Чем поить двухлетнего малыша при стрессовой ситуации. Стресс у ребенка: что делать родителям. Детский стресс - помогаем преодолеть

Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые..

Больше узнать о детской психологии нам сегодня помогает педагог-психолог Ирина Долгая .

Что такое детский стресс?

Часто также бывает, что стресс проявляется в виде заболеваний, и чем больше этот стресс не разрешается, тем больше вероятность, что заболевание станет хроническим. Поэтому не пытайтесь вылечить ребенка без решения проблем в его или вашей жизни (ведь дети сильно переживают, если у родителей что-то не так, даже не понимая, что именно).

Вреден ли детский стресс?

Если у вашего малыша наблюдаются такие признаки, не спешите бежать к детскому психологу. Лучше разберитесь, в чем действительно причина детских переживаний и стоит ли начинать активные действия по помощи ребенку.

Комментирует Ирина Долгая: «Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности».

То есть, вам необходимо определить, насколько сильно страдает ваш ребенок, и только после этого помогать ему. Не спешите решать все проблемы за него, этим вы можете ребенку даже навредить, в некоторых случаях обычного разговора может быть вполне достаточно.

Если же причина стресса серьезная, и он не проходит в течение долгого времени несмотря ни на что, то самое время взяться за решение этой проблемы активнее, вплоть до обращения к специалисту.

Ошибки родителей в реакции на стресс ребенка

Иногда бывает, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и реагируют на детский стресс так, как удобно им самим. Последствия этого могут быть самые разные – от вредных привычек до эмоциональной инвалидности и хронических болезней во взрослом возрасте.

Чаще всего родители совершают 3 ошибки:

1. Оставление ребенка один на один со стрессом

Если ребенок постоянно испытывает стрессы, с которыми не в состоянии справиться, и родитель не пытается помочь ему, а оставляет один на один с переживаниями, повышается риск возникновения тревожности, страхов, раздражительности, в крайнем случае - депрессии , неврозов и других психических заболеваний.

Отметим также, что оставляете вы ребенка один на один со стрессом не только в том случае, когда молча игнорируете то, что происходит, но и также когда недооцениваете переживания ребенка. Такое возможно, когда вы говорите, что все пустяки, ерунда, глупости.

2. Отвлечение малыша

Если родители отвлекают ребенка едой, телевизором и компьютерными играми , очень быстро возникает зависимость.

3. Нечестность, обман по отношению к ребенку

При стрессе внушаемость ребенка возрастает (логика подавлена), его легко обмануть. Если позже ребенок поймет, что вы с ним были нечестны, он потеряет к вам доверие . И вернуть его будет уже очень сложно.

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

1. Разделите переживания малыша

Что такое детский стресс и как с ним бороться

Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости. Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…». Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

2. Определите, почему малыш переживает

Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

3. Объясните малышу честно, что происходит

Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

Объяснить непонятное можно, например, так:

  • «Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;
  • «В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты - новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;
  • «Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».

На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные

Для каждого возраста ребенка - свой рецепт борьбы со стрессами. В нашей семье есть свои способы. Стрессам подвержен и мой сын. Не получилось что-то в школе: давай научимся это делать дома вместе. Плохое настроение? Тогда давай-ка отправляйся вместе с папой на футбольное поле рядом со школой. Они часто носятся там и возвращаются домой измученные, грязные и счастливые: рассказывают взахлеб о забитых голах и упущенных моментах.

Ребенок с увлечением читает книги о стрелковом вооружении: мы едем в музей, он рассматривает экспонаты, а потом мы с папой просим провести нас в запасники, где хранятся и ремонтируют другие экспонаты. Там ему дают подержать настоящий автомат Томпсона. Неделя хороших воспоминаний ему обеспечена.

Конечно, у него бывают и слезы , и обиды на нас с мужем, но главное – вытерпеть и узнать причину плохого настроения, а потом мы уже выбираем конкретное действие. Можно никуда и не ездить, а просто поиграть вечером с ребенком в подкидного дурачка, например. Самое важное – ребенок всегда должен чувствовать, что родители рядом и любят его».

Детский стресс – явление достаточно распространенное и с какой-то стороны даже естественное: в мире много нового, что ребенку приходится изучать, не имея никакого жизненного опыта. Но есть одна вещь, которая может помочь ребенку перенести любые тяготы – врачей, собак, переезд, конфликты со сверстниками: мир в семье и любовь родителей (к ребенку и между собой). Это рождает у малыша чувство защищенности, что не позволяет глубоко развиваться никакому стрессу.

Любовь ЩЕГОЛЬКОВА

Краткое содержание: Симптомы и причины стресса в детском возрасте. Как помочь ребенку справиться со стрессом.

Что такое стресс?

Если говорить обыденным языком стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики малыша.

Причины стресса у детей

Как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы. Часто неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей.

Распространенная причина стресса – это развод родителей. Мир малыша состоит из двух половинок: маминой и папиной. И когда эти половинки разъединяются, раскалываются, он испытывает порой настоящие физические страдания. Взрослые должны об этом помнить. У ребенка начинает болеть голова, снятся страшные сны. Иногда он ищет для себя опасную ситуацию, которая кончается травмой.

Стресс вызывается также различного вида катастрофами, травмами, и т.д.

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

Родителям, обычно, такие тонкости неизвестны. Поэтому, временами, бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Психолог Людмила Ступакова предлагает несколько отправных точек.

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения.

Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Однако вы будете удивлены, узнав, что вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный "возбудитель" стресса у школьников - учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь прежде всего идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать сына тем, что вы отдадите его "вон тому дяде" или говорить дочке, что сдадите ее в детдом, если она не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим. Счастливое детство - это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

Симптомы стресса у старшего подросткового возраста , практически ни чем не отличаются от симптомов взрослого человека. Вот косвенные признаки наличия стресса:

1. Одиночество.

Ребенок чувствует, что удаляется от семьи и друзей, или же у него возникает стойкое впечатление, что "он затерялся в толпе".

2. Чувство неуверенности в себе.

Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.

3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.

Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.

4. Нежелание общаться с людьми.

Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.

5. Усталость и расстройства сна.

Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.

6. Колебание настроения.

Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.

7. Раздражительность и вспыльчивость.

Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".

8. Беспокойство.

Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.

9. Бурная активность.

Нередко испытывая томительное внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: он упорно уклоняется от насущных дел.

10. Навязчивые действия.

Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение – все это может быть вызвано стрессом. У девушек это порой принимает форму бесконечного хождения по магазинам и покупки все новых и новых тряпок. Застревание на своих привычках, оказываются неспособными порвать с ними, изменить образ жизни.

11. Плохой аппетит.

Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.

12. Боязнь тишины.

Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает радио или телевизор. Однако может иметь место и прямо противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум.

13. Подчеркнутое внимание к своей внешности.

Когда подростки слишком заботятся о своей внешности, садятся на строгую диету или усердно занимаются физическими упражнениями, чтобы только сбросить вес, это тоже может быть вызвано стрессом.

Необходимая помощь.

Психологическая помощь необходимо начинать с самого первого дня, как только ребенок отойдет от первичного шока. Многие дети переносят стресс настолько тяжело, что замыкаются в себе, отгораживаются от окружающих. Необходимо их разговорить, заставить так или иначе рассказать о том, что произошло.

Самое главное, когда ребенок находится в стрессе, родители не должны предъявлять ему непосильных требований. Нельзя говорить: "встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным". Все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя виноватым. Ему кажется: он провинился, потому что попал в такую ситуацию. Важно разрушить это убеждение и дать малышу понять: он имеет право на ошибку. Конечно, нужно следить, чтобы у маленького пострадавшего не возникло соблазна манипулировать родителями в качестве компенсации. И тем не менее он должен знать, что родители любят его, что бы с ним не случилось. Это очень помогает в работе, и дети, как правило, быстро приходят в норму.

Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь". Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления.

Хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Но человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается.

А так как порядка 80% стрессов у детей проистекает из семьи, то стоит проанализировать выбранную вами систему воспитания на предмет наличия в ней любви.

Другие публикации по теме данной статьи:

В вашей жизни вы недавно пережили катастрофу, развод, сложную болезнь? Семейная повседневная жизнь нарушена? Для маленького ребенка непросто понять, что произошло в семье и доме. Некоторые дети после сильного стресса могут вообще ничего не понимать, хотя другие, в зависимости от возраста и того, как они пережили несчастье, могут иметь очень ясное понимание.

Однако дети нуждаются в вашем постоянном руководстве и вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить стресс, будет определять дальнейшую жизнь в течение длительного времени.

Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после стресса, у других - спустя некоторое время. Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни.

Это тяжелое время как для них, так и для вас. Независимо от их реакций, пожалуйста, будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось. Каждый ребенок может реагировать на стресс своим индивидуальным образом, даже если это дети из одной семьи.

Прислушиваясь к тому, что происходит, Вы, как родители, сможете найти пути помочь справиться с сильным стрессом ребенка.

При сильном эмоциональном стрессе некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;
  • могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
  • ребенок после сильного стресса может стать более активными и беспокойными;
  • бояться, что неприятные события повторятся. Они могут спрашивать многократно: «Случится ли это вновь?»
  • беспокоиться, что может случиться с ним, как он будет жить дальше;
  • бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
  • При сильном стрессе ребенок ведет себя так, как будто он младше, чем на самом деле, может опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
  • дети после стресса могут иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;
  • сильный стресс у ребенка может заставить его быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
  • ребёнок может легко огорчаться и плакать;
  • после сильного стресса ребенок может чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;
  • когда у ребенка сильный стресс он может чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;
  • отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;
  • пугаться громких голосов, дождя, грозы;
  • не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.

Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со стрессом?

  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
  • Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит, Проявляет ли признаки страха, тревоги, беспокойства?
  • Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.

Очень полезным может быть повторение слов ребёнка. Например: «Ты боишься, что…». Это поможет и родителю, и ребёнку прояснить переживаемые чувства.

  • Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка при сильном стрессе ребенка.
  • Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Спойте колыбельную. Если нужно, оставьте ночник включенным.
  • Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т. п.
  • Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются ввиду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
  • Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Сильный стресс ребенка является причиной такой сверхчувствительности.
  • Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

Идеальным можно назвать родителя, который может защитить и поддержать ребёнка, но одновременно искреннее и постоянно укреплять его уверенность в собственных силах. Тогда после любого сильного стресса ребёнок может ощутить внешнее подкрепление своих внутренних ресурсов.

Считается, что стрессы чаще возникают у взрослых на фоне нестабильной социальной или экономической ситуации. На самом деле стресс у ребенка возникает намного чаще, хотя в большинстве случаев родители и близкие не замечают этого.

Жизнь детей не так стабильна, как жизнь взрослых. У них постоянно меняется род занятий, появляется ответственность и новые обязанности. Стрессу способствуют возрастные изменения в организме и нестабильный гормональный фон в пубертатном периоде. Многие родители невнимательно относятся к своим детям и путают симптомы патологии с банальными детскими капризами. Отсутствие внимания и не вовремя диагностированный стресс могут привести к эмоциональной нестабильности у детей, нервным расстройствам и возможным психическим заболеваниям во взрослой жизни.

Психологи считают, что большинство расстройств во взрослой жизни связано именно с и страхами. Стресс в детстве может привести к множеству проблем: от чувства заниженной самооценки до различных маний и даже шизофрении.

Стадии стресса у детей

Существует несколько стадий стресса у детей:

  1. Стадия тревоги. Дети не сигнализируют ни эмоционально, ни словесно о пережитом стрессе. Они пытаются замкнуться в себе, настороженно относятся к любым событиям и действиям других людей. Физически чувствуют себя нормально.
  2. Стадия сопротивления. Дети могут чувствовать себя уставшими и истощенными. Это связано с перерасходом энергии нервной системой на внутренние переживания.
  3. Стадия истощения. У детей заканчиваются физические и моральные силы переживать стресс. Нервная система теряет контроль над эмоциями, могут возникать вспышки апатии или агрессии, бессонница из-за кошмаров. Подростки становятся скрытными, недоверчивыми, у них может возникать суицидальный синдром.

Вернуться к оглавлению

Причины и симптомы стрессов у детей

В зависимости от возраста детей могут варьироваться причины возникновения патологии. У новорожденных детей и малышей до года к нервному расстройству может привести разлука с матерью, смена формы кормления, болезнь, испуг. При этом малыш очень чувствителен к психологическому состоянию своих родителей. Любая ссора, истерика у родителей может быть воспринята детьми как собственная.

Сильный стресс вызывают в жизни детей переходные периоды, которые происходят в трехлетнем, шестилетнем (семилетнем) возрасте и при вступлении в пубертатный период. Это связано с переменой обстановки, появлением новых обязанностей, гормональными изменениями в организме. Необходимо обеспечить поддержку своему малышу при первых походах в детский сад и школу, при возникновении первых подростковых проблем и переживаний.

Причины возникновения стресса у детей:

  1. Отсутствие внимания со стороны родителей. Если родители не уделяют малышу должного внимания, постоянно отмахиваются от его просьб и вопросов, тот начинает искать причину отсутствия их любви в себе, что вызывает сильнейший стресс.
  2. Частые пристыживания, неудачи и унижения родителями, особенно прилюдно. Подобные методы воспитания приводят к возникновению у детей чувства собственной неполноценности, которое затем проецируется на взрослую жизнь.
  3. Страх и испуг. Для детей существует множество внутренних и внешних страхов, которые могут привести к сильному стрессу. Внешние: нападение человека или животного, страшный фильм или книга, звук и т.д. Внутренние: фантазирование, проблемы в семье, психологическое давление со стороны взрослых.
  4. Изменения во внешней обстановке. Это самая распространенная причина патологии у детей. Расставание с родными и друзьями, переезд, смена детского сада и школы, перемены в расписании дня, окончание или начало учебного года, первая любовь — все эти события в жизни детей являются для них стрессом.
  5. Увлечение компьютерными играми. С развитием технологий данная причина патологии постепенно выходит на первую позицию. Дети могут более реалистично воспринимать игру, чем взрослые. Стресс вызывает неудача в игре, конфликт со взрослыми, недосып и нарушение питания.

Вернуться к оглавлению

Проявление патологии

Проявления стресса у детей:

  • частые изменения настроения, недоверие ко взрослым, скрытность;
  • частые эмоциональные расстройства;
  • возникновение проблем со сном: бессонница, кошмары, трудности с просыпанием и вставанием с кровати;
  • постоянные конфликты с родителями, учителями и воспитателями, остальными взрослыми и сверстниками;
  • у маленьких детей: необъяснимые истерии, страх одиночества и темноты, боязнь животных, взрослых людей, невидимых чудовищ и т.д;
  • у подростков: возникновение желания отличаться от других людей, быть неформальным, перечить родителям и педагогам, вступление в конфликты со сверстниками.
  • психосоматические признаки стресса: скрип зубов во сне, неврозы, возникновение кожных заболеваний (нейродермита), энурез, головные боли и боли в желудке, заикание, нервный тик.

Вернуться к оглавлению

Как снимать стресс у детей?

Прежде чем задаваться вопросом, как снять стресс у ребенка, необходимо сперва принять и понять проблему. Некоторые родители предпочитают не замечать проблемы своих детей. Они считают, что детские страхи и стрессы связаны исключительно с их возрастом, мол, вырастет и все пройдет. Но детский стресс может стать причиной многих проблем:

  • заболевания внутренних систем и органов: сахарный диабет, заболевание желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, проблемы с мочеиспусканием и стулом;
  • большинство заболеваний нервной системы;
  • возникновение суицидального синдрома;
  • проблемы с адаптацией и отношениями во взрослой жизни;
  • возникновение страхов и маний.

Большинство психологических проблем взрослой жизни связаны со стрессовыми ситуациями в детстве, поэтому взрослому важно вовремя распознать симптомы стресса и помочь своему ребенку. Не стоит отмахиваться от своего малыша, когда он пробует рассказать матери или отцу о своих проблемах. Часто взрослые не понимают детей, считают их страхи детскими фантазиями.

После пережитого стресса дети могут замыкаться в себе, не доверять взрослым, отказываться говорить о своих проблемах. Ни в коем случае нельзя давить на детей, расспрашивать о чем-то неприятном без необходимости. У маленьких детей со стрессом поможет справиться родительская ласка, рисование (желательно совместно со старшими), придумывание сказки или реальной истории, где главным героем выступал бы малыш, подвижные игры, лепка, физические упражнения с родителями, просьба в помощи по дому.

Отлично психологическое напряжение у детей любого возраста снимает домашнее животное. Маленькие дети при игре с кошкой или собакой расслабляются и отвлекаются от стресса. Поглаживание животного и общение с ним приводит в порядок нервную и сердечно-сосудистую систему. Дети постарше и подростки могут доверять животным свои проблемы и общаться с ними словесно. Если завести животное дома нет возможности, подобное лечение может осуществляться в так называемых контактных зоопарках.

При сильном стрессе, который может быть вызван сильным испугом, переездом, травмой или болезнью, потерей близких и родственников, лечение должно проходить под контролем психолога.

Специалист поможет малышу определиться со своей проблемой. У старших детей диагностика стресса происходит с помощью личного разговора (родители должны отсутствовать), у маленьких детей — с помощью рисунка или составления сказки, в которых дети подсознательно раскрывают свои страхи.

При восстановлении нервной системы после стресса или депрессии не рекомендуется использовать препараты для взрослых, особенно антидепрессанты. Они противопоказаны людям до 18 лет. Справиться со стрессом помогут физические упражнения (лучше всего подходят командные игры и водные виды спорта), совместные с родителями походы в лес, поездки к рекам и озерам, пикники.

Помогает правильный режим дня. Необходимо следить, чтобы дети ложились и вставали в одно и то же время, следили за своим расписанием, грамотно распределяли свое время, не засиживались за компьютером и телевизором. Поможет справиться с переживаниями и правильное питание. Частые стрессовые ситуации может провоцировать дефицит магния. Дети обязательно должны употреблять бананы, рис, гречку и картофель.

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.


Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.

Признаки стресса у ребенка

Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие. Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета. Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.

Лечение и последствия детского стресса

Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы. Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно. Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет. Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть. В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным. К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния. Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

Детский сад: стресс и адаптация

Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
  • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.

Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

  • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
  • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
  • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
  • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
  • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.