Какие чудеса происходят в сказке белая уточка. Белая уточка — детская сказка

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

— Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.

— Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:

— Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.

— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.

Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

— Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Я нуждой вас выхаживала,

Я слезой вас выпаивала,

Темну ночь недосыпала,

Сладок кус недоедала!

— Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.

— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

— Кря, кря, мои деточки!

Кря, кря, голубяточки!

Погубила вас ведьма старая,

Ведьма старая, змея лютая,

Змея лютая, подколодная;

Отняла у нас отца родного,

Отца родного — моего мужа,

Потопила нас в быстрой реченьке,

Обратила нас в белых уточек,

А сама живет-величается!

“Эге!” — подумал князь и закричал:

— Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:

— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!


Белая Уточка — это русская народная сказка с картинками о противостоянии добра и зла, которую нужно читать детям всех возрастов. Она рассказывает о крепкой, счастливой и дружной семье, которую пыталась разрушить злая ведьма. Сказка учит любить и заботиться о своих ближних при любых трудностях жизни. Она показывает, что добро всегда побеждает зло.
Белая уточка передавалась из уст в уста из поколения в поколение, поэтому неизвестно, кто ее написал, автором этого произведения признан русский народ. Анализ сказки показывает, что в ней сохранились элементы, дошедшие до нас из глубокой древности. В стародавние времена люди верили в обращение людей в животных. В этой сказке молодая мать перевоплощается в Белую Уточку, в которой с трудом можно узнать красивую женщину. Но муж узнает в ней свою любимую, и таким образом чары коварной колдуньи рушатся. Добро побеждает.

Краткое содержание сказки Белая уточка (пересказ)

Жил – был князь, и женился он на прекрасной девушке.
Вскоре после свадьбы пришлось молодым расстаться. Очень переживала молодая княгиня. Не пила, не ела, из палат белокаменных не выходила. Но однажды пришла женщина, с виду добрая, и обманом увела в сад и превратила в белую уточку. А сама переоделась в ее одежды и стала ожидать князя.
Он ничего не понял. Уточка сделала себе гнездо. Нанесла яичек, и вскоре у нее родились прекрасные деточки. Два мальчика обыкновенных, а один заморышек.
Дети выросли и стали играть недалеко от княжеского дворца. Ведьма их заприметила и решила погубить. Заперла она их в сарай и стала ждать, когда они уснут. Младший заморышек всегда у братьев за пазухой был. Он пытался обмануть злую ведьму, но та была хитрее и умертвила спящих детей.
Белая уточка долго ждала детей с прогулки. Не дождавшись, полетела к княжескому дому. Увидев мертвых мальчиков, она горько заплакала. Услышал рыдания князь, вышел на крыльцо, и Белая уточка прилетела прямо в его руки. Князь узнал и расколдовал свою любимую. Затем живой и мертвой водой они оживили деточек.
Злую колдунью убили. И стали они жить поживать и добра наживать!

Белая уточка — слушать и смотреть иллюстрации к мультфильму

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аннинская СОШ с УИОП»

Конспект урока

литературного чтения

в 3 классе

«Русская народная сказка «Белая уточка»

Составитель Муратова О.В.

учитель начальных классов

пгт Анна, 2015

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные : познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

Осознание значимости чтения для личного развития;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Самооценка своей деятельности на уроке;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Технологии:

Методика «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Технология критического мышления

Технология деятельностного метода обучения

Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»; диск – электронное приложение к учебнику; карточка с задачами урока; портрет А.Н. Афанасьева.

Методические пособия: Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 400 с. – (В помощь школьному учителю); толковый словарь В.Даля; э тимологический русскоязычный словарь Фасмера

(интернет ресурс http://www.slovopedia.com)

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Этапы урока

ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительного настроя на работу

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Лампа Алладина, в сказку нас веди,

Башмачок хрустальный, помоги в пути!

Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарям нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?

Ну, тогда в путь!

Восприятие мотивов обучения, настрой на работу с литературным произведением.

Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: позитивный настрой на работу.

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)

Как вы понимаете данную пословицу?

Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? (высказывание предположений)

Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83 рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений)

Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». Как обычно мы знакомимся со сказками?

Поставим задачи на сегодняшний урок.

КАРТОЧКА НА ДОСКУ:

Познакомимся со сказкой.

Обсудим её.

Попытаемся понять её основную мысль.

Чтение с доски предложения, ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений

Р: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

П: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

К: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки.

Цель: первичное знакомство со сказкой и впечатление от неё.

Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои предположения.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ДИСКА с произведением с одновременным слежением по тексту.

Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)

Понравилась ли вам сказка?

Слушание и слежение по тексту за диктором.

Озвучивание впечатлений после первичного прочтения сказки, обмен мнениями с одноклассниками.

Р: овладение логическими действиями анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

4. Словарная работа.

Цель: толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей

Смысл каких слов и выражений был непонятен вам?

РАБОТА ПО ПАРАМ:

Соедините слова с их толкованием по карточкам:

ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал

НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля)

РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять.

НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась.

РАБОТА В ПАРАХ: объяснение непонятных слов через соотнесение с их толкованием

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

Сейчас мы обсудим по группам, как вы поняли смысл сказки? Времени даётся на работу в группе – 3 минуты.

Озвучивание мнений от группы.

Давайте обсудим сказку и определим, кто из вас был ближе к истине.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте.

Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)

Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения.

(Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде)

Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки.

Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?

В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое)

РАБОТА ПО ГРУППАМ: участие в диалоге по определению смысла сказки.

Выборочное чтение.

Физкультминутка

Цель: снятие физиологического утомления и напряжения

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Молодцы, дружно и послушно выполнили зарядку.

Коллективное выполнение динамической паузы под руководством 1 ученика

Снятие физиологического утомления и напряжения

5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.

Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла.

Вернёмся к сказке.

Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок).

Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала)

Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая, красивая, горюющая)

Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие)

Кто помог уточке в горе? (князь)

С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок.

Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

Какие слова непонятны были вам?

МЫКАЛИ по полю – бродили, мотались.

куст КОЛОДА – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера)

Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?

Сказка о непослушании ? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать)

Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений.

Характеристика героев сказки, их поступков и последствий.

Поисковое чтение

Выборочное чтение

Толкование слов

П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Р: овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

6. Подведение итогов

Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.

К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная)

Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья - ведьма)

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

Ответы на воросы учителя, высказывание собственных точек зрения.

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Л: развитие оптимистического взгляда на жизнь;

7. Рефлексия

Цель: оценить свою деятельность на уроке.

В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой?

Что нового для себя сегодня узнали?

Самооценка учебной деятельности на уроке

Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Л: самооценка своей деятельности на уроке;

8. Знакомство с А.Н. Афанасьевым.

Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом в русскую культуру.

Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?

Оказывается много лет назад в нашей области жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок.

Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом.

Знакомство с собирателем сказок А.Н. Афанасьевым.

П: знакомство с воронежским учёным и собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом у русскую культуру.

9. Домашнее задание.

Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Принятие домашнего задания

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми


Сказки - это то, что помогает малышу развить фантазию и разобраться в таких сложных категориях, как добро, зло, справедливость, плохие поступки и наказание за них. На примере героев русских народных сказок родители вводят ребенка в большой мир, где люди совершают разные поступки и обретают друзей или недругов.

«Белая уточка»

Русское фольклорное творчество богато которых становятся для детей литературными друзьями и примером для подражания. «Белая уточка» - русская народная сказка о непослушании и коварстве, о добре и справедливости.

Ее можно условно поделить на 5 частей:

Эта сказка для детей 5 лет в каждой своей части несет поучение малышам. В этом возрасте дети уже понимают, что такое плохие и хорошие поступки, поэтому с ними можно обсудить поведение каждого героя.

Нравственная категория сказки

«Белая уточка», русская народная сказка, дает малышам несколько полезных уроков:

  • Всегда нужно слушаться и выполнять то, о чем тебя просит тот, кто тебя сильно любит.
  • Не стоит доверять незнакомым людям.
  • Добро и правда всегда восторжествуют.
  • Зло наказуемо.

Такого вида сказки короткие для детей дают ребенку сразу охватить содержание, подумать над ним и сделать выводы с помощью родителей. Важно, чтобы обсуждение велось совместно. Так как это помогает ребенку научиться рассуждать и создает у него с родителями доверительные отношения.

Преимущество коротких сказок

Такие сказки помогают развивать память, воображение и умение пересказывать прочитанное. Недаром ознакомление с народным творчеством начинается с таких простых историй, как «Колобок», «Теремок», «Репка».

Может быть сложнее, например про белую уточку. Здесь ребенок знакомится с такими понятиями, как плохие поступки и их последствия. В этой сказке все герои совершают действия. По тому, как эти действия влияют на других героев, ребенок может выделить положительных персонажей и злодеев.

«Белая уточка», русская народная сказка, относится именно к данной категории.

Тематика сказок

Русские народные сказки в своей основе всегда несут какое-либо нравственное поучение. Основные понятия, которые запоминает ребенок, которому читают такие сказки - это то, что добрые поступки, дружба и любовь всегда побеждают.

В большинстве своем фольклорные произведения, даже на первый взгляд страшные, на самом деле полны позитива и имеют счастливый конец. «Белая уточка» (русская народная сказка) - тому подтверждение. Здесь с главными героями происходят плохие вещи, но добро и справедливость все равно восторжествовали.

Темы сказок могут касаться любых волшебных приключений, как опасных, так и веселых, но счастливый конец у них неизбежен.

Важность сказок для ребенка

Чтение ребенку сказок с самого раннего детства - это прекрасный воспитательный процесс, при котором взрослые помогают ему на примере героев определиться с выбором правильных действий.

То, что правда всегда выходит наружу, а злодеи получают по заслугам, дает правильную ориентировку для малыша, как следует поступать и отвечать за свои поступки. Обсуждая совместно с детьми героев, можно выяснить, какие из них им больше нравятся и благодаря каким качествам.

Тема урока: Дорогами сказок.

Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные : познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

Осознание значимости чтения для личного развития;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - самооценка своей деятельности на уроке;

Оборудование:

    учебная хрестоматия Л.А. Ефросининой "Литературное чтение" 2 класс;

    презентация к уроку

    книжка-раскладушка

    карточки для групповой работы и для работы в паре.

    карточки для словарной работы

    толковый словарь В. Даля, словарь русского языка Ожегова.

Ход урока 1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Поприветствуйте наших гостей. Пожелайте друг другу удачи. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения. – Для чего нам необходим урок литературного чтения?

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Давайте, вспомним, с произведениями, какого жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка) - Что такое сказка? (Сказка это - повествовательное, обычно народнопоэтическое или авторское, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.) Слайд 2 – Что это? (названия сказок) . «Воробьишко» (авторская) , народные: «Теремок» (о животных) , «Каша из топора» (бытовая) , «Царевна-лягушка» (волшебная) . Исключите лишнюю. («Воробьишко» Почему? (авторская, остальные народные) - Проверка д/з.(М. Горький Воробьишко) (тест) Самопроверка

Ключ к тесту

Слайд 3

Слайд 4 - А теперь разделите оставшиеся сказки на три группы. (волшебная, бытовая, о животных ) Смена динамических поз II. Введение в тему урока, постановка целей урока.

Я думаю, что вам хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?

Ну, тогда в путь! Слайд 5

Прочитайте предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)

Как вы понимаете данную пословицу?

- Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку? (высказывание предположений) Постановка учебной задачи. - Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра и на какую тему мы познакомимся сегодня на уроке. Название этой сказки вы узнаете поработав в паре. (карточка) Зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся получите название этой сказки (работа в парах).

Может кто-то попытается сформулировать тему нашего урока?

Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка» (Выставляю в книжку-раскл. титул сказки)

Поставим задачи на сегодняшний урок.

КАРТОЧКА НА ДОСКУ:

- Познакомимся со сказкой.

- Обсудим её.

- Выполним задания

- Определим основную мысль.

- Составим книжку-раскладушку

Путешествие в сказку продолжается. Надеюсь на вашу активную работу. - Откройте учебник на 128 стр. прочитайте название сказки - Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений) Смена динамических поз

IV. Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие произведения. – Послушайте сказку. (читают 3 хорошо читающих учащихся). – Понравилась ли вам сказка? - Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)

Работа со зрительными метками. (зоны)

Посмотрите внимательно по классу и найдите слова из сказки, которые мы сейчас не употребляем в речи (устаревшие слова). - Где можем узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь В.Даля).- Пока ребята ищут значение в словарях, давайте попытаемся объяснить их толкование.

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

Заморыш – особый ребенок (дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил).

Завопила – жалобно запела, запричитала.

Худые речи – дурные, плохие, нехорошие.

Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва

Опускаем руки мы по команде «два»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз - наклон, два – наклон,

Зашумел листвою он. Смена динамических поз

2. Повторный анализ сказки, выборочное зачитывание: -Текст мы будем читать с остановками, будем думать, рассуждать, отвечать на вопросы. (Обратить внимание на план. - Мы познакомились со сказкой, обсудили её, а теперь выполним задания)

– Прочитайте 1 часть сказки жужжащим чтением и проведите «расследование»: - Почему князю и княжне пришлось расстаться? - Какой наказ дал князь своей жене?

– Прочитайте 2 часть сказки чтением молча и найдите ответ на вопрос: – О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки. - Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло? - Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать.

– Прочитайте 3 часть сказки и отметьте карандашом ответ на вопрос: - Как повела себя уточка-мать на княжьем дворе, увидев своих деток, лежащих рядком? (жалобно запела, запричитала). Пометки выполняйте аккуратно.

Кто помог уточке в горе? (князь)

С помощью чего были разрушены колдовские чары? (заклинание, живящая и говорящая вода). – Какое заклинание произнёс князь? Прочитайте.

Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

– Докажите, что это сказка. - К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная). - Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события) - Семья воссоединилась, злые силы побеждены. - В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? (Всегда нужно слушаться и выполнять то, о чем тебя просит тот, кто тебя сильно любит. Не стоит доверять незнакомым людям. В мире кроме добра есть и зло). (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать)

Какой пункт плана мы выполнили?

Физминутка для глаз (офтальмотренажер)

Глазки наши, отдохните,

Под ресничками вздремните.

Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.Смена динамических поз (все дети сидят за партами)

Работа в группах над осмыслением содержания сказки. - Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержание, поработаем в группах. Времени даётся на работу в группе – 5 минут. Результат работы групп мы помещаем на книжку-раскладушку.

А помните ли вы правила работы в группе?

    Умей выслушать каждого.

    Уважай собеседника.

    Приди к единому мнению.

    Добивайся успеха.

Читаем задание, быстро обсуждаем и выполняем.

1 группа – Составьте модель обложки. - Пользуясь моделью, расскажите о произведении все. (Русская народная сказка «Белая уточка»; волшебная сказка).

2 группа – Расположите иллюстрации в порядке развития сюжета.

3 группа – Обсудите в группе, кто из героев сказки является положительным, а кто отрицательным. Соедини стрелками героя и качество, которым этот герой обладает.

4 группа – Соедините начало пословиц с продолжением:

    На что и клад..(когда в семье лад).

    Вся семья вместе…(так и душа на месте)

    Нет милее дружка…(чем родная матушка)

    Кто мать и отца почитает … (тот вовеки не погибает)

Обсудите с товарищами, какая пословица подходит к этой сказке. - Какой пословицей можно заменить заголовок сказки.

Отчет групп о проделанной работе.

Тест – А теперь, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста. (Тест-презентация )

Ребята 3 группы назвали положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

Что нового для себя сегодня узнали?

– Чему учит сказка? (Послушанию. Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое.) - О чем ты расскажешь дома после уроков? Что вы взяли с собой в портфеле после нашего урока?

Дома вам нужно подготовить пересказ сказки.

V . Итог урока. (Слайд)

VI . Рефлексия учебной деятельности

Теперь проанализируйте всё, что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё получилось, вы довольны своей работой - подарите уточке белое пёрышко. Не всё получилось, но понял какие ошибки допустил - голубое. Ничего не получилось, но хотел бы работать лучше - синее.