Как используются полезные ископаемые в повседневной жизни. Как используют полезные ископаемые? Каменный уголь- энергия света и тепла


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической информатики

Отчет на тему:

«Систематизация и анализ систем управления ресурсами предприятия»

Выполнила:

Студентка ФМК, Русак Е. А.

3 курс, гр. ДМВ

Проверила: Малашенко Е. С.

Введение

Новая экономическая ситуация ставит перед предприятиями ряд задач, которые ранее ими не рассматривались. Среди наиболее важных задач в современных условиях, можно выделить:

    повышение конкурентной борьбы;

    требование выпускать продукцию в соответствии с текущими заказами покупателей, а не с долгосрочными перспективными планами;

    необходимость оперативного принятия решений в сложной экономической ситуации;

    укрепление связей между поставщиками, производителями и покупателями.

В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее других реагирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных задач. Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. Сегодня одним из мощнейших инструментов современных руководителей стали автоматизированные системы класса ERP (Enterprise Resource Planning, или Планирование Ресурсов Предприятия). Системы класса ERP – это полнофункциональный набор интегрированных между собой приложений, позволяющий создать единую среду для автоматизации планирования. Очевидно, что ERP-система – очень удобный и чуткий инструмент для принятия решений, настраиваемый на особенности конкретного предприятия, на его учетную и управленческую специфику. Но надо понимать, что внедренная ERP-система не сможет быть одной «магической красной кнопкой» руководителя. Решения всегда принимает конкретный управленец, и качество решений во многом зависит именно от его умения использовать возможности этого универсального инструмента:
учета, контроля, анализа и управления бизнес-процессами предприятия.

1. Общая характеристика ERP систем.

В соответствии со Словарем APICS (American Production and Inventory Control Society), термин «ERP-система » (Enterprise Resource Planning - Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях:

Во-первых, это - информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов .

Во-вторых (в более общем контексте), это - методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг .

Функции ERP-систем.

В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями. Изменение данных производится через функции (функциональные возможности) системы.

Основные функции ERP систем:

    ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;

    формирование планов продаж и производства;

    планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объёмов поставок для выполнения плана производства продукции;

    управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;

    планирование производственных мощностей от укрупнённого планирования до использования отдельных станков и оборудования;

    оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учёт;

    управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов.

Особенности внедрения ERP-систем.

Классические ERP-системы, в отличие от так называемого «коробочного» программного обеспечения, относятся к категории «тяжёлых» программных продуктов, требующих достаточно длительной настройки, для того чтобы начать ими пользоваться. Выбор ERP-системы, приобретение и внедрение, как правило, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта с участием партнёрской компании - поставщика или консультанта. Поскольку ERP-системы строятся по модульному принципу, заказчик часто (по крайней мере, на ранней стадии таких проектов) приобретает не полный спектр модулей, а ограниченный их комплект. В ходе внедрения проектная команда, как правило, в течение нескольких месяцев осуществляет настройку поставляемых модулей.

Достоинства:

Применение ERP системы позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, выставлением счетов-фактур и бухгалтерским учётом.

Реализуемая в ERP-системах система разграничения доступа к информации предназначена (в комплексе с другими мерами информационной безопасности предприятия) для противодействия как внешним угрозам (например, промышленному шпионажу), так и внутренним (например, хищениям). Внедряемые в связке с CRM-системой и системой контроля качества, ERP-системы нацелены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в средствах управления бизнесом.

Недостатки:

Основные сложности на этапе внедрения ERP- систем возникают по следующим причинам:

    Недоверие владельцев компаний высокотехнологичным решениям, в итоге - слабая поддержка проекта с их стороны, что делает осуществление проекта труднореализуемым.

    Сопротивление департаментов в предоставлении конфиденциальной информации уменьшает эффективность системы.

Множество проблем, связанных с функционированием ERP, возникают из-за недостаточного инвестирования в обучение персонала, а также в связи с недоработанностью политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP.

Ограничения:

    Небольшие компании не могут позволить себе инвестировать достаточно денег в ERP и адекватно обучить всех сотрудников.

    Внедрение является достаточно дорогим.

    Система может страдать от проблемы «слабого звена» - эффективность всей системы может быть нарушена одним департаментом или партнёром.

    Проблема совместимости с прежними системами.

2. История развития ERP систем.

ERP является результатом сорокалетней эволюции управленческих и информационных технологий (рис. 1.).

Рис. 1. Эволюция стандартов корпоративных управленческих систем.

В 60-е годы началось использование вычислительной техники для автоматизации различных областей деятельности предприятий. Тогда же появился класс систем планирования потребностей в материалах (MRP - Material Requirements Planning). В основе функционирования подобных систем лежало понятие спецификации изделия (BOM - Bill Of Materials) и производственной программы (MPS- Master Production Schedule). Спецификация показывало готовое изделие в разрезе входящих в него компонентов. Производственная программа содержала информацию о временном промежутке, виде и количестве готовых изделий, запланированных к выпуску предприятием. При помощи BOM и MPS происходила процедура разузлования спецификации, на основании чего, предприятие получало информацию о потребностях в материалах для производства необходимого количества готовых изделий в соответствии с MPS. Затем, информация о потребностях преобразовывалась в серию заказов на закупку и производство. Также, в данном процессе учитывалась информация об остатках сырья и материалов на складах.

Использование систем MRP позволило компаниям достичь следующих результатов:

Снизить уровень запасов сырья и материалов на складах;

Снизить уровень запасов в незавершенном производстве;

Повысить эффективность производственного цикла - сократить сроки выполнения заказов.

Несмотря на высокую эффективность систем MRP в них был один существенный недостаток, а именно, они не учитывали в своей работе производственные мощности предприятия. Это привело к расширению функциональности MRP систем модулем планирования потребностей в мощностях (CRP - Capacity Requirements Planning). Связь между CRP и MPS позволяла учитывать наличие необходимых мощностей для производства определенного количества готовых изделий. Системы MRP имеющие в своем составе модуль CRP стали называться системами планирования потребностей в материалах замкнутого цикла (Closed Loop MRP).

В 80-х годах появился новый класс систем - системы MRPII (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов), основная суть которых сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю. В общем случае они обеспечивают решение задач планирования деятельности предприятия в натуральных единицах, финансовое планирование в денежном выражении.

Основное отличие MRPII от MRP, заключается в том, что системы MRPII предназначены для планирования всех ресурсов предприятия (включая финансовые и кадровые).

Следующим этапом в развитии КИС стало появление с конца 80-х годов систем класса ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия). Эти системы охватывают всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия. К ним предъявляются такие требования как: централизация данных в единой базе, режим работы близкий к реальному времени, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально распределенных структур, работа в широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД. Другими важными требованиями к ERP системам являются возможность применения графики, использования CASE-технологий для дальнейшего развития системы, поддержание архитектуры типа “клиент-сервер” и реализации их как открытых систем. Следующий этап развития КИС ориентирован на интеграцию деятельности заказчиков и партнеров предприятия в его внутреннюю систему и называется ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing – обработка данных по ресурсам и взаимоотношениям предприятия). Традиционно концепция ERP предусматривала, в первую очередь, работу с внутренними ресурсами предприятия: планирование ресурсов, тщательное управление запасами и обеспечение прозрачности производственных процессов. Теперь функционал системы стал дополняться такими модулями, как SCM (управление цепочками поставок) и CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), отвечающими за оптимизацию внешних связей предприятия.ресурсов предприятия …....28 3.3 Анализ ... и т.д.; систематизация и сравнение... управления . ... систем кондиционирования для предприятий ...

  • Финансовые ресурсы предприятия (6)

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    И систематизацию типов... анализа , развитие которого связано с распространением программно-целевых методов управления ... систем финансовых ресурсов предприятий (табл. 2). Таблица 2 – Типология систем финансовых ресурсов предприятий Форма существования систем ...

  • Анализ влияния деятельности служб экономической безопасности на финансово-производные показатели хозяйствующих субъектов

    Курсовая работа >> Экономика

    Игр, теории вероятностей, анализа систем управления и пр. Все эти... нарушения: ресурсы предприятия используются на сторонних объектах; ресурсы предприятия используются... экономическую безопасность предприятий , нуждаются в углублении и систематизации , что на...

  • Анализ хозяйственной деятельности предприятия (23)

    Реферат >> Экономика

    ... предприятия . Таким образом, анализ хозяйственной деятельности предприятия как наука представляет собой систему ... систематизации ... Анализ использования трудовых ресурсов предприятия К трудовым ресурсам ... анализ : управление капиталом, выбор инвестиций. Анализ ...

  • Ресурсы - источник энергии организации, основной фактор деятельности, поэтому жизненно важно управлять ими. Это осуществляется через систему управления ресурсами.

    Система управления ресурсами включает в себя:

    ресурсную стратегию.

    систему реализации ресурсной стратегии.

    Система управления ресурсами является составной и неотъемлемой частью общей стратегии организации и системы управления реализацией стратегии.

    Учитывая особенности и свойства ресурсов, можно сделать вывод, что в каждой организации имеется уникальный набор ресурсов, способов управления ими, привлечения, развития и использования их в деятельности. Поэтому каждая организация должна создавать собственную систему ресурсов под цели, стратегию развития, виды деятельности.

    Система должна содержать комплекс и комбинацию необходимых ресурсов, исходя из целей, видов деятельности, стратегии, процессов.

    Ресурсы - это система, которая превращает цель в результаты. Результат достигается через синтез целенаправленного воздействия кадровых ресурсов (труда) на овеществленные ресурсы (материальные, финансовые и другие) в ходе организационных процессов. В организационных процессах происходит преобразование ресурсов в результаты деятельности. Тем самым, затраты ресурсов (количественные, качественные, стоимостные) определяется необходимостью их для результата. Результативность (достижение целей) обеспечивается правильным привлечением, развитием и использованием (применением) ресурсов для производства товара, его продажи потребителям и управления этими процессами.

    Система служит для взаимосвязи основных организационных процессов в обеспечении потребностей в ресурсах, их сбалансированном распределении для использования, развития, накопления ресурсов для расширенного воспроизводства капитала.

    Стратегические, ключевые ресурсы, которые обеспечивают развитие, и конкурентные преимущества организации определяются в общей стратегии развития организации, которая подразумевает потребительскую, товарную, рыночную стратегию, подкрепляемых ресурсной стратегией и стратегией роста капитала.

    Стратегические ресурсы планируются в ресурсной стратегии на основе потребительской, товарной и рыночной стратегий, исходя из критических факторов успеха и свойств VRIN: ценность ресурсов (Valuable), редкость ресурсов (Rare), неидеальная воспроизводимость (imperfectly imitable), незаменимость (Non-substitutable).

    В ресурсной стратегии устанавливается потребность в ключевых ресурсах, определяющих развитие организации.

    Потребность в ресурсах определяется на основании:

    Характера внешней среды.

    Целей и стратегии их достижения.

    Продукта(тов) деятельности - товарного предложения.

    Отраслевых особенностей.

    Видов и масштабов деятельности.

    Позиций на потребительских рынках и рынках ресурсов.

    Системы организации и управления бизнесом.

    Но стратегических ресурсов не достаточно в целом для деятельности и реализации стратегии. Стратегия осуществляется с помощью системы управления реализацией стратегии, которая требует ресурсов для обеспечения основных функций реализации стратегий (маркетинг, разработка, производство, сбыт, организация и управление) посредством действий кадровых ресурсов, опирающихся на систему финансирования. То есть применением системы управления стратегией уточняются организационные процессы производства, продажи, организации и управления, а также источники финансирования привлечения ресурсов и определяются показатели их результативности и эффективности.

    С учетом ресурсов, необходимых для функций управления уточняются потребности в общих ресурсах для деятельности.

    В ресурсной стратегии также формулируются задачи, принципы и условия привлечения необходимых ресурсов, а также способы их привлечения и финансирования.

    Системы управления ресурсами.

    Если обратиться к эволюции развития корпоративных систем масштаба предприятия, то последовательность их появления следующая: MRP, MRP II, ERP, ERP II. Начиная с 80-х годов прошлого столетия эволюция методов ведения бизнеса тесно переплелась с развитием корпоративных систем управления. Успешный опыт новых методик находил отражение в сменяющих друг друга стандартах корпоративных информационных систем (КИС) (табл.7.1).

    Таблица 7.1 – Эволюция стандартов и концепций информационных систем управления

    Рассмотрим перечисленные концепции подробнее.

    MRP-система компьютерная программа, работающая по алгоритму, регламентированному MRP-методологией. Она обрабатывает файлы данных (входные элементы) и формирует на их основе файлы-результаты .

    Потребность в материале в программе MRP представляет собой определенную количественную единицу, отображающую возникшую в некоторый момент времени в течение периода планирования необходимость в заказе данного материала. Различают понятия полной потребности в материале, которая отображает то количество, которое требуется отпустить в производство, и чистой потребности , при вычислении которой учитывается наличие всех страховых и зарезервированных запасов данного материала. Заказ в системе автоматически создается по возникновению отличной от нуля чистой потребности.

    Основными преимуществами использования подобной системы в производстве являются:

    Гарантия наличия требуемых комплектующих и уменьшение временных задержек при их поставке, и, следовательно, увеличение выпуска готовых изделий без увеличения числа рабочих мест и нагрузки на производственное оборудование;

    Уменьшение производственного брака в процессе сборки готовой продукции, возникающего из-за использования несоответствующих технологий комплектующих;

    Упорядочивание производства ввиду контроля статуса материалов, позволяющего однозначно отслеживать весь конвейерный путь, начиная от создания заказа на данный материал до его положения в уже собранном виде. Достигается полная достоверность и эффективность производственного учета.

    Основная цель MRP-системы – формировать, контролировать и при необходимости изменять моменты заказов таким образом, чтобы все материалы, требуемые для производства, поступали одновременно. На практике MRP является информационной системой, которую логически можно представить с помощью схемы (рис.7.7).


    Рис.7.7 – Логическая структура MRP-системы.

    Системы планирования производства постоянно развиваются. Первоначально MRP-системы фактически просто формировали на основе утвержденной производственной программы план заказов на определенный период, что не вполне удовлетворяло возрастающие потребности. К базовым функциям планирования производственных мощностей и потребностей в материалах было предложено добавить ряд дополнительных функций, таких как контроль соответствия количества произведенной продукции количеству использованных в процессе сборки комплектующих, составление регулярных отчетов о задержках заказов, об объемах и динамике продаж продукции, о поставщиках и т.д.

    Термин «замкнутый цикл» отражает основную особенность модифицированной системы, заключающуюся в том, что созданные в процессе ее работы отчеты анализируются и учитываются на дальнейших этапах планирования, изменяя при необходимости программу производства, а, следовательно, и план заказов. Другими словами, дополнительные функции осуществляют обратную связь в системе, обеспечивающую гибкость планирования по отношению к внешним факторам, таким как уровень спроса, состояние дел у поставщиков и т.п.

    В дальнейшем, усовершенствование системы привело к трансформации системы MRP с замкнутым циклом в расширенную модификацию, которую впоследствии назвали MRP II (Manufactory Resourse Planning) ввиду идентичности аббревиатур. Эта система была создана для эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия, в том числе финансовых и кадровых .

    MRP II – это набор принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия .

    Стандарт MRP II содержит описание шестнадцати групп функций системы:

    1. Планирование продаж и производства.

    2. Управление спросом.

    3. Составление плана производства.

    4. Планирование материальных потребностей.

    5. Спецификации продукции.

    6. Управление складом.

    7. Плановые поставки.

    8. Управление на уровне производственного цеха.

    9. Планирование производственных операций.

    10. Контроль входа / выхода.

    11. Материально-техническое снабжение.

    12. Планирование распределения ресурсов.

    13. Планирование и контроль производственных операций.

    14. Управление финансами.

    15. Моделирование.

    16. Оценка результатов деятельности.

    С накоплением опыта моделирования производственных и непроизводственных операций эти понятия уточняются, постепенно охватывая все больше функций. Задачей MRP II является оптимальное формирование потока материалов, полуфабрикатов и готовых изделий.

    Система класса MRP II имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства.

    Результаты использования интегрированных систем стандарта MRP II :

    Получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;

    Долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;

    Решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;

    Реальное сокращение материальных ресурсов на складах;



    Планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности в использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;

    Автоматизация работ договорного отдела с полным контролем за платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств;

    Финансовое отражение деятельности предприятия в целом;

    Значительное сокращение непроизводственных затрат;

    Защита инвестиций, произведенных в информационные технологии;

    Возможность поэтапного внедрения системы с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.

    В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких, где план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того, эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня (рис.7.8).

    В дальнейшем процессе развития АИС систем планирования MRP II в интеграции с модулем финансового планирования FRP (Finance Requirements Planning) получили название систем бизнес-планирования ERP.


    Рис.7.8 – Логическая структура MRP II системы.

    ERP (Enterprise Requirements Planning) позволяет наиболее эффективно планировать всю коммерческую деятельность современного предприятия, в том числе финансовые затраты на проекты обновления оборудования и инвестиции в производство новой линейки изделий .

    В российской практике целесообразность применения систем подобного класса обусловливается, кроме того, необходимостью управлять бизнес-процессами в условиях высокой инфляции, а также жесткого налогового пресса, поэтому системы ERP необходимы не только для крупных предприятий, но и для небольших фирм, ведущих активный бизнес.

    Схема логической структуры ERP-системы приведена на рис.7.9.

    Хотя благодаря автоматизации и интеграции бизнес-операций ERP-системы и могут повлиять на практические результаты работы, они мало отражаются на самом важном – расширении возможностей деловой активности, росте доли на рынке, увеличении продаж и эффективности бизнеса, а также на повышении ценности бизнеса в целом.








    Рис.7.9 – Логическая структура ERP-системы.

    Архитектура, лежащая в основе ERP-решения, позволяющего более эффективно осуществлять управление и реализовывать стратегии, представляет собой :

    Многоуровневый проект, где приложение функционально распределено на клиентский, серверный компонент и компонент базы данных;

    Централизованную базу данных для управления планируемыми, актуальными, консолидированными и прогнозируемыми данными и результатами;

    Общую бизнес-модель со встроенной финансовой и временной логикой, предназначенной для обработки финансовых отчетов и данных анализа;

    Интернет-среду, поддерживающую и направляющую пользователя в рамках процессов бюджетирования, отчетности и анализа;

    Расширенные возможности не регламентируемого анализа для быстрой идентификации, обнаружения и проверки аномалий, проблем и благоприятных возможностей;

    Всеобъемлющую систему защиты от несанкционированного доступа или изменения в различных частях базы данных;

    Централизованное администрирование, обеспечивающее контроль и мониторинг процессов планирования, бюджетирования, консолидации и отчетности.

    ERP II является очередным этапом в эволюции систем планирования ресурсов. По определению Gartner, ERP II – это стратегия разработки и внедрения приложения, которая распространяется за пределы ERP-функций, чтобы обеспечить интеграцию ключевой для предприятия специфики, внутреннего и внешнего сотрудничества, операционных и финансовых процессов. Таким образом, ERP II начинается, прежде всего, как стратегия разработки приложения, которая нацелена на интеграцию в рамках предприятия всех бизнес-процессов, ориентированных на коммерцию. А как стратегия внедрения, ERP II позволяет пользователям ориентироваться на одного производителя лишь в той степени, в которой через интеграционные возможности собственно ERP II обеспечиваются обязательные для выполнения требования к процессам предприятий, при этом возможно подключение отдельных, лучших в своем классе, компонент от сторонних производителей.

    Переход к ERP II от ERP происходит за счет изменения шести элементов, имеющих отношение к стратегиям бизнеса, разработке приложения и технологии (рис.7.10).

    Роль Оптимизация процессов предприятия Участие в цепочке создания стоимости / основа для t-commerce
    Область применения Производство и дистрибуция Все сегменты и сектора
    Процессы Внутренние, скрытые Связаны с внешним уровнем
    Архитектура Поддерживает Web, закрытая, монопольная Основанная на Интернет, открытая, компонентная
    Данные Создаются и потребляются в границах предприятия Создаются и потребляются внутри и вне предприятия

    Рис.7.10 – Изменение характеристик ERP при переходе к ERP II.

    Область деятельности ERP II теперь расширяется не только на производственные отрасли и дистрибуцию, но и на все виды деятельности. Роль новой стратегии не ограничивается рамками организации, она предполагает видимость для контрагентов внутренних процессов организации. Эта видимость реализуется процессами, которые связаны на внешнем уровне и дают возможность сотрудничать с контрагентами в сообществе по интересам. Данные, предоставляемые процессами, распространяются за пределы предприятия, где они хранятся. Обработка данных распределена по всему торговому сообществу. Новая роль расширяет и углубляет функциональность: помимо традиционных функций производства, дистрибуции и финансов, автоматизируются другие специализированные функции для отдельных отраслей, производственных сегментов и межотраслевых процессов. Для реализации изменений этих элементов ERP с целью перехода к ERP II необходима совершенно новая архитектура: Интернет-ориентирован-ная, спроектированная для интеграции.

    Таким образом, если архитектура заменяется на новую, то остальные элементы являются расширением существующих.

    Процесс интеграции, предоставляемый ERP II, выходит за традиционные, внутренние процессы предприятия. Он включает все процессы – и внутренние, и внешние – они обеспечат связь предприятия с его контрагентами (рис.7.11).

    Улучшение бизнес-процессов прошло несколько стадий. Причем, каждый раз заметное улучшение происходило при переходе к автоматизации более высокой организационной структуры. Известно, что объединение отдельных элементов в систему дает больше, чем сумма элементов – возникает новое качество.


    Рис.7.11 – Логическая структура процесса в ERP II.

    В самом деле, начиналось улучшение бизнеса с «простой» автоматизации отдельных бизнес-операций, затем развитие информационных технологий сделало возможным на их основе интегрировать бизнес-процессы вначале в рамках предприятия, а затем и в сообществах по интересам, которые сами являются элементами более широкого контекста - электронного рынка. Возникшая стратегия автоматизации систем управления ERP II является предтечей перехода предприятий к новому способу взаимодействия, на основе сотрудничества c-commerce (collaborative commerce – совместная коммерция), когда несколько предприятий могут использовать одну ERP II систему.