Можно ли научиться петь взрослому

чЩРХУЛ No60 2008-11-09

рТЙЧЕФУФЧХА ЧУЕИ, ЛФП Л ОБН РТЙУПЕДЙОЙМУС!

лБЛ ЪБОЙНБФШУС ЧПЛБМПН УБНПУФПСФЕМШОП

(уПЧЕФЩ ДМС ОБЮЙОБАЭЙИ Й ОЕ ФПМШЛП)

1. уБНПЛПОФТПМШ

лПОЕЮОП, ЪБОЙНБФШУС ЧПЛБМПН ОХЦОП У РТПЖЕУУЙПОБМШОЩН РЕДБЗПЗПН. оП, ЕУМЙ ЧЩ ТЕЫЙМЙУШ УБНПУФПСФЕМШОП РПЬЛУРЕТЙНЕОФЙТПЧБФШ ОБД УПВПК, ЧБУ ОЕЛПНХ ЛПОФТПМЙТПЧБФШ Ч ДБООЩК НПНЕОФ, ФП РЕТЧЩК УПЧЕФ - ПВЪБЧЕДЙФЕУШ ДЙЛФПЖПОПН. ъБРЙУЙ РПНПЗХФ ЧБН ПФУМЕДЙФШ ОЕЙЪВЕЦОЩЕ ПЫЙВЛЙ РТЙ ЧЩРПМОЕОЙЙ ХРТБЦОЕОЙК. лТПНЕ ФПЗП, РП РТПЫЕУФЧЙЙ ЧТЕНЕОЙ ЧЩ УНПЦЕФЕ ХВЕДЙФШУС Ч УПВУФЧЕООЩИ ДПУФЙЦЕОЙСИ, УТБЧОЙЧ ЧПЛБМШОЩК ХТПЧЕОШ РЕТЧЩИ Й РПУМЕДОЙИ ЪБРЙУЕК.

2. уПЪДБКФЕ ХУМПЧЙС ДМС УБНПУФПСФЕМШОЩИ ЪБОСФЙК

лБЦДПНХ ОБЮЙОБАЭЕНХ РЕЧГХ ОХЦОП ЪОБФШ ПДОП ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ РТБЧЙМ: ПФУМЕЦЙЧБФШ УПВУФЧЕООЩЕ ПЫЙВЛЙ Й ЙУРТБЧМСФШ ЙИ ЧПЪНПЦОП ФПМШЛП Ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ ЧЩ УЕВС ИПТПЫП УМЩЫЙФЕ!

1) Ч РПНЕЭЕОЙЙ, ЗДЕ ЧЩ ВХДЕФЕ ЪБОЙНБФШУС ДПМЦОБ ВЩФШ РПМОБС ФЙЫЙОБ

2) РПУФБТБКФЕУШ, ЮФПВЩ ТСДПН ВЩМБ ЛБЛБС-ОЙВХДШ ПФТБЦБАЭБС ЪЧХЛ РПЧЕТИОПУФШ (ВПМШЫПЕ ЪЕТЛБМП, РХУФБС УФЕОБ).

чЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ЪБДХНЩЧБМЙУШ ОБД ФЕН, РПЮЕНХ ВПМШЫЙОУФЧХ МАДЕК МХЮЫЕ ЧУЕЗП РПЕФУС Ч ЧБООПК? чП- РЕТЧЩИ, РПФПНХ, ЮФП ОБН ЛБЦЕФУС, ЮФП ФБН ОБУ ОЙЛФП ОЕ УМЩЫЙФ Й НЩ ОЕЧПМШОП ТБУЛТЕРПЭБЕНУС. чП-ЧФПТЩИ, ЬФП ПФОПУЙФЕМШОП РХУФПЕ РПНЕЭЕОЙЕ ЙНЕЕФ БЛХУФЙЮЕУЛХА УРПУПВОПУФШ ПФТБЦБФШ ЪЧХЛ (ПУПВЕООП ФБЛПК ЬЖЖЕЛФ ДБЕФ ПВМЙГПЧПЮОБС РМЙФЛБ) Й ДЕМБФШ ЕЗП ВПМЕЕ ПВЯЕНОЩН. ьФП РПЪЧПМСЕФ ОБН ИПТПЫП УМЩЫБФШ УЕВС, Б ЪОБЮЙФ, Й ХРТБЧМСФШ ЗПМПУПН. (фПМШЛП Ч ЧБООПК ЬФПФ РТПГЕУУ РТПЙУИПДЙФ ОЕПУПЪОБООП.)

3) ЪБРЙУЩЧБКФЕ УЧПЙ ЪБОСФЙС ОБ ДЙЛФПЖПО ЛБЦДЩК ТБЪ, ХЮЙФЕУШ УМЩЫБФШ ТБЪОЙГХ Ч ЙУРПМОЕОЙЙ, ПГЕОЙЧБФШ УЕВС. ьФП ТБЪЧЙЧБЕФ УМХИ.

мХЮЫЕ, ЕУМЙ ЧЩ ЧПУРПМШЪХЕФЕУШ ГЙЖТПЧЩН ДЙЛФПЖПОПН. пО ДБЕФ НЙОЙНБМШОПЕ ЙУЛБЦЕОЙЕ ЗПМПУБ.

рТЕДПУФЕТЕЦЕОЙЕ: «ОБ РЕТЧЩИ РПТБИ» ЧБЫ ЗПМПУ Ч ЪБРЙУЙ РПЛБЦЕФУС ЧБН ЮХЦЙН Й ДБЦЕ ОЕРТЙСФОЩН. хУРПЛПКФЕУШ, ФБЛПЕ РТПЙУИПДЙФ У ЛБЦДЩН, ЛФП ЧРЕТЧЩЕ УМЩЫЙФ УЧПК ЗПМПУ УП УФПТПОЩ. юЕТЕЪ ЬФЙ ПЭХЭЕОЙС РТПИПДСФ ДБЦЕ «ЪЧЕЪДЩ», ЪБРЙУЩЧБСУШ ОБ УФХДЙЙ. фБЛ ЮФП ОЕ РХЗБКФЕУШ Й ОЕ ВХДШФЕ УМЙЫЛПН УБНПЛТЙФЙЮОЩ.

3. дМС ФПЗП ЮФПВЩ МХЮЫЕ УМЩЫБФШ УЕВС ЧЩ НПЦЕФЕ РПМШЪПЧБФШУС УМЕДХАЭЙНЙ РТЙЕНБНЙ:

ЕУМЙ ЧЩ РПЕФЕ У УПРТПЧПЦДЕОЙЕН, РТЙЛТПКФЕ РБМШГЕН ПДОП ХИП (НЩ ЮБУФП ФБЛ ДЕМБЕН, ТБЪЗПЧБТЙЧБС РП ФЕМЕЖПОХ Ч ЫХНОПН НЕУФЕ);

ЕУМЙ ЧЩ РПЕФЕ ВЕЪ УПРТПЧПЦДЕОЙС, РТЙЛТПКФЕ ФБЛЙН ЦЕ УРПУПВПН ПВБ ХИБ;

лПЗДБ НЩ ИПФЙН ЮФП- ФП МХЮЫЕ ТБУУМЩЫБФШ, НЩ РТЙУФБЧМСЕН Л ХИХ УМПЦЕООХА МБДПОШ. рТПДЕМБКФЕ ФПЦЕ УБНПЕ, ФПМШЛП ЧНЕУФП МБДПОЙ РТЙМПЦЙФЕ Л ХИХ МЙУФ ВХНБЗЙ

чБЫБ ГЕМШ - УПЪДБФШ РПМХЪБНЛОХФПЕ РТПУФТБОУФЧП ДМС ЪЧХЛБ, ЮФПВЩ УМЩЫБФШ УЕВС. оБКДЙФЕ ФБЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ МЙУФБ, РТЙ ЛПФПТПН ЧБЫ ЗПМПУ ВХДЕФ ЪЧХЮБФШ РТЙВМЙЦЕООП.

у ЮЕЗП ОБЮЙОБФШ

1. тБЪНЙОЛБ

еУМЙ ЧЩ ИПФЙФЕ ОЕ ФПМШЛП ОБХЮЙФШУС РЕФШ, ОП Й УП ЧТЕНЕОЕН ОЕ РПФЕТСФШ ЗПМПУ, ФП ХУЧПКФЕ ПДОП ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ РТБЧЙМ: ЧУЕЗДБ ОБЮЙОБКФЕ ЪБОСФЙС У «ТБЪПЗТЕЧБ» ЗПМПУБ. ьФП ФБЛЦЕ ЧБЦОП, ЛБЛ ТБЪПЗТЕЧ ДЧЙЗБФЕМС РЕТЕД ЬЛУРМХБФБГЙЕК БЧФПНПВЙМС ЙМЙ ТБЪНЙОЛБ НЩЫГ Ч УРПТФЪБМЕ. фПЗДБ ЧБЫ ЗПМПУ РТПУМХЦЙФ ЧБН ДПМЗП ЧЕТПК Й РТБЧДПК.

тБЪНЙОЛБ ДПМЦОБ ОБЮЙОБФШУС У ХРТБЦОЕОЙК ОБ ДЩИБОЙЕ. рТБЧЙМШОПЕ ДЩИБОЙЕ - ЬФП ДЩИБОЙЕ ОПУПН. лФП ХНЕЕФ РТБЧЙМШОП ДЩЫБФШ, ФПФ ОБХЮЙФУС РТБЧЙМШОП РЕФШ.

УФПКФЕ РТСНП, ОП УЧПВПДОП

ЧДЩИБКФЕ ЮЕТЕЪ ОПУ (ТПФ ЪБЛТЩФ)

ЧЩДЩИБКФЕ НЕДМЕООП, Ч РПМПУФЙ ТФБ ДПМЦОП ВЩФШ ПЭХЭЕОЙЕ ПЛТХЗМПУФЙ, УМПЧОП ЧЩ УФБТБЕФЕУШ УДЕТЦБФШ ЪЕЧПФХ, РТЙ ЬФПН ФСОЙФЕ ЪЧХЛ «У» (УДХЧБЕФУС ЧПЪДХЫОЩК ЫБТЙЛ). дПВЕКФЕУШ ТПЧОПЗП ЪЧХЮБОЙС ЬФПЗП ЪЧХЛБ: РТЙНЕТ 1 РТЙНЕТ 2 РТЙНЕТ 3 .

«уОЙНЙФЕ РМЕЮЙ У ХЫЕК!»

фБЛПК «ЫХФМЙЧЩК» УПЧЕФ НПЦОП ХУМЩЫБФШ ПФ РТЕРПДБЧБФЕМС РЕОЙС. ьФП ЪОБЮЙФ «ПРХУФЙФШ РМЕЮЙ Й ОЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ЙИ ОЕ РПДОЙНБФШ ЧП ЧТЕНС ЪБОСФЙК!». рТЕДУФБЧЙМЙ? уНЕЫОП? б ФЕРЕТШ РПУФБТБКФЕУШ ЪБРПНОЙФШ ЬФХ ЖТБЪПЮЛХ Й РПЧФПТСФШ ЕЕ ЛБЛ НПЦОП ЮБЭЕ. иПФС ВЩ РТП УЕВС.

«рМЕЮЙ ОБ ХЫБИ» - ЧЕТОЩК ЪОБЛ, ЮФП РЕЧЕГ ДЩЫЙФ ЗТХДША, Б ОЕ ЦЙЧПФПН. дЩИБОЙЕ УФБОПЧЙФУС ЛХГЩН, ОЕ РПМОЩН (УН. ТБЪДЕМ «хУФТПКУФЧП ЗПМПУПЧПЗП БРРБТБФБ, ПТЗБОЩ ДЩИБОЙС»). рЕЧЕГ У ФБЛЙН ДЩИБОЙЕН «ПВЛТБДЩЧБЕФ» УЧПЙ ЗПМПУПЧЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ. вПМШЫЕ ФПЗП, ОБРТСЗБАФУС НЩЫГЩ ЫЕЙ, ЪБФЩМЛБ Й РМЕЮ. «ъБЦЙН» РЕТЕДБЕФУС ЗПТМХ Й РТПЭБК УЧПВПДБ ЪЧХЛБ!

дЩЫЙФЕ ФПМШЛП ЦЙЧПФПН!

уП ЧТЕНЕОЕН ОБДП ФБЛ ОБФТЕОЙТПЧБФШ ДЩИБОЙЕ, ЮФПВЩ ЧП ЧТЕНС РЕОЙС ЧЩ УЧПВПДОП НПЗМЙ:

- ХДЕТЦЙЧБФШ ЧПЪДХИ ЧОХФТЙ

- ЧЩЧПДЙФШ ЧПЪДХИ НЕДМЕООП Й ТБЧОПНЕТОП, РТЙ ЮЕН УФПМШЛП, УЛПМШЛП ОХЦОП УЧСЪЛБН

дПЧЕТСКФЕ УЧПЙН ПЭХЭЕОЙСН. пРТЕДЕМЙФШ РПФТЕВОПУФЙ УЧСЪПЛ РТПУФП: ЕУМЙ ЗПТМП «ХУФБЕФ» ЙМЙ ЕНХ ОЕ ЛПНЖПТФОП, ЪОБЮЙФ, РТПЙЪПЫЕМ РЕТЕВПТ ЙМЙ ОЕДПВПТ ЧПЪДХИБ РТЙ ЧДПИЕ.

рТЙЕНЩ:

лБЛ УРТБЧМСФШУС У ДМЙООЩНЙ ОПФБНЙ

ч РЕУОЕ ДМЙООЩЕ ОПФЩ - ЬФП ЗМБУОЩЕ ЪЧХЛЙ. йНЕООП У ЬФЙНЙ ОПФБНЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЧПЪОЙЛБАФ ПУОПЧОЩЕ РТПВМЕНЩ. юФПВЩ УРТБЧЙФШУС У ОЙНЙ, РПРТПВХКФЕ УМЕДХАЭЕЕ: РТПРПКФЕ ЬФХ РЕУОА ВЕЪ УПЗМБУОЩИ, ТБУРЕЧБС ФПМШЛП ЗМБУОЩЕ. уОБЮБМБ НЕДМЕООП, РПФПН Ч ОХЦОПН ФЕНРЕ. рТЕДПУФЕТЕЦЕОЙЕ: ОЕ ЪБВЩЧБКФЕ РТЙ ЬФПН П ИПТПЫЕН ДЩИБОЙЙ ЦЙЧПФПН: РТЙНЕТ 4 , РТЙНЕТ 5 , РТЙНЕТ 6 .

лБЛ УРТБЧМСФШУС У ЧЩУПЛЙНЙ ОПФБНЙ

дМС ФПЗП ЮФПВЩ «РПВПТПФШ» ЧЩУПЛХА ДМС ЧБУ ОПФХ, ЙЪЧМЕЛБС ЕЕ, РТПУФП ИПТПЫЕОШЛП ПФЛТПКФЕ ТПФ (ЛБЛ ОБ РТЙЕНЕ Х УФПНБФПМПЗБ). ьФП ОПФБ ДПМЦОБ «ХРБУФШ» ОБ ОЙЦОАА ЮЕМАУФШ.


лБЛ ОЕ РЕТЕИПДЙФШ ОБ ЛТЙЛ

ч РЕОЙЙ, ЛБЛ Й Ч ХРТБЦОЕОЙСИ, ПЮЕОШ ЧБЦОП ОЕ РЕТЕИПДЙФШ ОБ ЛТЙЛ . ьФП ЧТЕДОП ДМС УЧСЪПЛ. уФБТБКФЕУШ ОБКФЙ УТЕДОЙК ХТПЧЕОШ ЗТПНЛПУФЙ, ХДПВОЩК ДМС ЧБЫЕЗП ЗПМПУБ. оЙЛПЗДБ ОЕ ДПРХУЛБКФЕ РЕОЙС «ОБ РТЕДЕМЕ» ЗТПНЛПУФЙ. уПИТБОСКФЕ ПЭХЭЕОЙЕ ЪБРБУБ ЧПЪНПЦОПУФЕК ЗПМПУБ.

тБЪХЮЙЧБФШ РЕУОЙ УБНПУФПСФЕМШОП НПЦОП У РПНПЭША ЧУЕН ЙЪЧЕУФОПЗП ДПНБЫОЕЗП ЛБТБПЛЕ. б ЕУМЙ ЧЩ ИПФЙФЕ УЬЛПОПНЙФШ ЧТЕНС, ЧБН РПДПКДЕФ ЛПНРШАФЕТОБС РТПЗТБННБ «чПЛБМ дЦЕН». хУФБОПЧЙЧ ЕЕ ОБ ОПХФВХЛЕ, ЧЩ УНПЦЕФЕ УЛТБУЙФШ ЮБУЩ РПЕЪДЛЙ ЙМЙ РПМЕФБ, ТБЪХЮЙЧ РБТХ - ФТПКЛХ ОПЧЩИ РЕУЕО.

«оЕ ЪБУФТЕЧБКФЕ» ОБ ПДОПК РЕУОЕ. уФБТБКФЕУШ ТБВПФБФШ ОБД ФТЕНС - ЮЕФЩТШНС РЕУОСНЙ Ч ПДЙО РЕТЙПД. тБЪОППВТБЪЙЕ НЕМПДЙК Й ТЙФНПЧ РПКДЕФ ОБ РПМШЪХ, ЛБЛ ЧБЫЕНХ УМХИХ, ФБЛ Й ЗПМПУХ.

Кажется, только-только прозвенел первый звонок, а уже конец сентября.

Все идет своим чередом: учебный год набрал ход, и ученики втянулись в образовательный процесс. Начинают осваиваться и первоклассники музыкальных школ. Им сложнее всего – нужно привыкнуть к двойным нагрузкам: и общеобразовательная школа, и занятия в музыкальной школе. учащиеся первых классов вокально-хорового отдела сдают в конце учебного года, а в первом семестре – выступают на безоценочном прослушивании, на котором преподаватели анализируют состав контингента вновь поступивших в музыкальную школу. А дети-первоклассники осваивают сцену школы и знакомятся с непривычной формой сдачи экзамена – академическим концертом. На этом мероприятии всегда много родственников – для них все необычно и интересно.

Преподавателям следует воспользоваться мероприятием и объяснить детям и их родителям о правилах проведения экзамена, о критериях оценивания выступления ученика, представить преподавателей отдела. И обязательно рассказать о пользе занятий музыкой, в частности, вокалом. Вероятнее всего, выступать будет заведующий отделом. И ему предстоит тщательно подготовить свою речь. Выступление не должно быть спонтанным и затянутым, оно должно быть эмоциональным, но конкретным и логичным. Цель – поддержать учеников и их родителей, подчеркнуть правильность выбора — обучение вокалу, и укрепить мотивацию учеников заниматься в музыкальной школе.

Представим, что Вам предстоит выступать, возможно, на родительском собрании, возможно, просто беседовать с ребенком и его родными, которые не окончательно сделали выбор – играть на каком-либо инструменте, или обучаться пению. Или, как часто бывает, есть желание просто петь, но ни ребенок, ни его родители не знают о том, как проходят занятия в школе, и что собой представляет музыкальная школа.
В этом случае нужно объяснить, что музыкальная школа – не кружок, предполагается изучение комплекса дисциплин. А преимущество в том, что учащийся получает документ об окончании учебного заведения. И самое главное – вы должны объяснить пользу занятий вокалом.

О пользе занятий вокалом

Давайте же и порассуждаем о пользе занятий вокалом .
Для начала отметим, что для полноценных занятий от начинающего вокалиста необходимо желание и мотивация. Это самое первое. Развить же можно любой голос. Однако следует учитывать начальный ресурс: легче и продуктивнее будут занятия с учеником, у которого хорошие задатки для обучения музыкой.

Требования к начинающему вокалисту


— наличие природных музыкальных данных: слуха, памяти, чувства ритма
— здоровый голосовой аппарат
— точная интонация
— артистичность и музыкальность
— отсутствие речевых дефектов

Преподаватели могут утверждать, что нет одного верного рецепта в обучении. Бывают случаи, когда дети с минимальными музыкальными данными, но большим желанием и работоспособностью показывали лучшие результаты в обучении, чем некоторые учащиеся с превосходными задатками, но отсутствием организованности и мотивации.

Ну а теперь о том, какую пользу извлекут учащиеся, занимаясь вокалом?


Результаты можно перечислить конкретно по пунктам:

— Занятия вокалом развивают у учащихся общий культурный уровень
— Формируют художественную культуру
— Вырабатывают координацию между слуховым и голосовым аппаратом
— Развивают слух и голос
— Развивают память
— Активизируют речь и вырабатывают дикционные навыки
— Развивают и укрепляют певческое дыхание
— Вырабатывают точное интонирование
— Развивают четкую ясную артикуляцию
— Расширяют диапазон голоса
— Тембр голоса обогащается обертонами
— Голос приобретает высокую вокальную позицию и ровность звучания на протяжении всего диапазона
— Вырабатывается артистичность и выразительность исполнения

Нужно отметить, что дети-вокалисты здоровее, эмоциональнее, свободнее сверстников, не занимающихся музыкой. А также они лучше учатся, более раскрепощенные, уверенные и артистичные.

Поговорим о здоровье вокалиста. Благодаря активному певческому дыханию в организме человека, занимающегося пением, происходит непроизвольный массаж внутренних органов и вентиляция легких. И как результат — снижается риск появления заболеваний верхних дыхательных путей. Благодаря занятиям вокалом, а именно, дыхательным упражнениям, увеличивается объем легких, укрепляется сердечная мышца, что положительно влияет на весь организм. Учеными отмечено, что благодаря занятиям вокалом у человека активнее вырабатывается эндорфин – гормон радости. И поэтому такой человек более активный, подвижный, жизнерадостный и с хорошим настроением.

Вокал сродни занятиям йогой. Ученые доказали, что вокалисты менее подвержены депрессиям и негативным проявлениям стрессовых ситуаций.
Кроме того, занятия вокалом в музыкальной школе – это общение, возможность реализовать себя в музыке. Наступает такой момент, когда голос как бы вырывается наружу, начинает звучать ярко и уверенно. Это такое счастье! Человек по-другому начинает себя ощущать, приходит уверенность в своих возможностях, повышается самооценка. И как результат – появляется уравновешенность и внутренняя гармония.

А становится
— сильным
— выносливым
— гибким
— полётным
— объемным

Занятия дыхательными упражнениями и активное способствует обогащению кислородом крови и головного мозга, и как следствие – укрепляются сосуды, улучшается кровообращение.

Занятия вокалом рекомендуются докторами при заикании. И логопедия, и занятия вокалом преследуют цель – снятие горловых зажимов, что помогает избавиться от заикания. Помогает в этом и пропевание гласных, когда гласные тянутся долго и напевно.

Тем, у кого бронхиальная астма, хронические бронхиты доктора тоже рекомендуют заниматься вокалом.

Речь также можно улучшить с помощью занятий вокалом. Речь приобретает внятность и выразительность, что очень ценно для человека и его общения.

Даже внешне человек меняется в результате занятий вокалом. Дело в том, что в процессе звукообразования участвует весь корпус, все тело, это постоянные физические упражнения. В процессе певческого дыхания принимают участие мышцы живота. Как результат – укрепляется пресс.

А правильная , когда расправлены плечи, прямая спина и подтянут живот, в процессе занятий становится привычной и естественной. Так мы приобретаем легкую уверенную и летящую походку, а также царственную осанку.

Даже морщин у вокалиста значительно меньше, чем у его сверстников, не занимающихся вокалом. Отсутствию морщин способствуют , и эти упражнения лучше любого массажа лица. Благодаря постоянной работе, мимические мышцы подтягиваются и находятся в тонусе.

Благодаря занятиям вокалом, фигура человека также подтягивается и становится стройнее. И как результат – повышается жизненный тонус.

Польза занятий вокалом неоспорима. А поэтому занимайтесь вокалом и будьте здоровы и счастливы!

С уважением, Ирина Анищенко

Если бы однажды мне довелось проводить рейтинг вопросов-рекордсменов, то могу сказать с уверенностью, что одно из призовых мест точно занял бы вопрос о том, как надо заниматься вокалом дома. Ученики разного возраста, разных стран и национальностей, занимающиеся с педагогом или же самостоятельно по учебным пособиям неизменно озадачиваются вопросом о том, сколько надо заниматься вокалом дома, как, в каких пропорциях, иной раз прося чуть ли не поминутного плана для каждого упражнения.

Вопрос вполне резонный, так как, столкнувшись с грудой различных вокальных упражнений, подчас очень трудно определиться с тем, как это все дозировать для себя с пользой.

Поэтому, не беря на себя обязательства составить универсальный поминутный распорядок самостоятельных занятий для каждого вокалиста, постараюсь внести ясность в общие принципы такового.

Во-первых, самостоятельное домашнее занятие состоит из следующих основных частей:
- обязательный «разогрев» голосовых связок,
- работа над репертуаром,
- пропевание стилистических упражнений (создание джазовой импровизации, работа над пассажами runs и тембровыми приемами в музыке поп, рок и соул, работа над мелизматикой в академическом вокале и т.п.),
- обязательное «охлаждение» голосовых связок в конце занятия.

«Разогрев» голосовых связок - это приведение их из жесткого состояния в рабочее путем достижения эластичности. Эластичные связки хорошо растягиваются, позволяя брать самые разные ноты вашего диапазона, при этом хорошо смыкаясь и не пропуская воздух. В технологию разогрева обязательно входит fry, упражнения на компрессию голосовых связок, а также упражнения «стретчингового» типа, примерами которых являются знаменитые базовые упражнения Сета Риггса. Близкая мне американская методика EVT (Voice Craft) предлагает свои «фирменные» на растяжку, называемые «Сиреной».

Суть в том, что они должны быть звуковыми, или если еще точнее, «шумовыми», то есть имитирующими не певческие звуки, а механические, звуки животных и т.п. Этому есть свое обоснование.

Во-первых, голосовым связкам совершенно безразлично, какую гласную вы поете, стробоскопия ясно показывает, что при пропевании различных гласных они смыкаются одинаково. Различия наступают на уровне артикуляционного аппарата, в связи с их произношением (см. статью ), и зависят от типа гласной (широкая-узкая), от положения языка вокалиста, его нёба и т.д. Недаром для разных языков существуют разные «сложные» гласные.

То, что, скажем, американцу хорошо (например, «нэй-нэй-нэй» по Сэту Риггсу) - для русского «смерть» или зажим. Но задачей разогрева голоса является именно устранение зажимов и создание благоприятных условий для работы голосовых связок, и дополнительный стресс в виде артикуляции гласных для вокалиста совсем ни к чему. Так что упражнения должны быть комфортными, помогающими, помимо растяжки голосовых связок, расслаблять лицевые мышцы и активизировать дыхание.

Распеваться надо от удобных нот к краям вашего диапазона вверх и вниз, постепенно, не форсируя процесс. В перерыве между упражнениями хорошо пить воду комнатной температуры, помогающую смачивать голосовые связки. Помните, что излишняя сухость воздуха плохо влияет на них, а наши помещения, особенно в зимний период, в отопительный сезон часто имеют эту особенность. Кроме того, почти никто из нас не выпивает рекомендованный врачами минимум воды, отсюда некоторая степень обезвоженности наблюдается почти у каждого. Но что допустимо для обыкновенного человека - не допустимо для вокалиста.

Я не эксперт академического вокала, не обладаю достаточной компетенцией для того, чтобы рассуждать на тему о нужности и пользе классических вокализов на гласные звуки и слоги. Но могу с уверенностью заявить, что для современного вокалиста их пропевание, в лучшем случае, бесполезно.

Есть смысл не распеваться на гласные звуки, а использовать их уже после разогревающей распевки, для отработки различных вокальных приемов: речевой позиции, twang, фальцета и т.п., или же отработки разных позиций частей голосового аппарата (гортани, языка, мягкого нёба и т.д.). Используются гласные также и для развития дыхательной выносливости при выполнении специализированной тренировки.

В любом случае, подобные упражнения выглядят либо как последовательность звуков, например гаммы, пропеваемой в восходящем движении в речевой позиции, и в нисходящем - на приеме twang и т.п., либо как пение на одной ноте. К мелодическим вокализам, столь любимым в вокальной академической практике, подобные упражнения никакого отношения не имеют. Таким образом, любой академический вокализ может быть успешно заменен пропеванием любимой песни в неэкстремальном диапазоне, эффект будет точно таким же.

А вообще, надо всегда следовать принципу нужности упражнения, его направленности на конкретную цель: общую или частную. Ведь очень часто педагог говорит: «Разогреем голос - споем вокализик!», или же сам не отдавая себе отчет о сути данного явления (в худшем случае), или не сочтя нужным объяснить смысл предлагаемого своему студенту.

Поэтому очень многие вокалисты и правда уверены в том, что голос разогревается подобно охлажденным на морозе ступням или ладоням: достаточно потопать, потереть их друг об друга, и все в порядке. Но как следует из написанного выше, «разогрев» - это метафора, образное понятие, и к температуре голосовых связок не имеет никакого отношения.

Возьмите себе за правило вникать в суть упражнений и не делать ничего бесполезного. Ради этого не грех задать преподавателю вопрос, на что именно направлено конкретное.

Сколько же нужно разогревать голос, напрямую зависит от времени суток, в котором вы начали заниматься, а также от вашего индивидуального состояния.

Так, если вы занимаетесь утром, что совершенно не противопоказано, вопреки утверждениям многих педагогов, что «ну ни в коем случае», то вам потребуется больше времени на разогрев голоса.

Ведь это логично, не все вокалисты имеют возможность заниматься днем: как раз очень часто день начинается с домашних занятий (или же с занятий с педагогом), после чего вокалист идет на студию, на конкурс, концерт или же преподавать. Что же теперь, не заниматься? Излишне говорить, что вокалист должен быть отдохнувшим и выспавшимся, поэтому никто не говорит о занятиях в 5 или 6 утра... Физическая форма и общее самочувствие являются главным и единственным условием возможности или невозможности тренировок.

Мне же часто приходилось слышать мнение, что до полудня - ни-ни, даже и думать не стоит о вокале, так как можно сорвать голос. Давайте разберемся, в чем тут дело.

Да, часто во второй половине дня голос действительно звучит лучше, чем с утра, но связано это не с временнЫм отрезком, а с тем фактом, что за прошедшие полдня вы уже успели переговорить с некоторым количеством людей. Разговор - это тоже гимнастика, в той или иной степени он также способствует приведению связок в эластичное состояние. Таким образом, чем меньше промежуток времени между вашим сном и занятием (а ведь многие вокалисты могут проснуться и в час дня после ночного концерта) - тем дольше потребуется разогревать голос.

Так что если вы занимаетесь с утра или же немного времени прошло после сна, то разогревать голос надо не менее получаса. Тут очень важен ваш собственный слух, поскольку вы должны уметь слышать эластичность связок. Когда они начинают хорошо растягиваться и смыкаться на всем протяжении вашего рабочего диапазона, без сипа, шипения и побочных шумов (естественно, речь идет о здоровых голосовых связках) – цель достигнута, и можно переходить к следующему этапу, работе над репертуаром.

Работа над репертуаром - занятие довольно креативное, тут каждый использует свою методику. Ясно одно, нет смысла гонять одно и то же произведение по 10 раз подряд с начала до конца. Впрочем, этот принцип действует для любого музыканта, не только вокалиста.

Следует спеть песню один раз, можно даже без аккомпанемента, и выявить недостатки или сложные места, а затем отрабатывать их отдельно. Вот здесь часто и есть смысл поработать над гласными в контексте всего слова, а потом и целой фразы песни. Вообще, работа над фрагментами песни является отличным упражнением, к тому же не оторванным от практики. Ведь часто те же гласные в упражнениях могут звучать прекрасно, а потом, уже в песне, в другом контексте, на другой высоте, в сочетании с другими согласными совершенно не получаться. Именно работа с репертуаром различной сложности дает полное представление о тех «подводных камнях», с которыми рано или поздно придется столкнуться вокалисту.

Грамотный вокальный педагог не выбирает репертуар наобум, или же только в соответствии с пожеланием студента, а создает определенный базовый репертуар, включающий наиболее часто встречающиеся технические проблемы. Работая над сложными фразами песни, неплохо пользоваться зеркалом, которое часто помогает выявить основную проблему - неправильное положение языка. Ведь непроизносимость некоторых гласных связана именно с данным фактором.

Да и вообще, пожалуй, после не поставленного дыхания и вокального зажима язык является злейшим врагом вокалиста, наравне, разве что, с челюстью. Особенно если говорить о носителях такого твердого языка, как русский. Работа с репертуаром временем никак не ограничена: делать это можно до тех пор, пока не появится определенный результат, то есть улучшение или полное исчезновение технической проблемы.

Хорошо делать небольшие паузы в работе, помогающие как отдохнуть организму в целом, так и избежать адаптации уха к разучиваемому фрагменту, которое после n-ного повторения начнет (ухо) отказываться улавливать разницу. Занятие стоит немедленно прекратить в случае усталости и/или возникновения неприятных ощущений в горле! После отработки сложных фрагментов и по окончании данного этапа есть смысл спеть песню от начала до конца, так сказать «концертный вариант» с аккомпанементом или базой.

Разучивание новой песни - процесс еще более индивидуальный, и у каждого существует свой алгоритм действий: кому-то удобнее учить все вместе, кому-то сначала мелодию, кому-то текст… Советовать, а тем более навязывать точный план не имеет смысла.

Я, например, сначала внимательно вчитываюсь в текст, проясняя для себя все непонятные моменты, если текст на иностранном для меня языке (учитывая, что два являются родными).

Непонимание текста, пусть даже фрагментарное, сильно влияет как на запоминание мелодии, так и на техничность исполнения. Но это моя индивидуальная особенность, знаю немало вокалистов, прекрасно исполняющих песни, о смысле которых догадываются лишь отдаленно. Более того, мой способ значительно проигрывает по количеству затраченного на заучивание времени.

Будучи музыкантом, не могу удержаться и от того, чтобы не «снять» под копирку и весь аккомпанемент песни, что тоже съедает определенное количество времени, но как плюс дает впоследствии бОльшую свободу для вокальной стилевой импровизации, равно как и развивает с точки зрения композиции.

Таким образом, единственной моей обязательной рекомендацией при разучивании песни является заучивание текста наизусть. Желательно выучить его сразу, чтобы впоследствии заглядывание в листок не отвлекало вас от собственно техники, музыки, и не влияло на вашу осанку.

На третьем этапе занятий есть смысл поработать над конкретными особенностями стиля, в котором вы практикуете, тем более, что это плавно вытекает из работы с репертуаром. Можно работать как с отдельными сложными фразами из песни (но уже с точки зрения стилистической, а не технической), так и попеть специальные упражнения на мелодические и тембровые приемы. У академического вокалиста это будут пассажи со сложной мелизматикой, у джазового - скорей интеллектуальная работа над продумыванием «заготовок» для импровизации; у поп/соул - отработка четкости в пассажах runs, и тембровой специфики.

И тут на вопрос о времени можно ответить аналогично второму разделу: работать надо столько, на сколько хватит терпения, желательно до появления слышимого минимального результата, но не до «первой крови».

Для обоих разделов действует правило: количество затраченного на разогрев голоса времени обратно пропорционально количеству времени, затраченного на репертуар и стилистику. Объясняется это очень просто: хорошо смыкающиеся и эластичные голосовые связки с бОльшей легкостью выполняют и «усваивают» все технические и стилистические сложности.

Это не означает, однако, что разогревать голос надо час или два, когда на пение чего-то другого уже не останется ни физических, ни моральных сил. Оптимальное время «разогрева» колеблется от 15 до 40 минут в каждой конкретной ситуации, для конкретного вокалиста и в соответствии с уровнем его профессионализма.

Завершает музыкальное занятие «охлаждение голосовых связок», что, опять же, не означает съесть мороженое или хватить холодного пивка. Суть состоит в том, чтобы вернуть голосовые связки из певческого в разговорный режим. В процессе занятий они достигли пика своей эластичности, и часто, начиная говорить после концерта или занятий, вокалист как будто продолжает петь. Потому и упражнения на «охлаждение» голоса должны выполняться в обратном порядке: от напряженных нот вашего диапазона - к средним, удобным или разговорным. Сами же упражнения, в основном, такие же, как и на «разогрев», среди которых особенно эффективны звуковые на «м», «н» и fry.

Выводя среднее арифметическое занятий: 30 минут «разогрев», 10 минут «охлаждение» и разумные час – час двадцать на репертуар и стилистику, получается 2 часа. Естественно, занятия новичка будут меньше, учитывая нетренированность не только голосового, но и дыхательного аппарата, в силу чего он просто физически вряд ли выдержит 2 часа.

Что касается профессионала, то и тут время может очень варьироваться в сторону увеличения, в силу более богатого (количественно и качественно) репертуара. Ну и еще, если нет возможности заниматься много и регулярно, то лучше заниматься мало, но регулярно, чем редко и помногу.

А вообще, чаще всего вопрос о времени занятий возникает почему-то у тех, кто ими не особенно увлечен. Так, будучи ребенком и занимаясь из-под маминой «палки» фортепиано (теперь я чрезвычайно благодарна той «палке»), я сразу же интересовалась, сколько мне надо отсидеть, и ставила на видное место часы. Теперь, занимаясь вокалом, я точно также ставлю на фортепиано часы, но уже с другой целью: чтобы увлекшись занятием никуда не опоздать, и не дать семье «помереть голодной смертью».

Многие из нас любят петь. Дома в одиночестве, за праздничным столом, у костра, в караоке баре с друзьями, – в любой обстановке песня способна поднять настроение, развлечь, помочь сбросить душевное напряжение и усталость. Те, кто стремится сделать пение своим хобби или профессией, сразу же задаются вопросом о стоимости обучения. Итак, разберемся вместе, могут ли быть занятия вокалом для новичков бесплатными?

Почему за занятия вокалом нужно платить?

Желание сэкономить – абсолютно естественно. Однако не стоит забывать о "бесплатном сыре в мышеловках". Нужно четко понимать, что подготовка профессионального вокалиста с нуля – длительный и трудоемкий процесс. Невозможно начать красиво и грамотно петь за пару занятий, для достижения действительно значимого результата придется затратить месяцы и даже годы. Кроме того, овладеть вокальными навыками самостоятельно, без помощи профессионалов невозможно. Соответственно, начинающему певцу требуется педагог, готовый доступно и грамотно объяснить ученику принципы работы голосового аппарата, методики управления голосом. К примеру, педагоги школы сайт каждому учащемуся подбирают индивидуальную программу тренировок, включающую наиболее подходящие для конкретного человека упражнения.

Для того, чтобы воспитать действительно успешного и грамотного вокалиста, от преподавателя требуется затратить немало душевных и физических сил, а траты времени и вовсе будут впечатляющими. В такой ситуации странно было бы ожидать получения бесплатных индивидуальных уроков. Также должны вызывать подозрение слишком дешевые программы. В основном их проводят люди, не имеющие достаточной квалификации и опыта. Подобные тренировки, в лучшем случае, обернутся лишь потерей времени, а в худшем – нанесут значительный вред музыкальным способностям обучаемого.

Стоимость занятий вокалом для начинающих

Зачастую обучающие курсы для новичков и певцов, имеющих базовую подготовку, стоят одинаково. Почему так происходит? Казалось бы, подготовленные ученики занимаются по более сложным методикам, нацеленным на глубокую проработку вокальных навыков, в то время, как начинающие работают с простыми упражнениями и заданиями. В действительности же обучать пению с нуля ничуть не проще, чем тренировать музыкантов, уже имеющих певческую платформу. В этом случае каждое действие наставника должно быть выверенным и продуманным. Необходимо непрерывно отслеживать все действия ученика, работу его мышц и связок, ведь в дальнейшем переучить человека, который привык петь неправильно, крайне сложно. В нашей музыкальной школе сайт занятия с начинающими проводят педагоги высшей категории.

В детстве вы пели перед зеркалом в расческу или мамин флакон с лаком для волос, и ни один семейный праздник не обходился без ваших импровизированных концертов? Мы тоже!

Но жизнь продолжается, профессия получена, карьера идет в гору, а желание петь без страха и стеснения так и остается желанием. Так можно ли научиться петь после 30 или лучшее время уже миновало?

Окончательной зрелости вокальные данные человека достигают к 30 годам. Голосовые связки теряют эластичность, кровоснабжение ухудшается. Регулярные тренировки этому препятствуют. Здоровый образ жизни и хорошая физическая форма также замедляют старение голоса.

Как вы понимаете, пение после 30 не только возможно, но и необходимо тем, кто хочет сохранить здоровье и продлить молодость. Занятия пением снижают давление, нормализуют дыхание и увеличивают объем легких. А еще:

  1. Снижают раздражительность, помогают справиться с тревожностью.
  2. Улучшают качество сна.
  3. Стимулируют работу сердечно-сосудистой системы.
  4. Приводят в тонус мышцы лица.
  5. Укрепляют осанку.

На самом деле, для обучения вокалу возраст не так важен. Прийти на первое занятие можно и в 20, и в 30, и в 60 лет. Главное — преодолеть страх перед новой деятельностью и больше уверенности в себе. Только так вы сможете достичь хороших результатов и получить массу удовольствия.

Голос и слух есть у всех. Другой вопрос - как хорошо они развиты. Постановка певческого голоса — процесс, который, конечно, должен протекать под присмотром преподавателя — он укажет на ошибки и будет полностью контролировать процесс обучения. Дело за малым: найдите подходящую школу и запишитесь на пробный урок. Если поймете: это то, чего вам так давно не хватало — тогда все в ваших руках.

Например, у наших друзей из школы музыки Guitardo обучаются студенты от 4 до 80 лет. Более 5 000 студентов за три года — это о чем-то говорит!


Несколько советов перед тем, как отправиться на первый пробный урок в музыкальную школу

1.Подумайте над стилем музыки, в котором вы хотите развиваться как вокалист, распишите план действий, изучите все, что поможет вам улучшить навыки.

2.Слушайте хороших вокалистов и музыку, которая вам по-настоящему нравится.

3.Займитесь спортом, не игнорируйте физические нагрузки. Вы должны идеально чувствовать свое тело. Постарайтесь отказаться от вредных привычек.

4.Не забывайте про отдых, хорошо питайтесь, следите за своим здоровьем, занимайтесь саморазвитием, живите в кайф.

5.Найдите свой собственный стиль и образ.

С чего начнется обучение?

Преподаватель проанализирует ваше пение. Это профессиональная экспертиза, самому ее сделать сложно. Конечно, в дальнейшем нужно будет научиться оценивать свое пение, но в начале обучения лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Вокал для взрослых начинается с теории — вас познакомят с терминологией, с тем, как развивать диапазон голоса, правильно дышать, развивать слух и отрабатывать артикуляцию. С учетом ваших музыкальных предпочтений и возможностей голоса преподаватель подберет учебный материал.

Для развития и поддержания качества звучания голоса необходимо усиленно работать. Думаете, талант — единственная составляющая хорошего вокала? Это заблуждение. Пение похоже на спорт, где 1% таланта дополняется 99% труда, силы воли и упорства. Достаточно веры в себя и большого желания, а остальное — за вашими усилиями и работой преподавателя.

Сколько нужно учиться?

На освоение вокальной базы, как правило, уходит 2-3 месяца.

Каким должен быть график занятий?

Необходимый минимум — 2 раза в неделю по 60-90 минут.

Главное начать заниматься, поборов свои страхи и сомнения, и тогда у вас все получится. Получайте удовольствие от занятий и помните, что добиваются значительных результатов те, кто готов к большой работе и кто понимает, что нужно приложить немало усилий, чтобы в итоге осуществить большую мечту.