Культура ассирии кратко. Культура Ассирии. Религия и культура

Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был не таким уж и большим. «Так, в области литературы Ассирия, по- видимому, не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своём роде, впрочем, эти анналы были замечательны яркой выразительностью ритмического языка и системой образов, когда дело шло об изображении военной мощи Ассирии и описании побед ассирийского царя». Но ясно, что даже эти типично ассирийские произведения почти всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на отличавшемся от него вавилонском. Что же касается всех остальных литературных памятников, собиравшихся в библиотеке дворца в Ниневии по приказу царя Ашшурбанапала, а также в библиотеках храмов, то они почти все представляли памятники вавилонской литературы. Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на папирусе, деревянных дощечках; папирус получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии.

Рис. 7. Ассирийские клинописные таблички. Основным материалом для письма оставалась глина. Ее брали сырой, изготовляли плитки, похожие на подушечки или куски туалетного мыла. Иногда эти плитки имели форму цилиндра.

Образованный писец в Ассирии должен был знать несколько языков: помимо своего родного ассирийского и вавилонского в двух его формах - живой, применявшийся в деловой переписке с Вавилонией, и старолитературный, ещё и шумерский язык, так как без некоторого знания этого языка невозможно было полное овладение клинописной грамотой. Кроме того, в официальных канцеляриях помимо ассирийского, применялся и арамейский. Арамейский язык даже начал вытеснять аккадский в быту населения. В канцелярии состояли специальные арамейские писцы, которые писали на коже, папирусе или глиняных черепках. Создавалась и арамейская литература, к сожалению, до нас не дошедшая, не сохранилась. «К ассирийскому времени следует, однако, отнести известную арамейскую повесть о премудром Ахикаре, древнейший вариант которой дошёл до нас в копии V в. до н. э. и действие которой происходит при дворе ассирийских царей Синаххериба и Асархаддона. Повесть эта, претерпевшая изменения в течение многих веков, дожила до позднего средневековья, переводилась и, в Европе на многие языки, в том числе и на русский».

Наука в Ассирии находилась в общем на этапе первичного накопления фактов. Дошедшие до нас научные сочинения носят утилитарный характер - это различные перечни, справочники, рецепты. Большинство дошедшие до нас из Ассирии научные сочинения вавилонского происхождения. Нам известны словари в сборники языковых и юридических упражнений, сводки ботанических и минералогических герминов, астрологическо-астрономические записи, медицинские и химические рецептурные справочники, и т. п. Научные знания в таких сочинениях перемешаны с колдовством; профессия врача, например, считалась жреческой профессией. На высоком уровне развития, как уже указывалось, находились военная техника и те отрасли техники, которые связаны с военным делом, - строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей, конниц, колесниц, оружия, таранов и других механизмов того времени.

В области архитектуры зодчие Ассирии имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высококирпичных платформах; все постройки состояли из сырцового кирпича. «Так как сырцовый кирпич - материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приёмов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам - так называемые «хеттские бит-хилани». При храмах важнейших божеств строились ступенчатые башни, зиккураты, несколько другой конструкции, чем в Вавилонии.

Главным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Стены с выступами прямоугольных башен, были сложены обычно целиком из сырцового кирпича. Арочные входы были украшены каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими лицами. Наружных украшений у зданий не имелось. Художественно оформлялись внутренние помещения. Здесь применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно известны ассирийские рельефы. Рельефы более раннего периода (по IX в. до н. э. включительно) отличаются большей связанностью фигур, отсутствием в них динамичности, преувеличенным подчёркиванием физической силы. Начиная с VIII в. в Ассирии художники несколько более приближаются к правдивой передаче действительности, начинают пользоваться пейзажем. Особенно замечательны изображения животных, людей и сцены охоты времени Ашшурбанапала. Рельефы высекались на больших каменных плитах, которыми облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов. Обычай изготовления рельефных плит был заимствован от хеттов.

Однако достижения ассирийского искусства остаются ограниченными. Для него характерно ремесленное, но и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. Тематика искусства же ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное содержание сводится к восхвалению мощи царя и войска Ассирии и к посрамлению врагов Ассирии. Несмотря на то, что в изобразительном искусстве достижения ассирийцев были сравнительно невелики, оно всё же оказало немалое влияние на развитие искусства Персидской державы. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели обряды и ритуалы магического характера. Боги представлялись в виде сильных, грозных существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, который приносил им жертву. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным и главным богом. Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью взяты из Вавилона, с такой лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Белом-Мардуком. Среди народных масс были представлены и различные мифы, верования. Ассирийские мифы и культы, которые связаны с земледелием, сохранились в виде пережитков и до наших дней в быту горцев, живущих на территории бывшей Ассирии. Люди также верили в различные суеверия, в десятки демонов, привидения, от которых ограждались различными амулетами, магическими фигурками, браслетами, молитвами, обрядами, приметами. «Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, который считался магическим носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственную политику».

В середине VII в. до н. э. при царе Ашшурбанипале держава достигла пика своего могущества. Была отстроена новая столица – Ниневия, при дворе царя сложилась знаменитая библиотека клинописных табличек. Писали же палочкой наподобие грифеля с тугим концом в виде треугольника, когда поверхность была исписана, ее сушили на солнце, а для наиболее большой прочности обжигали. Из- за этого плитки не страдали от сырости, знаки сохранялись. О развитии ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, найденная в развалинах его дворца. В этой библиотеке обнаружено огромное количество разнообразных религиозных текстов, литературных произведений и научных текстов, среди которых особенный интерес представляют надписи, содержащие астрономические наблюдения, медицинские тексты, наконец, грамматические и лексические справочники, а также прототипы позднейших словарей или энциклопедий. Тщательно собирая и списывая по особым царским инструкциям, иногда подвергая некоторым переделкам самые различные произведения более древней письменности, писцы Ассирии собрали в этой библиотеке огромную сокровищницу культурных достижений народов древнего Востока. «Некоторые литературные произведения, как, например, покаянные псалмы или «жалобные песни для успокоения сердца», свидетельствуют о высоком развитии ассирийской литературы». В этих песнях древний поэт с большим художественным мастерством передаёт чувство своей личной скорби человека, пережившего большое горе, сознающего свою вину и своё одиночество. К оригинальным и высокохудожественным произведениям ассирийской литературы принадлежат летописи ассирийских царей, описывающие главным образом завоевательные походы, а также внутреннюю деятельность ассирийских царей.

Рис. 8. Царь Ашшурбанипал. Древний барельеф.

Библиотека Ашшурбанапала – крупная сохранившаяся библиотека древне- го мира и древнейшая из всех известных библиотек. Составлялась она в течение 25 лет. Также она служила государственным архивом. Часть библиотеки, обнаруженная археологами, состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. «В 1872 году Джордж Смит, изучая клинописные тексты из Ниневии, обнаружил на одной из клинописных табличек отрывки из величайшего произведения ассиро- вавилонской литературы- поэмы о Гилькамеше». Основное место в библиотеке занимали книги научного и религиозного назначения, главным образом по астрономии и по математике. И в математике, и астрономии ассирийцы достигли наибольшего совершенства. Наряду с древними египтянами ассирийцы сделали много открытий в сфере этих знаний. Но вместе с подлинными науками развивалась еще астрология – наука о влиянии небесных тел на жизнь людей. К научной же категории можно отнести и географические руководства: списки известных в то время гор, городов, рек, морей, народов, а также растений и животных, где заметны попытки установить некоторого рода классификации.

Рис.9. Библиотека Ашшурбанипала. Современная реконструкция

Исторического материала здесь мало: история или вернее, летописание нашли свое отражение на храмовых и дворцовых стенах. Но надписи исторического содержания об Ассирии в библиотеке представлены в большом количестве. По характеру своему они подразделяются на: летописи и торжественные надписи; договоры, письма, донесения. «Одна из надписей содержит предсказание богини Иштар военного успеха войскам царя и благословляет его на предстоящий военный поход, в другой оракул провозглашает: «Луки Элама я сломаю, но твои руки (Ашшурбанапала) я сделаю прочными; оружие твое осилит всех врагов твоих... и своим мощным оружием я подбодрю твое сердце к уничтожению врагов твоих...». Найдены также типичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Асархаддон и Ашшурбанапал дополняли молитвами обращение к Шамашу о помощи, о восстановлении городов, крепостей, создании новых торговых факторий, новых дворцов, храмов; писали о том, как воздвигать новые кварталы, сооружать статуи с посвятительными надписями. Иногда тексты в библиотеке посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, которые связаны с развитием скотоводства, ремесел, торговли, древонасаждения, животноводства, цветоводства. Все военные походы перечисляются в библиотеке в строго хронологическом порядке, говорится о событиях данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

В огромном количестве в библиотеке Ниневии сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной. Прежде всего, это были письма царя, которые адресованы своим подданным: для наследника, жены или дочери, государственных чиновников, сановников, придворных чиновников, управляющих дворцовым имуществом. К ассирийской эпистолярной литературе относятся многочисленные донесения, запросы, поручения и предложения, касающиеся государственных, общественных, чaстных зданий и соoружений, стрoительства хрaмов, гoродских ворот, кoлоннад, плoтин и каналов. Наряду с библиотекой Ашшурбанапала источниками сведений являются также такие другие aссирийские библиотеки, как храмовая в г. Ашшуре (XIII-XII вв. до н.э.) и библиотека из г. Харрaна (VIII в. до н.э.).

Во всех фигурах древних ассирийцев, скульптурных и рельефных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах. Портретность здесь не играет никакой роли, черты лица идеализируются и также обобщаются, вполне точно передавая только антропологический тип. В рельефных изображениях к IX в. до н.э. уже устанавливается строгий канон - голова, нижняя часть тела, ноги изображаются в профиль, глаза - в фас, плечам придается специфический разворот: ближнее к зрителю дается в профиль, дальнее - в фас. Круглая скульптура в ассирийском искусстве представляет собой лишь чисто декоративный элeмент aрхитектурного aнсамбля и чaсто пoдчинена рeльефу. Интересна статуя царя Ашшурнасирапала II высота которой 1,06 м, которая представляет собой почти правильный нерасчлененный цилиндр. Камень обработан тщательным образом: выделяется каждый завиток прически, усов, бороды, каждая бахромка одежды. Такое же хорошее впечатление производит статуэтка Ашшурнасирапала из камня- янтаря, инкрустированная золотом и полудрагоценными камнями. Следует учесть, что янтарь - материал очень редкий в Ассирии. Наверное, он попадал сюда из Финикии, куда, в свою очередь, доставлялся с берегов Балтийского моря.

Рис. 10. Царь Ашшурбанипал в бою. Древний ассирийский барельеф.

Так как, Аccирия была военным государством, ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством отражали войну. Они сoздали грандиозные батальные картины, на которых сильное ассирийское войско обрaщает в бегство противников.

Ассирийские рeльефы привлекают своей торжественностью, пышностью, выразительнoстью, величием и в то же время простотой. Мастера, которые их, любовнo и внимательно всмaтривались в окружающую природу. На рельефах часто встречаются сцeны охоты на животных. Заслуживает особого внимaния один из замечатeльных шедевров древней скульптуры, где изображена ревущая львицa, прoнзенная тремя стрелами. Она ревет от отчаяния и ярости. Талантливое произведeние свидетельствует не только о хорошем знaнии анатомии, но и привлекает реализмом и силой воздействия, на которые способен лишь вдохновенный художник. Вoспроизведя на плите этот дрaматический эпизод из охотничьей жизни, ассирийский художник создал скупой, почти cтилизованный рисунок львицы, благодаря которому компoзиция вызывает глубочайшее восхищение своей несравненной гармонией и красотой. Искусство времени Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь больше уже стал выпуклым.

Рeльефы прeдставляли обычно cобой своего рода хронику событий, происходивших в правление какого- то царя. Изображались воины, масса пленников, прославлялись победы над врагом. В сценах кровопролитных сражений, стремительной погони и схваток, которые полны охотничьего азарта, которые сменяют друг друга на бaрельефах, ассирийские художники отобразили необузданные, горячие натуры царей, воинов и охотников. Все эти сцены художник видел своим зорким глазом, тонко чувствующим поэзию в жизни. Oчень интересны по своему содержанию сцены из походной жизни, однако выполнены они наивно. Здесь много мелких подробностей: птицы на ветках и гнездах, рыбы в воде. Люди cплошь и рядом крупнее животных, а птицы - деревьев. Царь обыкновенно выше своих слуг, а ассирийцы больше ростом своих врагов. Все головы изображены только в профиль; лица нередко лишены всякого выражения. Однaко изображения царей и их приближенных поражают умением передавать силу и величие: у них коренастые фигуры, мускулистые руки и ноги.

Cкульптурa играла очень важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые львы и крылатые быки с человеческими головaми. При внимательном наблюдении можно заметить, что у каждого крылатого быка пять ног. Этоo был оригинальный художественный прием, рассчитанный на необыкновенный какой-то оптический обман, на иллюзию. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека- быка. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этoм левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно задвигался.

Рис. 11. Крылатый бык. Алебастровый барельеф.

Завершающим этапом ассирийского искусства были рельефы на стенах дворца Ашшурбананала. В двух разных резиденциях царя они намного различны по характеру. Во дворце Синаххериба в Ниневии, где жил и Ашшурбанапал, рельефы немного отличались от памятников предыдущего времени. Таковы битва под стенами Суз, гибель эламского цaря Теуммана.

Рельефы в другом дворце, построенном при Ашшурбанапале, намного живее, свободней. Таковы, например, сцены, изображающие арабский поход царя. Характерен фрагмент со сценами из жизни военного лагеря. В одной из палаток воинам оказывается медицинская помощь: раненому дают пить, тут же стоит ложе. В другой палатке они заняты свежeванием туши. Около палаток - два вeрблюда, кoзлы и кoзы, видимо захваченная добыча. «Подлинными шедеврами справедливо считаются сцены цaрской охоты на львов, в так называемой «царской комнате». Сравнив их с ранними помятниками ассирийского искусства - рельефами Ашшурпасирапала, можно понять, какой скачок совершило ассирийское искусство за 200 лет. Это заметно даже на примере характерного для всех периодов изображения царя, скачущего на лошади. Перед нами - стремительно несущийся конь, в руках царя натянутые поводья, изображение полно экспрессии, движения. Ассирийские художники многое воспринимали у своих западных и южных соседей, но они переосмысливали чужие образцы, внесли в них много оригинального.

Примерные тесты

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АССИРИИ

ВВЕДЕНИЕ

Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.

В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.

Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах мира более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки.

Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.

Однако, уже по изученным фактам можно судить, что земное наследие ассиро-вавилонской культуры велико.

Знания, которые использовались ассирийским народом в древности продолжают практиковаться народами всего мира и в наше время.

В данной статьи использовано большое число источников - трудов российских и зарубежных ассириологов, а также материалов и экспозиций, расположенных в музеях России, Франции и США.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ

ПИСЬМЕННОСТЬ

Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.

У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.

Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.

Последние археологические находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии.

Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты. (Подробнее см. "За рубежом". 1973г., № 28, ноябрь.).

БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА

Вершины своего военного и культурного развития Ассирия достигла при царе Ашшурбанапале, который правил с 668 по 629 г.г. до Р.Х.

Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.

Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.

Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: а) введение, содержащее краткую молитву, обращенную к богам; б) описание деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; в) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

В библиотеке Ниневии было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.

В огромном количестве в Ниневийской библиотеке сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.

Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов.

Очень важное место в библиотеке занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.

Перечисленные выше книги входили в так называемый классический отдел библиотеки. Другой отдел можно назвать "архивным". Здесь хранились разные документы, общественные и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать. Много таких печатей цилиндрической формы с изображениями и клинописными текстами можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.

Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе.

Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.

Ассирийские рельефы IX - VII в.в. до Р.Х., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира - Англии, Франции, Германии, Ирака, США, России и других странах.

БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНИХ АССИРИЙЦЕВ

На протяжении существования ассирийского государства в среде его населения проходило непрерывное имущественное расслоение.

В доме знатного ассирийца было несколько комнат; в парадных помещениях стены украшались циновками, цветными тканями, коврами. В комнатах стояла мебель, украшенная металлическими пластинами и инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней. Во многих домах под самой крышей были расположены окна.

У горожан обстановка была намного проще: несколько стульев и табуретов разнообразной формы, на прямых или скрещенных ножках. Спали обычно на циновках, за исключением хозяина и хозяйки дома, у которых были деревянные кровати на четырех ножках в виде львиных лап, с матрацем и двумя одеялами. В одном из углов двора помещалась печь для хлеба; на столбах портика были развешаны бурдюки с вином и кувшинами с водой для питья и умывания. На очаге, устроенном на открытом воздухе, стоял большой котел с кипящей водой.

В доме размещались различные амулеты, призванные охранять домашних от "дурного глаза" и "злых духов". Чтобы избавиться от них, изображение духа в виде статуэтки помещали на видном месте. На ней вырезали текст заговора. Другие аналогичные статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом "злым духам". Большинство из них - с головами различных животных, совершенно невиданных в мире.

Костюм зажиточных ассирийцев состоял из платья с разрезом сбоку. Поверх рубашки знатный ассириец надевал иногда вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром цветную ткань из шерсти. На шее носили ожерелье, в ушах - серьги, на руках - массивные браслеты и запястья из бронзы, серебра или золота. Платья носили длинные, доходившие до пяток, в талии их охватывал широкий пояс.

Ремесленники, земледельцы, воины одевались скромнее и проще. Они носили более короткую рубашку-тунику, доходившую до колен и не стеснявшую движение.

Парадная одежда ассирийского царя состояла из тёмно-синего, расшитого красными розетками верхнего платья с короткими рукавами; в талии оно было стянуто широким поясом с тремя правильно сложенными складками; пояс обшивался по нижнему краю бахромой, каждая кисть которой оканчивалась четырьмя нитками стеклянных бус. Поверх туники надевалось нечто вроде длинной епанчи (верхней одежды без рукавов или с очень короткими рукавами). Она доходила только до поясницы и была так расшита узорами, что самой материи почти не было видно. На голове царь носил высокую тиару в форме усечённого конуса, которая плотно прилегала к очертаниям лба и висков. В руке царь держал длинный скипетр, в рост человека. За ним рабы несли зонт и большое опахало из перьев.

Украшения из драгоценных металлов соответствовали одежде. Мужчины сохраняли обычай носить в ушах серьги. Браслеты изысканной формы обыкновенно надевали по два на каждую руку. Первый носили выше локтя. Все украшения были выполнены с большим искусством. Головки льва выразительны, рисунки размещены со вкусом, сочетания узоров весьма оригинальны.

АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ АССИРИЙЦЕВ

Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много общего. Основы религиозной системы и почти все божества у ассирийцев и вавилонян были одни и те же.

Во главе ассирийского пантеона стоял древний племенной бог - Ашшур, объявленный царём богов. Он изображался обычно покрытым птичьими перьями и был, очевидно, связан с древним тотемом - голубем.

Религиозная идеология в своём развитии отражала перемены в экономической и политической жизни общества. Так, например, переход от охоты к земледелию привёл к распространению культа богинь плодородия (особенно Иштар).

Значительные сдвиги в представлениях о богах произошли в результате создания на территории Ассирии централизованного государства с его развитой бюрократической системой. Земная иерархия была перенесена в мир богов. В каждом крупном центре местный бог становился главой пантеона (в Вавилоне - Мардук, в Ашшуре - Ашшур).

Жрецы стремились привести различные и порой противоречивые верования в единую систему, хотя это не всегда удавалось, и местные представления и обряды сохраняли свою силу. Хотя сходные по своим функциям боги отождествлялись друг с другом, но далеко не всегда этот процесс доводился до конца. Возникло противоречие между сложными и не для всех понятными богословскими построениями и многочисленными старинными верованиями и обрядами.

Таким был в общих чертах путь развития ассиро-вавилонской религии. Для более детального изучения её необходимо начать с анализа шумерских верований, которые слились с аккадскими и в дальнейшем оказали мощное воздействие на религиозные системы Вавилонии и Ассирии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗЕМНОЕ НАСЛЕДИЕ АССИРИИ И ВАВИЛОНИИ.

И я помню Иштар,

когда ещё вавилоняне не похитили её у нас...

Джек Лондон

Почти два тысячелетия христианские народы черпали своё представление об Ассирии и Вавилонии, об ассирийцах и вавилонянах из Библии.

Вот что писал об этом учёный-ассириолог Н.Никольский в книге "Древний Вавилон": "И о Вавилонии и о вавилонских царях, об Ассирии и ассирийских царях у европейцев составилось понятие почти исключительно на основании библейских рассказов. Ассирияне казались жестокими, кровожадными завоевателями, пьющими человеческую кровь, чуть ли не людоедами... Не было и мысли о том, чтобы эти бичи могли быть высококультурными народами и даже учителями греков и римлян". Древние греки и затем римляне испытали на себе самое прямое ассиро-вавилонское воздействие во многих областях: науке, технике, истории, мифах, литературе, военном деле, медицине, сельском хозяйстве, математике и т.д..

Мы так привыкли, например, к семи дням недели, что нам и в голову не приходит спросить себя, откуда этот счёт дней недели, так же мы относимся к двенадцати месяцам в году, или к 60 минутам в часе, или 60 секундам в минуте. Между тем эти неотъемлемые, вошедшие в нашу плоть и кровь подразделения вовсе не составляют оригинального достояния нашей культуры, но ведут своё происхождение из древней Ассирии и Вавилона.

Другой интересный факт - открытие в истории музыкального романса. Об этом рассказали профессора Калифорнийского университета в 1975 году. Они возродили к жизни ассирийский романс, записанный на глине, возраст которого около 3400 лет. До этого считали, что древние музыканты могли извлекать по одной ноте за один раз. Теперь доказано, что древние ассирийские музыканты извлекали две ноты и пользовались западной семизвуковой гаммой, а не восточной пятизвуковой. До этого учёные-музыковеды были уверены, что семизвуковую гамму создали древние греки в 400 г. до Р.Х..

Другое изобретение ассирийцев и вавилонян, дожившее до наших дней и широко используемое людьми во всех странах мира - солнечные и водяные часы.

Когда мы приступаем к изучению геометрии, то обязательно заучиваем теорему Пифагора. Её заимствовал Пифагор во время посещения Вавилонии. А ассиро-вавилонские математики знали её за тысячелетия до этого. Они же положили начало алгебре и умели извлекать квадратные и кубические корни.

В Месопотамии был изобретён лунный календарь, существующий и поныне. Учёные Ассирии и Вавилонии установили связь Солнца со знаками зодиака в день весеннего равноденствия. Они могли предсказывать солнечные и лунные затмения, сближение Луны и Земли.

Ассирийские учёные коллекционировали, отбирали и систематизировали растения, составляли списки местных и привезённых животных, минералов, проводили исследования по сельскому хозяйству.

Жители Междуречья превратили свою страну в крупнейший центр наиболее развитого земледелия и славились виноградством и виноделием.

В Ассирии были созданы первые зоопарки. Об этом писал знаменитый естествоиспытатель Дж.Даррел: "Много зоопарков было у ассирийцев, в том числе у таких известных, как царица Семирамида, её сын Ниниас и царь Ашшурбанипал, специалист по львам и верблюдам".

И наконец, архитектура Ассирии и Вавилона образует особый стиль и жанр и оказала воздействие на европейскую архитектуру в целом, а через Византию - и на Русь.

Народ Ассирии имеет интересную культуру и огромное историческое наследие, которое сохраняется на протяжении долгих веков. Несмотря на то что государство Ассирия пало еще в шестом веке нашей эры, нация продолжает существовать и развиваться. Этот, вне всякого сомнения, феномен заслуживает того, чтобы о нем говорили и знали люди. Ассирийцы - кто они? Ответить на этот вопрос не так-то просто, но мы попробуем сделать это в нашей статье.

История ассирийского государства

Ассирийская держава закончила свое существование в 612 году, и с тех пор народность, называемая ассирийцами, живет, не имея собственного государства. Если говорить об исторической родине этноса, то она располагается на территории Месопотамии (ныне Ирак). Можно только предполагать, какие усилия были приложены народом Ассирии, чтобы не ассимилироваться, не разбрестись по свету, не исчезнуть с карты национальностей. И они это сделали - народность ассирийцев ныне живет на Кавказе, в Татарстане, Ираке, Турции, Соединенных Штатах Америки и поддерживает тесный контакт между собой.

Ассириец - национальность. Но при этом представитель народа не может иметь гражданство Ассирии, потому что такой страны просто не существует сегодня.

Культура народности Ассирии

Культура, которую и по сей день хранят ассирийцы, родилась и функционировала уже тогда, когда человеческая цивилизация находилась у своих истоков. Ассирийская держава просуществовала порядка двух тысяч лет, были построены города, создавалась управленческая инфраструктура, функционировало налогообложение. Это одна из самых богатых культур мира, ведь она имеет давний опыт. Многие достижения, которыми мы пользуемся, придумали или открыли для нас, людей современности, древние ассирийцы.

Письменность

Особого внимания заслуживает письменность ассирийцев. Все знания о жизни и культуре того времени человечество получило благодаря глиняным табличкам. Изначально использовалась пиктография (изображение предметов, их внешней формы). Поскольку рисунки как способ коммуникации занимали очень много времени, письмо все больше упрощалось, пока не превратилось в клинопись. Чернилами древних цивилизаций выступала глина, а орудием письма - острая палочка, выструганная из дерева.

Плитки, на которых древние ассирийцы писали о себе и окружающем мире, затем высушивались и обжигались, чтобы надпись не пострадала от сырости или времени.

Известно, что в Ассирии существовали школы. Во время раскопок были найдены таблички, которые идентифицировали как «пособия для обучения учеников». На обучение той же письменности отводилось четыре года. А позже удалось выяснить, что в Месопотамии находился даже университет, вероятно, первый для человечества. В нем изучалось письмо, грамматика и живопись. К сожалению, таблички с выполненными домашними заданиями или лекциями не сохранились. Ученые предполагают, что плитки обрабатывались неумелыми руками. И в итоге испортились, не донеся до нашего века уникальную информацию о методике преподавания.

На каком языке говорят ассирийцы?

Ассирийский язык представляет собой смесь восточно-арамейских диалектов, которые этимологически принадлежат к семейству семито-хамитских языков. На этом языке говорят не только ассирийцы, которые проживают в Иране, Турции, Ираке или Сирии, но и переселенцы на территории России, США. Литературный ассирийский язык сформировался в девятнадцатом веке. На нем издавалась и издается пресса, художественная литература. В языке укоренилось много иностранных слов.

Таинственные ассирийцы: религия и вера

Начать рассказ об ассирийской религии имеет смысл с библейской легенды. Ее бережно хранят и чтут ассирийцы. Религия у них на почетном месте, поэтому рассказ известен каждому. Суть его в том, что один из волхвов, который пришел к новорожденному Иисусу с дарами, был по национальности ассирийцем. Убедившись в том, что мессия действительно родился на свет, этот волхв вернулся к своему народу и разнес благую весть о том, что сотворилось чудо, и спаситель родился в каждый дом.

Религия ассирийцев представляет собой особую разновидность христианства под названием несторианство. Именно так верят ассирийцы. Кто они по вероисповеданию? Правильнее всего называть их христианами, только особенными.

Возникновение несторианства

Возникло религиозное направление приблизительно в пятом веке. Основателем считается монах по имени Несторий, а позже патриарх Константинопольский. Эту должность он занимал на протяжении четырех лет: с 428 по 431 год. Что касается несторианства как религии, в нем угадывается множество черт учения Ария. Напомним, вера Ария была отвергнута как ересь на Первом Вселенском Соборе в 325 году, поскольку отвергала понятие Иисуса Христа как божественного посланника. Безусловно, несторианство имеет множество догматических отличий, а именно, позиционирование Иисуса Христа не как Бога (Православие) и не как человека (Ария), но как существо, которое имело человеческий облик с Богом внутри. Речь идет о том, что в Иисусе Христе было два начала: божественное и человеческое, и их можно легко отделить друг от друга.

В связи с такими взглядами на природу Иисуса Христа, у несторианцев иначе трактуется и образ матери Богородицы. Ее называют Христородицей и не почитают так, как это делают православные. Что касается таинств, они у несторианцев сходятся с традиционными: крещение, священство, причащение, покаяние. Плюс ко всему этому, таинствами в этой вере считаются святая закваска и

Ассирийская церковь пользуется литургиями апостолов Фаддея и Марка, которые были написаны во время пребывания в Иерусалиме. Богослужения осуществляются на старосирийском языке. Иконы и статуи, символизирующие святых, не являются обязательным элементов в церквях. Для священников не предусмотрен целибат, ассирийская церковьпредполагает вступление в брак даже после рукоположения.

Гонения

На третьем несторианство постигла та же печальная судьба, что и веру Ария - его признали ересью. С тех пор несториане живут общинами, главами которых признаются Патриархи-Католикосы. В 1968 году учение раскололось на две школы, которые раздельно существуют и по сей день. Первая школа - Ассирийская церковь, центр которой, как ни удивительно, находится в США, штат Иллинойс. А вторая, так называемая Древняя Церковь Востока, обосновалась в Багдаде (Ирак).

Двадцатый век: ассирийцы, кто они сегодня?

Переселяться на территорию России ассирийцы начали после 1918 года, когда стало понятно: на территории Турции их просто уничтожат. Прием им организовали довольно теплый, что было связано с участием народности в Первой мировой войне на стороне российской армии. В целом двадцатый век стал самым кровопролитным для ассирийцев, которые были дважды втянуты в жестокие войны с турками. В то время многие ассирийцы возлагали на Россию надежды как на спасителя христиан Востока от гнета, а то и полного истребления. Им обещали автономию и широкие права, но когда война закончилась, надобность выполнять обещания тоже отошла на второй план.

Приблизительно половина ассирийцев, проживающих в Российской империи, погибла в Первой мировой войне. Четверть пострадала от репрессий несколькими десятилетиями позже. Затем Вторая мировая война, пришедшая в 1941 году на территорию России, снова унесла жизни многих ассирийцев, которые плечом к плечу с другими национальностями сражались против фашизма. И, наконец, выселение ассирийцев в Сибирь в 1949-м привело к тому, что около трети всех переселенцев погибли в следующую же зиму из-за нехватки теплой одежды.

В 1956 году им разрешили возвратиться на Кавказ, на свою историческую родину. Где и по сей день проживают ассирийцы. Кто онитакие? Почему проживают в Татарстане, на Кавказе, Ираке, Турции и Америке? Откуда бежали и почему? Ответы на все эти вопросы дает история, теперь ее знают и читатели.

О повседневной жизни ассирийцев, особенно рядовых, мы знаем довольно мало. Дома ассирийцев были одноэтажными, с двумя внутренними двориками (второй служил «семейным кладбищем»). Стены домов сооружались из сырцовых кирпичей или были глинобитными.

В Ассирии климат менее жаркий, чем в Нижней Месопотамии. Поэтому одежда ассирийцев была более основательной, чем у вавилонян. Она состояла из длинной шерстяной рубахи, поверх которой в случае надобности оборачивали еще шерстяную ткань. Ткани были белыми или окрашенными в яркие цвета с помощью растительных красок. Богатые одежды изготовлялись из тонких льняных или шерстяных тканей, отделывались бахромой и вышивкой. Из Финикии доставляли шерсть, окрашенную пурпуром, но ткань из нее была баснословно дорогой. Обувью служили сандалии из кожаных ремней, а у воинов - сапоги.

Изделия ассирийских ремесленников (резная кость, каменные и металлические сосуды) нередко были весьма изысканными, но не самостоятельными по стилю: в них ощущается сильное финикийское и египетское влияние. Ведь ремесленников из этих стран массами угоняли в Ассирию.

Ассирийская архитектура тоже не отличалась самобытностью, дворцы строились «на хеттский манер». Зато фризы, украшавшие внутренние помещения этих дворцов, представляют собой одну из ярчайших страниц в истории мирового искусства. Эти фризы были выполнены из известняка в очень низком рельефе и раскрашены минеральными красками. Изображают они пиры и битвы, охоту и торжественные процессии, жестокие расправы и принесение даней покоренными народами. Все эти сцены скомпонованы из готовых канонических деталей, но прихотливость и смелость композиции придают им бесконечное разнообразие. Подчеркнутый натурализм уживается в них с изысканной стилизацией, сильное движение - с плавностью линий. Цвет в этих изображениях, как и в более редких композициях из глазурованного кирпича и в росписях, имеет чисто декоративную функцию. Поэтому на них можно увидеть синих лошадей, желтые фигуры на голубом фоне и т. п. Главная тема изобразительного искусства Ассирии - царь и его деяния.

Царей изображают и немногие дошедшие до нас образцы «круглой» скульптуры. Среди них особенно интересна статуэтка из янтаря и золота, изображающая Ашшур-нацир-апала II. Несмотря на миниатюрные размеры, она создает ощущение мощи и величия. Искусство ассирийских скульпторов оказало влияние на персидскую и даже греческую скульптуру. Еще и теперь ассирийские рельефы, разрозненные, нередко разбитые, почти утратившие краски, производят очень сильное впечатление.

Другим важнейшим вкладом ассирийцев в историю мировой культуры является разработка литературно-историческою жанра. Царские надписи, повествующие о событиях того или иного царствования, имели в Месопотамии многовековую традицию, но только ассирийцы превратили их в настоящую литературу. Хотя эти надписи принято называть «анналами», т. е. летописями, в действительности они ими не являются. Это литературные композиции, в которых исторические события определенным образом «аранжированы», чтобы повествование выглядело более красочным, а его главный герой - царь - более мудрым, доблестным и могучим. Поэтому «анналы» содержат нередко сильные преувеличения (числа убитых врагов, размеров добычи и т. п.), и вместе с тем о многом умалчивают (преимущественно, разумеется, о неудачах). Хотя такие тексты, подобно рельефам, нередко компонуются из стандартных деталей (особеппо в описании повторяющихся событий), их энергичный и красочный стиль, яркая, хотя подчас и грубоватая, образность делают их захватывающим чтением.

Ассирийские историки всячески старались показать свою ученость: обильно цитировали старинные тексты, старались писать на «хорошем» аккадском языке, т. е. на литературном вавилонском диалекте. Особенности ассирийских анналов, конечно, сильно затрудняют их использование в качестве исторического источника, но зато повышают их литературную ценность (хотя и историческая ценность их огромна).

Литература:

Якобсон В.А. Новоассирийская держава./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ. - М. .-Знание, 1983 - с. 21-44

Еще по теме Культура Ассирии.:

  1. Тема семинарского занятия №5: Хозяйство и общественный строй Ассирии и Хеттского царства.
  2. Глава 6 % Культура древних славян. I Культура Киевской Руси. | Культура Русских земель

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. ДРЕВНЕЙШИЙ НАРОД МИРА

Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.

В течение более чем двух тысяч лет величайшее из достижений человечества - цивилизация Ассирии - лежала похороненная и почти забытая в земле страны, которую в настоящее время мы знаем как Ирак (ранее называвшийся Месопотамией). О ней остались лишь некоторые сообщения сомнительной достоверности в литературе Греции, а также некоторые библейские высказывания, возможно предвзятые, об ассирийцах и более сомнительные предания о жизни в глубокой древности в стране под названием Сеннаар, согласно библейскому изложению, была построена Вавилонская башня; здесь также жила единственная семья, пережившая Великий потоп, и где-то в этих краях, в начале истории человечества, находился мифический сад Эдем. Ашур, Ассирия - загадочная, древняя страна в самом предсердии мировой цивилизации, двадцать пять веков назад потерявшая свою независимость и ушедшая в легенды, как Атлантида, но сохранившая свой народ, который разлетелся по всему свету.

Со школьной скамьи каждого из нас захватывала история этой уникальной страны с ее героическим народом и богатейшей культурой. Когда говорим "Ассирия", сразу же хочется прибавить эпитет "первая"- первая государственность на Древнем Востоке, первый университет, первая музыкальная нотапись, первая поваренная книга, первый наркоз, первая в мире богатейшая библиотека Ашурбанипала. Уже не говоря о висячих садах Семирамиды, созданных ассирийской царицей.

Современные ассирийцы фактически единственный народ, сохранивший в живом общении один из древнейших диалектов арамейского языка, на котором, как известно, проповедовал сам Христос. Практически все ассирийцы исповедуют христианство, которое они приняли в 1-2 веках и с тех пор довольно ревностно его придерживаются, поскольку, лишь оно консолидирует народ.

В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.

Несмотря на дисперсное проживание, и не имея компактного поселения, ассирийцы сохранили многие традиции, связанные с духовной культурой народа. Это касается свадебной, праздничной обрядности, сильного христианского самосознания, которое на протяжении веков помогало ассирийцам не раствориться среди соседних мусульманских народов. Ассирийцы иммигрировали в Россию из приграничных районов Ирана, Турции, а также Ирака и Сирии. В этих странах и сейчас проживает много ассирийцев. Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах мира более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки. Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.

Однако, уже по изученным фактам можно судить, что земное наследие ассиро-вавилонской культуры велико. Знания, которые использовались ассирийским народом в древности продолжают практиковаться народами всего мира и в наше время.

2. КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ

2.1 Письменность

Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.

У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.

Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.

Последние археологические находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии.

Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты.

2.2 Литература и наука

В области литературы Ассирия, по-видимому, не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своём роде, впрочем, эти анналы были замечательны яркой выразительностью ритмического языка и системой образов, когда дело шло об изображении военной мощи Ассирии и описании побед ассирийского царя. Но характерно, что даже эти типично ассирийские произведения почти всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на довольно сильно отличавшемся от него к этому времени аккадском (вавилонском) языке. Что же касается всех остальных литературных памятников, заботливо собиравшихся в библиотеке Ниневийского дворца по приказу царя-грамотея Ашшурбанапала, а также в библиотеках храмов, то они почти все без исключения представляли памятники вавилонской литературы или же подражания им, вроде составленных, повидимому, самим Ашшурбанапалом гимнов и молитв богам.

Образованный писец в Ассирии должен был знать несколько языков: помимо своего родного диалекта и вавилонского диалекта в двух его формах (живой, применявшийся в деловой переписке с Вавилонией, и старолитературный) ещё и шумерский язык, так как без некоторого знания этого языка невозможно было полное овладение клинописной грамотой. Кроме того, в официальных канцеляриях помимо ассирийского диалекта аккадского языка применялся ещё и другой язык - арамейский, как язык, наиболее распространённый среди многоязычного населения разных частей державы. В канцелярском штате состояли специальные арамейские писцы, писавшие на коже, папирусе или глиняных черепках. Создавалась и арамейская литература, к сожалению, до нас почти не дошедшая ввиду плохой сохраняемости применявшегося для письма материала. К ассирийскому времени следует, однако, отнести известную арамейскую повесть о премудром Ахикаре, древнейший вариант которой дошёл до нас в копии V в. до н. э. и действие которой происходит при дворе ассирийских царей Синаххериба и Асархаддона. Повесть эта, претерпевшая изменения в течение многих веков, дожила до позднего средневековья, переводилась и, в Европе на многие языки, в том числе и на русский.

Наука в Ассирии находилась в общем ещё на этапе первичного накопления фактов. Дошедшие до нас научные сочинения носят сугубо утилитарный характер - это различные перечни, справочники, рецепты. Некоторые из этих справочников, однако, предполагают наличие известных предварительных обобщений. Большинство дошедших до нас из Ассирии научных сочинений - вавилонского происхождения Нам известны словари в сборники языковых и юридических упражнений, медицинские и химические рецептурные справочники, сводки ботанических и минералогических терминов, астрологическо-астрономические записи и т. п. Научные знания в таких сочинениях перемешаны с колдовством; профессия врача, например, считалась жреческой профессией.

На высоком уровне развития, как уже указывалось, находились военная техника и те отрасли техники, которые связаны с военным делом, - строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т. п.

2.3 Изобразительное искусство и архитектура

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.

Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе.

Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.

Ассирийские рельефы IX - VII в.в. до Р.Х., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира - Англии,Франции, Германии, Ирака, США, России и других странах.

В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высокирпичных платформах; все постройки сооружались из сырцового кирпича (обожжённый кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, лишь для облицовки). Так как сырцовый кирпич - материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приёмов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам - так называемые "хеттские бит-хилани". Стены зданий были глухие, комнаты, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор. Известен был арочный свод, но обычно перекрытия были балочные, накатом; свет проходил через отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком. При храмах важнейших божеств строились ступенчатые башни (зиккураты) несколько иной конструкции, чем в Вавилонии.

Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Стены с выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами, были сложены обычно целиком из сырцового кирпича. Арочные входы были украшены каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими липами - божеств-хранителей дворца. Наружных украшений у зданий, кроме описанных, по большей части не имелось. Художественно оформлялись главным образом внутренние помещения, в особенности узкие и длинные парадные залы дворцов. Здесь применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы.

Однако достижения ассирийского искусства остаются ограниченными. Для него характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов; иногда - как в случае охотничьих сцен - художник умело их сочетает, добиваясь жизненности изображения; тематика же ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное содержание сводится к восхвалению мощи ассирийского царя и ассирийского войска и к посрамлению врагов Ассирии. Нет интереса к передаче конкретного образа человека и его окружения, в изображениях сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

3. БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНИХ АССИРИЙЦЕВ

3.1 Община и семья

В пределах территории той или иной городской общины в Ассирии имелся целый ряд сельских общин, являвшихся собственниками всего земельного фонда. Этот фонд состоял, во-первых, из обрабатываемой земли, поделённой на участки, находившиеся в пользовании отдельных семей. Эти участки, по крайней мере теоретически, подлежали периодическим переделам. Во-вторых, имелись запасные земли, на пользование долей которых также имели право все члены общины. Земля в то время уже продавалась и покупалась. Хотя каждая сделка купли-продажи земли ещё требовала утверждения общины, как собственника земли, и совершалась под контролем царя, однако в условиях роста имущественного неравенства это не могло воспрепятствовать скупке земельных участков и созданию крупных хозяйств.

Мелкие земледельцы в основном держались большими (неразделёнными) семьями ("домами"), которые, однако, постепенно распадались. В пределах таких "домов" царь, невидимому, имел право сохранять за собой "долю", доход с которой поступал ему лично или переуступался им кому-либо из должностных лиц в качестве кормления за службу. Этот доход держателем мог быть передан и третьим лицам. Община в целом была обязана по отношению к государству повинностями и натуральными налогами.

Для среднеассирийского периода (XV-XI вв. дон. э.) характерно существование патриархальной семьи, насквозь проникнутой духом рабовладельческих отношений. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабом; ещё и в староассирийский период дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Жена приобреталась путём купли, и её положение мало отличалось от рабского. Мужу предоставлялось право не только избивать, но в ряде случаев и калечить её; жену за побег из дома мужа жестоко карали. Нередко жена должна была отвечать своей жизнью за преступления мужа. По смерти мужа жена переходила к его брату или отцу или даже к собственному пасынку. Лишь в том случае, если в семье мужа отсутствовали мужчины старше 10 лет, жена становилась "вдовой", имевшей известную правоспособность, которой была лишена рабыня. За свободной женщиной, правда, признавалось право на внешнее отличие от рабыни: рабыне, как и проститутке, под угрозой строжайших кар воспрещалось ношение покрывала - признака, отличавшего каждую свободную женщину. Считалось, что в сохранении чести женщины в первую очередь заинтересован её владелец - муж. Характерно, например, что насилие над замужней женщиной каралось много строже, чем насилие над девушкой. В последнем случае закон заботился главным образом о том, чтобы отец не лишился возможности выдать дочь замуж, хотя бы за насильника, и получить доход в виде брачного выкупа.

3.2 Жилище

На протяжении существования ассирийского государства в среде его населения проходило непрерывное имущественное расслоение.

В доме знатного ассирийца было несколько комнат; в парадных помещениях стены украшались циновками, цветными тканями, коврами. В комнатах стояла мебель, украшенная металлическими пластинами и инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней. Во многих домах под самой крышей были расположены окна.

У горожан обстановка была намного проще: несколько стульев и табуретов разнообразной формы, на прямых или скрещенных ножках. Спали обычно на циновках, за исключением хозяина и хозяйки дома, у которых были деревянные кровати на четырех ножках в виде львиных лап, с матрацем и двумя одеялами. В одном из углов двора помещалась печь для хлеба; на столбах портика были развешаны бурдюки с вином и кувшинами с водой для питья и умывания. На очаге, устроенном на открытом воздухе, стоял большой котел с кипящей водой.

В доме размещались различные амулеты, призванные охранять домашних от "дурного глаза" и "злых духов". Чтобы избавиться от них, изображение духа в виде статуэтки помещали на видном месте. На ней вырезали текст заговора. Другие аналогичные статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом "злым духам". Большинство из них - с головами различных животных, совершенно невиданных в мире.

3.3 Одежда

Костюм зажиточных ассирийцев состоял из платья с разрезом сбоку. Поверх рубашки знатный ассириец надевал иногда вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром цветную ткань из шерсти. На шее носили ожерелье, в ушах - серьги, на руках - массивные браслеты и запястья из бронзы, серебра или золота. Платья носили длинные, доходившие до пяток, в талии их охватывал широкий пояс.

Ремесленники, земледельцы, воины одевались скромнее и проще. Они носили более короткую рубашку-тунику, доходившую до колен и не стеснявшую движение.

Парадная одежда ассирийского царя состояла из тёмно-синего, расшитого красными розетками верхнего платья с короткими рукавами; в талии оно было стянуто широким поясом с тремя правильно сложенными складками; пояс обшивался по нижнему краю бахромой, каждая кисть которой оканчивалась четырьмя нитками стеклянных бус. Поверх туники надевалось нечто вроде длинной епанчи (верхней одежды без рукавов или с очень короткими рукавами). Она доходила только до поясницы и была так расшита узорами, что самой материи почти не было видно. На голове царь носил высокую тиару в форме усечённого конуса, которая плотно прилегала к очертаниям лба и висков. В руке царь держал длинный скипетр, в рост человека. За ним рабы несли зонт и большое опахало из перьев.

Украшения из драгоценных металлов соответствовали одежде. Мужчины сохраняли обычай носить в ушах серьги. Браслеты изысканной формы обыкновенно надевали по два на каждую руку. Первый носили выше локтя. Все украшения были выполнены с большим искусством. Головки льва выразительны, рисунки размещены со вкусом, сочетания узоров весьма оригинальны.

3.4 Религия

Идейное содержание как искусства и литературы, так и всей ассирийской культуры вообще в значительной мере определялось, как и в других странах древнего Востока, религией. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины или территории, были боги "свои" и "чужие", однако и "чужие" боги всё же признавались божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царём богов, мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию.

Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Белом-Мардуком. Были, впрочем, распространены среди народных масс такие мифы и верования, которые не были известны вавилонянам и которые восходили к хурритской мифологии. Это засвидетельствовано изображениями на цилиндрических каменных печатях, которые носили свободные ассирийцы. Ассирийские мифы и культы, связанные с земледелием, сохранились в виде пережитков и до наших дней в быту горцев, живущих на территории бывшей Ассирии.

Религиозные представления, восходившие к далёким временам, и верования, возникавшие вновь на почве социальной придавленности масс, опутывали каждый шаг ассирийцев: бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи примет на все случаи жизни, соблюдаемые с величайшей тщательностью обряды и т. д. Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев Л.С. История Востока,- М., 2007

2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке.- М, 2006

3. Княжицкий А., Хурумов С. Древний мир. Мировая художественная культура от первобытности до Рима. - М 2007

4. Козлов С.В. Победители времени. Ассирийцы - народ из истории древнего мира// Независимая газета от 25. 05. 2007

5. Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический Проект, 2006

6. Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

7. Лаво Р. С. Культурные архетипы этнического самосознания Ассирийцев// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук 2007

8. Мищенко Е.В., Михайлов С.С. Ассирийцы // Независимая газета от 02.02.2007

9. Радугин А. А. Культурология: курс лекций: Центр М. 2007

10. Садаев Д.Ч.История Древней Ассирии.- М., 2007

11. Францев Ю.П. Всемирная история, Том 1, 2006

Подобные документы

    Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития. Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания, искусство. Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Мир духовной культуры шумеров. Хозяйственная жизнь, религиозные верования, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Религия, искусство и идеология Древнего Вавилона. Культура Древнего Китая. Архитектурные памятники вавилонского искусства.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Особенности, отличительные черты древнеегипетской цивилизации. Единый культ египетских богов, религия древних египтян. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте. Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Египта.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Государственный строй Древневавилонского царства: правление царя Хаммурапи, законодательная деятельность. История культуры стран Передней Азии: Ассирии, Вавилонии, письменность, наука, литература, изобразительное искусство, религия Древнего Востока.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Историография Древнего Египта. Общие религиозные представления древних египтян. Многобожие египетской религии. Загробный мир, мумификация в традициях древних египтян. Основные черты правовой системы. Земледелие, скотоводство, архитектура и искусство.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Изучение основных факторов, повлиявших на развитие древнерусской культуры. Мир в представлении древних славян. Крещение Руси и изменения, последовавшие вслед за этим. Возникновение письменности. Летописи, литература, фольклор, искусство древних славян.

    реферат , добавлен 02.12.2011

    Cтановление государства у древних восточных славян и зарождения русской культуры. Образ жизни народов Древней Руси, фольклор, литература и письменность, зодчество, искусство и живопись (иконопись), одежда. Постороннее влияние на культуру Древней Руси.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2012

    Уровень развития науки и образования в Древней Греции. Древнегреческая художественная культура и ее место в истории мировой цивилизации. Музыка, изобразительное искусство и театр в культуре древних греков. Характерные черты эллинской архитектуры.

    презентация , добавлен 13.02.2016

    Культура Древней Ассирии и Вавилонии. Нравы, обычаи, быт и образ жизни ассирийцев и вавилонян. Основные виды и формы причесок. Головные уборы, украшения костюма, косметика ассиро-вавилонян. Особенности костюма военачальника, жреца и одежды знатных лиц.

    презентация , добавлен 21.01.2012

    Верования древних, их представления о мире и месте в нем человека. Фетишизм и тотемизм туземцев, возникновение зоолатрии и анимистических культов. Религия древних египтян, их вера в бессмертие души. Своеобразие духовной культуры Древней Греции и Рима.