Идейно- художественное своеобразие поэмы александра блока "двенадцать". Другие сочинения по этому произведению

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» Александра Блока.

Цели урока : 1) образовательные : показать полемический характер поэмы А. А. Блока «Двенадцать», её художественные особенности; повторение понятий: жанр, композиция, символ.

2) развивающие : развитие умений и навыков лирико-эпического произведения; совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст; совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с произведением поэта.

3) воспитательные : воспитание интереса к творчеству А. А. Блока,

воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

Всем телом,

Всем сердцем,

Всем сознанием-

Слушайте Революцию.

Создание поэмы:

- Поэма написана в январе 1812 года за 3дня.Закончив работу, Блок записал в дневнике: «Сегодня я –гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были- это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»,- утверждал поэт. С каждым годом окружающая действительность всё больше представлялась Блоку «страшным миром», который должен быть разрушен. Не случайно Блок воспринял революцию как вселенский пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. После 1918года поэт не написал ничего существенного до самой своей смерти. Разочарование в революции было этому причиной. Автор очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон. Всё стало дозволено. Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога, она тоже потеряна. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом вседозволенности- такой предстаёт Россия в поэме «12».

Учитель: - В этом произведении он не высказал к революции своего отношения, после первого прочтения обычно поэма вызывает недоумение, так как сложна для понимания. Блок показал революцию как стихийное явление, которое подобно ветру, буре, урагану, метели- не имеет цели и направления. Он написало революции так, как он её услышал. Блок услышал множество звуков, передающих стрельбу, лозунговые кличи, песни- марши, частушки, ругань. Современники не могли понять, приветствует ли Блок революцию или осуждает. По словам В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие- славу ей».

Композиция поэмы:

Поэма состоит из 12 глав, построена по принципу кольцевой композиции (ночь, зима, людские фигуры на улицах – в начале и в конце произведения).

Каждая глава обладает определённой самостоятельностью. Поэма будто составлена из отдельных картинок, которые передают неразбериху, царившую в те дни на улицах и в ума.

- Когда происходит действие в поэме? (изображена суровая зима 1918 года, костры на улицах, патрули)

- Какие детали воссоздают картину того времени? (Патрули красноармейцев на улицах Петрограда действительно насчитывали по 12 человек. В поэме упоминаются «керенки» -бумажные деньги, которые были выпущены Временным правительством, фонарик на оглоблях, которым щеголяли петербургские извозчики, плакат « Власть Учредительному собранию!")

Чтение первой главы.

- Какие образы возникают в 1главе? (вечер, снег, ветер)

Учитель: - Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги. Символический образ ветра, который властвует над миром, в дальнейшем обновляется, развивается, он как бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», когда появляются красноармейцы, он радостно «гуляет».

В основе произведения-конфликт, борьба старого и нового мира. Это столкновение не может закончиться примирением- настолько полярны борющиеся силы.

- Какие же противоположности сталкиваются? (старый и новый мир, цвет, любовь и смерть, личное и общественное)

Для Блока характерны символические цвета. Какие цвета присутствуют? Выпишите словосочетания, попробуйте объяснить значения. («чёрный вечер» - хаос, злоба, тревога, символ «старого мира»;

«белый снег» - чистота, гармония, символ» нового мира»;

«красный флаг» -цвет революции, цвет крови (Катька убита))

- Как относятся к революции прохожие? Чьи голоса мы слышим в 1главе? (голос старушки, та не понимает, для чего столько материи использовано зря- из неё можно что-то сшить ребятишкам;

поп ничего не говорит, но он «невесёлый»;

Чтение 2,3,4,5,6 глав.

- Рассмотрим образ Катьки. Что узнаём о ней? (Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала», «у ней керенки в чулке», « с офицерами блудила»; « зубки блещут жемчугом», « больно ножки хороши», «толстоморденькая». Катька- символ продажной любви, символ старой грешной, распутной России).

-Какое событии лежит в основе 6 гл.? (Убийство Катьки, как стихийный акт, – кульминация поэмы. Преступления нет, для убийц не существует нравственных норм, их поступки неуправляемы.

-Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?

(Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаивание вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он опять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь – полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: «Запирайте этажи, нынче будут грабежи»).

Обратите внимание на то, что 12 красноармейцев идут БЕЗ КРЕСТА (то есть нет ничего святого), а это будущее России.

Чтение 7,8,9,10главы11.

-Как Блок передаёт музыку революции? Какие ритмы вы услышали? (В поэме звучат интонации марша :

В очи бьётся

Красный флаг.

Раздаётся

Мерный шаг;

встречаются частушки:

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи.

Отмыкайте погреба-

Гуляет нынче голытьба;

процитирована в поэме революционная песня:

Революционный держите шаг:

Неугомонный не дремлет враг!

слышен романс:

Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового-

Гуляй, ребята, без вина.

Кроме этого, постоянно слышен треск выстрелов :

Трах- тарарах- тах- тах- тах- тах!

Чтение 11главы.

- Что породила свобода, данная революцией? (От ощущения свершившегося справедливого переворота идет настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы. Свобода, данная революцией, породила еще более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить, если вообще возможно, потому что они мстят за свое прошлое всем подряд. Вот где четко прослеживается их крепкая связь со «старым миром», «пес безродный стоит… поджавши хвост»).

-Какой предстает Россия?

(Россия потеряла нравственные ориентиры, охвачена разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности. Старую Россию символизирует буржуй и голодный пёс, а новую- двенадцать красноармейцев)

-Кто герой поэмы? («рабочий народ»)

Чтение 12 главы.

Учитель: - В 12 главе двенадцать красноармейцев идут сквозь вьюгу. Если замечают кого-нибудь, то кричат, чтобы остановились, иначе начнут стрельбу. В конце поэмы возникает образ Христа.

- Как же объяснить появление фигуры Христа в поэме?

(Существует множество трактовок финала произведения.

    Некоторые исследователи объясняли появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев.

    Другие говорили, что появление Христа в финале свидетельствует о восприятии поэтом революции как святой и спасительной (Христос благословляет происходящее)

    Третьи полагали, что финал доказывает осознание Блоком антигуманной сущности происходящего.

    Для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы,-это путь из бездны к воскресенью, от хаоса к гармонии.

Поэма завершается верой А. Блока в грядущее воскресенье России воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении-это прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе тёмного и страшного.

Домашнее задание:

    Как вы считаете, почему А.А.Блок так высоко оценил собственное сочинение- поэму» Двенадцать» («Сегодня я – гений!»)?

    Как бы вы интерпретировали образ Христа в поэме А.Блока «Двенадцать»?

Литература:

    Н.В.Егораева, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе 20 век. М., 2004г.

    Л.А.Скубачевская, Т.В. Надозирная, Н.В.Слаутина. Литература. Универсальный справочник. М., «Эксмо», 2011.

И была роковая отрада

В попиранъи заветных святынь...

А. Блок
В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по литературе. Взрывом негодования была она встречена со стороны российской интеллигенции. Бунин обрушился на автора с гневной критикой, некоторые из друзей отвернулись от него. Но, несмотря на это, поэма Блока по праву заняла свое место в истории русской литературы,

В “Двенадцати” Блок запечатлел образ той революции, в которую он верил, которая открылась ему в заревах пожаров, в метелях, в дыхании России. Автор показал в своей поэме революцию как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:
Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!
В каждой строчке мы слышим музыку революции, - ту, которую Блок призывал слушать “всем телом, всем сердцем, всем сознанием”. Но она у него уже не непонятный и едва слышимый гул, как в ранних стихах, а мощная симфония времени: смех и плач вьюги, обрывки революционных песен, выстрелы, шаги красноармейцев.

Творческий метод Блока-символиста ярко проявляется и в этом его произведении: именно с помощью символов автор показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока “буржуй на перекрестке”, “длиннополый” поп, реакционный интеллигент, презрительно названный “витией”, олицетворен в поэме уличным псом:
И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост. Или:

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!
Блок показывает послереволюционный хаос и анархию как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке. Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь обывателя:
Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.
Это стихия, пусть очистительная, но безжалостная, разрушительная. И ее представителями становятся двенадцать красноармейцев. О каждом из них в отдельности не сказано ничего, но вместе они - сила, которая разрушит мир “до основанья”. Сами же они весьма смутно осознают, какова их цель. Автор показывает в начале поэмы, как много у них общего с обыкновенными уголовниками:
В зубах - цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз?
Их продвижение по улице должно стать символом их эволюции. На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Им ничего не стоит пальнуть “в святую Русь”. У них есть только их “святая злоба”, но нет организованности. Их ведет ненависть, а не любовь к людям. Их влечет свобода - “эх, без креста”. Их движение стихийно, инстинктивно и гибельно порою не только для врагов. У них нет Бога в высшем смысле этого слова: старая религия - религия рабов - для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство - это кульминация действия поэмы. После нее в повествовании все меняется. Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма:
Революционный держите шаг!

Раздается Мерный - шаг.
Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. Однако до самого конца они идут “без имени святого”, а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Блок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом:
И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди - Исус Христос.
Образ Христа не поддается однозначному толкованию. То ли это еще не узнанный и не признанный Бог, вождь, то ли не видимая в метели жертва, то ли немой свидетель и судья. Намеренно или нет, автор оставил недосказанным это в своей поэме. Решать - самому читателю и его времени.

В поэме “Двенадцать” Блок выступил также и как реформатор в области художественной формы. Перемену обычной манеры он обосновал тем, что писать о новом, о революционном необходимо новым языком. Поэтому произведение представляет собой разительный контраст по сравнению с написанным ранее.

Поэма состоит из двенадцати небольших главок - по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел - ведь мистическая “нагруженность” числа “двенадцать” общеизвестна. К тому же именно столько апостолов, учеников было у Христа - а библейские мотивы входят в поэму непосредственно с его образом. “Двенадцать” можно назвать драматической поэмой, так как главным в ней является действие, носителем которого выступают главные герои. Большую часть повествования составляют реплики и диалоги персонажей. У каждого из них свой язык: у убогой старушки, у барыни, у писателя, у красноармейцев. Поэме свойственно разнообразие художественно-речевых стилей, ее язык включает лексику возвышенно-поэтическую и просторечную, даже вульгарную. Политические лозунги, фольклорные мотивы, городской романс, разбойничьи песни и частушки - автор как будто стремится выразить все многоголосие улицы, используя различные жанры художественной речи. Также разнообразны ритм и размер стиха, от частушечного до маршевого, от четырехстопного хорея до дольника.

Сочетание различных речевых стилей, жанров, ритмов, сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то, что он называл “музыкой революции”, ее многоголосие, стихийность. Поэт стремился к единству содержания и формы, и его поэма - яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов.

В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал. Его точка зрения может быть принята не всеми. В принципе, искусство не требует признания своих образов за действительность, а тем более, за единственно возможную истину, Поэму “Двенадцать” можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда стали известны предсмертные слова Блока о том, что поэму следует уничтожить, как неудавшуюся. Я же считаю, что поэт свято верил, хотел верить в то, что написал, в величие и благородство замыслов и путей революции, но уже в 1921 году сумел увидеть, как далеки его мечты от реальности. А поэма живет как неоспоримое свидетельство напряженного поиска - идейного ли, формального - ее автора.

Сочинение

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» была создана в 1918 году. Поэма родилась как вдох-новенный порыв, гармонически цельно, но многие образы оказываются неясны самому поэту, что лишь доказывает сложность и глубину произведения. Поэма была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года.

Поэма «Двенадцать» характеризуется соединением реалистического и симво-листического начал. В содержании поэмы - история. Блок стремился запечатлеть переломный этап в развитии истории России. Это обуславливает жанр и поэтику. Образы, детали, не теряя своей конкретности и реалистичности, приобретают обобщающий и символичный смысл, что характерно для всего творчества Блока.
Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное.

Композиция поэмы достаточно сложна, но чрезвычайно важна для восприятия и понимания произведения. Постараемся рассмотреть ее.

Важен для восприятия композиции поэмы ее сюжет. В основе сюжета -любовная история, отношения Катьки и Петрухи, и его попытка расправиться с Ванькой. Случайное убийство Катьки отражает блоковское понимание революции, в которой чаще всего гибнет невинный человек. Убийство Катьки отражает убийство старой России. Стихия бушует не только на улицах Петербурга, но и в душах людей. Основной конфликт поэмы - борьба старого - нового, света - тьмы, добра - зла - получает отражение в судьбах героев. Жизненная обстановка, в которой осуществляется первая в мире социалистическая революция укрупняет масштаб изображения до всемирно-исторического. Каждая деталь имеет символическое значение.

Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер воспринимается как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию.

Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме - это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.

Еще один художественный прием - кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно. I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит сужение реального пространства. Сначала это весь мир:

Ветер, вете -
На всем божьем свете!

Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), наконец, отдельные прохожие: старушка, «буржуи на перекрестке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.
В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:

Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу!

Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду. А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции. Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб.

Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музы-кальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской час-тушкой:

Как пошли наши ребята В красной гвардии служить -В красной гвардии служить -Буйпу голову сложить!

Вдаль идут державным шагом... - Кто еще там? Выходи! Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди...

Блок не боится включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова - не экзотические вкрапления, а суще-ственная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями:

Вон барыня в каракуле

К другой повернулась:

Ужмы плакали, плакали...
Поскользнулась
И- бац -растянулась.

Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. В этой поэме революция представлена в двух цветах. В поэме Блок рисует беспощадный портрет участников и победителей революции:

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни. Кругом - огни, огни, огни... В зубах цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз!

Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна, много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспо-минания, но в конце уже звучат залихватские крики:

Эх, эх!
Позабавиться не грех!... Отмыкайте погреба -Гуляет нынче голытьба!

Поэт показывает, что пролитие крови - событие повседневное для того времени.

Еще один композиционный прием - постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Пет-рограде. В поэме звучит и мотив марша («Вперед, вперед, рабочий народ!»), и частушки («Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»), и романса («Не слышно шуму городского...»), и панихиды («Упокой, Господи, душу рабы твоея...»).

Все эти приемы, сочетаясь и переплетаясь в поэме, выражают всю глубину этого произведения и авторского отношения к происходящим событиям.

Другие сочинения по этому произведению

"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Революция в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Понимание Блоком Октябрьской революции Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Многопрофильный лицей № 11 им. В.Г.Мендельсона»

г. Ульяновск

Конспект уроков по литературе в 11 классе

Тема:


« Изучение поэмы «Двенадцать» А. Блока в школе»

1. Обоснование выбора темы.

Тема для работы выбрана не случайно.

Мы живем в очень сложное, трудное время. Страна только что пережила глубокий экономический кризис, грозивший вылиться в новую революцию и гражданскую войну. В окружающем нас мире не спокойно. То тут, то там постоянно вспыхивают очаги вооруженных конфликтов, провоцируемых религиозными фанатиками. В горячих точках гибнут люди.

Готовясь к уроку, учитель думает не просто об информативной стороне дела, о передаче тех или иных знаний, а о том, как сделать эти знания нужными ученику, работающими на его развитие и воспитание.

Что такое революция? В чем смысл революции? В чем ее значение? Ее уроки? Об этом написано много произведений. И одно из самых первых – поэма А. Блока «Двенадцать». Потому что Блок – гениальный поэт, потому что он был очевидцем этих событий, потому что поэма написана по «горячим следам» революции.

Очень долгое время поэма Блока была хрестоматийным материалом советской литературы. Считалось, что произведение является ни чем иным как «гимном революции».

Но меняется время. Процессы, происходящие в обществе, пробуждают от спячки наши умы и сердца. Старые учебники уже не годятся. Возникает необходимость взглянуть на многие явления жизни с самой неожиданной стороны.

То, что, несмотря на произошедшие в нашей жизни перемены, поэма «Двенадцать» осталась в школьной программе, говорит о том, что она, действительно, имеет глубокий философский смысл, далеко не однозначна по своему содержанию.

И хотя в последнее десятилетие были предприняты попытки нового прочтения поэмы, единого мнения в оценке произведения нет, при этом ее высокие художественные достоинства никем не оспариваются.

2. Обзор литературы. Разные точки зрения на поэму.

Например, А.В.Терновский, автор статьи о Блоке в учебнике под редакцией В.В.Агеносова, широко распространенном в настоящее время в школах, считает поэму «Двенадцать» венцом «трилогии вочеловечения»: «Поэма формально не входит в блоковскую трилогию, но, связанная с ней многочисленными нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути». Хотя автор статьи и замечает, что Блок нисколько не «выпрямляет», не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. Это люди, сознающие свой высокий революционный долг (!), и в то же время в их психологии еще живы и отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы». Убийство Катьки объясняется «неуправляемостью поступков красногвардейцев», а последующие за ним разгул и грабежи – тем, что Блок видел не только величие революции, но и ее гримасы.

В статье Терновского приводятся примеры самых различных трактовок символического блоковского Христа (Христос как символ революционера, как символ будущего, языческий Христос, старообрядческий «сжигающий» Христос, сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной Женственности, Христос-художник и даже Христос-антихрист…), но все они, по мнению автора статьи, уводят от главного – Образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости.

Говоря о художественном новаторстве поэмы, Терновский отмечает, что поэт «сумел отразить в поэме «музыку» тех дней, которая звучала и в нем самом». Это отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы. Традиционный ямб и преобладающий в поэме хорей сочетаются с разностопными модификациями классических размеров, с дольником и нерифмованным стихом. В поэме звучат мелодии марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, а зачастую и сниженную, «уличную» лексику. И все это представляет органичное целое».

Эта точка зрения интересна прежде всего тем, что пытается связать поэму со всем предшествующим творчеством поэта. Она основывается на романтическом восприятии революции Блоком. И действительно, он слишком ненавидел «страшный» мир и был готов простить революции многое только за то, что она этот мир разрушит.

Такой подход к толкованию поэмы не лишен оснований и, конечно, имеет право на существование. Он во многом продолжает традиции советского блоковедения, лишь переставив акценты: Блок не воспевает революцию, но оправдывает ее.

Как пример совершенно противоположной точки зрения на поэму можно привести статью В.Поповича (Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №20 1997 г.). Показательно уже само название статьи: «Трагедия исторического заблуждения». Эта работа интересна тем, что в ней делается попытка понять и прокомментировать с опорой на текст поэмы, на ее художественные образы отношение автора к Двенадцати, а следовательно, и к тому миру, который они представляют.

Отмечается, что классическая цветовая символика создает резкий контраст, выражающий противостояние 2-х миров:

Черный вечер.

Белый снег.

Белый снег – символ чистоты и надежды. Но «под снежком – ледок», который символизирует зыбкость. Неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь: лозунги и призывы революции прекрасны. Но будут ли они воплощены в жизнь? Это зависит от тех, кто будет их претворять.

В зубах - цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Это их внешний облик. Внутреннее же состояние определяется словами:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Во второй главе трижды повторяются эти слова, показывая упоение героев безграничной свободой. Крест – двухтысячелетний символ, воплощающий принципы христианской морали, отброшен за ненадобностью.

Революция – это не только слом старого государственного аппарата, но и уничтожение всего, чем жил старый мир, отсюда и призыв «пальнуть пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую». Трудно представить, что этот призыв принадлежит автору. В том многоголосии, которое слышится в конце первой главы, где есть лозунги, разговор проституток, крик голодного, авторская речь прослеживается, бесспорно, только в словах:

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Герои поэмы слышат эти слова постоянно, но значат эти слова для них пока не много, они не в состоянии уяснить себе, чем этот шаг отличается от обычного. Возникает невольно подозрение, а знают ли эти новоявленные «апостолы революции», что они собственно хотят сами, ради чего идут «вдаль».

В. Попович отмечает, что важнейшим моментом в понимании характера Двенадцати служит убийство Катьки. Катька – случайная жертва. Убить хотели Ваньку, так как он предатель. В их желании отомстить нет социального мотива; потому что гражданская война еще не началась, Ванька не является врагом революции. «Буржуем» он стал для них только потому, что сумел пристроиться в этой сумятице получше своих бывших товарищей. Есть еще и частный мотив: Петруха ревнует и готов мстить.

Блок замечательно рисует нам муки совести «бедного убийцы»: он «уторапливает шаг», «не оправится никак». Из его монолога мы узнаем, что он действительно любил Катьку, и по-своему даже сожалеет о ее смерти. Но товарищи приходят на помощь Петрухе, утешают его, указывают, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Ведь для них жизнь отдельного человека ничего не стоит, когда рушится целый мир. И герой наш «замедляет торопливые шаги, он головку вскидывает, он опять повеселел».

Но настоящего веселья нет. Скучно Петрухе. Скучно его товарищам. Куда направить злую силу, хлещущую через край? И вдруг находят они истинного виновника всех их несчастий, программа действий намечена:

Ты лети, буржуй, воробушком!

Выпью кровушку

За зазнобушку…

Переложить вину на другого, на обстоятельства, которые выше человека, на социальные условия, в крайнем случае, на судьбу-злодейку, пожалеть себя, без вины виноватого, - для натур слабых, эгоистичных, низменных, единственное средство оправдания своей никчемности, жестокости, подлости. Логика их рассуждений такова: не будь «буржуя» - не было бы и социальных условий, толкнувших Катьку на панель. Что и привело ее к гибели.

Далее справедливо отмечается, что символом революции в поэме является ветер. В начале поэмы он хлесткий, злой, веселый. Но в 10 главе (после убийства Катьки) ветер буквально сходит с ума, он превращается в грозную силу, слепящую героев поэмы, протестующую силу, не приемлющую пролития безвинной крови.

Возникает ассоциация с библейским рассказом о том, как совершилось первое на земле убийство и было проклято Богом то место, где пролилась невинная кровь Авеля. Преступив через кровь, Двенадцать окончательно порывают сдерживающие их путы морали: повязанные общим преступлением, отринувшие все нормы нравственности, они идут «державным шагом» вдаль.

Герои поэмы не только не имеют в душе идеала, они не видят его: «Вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…», поэтому и Христос, лучший идеал, созданный человечеством, для них «невидим», но, к счастью, и «невредим» - Двенадцать стреляют в него.

Объясняя появление Христа в финале поэмы, автор статьи учитывает огромный интерес Блока к раннехристианской эпохе, его любовь к параллелизмам, стремление постигнуть современность через историю (цикл стихов «На поле Куликовом»), созвучие лозунгов революции с социализмом первых христианских общин.

Христос принес людям зерна любви и веры, из которых в сочетании с античностью выросла европейская культура. Он был провозвестником новой эпохи, революционером. Но вместо насилия как средства разрешения социальных и других проблем Он предложил людям любовь к врагам, а не только к ближним своим, терпение, непротивление злу насилием, духовное совершенство личности.

Отрекшись от «старого мира», стряхнув его прах и пролив кровь, Двенадцать безудержны в своем падении – и стреляют в Того, Кто мог бы их спасти.

«Вдаль идут державным шагом…», и эта дорога прямо в ад…

«Хотел поэт или нет – он создал далеко не оптимистическую трагедию, - подводит итог В.Попович, - потому что будущее России, ее надежда, ее культура в руках пигмеев, страшных своим невежеством, готовностью перешагнуть через любые нравственные ценности, спаянных ненавистью и злобой, осознавших свою силу».

Нужно сказать, что и эта точка зрения не лишена оснований и имеет право на существование. Но идти с ней на урок литературы – значит, отказать Блоку-поэту в гуманизме, в историческом оптимизме. И неужели только за то, что сумел предсказать гибель России, Блок назвал себя гением? Что-то не складывается.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно, наверное, вернуться к тексту поэмы и повнимательнее присмотреться к образу Христа, появляющемуся в финале. Христос – спаситель. И, очевидно, не только для проклятий тем, кто в него стреляет, нужен этот образ Блоку.

Как уже отмечалось, в литературоведении существует множество самых разнообразных трактовок появления Иисуса Христа в финале блоковского произведения о революции. Вызывает споры и «кровавый флаг», который вдруг оказывается у него в руках. Интересным кажется наблюдение по этому поводу Ф.М. Штейнбук, автора статьи под названием «Белый венчик Христа», опубликованной в журнале «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» №7 за 1990 год.

Ф.М. Штейнбук обращает внимание на то, что Христос предстает перед нами, в отличие от традиционного библейского образа, не в терновом венке, символизирующем страдание, а «в белом венчике из роз».

На основании синтаксического анализа последнего предложения поэмы автор статьи делает вывод, что с содержанием произведения образ этот логически не связан: «Предложение с упоминанием Христа пристегнуто к тексту лишь запятой; … к «кровавому флагу» он не имеет никакого отношения: если бы после слова «флаг» стояло тире, тогда перед нами было бы обычное вводное словосочетание, и «кровавый флаг» действительно принадлежал бы Христу, но после слова «флаг» стоит запятая, сигнализирующая о том, что мы имеем дело со сложносочиненным предложением, части которого связаны союзом «и». Ну и смыслом, конечно. Только смысл, которым связаны и Двенадцать, и «голодный пес», и «флаг», и Христос, заключается не в том, что Христос «в белом венчике из роз» несет «кровавое» знамя – тогда бы это было оправданием насилия, а Библейский Иисус Христос терпит насилие, но ни в коей мере не оправдывает его, а в том, что блоковский образ, хоть и « за вьюгой невидим», все же грядет, потому что он является ни чем иным как олицетворением мечты о действительно справедливом и счастливом обществе».

Так что же хотел сказать нам своей поэмой А. Блок? Какую правду донести до нас?

Поэма «Двенадцать» глубока и многозначна. Но все многообразие мнений и толкований так или иначе группируется вокруг обозначенных выше. Коротко их можно сформулировать так:

    Поэма «Двенадцать» - венец «трилогии вочеловечения».

    Поэма «Двенадцать» - изображение гибельного пути России.

    Поэма «Двенадцать» - пророчество о спасении России, прошедшей через ужасы революции.

Все действующие школьные программы по литературе нацеливают на осознание философской проблематики поэмы и ее художественных особенностей: своеобразие композиции, ритма, интонации, символики. И учитель, готовясь к уроку, наверное, вправе занять любую позицию, избегая, пожалуй, лишь идеологического подхода к анализу поэмы, который вызвал справедливое возмущение автора еще при жизни, о чем он и заявил в предисловии к сборнику 1921 года.

Нужно помнить, что «Двенадцать» - это не публицистическая статья, а поэма. И поэтому рассматривать ее нужно как художественное отражение жизни. Она наполнена многозначной символикой, различными зрительными и особенно слуховыми впечатлениями и ассоциациями. Сквозь черную мглу действительности поэт напряженно вслушивается в происходящее, силясь распознать в хаотическом гуле разрушений будущую гармонию. В «Двенадцати» Блок-романтик, рисуя картину освежающего вихря революции, неожиданно сталкивается с Блоком-реалистом, понимающим, вслед за Достоевским, что «свобода…без креста» таит в себе много опасностей и соблазнов.

Сумеет ли нравственно устоять человек, когда его уже ничто, освященное традициями, не сдерживает и ему «все дозволено»? Не будет ли вместе с кремлями, дворцами, картинами, книгами разрушен и сам человек, разрушена культура, ее «вечные формы» - «кремли в сердце», «цари в голове», и все отнимется – «вместе с сердцем и с головой»?

Вот какие вопросы должны унести старшеклассники с урока. И постараться понять поэму как предсмертное пророчество гениального художника, сумевшего опередить время и предсказать грядущее.

3. Изучение поэмы А.Блока «Двенадцать» в школе

Организовать работу по изучению поэмы на уроке можно по-разному. Многообразие мнений в оценке произведения - благоприятная почва, например, для литературного диспута. Можно создать условия для самостоятельной исследовательской работы, адресовав учащихся не только к школьным учебникам, но и к другой, доступной для них дополнительной литературе, в которой содержатся альтернативные точки зрения.

Как один из возможных вариантов предлагаю свой урок, который разработан в соответствии с педагогической технологией В.В. Монахова (см. приложение). Представленный урок – «Музыка революции» в поэме А.Блока «Двенадцать» - входит в систему уроков по теме: «Судьба Родины в произведениях А.Блока и С.Есенина». Творчество поэтов объединено, потому что учебные темы, посвященные изучению произведений А.Блока и С.Есенина небольшие, кроме того, несмотря на различия, у поэтов есть общее – это их огромная любовь к Родине и тревога за ее судьбу. Нужно заметить, что подчиненность одной общей теме не означает, что на уроках мы совсем не будем говорить, например, о «Стихах о Прекрасной Даме». Творчеству раннего Блока посвящается отдельный урок. Но отбор материала к урокам должен быть нацелен именно на решение главной проблемы, вынесенной в название системы уроков.

Урок, посвященный изучению поэмы «Двенадцать», - третий (продолжительность урока – 90 минут, т. е. он состоит из 3-х тридцатиминуток, которые представляют собой этапы урока, характеризующиеся смысловой законченностью и определенным видом деятельности учителя и учеников). На этом уроке должна быть достигнута вторая микроцель системы уроков, а именно: учащиеся должны понять суть блоковского понимания революции.

Определить, усвоен ли учебный материал, поможет предложенная в конце урока письменная самостоятельная работа (диагностика).

Домашнее задание к уроку:

просторечия.

2. Составить цитатную характеристику «старого» и «нового» мира.

«хорошо» 3. Сравнить Христа Блока и традиционный библейский образ.

«отлично» 4. Найти темы, образы, символы, которые связывают поэму

с предшествующим творчеством Блока.

1. Вступительное слово учителя.

Предчувствуя «неслыханные перемены, невиданные мятежи», в дневниках 17 года Блок продолжает размышлять о России, о ее судьбе, о народе.

Итогом этих размышлений является статья «Интеллигенция и революция» - один из первых откликов на октябрь 17 года. В этой статье поэт дает свое понимание революции. Он принимает революцию восторженно. Почему?

(Революция – это конец «страшного» мира).

Поэтому, оправдывая разгром барских усадеб, расстрел Кремля, призывает «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» - слушать «музыку революции».

Однако эта статья не только обращение к творческой, мыслящей части русского общества, но и попытка, видимо, заглушить те сомнения, которые появляются у поэта, интуитивно почувствовавшего другую, темную сторону революции.

Ненависть к «старому миру» и установка на то, что революция – это хорошо, потому что без нее старое, ненавистное само не уйдет из жизни, не дают подняться тем росткам сомнения, которые не исчезают и после написания статьи, - поэтому опять к перу, к бумаге, но уже не к теоретическим рассуждениям о том, что было, кто виноват, а к стихии творчества, где поэт чувствует себя как рыба в воде.

Что же хотел сказать нам поэт своей поэмой? О чем не договорил в статье?

2. Подготовка к восприятию поэмы. История написания.

Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись автора о ней сделана 8 января. 28 числа «Двенадцать» вчерне доработаны. 29 января Блок записывает в дневнике: «Сегодня я – гений». Во всем наследии поэта, весьма строгого к себе, это единственная самооценка такого рода.

На современников Блока поэма произвела двойственное впечатление, так как резко отличалась от всех созданных им произведений.

Сообщения учащихся, подготовленные дома.

Маяковский отмечал: «Поэмой зачитывались и красные и белые (те и другие считали, что Блок с ними). Красные растащили по страницам и расклеили лозунгами по заборам. Белые хвалили за то, что красноармейцам «на спину б надо бубновый туз»

Известен положительный отзыв о поэме Луначарского и совет: «…но читать их («Двенадцать») не надо (вслух), потому что в них восхваляется то, что мы, старые социалисты, больше всего боимся».

Резко отрицательный отклик Бунина: «Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное».

При одном упоминании «Двенадцати» Бунин вскипал гневом, считая поэму концом Блока-поэта.

К.Чуковский записал следующий разговор М.Горького с Блоком: «Горький сказал ему, что считает его поэму сатирой. «Это самая злая сатира на все, что происходило в те дни». «Сатира?» - спросил Блок и задумался. «Неужели сатира? Едва ли. Не думаю… Не знаю.

А что услышите в поэме вы?


3. Чтение поэмы учителем.
4. Беседа по вопросам:
Узнали ли вы в «Двенадцати» знакомого вам Блока?(С трудом. Блок – певец Прекрасной Дамы, великолепный лирик, утонченный стилист. И вдруг – «Катька толстоморденькая», Ванька, Сукин сын и т.д.)
Какие перемены в нем произошли?(Язык поэмы простой, без литературного изыска. В поэме звучат интонации марша, городского романса, частушки, народной песни, лозунга. Широко используется разговорная и даже сниженная, грубая, «уличная лексика).
Почему? Зачем это было нужно?(чтобы передать новое содержание – «музыку революции»)
В чем связь поэмы с предшествующим творчеством Блока?(Поэт продолжает размышлять о судьбе России, в поэме звучит тема возмездия «старому миру»; встречаются образы-символы: ветер, снег, дорога, стихия и т.д.)

5. Практическая работа с текстом (составление опорной схемы-конспекта)
В: Если бы вы были художниками, в какой технике (живопись, графика, акварель) выполнили бы иллюстрации к поэме?(Именно графика позволяет передать резкую контрастность черного и белого цвета).
Так увидел Блок революцию. Контраст между черным и белым цветом выражает противостояние двух миров – старого и нового.
В тетрадь: старый мир ↔ новый мир
В: Как изображен «старый» мир? Его представители? Какие определения позволяют выявить отношение Блока к «старому» миру? Какое это отношение?
В тетрадь: старый мир черный вечер арушка, как курица барыня в каракуле писатель-вития долгополый поп буржуй, безмолвный, как вопрос . ↓ старый мир, как пес безродный ↓ изображение ироничное (будущее?) Нет будущего!

Новый мир рождается из образа снега и ветра. Цвет – белый. Это символ чистоты и надежды. Но «под снежком – ледок». А это – зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределенность пути.

В: Кто герои нового мира?

(12 красногвардейцев )

Но, характеризуя их, поэт тоже использует черный цвет! (?)

(черная злоба – святая злоба) → изображение неоднозначное!

В тетрадь: новый мир

белый снег (надежда, чистота)

НО под снежком – ледок …(осторожно!)

и черная злоба, святая злоба

В: Какими мы видим Двенадцать?

(Униженные и оскорбленные, народные мстители)

В: Через какие слова передается сочувственное отношение к Двенадцати?

В тетрадь: Эх ты, горе-горькое,

Сладкое жить!,

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

В: Что настораживает в Двенадцати?

В тетрадь: В зубах - цигарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз!

Свобода! Свобода!

Эх, эх, без креста! Двенадцать должны «воплотить задуманное» (?) «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью».

(см. ст. «Интеллигенция и революция»).

Они понимают важность и величие той миссии, которая на них возложена (?)

В тетрадь: идут державным шагом

Рефреном звучат слова:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

В: Но кто оказывается реальным врагом Двенадцати в поэме?

(старушка, барыня в каракуле, писатель, поп, буржуй безмолвный, пес голодный –

это, скорее, осколки прошлого) В: А как понимать: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь» (?) → сама Святая Русь – враг?

А самое страшное, что красивыми лозунгами прикрываются самые низменные человеческие страсти – зависть, ревность, жадность. Этим был безобразен старый мир.


В: За что хотят отомстить Двенадцать Ваньке? Ванька с Катькой в кабаке У ей керенки есть в чулке…
Ванюшка сам теперь богат. Был Ванька наш, а стал солдат
Ну, Ванька, сукин сын, буржуй…
В: Чувство, которое испытывают Двенадцать к Ваньке? (обычная зависть!)В: А что в итоге? Ты будешь знать Как с девочкой чужой гулять! (т.е. самая обыкновенная ревность!)

А на деле все оказывается еще отвратительнее. Погибает-то как раз та самая Катька, из-за которой и бушуют страсти.


В: Как оценивают ее смерть Двенадцать?
Лежи ты, падаль, на снегу.
В: А в чем ее вина? (Хотела жить и жила, как хотела… В общем-то жертва случайная)
В: Это понимает Петруха? Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча…

Это нормальное человеческое чувство, чувство сожаления, раскаяния в содеянном, ибо совершить преступление и остаться человеком, не покаявшись, не приняв на себя наказание, нельзя. (Вспомните Достоевского)


В: Но как оценили это чувство Петрухи остальные?
Ишь, стервец, завел шарманку. Что ты, Петька, баба что ль?... Потяжеле будет бремя…

В глазах Двенадцати это нарушение революционной дисциплины. Нельзя, не время каяться – нельзя быть человеком (?) Двенадцать переступили через кровь, потому что великая цель оправдывает все средства. Жизнь человеческая ничего не стоит по сравнению с мировой революцией.

В: Может ли с этим согласиться поэт? Что подсказывает нам образный строй поэмы?

Образ ветра является композиционным стержнем поэмы. Это символ революции. Революция у Блока (?) – стихия! Сначала ветер – хлесткий, злой, веселый. Но в 10 главе (после убийства Катьки) ветер буквально сходит с ума (?)


Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся…
В тетрадь: ветер → вьюга → пурга, метель.
Метель – многозначный образ-символ в русской литературе:
    очистительная стихия; бесовское, сатанинское начало.
Оба этих значения присутствуют в поэме. Но какое из них выходит на первый план после убийства Катьки? → бесовское, сатанинское, злое!В тетрадь: убийства, грабежи… Идут без имени святого… Ко всему готовы, ничего не жаль.
В: Каким же видится будущее нового мира? Итак, старый мир безобразен и жалок, он рушится, но каков будет новый? Контуры нового мира только намечаются в виде художественных образов.
В тетрадь: Двенадцать должны нести людям надежду, свободу, равенство, счастье… А несут (?) смерть, грабежи, беззаконие .
По Блоку, старый мир, мир сытых и равнодушных обречен, но «без креста», без «имени святого» у России тоже нет будущего. → Поэтому в поэме не мог не появиться образ Христа.

Образ Христа – ключ к пониманию поэмы. Очень спорный образ, если смотреть на него с политических позиций. (Ни красных, ни белых в финале поэмы он не устраивал!)

Сам поэт, казалось, недоумевал… Вот запись из дневника Блока:

«Почему он? Не знаю. Пригляжусь внимательно вперед, вдаль и вижу, что он». → подсознательный выбор?!

Образ Христа в финале поэмы о революции – своеобразная загадка Блока. Существуют самые разные, противоречивые трактовки его в литературоведении. В советском литературоведении долгое время считалось, что Христос в конце поэмы – символ святости революционного дела.

Современники Блока:

С.Н.Булгаков предположил, что в метели Блоку под видом Христа явился Антихрист.

М.Волошин: «Не Христос ведет красногвардейцев, а они его конвоируют».


В: Что же на самом деле означает этот образ в финале поэмы Блока? Каков Христос в поэме? Чем он отличается от традиционного библейского?

Вспомним, библейский Христос – заступник за униженных и оскорбленных, спаситель человечества, искупил грехи человеческие своей кровью → на голове его терновый венец.


В: Каким вы его себе представляете? → (Он мученик, страдалец)
В: А Христос Блока какой? (Текст!)
Нежной россыпью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз…
→ Христос Блока другой! Он появляется из метели, снежной круговерти:
…За вьюгой невидим И от пули невредим…

Его видят только поэт и читатели, он нематериален, соткан из снежной россыпи, это, скорее, видение, мечта о светлом, прекрасном, справедливом обществе.


В тетрадь: Образ Христа – олицетворение мечты о справедливом и счастливом обществе. А кровавый флаг – напоминание о жертвах революции, потому что спасение возможно только через покаяние. Солдаты революции должны вернуть себе Человеческое лицо, вернуться к утраченным нравственным ценностям, к Богу. И пусть не в настоящем, но в будущем, после нескончаемой смертельной пурги обязательно конечное спасение.
В: Так «безумья иль надежды весть» увидел в революции поэт?

В тетрадь: Будущее России – не старый мир. Будущее в двенадцати красногвардейцах,

которые должны увидеть Христа. В этом смысл заглавия поэмы. Если убрать

Христа в финале – становится страшно! Нарушается зыбкое равновесие между

добром и злом в поэме. Верх берет бесовская стихия. И тогда нет будущего.

Россия летит прямо в ад!


Подведем итоги.

Услышали ли вы «музыку революции» в поэме? Какая это музыка? Подберите эпитеты.

Мелодичная, нервная, спокойная, резкая, убаюкивающая, импульсивная, мятежная, грозная, тревожная, гармоничная, злая.
А вот как услышал «музыку революции» Д. Шостакович.Предлагается прослушать фрагмент IV части 11 симфонии, посвященной революции 1905 года. Созвучна ли эта музыка «Двенадцати»?

В тетрадь: «Двенадцать» - не гимн и не проклятие революции. Это грозное

предупреждение, предсмертное трагическое пророчество Блока о будущем

спасении России, которая должна пройти через ужасы революции.

Диагностика (ответить на вопросы):
«Стандарт» 1. В чем новизна содержания и языка поэмы? 2. Что не принимает Блок в «старом» и «новом» мире?
«Хорошо» 3. Почему в поэме о революции появляется образ Христа?
«Отлично» 4. Составьте словарь образов – символов поэмы.

Общий вид схемы-конспекта.

старый мир ↔ новый мир

черный вечер В белый снег (надежда!) ↓ Е НО «под снежком ледок…» ↓ Т (осторожно!)

старушка, как курица Е

барыня в каракуле Р черная злоба, святая злоба писатель – вития долгополый поп ↓ 12 буржуй, безмолвный, как вопрос… В В зубах цигарка, Горе-горькое. ↓ Ь Примят картуз, Сладкое житье старый мир, Ю на спину б надо Рваное пальтишко как пес безродный. Г Бубновый туз… Австрийское ружье А
Эх, эх, без креста! В даль идут Державным шагом Изображение ироничное П Пальнем-ка пулей ↓ У В Святую Русь! Должны нести Р НЕТ БУДУЩЕГО! Г Справедливость, А Убийство Катьки, свободу, грабежи, разгул счастье Без имени святого… Ко всему готовы, Ничего не жаль...
БУДУЩЕЕ?
Образ Христа!
Примечание: Схема оформляется на доске учителем и в тетрадях учащихся постепенно, по ходу урока.

Литература

  1. А.Блок. Избранное. Книга для ученика и учителя. М.: Олимп. Издательство АСТ 1996 г.
    Александр Блок в воспоминаниях современников. М.: Худ. лит., 1980
    Александр Блок в портретах, иллюстрациях и документах. Сост. А.М. Гордин. Под ред. В.Н.Орлова. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1972
    Смола О.П. «Черный вечер. Белый снег…» Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». М.: Наследие, 1993
    Иванова Е.В. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать». Литература в школе.1993 г. № 3
    Русская литература XX века.11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учебн.заведений. – В 2 ч.Ч.1/ В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998
    Штейнбук Ф.М. «Белый венчик» Христа». Перечитывая поэму А.Ьлока «Двенадцать». Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.1990 г. № 7.
    Попович В. Трагедия исторического заблуждения. Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997 г. №20.
    Программно-методические материалы. Литература. 5-1 кл./ Сост. Т.А.Калганова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Слайд 1

Тема урока: «Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сложность ее художественного мира».
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей «Дубна» Шмидт Елена Ивановна

Слайд 2

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». А.А. Блок.

Слайд 3

Цель урока:
Воспитывать читательский вкус учащихся. Познакомить учащихся с новаторским поэтическим методом А.Блока. Показать реализацию этого метода через анализ художественной ткани произведения. Развить интерес учащихся к поэме А.Блока «Двенадцать» и помочь творчески осмыслить ее. Привлечь к углубленной работе с текстом. Закрепить полученные на уроке знания при помощи творческого домашнего задания.

Слайд 4


Полиметрия – (греч. «poly» - много; «metreō» - мерю, измеряю) – сочетание различных стихотворных размеров или нескольких систем стихосложения в одном произведении.

Слайд 5

Ритмическая организация произведения.
Вывод: А. Блок сочетает в своей поэме не только размеры одной системы (силлабо-тонической), но и соединяет внутри строфы разные системы стихосложения. Поэтому в целом произведение представляет собой полиметрический стих.

Слайд 6

Стиль произведения
Марш Лозунг Призыв Плакат Песня Романс Частушка Молитва Нерифмованные строки + разговоры, выстрелы
Единое целое. «Музыка тех дней».

Слайд 7

Стиль произведения
Вывод: Автор использует в произведении полифонию, многоголосие, а также полиметрию, чтобы передать «музыку тех дней». Кажущийся эстетический многомерный хаос в произведении передает реальный хаос революционного времени.

Слайд 8

Система персонажей.
Прошлое Пёс Буржуй Старушка Писатель Поп Барыня Ванька Катька
Настоящее Двенадцать Петруха Андрюха

Слайд 9

Система персонажей.
Вывод: Двенадцать – это символ народной стихии. А. Блок не идеализирует героев и не пытается их судить. Двенадцать ведет вперед «черная злоба», но и «святая злоба». Их дела – это акт возмездия за века угнетения. Двойственное отношение к героям показывает и двойственное отношение автора к революции. Мечта высока, но ее реализовывают люди, которые «ко всему готовы» и которым «ничего не жаль».

Слайд 10

Цветовая символика
Черный Низкое Старое Ложь Зло Красный Белый Высокое Новое Правда Добро
Прошлое Настоящее Будущее

Слайд 11

Цветовая символика
Вывод: А.Блок изобразил революционную Россию как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Старая Россия ассоциируется в сознании Блока с черным цветом. Он надеется на преображение России из черной в белую. Кровавое (красное) настоящее – это лишь переходный этап.