План конспект по фгос начальная школа. Изучение и закрепление нового материала

Данная разработка составлена на урок русского языка по теме "Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных. (4 класс, УМК "Школа России", по учебнику Канакиной). Цель урока: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном ед.числа, развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, формировать навык определения падежа у прилагательных, правописания падежных и родовых окончаний имён прилагательных, способствовать формированию грамотного письма.

Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 4 класса

Видео слайд-шоу по рассказу В.А. Осеевой «Волшебное слово» создано на основе аудиозаписи в исполнении Любови Кантаржи и слайдов диафильма. Ресурс предназначен для просмотра младшими школьниками на уроках литературного или внеклассного чтения по одноимённой теме. Использование озвученного диафильма возможно как на этапе первичного восприятия произведения, так и на этапе обучения выразительному чтению. Ресурс выполнен в программе ФотоШОУ PRO, продолжительность видео - 00:07:51.

Цель: создание условий для более глубокого, осмысленного и эмоционального восприятия рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово» за счёт сочетания визуального и аудиального ряда.

Предмет: Литературное чтение

Видео слайд-шоу по стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» создано на основе аудиозаписи в исполнении профессиональных актёров и слайдов диафильма. Ресурс предназначен для просмотра младшими школьниками на уроках литературного чтения по одноимённой теме. Использование озвученного диафильма возможно как на этапе первичного восприятия произведения, так и на этапе обучения выразительному чтению. Ресурс выполнен в программе ФотоШОУ PRO, продолжительность видео - 00:05:15.

Цель: создание условий для более глубокого, осмысленного и эмоционального восприятия стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» за счёт сочетания визуального и аудиального ряда.

Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 3 класса

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

Иногда бывает целесообразным проведение дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом, воспринимаемом на слух, движением предметов на экране под расслабляющую музыку.

Предмет: Метапредметные

Урок русского языка во 2 классе УМК Школа России "Обучающее изложение"Люлька"

Данная разработка направлена на формирование умения составлять предложения - ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Учащиеся научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте конкретные сведения, факты; определять тему и главную мысль текста; соотносить факты с общей идеей текста; составлять план текста; подробно пересказывать текст в письменной форме; распознавать в словах изученные орфограммы.

Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 2 класса

На уроке открытия новых знаний дети исследуют, сравнивают, сталкиваются с проблемой и с помощью учителя разрешают её. На уроке применяются различные формы работы: работа в парах, проблемный диалог, индивидуальная работа.
Цель: Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока: Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.

Предмет: Математика

Целевая аудитория: для 2 класса

Урок по развивающей программе Л.В. Занкова. Автор учебника музыки Ригина Г,С.

Содержит презентацию, конспект, видеофрагмент и музыкальные файлы. К сожалению условия добавления ресурса не позволяют закачать видео и музыку в полном объеме, но ссылки на них есть.

Формируемые УУД. Познавательные: Познакомить детей с жизнью и творчеством Людвига Ван Бетховена. Регулятивные: ;Формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, посредством его произведений. Расширять словарный запас. Коммуникативные: Развивать творческие способности, музыкальное восприятие.

Предмет: Музыка

Целевая аудитория: для учителя

Тема урока:Прибавление и вычитание числа 6.
Тип урока и место урока в изучаемой теме:
урок открытия «нового» знания, на последующих уроках идет отработка умений по данной теме.
Цель деятельности учителя:организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с приемами прибавления и вычитания числа 6, создать условия для отработки последовательности учебных действий при выполнении учебных заданий.
Планируемые образовательные результаты:
к окончанию урока мои ученики
будут знать, как прибавить и вычесть число 6 разными способами (вычислительные умения, умения находить разные способы решения задачи) - (познавательные - логические умения)
будут уметь делать выводы в форме коммуникации (фронтально, в парах), решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух, самостоятельно выполнять задания нового типа – (познавательные УУД – логические, общеучебные)
продемонстрируют коммуникативную культуру (умение работать в паре во взаимодействии друг с другом, слушать друг друга), адекватно оценить результаты собственного труда и других учеников (регулятивные УУД).
Развитие УУД - личностные (формирование нравственных ценностей и чувств – гражданское самосознание, работа на результат);
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование: сами выводят тему и простраивают цели урока, делают выводы; контроль, коррекция, оценка, саморегуляция: оценивают результаты собственного труда и других учеников (регулятивные УУД), планируют дальнейшую работу по коррекции деятельности;
- познавательные (общеучебные, логические) - см. выше (будут знать…, будут уметь…);
- коммуникативные (социальная компетентность и учет позиций других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в пары и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Ход урока.
1.Психологический настрой на работу
2.Мотивация(самоопределение)к учебнойдеятельности
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
4.Выявление места и причины затруднения
5.Построение проекта выхода из затруднения
6.Реализация построения проекта
7.Физкультминутка
8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
10.Включение в систему знаний и повторение
11.Рефлексия учебной деятельности

Ожидаемые/полученные результаты урока/.
Мои ученик узнали, как прибавить и вычесть число 6 разными способами;
научились делать выводы в форме коммуникации (фронтально, в парах);
решали типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух; самостоятельно выполняли задания нового типа;
продемонстрировали коммуникативную культуру (умение работать в паре во взаимодействии друг с другом, слушать друг друга);
адекватно оценивали результаты собственного труда и других учеников;
испытывали некоторые затруднения в обратном порядке действий, поэтому следующий урок необходимо начать с повторения эталонов прямого и обратного порядка действий и выполнения задания на разные способы решения.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5.Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урокаОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства. Современный урок – урок актуальный для настоящего времени

Выделяют три постулата современного урока: урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

РЕСУРСЫ современного урока

Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ

Методические ресурсы Формы Технологии Содержание Методы Приемы

Технологические ресурсы ИКТ Развивающее обучение Проектная деятельность КСО Модульное обучение Интерактивная доска Здоровьесберегающие технологии

Способы организации учебного процесса: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Модели современного урока Триединая цель урока План- конспект Преобладающая фронтальная форма обучения Методы и приемы обучения Типы уроков Традиционная Инновационная Развивающая деятельностная компоненты Ключевые и базовые компетентности Проектирование урока Разнообразные формы обучения Технологическая карта урока Практический опыт деятельности

Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока

Характеристика современного урока УРОК Создание условий для формирования компетенций ребенка Использование образовательных технологий Практический, деятельностный подход Самостоятельная работа ученика, а не учителя Личностно-ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе КОММУНИКАТИВНЫЕ

I этап. Организация класса (орг.момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи). IV этап. Открытие нового знания. V этап. Первичное закрепление. VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VII этап. Рефлексия деятельности (итог урока). Структура урока в начальных классах

1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 1-2 минуты У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность; включение детей в деятельность; выделение содержательной области. Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); самопроверка домашнего задания по образцу. ФГОС

II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1. 4-5 минут 2. Возникновение проблемной ситуации. актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. ФГОС

III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. 4-5 мин ФГОС

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Выведение алгоритма. ФГОС

V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут Способы: фронтальная работа, работа в парах; Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи ФГОС

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка. ФГОС

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. ФГОС

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? ФГОС

Ребенок на современном уроке Цель- готовность к саморазвитию 1 2 3 5 4 5 Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решения Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. 2. Урок закрепления знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет цель- определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В чем новинка? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитетный стиль общения между учителем и учеником.

Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляя детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами.

В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ, обеспечивающего его.

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!

Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Слайд№1,2,2 Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Слайд№3 По мнению А. Дистервега , деятельностный метод обучения является универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Системно-деятельный подход (слайд 4)

Каковы же особенности современного урока ? (слайд5)

Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока. (Слайд 6)

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
  2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
  3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Слайд 7,8,9 Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Слайд10 Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.

Слайд11 -17 Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе, и инновационной педагогике

Слайд 18 Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока.

Слайд 19. Какова же характеристика современного урока ? Он включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий

Слайд 20. Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе таковы

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

Целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Структура урока в начальных классах. (Слайд 21)

I этап. Организация класса (орг.момент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

IV этап. Открытие нового знания.

V этап. Первичное закрепление.

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII этап. Рефлексия деятельности (итог урока).

Слайд 30 Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

  1. умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
  2. умение ставить перед собой цель, принимать решения;
  3. умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
  4. умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
  5. умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;
  6. умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

Слайд 31 .Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Слайд32-34 . В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ, обеспечивающего его.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.

МБОУ СОШ №4 г. Родники Ивановской области

155252, Ивановская область, г. Родники, м-н Южный, 22

Конспект урока литературного чтения

во 2 классе на тему: «Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова. «Затейники».

Педагог: Учитель начальных классов Малеева Ольга Николаевна.

Класс: 2-г

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова и с его рассказом «Затейники».

Задачи:

    работать с разными видами текста;

    формировать навыки работы в группе, в парах на основе системно-деятельностного подхода;

    уметь давать объективную оценку своей работы;

    р азвивать память, речь, уметь излагать свои мысли грамотно.

УУД, формируемые на уроке:

Регулятивные УУД:

    определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    проговаривать последовательность действий;

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстами;

    учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в учебнике, в тексте;

    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать текст.

Коммуникативные УУД:

    оформлять свои мысли в устной форме;

    слушать и понимать речь других;

    договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

    учиться работать в паре, в группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Оборудование и технические средства обучения: персональный компьютер, медиа - проектор, интерактивная доска, мяч.

Наглядные пособия: книги Н. Н. Носова, презентация Power Point, видео физкультминутка, индивидуальные листы со статьей о жизни и творчестве Н. Н. Носова, памятки для работы в паре, в группе, Аудиозапись «Затейники», цветные карточки (красного, желтого, зеленого цветов), толковый словарь С. И. Ожегова.

Ключевые слова: новые знания, книга, Незнайка, Носов, тема урока, цель урока, задачи урока, план урока, статья, физкультминутка, игра, работа в группе, затейники, выразительное чтение, оценка, анализ, работа в паре, пересказ, домашнее задание, рефлексия.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Литературное чтение 2 класс 2 часть» авторов Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, презентация Power Point, видео физкультминутка, индивидуальные листы со статьей о жизни и творчестве Н. Н. Носова, листы для построения плана пересказа текста, памятки для работы в паре, в группе, цветные карточки (красного, желтого, зеленого цветов), толковый словарь С. И. Ожегова.

п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

В нашем классе стало тише

Прозвенел уже звонок.

Улыбнитесь, распрямитесь.

Нам пора начать урок.

Мы хороший, дружный класс?

Я желаю вам удачи

Цель найти, решить задачи,

Чтоб урок прошел не зря

К новым знаниям, друзья!

Садитесь, ребята.

Да, и все получится у нас! (все)

(садятся на места)

Регулятивные УУД (самоконтроль)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнерами)

Мотивация к учебной деятельности.

Давайте вспомним, что значит учиться? Как добыть новые знания?

Где можно найти информацию?

Правильно, ребята. Желаю вам никогда не терять связь с книгами, ведь книга – это лучший друг.

Нужно все делать самому: узнать, что я не знаю и самому найти способ.

Книга.

Постановка цели и задач урока.

Отгадайте-ка загадку,

Кто учиться к нам пришел?

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне скажите без утайки…

Ну, конечно же…

(демонстрируется изображение Незнайки)

Правильно, ребята. А кто знает, из какой книги он к нам пришел?

(демонстрируется портрет Н.Н. Носова)

А какие еще произведения писателя вы знаете?

Чем они вам интересны?

Хорошо. Сформулируйте тему нашего урока. С чем мы будем сегодня знакомиться на уроке?

Молодец! А теперь какова цель нашего урока ?

Хорошо! Для достижения этой цели, какие задачи мы поставим перед собой?

Хорошо. Что еще?

Как мы будем с вами работать с текстом?

Какой еще вид работы с текстом мы можем делать?

Как мы завершим свою работу?

Ребята, что такое план урока?

Замечательно! Исходя из названных вами задач, Незнайка составил следующий план. Одобрим его?

Пусть он всегда будет у нас перед глазами (на доску крепится план урока)

Незнайка! (все)

- «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

Николай Николаевич Носов.

(ответы детей)

Они смешные и учат жизни.

С рассказами Николая Николаевича Носова.

Цель нашего урока «Познакомиться с жизнью и творчеством Николая Николаевича Носова».

Познакомиться с биографией писателя.

Познакомимся с его рассказами.

Составить план текста и пересказать его.

Оценим свою работу на уроке, поделимся впечатлениями.

Это последовательность наших действий на уроке.

Да.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД (целеполагание)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Изучение нового материала.

Для первого этапа работы предлагаю вам прочитать внимательно небольшую статью о писателе. Она у вас у каждого на столе. Самостоятельное чтение своим темпом.

Что вам запомнилось из прочитанного?

- Ребята, встретились ли вам незнакомые слова в тексте?

Какие?

Из какого источника информации мы можем узнать значения этих слов?

Хорошо. Давайте прочитаем значение слова «чернорабочий», «косарь», «юмор»

- Николай Носов написал много веселых произведений с забавными историями и смешными диалогами. И в каждом рассказе можно увидеть какую-то умную, нужную мысль. Что ж, первый пункт плана мы выполнили.

(дети читают)

(дети по очереди высказываются)

Да.

Чернорабочий, косарь, юмор.

Из толкового словаря.

(дети зачитывают значения слов из толкового словаря)

Познавательные УУД:

(умение работать с текстом)

(умение выделять существенное)

(работа со словарем)

Работа по теме урока.

А теперь переходим ко второму пункту нашего плана . Предлагаю поиграть. Давайте вспомним правила работы в группе (наглядный материал «Работа в группе») Соединитесь в группы по четыре (всего 6 групп).

Перед вами кубики с предложениями. Ваша задача соединить предложения в текст.

А что такое текст?

Правильно. Выполняем работу. Соединяем предложения в текст по смыслу.

Закончили? Сейчас я покажу вам картинки. Та группа, у которой текст подходит к картинке, зачитывает его, а остальные ребята должны догадаться, из какого рассказа Николая Носова этот отрывок. Готовы? Пора начинать знакомство с произведениями Николая Носова!

(слайд 1 иллюстрация к рассказу «Мишкина каша»)

(слайд 2 «Телефон» К. И. Чуковского)

Скажите, ребята, подходит текст 2 группы к теме нашего урока?

Почему?

Правильно! Продолжаем.

(слайд 3 «Телефон» Н. Н. Носова)

(слайд 4 «Наш каток»)

(слайд 5 «Живая шляпа»)

(слайд 6 «Затейники»)

(дети зачитывают памятку)

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

(работа в группах)

(сигнал к завершению работы)

(работа 1 группы)

(работа 2 группы)

Нет.

Потому что это произведение Корнея Ивановича Чуковского.

(работа группы 3)

(работа группы 4)

(работа группы 5)

(работа группы 6)

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД

(умение работать с текстом)

Физкультминутка.

Молодцы. Давайте отдохнем. Музыкальная пауза.

(презентация «Физкультминутка у жирафа»)

(дети самостоятельно проводят физкультминутку «У жирафа»)

Коммуникативные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)

Первичное восприятие текста.

Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на наш план урока. Второй пункт плана выполнен. Вы познакомились с отрывками из произведений Николая Носова.

Ребята, а кого называют затейниками?

Итак, затейник - это организатор веселья. Что такое затея?

Тогда давайте обратимся к учебнику . Страница 50. Приготовьтесь следить и слушать (Аудиозапись «Затейники»).

Как можно назвать услышанное чтение?

Что это значит?

С какой интонацией читал диктор?

(ответы детей)

(ответы детей)

Да.

(дети слушают весь текст рассказа из коллекции Аудиотека).

Выразительное.

(ответы детей)

Познавательные УУД

(умение работать с текстом)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Познавательные УУД (преобразование информации)

Анализ прочитанного текста.

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Как называли себя дети?

В какую игру они играли?

Кого изображали?

Почему игра прервалась?

Что вы можете сказать о ребятах?

Что вы им посоветуете?

Что показалось вам смешным в рассказе?

Чему учит рассказ?

Хорошо. Ребята, можно ли после прослушивания рассказа сразу приступить к составлению плана текста?

(ответы детей)

Нет, надо сначала самим прочитать рассказ, разбить его на логические части и затем озаглавить их.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Физкультминутка.

А сейчас давайте дадим нашим глазкам немного отдохнуть.

Буду, буду отдыхать,

Буду часто я моргать,

Вижу стол, пенал, тетрадь…

Чур, меня не отвлекать.

Кот Ученый на стене

И Незнайка на доске…

Посмотрю через забор

На учителя и пол.

Раз, два, три, четыре, пять…

Закрываю я глаза,

Спите, глазки, до утра.

Просыпаемся…

(внимательно выполняют задания учителя)

(моргают)

(находят взглядом предметы)

(локти на столе, пальчики рук соприкасаются мизинцами, создается «забор», дети смотрят сквозь него, затем на пальчики)

(локти на столе, ладошки скрещены, дети закрывают глазки для отдыха ладошками)

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

10.

Чтение текста детьми.

Давайте обратим внимание на третий пункт плана урока.

Хорошо. Давайте попробуем прочитать текст выразительно.

Ребята, дайте словесную оценку выразительного чтения одноклассников.

Молодцы! Мы справились с третьим пунктом плана. Что дальше?

Ребята, на сколько логических частей можно разбить текст?

Хорошо.

Выразительное чтение текста.

(читают с выражением хорошо читающие дети, остальные следят)

(дают словесную оценку)

Будем составлять план текста.

На четыре.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

11.

Составление плана рассказа.

Работаем в парах. Давайте вспомним правила работы в парах (наглядный материал «Работа в парах»).

- Что такое план текста?

Хорошо. На сколько частей мы разобьем текст?

Вам нужно озаглавить каждую часть и записать в лист «Затейника». А как нам озаглавить каждую часть?

- Хорошо. Приступаем к работе.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(дети зачитывают памятку)

Последовательность частей текста, связанных между собой по смыслу.

На четыре логических части.

Нужно найти главную мысль текста.

(работа в парах)

(дети зачитывают свой план)

(ответы детей)

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

12.

Домашнее задание.

Ребята, пересказ текста по предложенному вами плану предлагаю подготовить на следующий урок (пятая часть плана урока) Это будет вашим домашним заданием.

(дети записывают задание на дом)

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

13.

Рефлексия.

Итак, давайте подведем итоги нашего урока (игра с мячом). Какой была тема нашего урока? Цель урока?

Все ли мы выполнили, что запланировали?

Что нового вы узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке. Какую оценку бы вы себе поставили? Если «5» - поднимите красную карточку; если вы ставите себе оценку «4» - то желтую. Если вы не довольны своей работой, то зеленую (выборочно попросить дать словесную оценку ).

(ответы учеников)

(работа с цветными карточками)

(ответы детей)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Регулятивные УУД (самооценка)

14.

Итог урока.

Ну, что, ребята. Пришла пора прощаться с Незнайкой.

Встали красиво, задвинули стульчики.

Урок закончен.

Спасибо за урок!

Коммуникативные УУД

(согласованность действий с партнерами)