К какому жанру относятся произведения барто. Агния Барто. Тематика, жанровые особенности, обзор творчества. Когда умерла Агния Барто

Аппликация из засушенных листьев является одним из самых распространённых видов поделок, увлекательным занятием для взрослых и детей. Помимо того, что совместное творчество придаёт особое очарование мозаичному рисунку, такое хобби способствует развитию фантазии, цветового восприятия, знакомит ребёнка с понятиями геометрии и пропорции.

Зачастую уже сама форма и цвет засушенного листочка подсказывают идею будущего сюжета . Животные, рыбы, птицы, портреты и пейзажи, сложенные из листьев и цветов, вызывают восхищение, желание немедленно попытаться сделать такую же картину. Нужно для этого совсем немного:

  1. Засушенные осенние листочки, травы, цветы, семена разного цвета и размера, собранные от разных растений. Их должно быть как можно больше. Материал заготавливать можно не только осенью. Цветовую палитру будущего пазла обогатят листья, собранные летом и весной.
  2. Клей ПВА, бумага, картон, ножницы, пинцет, краски, карандаши и фломастеры найдутся в каждом доме.
  3. Матовый лак применяют для закрепления выполненной работы.

Техники, в которых выполняются аппликации из листьев

Виды техник , используемых для аппликаций из засушенного природного материала, отличаются по способу и по сложности выполнения. Какую из них использовать - решает сам автор, ориентируясь при выборе на своё внутреннее состояние, на то, каким он видит конечный результат своей работы.

Аппликация-мозаика из листьев

Такая техника позволяет сделать панно по принципу пазла, получая силуэтные картины. Листочки подбираются и выкладываются в нужном порядке. В результате получается определённый образ, сюжет. При работе над аппликацией по этой технике, авторы используют ножницы, чтобы придать заготовкам необходимую форму.

Мозаичная техника часто предусматривает соблюдение симметрии, а в этом случае следует иметь одинаковые пары лиственного материала (например, выполнение картинки-мозаики с изображением бабочки, краба, создание какого-либо узора). Иногда симметричным может быть не весь рисунок, а только определённые его зоны.

Насыпная аппликация с использованием сухих листьев

Не только цельные осенние листочки можно использовать в работе. В аппликации очень гармонично будет смотреться посыпка из высушенных и измельчённых листьев разного цвета . Сделать её можно ещё из листового чая или цветов.

Нанесённый на бумагу силуэт балерины, например, аккуратно промазывают клеем ПВА, сверху засыпают листовой крошкой. Излишки материала нужно стряхнуть, а юбочку выполнить из цельных листиков.

Ещё пример . Силуэт попугая разбивают на участки, которые также заполняют посыпкой из листьев или цветов различной окраски. Зона хвоста и крыльев заклеивается цельными удлинёнными листочками, наложенными друг на друга в виде оперенья. Чтобы соблюсти округлость крыла у его основания, листочки по контуру подрезают ножницами.

Галерея: составление аппликаций из сухих листьев (25 фото)















Композиции из листьев с использованием графики

Это один из интереснейших методов аппликации, великолепно развивающий воображение . Такой вид творчества очень увлекателен для детей.

Засушенный лист наклеивается на чистый лист бумаги или картона, а весь сюжет картинки дорисовывается карандашами, акварелью, гуашью, фломастерами. Можно сначала сделать рисунок, а недостающие детали доклеить листочками, цветами, травой. Чтобы объекты выглядели реалистичнее, некоторые детали на изображении выполняют из пластилина, используют вставки из цветной бумаги.

Раскрашивание засушенных листиков гуашью, акварелью

Удивительно красивые панно можно создать из осенних листьев, предварительно украсив их разнообразными узорами и рисунками . Наносят их в виде штрихов, точек, полос. После высыхания из полученных фрагментов выкладываются всевозможные узоры, с помощью клея ПВА они крепятся к картону.

К примеру, можно выложить листочки от центра картонного основания по кругу. Так расходятся солнечные лучи. Наружный и внутренний контуры композиции обводятся карандашами или красками, после высыхания выкладка вырезается ножницами. Получилось сказочное солнце.

Используя краски , листочки можно превратить в различных насекомых, рыб, птиц, нарисовать на них мордочки зверей. Используя ножницы, довести поделку до совершенства. Если автор обладает художественными навыками, на цельном высушенном листе красками можно нарисовать даже картинку. Выполненная таким образом поделка станет замечательным подарком, если её заключить в рамку.

Аппликация на фигурке, вырезанной из картона

Картон очень удобно использовать при изготовлении поделок. Благодаря своей плотности, вырезанная заготовка удерживает на себе слои листьев, травы, веточек, семян, не деформируясь при этом.

Наиболее часто используется тема животных . Например, на картоне рисуют контур совы, туловище обклеивают листиками внахлёст, двигаясь снизу вверх, имитируя оперенье. Голову и лапки птицы можно не обклеивать, а покрыть эти зоны гуашью, глазки выполнить из цветной бумаги, семян или пластилина. Можно из картона сделать всю фигурку совы, а крылья, ушки и лапки доклеить листвой. Готовую поделку крепят на основную картину, а вокруг неё выстраивается задуманный сюжет.

Другой вариант этой техники . Контуры, например, белки наносят на картон. С обратной стороны лист основы полностью замащивают разноцветной или однотонной листвой, а когда заготовка высохнет, вырезают животное по ранее нанесённому контуру. Изображение дополняется необходимыми элементами: глазки, носик, усики, а также прорисовываются очертания лапок, ушек.

Ещё один пример . На листе картона крупно нарисовать голову льва, разукрасить гуашью и вырезать. На другой лист картона по кругу в несколько слоёв наклеить жёлтые листочки, которые будут имитировать косматую гриву царя зверей. В центр круга из листьев приклеить заготовку львиной морды. Усы можно сделать из сухой травы.

Поделки из засушенного природного материала

Реализовывать творческие замыслы можно многими способами. Техника и способы выполнения аппликации напрямую зависят от задумки мастера.

Ваза из осенних листьев

Оригинальным украшением любого интерьера станет ваза , выполненная из осенних кленовых листьев. Для этого понадобятся:

От вместительности будущей вазы зависит то, сколько лиственного материала нужно запасти и до какого размера следует надуть шарик. Чем объёмнее ваза, тем большим должен быть шар.

  1. Полученную сферу нужно закрепить в какой-нибудь ёмкости, чтобы было удобно выполнять работу. На верхушку шарика тонким слоем нанести вазелин.
  2. Собранные кленовые листья должны быть без дефектов, крупные, яркие. Ножницами нужно аккуратно срезать у них черенки. Каждый листок при помощи кисти обильно смазывается клеем и наклеивается на поверхность шара. Сборка изделия начинается с верхушки шарика. Листочки наслаиваются в произвольном порядке, внахлёст. После закрепления каждого элемента, сверху его ещё раз нужно покрыть слоем клея. Ваза формируется из нескольких слоёв листьев. При сборке конструкции нужно следить за тем, чтобы края будущей вазы являли собой красивый резной борт.
  3. Завершив основную работу, всё изделие снова нужно обильно промазать клеем и оставить сушиться примерно на 48 часов. Затем шарик следует проколоть и отделить от получившейся вазы. Поделку можно обработать акриловым лаком на водной основе. Лак наносят в 2–3 слоя, с промежуточным просушиванием. В итоге получился прекрасный элемент декора. В такой вазочке можно хранить всевозможные мелочи.

Рамка для фотографии

Имея запас необходимых по цвету и размеру листьев, несложно изготовить яркую рамку для фото . К созданию этой поделки можно привлечь и ребёнка. Нужно заготовить два квадрата из картона. В центре одного из них выполняется отверстие нужного размера.

Тем и сюжетов для создания картин великое множество. Весёлые человечки, сказочные персонажи, принцессы и феи в платьях и шляпках из цветов, фантастические картины, полотна, выполненные в стиле реализма, портреты, пейзажи, симпатичные животные, птицы, рыбы, насекомые, волшебные узоры, коллажи, нарядные гирлянды, композиции для украшения интерьера…

Экспериментируйте, творите, черпайте вдохновение от настоящей волшебницы, имя которой - Природа.

Этот бумажный лев совмещает два популярных способа создания поделок – конусы и полосы. Туловище и лапы льва сделаны из конусов разного размера, а грива – из тонких полосок, склеенных в петельку. Симпатичная поделка, но потребует внимания, усидчивости и старания. Возможно, и помощи взрослых.

Что понадобится для работы?

  • Оранжевый картон для туловища и лап;
  • Оранжевая бумага, только на тон темнее – для гривы и хвоста;
  • Немного белой бумаги, чтобы сделать кружки для мордочки;
  • Двигающиеся глазки;
  • Черный и красный фломастер, клей-карандаш, ножницы, простой карандаш, циркуль.

Бумажный лев из конусов и полосок пошагово

Так как туловище льва – это конус, его-то и следует сделать в первую очередь. Для этого вырежьте круг, перережьте его пополам. Нам для работы понадобится только одна половинка.

Скрутите ее в кулечек, склейте боковые стороны, чтобы получился конус-туловище льва.

Теперь нужно сделать хищнику голову с гривой. Для этого вырежьте кружок из оранжевого картона, а с оранжевой бумаги нарежьте много тонких полосок. Их длина и ширина зависит от высоты льва и размера головы. Поэтому сложите полоску вдвое и примерьте к голове. Посмотрите, не слишком ли длинная получается грива или короткая. А только после того, как определитесь с длиной полосок, их уже можно нарезать.

Склейте кончики все полосок, только старайтесь, чтобы не было резкого сгиба посредине. Лучше если его вообще не будет, так каплеобразные колечки будут намного красивее, а соответственно, и грива льва.

Приклейте полоски по одной по окружности оранжевого картона. Если бумага односторонняя, клеить нужно сзади. Можно вырезать еще один кружок и приклеить его сверху, на стыках полосок, но это не обязательно.

Приклейте глаза льву, мордочку, усики, из тончайших полос оранжевой или коричневой бумаги. Нарисуйте фломастерами нос, рот, точки на мордочке. Прикрепите голову на конус-туловище. Вот уже какой забавный получается лев из бумаги.

Ему еще надо сделать лапы и хвост. Лапы также конусы, только маленькие. Для них понадобится одна часть кружка. То есть, нарисуйте небольшой круг, разделите на 4 части и две из них отрежьте на лапы.

Скрутите их в тонкие конусы и склейте. Вырежьте длинный, извилистый хвост с кисточкой на конце из оранжевой бумаги. Саму кисточку можно немного разрезать ножницами или нарисовать небольшие линии фломастером.

Конусы-лапки приклейте спереди льва и нарисуйте на них когти в виде трех треугольников. Сзади приклейте хвост, но так как он длинный, вся его красота должна быть спереди.

Все, в результате такой интересной и разнообразной деятельности получился вот такой симпатичный бумажный лев.

Сегодня мы делаем веселого африканского льва. В детском саду ребятишки осваивают важный навык: действуя согласно указаниям взрослого, достигать требующегося результата. Этот навык они осваивают и в процессе игры, и в процессе занятий, а особенно – занимаясь творчеством.

Создавая очередной шедевр, ребятишки уже знают, что, если приложить достаточно усилий, у них получится интересная . Задача воспитателя и любого взрослого – поддерживать детский интерес, не давать ему угаснуть, подбирая оригинальные и посильные идеи для творчества.

Одной из таких идей может стать аппликация «Африка». Ребятишки любят помечтать о странах, в которых еще не бывали – тем самым они пытаются познать границы необъятного окружающего их мира. Отличным вариантом изделий на африканскую тему станет поделка «Лев ».

Что понадобится в работе:

  • три тонкие бумажные формочки для кекса (можно заменить их бумажными тарелками с слегка гофрированным краем);
  • зеленый картон;
  • оранжевая и черная цветная бумага;
  • фломастер или маркер;
  • клей;
  • игрушечные глазки;
  • ножницы.

Желательно, чтобы формочки для кекса были подходящих цветов: две желтые и одна оранжевая. Однако можно придать нужный оттенок и белым формочкам – при помощи красок и кисти.

Вырезаем из одной желтой формочки дно, вклеиваем его в оранжевую.

Гофрированный край оранжевой формы надрезаем на тонкие полоски в виде бахромы.

Приклеиваем на лист картона сначала целую желтую форму, затем, немного заступив на ее край – оранжевую. Получается голова и тело льва.

Из бумаги вырезаем пять прямоугольных полосок. Приклеиваем их к желтому кругу, как лапы и хвост. Отдельно вырезаем черный кончик хвоста, приклеиваем.

Рисуем мордочку льва, прикрепляем глазки.

Такая «Лев из бумаги» для детского сада хороша тем, что не требует серьезной, тонкой, работы, поэтому может выполняться в небольшой группе детишек под руководством одного взрослого.

Агния Львовна Барто появилась на свет в Москве 17 февраля 1906 года. По некоторым данным, при рождении девочку звали Гетель Лейбовна Волова. Агния родилась в образованной семье еврейского происхождения. Ее отцом стал Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач, и Мария Ильинична Волова (в девичестве Блох), которая после рождения дочери занялась домашним хозяйством.

Отец девочки очень любил басни Крылова и с самого детства своей дочери регулярно читал ей их на ночь. Он же учил маленькую дочку читать, по книге . Отец Агнии очень любил произведения классика русской литературы, потому на первый же День рождения подарил своей дочери книгу под названием «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».

Еще в раннем детстве Агния начала писать стихи. Как впоследствии признавалась сама поэтесса, в первых классах гимназии она отдала дань любовной тематике: исписала не один лист наивными стихотворными рассказами о «влюбленных маркизах и пажах». Впрочем, сочинять стишки о томных красавицах и их пылких возлюбленных девочке достаточно быстро надоело, и постепенно подобные стихотворения в ее тетрадях сменились смелыми эпиграммами на подруг и учителей.


Как и все дети из интеллигентных семей тех времен, Барто обучалась немецкому и французскому языкам, ходила в престижную гимназию. Кроме того, она поступила в хореографическое училище, намереваясь стать балериной. При этом финансовое положение еврейской семьи, да еще и в условиях Октябрьской революции, оставляло желать лучшего. Поэтому в 15 лет Агния подделала документы, увеличив свой возраст на год, и пошла продавцом в магазин «Одежда» (его сотрудникам выдавали селедочные головы, из которых можно было варить суп).

Творческая карьера

Однажды хореографическое училище, в котором занималась Агния Барто, посетил нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он пришел на выпускные зачеты воспитанников училища и, помимо прочего, услышал, как юная поэтесса под аккомпанемент музыки зачитывала весьма внушительное по размерам стихотворение «Похоронный марш» собственного сочинения. Хотя произведение было отнюдь не юмористическим, Луначарский с трудом удержался от смеха и уверенно заявил, что девушка будет писать прекрасные, веселые и радостные стихи.


В 1924 году Агния Львовна завершила обучение в хореографическом училище и успешно поступила в балетную труппу. Однако построить успешную карьеру на сцене ей все же не удалось: труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить ее из Москвы.

Свои первые произведения поэтесса понесла в Госиздат в 1925 году. «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли» понравились издательству, и стихотворения были опубликованы. Далее последовали сборники стихов «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья» и многие другие.


Произведения молодой поэтессы достаточно быстро обеспечили ей большую популярность среди советских читателей. Она не была поклонницей небылиц, а создавала юмористические и сатирические образы, высмеивала человеческие недостатки. Ее стихотворения читались не как занудные нотации, а как забавные дразнилки, и благодаря этому они были гораздо ближе детям, чем произведения многих других детских поэтов начала 20-го века.

При этом Агния Львовна всегда оставалась очень скромным и застенчивым человеком. Так, она была без ума от , но при первой встрече с ним даже не посмела открыть рта. Впрочем, впоследствии разговор о детской поэзии у Барто и Маяковского все же состоялся, и Агния много почерпнула из него для своего будущего творчества. А когда один из стихов Агнии прослушал , она заявила, что его написал пятилетний мальчик. Не менее волнительным для писательницы стал и разговор с .


Как в молодости, так и в более зрелые годы Агния Львовна отличалась своеобразным лингвистическим перфекционизмом. Однажды она отправилась на книжный конгресс, который проводился в Бразилии. Ей предстояло выступить с докладом, причем переведенным на английский язык. Тем не менее, Барто многократно меняла текст русскоязычной версии своего выступления, чем чуть не свела с ума переводчика.


В военные годы Агния Барто вместе с семьей была эвакуирована в Свердловск. Она много выступала по радио, печатала военные статьи, очерки и стихотворения в газетах. В 1940-ых годах у нее возник замысел произведения о юных подростках, которые неустанно трудятся на оборонных заводах у многочисленных станков. Чтобы овладеть темой, она даже овладела профессией токаря, и в 1943 году написала долгожданное произведение «Идет ученик».

Послевоенный период

После войны поэтесса очень часто посещала детские дома, общалась с сиротами, читала свои стихи, над некоторыми детскими домами даже шефствовала. В 1947 году Агния Барто опубликовала одно из самых психологических тяжелых своих произведений – поэму «Звенигород», посвященную многочисленным детям, у которых война забрала родителей.

После публикации «Звенигорода» ей написала женщина из Караганды, потерявшая дочку в военные годы. Она попросила Агнию Львовну помочь найти ее. Поэтесса отнесла письмо в организацию, которая занималась поисками людей, и чудо свершилось: мать и дочь нашли друг друга спустя несколько лет разлуки. Об этом случае написали в прессе, и вскоре к Барто начали приходить многочисленные письма от детей и родителей, жаждущих найти друг друга.

Поэтесса взялась за работу, которая была не по силам никому. В ее радиопередаче «Найти человека» дети рассказывали о своих обрывочных воспоминаниях из тех времен, когда они еще жили с родителями. Барто зачитывала отрывки писем, ей помогали слушатели: в результате огромное количество людей нашли своих родных именно благодаря Агнии Львовне.


Естественно, о творчестве поэтесса не забывала, и продолжала писать книги для самых маленьких. Ее стихи для детей «Дедушка и внучка», «Лешенька, Лешенька», «Медведь и Дядя Вова», «Первоклассница», «Вовка добрая душа» и многие другие публиковались большими тиражами и с удовольствием прочитывались детьми по всей стране.

Кроме того, по сценариям Агнии были сняты фильмы «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка». Небольшая фильмография поэтессы включает в себя также картину «Подкидыш», написать сценарий для которой Барто помогла .

Личная жизнь

Первый муж Агнии Львовны – поэт Павел Барто, фамилию которого поэтесса впоследствии носила всю жизнь. Этот брак, заключенный в молодости обоих поэтов, продлился менее десяти лет.


У Павла и Агнии родился сын Эдгар, погибший в 18-летнем возраста в ДТП.

Вторым супругом писательницы стал Андрей Щегляев, с которым она прожила в счастье и любви вплоть до 1970 года, когда Андрей Владимирович умер из-за онкологического заболевания.


В этом браке родилась дочь Татьяна, впоследствии ставшая кандидатом технических наук.

Смерть

Агния Барто скончалась 1 апреля 1981 года, причина смерти – проблемы с сердцем. После вскрытия врачи были поражены тем, что поэтесса прожила достаточно долгую жизнь при том, что у нее были крайне слабые сосуды.


Многие поклонники творчества Агнии впоследствии вспоминали ее фразу «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может» - и отмечали, что для Барто такие минуты растянулись в целые годы.

Викторина с ответами «Хочу, чтоб жили хорошо Вы!» для детей младшего школьного возраста


Описание: викторина посвящена 110-летию со дня рождения А.Л.Барто и предназначена для детей начальных классов и среднего звена. Данную работу можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: Расширение представлений детей о творчестве А.Л. Барто.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки выразительного чтения.
2.Развивать индивидуальные творческие способности, умение мыслить, правильно отвечать на вопросы по содержанию.
3.Воспитывать интерес к литературному творчеству, любовь к книгам.
Оборудование:
-мультимедиа.
-книжная выставка по произведениям А.Л.Барто.
-грамзапись песен на стихи А.Л.Барто.


Учитель: Сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: « Да – да, конечно, помню эти стихи с детства:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он - хороший».

Агния Львовна Барто - русская поэтесса, писательница, киносценарист, автор популярных стихотворений для детей. Она родилась в г. Москве, в семье врача-ветеринара, получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной, училась в гимназии, где и начала писать стихи.
Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925), ей было 19 лет. Из-под ее пера вышли такие сборники стихов как: «Стихи детям», «Было у бабушки сорок внучат», «Про щенков», «Чудеса», «В школу», «Я расту», «Вовка – добрая душа», «На заставе», «За цветами в зимний лес». Ее стихи переводят на разные языки мира.
Стихи Барто – это страницы нашего детства. Может быть, потому их так хорошо помнят и те, кто вырос с тех пор, как она начала писать для детей. Она спрашивала себя: « За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? Может быть за улыбку или за мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть человека в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?»


Я предлагаю Вам вспомнить стихотворения А.Барто и поиграть в игру «Продолжи строчки стихотворения»:
Мячик
Наша Таня громко плачет:
…………………………….
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Бычок
Идет бычок, качается,
………………………………
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Зайка
Зайку бросила хозяйка –
…………………………….
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Мишка
Уронили мишку на пол,
…………………………
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Слон
Спать пора! Уснул бычок,
…………………………………….
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.

Козленок
У меня живет козленок,
……………………………..
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.

Кораблик
Матросская шапка,
…………………………….
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!


Учитель:
Герои стихов А.Барто – мальчишки и девчонки- хозяева своей страны. Героев своих поэтесса не придумывает. Они приходят в книжку из реальной жизни. Приходят такими, какими она увидела их в детском саду, в школе, в семье. Не случайно иные маленькие читатели всерьез считают, что это « про них» написано. Каждым своим стихотворением она поднимает настроение читателя до высоты радости, помогает ему не просто насладиться веселой игрой стиха, но и пробуждает в ребенке доброту, желание самому творить радость для других.
Конкурсное чтение любимых стихотворений А.Барто
(Примечание: стихотворения могут быть использованы учителем не все, а по выбору)
Блинчики
Всюду Павлику почет:
Павлик блинчики печет.
Он провел беседу в школе -
Говорил, открыв тетрадь,
Сколько соды, сколько соли,
Сколько масла нужно брать.
Доказал, что вместо масла
Можно брать и маргарин.
Решено единогласно:
Он прекрасно говорил.
Кто сказал такую речь,
Сможет блинчиков напечь!
Но, товарищи, спешите -
Нужно дом спасать скорей!
Где у вас огнетушитель?
Дым валит из-под дверей!
А соседи говорят:
- Это блинчики горят!
Ох, когда дошло до дела,
Осрамился наш герой -
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!
Говорить нетрудно речь,
Трудно блинчиков напечь!

Болтунья
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото,
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Буква «Р»
Пять лет Сереже в январе,
Пока - четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята.
А как на санках, например,
Он с гор летает смело!
Сереже только буква «р»
Немного портит дело.
На брата сердится сестра,
Ее зовут Марина.
А он стоит среди двора,
Кричит:- Ты где, Малина?
Она твердит:- Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу!-
Он, как прилежный ученик,
Берется за учебу.
Твердит Марина:- «Рак», «ручей».
Марина учит брата.
Он повторяет:- «Лак», «лучей»,-
Вздыхая виновато.
Она твердит:- Скажи «метро»,
В метро поедем к дяде.
- Нет,- отвечает он хитро,-
В автобус лучше сядем.
Не так легко сказать «ремень»,
«Мороз», «река», «простуда»!
Но как-то раз в январский день
С утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра,
Он крикнул:- Будь здоррррова!-
А ведь не мог еще вчера
Сказать он это слово.
Теперь он любит букву «р»,
Кричит, катаясь с горки:
- Урра! Я смелый пионеррр!
Я буду жить в СССР,
Учиться на пятерррки!

Я выросла
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

В школу
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Первый урок
Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,-
Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
Мне говорят - иди к доске,-
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.
Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

Сережа учит уроки
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито. -
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер.

Две бабушки
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
- У нас одни пятерки!
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки!

На школьном утреннике
Клоун - на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко -
И слышится хохот.
Школа взрывается
Залпами смеха:
Клоун - первоклассница!
Ну и потеха!
Хохот девчонок
Особенно звонок!
Но не смеется
Одна из девчонок.
Что-то нахохлилась
Эта девица:
- Мне неохота
От смеха давиться!
Девочки шепчутся:
- Ей не до смеха,
Танька не терпит
Чужого успеха.

В театре
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится по сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.

Мне очень нравится балет,-
Ребятам я сказала.

Веревочка
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.
Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.
Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.
- Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!-
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!
Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
- Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?
Встала бабушка с кровати -
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.
Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.
Лида просит бабушку:
- Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.
- Ну,- сказала бабушка,-
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
- Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. -
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
- Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе...
Доскакала до угла.
- Я б не так еще могла!
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.
Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

Гуси-лебеди
Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк - Василий.
- Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
- Почему ты нас не ешь?-
Говорит Маруся.
- Раз ты волк, так ты не трусь!
Закричал на волка гусь.-
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:- Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!

Дело было в январе
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
Обманули волка.
Дело было в январе,-
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.

Жадный Егор
Ой, какой стоит галдеж!
Пляшут комсомолки.
Так танцует молодежь,
Что не хочешь, да пойдешь
Танцевать на елке.
Тут поет веселый хор,
Здесь читают басни...
В стороне стоит Егор,
Толстый третьеклассник.
Первым он пришел на бал
В школьный клуб на елку.
Танцевать Егор не стал:
- Что плясать без толку?
Не глядит он на стрекоз
И на рыбок ярких.
У него один вопрос:
- Скоро будет Дед Мороз
Выдавать подарки?
Людям весело, смешно,
Все кричат: - Умора!-
Но Егор твердит одно:
- А подарки скоро?
Волк, и заяц, и медведь -
Все пришли на елку.
- А чего на них глазеть?
Хохотать без толку?-
Началось катанье с гор,
Не катается Егор:
- Покатаюсь в парке!
У него один вопрос:
- Скоро будет Дед Мороз
Выдавать подарки?-
Дед Мороз играет сбор:
- Вот подарки, дети!-
Первым выхватил Егор
Золотой пакетик.
В уголке присел на стул,
Свой подарок завернул
С толком, с расстановкой,
Завязал бечевкой.
А потом спросил опять:
- А на елке в парке
Завтра будут раздавать
Школьникам подарки?

Зарядка
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Левая!
Правая!
Бегая,
Плавая,
Мы растем
Смелыми,
На солнце
Загорелыми.
Ноги наши
Быстрые,
Метки
Наши выстрелы,
Крепки
Наши мускулы
И глаза
Не тусклые.
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Левая!
Правая!
Бегая,
Плавая,
Мы растем
Смелыми,
На солнце
Загорелыми.

Каникулы
Урок меня не спрашивай,
Не спрашивай, не спрашивай,
Урок меня не спрашивай,-
На отдыхе отряд,
На елке разукрашенной
Фонарики горят.
Повеселятся школьники
В свободные деньки.
Мы - за город, в Сокольники,
На лыжи, на коньки.
Провалишься до пояса,
До пояса, до пояса,
Провалишься до пояса,
Останешься в снегу,
А я на лыжах по лесу
До Северного полюса
Как хочешь пробегу!
Урок меня не спрашивай,
Не спрашивай, не спрашивай,
Урок меня не спрашивай,-
На отдыхе отряд,
На елке разукрашенной
Фонарики горят.
А все тетрадки
Спрятаны,
Пускай пока
Поспят они.

Катя
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
- Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
- Я жду урожая.

Квартет
Басню выбрали давно,
Распределили роли,
Решило выступить звено
На утреннике в школе.
Решили девочки прочесть
"Квартет", такая басня есть.*
Светлане роль не подошла:
- Я вовсе не упряма,
Зачем же мне играть осла?
Мне не позволит мама.
Артистки начали шуметь.
Одна кричит: - Она медведь,
А вовсе не мартышка!-
Кричит другая: - Чур-чура,
Сказала я еще вчера -
Я косолапый мишка!
Проходит день и два денька,
Потом проходит пять,
На репетицию никак
Артисток не собрать.
Пришел козел и сел за стол,
Но нету соловья.
- Ну, если так,- сказал козел,
Тогда уйду и я!
Проказница мартышка
Умчалась на каток,
А косолапый мишка,
Схватив свое пальтишко,
Пустился наутек.
То нет мартышки,
То козла
Куда-то тетя увезла,
То мишка косолапый
Ушел на лыжах с папой!
Когда в товарищах согласья нет,
Не прочитать им и "Квартет".

Колыбельная
Старший брат сестру баюкал:
- Баюшки-баю!
Унесем отсюда кукол,
Баюшки-баю.
Уговаривал девчушку
(Ей всего-то год):
- Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лед.
Баю-баюшки,
Не плачь,
Подарю
Футбольный мяч,
Хочешь -
Будешь за судью,
Баю-баюшки-баю!
Старший брат сестру баюкал:
- Ну не купим мяч,
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь упрямой.
Спать пора давно...
Ты пойми - я папу с мамой
Отпустил в кино.

Королева
Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы,-
Поглядите - вот она!
Среди нас живет она.
Всем, направо и налево,
Объявляет королева:
- Где мой плащ? Его повесьте!
Почему он не на месте?
У меня портфель тяжелый -
Донесешь его до школы!
Я дежурной поручаю
Принести мне кружку чая
И купите мне в буфете
Каждый, каждый по конфете.
Королева - в третьем классе,
А зовут ее Настасьей.
Бант у Насти
Как корона,
Как корона
Из капрона.

Любитель-рыболов
С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля",
Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Пеенка чудесная -
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается...
"Тра-ля!"

Любочка
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!-
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну садись,- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
Мы в зоопарке
- Белая медведица!
- Во льдах живет она?
- Метель и гололедица
Медведям не страшна?
- Ой, медвежонок маленький!
- Ребенку только год!
- На нем такие валенки,
Что в них не страшен лед.
- Ой, медведь шагает бурый!
- Он одет в тяжелый мех.
Он осанистой фигурой
Может страх нагнать на всех!
Обед! Обед! Несут обед!
Больше ждать терпенья нет:
Не дадут ему обеда,
Он сейчас же съест соседа.
У маленького соболя
Пока еда особая:
Все о нем заботятся
И кормят по часам,
А он такой
Догадливый:
Сосать умеет сам.
В Зоопарке тихий час,
Точно так же, как у нас!
Они лежат,
И мы лежим.
Одинаковый режим.

Очки
Скоро десять лет Сереже,
Диме
Нет еще шести,-
Дима
Все никак не может
До Сережи дорасти.
Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!
Брату все разрешено -
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.
У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.
Нет, ребята, это слишком!
Он в очках явился вдруг!
Во дворе сказал мальчишкам:
- Я ужасно близорук!
И наутро вот что было:
Бедный Дима вдруг ослеп.
На окне лежало мыло -
Он сказал, что это хлеб.
Со стола он сдернул скатерть,
Налетел на стул спиной
И спросил про тетю Катю:
- Это шкаф передо мной?
Ничего не видит Дима.
Стул берет - садится мимо
И кричит:- Я близорукий!
Мне к врачу необходимо!
Я хочу идти к врачу,
Я очки носить хочу!
- Не волнуйся и не плачь,-
Говорит больному врач.
Надевает он халат,
Вынимает шоколад.
Не успел сказать ни слова,
Раздается крик больного:
- Шоколада мне не надо,
Я не вижу шоколада!
Доктор смотрит на больного.
Говорит ему сурово:
- Мы тебе не дурачки!
Не нужны тебе очки!
Вот шагает Дима к дому,
Он остался в дурачках.
Не завидуйте другому,
Даже если он в очках.
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала -
Он с утра конфеты ел.
Помогала вымыть ложки
Пролила столярный клей
Отворила двери кошке
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Резиновая Зина
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.

Сила воли
Был моряк у нас на сборе,
Говорил о Черном море.
Он служил четыре года
Кочегаром на линкоре.
Он во льдах на ледоколе
Оставался зимовать.
Он сказал, что силу воли
Надо с детства развивать.
Алеша после сбора
Шагал домой пешком,
Мечтал, что станет скоро
Полярным моряком.
Он будет закаляться
И вечером и днем,
Он будет закаляться,
Все будут удивляться
И спрашивать о нем.
Он не знал, с чего начать.
Может, целый день молчать?
Может, лечь на голый пол?
Перестать играть в футбол?
Бьют часы на башне,
Все огни погашены.
Тихо в комнатах, ни звука.
Закрывает окна дед.
Он идет проведать внука,
А его в кровати нет.
Спит он возле сундука,
На полу, без тюфяка.
Закаляется Алеша
По примеру моряка.
Недолго спал Алеша:
"Тут что-то жестко спать".
И с пола встал Алеша
И сонный лег в кровать.
"Теперь совсем не жестко,-
Подумал он во сне.-
Лежу на голых досках,
А так приятно мне!"
Что ж, бывают неудачи!
Он решил не унывать.
Он попробует иначе
Силу воли развивать.
На перемене все кричат,
А он молчит сурово.
Он двадцать пять минут подряд
Не произнес ни слова.
Он старался - он молчал,
Но никто не замечал.
Это было выше сил.
Он товарищей спросил:
- Вам, конечно, все равно,
Что я молчу давным-давно?
Что ж, бывают неудачи!
Он решил не унывать.
Он попробует иначе
Силу воли развивать.
Он купил ириску,
Решил ее не есть.
Но как не съесть ириску,
Когда ириска есть?!
Что ж, бывают неудачи!
Он решил не унывать.
Он попробует иначе
Силу воли развивать.
Все ребята в нашей школе
Развивают силу воли.

Скворцы прилетели
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!

Урок в саду
Учитель наш давал урок,
К доске не вызывал.
Нас на уроке ветерок
Тихонько обдувал.
Весна, весна, пришла весна!
Мы учимся в саду,
Как надо сеять семена,
Как делать борозду.
Расти, наш сад, и хорошей
И распускайся в срок!
Без книжек, без карандашей
Отлично шел урок.

Шуточка про Шурочку
Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.
Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка...
Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка...
Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
- Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку...)
Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку...
Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка...

Я лишний
Окапывали вишни.
Сергей сказал: - Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят -
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
- Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.

Анализ книжной выставки


Учитель:
В творчестве А.Л.Барто есть стихи для детей разного возраста. В них отражаются те стадии роста, которые проходит любой ребенок: первые шаги, первое свидание с природой, первая реакция на ласку, на боль, на обиду, первое выговоренное слово, первые радости и первые огорчения, первые успехи и первые усилия.


-Кто главные герои стихотворений А.Барто? (Дети)
Да, большинство стихов А. Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Писательница часто «недоговаривает», как бы предлагая детям самим подумать над идеей стиха, над тем, кто совершил хороший поступок, а кто плохой. При том большинство стихов призваны побудить в детях доброту.
Мастер острого слова, Агния Барто находит для своих героев краткие и удивительно меткие характеристики. Отдельные фразы из её стихов, словно на крыльях разлетаются по белу свету, становятся детскими пословицами и поговорками:
«А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда». («Болтунья»)

«Есть такие люди –
Им всё подай на блюде!» («Лялечка»)

«Очень плохо жить на свете,
Если видеть всё не так». («Наш сосед Иван Петрович»)

«Один отряд сажает сад,
Другой его ломает». («Мы очищали старый сад»)

«Не понятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я…» («Мама или я»)

«Следуя за модой, себя не изуродуй!» («Модница»)

«Вовка – добрая душа». («Вовка – добрая душа»)

«Лёшенька, Лёшенька,
Сделай одолжение…» («Лёшенька, Лёшенька…»)

Викторина: Про кого и из чего?

1.Кого девочка оставила мокнуть под дождем? (Зайку бросила хозяйка)
2.Из чего была сделана кукла Зина, которую купили в магазине?
(Купили в магазине резиновую Зину)
3.Кого дети решили прокатить в грузовике? (Кота)
4. Куда поехал герой стихотворения «Я люблю свою лошадку»? (В гости)
5.В какой класс поступал мальчик Петя, который просыпался десять раз?
(В 1 класс)
6.Какой кружок не посещала болтунья Лида? (Танцевальный кружок)
7.Как звали девочку-рёвушку? (Это Ганя-ревушка)
8.Какого цвета была юбка у героини стихотворения «Любочка»? (Синего)
9.Как помогла Танюша своему брату в стихотворении «Помощница»?
(Утром брату помогала,- он с утра конфеты ел.)
10.Кто бродил возле елки в стихотворении «Дело было в январе»?
(Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.)
11.Что нужно было повторить Сереже в стихотворении «Сережа учит уроки»? (Озера начал повторять и горы на востоке).
12.Кого держал мальчик в пустой спичечной коробке в стихотворении «Юный натуралист»? (В пустой коробке спичечной четыре муравья).
13.О каком насекомом говорится в стихотворении «Фонарик»?
(Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком –
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.)
14.Какую рыбу хотел (мечтал, собирался) поймать любитель – рыболов?
(Сейчас поймает окуня любитель-рыболов.)
15. О какой веревочке говорится в стихотворении «Веревочка»?
(Прыгалка-скакалка)
16.Про какую страшную птицу написала А.Л.Барто? (Про воробья)
17.Кем являются в классе девочки из стихотворения «Мы с Тамарой»? (Санитары)
18.Кто из членов семьи был на футболе с Петей? (Бабушка)
19.Как звали девочку, которая вела себя как королева в стихотворении «Королева»?
(Королева - в третьем классе, а зовут ее Настасьей).
20.О каком календарном празднике нет стихотворений у А. Барто?
(23 февраля)
21.Какое стихотворение имеет такое же название, что и одна из басен
И. Крылова? (Квартет)
22.Как называется одно из первых опубликованных стихотворений А.Барто?
(«Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка», 1925 г)
23.Назовите стихотворения о мамах?
(Разлука. Мама. Мама-болельщица. Мама поет. Разговор с мамой)
24.Кто из героев самостоятельно пек блины и что из этого получилось?
(Павлик:
Осрамился наш герой -
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!)
25.Кто так говорил: « Урра! Я смелый пионеррр!
Я буду жить в СССР,
Учиться на пятерррки!» (Сережа)
26. Что смотрели в театре Люба с подругой? (Балет)
27.Какое стихотворение А.Барто называется как русская народная сказка? (Гуси-лебеди)
28.Какие из стихотворений поэтессы посвящены Великой Отечественной войне?
«В дни войны»
«Наташа»
«Мне не забыть»
«У памятника Зое»
«Первый салют в Москве»
«Нет, не в этом городе»
«Вернулся…»
«Мы врага отбросим»
29.Кто из героев стихотворения так говорил: « А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!» (Лида)
30. Кто написал музыку к стихотворению «Болтунья»? (С.Прокофьев)
Учитель:
Многие стихи А. Барто стали песнями: «Любитель-рыболов», «Песенка про Петю», «Лёшенька, Лёшенька», «Вежливый вальс»,«О чём пели птицы», «Болтунья» и др.
Прослушивание песен
Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» 1939 г., «Слон и верёвочка» 1946 г., «Алёша Птицын вырабатывает характер» 1953 г., «Десять тысяч мальчиков» 1963 г., «Чёрный котёнок» 1965 г.


Учитель:
Поэт, драматург, публицист, переводчик, исследователь, общественный деятель, А. Л.Барто – личность талантливая, самозабвенная в деле, увлекавшаяся и художественным творчеством, и решением актуальных практических задач, направленных на развитие литературы, кино, театрального искусства, адресованных детям.
Знаете ли вы, что одними из самых любимых стихотворений А. Барто являются лирические – миниатюры из цикла «Игрушки». Над рабочим столом А.Барто висел автограф космонавта Юрия Гагарина с начальной строкой стихотворения « Уронили Мишку на пол». Стихотворение «Мячик» стало любимой шуточной песней туристов.


Никто не умеет смеяться так, как дети. Но никто не умеет, и расстраиваться так, как они. Уж если смеяться, то звонче всех, прыгают от радости чуть не до потолка, хлопают в ладоши. Но уж если горе, то переживают – сильнее некуда, льют слезы в три ручья. Агния Барто близко к сердцу принимает все, что происходит в душе ребенка. Стихи поэтессы наполнены радостью. Радуется она солнечно, неудержимо, озорно. Так умеют радоваться только дети. И как не радоваться - ведь в жизни хороших людей значительно больше, чем плохих. Шутливое слово, добрая и нежная улыбка не мешает Агнии Барто быть озабоченной. Ведь шутка может рассеять грусть, излечить горе. Дети легко переключаются с грустного настроения на веселое – стоит лишь подбодрить их, рассмешить забавным рассказом. Агния Барто отлично понимает эту особенность детской натуры.


Человеку бывает горько, если в трудную минуту он остается один, без друзей и товарищей. Стихи Агнии Львовны развивают в юном читателе стремление к добру и справедливости, чувство ответственности за все, что происходит вокруг.
Расул Гамзатов, народный поэт Дагестана, писатель, сказал о Агнии Львовне:
«Она всегда идет на встречу одному поколению, провожая другое».
И хорошо, что книги Агнии Львовны Барто будут читать до тех пор, пока рождаются дети.


Заслуги Агнии Барто перед детской литературой высоко оценены народом.


Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.


Агнии Львовны нет, но с нами её поэзия, тепло её сердца, добро её дел. Мы с волнением перечитываем её строки, которые звучат как завещание: «Хочу, чтоб жили хорошо Вы!»
Спасибо за внимание!