Памятью называется процесс. Ментальность и ментальные технологии. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение

Человек живет не только в мире образов непосредственно окружающей действительности, но и в мире образов- следов, сохраняющихся у него от прошлого опыта. Такие следы имеют различное происхождение и природу:

  • во-первых, в процессе эволюции в клетках ДНК и нервной системе накапливались и хранились следы прошлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение. Это биологическая , или видовая , память ;
  • во-вторых, люди пользуются прошлым опытом всего человечества. Это их историческая , или социальная , память . Образы прошлой жизни сохранились в виде наскальных рисунков, различных сооружений, игр, традиций. Основной и самой существенной формой исторической памяти является письменность. В совокупности письменных памятников разных эпох и народов отражено все прошлое человечества с момента его возникновения;
  • в-третьих, это индивидуальная , или психологическая , память , которая сохраняет следы, приобретенные в процессе индивидуальной жизни человека. Это знания, умения, ассоциации, личный опыт. Человек накапливает и использует их в нужный момент.

Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности. Если представить себе, что человек лишается памяти, это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он нс может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами. Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

Посредством памяти человек реагирует на сигналы или ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него. Образы памяти в отличие от образов восприятия относятся к представлениям.

Представления – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.

Представления памяти могут быть единичными и общими. Например, у человека есть представление дома, в котором он живет, и есть представление дома вообще. Чем богаче у человека общие представления в какой-либо области, тем более полно и адекватно он будет воспринимать реальные объекты. Представления функционируют в психике как процесс. Всякое новое восприятие ведет к изменению представления конкретного предмета.

Свойствами представлений памяти являются полнота и обобщенность. Полнота зависит от количества связей данного объекта с другими. Обобщение происходит на основе связывания каждого нового представления со старым. Задачи, которые встают перед человеком, не могут быть решены исключительно путем непосредственного использования представлений памяти, потому что новые задачи никогда не бывают точной копией предыдущих. Первые совпадают со вторыми только в общих чертах, поэтому человек каждый раз творчески преобразует представления памяти, а не воспроизводит их механически.

Механизмом образования представлений памяти служит создание и закрепление временных связей в коре головного мозга. Существует две теории, объясняющие физиологические процессы образования представлений памяти:

  • 1) согласно нейронной теории нейроны формируются в цепи (замкнутые круги), по которым циркулируют биотоки. Под их влиянием происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям;
  • 2) согласно молекулярной теории в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, предназначенные для записи и хранения информации.

Временные связи отражают реальные ассоциации предметов и явлений действительности.

Ассоциацией называется связь между различными объектами действительности и ее отражением в сознании, когда представление об одном объекте вызывает появление мысли о другом.

По характеру связей различают простые и сложные ассоциации. К простым ассоциациям относятся связи объектов по смежности (близость в пространстве или во времени), сходству (наличие общих или подобных черт), контрасту (наличие противоположных черт); к сложным – причинно-следственные, существенные смысловые связи. Память человека – не простое накопление информации в центральной нервной системе, а ее сложная организация, которая обеспечивает отбор, сохранение нужных следов и стирание ненужных.

Родоначальником научной психологии памяти по праву считают Г. Эббингауза .

Память как психический процесс составляют мнемические действия и операции . Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Основу запоминания составляют связи, объединяющие запоминаемый материал в смысловое целое. Установление смысловых связей – результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Сохранение – это процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи.

Воспроизведение – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Относительно простой формой воспроизведения является узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту посредством установления сходства между воспринимаемым объектом и образом, закрепленным в памяти.

Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает без специальной задачи на актуализацию и без усилий со стороны человека. Наиболее распространенным механизмом являются ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями или действиями. Произвольное воспроизведение осуществляется как сознательный, преднамеренный процесс актуализации прошлых образов.

Если в процессе воспроизведения встречаются затруднения, оно переходит в припоминание.

Припоминание – это активный, волевой процесс, осуществляемый как развернутая мыслительная деятельность.

В процессе припоминания человек отыскивает или достраивает необходимые промежуточные звенья, производит их отбор и оценку с точки зрения требуемой задачи.

пример

Типичным примером припоминания служит построение учеником устного ответа. Зная природу и структуру припоминания, учитель может оказывать ученикам (в случае, если у них возникают затруднения) помощь в виде подсказки, восстанавливающей ассоциативную связь. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что было запечатлено в памяти. Всегда имеет место преобразование, перестройка информации в конкретной зависимости от задачи деятельности, понимания материала и его значимости для субъекта.

В памяти сохраняется множество образов и представлений, отражающих события жизни человека, его знания, навыки и умения. Но сохраняются не все образы, некоторые из них забываются.

Забывание – это процесс памяти, обратный сохранению, который заключается в потере возможности воспроизведения, а иногда даже и узнавания ранее запомненного.

Наиболее часто забывается то, что незначимо для человека, не связано с его актуальной деятельностью. Забывание может быть частичным или полным. При частичном забывании воспроизведение осуществляется нс полностью или с ошибками. При полном забывании объект не воспроизводится и не узнается.

Время, в течение которого человек не в состоянии воспроизвести забытый материал, может быть разным. По этому критерию выделяют временное и длительное забывание. Первое характеризуется тем, что человек не может вспомнить что-либо в нужный момент, второе – тем, что он нс вспоминает материал в течение долгого времени. Стирание следов как механизм забывания происходит при отсутствии подкрепления временных связей и их угасании.

Многие люди жалуются на свою память, считают ее неразвитой, плохой по причине того, что многое забывают. Они не правы в отношении своей памяти, потому что без забывания функционирование нормальной здоровой памяти невозможно. Человек не может помнить все, что с ним происходило в прошлом. Как отмечал У. Джеймс, "если бы мы помнили решительно все, то были бы в таком же безвыходном положении, как если бы нс помнили ничего".

Одна из современных гипотез заключается в предположении, что на самом деле все прошлое человека закодировано в его мозге. Исследования по "раскодированию" такой информации в состоянии гипноза частично ее подтверждают.

  • Эббингауз Герман (1850–1909) – немецкий психолог и философ, учился н университетах Германии, Англии и Франции (история, филология, философия, психофизика, психология). Один из именитых основателей классической экспериментальной психологии в научном направлении, не принадлежащем к психофизиологической методологии экспериментов школы В. Вундта. С 1880 г. – приват-доцент и профессор в Берлине, с 1894 г. – профессор в Бреслау, с 1905 г. – в Галле. Авторски разрабатывая экспериментальные методики, впервые систематически изучал психологию памяти (метод бессмысленных слогов и сохранения, процесс заучивания, фактор края, кривая забывания и др.). Основные труды: <<0 памяти" (1885); "Очерк психологии" (1908); "Основы психологии" (1902–1911).

6. Процессы памяти.

Память - психофизиологический процесс:

Осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;

Выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

Процессы памяти

Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса.

Первый из них - это запоминание и кодирование , в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.

Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.

Третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

И есть еще один процесс:

Забывание.

Запоминание - удержание материала в памяти. З. - важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. В случае непроизвольного З. человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате З. носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость З. от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), непроизвольное З. оказывается значительно более успешным, чем когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи: ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному З. Произвольное З. является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств З., а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида З. является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного З. относятся составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное З. продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом. Важную роль среди механизмов З. играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего произвольного З. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является безусловно необходимым для долговременного З., в частности его роль существенно снижается при З. жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференцируются, обобщаются и перекодируются. Сохраняемый сознанием опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится только то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

О сохранении информации и её видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти – узнаванию и воспроизведению.

Узнавание и воспроизведение.

Узнать – это опознать: узнавание – акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Всякое восприятие, как акт познания, заключает в себе в более или менее скрытом виде соотнесение, сопоставление возникающего в восприятии образа с предметом. Когда в сознании репрезентирована не эта деятельность, а её результат, налицо восприятие, когда на передний план в сознании выступает эта деятельность, весь процесс представляется как узнавание. (Особенно деятельность соотнесения и сопоставления представлена в ощупывании; поэтому ощупывание предмета обычно легко переходит из плана восприятия в план узнавания.)

Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Я прохожу по улице, думая о чём-то, но вдруг я машинально кланяюсь, лишь после припомнив, кто этот встретившийся мне человек. На надлежащем месте я, опять-таки автоматически, совершенно не думая об этом, сворачиваю вправо или влево по направлению к дому. Внешние впечатления автоматически регулируют мои действия. Я узнаю дорогу, поскольку я иду в надлежащем направлении, и моё узнавание в данном случае заключается именно в надлежащих действиях. Такое узнавание в действии возможно без узнавания в виде сознательного отожествления нового восприятия с предшествующим.

Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Я могу чувствовать, что этот предмет не тот или что слово, которое мне подвернулось, не то, которое я ищу, но вместе с тем я не в состоянии определить этот предмет или назвать нужное слово. Только по отношению к этому виду узнавания может быть применимо объяснение, которое В.Вундт выдвигал для узнавания вообще, когда утверждал, что мы узнаём вещи не столько по их признакам, сколько по тем чувствам, которые они в нас возбуждают; вслед за моторными реакциями или одновременно с ними в узнавании начинают играть роль эмоциональные моменты, которые создают как бы эмоциональные обертоны сознания.

Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Предмет, данный мне сейчас в одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отожествляется с предметом, данным ранее в другом контексте. Такое узнавание по существу предполагает оформленность восприятия в понятии. Оно в свою очередь может совершаться на различных уровнях и на различном основании. Но это всегда уже более или менее сложный познавательный акт.

Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия (в отличие от репродукции представлений) и вместе с тем оно в своей развёрнутой форме – акт мышления. Оно упирается в восприятие, с одной стороны, и в мышление – с другой. Сам процесс узнавания может протекать по-разному: в одних случаях он совершается на основе представлений или воспоминаний о конкретной ситуации, в которой был в прошлом воспринят этот или аналогичный предмет; в других – узнавание носит генерический характер, опираясь на понятие о соответствующей категории предметов; первый способ – по данным исследования Ф.С.Розенфельд – особенно часто встречается у маленьких дошкольников.

Воспроизведение – воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие.

Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это – активный волевой процесс. Припоминая что-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации.

Припоминание требует сосредоточенности внимания, оно совершается иногда с большим трудом. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание – это произвольное преднамеренное воспроизведение: человек заранее имеет цель вспомнить и для этого применяет усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой. Основой его являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве, в некоторых случаях также ассоциации по сходству и контрасту.

Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное восприятие протекает без промежуточных ассоциаций (например, так воспроизводится заученная таблица умножения). При опосредованном восприятии человек опирается на промежуточные ассоциации – слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.

Забывание.

Наряду с вышеперечисленными процессами не менее важным, необходимым и естественным является забывание. Оно выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании или воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей.

Забывание полезно и органически связано с формированием опыта личности. Все те сведения, которые не актуальны, не повторяются, не воспроизводятся человеком даже во внутреннем плане, должны забываться. Без забывания в сознании сосуществовали бы рядом как личностно значимые, так и случайные сведения, как правильно, так и неверно заученные знания. Неприятные, тяжёлые эмоциональные переживания были бы постоянно в сознании, угнетая нормальную жизнь человека.

Основатель психоанализа З.Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространённых механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не работает.

Примерами мотивированного забывания, по З.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Закономерности протекания забывания.

1. Забывание протекает по времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идёт медленнее.

2. Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление носит название реминисценции. Её сущность заключается в том, что последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала.

3. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком.

4. Забывание протекает быстрее, если материал не интересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями.

5. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объёма материала и степени трудности его усвоения.

  • Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат
  • 6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • 7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • 8. Методология и методы психологического исследования.
  • 9. Классификация методов психологического исследования (по б.Г. Ананьеву и др.).
  • 10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • 7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • 1 Стадия.
  • Определения
  • 12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • 13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • Индивид
  • Третичные свойства.
  • 14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • 15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • 16. Категория общения в психологической науке.
  • 1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • 2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • 3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • 4. Активное слушание.
  • 5. Получение утвердительных ответов.
  • 6. «Нога в двери».
  • 7. Техника Франклина.
  • 8. Негативное самооценивание.
  • 9. Техника айкидо.
  • 17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • Эмпирические характеристики ощущения.
  • 1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • 3) Модальностные характеристики.
  • 4. Интенсивностные характеристики
  • 18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • 1. Пространственные характеристики:
  • 2. Временные характеристики:
  • 3. Модальность и интенсивность.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • 21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • 3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • 22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • Виды речи.
  • Функции речи.
  • 23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • 24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • 25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • Первичные характеристики.
  • Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • Мышление как процесс.
  • 26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • Материал лекции т.И. Сытько.
  • 29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • 30. Творческое мышление. Креативность.
  • 31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • Типы внимания.
  • 32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • Основные направления исследования интеллекта
  • 33. Описание структуры интеллекта.
  • Определение интеллекта.
  • Теории интеллекта
  • 34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • 35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • 37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • Функции потребностей.
  • Классификации потребностей.
  • 38. Мотивация и мотивы.
  • Структура мотива.
  • Характеристики мотивов.
  • Функции мотивов.
  • Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • 39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • 40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • 41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • 42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • 2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • Способы описаний психических состояний в психологии.
  • Общая структура психического состояния.
  • Функциональный анализ психического состояния.
  • 43. Теории темперамента.
  • 45. Направленность личности: формы направленности.
  • 46. Характер: структура характера.
  • 47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • 48. Теории личности. Структура ответа.
  • 49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • Структура самосознания личности.
  • Функции и процессы самосознания.
  • О механизмах самосознания.
  • Этапы развития самосознания.
  • О структуре самосознания.
  • О функции самосознания.
  • 50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • 51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • 52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

    Память – это сквозной психический процесс. Сквозной означает то, что он присутствует на всех уровнях психического отражения и без памяти невозможно существование другого процесса. Определение памяти дается через процессы памяти.

    Память – это интегральная следовая форма психического отражения, заключающаяся запоминание, сохранение и последующим воспроизведение человеком своего опыта. В этом определении представлены все процессы памяти, но пропущено забывание.

    Основные процессы памяти.

    Запоминание – это процесс ввода информации в память. Обычно оно присутствует в трех формах. Первое – это запечатление, которое представляет собой быстрое, прочное введение информации. Запечатление происходит в результате однократного предъявления. Обычно запечатлевается эмоционально значимая информация, окрашенная яркими переживаниями, нужная человеку для построения его жизни.

    Непроизвольное запоминание – как вторая форма запоминания происходит автоматически и человеку не надо для этого прилагать никаких усилий. Экспериментально было установлено, что если человек занимается какой-либо деятельностью, то он автоматически фиксирует в памяти именно тот материал, который нужен для выполнения этой деятельности.

    Третья форма – произвольное запоминание , которое часто заменяют термином мнемическая деятельность. Именно произвольное запоминание является высшей формой памяти. Для произвольного запоминания человек может использовать следующие приемы: Группировка, которая используется в связи с разделением запоминаемого материала на группы. Выделение опорных пунктов в запоминаемом тексте, которое чем-то напоминает маркировку содержания абзацев. Структурирование, которое помогает расположить части изучаемого материала в определенной последовательности. Мнемотехнические приемы. Например, метод мест. Перекодирование как прием непроизвольного запоминания заключается в представлении информации в образной форме. Достраивание позволяет связать фрагменты текста или информации со своим непосредственным опытом, и в этой связи прочнее его запомнить. Ассоциирование применяется для запоминания лиц и людей.

    Произвольное запоминание наиболее продуктивно, так как это деятельность, преследующая определенную цель. Студенческая сессия – это марафон на произвольное запоминание.

    Факторы, влияющие на запоминание.

    1. Установка. Существуют разные варианты установок: запомнить надолго, запомнить до экзамена, запомнить в основном, запомнить буквально, запомнить основные мысли и так далее. Основная особенность установки – она должна быть четкой, позитивной, бодрящей. Вроде бы мелочь, но экспериментально установлено, что наличие установки очень облегчает процесс запоминания.

    2. Объем материала. Как ни странно, но лучше запоминать материал большими объемами. Объемный материал запоминать трудно, но вспоминается больше. Учить нужно не абзацами, а параграфами. При воспроизведении выстраивать логически и прослеживать связующие формы.

    3. Осмысленность запоминаемого материала. Для взрослого человека приоритетна логика и мышление, поэтому запоминается только осмысленный, понятый материал. Механическое запоминание совершенно не осмысленное и не характерно для взрослого человека.

    4. Эффект «края», или «краевой эффект памяти. Суть в том, что начало и конец любого материала запоминается лучше. Часто этот эффект используют при написании учебников. В этом варианте информация будет повторена трижды. Это не для того, чтобы студент понял, а для того, чтобы запомнил.

    «Краевой эффект» памяти состоит еще в том, что информация о незнакомом человеке лучше. О знакомом человеке мы лучше запоминаем последнюю информацию.

    5. Распределение во времени. Суть в том, что материал лучше запоминается не концентрированно, а распределено. Сначала делаем первый подход к материалу информации, потом второй, а потом третий. Все подходы через промежуток в 24 часа.

    6. Окружающая обстановка и местоположение . Человек устроен таким образом, что в какой ситуации он воспринимает информации, в той ему лучше и воспроизводить. Например. Если студент готовиться к экзамену лежа, то и сдавать ему лучше в такой же позиции.

    7. Фактор повторения. Во время повторения важно оторваться от текста и не подглядывать. Иначе при воспроизведении материала будет требоваться «опора для глаз». Воспроизведение должно быть свободным. Прочитал, выделил опорные пункты и рассказал. Важно, чтобы глаза не искали текст, не упирались в него. Хорошо писать шпаргалки. Это дает возможность в маленьком ресурсе излагать большой объем информации.

    8. Концентрация внимания. Когда мы вводим информацию – часто бываем, рассеяны, нам трудно сосредоточиться и удержать внимание на выбранной теме. Только при полной концентрации внимания можно получить при запоминании положительный результат. Для усиления концентрации также используются различные приемы.

    Сохранение - как второй процесс памяти. Это процесс динамический, если информация введена в память, это не означает, что она там просто лежит мертвым грузом. С поступившей информацией всегда происходят преобразования. Именно процесс сохранения информации предполагает самостоятельную жизнь материала, введенного в память. Выделяют способы организации введенной информации. Например. Происходит построение когнитивных карт . Когниция – это мышление, связь с разумом. Построение когнитивных карт заключается в том, что выстраивается пространственная организация материала, устанавливаются близкие и отдаленные темы и понятия. Эти понятия – близкие по смыслу. Другие понятий – противоположные по смыслу. Так происходит выстраивание системы понятий, которое может быть схематически изображено. В свое время Леонардо да Винчи использовал построение и рисование этих когнитивных карт. Таким образом, в нашей памяти этот материал по системе ассоциирования выстраивается в определенные потоки.

    Другой способ – это ассоциативная организация материала. Ассоциация означает связь, соединение. Она предполагает группировку. У нас бывают ассоциации по пространственной смежности. Или ассоциации по временной смежности. А так же по схожести признаков, причинно-следственные, по контрасту и так далее.

    Третий способ организации материала называется иерархическим . Это означает выстраивание ряда видовых отношений, то есть выделение общих, или частных категорий.

    Вся эта организация памяти связана с работой интеллекта. Эта бессознательная обработка материала.

    Психологи задавались вопросом: Сколько времени информация сохраняется в памяти? Ответить на этот вопрос в настоящее время достаточно сложно. Есть взгляд, что материал сохраняется всю жизнь. Под гипнозом у человека удается вызвать рудиментарные рефлексы, которые есть у новорожденного ребенка, а потом проходят. Когда делают операции на головной мозг, человек может видеть картинки из прошлого. Так было установлено, что в уме хранится много самой разнообразной информации. Вывод: наша память устроена так, что информация не забывается.

    Каждый человек имеет интеллектуальные накопления, а потом выдает это за свой образ мысли. Именно из набранных комбинаций идет выстраивание собственных мыслей. Бывают два типа хранилища. Эпизодическое хранилище , где хранятся как в альбомах эпизоды нашей жизни. И есть семантическое хранилище , там хранятся правила языка, правила математических операций, интеллектуальные структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит объяснительным каркасом.

    Когда мы были маленькими, у нас не было речи, а впечатления были. Эти впечатления хранятся в семантической памяти, как в библиотеке, но как бы утрачен пароль, к ним нет доступа. Волевыми усилиями нам доступна информация только того периода, когда мы уже владели речью.

    Психоанализ использует приемы для того, чтобы поднять эти воспоминания, и вызвать реакции из эпизодической детской памяти. Этот материал энергетически очень насыщенный. И так, мы можем влиять только на введение и извлечение информации, а что с ней происходит не ясно.

    Забывание – как процесс памяти. Это очень необходимый процесс для работы памяти. Это процесс исключения информации. Человек в этом процессе начинает обобщать и уходить от мелких, незначительных деталей. Также забывание необходимо для того, чтобы справиться с травматическими ситуациями в своей жизни.

    Итак, забывание необходимый процесс и на него так же влияют некоторые факторы. Первое – возраст . С возрастом человек прекращает впускать информацию, потому что голова уже достаточно перегружена. Человек как бы отграничивается от стимулов внешней среды. Есть исследования, которые доказывают, что когда человек перестает воспринимать информацию из внешнего мира и концентрируется на своем внутреннем мире, он начинает вырастать в мудрости. Внутри уже все есть для этого, надо только в это поверить.

    Второе – характер информации . Человек забывает ту информацию, которая не используется. Очень сильно влияет на забывание характер предшествующих и последующих событий. Например. Если вас выбили из колеи, а вы пришли что-то учить, то это не получится. Или, если вы что-то выучили, но произошло какое-то экстремальное событие, то эта информация тоже может стереться.

    Существует такая форма забывания – как активное забывание . Это явление исследует психоанализ, называя его вытеснением . Здесь речь идет о том, что забывание бывает мотивировано. В тех случаях, когда человек не может справиться с какой-то травматической ситуацией, психика убирает эту информацию из поля сознания, вытесняет.

    Воспроизведение – последний процесс памяти, который предусматривает воссоздание сохраненного в памяти материала. Выделяют разные формы. Узнавание – это актуализация материала с опорой на предмет. ТО есть в поле зрения появляется какой-то предмет и человек начинает присматриваться к нему, пытаясь узнать. В узнавании обязательно присутствует объект.

    Собственно воспроизведение – это тогда, когда от нас требуется дать ответ на основе собственной памяти.

    Припоминание . В случае припоминания у человека есть уверенность, что он знает, но никак не может припомнить и воспользоваться этой информацией. Припоминание может быть мучительным и болезненным процессом, потому что есть информация, есть в ней потребность, но нет доступа к этой информации. Чтобы актуализировать припоминание, используют два приема. Во-первых, делается попытка выстроить ассоциативные связи и по ним осуществить припоминание. Во-вторых, можно просто прекратить процесс припоминания, и необходимая информация сама всплывет в памяти.

    Подготовка на экзамене . После того, как вытащен билет, рекомендуется писать все, что приходит в голову по ассоциациям. Делаются наброски, а потом материал логически упорядочивается. Далее необходимо слушать то, что отвечают другие и вписывать это в свой ответ, взяв то, что необходимо. Именно то, что отвечают другие студенты, может стать опорой для припоминания, это освежает собственную память.

    К основным процессам памяти относят запоминание (запечатление), сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.

    Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ранее полученными знаниями.

    Запоминание всегда избирательно. Оно может существовать на основе представлений, воспроизведенных и переработанных образах объектов, которые воспринимались в прошлом. В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер припоминания прошлого опыта. Принято выделять осмысленное и механическое запоминание. Механическое запоминание осуществляется без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание статистических данных, исторических дат. Для усвоения необходимо неоднократное повторение. В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Различают запоминание на основе поставленной цели: произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное). Экспериментально доказано, что всякое запоминание, в том числе непроизвольное, есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Запоминается то, на что направлено действие и внимание человека.

    Был проведен эксперимент: испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке кроме предмета было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их не видели. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не запоминались предметы на карточках.

    Описанные факты убедительно доказывают, что простая смежность событий (картинки и числа) сама по себе не обеспечивает однозначных результатов запоминания. Все дело в том, какова установка человека в работе с материалом. Разумеется, одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам, запоминание у разных людей всегда преломляется через прошлый опыт и индивидуальные особенности. Это означает, что говоря о зависимости запоминания от деятельности, необходимо рассматривать любое действие человека в личностном контексте, то есть в связи с особенностями мотивов, целей и способов его достижения.

    Сохранение и забывание необходимо рассматривать как два взаимосвязанных процесса, противоположных по результату последующего воспроизведения информации, при этом идущих практически параллельно.

    Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности воспроизведения того, что только сейчас или раннее запомнилось.

    Позитивная функция забывания состоит в том, что оно не допускает перегрузки памяти. «Очень хорошо, что человек многое забывает и его мозг снова освобождается для восприятия новых знаний», - писал А. Амосов. Негативным забывание становится тогда, когда память стирает целые блоки информации, необходимые для нормальной плодотворной жизни.

    Если испытуемым предложить два задания и одно из них позволить довести до конца, а другое прервать, то оказывается, что впоследствии они почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Данный феномен был назван эффектом Б. В. Зейгарник или эффектом незавершенного действия. Человек также непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает наиболее актуальным его потребностям.

    Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого, с другой - повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

    Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что стоит помнить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности. Сохранение в памяти прошлого оказывается тесно связанным с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится намного лучше того, что оставило безразличным.

    Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту.

    Узнавание может происходить в разных формах. Самая элементарная - автоматическое узнавание в действии, которое проявляется как адекватная реакция на раздражитель. Вторая форма узнавания связана с чувством знакомости без отождествления узнанного предмета с раннее воспринятым. Третьей формой узнавания является отождествление предмета с ранее знакомым, но в другом контексте. Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия и вместе с тем в своей развернутой форме оно - акт мышления.

    Воспроизведение - процесс памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений.

    В отличие от узнавания воспроизведение представляет собой более сложную форму мнемической активности. Воспроизведение может совершаться непроизвольно на основе ассоциативного механизма, а также на основе установки на воспроизведение, превращаясь в сознательный процесс воспоминания или в случае затруднения - припоминания. В воспроизведении существенную роль играет мыслительная деятельность, направленная на сопоставление, умозаключение, проверку.


    В кратковременной памяти участвуют структуры гиппокампа и лимбической системы мозга. Это связано с реализацией этими нервными образованиями функции различения новизны сигналов и считывания поступающей афферентной информации на входе бодрствующего мозга. Реализация феномена краткосрочной памяти практически не требует и реально не связана с существенными химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах, так как для соответствующих изменений в синтезе матричных (информационных) РНК требуется большее время.

    Несмотря на различия гипотез и теорий о природе краткосрочной памяти, исходной их предпосылкой является возникновение непродолжительных обратимых изменений физико-химических свойств мембраны, а также динамики медиаторов в синапсах. Ионные токи через мембрану в сочетании с кратковременными метаболическими сдвигами во время активации синапсов могут привести к изменению эффективности синаптической передачи, длящейся несколько секунд.


    Механизм долговременной памяти

    Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти ) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.

    Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют и изменения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. В основе пластических химических изменений в синаптических структурах лежит взаимодействие медиаторов, например ацетилхолина с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na+, K+, Са2+). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Установлено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающей ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают существенные нарушения памяти.

    Возможной основой долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белковые вещества, специфический белок S-100. К таким пептидам, стимулирующим, например, условно-рефлекторный механизм обучения, относятся некоторые гормоны (АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.).

    1) Запоминание (запечатление)

    Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание зависит от свойств, интересов, знаний личности.
    На результативность и стратегию запоминания влияют о бъем материала, степень его однородности и последовательность запоминания .

    Для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используется две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократных повторов (насыщенное). Поэтому можно говорить о разной длительности запоминания: краткосрочное, оперативное и длительное.

    По степени активности протекания процесса принято выделять 2 вида запоминания:
    а) преднамеренное (произвольное);
    б) непреднамеренное (непроизвольное).

    Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.
    Произвольное запоминание — специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

    При изучении запоминания используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Так как продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, то эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говоря об осмысленном или механическом запоминании.

    Механическое запоминание — это многократное повторение материала.
    Осмысленное запоминание — это связывание материала с прошлым опытом.

    2) Сохранение

    Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем.
    Сохранение — это более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений.

    Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого материала, с другой — повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме. Определенное время сохранения опыта дает возможность обучения.

    Прочность сохранения предохраняет от забывания.

    3) Воспроизведение (вспоминание)

    Воспроизведение — это появление в поле сознания образа объекта без повторного этого объекта.

    В результате этого процесса информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах.

    По объему воспроизведенной информации разделяется на полное или неполное (частичное) воспроизведение .
    По степени активности протекания процесса выделяют произвольное воспроизведение (т.е. целенаправленное; может происходить легко или с затруднениями) и непроизвольное воспроизведение (образы возникают сами собой, например, ассоциации).
    По величине отсрочки между запоминанием и воспроизведением последнее подразделяют на непосредственное и отсроченное воспроизведение .
    В зависимости от характера целей (намеренность или ненамеренность) выделяют прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание ).

    Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия. Является генетически более ранним проявлением памяти.

    Узнавание имеет большое жизненное значение. Оно всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

    Точность и скорость узнавания зависят от знакомости и осмысленности материала: знакомый материал узнается точнее, а осмысленный - быстрее.

    Если в процессе воспроизведения возникают трудности, то идет процесс припоминания.
    Припоминание — это умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Связано с необходимостью волевых усилий.

    Достижение поставленной цели вспомнить что-либо осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Причем использование промежуточных звеньев носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем в каком отношении к нему находится то, что ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит.


    Ученые выявили особенность этих процессов: объем припоминания меньше, чем объем узнавания.
    Качество памяти определяется воспроизведением. Успешность воспроизведения — это умение восстанавливать связи о тексте и в нем.

    4) Забывание

    Забывание — это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Впервые это явление исследовал немецкий психолог Герман Эббингауз.

    Основные факторы забывания — это время и степень активности использования имеющейся информации (т.е. забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).
    Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше.

    Забывание неравномерно. В течение первых 5 дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней.
    Забывание подразумевает потерю возможности воспроизведения, а иногда и узнавания раннее запомненного. Наиболее часто забывается не значимое.

    Забывание может быть частичным или полным .
    Частичное забывание — это невозможность воспроизвести информацию, но возможность узнать ее (информация кажется знакомой).
    Полное забывание — материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

    Так же забывание может быть временным или длительным .
    Забывание зависит от времени. Особенно интенсивно оно протекает сразу после заучивания, а потом оно замедляется.

    Классификация памяти по объекту запоминания:

    1) Образная память

    Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а так же звуки, запахи, вкусы, т.е. это память на раннее воспринятое через .

    Суть в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем со временем эти различия могут углубляться.
    Используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма. Образная память ярче проявляется у детей и подростков.

    2) Эмоциональная память

    Эмоциональная память — это память на чувства, эмоции, настроение.
    Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок.

    Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные чувства выступают в виде сигналов либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызванных в прошлом отрицательным переживанием. Поэтому эмоциональная память имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

    3) Двигательная (моторная) память

    Двигательная память — это запоминание, хранение и воспроизведение различных движений.

    Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы и письма. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Двигательная память у ребенка возникает к первому месяцу жизни.

    4) Словесно — логическая память

    Словесно — логическая память — это запоминание и воспроизведение наших мыслей.
    Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, мы помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической. Главная роль отводится второй сигнальной системе, поэтому этот вид памяти специфически человеческий, в отличии от других видов.

    Одной из основных характеристик словесно — логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

    Классификация памяти по степени волевой регуляции:

    1) Непроизвольная память

    Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.
    Непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа, и которая для человека имеет большое значение.

    2) Произвольная память

    Произвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется при наличии задачи, а так же волевых усилий.
    Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели.


    Классификация памяти по продолжительности сохранения информации:

    1) Мгновенная (иконическая, сенсорная) память

    Мгновенная память – это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.

    2) Кратковременная память

    Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
    Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что — либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения).

    Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограниченно. Как установил Миллер, оно измеряется в структурных единицах и равно 7 ± 2 . Эта величина изменяется с возрастом.

    Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.
    Обобщение, схематизация наглядность – естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение.

    3) Оперативная память

    Оперативная память — это мнемический процесс, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Т. е. это процесс, обуславливающий существующую ситуацию («память сейчас»).
    Примером может служить ситуация, когда мы удерживаем «в уме» промежуточные ответы в задаче.

    Включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней). Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти.

    4) Долговременная память

    Долговременная память — это вид памяти, характеризующийся длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала в течение неограниченного срока.
    Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется с помощью волевых усилий. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет кратковременная память. Достигается путем повторения.
    Объем долговременной памяти принято считать бесконечным.

    5) Генетическая память

    Генетическая память — это вид памяти, который обусловливается механизмом наследственности и выражается в инстинктах, рефлексах.
    Генетическая памятьстала выделяться исследователями сравнительно недавно. Биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.

    Информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.

    Классификация памяти по степени осознаваемости:

    1) Эксплицитная (осознаваемая) память

    Эксплицитная память — это память с осознанием предмета запоминания.
    Она проявляется уже на втором году жизни. Этот вид памяти требует сознательной попытки вспомнить что-либо, усвоенное ранее.

    2) Имплицитная (бессознательная) память

    Имплицитная память - это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.
    Действие имплицитной памяти проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно импицитно усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со следом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим. При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается.


    Имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от зрительной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния.
    Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства знакомости. Показано, что оценка стимулов как «знакомых» или как «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве, причем само оно может быть неосознаваемым.

    Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления.

    Например, Левики предлагал испытуемым серию фотографий с изображением женщин с длинными и короткими волосами. Демонстрация фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождалась рассказом об их доброте. В тестовой серии испытуемых просили вынести суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся женщины: испытуемый оценивал последнюю как добрую, если у нее были длинные волосы.

    Эффекты и феномены памяти

    1) Специально выделяется феномен реминисценции - это отсроченное непроизвольное воспроизведение. Реминисценция означает, что воспроизведение заученного материала со временем не ухудшается, а, наоборот, улучшается. Это связано с осознанием информации (плохо осмысленное через время становится осознанным).
    Реминисценция зависит от качества предварительного обучения. Чаще всего она возникает при запоминании большого по объему количества материала. Опыты показали, что данное явление чаще встречается у детей, чем у взрослых.


    2) Если испытуемому предложить ряд стимулов для заучивания, а затем попросить его воспроизвести эти стимулы в произвольном порядке, то вероятность воспроизведения первых и последних стимулов будет выше, чем стимулов, расположенных в середине ряда. Этот феномен получил название «эффект первичности и недавности» .

    3) Блюма Вульфовна Зейгарник, советский психолог, основательница советской патопсихологии, открыла эффект памяти, названный эффект Зейгарника.

    Эффект Зейгарника подразумевает, что лучше запоминается незавершенный — прерванное действие.
    Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

    4) В 1885 году немецкий ученый Г. Эббингауз открыл кривую забывания , на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени.

    Чтобы провести эксперимент, он придумал списки псевдослов, образованных двумя согласными и одной гласной (ZAC, BOK, SID). Выучив несколько списков, он проверял, сколько слов из каждого списка будет воспроизведено через 20 минут, 1 час, 7–9 часов, 1, 2, 6 и 31 день.
    В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через 6 дней в памяти остается 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается и через месяц.

    Величину, дополнительную к числу правильно воспроизведенных слов, Эббингауз назвал индексом забывания и построил знаменитую кривую забывания, которую можно было бы назвать кривой воспроизведения.

    Нарушения памяти

    1. В основе нарушений памяти могут лежать самые разные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относятся к ряду амнезий.

    Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить раннее приобретенные знания.


    Так, одним из наиболее исследованных расстройств непроизвольной памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Это называется фиксационной амнезией . Такие больные могут правильно называть события из своего детства, прошлой жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня.

    Расстройства памяти бывают не только на текущие события, но и на прошедшие. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, т.е. они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Это явление называется прогрессирующей амнезией.

    Зигмунд Фрейд , австрийский психоаналитик и психиатр, однажды заметил очень интересное явление, которое назвал амнезией детства.
    Амнезия детства — это феномен психики, который состоит в том, что взрослый человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.

    В ходе своих исследований Фрейд обнаружил, что его пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Он полагал, что это результат подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребенком в отношении своих родителей. Но это не объясняет то, что происходит полное забывание первых лет жизни, а не частичное (связанное с сексуальными или агрессивными ощущениями). При этом, если воспоминание очень яркое, эмоционально окрашенное, то оно может сохранится в памяти до более позднего периода жизни.

    Более вероятной причиной данного процесса является огромное различие между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям и схемам (он – такой-то человек, это такая-то ситуация), а маленькие дети кодируют свои переживания не приукрашивая их, не связывая со смежными событиями. После того как ребенок начинает усваивать связи между событиями и делить события по категориям, ранние переживания теряются.

    2. Г ипомнезия — это ослабления памяти, возникающие с возрастом или как следствие какого-либо заболевания головного мозгового (атеросклероза мозговых сосудов, травм, опухолей, интоксикаций и т.д.).

    Дефицит памяти в таком случае распространяется преимущественно на текущие события в настоящем, а также на информацию справочного характера (даты, имена, лица и тд.). Так, например, на первой стадии гипомнезии пациенту при прочтении книги необходимо постоянно возвращаться на предыдущую страницу, чтобы восстанавливать в памяти ход повествования. В дальнейшем больной испытывает сложности при вспоминании событий и данных из прошлого опыта.

    Чаще всего гипомнезия возникает в результате органического поражения мозга различного характера – при травмах, сосудистой патологии, а также при острой или хронической интоксикации. Кроме того, гипомнезия может наблюдаться и у здоровых людей как следствие переутомления или сильных переживаний.

    3. Гипермнезия — это аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями.

    Как правило, носит врожденный характер. Гипермнезия заключается в особенности запоминать информацию в большем (чем в норме) объеме и на более длительный срок. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения.

    4. Парамнезия — это ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

    При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. При развитии этой патологии человек не может достоверно вспомнить те или иные события из прошлой жизни. Могут появляться ложные предположения, которые фиксируются вместо истинных событий.

    Теории памяти

    Биохимическая теория памяти

    Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания.

    На второй ступени - собственно биохимической - происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Под влиянием раздражителя в нервных клетках происходят химические изменения. Клетки РНК и ДНК изменяются из-за химической реакции, которая лежит в основе процессов памяти.
    Таким образом, ДНК является носителем генетической памяти, а РНК — носитель индивидуальной памяти.
    Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.


    Ассоциативная теория памяти

    Суть ассоциативной теории состоит в том, что наш мозг перед запоминанием информации ее классифицирует, чтобы стало возможно создать ассоциативные связи. Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.

    Гештальт-теория памяти

    Исходным понятием является не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — . Процессы памяти определяются формированием гештальта.

    Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов.

    Яркой представительницей данного направления была Б. В. Зейгарник, которая открыла эффект памяти, названный в ее честь.

    Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание и воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

    Мнемотехники

    Мнемотехники — специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.

    Приемы и методы запоминания:

    1. Буквенный код — образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
    2. Ассоциации — метод, подразумевающий нахождение ярких ассоциаций к запоминаемой информации.
    3. Рифмы — создание рифм или небольших стихотворений, в которые включен материал для запоминания.
    4. Созвучие — запоминание терминов или иностранных слов с помощью уже знакомых созвучных слов.
    5. Метод римской комнаты — это присвоение объектам, которые мы хотим запомнить, отдельные места в хорошо знакомой нам комнате.


    Если вы интересуетесь развитием памяти, изучением иностранных языков, то я вам советую просмотреть данное видео. В этом ролике вам расскажут, как применять метод римской комнаты на практике. Если видео оказалось полезным, то смело подписывайтесь на этот канал и развивайте память!

    Качество запоминания зависит от многих факторов:
    1. отношения личности к деятельности, которая связана с запоминанием;
    2. эмоционального настроя;
    3. степени активности умственной работы;
    4. установки;
    5. степени завершенности деятельности;
    6. распределения информации для запоминания;
    7. повторения в определенные промежутки времени;
    8. сочетания повторения и воспроизведения и др.