Что можно рассказать про родину в проектах. Паспорт проекта "Наша Родина - Россия". Подготовительная группа. О, мать моя, Россия

Тема творческого проекта:

«Моя Родина в стихах и песнях (на родном языке)»

Выполнил: Андрей Зимин, обучающийся 7 класса

МОУ «СОШ № 45» г. Копейска

Наставник проекта: Яценко Ольга Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

Копейск, 2018

Аннотация наставника 3

Введение 4

1.Теоретическая часть 5

1.1 Что такое Родина 5

  1. Я родился в Копейске 6
  2. О том, как наш город Копейск имя свое получил 7

1.4 Гимн Копейска 8

2. Практическая часть 10

2.1. Копейск в стихах и песнях 10

2.2 Выполнение творческой работы 17

2.3 Анализ проекта наставником 18

Заключение 19

Список литературы 20

Приложение

Аннотация наставника

Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.

В.Г. Белинский

Тема проекта «Моя Родина в стихах и песнях (на родном языке)» была выбрана обучающимся седьмого класса, который был заинтересован литературой. Несомненно, любовь к Родине заслуживает уважения. Учащийся самостоятельно подобрал материал к теме, выразил свое мнение о Родине, написав сочинение. Ученик старался выполнить практическую часть работы. В работе имеются ссылки на источники литературы. Проект носит творческий характер, будет интересен обучающимся. Данная работа способствует развитию творческих навыков, воспитывает патриотические качества личности, учит анализу сбора информации, построению алгоритма действия. Творческий продукт представлен в различной форме информации и ее обработки в едином объекте.

Проектный продукт: мультимедийный продукт «Моя Родина в стихах и песнях (на родном языке)».

Введение

Поэзия родного края – удивительное путешествие по родной земле. В своих простых, доступных, красивых стихах и песнях поэты рассказывают о бесконечной любви к родному краю, с глубокой нежностью описывают дорогие сердцу места, вспоминают детство. Родной край, его природа служат истоками вдохновения местных поэтов и даже простых людей, что дает и нам большое количество идей для личного вдохновения.

Актуальность проекта: стихи и песни о родном крае насчитывают большое количество авторов, но всегда интересно познакомиться с их работами, прочувствовать бесконечную любовь к родному краю, восхититься его красотой, искренне полюбить родные просторы.

Цель проекта: изучить литературу о Родине для создания творческого продукта.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «Родина».
  2. Написать сочинение о Родине.
  3. Изучить историю своего родного города.
  4. Найти стихи и песни о Родине.
  5. Создать творческий продукт «Моя Родина в стихах и песнях (на родном языке)».
  6. Сделать выводы.
  1. Теоретическая часть
  1. Что такое Родина

Я написал сочинение на тему «Что такое Родина?»

Родина - это все, что мы видим, чувствуем. Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. Это - огромный мир, разнообразный звуками и красками, впечатлениями и открытиями. Когда человек думает о Родине, он вспоминает чаще о своем доме, о месте, где родился. Для меня Родина - это прежде всего мама и город, в котором я живу. Моя родина - это маленький уголок нашей страны. Здесь я родился и живу. Это моя Малая Родина, это вся моя жизнь. А если человек находится далеко, то вспоминает и о своей стране. Это тоже Родина. С чего же начинается Родина? Наверное, для каждого Родина начинается с чего-то своего.

У каждого из нас есть Малая Родина - место, где мы родились, где прошло наше детство. Но есть и Родина большая - страна, в которой мы живем. Родина - это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детства звучит. Это и культура народа, его обычаи, традиции. Все то, что когда-то происходило на нашей земле: горести, беды, победы, достижения - все это тоже наша Родина. Родина - это огромная часть жизни. Родина - это самое главное в жизни. Думать о Родине - это размышлять о ее прошлом, о наших сегодняшних делах, мечтать о будущем.

Родина - это частичка сердца у каждого человека. У каждого своя Родина. Это может быть место, где прошло твое детство. Это семья, родные и близкие люди. Это мама, которая является самым дорогим человеком на свете! И чтобы с нами ни случилось, два слова остаются главными: Мама и Родина. Я люблю Родину так, как люблю маму.

1.2 Я родился в Копейске

Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К.Г. Паустовский

О той Малой Родине, где родился…

Я родился в городе Копейске. Я люблю свой город и хочу, чтобы он становился лучше. Мой город находится на Урале в Челябинской области, основан в 1907 году. Раньше в городе добывали уголь, и город славился угольной промышленностью. Теперь же шахты закрыли. Город состоит из центра и поселков: Бажово, Вахрушево, Железнодорожный, Октябрьский, Потанино, Северный Рудник, Старокамышинск и других. В городе много памятных мест, скверов, старинных зданий. Я люблю гулять с мальчишками на тихих улочках моего любимого города, погонять мяч на стадионе. Летом город зеленый, в клумбах растут красивые цветы. В центре нашего города есть сквер Павших Героев Гражданской и Великой Отечественной войн, о собенно примечательным на территории сквера является памятник, посвященный красногвардейцам-шахтерам, которые погибли в период Гражданской войны. Позже рядом с этим монументом был установлен и зажжен Вечный огонь в память о погибших героях Второй мировой войны. Я часто бываю там, чтобы почтить память погибших за Родину, за мир на земле. Если бы у меня появилась возможность переехать куда-нибудь в другое место, я бы ею ни за что не воспользовался. Ведь для меня мой родной город навсегда останется самым лучшим и любимым. Здесь выросли мои родители и я.

1.3 О том, как наш город Копейск имя свое получил

Имя Копейску даёт его профессия, ведь история его начинается в начале XX века со строительства шахты, в которой добывали уголь. Шахта – это подземная выработка или, как её иначе называли, копь. А слово «копь» происходит от «копать». Значит, копь – это то, что выкопано в земле. Таким образом, вначале было слово «копать», потом – «копь», и уже от него происходит название города «Копейск». О том, что это действительно так, говорит тот факт, что когда-то не было названия Копейск, зато существовало другое имя: Копи – Челябинские каменноугольные копи. В 1932 году Копи были выделены из состава Челябинска в самостоятельный посёлок, ставший центром Копейского района, который просуществовал до 1937 года. И только 20 июня 1933 года Постановлением ВЦИК посёлок Копи был преобразован в город с названием Копейск.

1.4 Гимн Копейска

У каждого города есть свой гимн. Наш гимн принят решением Собрания депутатов Копейского городского округа №96-МО от 15.08.2007 г.

В битвах рожденный,
Краснознаменный,
Труженик город и город боец,
Каской солдатской,
Каской горняцкой
Ты проверял нас на прочность сердец.

Припев:
Одним путем идем с тобой,
Ты стал любовью и судьбой,
Мы впишем новые страницы
В твою историю, Копейск родной!

Город рассветный,
Лучший на свете,
В новых заботах и славных делах.
Город России,
Гордость России,
В сердце Урала и в наших сердцах.

Припев:
Одним путем идем с тобой,
Ты стал любовью и судьбой,
Мы впишем новые страницы
В твою историю, Копейск родной.

2. Практическая часть

2.1 Копейск в стихах и песнях

В своих произведениях писатели и поэты обращаются к теме Родины, стремясь отразить свою внутреннюю связь с отечеством, выражая тем самым любовь к ней.

«Горжусь тобой»

Я песни пою о тебе, город мой.

Ты катишь тяжелые реки угля,

Ты родиной славною стал для меня.

Припев: Краснознаменный город Копейск,

И все мои песни пою я тебе.

Родился ты хилой шахтерской избой,

Навек я сроднился с твоею судьбой.

Ты рос и мужал, и в лихие года

Тебя отстояли отцы от врага.

Краснознаменный город Копейск,

В тебе моя радость, в тебе моя честь.

Ты выстоял гордо в нелегкой борьбе,

И все мои песни пою я тебе.

В косых терриконах заря надо мной,

Тебе хорошеть и цвести город мой,

В годах и веках крепко помни всегда
О тех, кто тебя отстоял от врага.

Припев: Краснознаменный город Копейск
Теперь твоих улиц и парков не счесть
Ты выстоял гордо в бою и труде,

И все мои песни пою я тебе.

Александр Криворотов

«Приглашаю в мой родной Копейск»

Я шагаю городом рабочим,

Солнце шлет мне утренний привет.

И готов твердить я между прочим:

Города такого больше нет.

Улицы широкие, зеленые,

Дымкою затянуты слегка.

В небо устремились терриконы,

Режут, словно птицы облака.

Клены светлоокие касаются
Ласковой и трепетной руки.

Музыкой вокруг переплетаются
Заводские звонкие гудки.

Я шагаю городом рабочим,

По асфальту солнце стелит блеск.

Если это все увидеть хочешь,
Приглашаю в мой родной Копейск.

В. Бельков

«Копейск Краснознаменный»

Живу с душою восхищенной
И очарованной тобой
Мой трудовой, Краснознаменный, Орденоносный город мой. День, отгорающий закатом,

Тревожит шумом угля тишь,

Где ты - и первооткрыватель,

И добычник его стоишь.

Пластов блестящих километры
Теплом земным здесь родились.

Какие жизненные ветры
Над ними в вихрях пронеслись!

От кандалов, кирки и стона,
До свиста сабельных атак.

Над шахтой, как над бастионом,

По ветру бился красный флаг.

Ты знал и боль, и скорбь, и беды,

Но неустанно был в строю
И добывал свои победы
В труде, в учебе и в бою.

В одеждах праздничных неловок,

А в шахтных недрах властелин,

Твоя опора и основа -
За пульты угольных машин
Идет, идет в цеха и в лавы
Твой замечательный народ -
И из ростков отцовской славы
Сыновья, новая, растет.

И весь сегодня устремлен ты
В свои мечты, за рубежи:

И глубже в уголь горизонты,

И - выше в небо этажи!

«Песня о Копейске»

Слова Ю.Кормильцева Музыка А.Пыжова

Раннее утро восток обожгло,

В белый туман терриконы оделись,

Ветром гудок далеко унесло,

Город не спит под напевы метели.

Может, он вспомнил суровые дни,
Может, болят незажившие раны...

Вспомнил, как после сражения шли,
С песней лихой горняки-партизаны.

Город героический.

Славь народный труд свободный,

Труд коммунистический.

Вспомнил, как уголь он свой посылал
Стройкам народным Урала, Сибири.

Черный июнь мирный труд оборвал,

Женщины всюду мужчин заменили.

Снова победное солнце взошло,

Нежной улыбкою ярко сияет.

Мирное утро к нам в мае пришло...

И над копрами вновь песня взлетает.

Припев: Славь же, песня, наш Копейск,

Город героический.

Будем жить мы и трудиться
По-коммунистически!

Шахматова Надежда *** Копейск - наша родина малая
Тебе мы все славу поем.
Идем мы с работы усталые, Иль утром на смену идем. Чтоб ширились светлые улицы, И ввысь устремились дома, И солнышко в небе не хмурилось,
И вновь зацветали поля.

Детишки над книжкой склоняются,

Учитель внимателен, строг, Так значит, мечты не кончаются,
А к счастью так много дорог.

Лившиц Илья

С чего началась моя родина?

С копров дальних угольных шахт.

Так много дорог мною пройдено, -

Копейск не забыть, это факт!

Там, в центре, аллея красивая,

И в сквере есть мемориал.

Найдёте геройские символы.

Здесь те, кто в Гражданскую пал,

Погиб за житьё справедливое,

Чтоб людям жилось хорошо.

Сторонка до боли любимая,

К тебе поклониться пришёл!

Копейск, в грёзах я тебя вижу

В далёком, заморском краю.

Не Риму, Мадриду, Парижу, -

Тебе душу я отдаю!

Нина Пикулева

Начинается на "К".

И кончается на "К".

Вижу я над этим СЛОВОМ –

Небо, солнце, облака!

В слове есть библиотеки,

Магазины и дворцы,

И девчонки озорные и

Мальчишки - сорванцы!

Это слово так и знайте! –

В прошлом веке родилось,

Чтоб уральскому шахтеру

В нём уютнее жилось.

2.2 Выполнение творческой работы

Мультимедийный продукт – одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте. В одном объекте содержится текстовая, аудиальная, графическая и видео информация. Творческий продукт получился именно таким: он совместил в себе большинство видов информации.

Сначала записывали совместно с учителем текст на данную тему на диктофон, потом я выразительно читал стихотворение. Потом мы искали информацию о городе Копейске в фото- и видеофайлах, сам немного участвовал в видеоролике, затем мы все соединили, добавив музыку и сделав видеоролик-презентацию.

2.3 Анализ проекта

Творчество копейских поэтов наполнено искренностью, открытостью чувств, правдивостью. Поэты являются певцами родного края, доносят его красоту и нравственные ценности до сознания других. Это важная и необходимая миссия, но выполнить её может далеко не каждый, а лишь тот, кому дано. Поэзия самодеятельных авторов глубоко патриотична. Поэты нашего города искренне любят родную землю. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой.

С профессиональной точки зрения стихи копейских самодеятельных поэтов далеки от совершенства: не всегда выдерживается размер стихосложения, встречаются не очень удачные рифмы, стилистические ошибки, но эти стихи обладают очень ценным качеством: духовной и нравственной чистотой, все они художественно правдивы. Авторы не собираются никого удивлять изысканными поэтическими фигурами и не гонятся за изменчивой поэтической модой. Они честны перед собой и читателями и пишут о том, что нас всех волнует. В стихах самодеятельных поэтов возникает очень привлекательный образ Родины, в который невозможно не влюбиться. Каждая строчка стихотворений поэтов-земляков пронизана любовью к милой родине, к отчему дому и поэтому не может не трогать наши сердца. Читая их, чувствуешь свою причастность к напечатанному – настолько они проникновенны.

Заключение

Я изучил источники литературы к теме, познакомился с разными стихами и песнями местных поэтов, совместно с учителем и учениками старших классов создал творческий продукт. Все задачи рассмотрены, выполнены и взяты на заметку, цель работы достигнута. Не бойтесь экспериментировать и дайте волю своей фантазии для создания творческого продукта! Хотелось показать насколько прекрасна моя Родина в стихах и песнях, написанных поэтами Копейска и других самодеятельных поэтов.

Список литературы

  1. Хохрева, Г. Горжусь тобой [Текст] : конкурс на лучшую песню о Копейске: К 50-летию советской власти / Г. Хохрева // Копейский рабочий. – 1967. – 11 марта. – С. 4.
  2. Бельков, В. П. Березовый свет [Текст] : сб. стихотворений / В. П. Бельков. – Челябинск, 2004. – С. 62-63.
  3. В Урале Русь отражена [Текст] : сб. песен (песни конкурсные о городах и народные). – Челябинск, 1971. – С. 125-127: ноты.
  4. С думой о Копейске… [Текст] : [стихи о Копейске] // Копейский рабочий. – 2006. – 26 августа. – С. 4.
  5. Копейск. 100 лет в истории Отечества [Текст] : историко-краевед. издание / С. А. Баканов, М. С. Гитис, А. П. Моисеев, Ю. Г. Фёдоров; под общ. ред. С. А. Баканова. – Челябинск: АБРИС, 2007. – 128 с. : ил.
  6. Косолапова, В. А. Мой город / В. Косолапова. – [Копейск] : Копейский рабочий, . – 79 с.
  7. Стихи про Копейск [Электронный ресурс] // Что такое любовь. – URL: Chto-takoe-lubov.net/stikhi-o-lubvi/kollektsii-stikhov/3578-stixi-pro-kopejsk (17.03.2018).

зиля махмутова
Краткосрочный проект для детей средней группы «Моя Родина - Россия»

Проект «Моя Родина - Россия "

Вид проекта : познавательный, краткосрочный , групповой .

Сроки реализации проекта : 2 недели.

Участники проекта : дети средней группы , воспитатель, родители .

Актуальность :

«Человеку никак нельзя жить без Родины ,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении, самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину , свой народ и все, что связано с народной культурой – это формирует устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.

Одной из воспитательных задач в средней группе является ознакомление детей с окружающим миром , с обществом, в котором живут дети. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми, как в быту, так и в процессе образовательной деятельности. Причем основная работа проводится именно в повседневной жизни и режимных моментах. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, родителей .

Цель проекта : формировать в воображении детей образ Родины , представление о России как о родной стране , воспитывать патриотические чувства.

Задачи проекта :

1. Расширять и систематизировать знания детей о России , о её символике (герб, флаг, гимн) .

2. Познакомить детей с разными народами , населяющими Россию . Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

3. Вызвать у детей интерес к народному творчеству, восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

4. Формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны.

5. Закреплять представления детей о семье , ее членах, родственных отношениях.

6. Расширять знания детей о профессиях .

7. Формировать у детей уважительное отношение к своей стране.

8. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину , за своих земляков.

9. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Этапы работы.

1. Предварительный этап.

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями : подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, танцевальных композиций, пальчиковых игр, физминуток, связанных с тематикой проекта ; оформление папок-передвижек по теме проекта , подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте .

2. Основной этап.

1. Цикл занятий, расширяющий представление о родной стране :

Познакомить с геральдикой России .

Рассмотреть карту России .

Столица Москва- главный город России .

Рассказ о праздниках и обычаях России .

О малой родине : «О городе своём ведём рассказ» .

2. Рассматривание альбомов с фотографиями «Моя тополиная Варна» , «Наш детский сад» , «Москва» , «Русские узоры» .

3. Дидактические игры : «Герб России » , «Флаг России » , «Назови членов семьи» , «Профессии» , «Путешествие по городу» , «Выложи по контуру» , «Разрезные картинки» (Семья, Профессии, Русские узоры, «Кому что нужно для работы?» , «Русские матрешки» , «Народы России » , «Защитники Отечества» , «Дом, в котором я живу» , «Дикие животные нашей страны» .

4. Подвижные игры : «Золотые ворота» , «Гори, гори ясно!» , «Сапожок» , «Ворон» , «Пятнашки» .

5. Составление рассказов о своей семье, рассматривание семейных альбомов.

6. Рассказывание по мнемотаблицам русских народных сказок «Курочка ряба» , «Теремок» , «Колобок» , «Лиса и волк» .

7. Пальчиковые игры «Мы – веселые матрешки» , «Семья» , «Наша Родина » , «Детский сад» .

8. Сюжетно-ролевые игры- путешествия на поезде, самолёте, машине.

9. Презентация «Русская изба»

10. Рисование : «Мой дом» , «Украшение фартука для мамы» .

11. Раскрашивание «Семья» , «Дом»

12. Лепка «Пироги к семейному торжеству»

13. Аппликация коллективная «Флаг России » .

14. Конструирование : «Моя улица» .

15. Пословицы, поговорки, загадки о Родине , семье.

16. Заучивание стихов и песен о России , про детский сад.

17. Чтение художественной литературы : Терапевтические сказки про детский сад, Русские народные сказки, М. Пришвин «Моя Родина » , К. Паустовский «Собрание чудес» , Е. Пермяк «Сказка-присказка про родной Урал» .

Работа с родителями :

Консультации «Роль родителей в возрождении русских традиций» , «Богатыри Земли Русской» , «Роль отца в семье : «Поиграй со мною, папа!» , «Растим счастливого малыша» .

Организация выставки «Семейные фотоальбомы»

Участие в конкурсе рисунков «Россия глазами детей » .

3. Заключительный этап.

Викторина : «Что мы знаем о России » .

Выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Россия глазами детей » .

Вывод :

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране , но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проект показал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

Муниципальное Общеобразовательное учреждение

«Лицей №4 красноармейского района Волгограда»

ПРОЕКТ

«Моя Родина - Россия»

Работу выполнили:

ученики 3 класса

Руководитель Хахалева Н. С.

Вид проекта : информационно – познавательный

Продолжительность: долгосрочный проект (ноябрь - май).

Участники проекта : дети начальной школы. Так же проект предусматривает активное участие родителей воспитанников.

Раздел программы : социально – личностное развитие

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение учащихся начальной школы к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране; обогащать опыт детей о своем городе, стране, Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.

Задачи проекта:

    Воспитывать любовь к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду;

    Формировать представления о родном городе и его достопримечательностях, его государственных символах;

    Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;

    Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

    Осуществлять ознакомление учащихся с историческим и культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии России;

    Расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов, стихотворений об исторических событиях нашего города и нашей страны.

    Приобщать к истокам народной культуры.

    Формировать навыки культуры речевого общения.

    Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.

    Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

Подготовительный этап:
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, музыкальные записи;
- подобрать образцы русских народных промыслов;
- разработать сценарий литературно-музыкального праздника «Что мы родиной зовём?»;
- подготовить материал для изобразительной деятельности.

Содержание проекта:
- провести анкетирование познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;
- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города герои России», « Золотое кольцо России», « Флаги мира»; - провести литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».

Актуальность.

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.Формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т.д.

Так же, современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному городу, Родине.

Знакомство детей с родным краем, своей страной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей семье, своему городу, своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей младшешкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проект состоит из блоков:

    блок - Моя семья, мой город, моя страна, моя планета (ноябрь-декабрь)

    блок - Русская горница (январь)

    блок - Сыны Отечества (февраль)

    блок - Народная культура и традиции (март)

    блок - Природа России (март - апрель)

    блок - День Земли. Покорители космоса (апрель)

    блок - День Победы (май)

Участие родителей в проектной деятельности :

    Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, познавательного материала.

    Участие в совместных мероприятиях.

    Оформление коллекций «Москва – сердце России!», «Города герои России», « Золотое кольцо России», « Флаги мира»;

Предполагаемый результат:

    Повышение интереса учащихся к своему городу, своей стране;

    Умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

    Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;

    Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

    Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне и др.

    Знать историю своей страны, её героев.

Тематический план работы в рамках проекта

Ноябрь:

Познавательная деятельность:

1 . « Мой город. Экскурсия по улицам города»

Цель: познакомить детей с главными улицами и достопримечательностями родного города; учить узнавать их по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях города, воспитывать интерес и любовь к родной земле.

2 . Игра-путешествие “Город мой родной”.

Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.

3. “Имя улицы моей”.

Цель. Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”

4. «Что я знаю о своем городе»,

Цель: Повышение интереса школьников к своему городу, формировать представления о родном городе и его достопримечательностях.

5 .«Мы живем в России»

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотическиечувства.

6 . « Москва – столица моей Родины»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
7 . «Я гражданин России»

Цель: формирования чувства ответственности, воспитание гражданской позиции.

8. Дидактические игры: «Узнай наш флаг», «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва»

Цель: закрепить знания о символики нашей страны

Продуктивная деятельность:

1. Аппликация: «Флаг России»

3 . Рисование: « Мы дети одной страны»

Знакомство с народными приговорками . Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился»

Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.

Заучивание: П. Воронько «Лучше нет родного края», С. Есенина «Береза»

Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живём»

Музыка:

Слушание: «Пение птиц». Этюд «Ах, ты, береза русская!» рус. нар. мелодия.

Декабрь:

Познавательная деятельность:

1. Беседа «История Московского Кремля»

Цель: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

2. Работа с глобусом « Найди, где мы живём»

3. «История флага»

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей государственного флага России; со значением цветов триколора.

4. «История герба»

Цель:воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей российского герба. Провести сравнение изображения современного герба с дореволюционными.

5. Беседа «Дружба на планете»

Цель: донести до детей значимость дружеских отношений, согласия, понимания между народами.

6. Беседа«Любимые места отдыха»

7. «Какие народы живут в России»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных

костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Продуктивная деятельность:

1. Рисование «Город мой родной

2 . Лепка «Портрет моей семьи»

Чтение художественной литературы:

Рассказы: М. Жестев «Всему начало».

Э. Шим «Где наша деревня», разучивание А Прокофьев «Как на горке, на горе»

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Музыка:

Упражнение «Ах, улица, улица, широкая» (потопаем – покружимся) рус. нар. мелодия.

Слушание песен о Тарко – Сале, о России

Январь:

Познавательная деятельность :

1 .“Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице).

Беседа «Русская горница»

Цель: познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.

3. Дидактические игры: « Старинное и настоящее», «Кем быть?», «Четвертый лишний»

Цель: учить называть и узнавать предметы старины, находить сходство и отличие.

4. Ситуативный разговор «Русская печь»

5. Беседа «Что такое святки»

Цель: дать детям знания о святках, формировать представление о русских народных праздниках.

6. Беседа: «Русские народные промыслы»

Цель: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
7.Беседа «Русский национальный костюм»

Цель:Развитие интереса к русскому народному костюму. Познакомить детей с элементами русского народного костюма. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

8. Рассматривание альбомов «Мастера гжели»

Музыка:

Разучивание «К нам гости пришли», песни – колядки.

Продуктивная деятельность:

    Лепка из соленого теста предметов быта русского народа

    Рисование русского костюма.

Чтение художественной литературы:

ДжанниРодари «Чем пахнут ремесла», «Садко»

Разучивание песен, колядок.

Февраль:

Познавательная деятельность:

1. Беседа « Я живу в России»

2. Загадки о профессиях

3. Игра «Скажи правильно»

4. Представление детьми личного опыта «Я в мире профессий» - развитие монологической речи.

5 .Сюжетно ролевые игры «Пограничники», «Разведчики», «Строители».

6 . Беседа «Спецтранспорт»

7 .Беседа «Тот герой, кто за Родину горой!»

Продуктивная деятельность:

1.Лепка «Танкист и танк»

Чтение художественной литературы:

Стихи: С. Маршак «Пограничники». А. Барто «Помощница», В. Маяковский «Кем быть?».

Рассказы: Л. Кассиль «Твои защитники», В. Осеева «Волшебное слово», Б. Житков «На льдине». С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Пословицы и поговорки.

Музыка:

Слушание военных песен, «Марш славянки»

Март:

Познавательная деятельность :

1. Беседа «Народные промыслы России»

2 . Беседа «Изделия хохломские и городецкие»

3. Беседа «Игрушки дымковские и филимоновские» 4. Беседа: «Гжель и Жостов» Цель. Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.

Беседа о культуре народов России « Мы говорим на русском языке»

Беседа «Русские матрешки» - воспитывать интерес к русской народной культуре.

5. Блиц – турнир «Наша Родина – Россия»

6 . Беседа «Мамы разные важны» Кукла в русском национальном костюме»

7.Беседа: « Путешествие по России»

Цель. Закрепить знания детей о разнообразии природы России. Воспитывать любовь к своей Родине. Вызывать чувство восхищения красотой русской природы. Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Активизация словаря: иллюстрации, пейзаж, Россия, россияне, названия деревьев, злаки.

8 . Путешествие на ковре – самолете «Большая и малая Родина»;

9. «Вопросы бабушки Загадушки»

Продуктивная деятельность:

Роспись “Русская матрешка” (с элементами рисования).

Цель: закрепить знания детей о народной игрушкой, о ее истории возникновения, учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи, воспитывать интерес к народной игрушке.

Раскраски «гжель»

Чтение художественной литературы:

« Ю.Яковлев «Мама»

Русские народные песни «Береза моя..», «Ты рябинушка, раскудрявая…».

Пословицы и поговорки о Родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о природе.

Стихи: Б. Заходер «Что красивее всего?»

Рассказы: И. Соколов - Микитов «Русский лес», М.Пришвин «Лесные гости»;

Заклички, как жанр детского фольклора

Музыка:

Русские народные инструменты

Слушание русских народных песен

Пение песни «Во поле береза стояла»

Развлечение «Масленица»

Апрель:

Познавательная деятельность:

1 . Беседа «Климатические зоны России»

Цель: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.

2. Беседа «Голубые реки России»

Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.
3.
Беседа«Красная книга России.

Цель: сформировать первоначальные представления о Красной книге, продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, через эмоциональное участие в викторине сформировать устойчивый интерес к природе.

4. Беседа на тему “Русская березка”.

Цель. Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.

5. Рассматривание альбома «Моя Россия», И. Левитан « Большая вода»

6 .Беседа «Растительный мир тундры»

7. Путешествие по карте

Цель: расширить знания детей о нашей стране, в которой мы живем; познакомить с географической картой, картой мира; воспитывать любовь к Родине, уважение к людям разных национальностей; активизировать словарь детей словами: «суша», «водоем», «рельеф», «физическая карта».

8. Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.

Цель. Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

9 . Беседа «Первооткрыватели космоса» , «Покорители космоса»

10. Беседа «Земля – планета, на которой мы живем»

11 . Викторина «Наша Родина – Россия»

Цель:закрепить знания детей о государственных символах России; воспитывать чувство любви к своей Родине – России; расширять представления о природе России; развивать умение отгадывать кроссворды; развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам; развивать познавательные интересы; воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга; создать радостное и веселое настроение у детей.

12 .Сюжетно ролевая игра «Космонавты»


Продуктивная деятельность:

Аппликация «Космонавт вернулся с космоса»

Рисование «Моя планета Земля», «Солнечная система»

Лепка «Ракета»

Стихотворения о космосе.

Албанская сказка «как солнце и Луна друг другу в гости ходили»

Чтение рассказов о Ю. Гагарине.

Заучивание стихотворений о природе Плещеев А., А. Майков – воспитывать любовь к природе

Мероприятия

Познавательная деятельность:

1.Беседа: «Ордена и медали ВОВ» Цель:познакомить детей с основными орденами и медалями ВОВ. Подвести к понятию выражения «награда за подвиг» Закрепить знания о событиях ВОВ.

2. Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях.Цель. Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.

3. Беседа «Тот герой, кто за Родину горой».Цель: познакомить детей с героическим подвигом русского народа в годы ВОВ, воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории, способствовать устойчивому интересу к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.5. Беседа«Ими гордится Россия»6. Рассматривание: Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А. Дейнека «Оборона Севастополя», П. Корин «Маршал Г.К. Жуков», Города Герой.

7. Представление детьми мини-проектов «Города России»

Цель: познакомить детей с крупными городами России, городами – героями, «Золотым кольцом», побуждать детей восхищаться красотой нашей страны, воспитывать патриотические чувства.

Музыка

Слушание

Д. Тухманов «День Победы», «Прощание славянки»

Литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».

Чтение художественной литературы

Л. Кассиль «Твои защитники», А. Барто «На заставе»; «Блокада», А. Пантелеев «Честное слово» ; «Щедрый ежик» С. Алексеев « Тридцать три богатыря», С. Михалков «Россия», Лебедев – Кумач «Москва».

Цель: воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Разучивание «День победы»

Продуктивная деятельность:

Письмо солдату.

Список используемой литературы:

      Герб и Флаг России. Е.К. Ривина.

      Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.

      Познавательное развитие. стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

      Мы живем в России.Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова М., 2007г.

      Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л.Л., – СПб.: детство-Пресс, 2011г

      Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Мулько И. Ф., -ТЦ: сфера, М., 2009г

      Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.

      Интернет – ресурсы

Проект «Моё родное, милое село»

(4 класс)

Краткая аннотация проекта

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом…

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект - это попытка объединить единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.

В результате выполнения проекта учащиеся создадут: презентацию "Мое село", фотоальбом "Моя малая Родина", рисунки. Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.

Ребёнок, который будет знать историю своего села, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать им цену.

Он прислушается к своим родным, близким, которые объясняют ему что такое Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, Семья.

Цель:

Расширять знания о своём родном селе; способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую Родину, воспитывать у учащихся коммуникативность.

Планируемые результаты деятельности

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

Готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

Умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;

Умение действовать в интересах группы;

Умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;

Умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды

Метапредметные - умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

Умение оценить степень успешности своей деятельности;

Умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;

Умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,

Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Предметные:

Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

Кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;

Привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

С чего начинается Родина?

Проблемные вопросы

1.Почему ваш поселок так называется?

2.Что вы можете рассказать о культурно – исторических зданиях нашего поселка?

3.Есть памятники Великой Отечественной войны?

4.Что можете рассказать о памятных местах нашего поселка?

Учебные вопросы

1.Страницы истории сел

2.Почему наш поселок мы называем малой Родиной?

3.Почему место, где ВЫ родились, Вам так дорого?

4.Почему Вас привлекает ваша малая родина?

5.Что вы можете сказать о сегодняшнем облике поселка? Как он меняется?

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Умения работать в группах, парах; работать с различными ресурсами, в том числе с Интернетом, письменно излагать свои мысли.

Учебные мероприятия

Подбор материала об истории, о культурно – исторических и памятных местах нашего поселка, сбор подбор фотографий, стихов и других литературных произведений. Работа с различными информационными источниками.

План проведения проекта

Подготовительный этап:

Ознакомление и ввод учащихся и родителей в проектную деятельность.

Обеспечить информирование родителей об участии детей в проекте.

Получить разрешение от родителей на использование фото и работ учеников в сети Интернет.

Обсуждение целей и задач проекта.

Формирование групп учащихся с учетом желаний и интересов детей

Основной:

Составление плана работы в группах

План работы в группах составляется под руководством учителя с помощью наводящих вопросов, устанавливаются сроки выполнения проекта.

Поиск информации в разных источниках по группам:

Посещение библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме.

Знакомство с правилами работы в сети Интернет, с этикетом общения, правилами соблюдения авторских прав

правила работы на компьютере

Представление группам списка информационный ресурсов и самостоятельное его дополнение участниками групп

Анализ информации, отбор материалов.

Оценивание своей работы в группе

Заключительный этап:

Подготовка и оформление результатов в виде фотоальбома и презентации(советы по оформлению презентации).

Рефлексия

Выполнение проекта

Подготовительный этап

Выявление знаний детей о том, что они знают о своей малой родине

Постановка проблемы.

Определение целей и задач проекта.

Формирование творческих групп:

Выявление у детей знаний осуществлялось посредством беседы;

Основной этап

Формирование групп учитывая место рождения и проживания.

Работа с различными информационными источниками.

Составление плана работы на каждую группу с распределением обязанностей.

Обсуждение и отбор собранного материала, необходимого для создания продуктов проектной деятельности учащихся.

Заключительный этап

Представление готового продукта проектной деятельности учащихся:

Фотоальбом «Моя малая Родина»

Программное обеспечение и оборудование для осуществления проектной деятельности

Персональный компьютер.

Точка доступа к сети Интернет.

Цифровой фотоаппарат.

Программное обеспечение:

Paint,

Adobe Photoshop,

Adobe Flash,

Оформление

При оформлении используются стенд по истории села, выставка рисунков «Моё село». Дополняет оформление компьютерная презентация.

Сегодня наш классный час посвящен он самому важному в жизни каждого человека …

Введение в тему (музыка)

Моя малая родина, милая,

(Ведь большая – вся наша страна)

Ты, как ангел небесный, красивая,

Ты проста, как и наша душа.

На тебя не могу наглядеться я,

Не могу оторвать я свой взор

От глубоких и синих небес твоих,

От далеких зеленых простор…

Гладь речная твоя отражает

Ярче золота солнца лучи,

И потоки воды заставляют

Меня вновь окунуться в мечты.

Я люблю тебя, милая родина!

Я любуюсь твоей красотой!

Я люблю тебя, малая родина!

И навеки останусь с тобой!

Уч. Ребята, как вы думаете, почему наше мероприятие я начала с этого стихотворения.

У-ся.

Уч. Родина много значит для нас. Родина - это родной дом, где человек сделал первый шаг и произнес первое слово. Родина – это страна, село в которой мы живём. Это дом, в котором живёт каждый из нас. Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер, дедушки и бабушки, родственников и друзей. Родина это наша Россия. Но почему часто мы называем свою страну «Отечеством», «Родиной», «матушкой». Как вы думаете, связаны ли эти слова между собой?

Уч- ся.

А правы мы или нет мы узнаем, прочитав рассказ К. Ушинского «Наше Отечество» /Текст: «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а матерью, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина. (К. Ушинский)/

Уч. Найдите в тексте строчки, которые объясняют, почему Россию мы называем «Отечеством».
Уч – ся. Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Уч. Почему называем «родиной»?

Уч-ся. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное

Уч. Почему называем «матушкой»?

Уч-ся. Матерью, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

Уч . О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Уч . Говорят «Где родился там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобрёл друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живёт любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из Вас живёт Любовь к своей малой родине.

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа.

МАЛАЯ - потому что это маленькая частица моей необъятной страны

РОДИНА - потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Уч . В течение двух месяцев мы работали над проектом, который назвали «Моя малая родина». Сегодня мы подведём итог нашей работы. Но давайте вспомним, как всё начиналось

Уч-ся (Шаландина Н.)

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слов с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок … и я!

Семья – это не только я, мама, папа. Это ещё дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. О них нам рассказывают родители, и мы ими гордимся. Но есть ещё место, где мы родились, живём.… Это наше любимое село … Покровка.

Работа над проектом началась с классного часа по теме «И если в этом мире что-то вечно, то это Родина моя. На классный час с беседой были приглашены работники районного музея, межпоселенческой библиотеки, старожилы села. В ходе проведения классного часа у нас возникли вопросы об истории жизни нашего села, нам захотелось узнать как можно больше о своём селе. Татьяна Викторовна предложила нам создать проект о своём любимом и родном селе, а мы решили назвать свой проект «Моя малая Родина».

Актуальность нашего проекта заключается в том,что нам кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Но отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в то место, которое мы называем «Малой родиной». Не знаю для кого как, а для меня моя малая родина – это мой Октябрьский район, родное село Покровка.

Мы определили проблему исследования . Её мы видим в отсутствии достаточной и информации об истории села… С одной стороны нам всем знакомы места, где мы живём… А с другой стороны есть неизвестные моменты, на которые мы не обращаем внимания. Поэтому нам заходилось расширить свои знания о своей малой родине…

Цель: расширить знания об истории родного села, создать книгу «Моя малая Родина».

Обсудив коллективно план реализации проекта, мы поставили перед собой задачи:

    узнать, как образовалось наше село;

    выяснить кто являлся первыми жителями нашего села, героями – участниками Великой Отечественной войны;

    уметь анализировать и отбирать необходимый материал для своей странички;

Гипотеза: если мы не будем заниматься поисковой, исследовательской деятельностью, то не сможем узнать историю своего села, района, его развития, культуру

Вид проекта: информационный, исследовательский.

Срок реализации проекта: январь - февраль

Методы и приёмы:

    экскурсия по селу;

    экскурсия в школьный, районный музей;

    поиск информации;

    статистический опрос жителей села.

Для реализации нашей цели и задач проекта мы разделились на группы по интересам. Каждая группа под руководством учителя составила план работы и установила сроки выполнения проекта.

В процессе коллективного обсуждения проекта мы сформулировали странички нашей будущей книги:

"История образования нашего села"
“Наши односельчане, герои той страшной войны ”
“Улицы моего села”

«Моя школа»
“Наше село сегодня”

Для более успешной работы по реализации проекта мы подключили группу заинтересованных родителей.

С данным материалом мы планируем выступить в 3–х, 4-х классах.

Разместить материалы на школьном сайте и в сети Интернет,

Поместить нашу книгу в школьном музее.

Работа над проектом была разделена на несколько этапов.

Первый этап – подготовительный заключался в самостоятельной поисковой работе. Мы посетили межпоселенческую и школьную библиотеку с целью ознакомления литературы по данной теме. Все вмести, мы и родители посетили районный музей. Там мы нашли много информации об образовании нашего села, о жизни замечательных людей, сделали фотографии. С помощь учителя и родителей искали материал в сети Интернет и различных других источника. Интернировали членов своей семьи, знакомых об истории и достопримечательностях, о производстве своей малой Родины.

Второй этап – реализации. На втором этапе прошло промежуточное обсуждение по собранному материалу. Каждая группа отобрала фотографии, которые по всеобщему мнению подходили для защиты проекта. Из собранных материалов отбирали самое главное, интересное, то, что мы все хотели видеть в нашей книге.

Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал по заранее составленному плану, подобрать фотографии к тексту, которые бы подходили. Нам осталось только оформить наш результат в виде страниц книги «моя малая Родина»

Заключительный этап. Вот завершена работа над проектом. Для его защиты мы в группах распределили материал между всеми участниками.

В результате проекта «Моя малая Родина» достигнуты все задачи, которые мы ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Мы считаем, что у нас получилась замечательная книга. В ней собран и оформлен материал по родному селу. Работая над проектом, мы познакомились с историей родного села, поняли, что из малого складывается большое – наш район часть большой страны, которая называется Россией. Мы научились сотрудничать с родителями, совместно посещали библиотеки, музей. Научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию.

Сегодня мы представим вашему вниманию только небольшие фрагменты наших страничек. И что у нас получилось, судить Вам, дорогие наши гости, уважаемые члены жюри.

Уч-ся. Наша группа представляет первую страничку нашей книги

История образования нашего села

История любого села тесно связано с судьбой нашей страны, с историей нашего великого народа. История создаётся деятельностью многих людей. Не зная побед и достижений предков, не может по настоящему любить и уважать своё Отечество, гордиться им. Любовь к Отечеству начинается к любви к своей малой Родине. Поэтому необходимо знать свои корни, историю своего села, ценить свой край, памятники его истории и культуры, и не забывать о природе вокруг нас, ведь даже древние люди боготворили природу.

А что здесь было? Дебри да болота,

Да чёрная в бочажинах вода.

Была работа до седьмого пота

В тот год, когда мы прибыли сюда.

41Целью работы нашей группы было сбор материала об образовании нашего села. Проведя исследовательскую, поисковую работу мы узнали, что наше село образовалось в 1880 году. Место было выбрано ходоком Моисеем Бондаренко. Да, это он первым из переселенцев пришёл сюда и оглядел окрест.

(Выходит мальчик в рубашке ) «А места – чудные! Сердце замерло от восторга и красоты. Полноводная река Суйфун, по берегам почти не проходимы заросли кустарника и деревьев, переплетённые крепкими и тугими лианами дикого винограда. Трава в рост человека, к которой ни разу не прикасалось лезвие косы. Покрытые лесом небольшие горы, плавно спускающие к реке. А земли – то – немерено! И никого в округе, кроме непуганых птиц, косулей и медведей.

Лучшего места чай не найти. Тут мы и остановимся. Будем жить, ставить избы, ладить загоны для скотинки, корчевать деревья, обрабатывать землю – кормилицу, поливая её потом. Это наша земля, наш край!» - наверно так произнёс вслух ходок Моисей Бондаренко. (И сбросив с плеча тощую котомку, перекрестился в сторону зелёной сопочки, впоследствии названой Сенькиной шапкой).

Первые жители села Покровка, в количестве 10 дворов построили свои дома прямой улицей, на месте теперешней улицы Карла Маркса. Присоединившиеся к ним 19 семей, казённокоштных переселенцев в 1883 году тоже построили прямую улицу с правильным распределением усадеб.

В сёлах строились церкви. В Покровке открытие церкви состоялось 14 октября 1897 года по старому стилю, в день Покрова Пресвятой Богородицы, символизирующе6й покровительство и заступничество Богородицы за всех православных христиан.

Ты такое красивое, ты такое одно,

Моя Родина милая, дорогое село!

Ты Приморья жемчужина,

Его гордость, краса,

Когда в стужу завьюжено,

когда летом роса.

Ты и внешне всем нравишься,

И делами, людьми.

Ты победами славишься,

Хоть не шли здесь бои.

Ты привольно раскинулось

Вдоль могучей реки.

Ах, спасибо Вам

Милые, казаки - мужики,

Что далеко, далече,

Аж на крае земли

Покровом Божьей Матери

Нарекли, сберегли!

Уч-ся Следующую страничку мы назвали “Улицы моего села”.

Наша группа задалась вопросом, как раньше выглядели улицы нашего села и сохранили ли они своё название и в наши дни. Для этого мы обратились за информацией в Покровский музей.

По некоторым свидетельствам первые в привычном понятии улицы появились в Покровке только к концу 19 века – в 1897 году. Их было всего три – Суйфунская, Казённая и Никольская. На всех этих улицах располагалось порядка 48 дворов. Остальные – около 16 дворов – продолжали стоять хуторообразно. К 1900 году сформировались еще две улицы – Болотная и Обозная. Любопытный факт: улицу Болотную в народе величали не иначе как Жабокваковка. Наверное, потому, что расположена она была в сильно болотистой местности по левому берегу речки Шкуротянки, и там днем и ночью квакали лягушки и жабы.

Как утверждают покровские старожилы, улица Комсомольская раньше называлась Новоникольская, так как находилась на дороге, ведущей из села Никольского в Полтавку. А еще раньше она называлась Кожановской. Улица Карла Маркса называлась не иначе как Казенной (или – Казенщиной), улица Пионерская – Струговской, Пролетарская – Корбута, а Октябрьская – Суйфунской. Улица Щетинкина сохранила свое историческое название до наших дней. Нынешняя улица Кирова до того как называться улицей Сталина, носила название Жабокряковская. Все улочки же до революции носили имена тех, кто на них жил. Например, если на одной улице проживало несколько семей по фамилии Куликовы, то она называлась соответственно Куликовской, если Баевы, то, разумеется, Баевской. Вот мы и совершили маленькую экскурсию по селу, от улицы к улице.

Работая над проектом мы не могли не создать страничку о наше родной и любимой школе.

Школа – наш дом второй,

И детства большой приют,

Знакомой спешим тропой

Сюда, где друзья нас ждут,

Где наши учителя

Согреют своим теплом,

Высокие тополя

Над классным шумят окном.

В нашей школе всегда работали замечательные учителя, которые воспитали, целую плеяду ученых и деятелей культуры. Работая над проектом, нам захотелось узнать, учились ли наши родители, учителя в нашей школе. Из 29 опрошенных педагогов 18 обучалось в нашей школе и сейчас сами продолжают обучать ребят. 17 родителей были учащимися нашей школы.

Наше село сегодня”

Достопримечательности

Каждый город, край, район, село славится своими достопримечательностями Наше село тоже может гордится своими достопримечательностями. Храм Покрова Божией Матери, районная библиотека; районный краеведческий музей.

На пересечении улиц Советов и Карла Маркса на постаменте установлен настоящий танк «Иосиф Сталин», реально участвовавший в боевых действий во времена ВОВ. На вечную стоянку в качестве мемориального комплекса он встал рядом с районным историко-краеведческим музеем, в котором собрана богатейшая коллекция экспонатов по истории села Покровка и всего Октябрьского района в целом.

На Октябрьской же улице расположен уникальный в своём роде «альянс» - компактно расположенные, дополняющие друг друга учреждения различных ведомств - ОВД по Октябрьскому муниципальному району, прокуратура Октябрьского МР, Октябрьский районный суд, а также судебный участок мировых судей - то есть, по сути, целый юридический городок.

Уч-ся Самая главная страничка нашей книге посвящена нашим односельчанам. Мы её назвали
“Наши односельчане, герои той страшной войны ”. Всё дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Но чем дальше уходят от нас те незабываемые годы, чем больше зарастают раны войны, тем всё величественнее представляется титанический подвиг, совершённый с советским народом. Вот уже 70 лет плывёт тишина над нашими селами и городами. Мы хотим рассказать о наших соотечественниках, которые внесли вклад в победу над фашизмом. Наш район тоже «воевал» в полной мере, и толика октябрьцев в общей Великой Победе советского народа в Отечественной войне имеется. Сотни тружеников тыла и участников были награждены правительственными наградами. Сегодня мы расскажем только о некоторых из них.

Николай Корнеевич Легейда - Кавалер трех орденов Отечественной войны, удостоен ордена Богдана Хмельницкого, имеет медали за освобождение Польши, взятие Берлина.

Николай Корнеевич Легейда был статным парнем, рост – под потолок, смышленый. Рос и воспитывался в крестьянской семье. Война не дала парню закончить школу, с девятого класса по спецнабору его забрали на учебу в Иркутское авиационное техническое училище. С этого момента он на долгие годы расстался с родным селом, где родился. Он уже не принадлежал себе, его дальнейшее существование определили другие люди, приказы, воинский долг. Боевое крещение Легейда получил в полку бомбардировщиков, где служил авиатехником, который стоял под Ленинградом. Потом он был и на других направлениях фронта, командовал отделением разведки, попадал в засаду, окружение. Под Берлином получил ранение, год и четыре месяца провалялся в госпиталях. Домой вернулся на костылях инвалидом первой группы, с орденами во всю грудь.

Герой Советского Союза Сергей Яковлевич Заика родился в с. Константиновка 1 июля 1914 года в семье крестьянина. В Красную Армию был призван в 1936 году. В 40-ом окончил авиационный техникум в Ульяновске, а в 42-м – Новосибирскую школу пилотов. На фронт попал в марте 1943 г. К марту 45-го лейтенант Заикин совершил 131 боевой вылет. 29 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны жил в Донецке. Умер 27 марта 1984 года. Его именем названа одна из улиц с. Покровка.

Были у нас и другие герои – не только на фронтах Великой Отечественной. Подвиги совершались и здесь, на родной земле, в тогдашнем «глубоком тылу». Яркий пример Николая Яковлевича Соловьева , председателя корфовского колхоза «Новая жизнь». Он родился в 1918 году в Корфовке. Закончил сельхозтехникум и с 36-го года работал в колхозе бухгалтером, затем был избран председателем колхоза. В 1940-м закончил курсы танкистов в Барановском. В 41-м ему, как специалисту сельского хозяйства, была предоставлена «бронь», однако Николай добился ее отмены и в ноябре того года ушел добровольцем на фронт. Перед тем, как отправиться на войну, Соловьев вместе со своими матерью и сестрой перечислил все сбережения на строительство танка. На этом танке Николай Яковлевич и воевал. И погиб.

Мы не имеем права забывать ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны с вами всё это помнить.

Выходит одетая в траур, со свечами в руках девочка. Она исполняет роль матери.

Встань народ!

Опусти свои очи на землю,

Молча вспомни о горькой судьбе

Сыновей, твоих рано ушедших,

Подаривших победу тебе!

Сколько их, родных и близких.

Полегло в свинцовой мгле,

Поклонитесь люди, низко

Тем, кто спит в сырой земле.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свята чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Тихо… ребята и гости минутой молчанья память погибших почтим. (Бой метронома).

"Тихая моя Родина"

Мы представляем вам наш маленький уголок, где мы родились, живём. Это наша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок
Душистее цветы, там холмы зеленее
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее.

Рефлексия.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. У этого дерева, как и у всякого другого, есть корни. Корни питают дерево, удерживают его от падения. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, живущие рядом с нами в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело... Чем больше человек знает о своих корнях, тем дороже ему родная земля и слаще воздух Отечества.

В этом году вся на страна будет праздновать 70-летие победы. В честь Великой победы в мае месяце мы ребята вместе с ветеранами примем участие в районной акции «ЛЕС ПОБЕДЫ»

А сегодня я предлагаю Вам посадить свою аллею. Аллею впечатление о нашем проекте.

Проект. На тему: «Россия – Родина моя. » Подготовила: Кузнецова Ирина и Охапкина Света. 4 класса «Б» Средней школы № 3

«В ком нет любви к стране родной, Те сердцем нищие калеки. » Т. Г. Шевченко.

Цель: узнать что-то новое о своей Родине. Задачи: 1. Найти информацию о России. 2. Рассказать стихи. 3. Подобрать подходящие иллюстрации. 4. Источники информаций: интернет.

Холмы, перелески, Луга и поля - Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей - Частица великой Отчизны моей.

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.

Знаменитейший туристический маршрут России носит название “Золотое Кольцо” не просто так. Маршрут ведет по старейшим русским городам, где сохранились древнейшие достопримечательности – памятники культуры, исторические места. Термин “Золотое Кольцо” появился более 30 лет назад. Туда входят города: Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома, Переславль Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Углич, Муром, Рязань, Смоленск, Тверь, Плёс.