Крымская война 1853 1856 гг карта. Результаты и историческое значение войны. Оборона Севастополя во время Крымской войны

Военный потенциал Николая I, располагавший почти миллионной армией, был внушителен. Выучка Балтийского и Черноморского флота, скорострельность стрельбы из пушек у российских моряков были лучше, чем у британских. Однако на Балтике, Белом море, в западной части Тихого океана и в черно- морском бассейне была принята тактика обороны. После ввода 21 июня 1853 г. 80-тысячного русского корпуса в Молдавию и Валахию Россия не подняла христиан Сербии и Болгарии на войну за освобождение.
20 марта 1854 г. русские войска перешли Дунай, но о прорыве на Балканы не было и речи. Концентрация огромных вооружённых сил вдоль западных границ России предотвратила высадку десантов противника на западе России и вступление в войну Австрии, Швеции, Пруссии, но оставила мало войск в Крыму. Разгром турецкого флота адмиралом П. С. Нахимовым в Синопе не стимулировал удар по Босфору.
В августе 1854 г. союзники захватили Аландские острова. В Крыму 8 сентября на реке Альма русские войска под командованием А. С. Меншикова отстаивали позиции несколько часов и, потеряв около 5 тыс. человек, избежали окружения. Неприятель не ворвался сходу в беззащитный тогда Севастополь. 11 сентября Северную бухту перегородили семью затопленными кораблями. В горячке суда топились вместе с орудиями, провизией, порохом, боеприпасами и имуществом офицеров. Морские экипажи на бастионах создали «окаменелый флот», усилив защиту города.
24 октября 1854 г. в Инкерманском сражении с обеих сторон сражалось примерно по 14 тысяч человек. Хотя русская пехота дралась ожесточённо и дважды врывалась в лагерь англичан, но не сбросила их с Сапун-горы. В начале мая союзники увеличили свои силы до 170 тысяч и подобрались почти к самому Севастополю. 6 июня Севастополь героически отбил общий штурм, при котором потери сторон составили около 5 тыс. человек. Попытка переломить ход войны в Крыму не удалась. В сражении на реке Чёрная 4 августа русские офицеры разновременно повели дивизии плотными массами в лобовой штурм Федюхиных высот. Главнокомандующий М. Д. Горчаков после 5 часов наступления отказался продолжать бой, русские потеряли свыше 3 тыс. убитыми и 5 тыс. ранеными, потери союзников составили 196 убитыми и 1551 ранеными. 24 августа по Севастополю было выпущено 150 тысяч снарядов, на которые русские ответили всего 50-ю тысячами. 27 августа 58 тысяч французов и англичан пошли на штурм Малахова кургана. Защитники сражались героически. Погибло почти треть войск от всего гарнизона. К 5 часам вечера Малахов курган был взят. 28 августа были затоплены остатки Черноморского флота и взорваны укрепления города. Герои Севастополя — В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин, Э. И. Тотлебен, а так же весь рядовой состав проявили высочайшее мужество, выносливость и самоотверженность.
Феодальная Россия была побеждена не численностью и качеством вооружения неприятеля, а промышленной революцией капиталистических государств. Поражения в полевых сражениях заставили русских офицеров отказаться от строевой муштры в пользу боевой подготовки и стали причиной масштабных «милютинских» реформ 1860-1870-х гг.

Парижский мир 1856 г. ослабил русское влияние в Центральной Европе.

Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время.

Лев Толстой

Войны Российской и Османской империй были привычным явлением международной политики XVIII-XIX столетия. В 1853 году Российская империя Николая 1 вступила в очередную войну, которая вошла в историю, как Крымская война 1853-1856 годов, и завершилась поражением России. Кроме того, эта война показала сильное сопротивление стран-лидеров Западной Европы (Франции и Великобритании) усилению роли России в Восточной Европе, в частности на Балканах. Проигранная война также показала самой России проблемы во внутренней политике, которые привели ко многим проблемам. Несмотря на победы на первоначальном этапе 1853-1854, а также захват ключевой турецкой крепости Карса в 1855, Россия проиграла важнейшие битвы на территории Крымского полуострова. В данной статье описываются причины, ход, основные результаты и историческое значение в кратком рассказе о крымской войне 1853-1856 годов.

Причины обострения восточного вопроса

Под восточным вопросом историки понимают ряд спорных моментов российско-турецких отношений, которые в любой момент могли привести к конфликту. Главные проблемы восточного вопроса, которые и стали основной для будующей войны, следующие:

  • Потеря Крыма и северного Причерноморья Османской империей в конце 18 постоянно стимулировало Турцию начать войну в надежде вернуть территории. Так начались войны 1806-1812 и 1828-1829. Однако в их результате Турция потеряла Бессарабию и часть территории на Кавказе, что еще больше усиливало желание реванша.
  • Принадлежность проливов Босфор и Дарданеллы. Россия требовала открыть для черноморского флота эти проливы, в то время как Османская империя (при давлении стран Западной Европы) игнорировала эти требования России.
  • Наличие на Балканах, в составе Османской империи, славянских христианских народов, которые боролись за свою независимость. Россия оказывала им поддержку, тем самым вызывая волну возмущения турок по поводу вмешательства России во внутренние дела другого государства.

Дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной Европы (Британии, Франции, а также Австрии) не пустить Россию на Балканы, а также закрыть ей доступ к проливам. Ради этого страны готовы были оказывать Турции поддержку в потенциальной войне с Россией.

Повод к войне и ее начало

Эти проблемные моменты назревали на протяжении конца 1840-х, начала 1850-х. В 1853 году турецкий султан передал Вифлеемский храм Иерусалима (тогда территория Османской империи) в управление католической церкви. Это вызвало волну возмущения высшей православной иерархии. Этим решил воспользоваться Николай 1, используя религиозный конфликт как повод нападения на Турцию. Россия потребовала передать храм православной церкви, а заодно также открыть проливы для черноморского флота. Турция ответила отказом. В июне 1853 года российские войска перешли границу Османской империи и вошли на территорию зависимых от нее Дунайских княжеств.

Николай 1 рассчитывал, что Франция слишком слаба после революции 1848 года, а Британию можно задобрить, передав ей в будущем Кипр и Египет. Однако план не сработал, европейские страны призвали Османскую империи к действию, обещая ей финансовую и военную помощь. В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Так началась, если говорить кратко, Крымская война 1853-1856 годоа. В истории Западной Европы эту войну называют Восточной.

Ход войны и основные этапы

Крымская война может быть разделена на 2 этапа по количеству участников событий тех лет. Вот какие это этапы:

  1. Октябрь 1853 – апрель 1854. В ходе этих шести месяцев война была между Османской империей и Россией (без прямого вмешательства других государств). Существовало три фронта: Крымский (Черноморский), Дунайский и Кавказский.
  2. Апрель 1854 – февраль 1856. В войну вступают британские и французские войска, из-за чего расширяется театр боевых действий, а также происходит перелом в ходе войны. Союзнические войска превосходили российские с технической стороны, что и стало причиной изменений в ходе войны.

Что касается конкретных битв, то можно выделить следующие ключевые сражения: за Синоп, за Одессу, за Дунай, за Кавказ, за Севастополь. Были и другие битвы, но перечисленные выше – самые основные. Рассмотрим их более подробно.

Синопская битва (ноябрь 1853)

Сражение проходило в гавани города Синоп в Крыму. Российский флот под командованием Нахимова полностью разбил турецкий флот Османа-паши. Это сражение было, пожалуй, последним крупных мировым сражением на парусных караблях. Эта победы существенно подняла боевой дух российской армии и вселяла надежду на скорую победу в войне.

Карта Синопоского морского сражения 18 ноября 1853

Бомбардировка Одессы (апрель 1854)

В начале апреля 1854 года Османская империя пустила через свои проливы эскадру франко-британского флота, которая стремительно направилась на российские портовые и судостроительные города: Одессу, Очаков и Николаев.

10 апреля 1854 началась бомбардировка Одессы, главного южного порта Российской империи. После стремительной и интенсивной бомбардировки планировалось высадить десант в районе северного Причерноморья, чем заставить вывести войска с Дунайских княжеств, а также ослабить защиту Крыма. Однако несколько дней обстрела город выстоял. Более того, защитники Одессы смогли нанести точные удары по флоту союзников. План англо-французских войск провалился. Союзники вынуждены были отступить в сторону Крыма и начинать битвы за полуостров.

Бои на Дунае (1853-1856)

Именно с ввода войск России в этот регион и началась Крымская война 1853-1856 годов. После успеха в Синопском сражении, Россию ждал еще один успех: войска полностью перешли на правый берег Дуная, открывалось наступление на Силистрию и далее на Бухарест. Однако вступление в войну Англии и Франции усложнило наступление России. 9 июня 1854 года осада Силистрии была снята, и российские войска вернулись на левый берег Дуная. Кстати, на этом фронте в войну против России также вступила Австрия, которую беспокоило стремительное продвижение империи Романовых в Валахию и Молдавию.

В июле 1854 года возле города Варна (современная Болгария) высадился огромный десант английской и французской армий (по разным данным, от 30 до 50 тысяч). Войска должны были войти на территорию Бессарабии, вытеснив Россию с этого региона. Однако во французском войске вспыхнула эпидемия холеры, а английская общественность требовала от руководства армии первоочередного удара по черноморскому флоту в Крыму.

Бои на Кавказе (1853-1856)

Важная битва прошла в июле 1854 года при селении Кюрюк-Дара (Западная Армения). Объединенные турецко-британские войска потерпели поражение. Наэтом этапе крымская война все еще была успешной для России.

Другая важная битва в этом регионе состоялась в июне-ноябре 1855 года. Российские войска приняли решение атаковать восточную часть Османской империи, крепость Карсу, чтобы союзники часть войск отправили в этот регион, тем самым немного послабив осаду Севастополя. Россия выиграла битву при Карсе, однако это случилось уже после известия о падении Севастополя, поэтому на результат войны эта битва имела слабое значение. Тем более, по результатам «мира», подписанного позже, крепость Карса вернулась Османской империи. Однако как показали мирные переговоры, захват Карса все же сыграл свою роль. Но об этом дальше.

Оборона Севастополя (1854-1855)

Самое героическое и трагическое событие Крымской войны это, безусловно, битва за Севастополь. В сентябре 1855 года франко-английские войска захватили последнюю точку обороны города – Малахов курган. Город пережил 11 месяцев осады, однако в результате был сдан войскам союзников (среди которых появилось и Сардинское королевство). Это поражение стало ключевым и полсужило импульсом для завершения войны. С конца 1855 года начинаются усиленные переговоры, в которых Россия практически не имела сильных аргументов. Было понятно, что война проиграна.

Другие битвы в Крыму (1854-1856)

Кроме осады Севастополя на территории Крыма в 1854-1855 года состоялось еще несколько сражений, которые были направлены на «деблокировку» Севастополя:

  1. Сражение на Альме (сентябрь 1854).
  2. Сражение под Балаклавой (октябрь 1854).
  3. Инкерманское сражение (ноябрь 1854).
  4. Попытка освобождения Евпатории (февраль 1855).
  5. Сражение на реке Черная (август 1855).

Все эти сражение закончились безуспешными попытками снять осаду Севастополя.

«Далекие» битвы

Основные боевые действия войны проходили возле Крымского полуострова, что и дало название войне. Также битвы были на Кавказе, на территории современной Молдовы, а также на Балканах. Однако не многие знают, что битвы между соперниками происходили и в отдаленных регионах Российской империи. Вот несколько примеров:

  1. Петропавловская оборона. Битва, которая проходила на территории полуострова Камчатка между объединенными франко-британскими войсками с одной стороны и российскими с другой. Сражение проходило в августе 1854 года. Эти битва стала следствием победы Британии над Китаем в ходе «опиумных» войн. В результате Британия хотела усилить свое влияние на востоке Азии, вытеснив отсюда Россию. Всего войска союзников предприняли два штурма, оба закончились для них неудачей. Россия выдержала Петропавловскую оборону.
  2. Арктическая компания. Операция британского флота по попытке блокады или захвата Архангельска, проводимая в 1854-1855 годах. Основные битвы проходили в акватории Баренцева моря. Также британцы предприняли бомбардировку Соловецкой крепости, а еще грабеж российских торговых судов в Белом и Баренцевом морях.

Результаты и историческое значение войны

В феврале 1855 года умер Николай 1. Задачей нового императора, Александра 2, было прекращение войны, причем с минимальным ущербом для России. В феврале 1856 начал работу Парижский конгресс. Россию на нем представляли Алексей Орлов и Филипп Бруннов. Поскольку ни одна из сторон не видела смысла в продолжении войны, уже 6 марте 1856 был подписан Парижский мирный договор, по результатам которого Крымская война была завершена.

Основные условия Парижского договора 6были следующими:

  1. Россия возвращала Турции крепость Карсу, в обмен на Севастополь и другие захваченные города крымского полуострова.
  2. России запрещалось иметь черноморский флот. Черное море объявлялось нейтральным.
  3. Проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись закрытыми для Российской империи.
  4. Часть российской Бессарабии передавалась Молдавскому княжеству, Дунай переставал быть пограничной рекой, поэтому судоходство объявлялось свободным.
  5. На Алладских островах (архипелаг в Балтийском море) России запрещалось возводить военные и (или) оборонительные укрепления.

Что касается потерь, то число Российских подданных, которые погибли в войне, составляет 47,5 тысяч челвоек. Британия потеряла 2,8 тысяч, Франция – 10,2, Османская империя – более 10 тысяч. Сардинское королевство потеряло 12 тысяч военных. Погибшие со стороны Австрии не известны, возможно, потому что официально она не была в состоянии войны с Россией.

В целом, война показала отсталость России, по сравнению с государствами Европы, особенно в плане экономики (завершение промышленной революции, строительство железных дорог, использование пароходов). После этого поражения начались реформы Александра 2. Кроме того, в России долгое время назревало желание реванша, что и вылилось в очередную войну с Турцией в 1877-1878 годах. Но это уже совсем другая история, а Крымская война 1853-1856 годов была завершена и Россия в ней потерпела поражение.

Цели: - изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

Показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;

Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя;

Развивать навыки работы с документами, умение выделять главное,

Устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Крымская война 1853-1856гг.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели: - изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

Показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;

Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя;

Развивать навыки работы с документами, умение выделять главное,

Устанавливать причинно-следственные связи.

План:

  1. Причины войны.

а) повод к войне;

б) участники войны.

2. Ход военных действий.

А) Синопское сражение;

Б) оборона Севастополя;

В) герои войны

4. Причины поражения России.

Оборудование : портреты Николая I, Влади́мира Алексе́евича Корнилова, Павла Степановича Нахимова, Тотлебена Эдуарда Ивановича, Истомина Владимира Иванович а, материалы презентации урока, контурные карты, документы

Предварительная подготовка : сообщения учащихся «Д. Севастопольская», «Матрос Кошка», «Нахимов П.С.»

Ход урока

I. Организационный момент.

В марте 2013 г. исполнилось 157 лет со дня окончания Крымской войны, в ходе которой умер Николай I .

Назовите годы правления Николая I . (1825-1855)

Мирный договор был подписан от лица Александра II – сына Николая I..

Вы видите книгу «Крымская война». За 45 минут мы не сможем её прочитать, но попробуем выяснить основные причины, характер, проследить за ходом боевых действий и подвести итоги Крымской или Восточной (так её называли в Западной Европе) войны.

Задание на урок: Каковы причины поражения России в Крымской войне?

Открываем книгу: читаем оглавление «План урока», выносим свиток на доску.

II. Изучение нового материала.

1. Причины войны.

Опрос.

Что такое восточный вопрос, почему он обострился в середине XIX в.?

Крымская война(1853-1856гг.) была вызвана обострением противоречий между европейскими державами в южных морях, на Ближнем Востоке и Балканах, в Закавказье, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю. Николай I говорил, что Турция – больной человек и его наследство нужно и можно делить.

Каковы были внешнеполитические планы России на Ближнем Востоке? (Укрепление русских позиций на Балканском полуострове, установление контроля над Босфором и Дарданеллами).

Каким был режим проливов Босфора и Дарданелл?

(По Лондонской конвенции 1848 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль, провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию её флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности её южных границ, так как Османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав).

Рассмотрение таблицы на слайде.

Николай I полагал, что войну придется вести с одной ослабевшей империей, надеялся договориться с Англией о разделе «наследства» этого «больного человека».

Ник.I рассчитывал на изоляцию Франции, а также на поддержку Австрии за оказанную ей в 1849 г. «услугу» в подавлении революции в Венгрии.

Англия не пошла на соглашение с Россией, т. к. это усиливало положение России на Ближнем Востоке.

В 1853г. между Англией и Францией был заключен секретный договор, направленный против России.

Ошибочен был и расчёт Н.I на то, что Франция не имеет достаточных военных сил для ведения агрессивной политики в Европе. Но Наполеон III для укрепления своего положения на престоле стремился к «небольшой», но «победоносной» войне.

Австрия опасалась усиления России на Балканах и готова была поддержать любую акцию, направленную против неё.

Т.о. Крымская война началась в обстановке дипломатической изоляции России. Ей предстояла борьба против коалиции наиболее технически развитых капиталистических государств.

Царь и его сановники полагались на неограниченные людские и материальные ресурсы России. Однако и этот расчет оказался ошибочным. Отсталая военная промышленность, которая базировалась в основном на крепостном труде, не могла обеспечить армию новейшим вооружением и снаряжением. Бездарность командования, казнокрадство, устаревшее вооружение и бездорожье сильно снижали боеспособность русской армии.

Гладкоствольные винтовки, стрелявшие на 300 шагов, в Европе – нарезные – на 100 шагов, парусный флот – в Европе- паровой, устаревшая корабельная артиллерия в России.

Страны – участницы: Россия – с одной стороны;

Англия, Франция, Турция – с другой стороны.

Австрия, Пруссия – нейтралитет

Из названных причин вытекает характер войны. Каков он? (Захватнический, колониальный)

Вопрос: что послужило поводом к началу войны?

Работа с текстом учебника: (стр. 81, пункт 1, 1-2 абзац)

(Поводом к Крымской войне послужил возникший в н. 50-х г. спор между православной и католической церковью о «палестинских святынях», находившихся на территории Османской империи. Здесь столкнулись интересы России, защищавшей интересы православного духовенства, и Франции, покровительствующей католикам).

20 октября 1853 г. Николая I обнародовал Манифест о защите православной церкви в Османской империи и об оккупации Дунайских княжеств.

Русская армия в составе 82 тыс. солдат под командованием князя

М.Д. Горчакова перешла Прут и в течение месяца оккупировала Молдавию и Валахию.

27 сентября 1853г. османский двор предложил России в теч. 18 дней очистить Дунайские княжества, а через неделю, не дожидаясь срока истечения ультиматума, начал военные действия на Дунае и в Закавказье.

Война протекала на двух фронтах – Балканском и Закавказском.

2. Ход военных действий.

Военные действия в Дунайских княжествах развертывались вяло.

Основной удар Турция намечала нанести в Закавказье.

А) Синопское сражение;

С этой целью в порт Синоп прибыла турецкая эскадра под командованием Осман-паши. Турки планировали высадить крупный десант в р-не Сухум-кале. Но этот замысел сорвали решительные действия русского флота.

  1. Просмотр видео о Синопском сражении

Историк Е.В.Тарле сказал такие слова: «за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться и забыл жениться»

  1. Сообщение о П.С. Нахимове

Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства в марте 1854 г. Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей.

В результате дипломатических интриг удалось склонить лишь Сардинию, пославшую в Россию всего 15-тыс. солдат, которые все погибли в Крыму

Англичане предпринимали попытки высадиться на Аландских островах , на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске - Камчатском . Все эти нападения были отбиты.

Просмотр ЦОР.

Анимированная карта «Крымская война 1853-1856» (3- 4)

Б) оборона Севастополя;

2 сентября 1854г

8 сентября 1854г

В октябре 1854г.

(работа со схемой )

Но все же судьба войны решалась в Крыму.

2 сентября 1854г . войска союзников начали высадку на Крымском полуострове близ Евпатории.

8 сентября 1854г . произошло первое сражение на р. Альме, проигранное А.С. Меншиковым, командующим рус. войсками в Крыму.

Путь на Севастополь был открыт.

В октябре 1854г. началась его героическая оборона, продолжавшаяся

  1. месяцев. (349 дней) (октябрь 1854- август 1855)

Город был подвергнут пяти массовым бомбардировкам.

6 июня 1855г . – общий штурм Севастополя, отбитый с крупными потерями для противника.

П.С. Нахимов.

27 августа 1855г. французские войска захватили южную часть города и господствующую над городом высоту – Малахов курган.

После этого русским войскам пришлось оставить город.

  1. Просмотр видео об обороне Севастополя
  2. Демонстрация портретов – участников обороны Севастополя
  3. Просмотр видео из фильма «Нахимов» о затоплении кораблей
  4. Работа по документу в книге

Вопрос: - Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В.А. Корнилов не только не выполнил приказ, но и нашел слова для подчинённых, показывающие правильность этого решения?

(Морякам морально трудно пойти на такой шаг, в каждый корабль вложен труд, каждый имел свое имя, биографию, славные победы, моряки срослись с ними, как с товарищами. Затопленные корабли, как бы сослужили

последнюю службу, как солдаты. Сегодня на этом месте, в Севастопольской

бухте - памятник затопленным кораблям. Из хаоса вырастает символ победы - строгая, величественная колонна.

  1. Рассказы от первого лица о защитниках Севастополя – Дарье Севастопольской и матросе Кошке.
  2. Работа по документу «Оборона Севастополя» (извлечения из записок Алабина 15 марта 1855 г.)

Вопрос: - Какое влияние оказывали женщины и дети на защитников Севастополя?

Что вы знаете о Н. И. Пирогове? (Профессор медико - хирургической академии впервые в условиях военно-полевой хирургии применил в массовом масштабе гипсовые повязки и наркоз.)

Летом 1855г . рус. армия под командованием Н.Н. Муравьева начала осаду крупной турецкой крепости Карс, который пал 15 ноября 1855г.

Наградой, полученной Н.Н. Муравьевым за эту победу, было добавление к его фамилии «Карский».

Несмотря на успешные действия в Закавказье, падение Севастополя предрешило исход войны.

3. Условия Парижского мирного договора

Мирные переговоры начались в сентябре 1855г.

Россия лишалась юж. Части Бессарабии с устьем Дуная,

России возвращались взятые в ходе военных действий союзниками

Севастополь, Евпатория и др. портовые города в Крыму в обмен на Карс

И его область, занятые русскими войсками.

России и Османской империи запрещалось иметь на Черном море

Военный флот, а также на его берегах военные крепости и арсеналы.

Черноморские проливы объявлялись закрытыми для военных судов всех

Стран на время мира.

Устанавливалась свобода плавания судов всех стран по Дунаю.

4. Причины поражения России.

Задание: Назовите причины поражения России в Крымской войне.

Слабость военной промышленности,

Плохое обеспечение армии,

Плохое состояние дорог,

Ошибки в разработке стратегических планов.

Итоги Крымской войны:

Армия обескровлена,

Казна пуста,

Экономика расстроена,

В результате стали видны все недостатки управления, вся отсталость от

Западных стран в военном, экономическом, социальном отношении,

Отныне приходилось завоевывать заново.

Война имела одно положительное последствие для России:

Стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены.

В силу этого самодержавие должно было приступить к проведению

крестьянской и других реформ - в сфере суда, финансов, местного управления, просвещения и печати, в военном деле.

Ребята, какие слова-прилагательные вы бы поставили рядом со словами патриотизм русский, российский? Он какой? (Особенный... укорененный, глубинный, не зависящий от политического строя. Он проявляется тогда, когда речь идет о Родине, о родной земле.)

О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня? Что мы должны учитывать, памятуя об этой войне?

(Война это всегда горе, кровь, страдание людей, не слишком ли дорогую цену платят народы за авантюры своих правителей: французских,

английских, русских?)

Поэтому первый урок - это отказ от войн, как средства, решения внешнеполитических проблем.

Второй урок - прозорливо, умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов.

III. Закрепление.

  1. Задание по контурной карте

а) В контурной карте обозначьте место разгрома турецкого флота русской эскадрой в начале Крымской войны.

б) Обозначить город, который держал оборону 349 дней.

в) Обозначить территорию, отошедшую от России по Парижскому миру 1856 г.

  1. Заполнить листы с пробелами.

IV. Итог урока.

  1. Выставление отметок.
  2. Д/з параграф 14, документ к нему.

Заполните пропуски

Заполните пропуски

1. Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853г. в. ___________ . Русской эскадрой командовал _____________.

2. Важнейшим событием Крымской войны была оборона_______________

в _____________ гг. Ее возглавили адмиралы _______________________.

3. О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то. что русские корабли были ______________ , а английские и французские уже ___________ .

Русские ружья были ____________ , а английские и французские ___________, русские использовали _____________ как средство транспорта, а англичане прокладывали _______________ даже по чужой территории.

Заполните пропуски

1. Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853г. в. ___________ . Русской эскадрой командовал _____________.

2. Важнейшим событием Крымской войны была оборона_______________

в _____________ гг. Ее возглавили адмиралы _______________________.

3. О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то. что русские корабли были ______________ , а английские и французские уже ___________ .

Русские ружья были ____________ , а английские и французские ___________, русские использовали _____________ как средство транспорта, а англичане прокладывали _______________ даже по чужой территории.

Заполните пропуски

1. Крупнейшее сражение на море в ходе Крымской войны произошло в ноябре 1853г. в. ___________ . Русской эскадрой командовал _____________.

2. Важнейшим событием Крымской войны была оборона_______________

в _____________ гг. Ее возглавили адмиралы _______________________.

3. О более низком уровне технической готовности России к войне по сравнению со странами Запада говорит то. что русские корабли были ______________ , а английские и французские уже ___________ .

Русские ружья были ____________ , а английские и французские ___________, русские использовали _____________ как средство транспорта, а англичане прокладывали _______________ даже по чужой территории.

Па́вел Степа́нович Нахи́мов

Влади́мир Алексе́евич Корни́лов

Истомин Владимир Иванович

Командовал самым важным участком обороны, ключевой позицией левого фланга - Малаховым курганом

Эдуа́рд Ива́нович Тотле́бен

План:

1 Причины войны.

а) повод к войне;

б) участники войны.

2. Ход военных действий.

а) Синопское сражение;

Б) оборона Севастополя;

В) герои войны

3. Условия Парижского мирного договора

4. Причины поражения России.


Задание 1

Заполните таблицу, используя материалы учебника.

Задание 2.

Выберите правильный ответ.

1. Непосредственным поводом к началу войны с Турцией послужило:

а) восстание сербов

б) восстание болгар

в) нарушение султаном религиозной традиции в Иерусалиме

г) нарушение турецкой армией границы России в Закавказье

2. Союзником Османской империи в Крымской войне являлась: а) Швеция; б) Пруссия; в) Сардиния; г) Испания.

3. Синопское сражение произошло в бухте у берегов:

б) Турции

в) Закавказья

г) Балканского полуострова

Задание 3

На контурной карте обозначьте:

а) направления главных ударов российских и турецких войск, а также их союзников;

б) названия городов и основных мест сражений.

Задание 4

Подчеркните те географические названия, события и имена, которые связаны с Крымской войной:

Нахимов (+), Суворов, Паскевич, Лев Толстой, Корнилов (+), Пирогов, Ушаков;

Синопский бой (+), Чесменский бой, Кинбурнская коса, осада Севастополя (+), Ларга, Кагул, Балаклава.

Задание 5*

Подготовьте сообщение об одном из организаторов или участников обороны Севастополя: В. А. Корнилове, П. С. Нахимове, П. М. Кошке и др.

Петр Кошка

Будущий герой Крымской войны родился 10 января 1828 года в селе Ометинцы Подольской губернии, в семье крепостного крестьянина. В 21 год Петр был назначен в рекруты.

Попав служить на Черноморский флот, он очень быстро завоевал симпатии товарищей, выступая в качестве отличного рассказчика и балагура.

Матрос действовал умело и решительно, пулям не кланялся, готов был рисковать собой, но всегда делал это с умом.

Для противодействия противнику, русские войска проводили периодические контратаки и вылазки, в которых участвовали добровольцы. В числе этих добровольцев оказался и Пётр Кошка. Таких, как он, называли «ночные охотники». Добравшись под покровом темноты до чужих окопов, они захватывали пленных, оружие, боеприпасы и продовольствие.

Пётр Кошка стал самым известным «ночным охотником» Севастополя. Полностью соответствуя своей фамилии, он умел подобраться к врагу совершенно бесшумно, появляясь перед ним внезапно.

В одной из одиночных вылазок он добрался до вражеского костра и, имея в руках всего лишь нож, пленил и доставил в русский лагерь трёх французских офицеров. Французы были совершенно обескуражены подобной дерзостью.

Пётр Кошка принимал участие в 18 ночных атаках, но индивидуальные вылазки оставались его коньком. Из них он не только приводил пленных, но и приносил новейшие английские ружья и целые мешки провианта.

Но настоящий фурор среди защитников города произвело появление Кошки с… варёной говяжьей ногой. Дело было так. Во время одной из вылазок матрос подобрался к французам, которые в тот момент варили суп. Поживиться в этом месте было особенно нечем, да и вражеских солдат было довольно много. Но тут в Кошке взыграл его весёлый нрав. Вдруг из темноты вынырнула зловещая фигура с тесаком, прокричавшая: «Ура! В атаку!». Французских солдат, не разобравших, сколько человек перед ними, как ветром сдуло. А Кошка извлёк из котла говяжью ногу, перевернул его на костёр и скрылся.

Другой подвиг Петра Кошки ничего общего со смехом не имел.

Во время осады Севастополя французы и англичане имели весьма странную привычку глумиться над телами павших русских солдат. Тело убитого сапёра Степана Трофимова они вкопали в землю стоя неподалёку от своего бруствера. Это была, по сути, провокация - любой, кто попытался бы забрать тело товарища, оказывался в зоне огня противника и рисковал разделить его судьбу.

На отчаянную вылазку решился Пётр Кошка. Каким-то невероятным образом он сумел добраться незамеченным, выкопал тело и устремился назад, к русским позициям. Ошеломлённый противник открыл по нему шквальный огонь. Но пули, предназначенные Кошке, приняло тело его убитого товарища.

Погибшего солдата похоронили с почестями, а Пётр Кошка был представлен контр-адмиралом Панфиловым к награждению Знаком отличия Военного ордена.

После этой истории о Петре Кошке написали русские газеты, и он, говоря современным языком, стал настоящей «звездой». С ним познакомились прибывшие в Севастополь сыновья императора - великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич.

Историй о Петре Кошке очень много, и порой историки сами до конца не уверены, какой эпизод действительно имел место, а какой - просто байка.

Однажды под ноги адмирала Корнилова упала бомба. Находившийся рядом Кошка среагировал моментально, схватив её и бросив в котел с кашей. Фитиль погас, и взрыва не произошло. Адмирал поблагодарил солдата, а тот отвечал фразой, превратившейся в поговорку: «Доброе слово и кошке приятно».

В бою в январе 1855 года сам Пётр Кошка получил удар штыком в грудь, но выжил и после лечения снова вернулся в строй.

В августе 1855 года англо-французские войска ценой больших потерь захватили Малахов курган. Дальнейшая оборона Севастополя стала невозможной. Русские войска оставили город.

Солдатам и матросам, сражавшимся в Севастополе, один месяц выслуги в осаждённом городе засчитывался за один год, а один день - за двенадцать. Для квартирмейстера Кошки это означало, что он может отправиться в бессрочный отпуск, что аналогично современному увольнению в запас.

В конце 1856 года Пётр Маркович вернулся в родное село. Матери уже не было в живых, хозяйство пришло в упадок, и герой Севастополя взялся за его восстановление. Он женился на вдове с маленькой дочерью, а через год в новой семье родился сын, которого назвали Тимофеем.

В августе 1863 года из-за восстания в Польше было принято решение провести частичный вызов на службу солдат запаса. Среди призванных оказался и квартирмейстер Пётр Кошка. Но на сей раз в боях участвовать ему не довелось. Легендарный герой был зачислен в почётный 8-й флотский экипаж и проходил службу на Балтике.

Он участвовал в парадах георгиевских кавалеров, посещал Зимний дворец, генералы считали честью знакомство с ним. Генерал-лейтенант Хрулёв, воевавший с Кошкой в Севастополе и встретивший его на одном из парадов, помог Петру Марковичу получить все награды, к которым тот был представлен за Крымскую кампанию, но которых так и не получил из-за неразберихи в военном ведомстве.

Сам Кошка говорил, что в Петербурге служилось ему легко, но скучно.

Окончательно выйдя в отставку, он вернулся в Ометинцы. Как кавалер Знака отличия Военного ордена, он получал весьма приличную пенсию. Кроме того, его приняли на службу в лесную стражу в качестве объездчика. Помимо денежного довольствия, в этой должности он получил в бесплатное пользование земельный участок и построенную за казённый счёт небольшую усадьбу.

Как-то поздней осенью, возвращаясь домой, он увидел, как две девочки, неосторожно вышедшие на только появившийся и ещё очень тонкий лёд, провалились и оказались в ледяной воде.

Не раздумывая, он бросился на помощь и спас их. Но купание в ледяной воде дорого обошлось самому Петру Кошке. Здоровье его оказалось подорванным, болезнь следовала за болезнью, и 13 февраля 1882 года Пётр Маркович Кошка скончался от горячки в возрасте 54 лет.

http://www.aif.ru/society/history/vyhodyaschiy_iz_sumraka_kak_matros_petr_koshka_stal_koshmarom_okkupantov

Цели урока:

1. Выяснение причин, ход и последствия Крымской войны.

2. Развитие навыков работы с текстом, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами.

Оборудование урока:

План урока

  1. Вступительное слово учителя
  2. Актуализация опорных знаний об истории “восточного вопроса” в России.
  3. Рассказ учителя о причине, поводе, событиях Крымской войны, заполнение технологической карты урока.

Ход урока

I. Орг. момент:

Здравствуйте! Сегодня у нас урок на тему “Крымская война”. Мне очень хочется, чтобы вам этот урок запомнился, а события, о которых мы будем говорить останутся в вашем сердце.

II. Актуализация опорных знаний:

Давайте с вами вспомним, что такое исторические термины “Восточный вопрос” (взаимоотношения с Турцией, благоприятный режим для судов через проливы Босфор и Дарданеллы, помощь балканским народам в борьбе за независимость) (Показать на карте)

Для России этот вопрос решался долго.

–Какие события, связанные с его решением произошли в первой половине XII века. (русско-турецкие войны, Черноморское побережье от Анапы до Поти, свободная торговля в проливах.

III. Объяснение нового материала:

Давайте с вами вместе сформулируем задачи нашего урока. Как вы думаете, что вы на уроке должны выяснить? (ответы учеников)

Война – это не только причины и не только итоги. Это ещё и судьбы людей, мужество и героизм. Совсем недавно мы отмечали дни освобождения от немецко-фашистских захватчиков нашей станицы, отметим в этом году 62-ю годовщину Победы в Великой Отечественной Войне. А задумывались ли вы когда-нибудь почему именно наша страна, наш народ одержал эту победу, почему в 1812 году одержали победу над французами, почему даже когда наши войска отступали, то захватчики не испытывали радости от победы. Сегодня на уроке я хочу чтобы вы прочувствовали героизм и мужество русских солдат.

Работа по учебнику: Открыли учебник на странице 93 §14 п.1 Самостоятельно выделите причины и повод к началу войны.

(Ответы записать в технологическую карту урока)

Причина: противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке.

Повод: спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма Гроба Господня.

Назовите страны участницы этой войны?

Россия – пересмотр режима, усиление влияния.

Турция – подавление национально- освободительного движения, возвращение Крыма, Черноморского побережья.

Англия и Франция – подорвать международный авторитет России, ослабить её позицию на Ближнем Востоке.

Почему у России в Крымской войне не было союзников? (Чем можно объяснить просчеты, допущенные Николаем I)

Давайте рассмотрим ход военных действий, и по ходу моего рассказа заполните таблицу:

Война начиналась на двух фронтах Балканском и Закавказском.

Самое яркое событие этого периода – Синопское сражение.

(Рассказ учителя о битве, сопровождающейся показом слайдов презентации, см. Приложение 2)

Работа по карте:

Рассмотреть как были расставлены корабли противника.

В сущности, решив напасть на турецкий флот, Нахимов рисковал очень серьезно. Береговые батареи у турок в Синопе были хорошие, орудия на судах также были в исправности. Но уже давно, еще с конца XVI в., турецкий флот, некогда один из самых грозных и дееспособных в мире, не имел в решающие моменты своего существования сколько-нибудь способных адмиралов. Так оказалось и в фатальный для Турции день Синопа. Осман-паша расположил, как бы веером, свой флот у самой набережной города; набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой дугой, закрывавшей собой если не все, то многие береговые батареи. Да и расположение судов было, естественно, таково, что они могли встретить Нахимова только одним бортом: другой был обращен не к морю, а к городу Синопу.

Вот картина, которая предстала перед глазами нашей эскадры “Большинство турецких фрегатов ещё горело, и когда пламя доходило до заряженных орудий, происходили само собой выстрелы, и ядра пролетали над нами. Мы видели, как фрегаты один за другим взлетели на воздух. Весь рейд и наши корабли до того ярко были освещены пожаром, что наши матросы работали над починкой судов, не нуждаясь в фонарях”.

Вступление Англии и Франции в войну (союз с Турцией) март 1854 года, объявление воны (действия апрель 1854 по февраль 1856 – действия на суше)

Сентябрь 1854 года 60 тысяч высадились в Крыму, наступление на главную русскую крепость на Чёрном море – Севастополь. (Е.В.Тарле Крымская война)

Сражение на реке Альме.

Противник имел почти двойной перевес в силах. Нарезные ружья союзников били на расстояние в 1200-1300 шагов, а русские гладкоствольные всего на 200-300. Грохот орудий, свист пуль, проклятия, мольбы, крики и стоны, ржание лошадей - все слилось в ужасный гул. В Альминском сражении особенно отличился Владимирский полк. Осыпаемые вражескими снарядами, под градом пуль, “владимирцы” с ружьями наперевес храбро шли вперед. Это была живая стена штыков, грозно двигавшаяся на врагов. Английский главнокомандующий Раглан и его свита с изумлением и ужасом смотрели на мужественную атаку “владимирцев”. Опомнившись, Раглан бросился к своим артиллеристам и крикнул: “Надо остановить эту лавину!”. Сражение было проиграно. Но англичане понесли огромные потери. Английский генерал, осматривая после боя усеянное мертвыми телами, поле печально проговорил6Еще одна такая победа, и у Англии не будет армии”

(Владислав Артемов “Крымская война 1853-1856”, Белый Город, Москва 2005 г.)

Несмотря на мужество и героизм это сражение было проиграно. В чём же причина?

Работа с документом , из “Воспоминаний о Севастополе” В.Зарубаева.

(Стр. 90 учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)

Оборона города – крепости Севастополя:

Возведение укреплений (бастионы, насыпи) Слайды из презентации (см. Приложение 2 )
- затопление кораблей работа с документами (стр. 90 учебник А.А.Данилов,Л.Г.Косулина) из приказов В.А.Корнилова, П.С.Нахимова
-Какие чувства испытывали адмиралы, отдавая этот приказ?
-Какие слова показывают необходимость в этих действиях?

Орудия и 10000 матросов пополнили ряды защитников города.

Герои: 11 месяцев (349 дней) длилась оборона города.

Рассказ учащихся о героях войны.

Знаете ли вы о героях Крымской войны?

Адмиралы
- Дарья Севастопольская
- Пластуны (Костюм их был необычен, поношенные чекмены, папахи, заплатанные шаровары разных цветов, обувь из сырой невыделанной кожи).

Коля Пищенко – 10-летний мальчик (награждён героическим крестом)

1 месяц службы приравнивался 1 году.

В конце августа началась последняя ожесточённая бомбардировка. 800 орудий беспрестанно громили город

Обрушился огонь орудий
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.
И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные, спешили прочь
За ними вслед, сверкнув зарницей
На запад отступала ночь
Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки
Дубы с корнями вырывала
Колола скалы на куски.

Захват господствующей высоты – Малахова кургана.

Парижский мир (март 1856 года)

(Страница 89 А.А.Данилов, Л.Г.Косулина)

(Выписать итог войны)

IV. Итог урока:

Вернёмся к задачам, которые мы с вами ставили на уроке.

Что стало причиной войны? Поводом?

Назовите основные события?

Что явилось главным итогом Крымской войны для России?

Почему победители не чувствовали радости от своей победы? (15700 человек умерло от болезней, 3600 – погибло)

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда.

Домашнее задание: подготовить рассказ о Крымской войне по технологическим картам.