила произнесения определяется звуковой энергией. Этот элемент интонации часто отождествляется с громкостью, но интенсивность указывает не только на громкость. Интенсивность выражается и в шепоте. Когда мы произносим шепотом какие-то слова, мы можем вложить в них максимум энергии.

Сила голоса очень важна для говорящего. Если он говорит очень тихо, то его могут услышать только находящиеся рядом люди. Чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается значительном сниженным. Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правильно выступающий расценивает высоту своего голоса.

Интенсивность зависит от напряжения и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук. Уровень интенсивности определяют на слух. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняются: увеличиваются или уменьшаются, и это может быть резко или плавно. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

К интенсивным элементам относят и акцентное выделение - активную для восприятия выделенность просодическими средствами какого-либо слова во фразе.

Характерные особенности такого выделения:

1) оно резко выделяет слово по сравнению с его соседями по высказыванию;

2) создает вокруг высказывания, в которое оно входит, коммуникативно-текстовую ауру, выводя содержание высказывания за его рамки.

2 группа - частотные элементы: мелодика и диапазонная высота.

Мелодика понимается как модуляция высоты (интонационной) тона при произнесении фразы, осуществляемые разной степенью натяжения голосовых связок (Ахманова О.С.).

Мелодика речи - основной компонент интонации. Акустический коррелят мелодики речи - изменение частоты основного тона, развертывающейся во времени. Она организует фразу, расчленяя ее части; различает коммуникативные типы высказывания; выделяет наиболее важный отрезок высказывания; служит для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста.

С помощью интонации мы создаем общий мелодический склад речи, подобный песенному звучанию; только смена высоты звучания происходит быстрее и на более низком уровне. Как только дети начинают разговаривать, они различают многие общепринятые интонации.

Высота голоса управляется не только напряжением голосовых складок, но и частотой импульсов, полученных из головного мозга. Шепотный голос образуется без участия голосовых складок и получается вследствие трения выдыхательной и вдыхательной струй воздуха о стенки полостей гортани, глотки, рта и носа.

Для обучения правильному интонированию, для исправления ошибок интонирования необходимо иметь достаточно точное описание интонации изучаемого типа предложения. Из всех акустических коррелятов интонации наиболее универсальным, значимым и лучше всего осознаваемым средством является мелодика. Осознаваемость мелодики особенно необходима при обучении интонации для исправления фонологических и фонетических (акцентных) ошибок интонирования.

На опознание типа предложения влияет не только мелодический, но и другие компоненты интонации - длительность, интенсивность. Но опыт преподавания русской интонации говорит о том, что обучение правильной мелодике, то есть компоненту, обладающему наибольшей информативностью, приводит одновременно к некоторой нормализации тесно с нею связанных, в известной мере обусловленных ею других компонентов интонации.

Диапазонная высота - высота основного тона высказывания по отношению к диапазону голоса. Отнесение диапазонной высоты к элементам интонации осуществляется потому, что отрезок речи может быть произнесен в той или иной (средней, верхней, нижней) высоте, или, как еще называют, полосе, и это связано с эмоциональным, волевым содержанием высказывания. Данные, имеющиеся в литературе по вопросу о возможностях человеческого уха в дифференциации тонов, свидетельствуют о достаточно хорошей чувствительности нашего слухового аппарата к частотным изменениям. Как правило, изображая что-то речевыми средствами (животное, другого человека и т.п.), мы меняем именно диапазонную высоту своего голоса.

3 группа - темпоральные (временнЫе) элементы: темп и эмфатическая долгота.

В понятие темпа входят: быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз. Чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет быстрая речь в напряженных или связанных с душевным волнением положениях.

Темп - скорость протекания речи. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного, в характеристике звучащих текстов разных стилей, например: темп информационного сообщения убыстренный, а темп сказки размеренный, чаще замедленный. Замедление темпа к концу высказывания служит средством создания его интонационной целостности, придавая особую значимость тому, что здесь сообщается, и наоборот, ускорением проговаривания некоторых фраз выражается второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Нормальным считается такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9-ти до 14-ти фонем.

Средний темп речи - это 110-120 слов в минуту. Такой темп оптимален для речи учителя, он позволяет ученикам сосредоточиться и не отвлекаться. Замедленный темп на всех словах в течение даже 2-3-х минут рассеивает внимание. Тот же эффект оказывает и убыстренный темп: ученики не успевают осмыслить сказанное и теряют интерес к материалу.

Темп замедляется, если: выделяется важное, привлекается внимание, изображается что-то медленное; на важных словах, на незнакомых словах, на новых терминах. Замедление темпа имеет разновидность - послоговое проговаривание. Этот прием используется при введении новых терминов, для выделения слов и словосочетаний особой важности.

Темп убыстряется, если: дается информация менее важная, дается информация хорошо знакомая, изображается что-то быстрое; убыстряется на словах - не имеющих основной смысловой нагрузки, воспроизводящих известное.

Эмфатическая долгота (эмфаза) - увеличенная длительность одного или, реже нескольких звуков в слове. Эффект эмфатической долготы создается превышением длительности звука, ожидаемой при данном темпе речи при данной средней длительности звуков в сегменте речи (синтагме). Эмфатическая долгота - одно из средств создания эмоционально и экспрессивно насыщенной речи. Эмфатическая долгота может сопровождаться изменением диапазонной высоты произнесения звука (повышением или понижением) - и это служит ярким средством создания образа в речи. (Мою кошку зовут Мурка, но я зову ее Мурочка. - Произнесение растянутого звука в слове «Мурочка» в верхнем диапазоне говорит о добром, теплом отношении к кошке, в нижнем диапазоне - о противоположном отношении.)

Эмфаза - увеличение длительности ударного слога в слове.

В учительской речи эмфатическая долгота обычно используется для подчеркивания и выделения важных в смысловом отношении понятий.

4 группа - спектральный элемент: интонационный тембр.

Тембр - окраска, или характер звука голоса. В словаре О.С. Ахмановой дается толкование двум терминам: тембр I и тембр II. К компоненту интонации имеет отношение тембр II. "Специфическая суперсегментная окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства" (Ахманова О.С.). Следует различать

индивидуальный тембр и интонационный тембр. У каждого человека данный ему от природы тембр голоса, поэтому мы и различаем голоса людей. Этот тембр не есть элемент интонации. Природный, индивидуальный тембр зависит исключительно от анатомического строения речевого аппарата. Интонационный тембр (как компонент интонации) порождается произвольным изменением формы некоторых резонаторов в этом аппарате и создается взаимодействием диапазонной высоты и интенсивности. Тембр участвует в выражении эмоций, его семантическая функция наблюдается при изображении свойств некоторых предметов и явлений действительности. Тембральная окраска речи может повысить или понизить эффект речи в целом. Тембральная окраска - один из ведущих параметров, который оценивается слушателями при первичном восприятии звучащей речи. Он вызывает у слушателей определенную реакцию: если тембр отражает негативные эмоции, то соответственно - отрицательную реакцию. (Некоторые исследования речи учителей констатирую далеко не радужную картину: в интонации педагогической речи преобладают негативные эмоции, поэтому будущему учителю важно обратить внимание на индивидуальный тембр своего голоса и на умение искусно менять тембральную окраску в зависимости от ситуации общения.)

Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Она определяется плотностью, формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды, в которой она вибрирует. Даже малейшая разница в строении и форме вибрирующих тел, имеет настолько существенное значение, что во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково.

Тембр - это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, её колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора, образуются обертоны, то есть дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще "цветом" голоса.

Характер тембра бывает настолько разнообразным, а его восприятие субъективным, что в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие: зрительное восприятие (светлый, тусклый, блестящий); слуховое (глухой, вибрирующий, звонкий, скрипящий); осязательное (мягкий, холодный, жесткий); ассоциативное (бархатный, медный, металлический); эмоциональное (веселый, радостный, восторженный, нежный).

Тембр и ритм невероятно сложные в просодическом анализе звучащей речи признаки, требующие особого изучения. Пока еще не существует удовлетворительной и достоверной единицы для описания тембра и ритма. Но функцию тембра и ритма необходимо учитывать.

Интонация тесно связана со смыслом, синтаксической структурой и ритмом речи.

Ритм - равномерное, закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых и т.д.).

Ритм речи - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности в силе голоса. Если ритм рассматривать как временную структуру любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.п., то ритм речи - это произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающие со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.

В физиологии, стиховедении, лингвистике и психолингвистике принято говорить о ритме речи.

Речевой ритм имеет физиологическую и интеллектуальную основы. Как элемент звучания речевой ритм опирается на ритм дыхания. Как элемент формы речи (выполняет коммуникативную функцию), ритм соотносится со смыслом.

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация -одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движе­ния происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому ин­тонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону ре­чи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., на­пример, произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаи­ческого. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, со­стоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;


3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.),

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения); 2) различает типы высказываний с точ­ки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация вы­полняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, на­пример, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках. В ин­доевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (напри­мер, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в языкознание

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Связь языкознания с гуманитарными науками
Будучи наукой о человеческом языке, языкознание тесно связа­но с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества, а именно: с историей,

Связь языкознания с естественными науками
Языкознание связано не только с гуманитарными науками, но и естественными, а именно: с математикой, позволяющей разрабатывать статистическую теорию языка, вычислять статистические характер

Из истории языкознания
Языкознание как наука о языке зародилось в глубокой древно­сти (предположительно на Древнем Востоке, в Индии, Китае, Еги­пте). Сознательное изучение языка началось с изобретения пись­менности и поя

Сущность языка
История науки о языке свидетельствует о том, что вопрос о сущ­ности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не слу­чайно он имеет несколько взаимоисключающих решений: - язык есть

Литературно-языковая норма, ее кодификация и распространение
Литературно-языковая норма -этотрадиционно сложившаяся си­стема правил использования языковых средств, которые признаны обществом в качестве обязательных. В сознании говорящих норма является своеоб

Перспективы развития языков в будущем
Вопрос о перспективах развития языков в будущем имеет не­сколько решений. Согласно одной точке зрения, будущее языков -за языковыми союзами: развитие языков, по мнению ученых, будет идти по пути их

Фонетика
Фонетика (< греч. phönetikos "звуковой") - раздел языкозна­ния, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и арти­куляционные свойства, законы, по которым они образуются, пра­

Взаимодействие звуков в речевом потоке
В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Модификации звуков могут быть двух видов: 1) комбинаторными; 2) позиционными. Комбинаторные изменения - это фонетические изменения

Фонема как единица языка
В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм

Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют одинаковую долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударение - это тот музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на последний слог), в польском (ударение - на предпоследнем слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, пон"ять в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п" онял, а в женском роде - на последний - понял" а.

Большие группы слов, меняющих ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префиксальные образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прошедшего времени - с ударением на окончании.

Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, которое, как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.

Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, которое основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают пять основных размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.

Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией. Различия в интонации зависят от изменения четырех акустических компонентов:

Интенсивности звучания;

Длительности звучания (чем больше звуков произносится в

Единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);

Степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.

Изменения этих первичных компонентов интонации улавливают на

Слух и более точно вычисляют на специальной аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.

Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией. В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.

В русском языке можно выделить шесть интонационных конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред - и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, которая находится перед центром, обычно

Произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:

Первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;

Вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня; третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;

Четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;

Пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;

Шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное или субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.

Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.

Например, в предложении: «Усталые дети быстро уснули», может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.

Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов:

1) в каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра

Мы (наш класс, а не другой) поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);

2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;

3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;

4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;

5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами).

Если домашнее задание на тему: » Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение – понижение голоса, тон речи и др.) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Современный русский язык В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное. СЛОВЕСНЫМ УДАРЕНИЕМ называется выделение при произношении одного из Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе специального (коррекционного) обучения по теме "Ударение. Роль ударения в Экзамен: Современный русский язык Вопрос 29: а) Что общего и различного содержится в предмете изучения фонетики и фонологии? б) Какие аспекты характеристики звуков Ю. Н. Гребенева Для ознакомления с особенностями омографов учащимся могут быть предложены различные задания. Рассмотрим некоторые из возможных вариантов. 1. Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо: - определить количество слогов, -

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое