Ученик рассматривал под микроскопом лист льна. Лист смородины под микроскопом

Вкусные плоды этого декоративного кустарника знакомы на вкус почти каждому человеку. Они используются в качестве здорового питания, из них производятся ароматические и пищевые добавки, пряности и сладкие десерты. Однако, если посмотреть на это растение с точки зрения ботаники, можно еще обрести и пищу для ума. В настоящем обзоре мы расскажем, как правильно подготовить микропрепарат для изучения листа смородины под микроскопом . Это будет практическим дополнением к теоретическим знаниям по биологии шестого класса. Опыт можно поставить в домашних условиях при наличии оптического прибора.

Смородина черная относится к семейству «крыжовниковые» и является распространенным многолетним деревянистым кустарниковым растением, дикорастущим или выращиваемым специально в целях кулинарии и медицины. Например, ареал обитания в Европе и России охватывает значительную часть территории. С понижением температуры при смене сезонов (после окончания плодоносного периода) или при сильной засухе ее листья опадают, в связи с чем кустарник называется «листопадный».

Этап цветения начинается в конце весны или начале лета. Соцветие включает до 10 цветков, создавая высокую вероятность для успешного опыления. Их боковые побеги, именуемые цветоножками, пушистые и достигают до 7-8 мм в длину. Прицветные листочки меньше обычных, своей овальной заостренной формой они привлекают насекомых. Смородина начинает плодоносить в августе. Цветок в конечной фазе развития становится сочной душистой многосемянной ягодой с тонкой оболочкой.

Наружные органы - листья, обеспечивают сложный химический процесс фотосинтеза и отвечают за обмен газами с внешней средой. Еще одна функция - транспирационная - заключается в испарении воды, поднявшейся из-под земли по ксилеме корневой системы и стебля, через поры. При просмотре поперечного сечения листа смородины под микроскопом можно различить следующие слои:

  • Кутикула - первая прослойка, образованная кутином (воскоподобное вещество, богатое жирными кислотами);
  • Клетки верхнего и нижнего однослойного эпидермиса. Фактически, это растительная покровная ткань, выполняющая защитную роль. Эпидерма содержит устьица, через которые испаряется вода;
  • Хлоренхима - клеточная зона, насыщенная хлорофиллом, находящимся в зеленых пластидах (хлоропластах);
  • Жилки. Это разветвленные образования, содержащие сосуды (трахеи), которые организуют восходящий ток питательных веществ и транспорт жидкости с растворенными в ней минералами.

В среднем, лист имеет площадь в 20 квадратных сантиметров, поэтому перед микроскопированием его следует разрезать микротомом на тоненькие полупрозрачные полоски. Срез должен быть поперечным, толщина не более полутора миллиметров.

Для приготовления постоянного микропрепарата обязательно воспользуйтесь фиксирующим спиртовым раствором, предотвращающим гниение. Из-за насыщения хлорофиллом дополнительная окраска образца для улучшенного контрастирования может не понадобится. Нарезанный и зафиксированный в спирте материал уложите пинцетом на предметное стеклышко ровно по центру и капните немного бальзамирующей пихтовой смолы, а затем плотно прижмите покровным стеклом.

Исследование проводится в проходящем освещении, при котором световые лучи подаются на биоматериал снизу-вверх и, пронизывая клеточную структуру, формируют изображение. Наиболее комфортное наблюдение будет на увеличении от 40 до 400 крат. Для получения фотографий в окулярную трубку вставьте цифровую камеру и подключите ее к компьютеру через порт USB.

Смородина черная - Ribes nigrum L.

Семейство камнеломковые - Saxifragaceae

Ботаническая характеристика. Ветвистый кустарник высотой до 2 м с душистыми листьями. Листья трех-пятилопастные. Соцветия поникающие. Кисти с колокольчатыми зеленовато-лиловыми цветками. Плод - многосеменная ягода черного цвета. Цветет в мае-июне, плодоносит в июле-августе.

Распространение. Лесная зона Европы, Сибирь, Кавказ. Культивируется повсеместно.

Местообитание. На влажных лесных землях, по берегам рек, озер, на болотах, среди черемухи, ольхи, ивы.

Заготовка, первичная обработка и сушка. Ягоды собирают вполне зрелыми (3-4 раза по мере созревания), в сухую погоду. Перед сушкой их очищают от примеси листьев, веточек, недозревших, поврежденных и загнивших плодов.

Сушат плоды в сушилках после предварительного подвяливания 4-5 ч, сначала при температуре 35-40°С, затем досушивают при 55-60°С; допускается сушка в воздушных сушилках и на чердаках при хорошем проветривании. Плоды рассыпают тонким слоем на ткани или на раме, обтянутой марлей, периодически перемешивая. После сушки удаляют примеси и изменившие окраску плоды. В сырье не должно быть подгоревших ягод и слипшихся в комки.

Стандартизация. Качество сырья регламентировано ГОСТ 21450-75.

Охранные мероприятия. Кустарник оберегают от поломки ветвей, повреждений коры, так как это угнетает рост растения.

Внешние признаки. По ГОСТу сырье состоит из морщинистых округлых плодов до 1 см в диаметре, на верхушке с конусовидным остатком чашечки. Цвет черно-фиолетовый. Запах слабый, своеобразный, душистый. Вкус кислый. Качество сырья снижают примесь зеленых, подгоревших, пересушенных и комкованных плодов, других частей растений, а также органические примеси, плесени, гнили. Подлинность сырья легко определяется по морфологическим признакам.

Микроскопия. При исследовании плодов диагностическое значение имеют прямостенные многоугольные клетки эпидермиса с четковидно утолщенными стенками; эфирномасличные железки с шестью радиально расположенными выделительными клетками; тонкостенные крупные клетки мякоти темно-фиолетового цвета; толстостенные многоугольные бурые клетки кожуры семени.

Числовые показатели. Влаги не более 18%; золы общей не более 3%; других частей растения (листьев, кусочков стеблей) не более 1%; недозрелых - бурых - плодов не более 5%; пересушенных (подгоревших) плодов не более 3%; плодов, слипшихся в комки, не более 4%; органической примеси не более 1%, минеральной - не более 0,5%.

Химический состав. Ягоды смородины содержат витамины (витамин C, B1, B2, B6, B12, D, E, K), вещества с P-витаминной активностью (флавоноиды) - до 1,5%, каротиноиды, сахара - в основном глюкозу, фруктозу - от 4,5 - до 17%; органические кислоты (лимонная, яблочная) - 2,5-4,5%.

Кроме того, дубильные вещества (до 0,5%), белки, пектины (до 1%), антоцианы (цианидин, дельфинидин), гликозиды, эфирные масла.

Хранение. В сухом, проветриваемом помещении, упакованным в мешки. Срок годности до 1 года.

Фармакологические свойства. Применение в медицине черной смородины и ее препаратов связано с присутствием в ней витаминов, кислот, пектинов и эфирных масел. Витамины C и P используются для лечения и профилактики цинги и других гипо- и авитаминозах и в комплексе лечебных мероприятий при различных заболеваниях, связанных с кровоточивостью.

Лекарственные средства. Настой, витаминные сборы, ягоды в пачках.

Применение. Почки и листья черной смородины применяются как мочегонное, дезинфицирующее, потогонное средство при мочекаменной болезни, пиелонефритах, циститах. Для этого 5 столовых ложек сухих или свежих измельченных листьев заливают 1 л кипятка, настаивают 40-60 минут, лучше в герметически закрытой (термос) или стеклянной, фаянсовой, эмалированной посуде. Пьют свежеприготовленный настой вместо обычного чая по 5-6 стаканов в день, добавляя сахар.

Листья могут служить источником витаминов ранней весной, рекомендуются для лечения ревматизма и при диатезах.

Для лечения ахилических гастритов, холециститов, кишечных дисбактериозов, энтероколитов с выраженными гнилостными процессами в кишечнике в качестве дополнительного средства применяют ягоды черной смородины, содержащие кислоты и пектиновые вещества.

Для наилучшего использования пектина зрелые ягоды черной смородины моют, дают воде стечь, помещают в эмалированную посуду, добавляют 200 мл воды на 1 кг ягод, нагревают до 70°C, протирают через сито, добавляют 600 г сахара, варят на слабом огне 10-15 минут. Разливают в посуду в горячем виде.

Плоды применяют также в виде отвара или в свежем виде при заболеваниях кровеносной системы, атеросклерозе, простудных и других инфекционных заболеваниях, при истощениях. Водный настой ягод употребляют при гиповитаминозе, геморрагическом васкулите, нефрите, анемии.

Сахарный сироп из ягод черной смородины используют для полоскания полости рта и глотки при болезнях горла, хрипоте, сухом кашле.

Свежие ягоды черной смородины обладают противопоносным действием, возбуждают аппетит, применяются при ревматизме, язвенной болезни, малокровии.

Свежий сок черной смородины пьют при гастритах с пониженной кислотностью, при сильных головных болях. Принимают по 1/4 стакана 3 раза в день.

Витамины хорошо сохраняются и в замороженной черной смородине.

Плоды и листья смородины черной широко применяют в косметике.

При розовых угрях, демодекозе сушеные плоды смородины заливают кипятком в соотношении 1:10, через 15 минут процеживают. Салфетки, смоченные в настое, слегка отжимают и накладывают на кожу лица на 15 минут ежедневно или через день в течение 3-5 недель.

Вопрос 1. Одинаковы ли форма и размеры клеток чешуи кожицы лука и листа элодеи?

Форма и размеры клеток разная. Клетки чешуи кожицы лука прямоугольные и больше, чем у клеток листа элодеи, а клетки листа элодеи больше ромбовидной формы и небольшие по размерам.

Вопрос 2. Какие различия в строении этих клеток вы отметили?

Они разные по форме, размерам, наличием разных по цвету пластид (бесцветные и зеленые соответственно).

Вопрос 1. Что называют тканью?

Тканью – совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции.

Вопрос 2. Какие виды тканей известны у растений?

Выделяют несколько видов растительных тканей: покровные, основные, механические, проводящие и образовательные.

Вопрос 3. Какое строение могут иметь клетки проводящей ткани?

Проводящие ткани образованы живыми или мёртвыми клетками, которые имеют вид трубок. Выделяют две группы проводящих тканей: сосуды и ситовидные трубки. Сосуды - последовательно соединённые мёртвые полые клетки, поперечные перегородки между которыми исчезают. Ситовидные трубки - удлинённые безъядерные живые клетки, последовательно соединённые между собой. В их поперечных стенках есть достаточно крупные отверстия.

Вопрос 4. Какую функцию выполняют клетки образовательной ткани?

Клетки образовательных тканей делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани.

Подумайте

Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?

Особенности строения клеток каждой ткани объясняются их специализацией, т.е. выполняемой функцией. Например, механические ткани придают прочность растениям, поэтому они образованы группами клеток с утолщёнными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают. Часто клетки механической ткани удлинённые и имеют вид волокон. Так и у клеток каждой ткани есть свои особенности, которые присущи только этой ткани.

Задания

Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей, отметьте особенности строения их клеток. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграфа заполните таблицу.

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс Вариант 1

Часть 1. Выбери один правильный ответ (1 балл).

А1. Биология - это наука о:

1) космосе; 2)строении Земли; 3) живой природе; 4) веществах.

А2.

1) неподвижны; 2) имеют клеточное строение;

3) состоят из химических элементов; 4) имеют цвет.

А3.

1) размножению;

2) неограниченному росту;

3) питанию готовыми органическими веществами;

4) быстрым перемещениям.

А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

1) наблюдение; 2) измерение; 3) рассматривание; 4) эксперимент.

А5. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

А6. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А7. Важнейший признак представителей царства Растения - способность к:

1) дыханию; 2) питанию; 3) фотосинтезу; 4) росту и размножению.

А8 Животные питаются:

1) с помощью фотосинтеза; 2) неорганическими веществами.

3) водой и углекислым газом; 4) готовыми органическими веществами;

А9. Неклеточными формами жизни являются:

1) вирусы; 2) бактерии; 3) грибы; 4) растения.

А10. Споры бактерий служат для:

1)питания 2) дыхания 3) размножения 4) перенесения неблагоприятных условий

Часть 2.

В 1. Подчеркните лишнее понятие среди предложенных (1балл).

Ядро, цитоплазма, ткань, клеточная мембрана

В 2.

1. К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер

2. В наземно-воздушной среде мало кислорода

3. Зелёное тело кузнечика это защитная окраска от врагов

5. Деятельность человека на окружающую среду называют антропогенным фактором

В 3 . Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы (3 балла).

Царство живой природы:

1) грибы 2) Животные

А) Питаются путём заглатывания пищевых частиц

Б) Неограниченный рост у большинства организмов

В) Активное передвижение

Г) Питаются путём всасывания веществ

Д) Имеют в клетке хлорофилл

Часть 3.

С 1. Ученик рассматривал под микроскопом лист растения и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 1? Назовите и пишите функцию этого органоида (2 балла)

С 2. Озаглавьте предложенный список. В перечне выберите один «лишний» объект.

1) Жираф

2) Кенгуру

3)Бегемот

4)Лев

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс Вариант 2

Фамилия, Имя, класс___________________________________________________

Часть 1. Выбери один правильный ответ (1 балл).

А1. Наука о живой природе:

1) география; 2) ботаника; 3) химия; 4) биология.

А 2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) имеют массу;

2) способны к обмену веществ;

3) не состоят из химических элементов;

4) имеют форму.

А3. Все живые организмы способны к:

1) росту; 2) передвижению на четырёх конечностях;

3) впитыванию воды корнями;

4) улавливанию света зелёными листьями.

А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) описания; 4) анкетирования.

А5. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А6. Организмы, питающиеся готовыми органическими соединениями, называют:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А7. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные; 2) Растения; 3) Грибы; 4) Вирусы.

А8. Зеленый цвет растениям придают:

1) хлоропласты 2) лизосомы 3) цитоплазма 4) клеточная оболочка

А9 Животные способны к:

1) фотосинтезу; 2) накапливанию крахмала;

3) активному передвижению;

4) питанию неорганическими веществами.

А10. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение; 2) неклеточное строение; 3) тканевое строение; 4) ядро.

Часть 2.

В1. Подчеркните лишнее понятие среди предложенных (1 балл).

Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт

В2. Выбери три правильных ответа (3 балла)

1. Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно

4. Влияние человека на природу называют абиотическим фактором

5. Все организмы обладают приспособленностью к условиям своего обитания

В 3. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы (3 балла).

Царство живой природы:

1) бактерии 2) грибы

Особенность жизнедеятельности

А) Тело состоит из одной клетки

Б) Тело (мицелий) образовано гифами

В) Обладают повышенной выносливостью в состоянии споры

Г) Некоторые представители содержат в своих клетках хлорофилл

Д) Размножаются спорами

Часть 3

С 1. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 3? Ученик рассматривал под микроскопом лист растения и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 1? Назовите и пишите функцию этого органоида (2 балла)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 2. Озаглавьте предложенный список. В перечне выберите один «лишний» объект. Ответ обоснуйте (3 балла).

1) Мхи

2) Лишайники

3) Пингвины

4) Панды

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений для итогового тестирования по БИОЛОГИИ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений для итогового тестирования по биологии (далее - кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни).

Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговом тестировании по биологии

Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговом тестировании по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни). В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями

Биология - наука о живом мире.

Наука о живой природе.

Свойства живого.

Строение клетки. Ткани.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Многообразие живых организмов

Царства живой природы.

Бактерии.

Животные.

Значение в природе и для человека.

Среды жизни

Экологические факторы

Природные зоны. Природные сообщества

Перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на контрольном тестировании по биологии

Перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на контрольном тестировании по биологии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов

основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем - требования к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется контрольном тестировании.

Код требования

Требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на контрольном тестировании

Давать определении биологии как науке

Называть свойства живого организма.

Называть органоиды клетки

Описывать строение и функции органоидов клетки

Называть особенности тканей растений и животных

Различать и описывать процессы: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение,

Устанавливать Соответствие между признаками и представителями царств живой природы

Объяснять особенности строения вирусов

Объяснять особенности строения бактерий

Объяснять особенности строения грибов

Объяснять особенности строения растений

Объяснять особенности строения животных

Устанавливать соответствие между средами жизни и представителями живой природы

Выделять особенности экологических факторов

Устанавливать соответствие между природными зонами и представителями живой природы

Спецификация итоговой контрольной работы

Цель работы: оценка уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии за год по программе основной школы, и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями,

Программа по учебному предмету "Биология" 5-9 классов разработана на основе: Примерной программ по биологии, а также программы по биологии для 5-9 классов авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.

Базовый учебник: Предметная линия учебников издательства Вентана - Граф 5-9 классы. Авторы И.П. Пономарёвой, И.В Николаева, О.А. Корниловой.(Изд. центр «Вентана - Граф, 2012 г.»). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.

Структура работы.

Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, состоит из 3 частей и включает 15 заданий. Часть I (А) содержит 10 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.

Часть II(В)- содержит 3 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: В 1 - с выбором лишнего значения из предложенных, Б 2- с выбором трех верных ответов из пяти; В3- задание на определение соответствия.

Часть II I (С) содержит два задания с развернутой формой ответа.

Задания уровня А (тесты с одним правильным ответом), позволяют прежде всего определить уровень предметных УУД: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; объяснение роли различных факторов в жизни организмов; сравнение биологических объектов и процессов; умение делать выводы на основе сравнения; знание основных правил поведения в природе и основ сохранения здорового образа жизни.

Задания уровня В и С (первое задание по выбору трёх правильных ответов из шести, второе задание на соответствие, третье- знание биологических терминов и понятий); позволяют выявить уровень сформированности метопредметных и личностных УУД: овладение умением давать определения, понятия, делать выводы; умение анализировать и оценивать информацию; сформированность познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.

Распределение заданий по блокам содержания программы (таб. 1).

Таблица 1.

Распределение заданий по блокам содержания программы

Блок содержания

Число заданий в работе

Наука о живой природе

Строение клеток

Царства живой природы. Многообразие растений, животных, грибов и процессы жизнедеятельности

Жизнь организмов на планете Земля

Всего

15

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за контрольную работу.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Правильно выполняет менее половины письменной работы. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Верно выполненное задание части А оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 10.

Верно выполненное задание части В: В1 - 1 балл, В 2 и В 3 - 3 балла. Максимальное количество баллов -7.

Верно выполненное задание часть С: С 1 - 2 балла, С 2 - 3 балла. Максимальное количество баллов -5.

За всю работу максимальное количество баллов 22

Итого за работу 28 тестовых баллов.

Балл за работу

Тестовые баллы

5

22- 20

4

16-19

3

10-15

2

9 и менее

Продолжительность работы 40 минут.

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

А1

3

А1

4

А2

2

А2

2

А3

1

А3

1

А4

1

А4

1

А5

1

А5

4

А6

2

А6

2

А7

3

А7

2

А8

2

А8

1

А9

4

А9

3

А10

4

А10

2

Б1

ткань

Б1

Ткань

Б2

135

Б2

235

Б3

21210

Б3

12112

С1

Ядро. Хранение наследственной информации

С1

Вакуоль. Запас питательных веществ

С2

Животные Африки. 2- кенгуру живет в Австралии

С2

Животные Антарктиды. ;-Панда живет в Евразии

Биология 5 класс подготовка к ВПР 2017 (Всероссийская проверочная работа) Задание 1

  • 1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод черной смородины.

Соцветие - это побег растения, несущий цветки и не несущий листьев.

Стебель – осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету.

Лист - в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез.

Плод- часть растения, развивающаяся из цветка (обычно из завязи) в результате опыления и содержащая в себе семена.

Соцветие

1.2. в каком из этих органов в течении всего лета происходит фотосинтез? Фотосинтез - это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений).

  • Фотосинтез - это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений).

1.2. в каком из этих органов в течении всего лета происходит фотосинтез?

  • 1.3. В приведенном ниже списке названы органы растения. Все они за исключением одного выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
  • Побег, плод, семя, цветок
У растений различают два типа размножения – бесполое и половое.
  • У растений различают два типа размножения – бесполое и половое.
  • Бесполое размножение – это размножение, происходящее без участия половых клеток и полового процесса. В бесполом размножении различают два способа: вегетативное размножение и размножение спорами.
  • Вегетативное размножение – это отделение частей тела от материнского растения и развитие из него самостоятельных (дочерних) организмов. В нем участвует лишь один родитель , тогда как в половом размножении всегда участвуют два родительских организма: женский и мужской.
  • Размножение спорами происходит благодаря развитию у организма особых, специализированных клеток – спор . Такое размножение свойственно водорослям, моховидным и папоротниковидным растениям. Споры – это отдельные мелкие клетки. Они содержат ядро, цитопазму, покрыты плотной оболочкой и способны на протяжении длительного времени переносить неблагоприятные условия. Попав в благоприятные условия среды, споры прорастают и образуют новые (дочерние) растения.
Половое размножение - это размножение, при котором происходит слияние женских (♀) и мужских (♂) половых клеток, от чего появляются дочерние организмы, качественно иные, чем родительские; при этом в размножении участвуют два родительских организма.
  • Половое размножение - это размножение, при котором происходит слияние женских (♀) и мужских (♂) половых клеток, от чего появляются дочерние организмы, качественно иные, чем родительские; при этом в размножении участвуют два родительских организма.
  • Процесс слияния мужской и женской половых клеток называется оплодотворением .

Размножение покрытосеменных

Бесполое

1.3. В приведенном ниже списке названы органы растения. Все они за исключением одного выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег , плод, семя, цветок

Объяснение: плод, семя и цветы – генеративные органы (органы полового размножения)

Задание 2

  • У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями. Найдите в приведенном списке и запишите название этого процесса.
  • Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.
Рост растения Плодоношение Задание 3
  • Опишите лист смородины по следующему плану: тип листа, тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
  • А. Тип листа 1) черешковый 2) сидячий
Тип листа

Черешковый

Б. Жилкование листа

  • Б. Жилкование листа
Типы жилкования листа - дуговое, параллельное, сетчатое (или перистое), пальчатое. В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
  • В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

4 задание

  • Черная смородина богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из нее варят варенье (А), готовят чай (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

Б. Листья и плоды

Задание 5

  • Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?

Цитоплазма

Задание 6

  • Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные слова из предложенного списка.
  • Дыхание растений Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет __(А), а выделяет __(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования - __(В), расположенные в кожице. Список слов:
  • Черешок
  • Кислород
  • Углекислый газ
  • Устьица
  • Оболочка

Дыхание растений

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет _4_(А), а выделяет _3_(Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования - _5_(В), расположенные в кожице.

Задание 7

  • 7.1. Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.
В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей? В семенах каких растений содержится более 10% воды? В семенах какого растения содержится больше всего белков, жиров и углеводов? 7.2. ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.
  • 7.2. ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.

Подсолнечник

7.3. из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведенных ниже фотографий подпишите соответствующие растения, которые используют для их изготовления.

  • 7.3. из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведенных ниже фотографий подпишите соответствующие растения, которые используют для их изготовления.

Подсолнечник

Задание 8

  • Прочитайте текст и выполните задания.
8.1. в каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.
  • 8.1. в каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.
8.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану
  • 8.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану
  • А) в сравнении с лисицей: крупнее/ мельче:
  • Ответ: _____________
  • Б) покров тела:
  • Ответ:_______________
  • Ответ:_______________
А) в сравнении с лисицей: крупнее/ мельче:
  • А) в сравнении с лисицей: крупнее/ мельче:
  • Ответ: крупнее
  • Б) покров тела:
  • Ответ: мех густой и длинный, цвет серо-бурый
  • В) Чем волк питается? (приведите не менее двух примеров).
  • Ответ: олень, лось, кабан.
Спасибо за внимание!