Как избежать школьных стрессов. Школьный стресс. Цели и задачи исследования

Цель: формирование знаний о причинах, проявлениях и последствиях подростковых стрессов.

Задачи:

  • научить распознавать стрессовую ситуацию и адекватно на нее реагировать;
  • учить формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Форма проведение: подиум – дискуссия.

Участников – ученики 9-11классов, медик, психолог.

Оборудование: плакаты с высказываниями философов, психологов, известных людей на заданную тему.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово ведущего.

Одно из самых больших недоразумений, которое можно наблюдать в современных учебных планах образовательных учреждений, - это отсутствие такого учебного предмета, который бы готовил молодого человека к жизни самым непосредственным образом. Выпускник школы может обладать обширными познаниями в области литературы и истории, химии и физики, математики и географии, но он, по большому счету, не обладает теми знаниями, которые помогли бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе. Беспомощность при планировании своей деловой карьеры и личной жизни, неумение разобраться в себе и в окружающих, равно как выявлять и разрешать разного рода конфликты, - все эти и многие другие знания, необходимые для самостоятельной жизни, выпускник школы за годы своего учения не приобретает. Как результат и следствие из всего этого – множество проблем, которые молодой человек имеет при вхождении в самостоятельную жизнь. Отсюда – неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям и компенсируемая потреблениям алкоголя, наркотиков и курением.

Житель Большого Города, желающий выстроить надежную защиту от разнообразных стрессов, должен владеть многими умениями, среди которых – правильное размышление и правильное воображение, правильное дыхание и правильное питание, правильное движение и правильное расслабление. Только в этом случае жизнь в Большом Городе может приносить удовлетворение и радость.

Стрессы стали постоянными спутниками современного человека. Психологи определяют стресс как состояние негативной нервно-психической напряженности, возникающее в ответ на сложные жизненные ситуации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что стресс – явление, характерное только для взрослых. Ну, какие у детей сложные жизненные ситуации, за них все решают родители, педагоги и другие взрослые. Так ли это, или все-таки детская нервная система тоже подвержена стрессам? в чем причины “странного” поведения детей и подростков, к чему такие странности могут привести и что можно предпринять, чтобы этого избежать? Итак, тема сегодняшнего ток-шоу: “Школьный стресс: что это такое и как с этим бороться”.

Как всегда в нашем зале присутствуют специально приглашенные гости. Встречайте, медицинский работник школы № 19 Леонова Л.З., педагог-психолог Кедровская Е.П., мама одной из учениц Юрченко Оксана Александровна, ученица 11а класса Варюшкина Екатерина.

II. Ведущий формулирует основные вопросы гостям.

Давайте для начала выясним главный вопрос – существует ли школьный стресс?

По мнению ученых, к ситуациям вызывающим стресс можно отнести следующие:

  • необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
  • вредные экологические стимулы окружающей среды;
  • осознаваемая угроза значимых для человека ценностей и целей;
  • нарушение физиологических функций;
  • изоляция от коллектива, остракизм, бойкот;
  • отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.

Уважаемые гости, попробуйте определить наиболее распространенную ситуацию, вызывающую школьный стресс.

Одновременно с гостями или после их выступления своим мнением делятся все желающие.

III. Ведущий подводит итоги обсуждения и формулирует следующую проблему.

Таким образом, мы видим, что в школьной жизни полно ситуаций и причин, приводящих к стрессу. Но как родителям, педагогам понять, что у ученика стресс? Спросим сначала мнение самих учеников. Екатерина, как вы думаете?

Свое мнение могут высказать все присутствующие.

После учеников слово предоставляется специалистам: медику и психологу.

IV. Ведущий подводит итоги обсуждения и формулирует следующую проблему.

Да, стресс – не просто плохое настроение, а серьезная угроза физическому и психическому здоровью. Но должен же быть выход из этого состояния. Конечно, специалисты могут нам рекомендовать некоторые методы. Но вот интересно, а что школьники сами знают о способах справиться со стрессом?

Вопрос к присутствующим в зале ученикам об эффективности снятия стресса с помощью алкоголя, сигарет, наркотиков. Свою точку зрения излагают специалисты.

V. Ведущий.

А в конце хотелось бы предложить вашему вниманию рекомендации, разработанные известными врачами и психологами.

Скорая помощь при остром стрессе (Бойко Ю.П., Петрушин В.И.; Классный руководитель, 2004, № 4)

Шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддержать высокий тонус и хорошее настроение. (Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. Любое издание)

Метод Х. Алиева “Ключ”. (Первое сентября. 2004 г.)

Приложение 1

  1. Скорая помощь при остром стрессе.
  2. Умойтесь холодной водой.
  3. Выпейте воды или лучше сока.
  4. Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их.
  5. Потрясите кистями, ногами, руками.
  6. Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.
  7. Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто стонете.
  8. Переведите нервное напряжение в мускульное – пробегитесь и помашите руками.
  9. Помассируйте тело – прогладьте себя с головы до ног, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
  10. Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.
  11. Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.
  12. Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок.
  13. Уменьшите значение события. Скажите себе: “Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю!
  14. Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
  15. Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам хорошо и комфортно. Это то место, которое психологи называют “Безопасное место, в котором восстанавливаются ресурсы”. Побудьте в нем несколько минут.
  16. Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им!

Вы в полном порядке.

Приложение 2

Шесть правил, соблюдение которых позволит предотвратить усталость и беспокойство, а также поддержать высокий тонус и хорошее настроение.

Правило 1.

  • Отдыхайте, не дожидаясь усталости.

Правило 2.

  • Научитесь расслабляться на работе.

Правило 3.

  • Если вы домашняя хозяйка, оберегайте свое здоровье и внешность, расслабляясь дома.

Правило 4.

  • Применяйте эти четыре хороших трудовых навыка:
    • Освободите свой письменный стол от всех бумаг, кроме тех, которые имеют отношение к решаемой сейчас проблеме.
    • Выполняйте дела в порядке их важности.
    • Когда перед вами возникает проблема, решайте ее немедленно, если располагаете фактами, необходимыми для принятия решения.
    • Научитесь организовывать работу, делегировать ответственность и осуществлять контроль.

Правило 5.

  • Чтобы предотвратить беспокойство и усталость, старайтесь трудиться с энтузиазмом.

Правило 6.

  • Помните, что еще никто не умер от недостатка сна. Беспокойство по поводу бессонницы вреднее, чем сама бессонница.

Приложение 3

Метод Х. Алиева “Ключ”.

Упражнение 1 “Расхождение рук”.

Встаньте и вытяните расслабленные руки перед собой. Настройтесь мысленно на то, что они начинают расходиться в стороны. Не ждите немедленного результата, не спешите, сосредоточьтесь. Установите свой “образ” расхождения рук. Например, представьте, что они отталкиваются друг от друга, как однополюсные магниты. Когда руки начинают расходиться, возникают приятные ощущения. Их важно запомнить и не утерять “ниточку” внутренней связи. В конечном счете, пользуясь таким установившимся внутренним контактом, можно управлять не только движением рук, но и снимать головную боль, регулировать артериальное давление, улучшать настроение.

Упражнение 2. “Схождение рук”.

Разведите руки в стороны и настройтесь на их автоматическое движение друг к другу. Если в процессе такого движения возникает ощущение, будто руки тянет какая-то сила, значит – наступает расслабление.

Упражнение 3. “Левитация рук”.

Руки опущены. Внутренне представьте, что рука стала легкой и поднимается, всплывает. Прием получается легче после двух предыдущих. И, когда рука начинает всплывать, приходят приятные ощущения. Главное, не прервать внутреннюю связь между волей и рукой. Когда рука начинает всплывать, как у космонавта в невесомости, вам в первый раз трудно будет удержаться от улыбки.

Упражнение 4. “Полет”.

Если одна рука начинает всплывать, позвольте сделать это и другой руке. Представьте, что вы летите. Старайтесь дышать свободно и полной грудью. Вспоминайте приятные ощущения, доставляющие вам радость. “Полет” - главное упражнение, ибо развивает у человека умение генерировать в себе чувство внутренней свободы.

Упражнение 5. “Покачивание”.

При правильном выполнении названных упражнений наступает релаксация, и возникает явление покачивания тела. Качайтесь и не бойтесь – никогда не упадете. Это упражнение является уникальным приемом для быстрого развития координации и способности управлять своим состоянием. Все упражнения на развитие координации формируют устойчивость к стрессу.

Упражнение 6. “Движение головой”.

Сидя или стоя, начинайте вращать головой и ищите приемлемый, приятный ритм, а также амплитуду поворота. Вы как бы выполняете лечебное упражнение для мышц шеи. Но обязательно с поиском именно приятного ритма. Через некоторое время человек отключается от проблем, его нервная система успокаивается, становится легче дышать.

В состоянии саморегуляции настраивайте себя на успех, повторяйте мысленно то, что хотите сами пожелать. Перед выходом из саморегуляции необходимо обязательно убеждать себя: у меня ясная и свежая голова.

  1. В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Медицина, 1982 г.
  2. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991 г.
  3. Косицкий Г.И. , Дьякова И.Н. Резервы нашего организма: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993 г.
  4. Селье Г. Стресс без дистресса. / пер. с англ. А.И. Лука и И.С. Хорола. – М.: “Прогресс”, 1979 г.
  5. “Стресс – враг нервной системы: полезная смесь. // Директор школы. – 2003. - №6.
  6. Бойко Ю., Петрушин В. Практическая психотерапия выживания в большом городе // Классный руководитель. – 2004. – 2004. - №4.
  7. Григорьева Е. Страх страшнее опасности // Директор школы. – 2004. - №9.
  8. Ермолаева Л. Психотерапия личного самочувствия // Воспитание школьников. – 1994. - №6.
  9. Ефремова Н. Как женщины снимают стресс // Первое сентября. – 2004. - №40 (5 июня).
  10. Жуков Д.А. Стресс // Биология в школе. – 2004. - №2.
  11. Кирина М. Укрощение драчливых // Здоровье детей: Приложение к “ПС”. – 2004. - №9.
  12. Ключников С. Как уберечься от стресса? // Народное образование. – 2003. - №5.
  13. Пауэлл Дон. Как победить стресс? // Наука и жизнь. – 1992. - №4.
  14. Потапов В. Депрессия – это не каприз, а заболевание. // Директор школы.- 2002. - №8
  15. Потапов В. Школьный невроз: причины и последствия. // Директор школы. – 2002. - №2.
  16. Хухласта О. Душевное здоровье школьников: типичные нарушения и способы их профилактики. // Директор школы. – 2003. - №2.
  17. Шипицина П. Социально-эмоциональные нарушения у школьников: причины, средства помощи. // Народное образование. – 1998. - №9/10
  18. Широкова И.Б. Школьный невроз – недуг, мешающий детям нормально учиться. // Директор школы. – 2003. - №8.

1. Если у ребенка стресс от чрезмерной нагрузки, проанализируйте, насколько она необходима в данном объеме. Научите ребенка правильно распределять время, не делать лишнего, соблюдать режим дня. Утром важен совместный здоровый завтрак с эмоциональным общением, а перед домашним заданием дайте выход детской энергии.

2. Если первоклассник боится учителя, важно объяснить, что учитель, как и любой человек, может иметь плохое настроение, что не связано лично с ребенком. Но стоит разобраться, так ли это на самом деле, и насколько далеко заходит недоброжелательное поведение учителя.

3. Когда стресс создают отношения с одноклассниками, нужно поговорить с ребенком, помочь раскрыть его чувства. Напрямую стоит вмешиваться лишь тогда, когда действия одноклассников опасны для жизни ребенка и унижают его достоинство. В другой ситуации можно попробовать помочь советами. Легче всего отношения со сверстниками налаживаются до шестого класса.

4. Если учитель ругает ребенка за нежелание учиться по его предмету, возможно, ребенку просто не интересно. Попробуйте подать этот предмет занимательно: через обучающие фильмы, походы в музеи и т.п.

5. Стресс может вызывать постоянное оценивание, как у хорошего, так и у плохого ученика. В свою очередь родителям важно оценивать успехи ребенка, а не его самого. Стоит подчеркивать его старания, замечать их. Иногда ребенок будет как бы забывать освоенные умения. В этой ситуации не ругайте, а помогите вернуть навыки, учитывая данные особенности развития.

6. Стресс от неуспеваемости можно снизить, найдя причину неуспеваемости, помогая в обучении самостоятельно либо с помощью профессионалов. Уверьте ребенка, что он не один с этой проблемой. Наказания замените поддержкой.

7. Если стресс заставляет ребенка сказать, что он больше не пойдет в школу, поищите с ним положительные стороны школы, попросите еще немного походить-посмотреть, как всё будет. Если ситуация не меняется, возможно, стоит, действительно, сменить школу.

Школьный стресс способен не только влиять на успеваемость, но и разрушать физическое и психическое здоровье ребенка. У твоего ребенка проявляется стресс от школы? Что предпринимаешь? Поделись опытом в комментарии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Период школьного обучения – первый серьезный шаг юной личности во взрослую жизнь. Именно в школе ребенок впервые начинает нести ответственность за свои поступки и вплотную сталкивается с различными видами социальных отношений.

Не всем первый опыт самостоятельной жизни дается легко, а его неудачи накладывают отпечаток на успеваемость. Если в определенный момент вы заметили, что список ваших долгов заметно вырос, а общая успеваемость оставляет желать лучшего, следует немедленно брать ситуацию в свои руки.

Стресс от учителей и одноклассников

Стресс – это вид эмоционального состояния, с сопутствующим физическим напряжением. Он возникает в обстановке, заставляющей вас чувствовать себя неуютно, боятся чего-либо или нервничать. Психологи часто описывают стресс как сжатие, давление извне и общую подавленность.

Возможные причины для стресса в школе:

  • давление со стороны учителей;
  • отношения со сверстниками;
  • важные экзамены;
  • строгие требования;
  • обязательства перед родителями.

Стресс от учителя. Такой стресс возможен из-за завышенных требований к ученику, излишней строгости и нетерпимости. Ребенок чувствует, что обязан оправдать чужие ожидания, поэтому боится всех подвести. Он начинает нервничать, неправильно планирует свое время, теряет концентрацию, а в итоге получается плохие отметки.

Отношения со сверстниками. Стресс, который создает окружение – частая причина понижения успеваемости. Еще не сформировавшемуся ребенку сложно сосредоточиться на предмете, если он чувствует себя чужим в коллективе, а в классе ему попросту неуютно.

Важные экзамены. Частые стрессы сопутствуют ребенка также в ожидании предстоящих экзаменов или серьезных контрольных. Частично в этом виноваты педагоги, которые при классе излишне настаивают на том, что если тест будет сдан плохо – ученика ждут серьезные последствия.

Строгие требования. После детского сада или обучения на дому, детям порой трудно сразу же переключится и принять все нюансы школьного образования, такие как строгость требований. К подобным вещам ребенок должен привыкать постепенно.

Обязательства перед родителями. Ощущение, что от отметок зависит одобрение родителей и педагогов, заставляет ребенка излишне волноваться, что влияет на собранность и внимание.

Вопросы для самопроверки

  • Как на тебя влияет стресс от одноклассников?
  • Как на тебя влияет стресс от учителей?

Как побороть стресс

Для начала составьте точный и четкий план своей «борьбы»:

  • выяснить причину;
  • исследовать источник стресса;
  • составить план действий;
  • идти к своей цели.

Как определить причину стресса

Чтобы выяснить первопричину стресса, и понять, что тревожит вас больше всего, нужно тщательно вспомнить при каких обстоятельствах вы обычно чувствуете самый большой дискомфорт. На какие школьные занятия вы мчитесь вприпрыжку, а какие – мучительно ждете с очередным не выученным заданием?

Высыпайся — так легче бороться со стрессом.

Если дело касается отношений с одноклассниками или педагогом, попытайтесь понять, в чем заключаются конфликты и что именно приводит к возникновению ссор и разногласий.

Изучите его источник

Чтобы справиться с проблемой нужно тщательно ее изучить. Проанализируйте свой страх и неприятные ощущения в различных ситуациях.

За каждым неприятным событием кроется определенный источник. На самом деле боязнь плохих отметок – это страх того, что вы разочаруете окружающих и последствий, которое это разочарование принесет и т.д.

Составьте логическую цепочку стресса, чтобы наглядно увидеть причину и ее последствия.

К примеру: не выученный урок = проблемы в школе = разочарование родителей и педагогов = неудовлетворенность по отношению к себе.

План действий

Составьте список тех предметов, по которым у вас низкая успеваемость, а затем список конкретных долгов – тех заданий, с которыми вы не можете справиться.

Первый шаг – это осознание того, что на самом деле «гора» долгов сильно преувеличена. Когда у вас на руках будет конкретный объем того, что нужно сделать, вам будет гораздо легче распланировать свое время на выполнение всех заданий.

Если же проблема заключается в отношениях со сверстниками или учителями, нужно составить список тех людей, которые вызывают у вас неприязнь. Распишите все хорошие и плохие качества каждого человека и проанализируйте все претензии, которые он предъявляет к вам.

Разбор конфликтных ситуаций поможет в будущем избегать конфликтов с этим человеком. В будущем постарайтесь сводить ссоры к минимуму, а лучше – избегать их вообще.

Раздели все причины стресса на 2 группы: с которыми ты можешь справиться и на какие не можешь повлиять. Сначала реши проблемы из первой группы, затем — переходи ко второй.

Действуйте!

На основе полученной информации нужно сделать ряд выводов, чтобы в будущем минимизировать стресс от его источников.

Если вам трудно справиться с определенными проблемами самостоятельно, не стоит стесняться просить о помощи. Ее можно получить от родителей, друзей или психологов.

Не откладывайте домашнюю работу

Приходя домой после насыщенного и трудного дня, нелегко сразу же заняться выполнением домашней работы. Вы не можете побороть себя, откладываете все на вечер, отдыхаете, а затем, под конец дня у вас уже попросту не остается сил на выполнение работы. Именно поэтому и накапливаются школьные долги.

И даже отдыхая, вы продолжаете помнить, что у вас есть определенные обязательства, и это угнетает вас и не дает нормально расслабляться, что вновь рождает ощущение подавленности и приводит к стрессу.

Четко запомните, что полноценное удовлетворение отдыхом вы почувствуете, лишь будучи удовлетворенным своей работой. Успокаивайте себя мыслью, что после окончания, вы сможете со спокойной душой заняться своими делами.

Начинайте работу с тех заданий, которые потребуют от вас свежего взгляда и сил . Ведь устав под вечер, вы уже вряд ли сможете уделить много энергии трудной работе.

Планируйте время так, чтобы те задания, которые вам по душе и те, выполнение которых не займет много сил и времени, стояли в конце списка. Такие задания вы всегда сможете выполнить и под конец дня, не сильно себя утруждая.

Периодически переключайтесь между заданиями , такие перемены помогут держать разум в тонусе. Заниматься можно не только другим домашним заданием, но и делами по дому. Также позволяйте себе ненадолго расслабляться в перерывах, ведь отдых необходим для нормального функционирования вашего мозга.

Если впереди вас ждет сложный тест, контрольная работа или экзамен – позаботьтесь о своей подготовке заранее . Ежедневно уделяя всего двадцать минут этому предмету, вы в течение недели сможете легко подготовиться к тесту.

Найдите мотивацию

Свою учебную мотивацию следует развивать, опираясь на свои потребности и интересы. Каждый человек индивидуален, поэтому не существует универсального совета о том, чем мотивировать себя.

Самоутверждение. В большинстве случаев такой мотивацией становится самоутверждение. Вам нужно понять, что получать хорошие отметки – это престижно и так вы сможете получить одобрение от семьи, сверстников и педагогов.

Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».

Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.

Первый день в школе -большой стресс для ребенка

Школа и психологическое воспитание

Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.

Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.

Роль учителя — помочь адаптироваться к школе

Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения. Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов. Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.

Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.

Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.

Памятка для родителей первоклассника

Классный час

Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя. Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.

Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах. Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей. Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.

Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.

Факторы риска

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

Фактор стресса — детские конфликты

Вредоносные факторы:

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Признаки стресса у школьников

Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:

  1. Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
  2. Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
  3. Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
  4. Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.

Нежелание идти в школу — признак стресса

Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.

Диагностика стресса у детей и подростков

Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».

Интервью-тест

Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.

Беседа психолога с ребенком

Установка контакта

  • Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
  • Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
  • Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
  • Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.

Метод «Поговорим Молча»

Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.

Психологическая помощь для ребенка очень важна

Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:

  • Определиться с фломастерами.
  • Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
  • Совместно придумать название для рисунка.

С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.

Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.

Как избавиться от стресса

Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:

  1. Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
  2. Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
  3. Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.

Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.

Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.