Карьера по знаку рождения. Деловая пирамида для змеи


Каждому человеку приходится время от времени сталкиваться с поиском нового рабочего места. Перечитав массу объявлений, сделав множество телефонных звонков, побывав на нескольких собеседованиях, он, наконец, его находит. Кажется - можно вздохнуть спокойно. Но именно теперь предстоит пройти важный период вливания нового работника в сложившийся коллектив.

Стресс, неуверенность, боязнь ошибиться - многие испытывают подобные чувства в первые дни работы на новом месте. Несколько простых правил помогут сэкономить нервную энергию и избежать сильных эмоций.

Правило 1: кратко расскажите о себе

Лучше самому поведать окружающим свою историю. Им интересно знать: откуда вы, каково ваше семейное положение, где вы работали прежде. Не переусердствуйте: многословность и излишние детали могут перегрузить слушателей. Но и не отмалчивайтесь: если замкнетесь - возникнут домыслы.

Правило 2: определите цели компании и свои собственные

Узнайте цели и задачи компании, собственные должностные обязанности и критерии, по которым оцениваются результаты. Четкое понимание своих должностных обязанностей поможет избежать чужой работы, которую обычно стараются свалить на новичков.

Попросите администрацию выдать правила поведения в организации, если они имеются. В таком документе обычно фиксируются график работы, форма одежды, время совещаний и другая первичная информация. Нужно ознакомиться с ней внимательно, чтобы не получить замечание или штраф за нарушение.

Правило 3: наблюдайте за окружающими и не делайте поспешных выводов

Первое время не стоит выделяться из толпы и демонстрировать свое мастерство. Сейчас самое время понаблюдать. Во-первых, понять: кто руководит отделом, кто – всей компанией, какова иерархия руководства. Во-вторых, узнать: кто неформальный лидер в коллективе, кого опасаются, а кому доверяют. Не торопитесь делать выводы о соседе, который кажется вам нерасторопным. Может оказаться, что он авторитетный человек в фирме, а его спокойствие не снижает результаты работы.

Правило 4: не давайте советы и не навязывайте свое мнение

Даже если вы профессионал в своей области и имели достаточно высокий статус прежде, на новом месте ваше мнение еще не столь авторитетно. Поэтому не стоит давать советы по поводу работы своим новым коллегам. Тем более не стоит делать им замечания или навязывать свое мнение. Кстати, психологи советуют и в дальнейшем не делать замечаний коллегам при свидетелях. А вот хвалить, наоборот, лучше прилюдно.

Правило 5: избегайте сплетен и противоборствующих группировок

Прежде всего, помните, что вы пришли на новое место для того, чтобы работать , а не участвовать в различных дрязгах и сплетнях. Покажите, что вас в первую очередь интересуют успехи фирмы и производственные дела.

Будьте плохим собеседником для сплетников: переводите разговор на другую тему или молчите. Если сплетни касаются вас, сведите к минимуму общение с этим человеком, постарайтесь сохранять спокойствие и внешнюю приветливость – пусть все плохое будет на его совести.

Правило 6: будьте дружелюбны

Важно сразу проявить дружелюбие, постараться наладить отношения с новыми коллегами. Быстрой адаптации помогает открытость и хорошее настроение. Стоит спрятать в себе все отрицательные эмоции: агрессию, злость и раздражение. Сейчас не самый лучший период показывать характер новому коллективу. Если вас приглашают куда-то сходить с коллегами – обязательно соглашайтесь. Если таких приглашений нет, то вы можете стать инициатором. Попробуйте предложить выпить чашечку кофе в ближайшем кафе. Это пойдет на пользу вашим отношениям.
Правило 7: не старайтесь казаться лучше

Новичок обычно стремится создать о себе хорошее впечатление. Ему хочется выглядеть хорошим человеком и показать себя настоящим профессионалом. Самый лучший вариант – вести себя естественно. Если вы допустили промах или ошибку, не пытайтесь лгать и изворачиваться. Тем более не стоит прилагать усилий к тому, чтобы скрыть промах. Ошибиться может всякий. Чем раньше будет исправлена ошибка, тем меньше вреда она нанесет.

Психологи утверждают, что оптимальное время для полной адаптации в новом коллективе – три месяца. Самое главное в такой период – терпение, умеренность в эмоциях и открытость. Важно принять это и дать себе время для адаптации. Тогда вы сможете найти свое место в любом коллективе.

Вот и настал долгожданный день – вы устроились на работу! Скажите честно, о чем вы думаете сейчас больше всего – какой наряд надеть в первый день выхода на работу или как подружиться с коллективом? Если вашим ответом стала первая фраза, значит, вы не так тщательно подготовились вести свою стратегию по завоеванию места под солнцем в вашей новой компании.

Для чего нужно дружить с коллективом?

Если вы по натуре человек-одиночка и не любите работать в команде, и при этом даже умудрились это сообщить во время собеседования вашему будущему руководителю, то это совсем не значит, что вы не должны не считаться с коллективом. От его мнения зависит гораздо больше, чем вы предполагаете. От его мнения, в конце концов, может даже зависеть и то, продержитесь ли вы на работе и после испытательного срока. Потому как испытывать ваше терпение коллектив может очень дружно, а влияние толпы может повлиять и на решения руководителя. Хрупкую соломку легко сломать, а целый веник трудно. Потому шеф может пойти по более легкому пути и послушать мнение большинства. Так что, смысл задуматься над тем, как подружиться с коллективом, есть!

Как бы то ни было, ни один шеф не любит людей, которые отрываются от коллектива, а хуже того – создают в коллективе конфликт. Поэтому вам нужно обязательно показать себя не только как дружелюбного, готового к контакту человека, но и создать для себя самого бесконфликтную среду обитания на собственном рабочем месте. А для этого нужно поработать. Уважение не дается сразу, его завоевывают. Поэтому потихоньку будем шагать в нужном направлении.

Шаг 1. Проявляем дружелюбие

Не забудьте к вашему тщательно подготовленному, отглаженному костюмчику приложить еще и важный аксессуар – вашу улыбку. Улыбка всегда будет оценена по достоинству любым человеком, вне зависимости от того, интроверт он или экстраверт. Доброжелательная улыбка ни к чему не обязывает, зато очень сильно располагает людей к себе, за улыбку никогда не упрекнешь. Кроме того, улыбка будет способствовать и производительности вашего труда – она будет поднимать вам настроение, а с ним работается легче и приятней.

Шаг 2. Проявляем вежливость

Не забываем показывать, что вежливость – ваша отличительная черта. При этом вежливыми надо быть абсолютно со всеми. Когда речь заходит о коллективе, то «маленьких» и «больших» людей не бывает. Если вы думаете, что здороваться нужно только с вашим новым руководителем и другими «важными» людьми, а про секретаршу можно и забыть, то не обольщайтесь, что вам удастся подружиться с новым коллективом.

Шаг 3. Проявляем скромность

Первые дни не пытайтесь сразу вступить в контакт со всеми. Наоборот, лучше не вдаваться в разговоры, а сосредоточиться сразу на работе – ее в первые дни будет точно много. Таким образом вы покажете всей компании, что пришли сюда действительно работать, а не играть в пустую болтовню. Вас оценят как работника, дипломатично ведущего себя на новом месте. Дайте людям присмотреться к себе. Если к этому времени вам уже успели перемыть косточки, поджидая нового «работничка», то ваше скромное поведение без заискивания только даст сто очков вперед. Через несколько дней пыл любителей острых ощущений остынет, ваше лицо примелькается, а вы сами освоитесь на новом месте.

Шаг 4. Делаем первый шаг в новый коллектив

Можно сказать, что с этого момента и начнется ваше построение отношений, и от вашего подхода к людям и будет зависеть, получится ли подружиться с новые коллективом. Небольшая хитрость состоит в том, что самый быстрый и эффективный подход – это просто дать человеку то, что заботит его в данный момент. Если секретарь возится со сломавшимся факсом, то можно подоспеть со своей предложенной помощью. А если вы краем уха услышали, что у сотрудницы ребенок постоянно забывает расписание уроков, то можно преподнести небольшой подарочек–распечатать график занятий на этот месяц, который ребенок может сам заполнять. Помните, что коллектив работал уже до вас, поэтому тут лучше не спорить, кто кого будет завоевывать, а первому сделать свой вежливый шаг. При этом не забываем, что людей нельзя отвлекать от работы, нужно просто выбрать “подходящий момент».

От того, как получится подружиться с коллективом, зависит ваша нормальная, полноценная рабочая среда. Никогда не давайте личные комментарии по поводу профессиональных навыков того или иного работника, а тем более личные замечания. Беседу лучше вести на тему работы или же на совсем отвлеченные темы, но не слишком увлекаясь. Золотым правилом избегания каких-либо проблем на рабочем месте будет то, что коллектив нельзя посвящать в ваши переговоры с начальством. Стоит держаться подальше и от сплетен.

Все люди сталкиваются с работой в новом трудовом коллективе, в котором надо хорошо устроиться и прижиться. Некоторые эксперты считают, что только сам новичок должен прикладывать усилия к обеспечению комфортного будущего, другие же говорят, что это командная работа и весь коллектив в ответе.

Итак, на новом рабочем месте возникли проблемы с вливанием в коллектив. Не стоит сразу же расстраиваться и паниковать, в любом случае должно происходить привыкание к новой компании.

1. Настройтесь на позитивный лад.

Любое ваше положение в компании можно улучшить или попытаться улучшить. Даже если вы не смогли быстро найти общий язык с коллегами, это не значит, что надо прекращать пытаться: покажите всем, что вы готовы на контакт, что вы открытый человек. Чаще всего к новичкам относятся настороженно, но проходит время и оказывается, что отношение такое было необоснованным, оно меняется. Не надо принимать резкие движения, сначала присмотритесь к коллективу.

2. Выждите время.

Если вас встретили настороженно, то, скорее всего, вас проверяют на прочность. Поэтому спокойно реагируйте на поведение, даже если оно кажется вам вызывающим, кроме того, изучите правила общения, которые приняты в организации. Через некоторое время все трудности, которые связаны с плохой реакцией коллектива на ваш приход, пропадут.

3. Найдите причину ваших проблем.

Выжидать – это не значит отказаться от рефлексии. Вы должны постоянно думать о том, чтобы выйти из ситуации, но сразу важно разобраться в том, что послужило причиной конфликта. Ведь проблема может оказаться гораздо глубже, чем просто проверка на прочность. Если вы не будете знать скрытые пружины, то можете совершить все ошибки, которые только возможно. Например, вы сказала, что вам нравится идея одного проекта, а оказалось, что из-за него уже давно идет война между двумя подразделениями. Таким образом, вы быстро нашли себе врагов на новом месте работы.

4. Решите собственные коммуникативные или психологические проблемы.

Если вы довольно часто меняете место работы и каждое следующее для вас такое же плохое, как и предыдущее, то стоит заглянуть в себя, может, ошибка в вас? Увольняться не надо, лучше поработайте над устранением собственных недостатков.

5. Поднимите самооценку.

Возможно, вы себя неправильно оцениваете. Если вы считаете себя слабым человеком, то и весь коллектив будет придерживаться такого же мнения, то есть, ведите себя как герой, тогда вы им и станете.

6. Найдите неформального лидера.

Налаживать отношения на работе будет гораздо проще, если найти неформального лидера, ведь вы можете случайно спровоцировать ненужную ситуацию, если выскажитесь неосторожно или сделаете что-то, что не понравится главе.

Даже люди с солидным стажем и богатым опытом, накопленным за долгие годы трудовой деятельности, при переходе на новое место работы испытывают чувство волнения, тревоги, неуверенности. Что же говорить о новичках, впервые в жизни переступающих порог учреждения, которое отныне должно стать их вторым домом? Естественно, что в голове у них помимо вопроса: «А достаточно ли у меня знаний, справлюсь ли я?» роятся и вопросы другого рода: «Как вести себя? Как и что говорить? Как расположить к себе или, по крайней мере, не настроить против себя начальство и своих будущих коллег?»

Ответы на эти вопросы в каждом конкретном случае будут звучать по-разному. Ведь это зависит как от конкретного коллектива с его сложившимися традициями и системой взаимоотношений, в том числе и неформальных, так и от личностных качеств самого «новобранца». Тем не менее, можно назвать ряд общих правил, которых нужно придерживаться, чтобы успешно «вписаться» в коллектив, найти и занять свое место в нем.

Этим мы сейчас и займемся.

С самого начала следует наметить стратегию своего поведения на новом месте и в дальнейшем следовать ей, внося по ходу дела некоторые коррективы. Оставим в стороне сугубо профессиональные качества: знания, умения, навыки, и обратимся к аспектам, носящим скорее социальный, психологический, этический характер.

I. Знакомство с коллективом

Поскольку вам предстоит работать в коллективе с уже устоявшимися традициями и сложившимися взаимоотношениями, ваша задача – влиться в него и занять свое место, не нарушая действия этого хорошо отлаженного механизма.

В крупных компаниях имеются менеджеры по персоналу, которые помогут вам освоиться на новом месте, снабдив первичной информацией. В не столь многочисленных коллективах присмотритесь к сотрудникам и постарайтесь сами найти себе такого помощника. Это может быть человек, исполняющий работу, схожую с вашей, или человек, пришедший сюда незадолго до вас. Возможно, вам посчастливится сблизиться с кем-то из коллег на основе общих интересов или свойств характера. К тому же в любом коллективе есть свои неформальные лидеры, неплохо было бы установить контакт и с ними. Наконец, встречаются люди с задатками «шефа-наставника», любящие опекать молодежь. Не отказывайтесь от их помощи.

II. Проявите свои лучшие качества и заинтересованность в работе

Покажите своим новым коллегам, что вы ответственно относитесь к порученному вам делу, что вы человек аккуратный, дисциплинированный, что на вас можно положиться. Однако делать это нужно не в подчеркнуто демонстративной манере, а скромно и ненавязчиво.

Приходите на работу немного раньше положенного и не срывайтесь с места сразу же по окончании рабочего дня. Задержитесь на несколько минут, чтобы, например, навести порядок и подготовить свое рабочее место к началу следующего дня.

Внимательно прислушивайтесь к тем советам и замечаниям, которые адресованы вам, благодарите за них и всегда принимайте к сведению, даже если они кажутся вам пустыми придирками.

Пока вы еще не освоились со своей работой, не стесняйтесь спрашивать и переспрашивать коллег и своего непосредственного начальника. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность в общем деле.

Вы приспосабливаетесь к коллективу, но и коллектив изучает вас. Поэтому не следует путать настороженное отношение с недоброжелательством. Относитесь к критическим замечаниям, как к помощи со стороны более опытных коллег.

Вместе с тем нужно учесть, что в некоторых коллективах имеет место такое отношение к новичкам, когда их стремятся использовать в качестве «мальчика на побегушках», заставляя выполнять стороннюю работу, не входящую в их прямые обязанности. Такие попытки нужно пресекать в самом начале, так как сделать это после будет гораздо сложнее. Твердо, но вежливо, не вступая в конфликт, отклоняйте подобные притязания.

III. Два «ведущих» принципа

Первое время, пока еще начальство и коллектив пытаются «раскусить» вас, постарайтесь держаться скромно и «не высовываться». Последнее выражение звучит грубовато, но именно таким и должен быть стиль вашего поведения. На это указывал еще Гёте, чье авторитетное мнение вполне согласуется с высказыванием современных психологов.

Не старайтесь оспаривать чье-либо мнение или активно вмешиваться в текущие процессы, не пытайтесь разрушить или изменить отношения, сложившиеся в коллективе задолго до вашего появления в нем. Не выступайте с критикой в адрес старых работников и начальства, даже если совершенно очевидно, что они не во всем правы.

Впоследствии, когда вы вживетесь в коллектив, завоюете его доверие и уважение, вы сможете внести конструктивные изменения в работу вашего учреждения, но на первых порах ограничьтесь тем, чтобы добросовестно делать порученное вам дело и присматриваться к жизни коллектива, к тем явным и «подводным» течениям, которые могут вынести вас на поверхность, но могут и утянуть на дно.

Второй важный принцип – избегайте крайностей, соблюдайте чувство меры во всем. Плохо прослыть лентяем, но не следует и подчеркнуто демонстрировать свое неуемное рвение, чтобы не прослыть «выскочкой». Даже в манере одеваться постарайтесь не слишком выделяться из окружения, сохранив, в то же время, некоторые детали, оттеняющие вашу индивидуальность. В еще большей степени это можно отнести к манере общения.

IV. Правила общения в коллективе

Пожалуй, этот аспект представляет наибольшие трудности для новичка. Но именно он, в первую очередь, определяет, какое о вас сложится мнение, и как в дальнейшем станут к вам относиться ваши коллеги, будет ли это содействовать взлету вашей карьеры, или же приведет к невозможности дальнейшего пребывания в данном коллективе.

С самого начала внимательно присматривайтесь к своим коллегам и постарайтесь найти индивидуальный способ общения с каждым из них.

Постарайтесь запомнить всех по именам. В одних местах принято обращение друг к другу по имени-отчеству, в других – только по имени, в некоторых официальных случаях – по фамилии. Не нарушайте этих традиций.

Не будьте фамильярны, даже если собеседник, казалось бы, дает вам к этому повод. Слишком незначительный срок, проведенный вами в стенах данного учреждения, еще не дает вам права на панибратские отношения.

Не уклоняйтесь от разного рода «неформальных» обычаев и мероприятий. Если на вашей работе существует обычай знакомства с новым работником, например, за чашечкой чая с тортом, не разочаровывайте своих будущих коллег, доставьте им эту радость, устроив небольшое чаепитие после первой зарплаты.

Если в коллективе нет единства, придерживайтесь нейтральной позиции. Не стремитесь встать на чью-либо сторону, заняв непримиримую позицию по отношению к оппонентам: ведь вам еще не известны все скрытые причины подобного раскола и вы можете легко и непоправимо ошибиться.

В этот период предпочтительнее больше слушать и меньше высказываться. Если окружающие поинтересуются вашим мнением, лучше скромно начать: «Мне кажется...», – и дальше изложить свои мысли в неагрессивной манере.

Совершенно недопустимо принимать участие в сплетнях и пересудах, которые порой ведутся за спиной «осуждаемого».

Воздержитесь от того, чтобы давать советы старым работникам, даже если вы ясно видите свое профессиональное превосходство.

Пока вы не обзаведетесь близкими друзьями, старайтесь не докучать своим собеседникам нескромными вопросами по поводу их личной жизни, не лезьте в их душу, но и сами не раскрывайтесь полностью. Ведь вполне возможно, что ваши взаимоотношения в дальнейшем потекут по иному руслу и вам или вашему собеседнику придется пожалеть о своих откровениях.

Воздержитесь от праздных вопросов, а если узнать что-то необходимо, выберите для этого момент, когда человек не занят своей работой и может уделить вам минуту-другую.

Наконец, чтобы расположить к себе окружающих, будьте всегда доброжелательны, приветливы, отзывчивы. Почаще улыбайтесь. Реагируйте на все спокойно, с чувством юмора. Покажите себя готовым к восприятию критики и к устранению собственных недостатков. Не замыкайтесь в себе или в узком кругу «избранных», будьте открыты любым контактам. Все эти, казалось бы, сами собой разумеющиеся советы, помогут вам быстро «вписаться» в новый коллектив, стать в нем своим человеком, а возможно, и найти себе новых друзей.

В заключение стоит остановиться еще на одном вопросе. Как показывают проведенные исследования, период адаптации занимает обычно около трех месяцев. Не стоит растягивать его на больший срок. Указанного периода вполне должно хватить на преодоление всех трудностей и утверждение в коллективе на правах равноправного члена. Если же этого не произошло, если вам так и не удалось стать «своим человеком», – тут возможны два варианта выхода из сложившегося положения.

Попробуйте проанализировать свое поведение и, если обнаружите какие-то ошибки и промахи со своей стороны, исправить их. Хотя теперь сделать это будет труднее, но все же возможно.

Если же вы в принципе не согласны с положением дел в компании, если вы не можете реализовать свои знания и силы, если вам чужда сама атмосфера, царящая в данном коллективе, – в таком случае лучше сменить место работы.