Аудиал кинестетик. Вижу, слышу, чувствую, думаю: основные способы познания мира. Как найти общий язык представителям разных психотипов

Человек устроен очень разумно: для познания окружающего мира в его распоряжении есть универсальный набор органов чувств. Практически все мы умеем слышать, видеть, чувствовать, понимать. Правда, мало кто обращает внимание на то, что при взаимодействии с внешней средой каждый из нас в большинстве случаев пользуется не всеми данными ему природой инструментами, а лишь избранными. Визуал, аудиал, кинестетик характеристика – одна из важнейших при составлении психологического портрета человека. Знание своего психотипа не только помогут ему лучше понять самого себя, но и упростит процесс взаимодействия его с другими людьми.

Одним важнее получать информацию на слух, другим удобнее все увидеть собственными глазами, третьи не смогут усвоить ничего нового, если не спроецируют это на свой личный жизненный опыт, а с четвертыми вы найдете общий язык, только если будете разговаривать с ними на языке строгой логики. То есть у каждого из нас есть свой путь восприятия информации. И в зависимости от этого все мы делимся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.

Визуал: мир, я вижу тебя

Визуалов, то есть тех, кто предпочитает знакомиться с внешним миром глазами, подавляющее большинство. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - это про них. При знакомстве с человеком такие люди с легкостью запомнят его внешний вид, после без труда опишут окружающую обстановку, но с воспроизведением деталей беседы могут возникнуть проблемы.

Как определить визуала в обычной жизни:

  • такой человек никогда не потеряется, потому что он умеет с ходу ориентироваться в пространстве;
  • он с легкостью назовет свои любимые и нелюбимые цвета;
  • при размышлении над какой-либо проблемой визуал предпочтет начертить условную схему на листке или представить свои или чужие умозаключения в виде графиков и таблиц;
  • его внешний вид отражает его внутреннее состояние;
  • во время бесед предпочитает рассказывать сам, нежели слушать других;
  • он встречает людей «по одёжке», а жилище оценивает по интерьеру;
  • в помещении он займет такое место, с которого будет открываться максимальный обзор;
  • из всех видов искусств предпочитает живопись, скульптуру, архитектуру;
  • не принимает аудиокниги;
  • при оценке событий, явлений, фактов визуал чаще всего использует слова «красиво» - «некрасиво»;
  • хорошо запоминает только то, что написано и прочитано им самим.

Это интересно! Мир визуала – это калейдоскоп картинок. Его знакомство с людьми подчиняется фразе: скажи мне, что ты видишь, и я скажу, кто ты.

Аудиал: мир, я слышу тебя

Аудиальное восприятие – это познание мира через звук. По численности аудиалы в мире занимают второе место после визуалов. Такие люди могут что-то «сто раз увидеть», но ничего не запомнить. Зато они легко усвоят информацию, услышав ее однажды. Как отличить аудиала:

  • для решения какой-либо социальной проблемы им не нужна личная встреча, достаточно телефонного разговора;
  • такие люди – благодарные посетители семинаров, лекций, на которых им зачастую даже не требуется вести конспекты;
  • в беседе для них важно не столько что человек говорит, а как – даже самая невинная фраза, произнесенная с неверной, по мнению аудиала, интонацией, способна вывести их из эмоционального равновесия;
  • для решения проблемы аудиалы предпочитают проговаривать ее вводные, для них привычен режим внутреннего диалога, «сам с собой веду беседу» - это про них;
  • в компании аудиалы внимательно слушают, и за это их ценят окружающие, а если рассказывают сами, то очень эмоционально;
  • внутреннее состояние аудиала всегда выдает интонация, с которой он общается с людьми;
  • из всех видов искусств предпочитает музыку;
  • приветствует аудиокниги и радио.

Аудиальное восприятие зачастую может сыграть с человеком злую шутку: такие люди в межличностных отношениях иногда воспринимаются как равнодушные. Окружающим может показаться, что к ним не проявляется ни малейшего интереса. Но это впечатление обманчиво. Просто для понимания и принятия другого человека аудиалу совсем не нужно на него смотреть.

Кинестетик: мир, я чувствую тебя

Есть люди, которые не доверяют ни словам, ни зрительным образом. Их познание мира строится исключительно на собственных тактильно-чувственных и обонятельных ощущениях. Такие люди в психологии называются кинестетиками. Они из тех, кто предпочитает семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Как распознать кинестетика:

  • в личных отношениях кинестетики не любят ушами, для них не важны подарки, а вот объятия – это то, что убедит их в искренности чувств;
  • высшая степень признания и доверия для таких людей – прикосновение;
  • в принятии решений кинестеки руководствуются категорией «мне кажется»;
  • в оценке предметов и событий им чужды рекомендации других людей, они не верят рекламе и не прислушиваются к отзывам – таким людям важны собственные ощущения;
  • чтобы решить проблему, кинестетикам нужно разобрать ее на составляющие, изучить каждую деталь по отдельности, а потом снова собрать в единое целое;
  • в бытовой жизни они ценят комфорт и не придают значения стилю и модным тенденциям;
  • воспринимая информацию, они руководствуются принципом «надо попробовать», так практика для них – превыше всего;
  • кинестетики – тонко чувствующие натуры, легко входят в положение другого человека.

Кинестетиков в обществе встречается гораздо меньше, чем визуалов и аудиалов. Им с их повышенной степенью чувствительности гораздо сложнее найти свое место в окружающем мире. Из девиз: «Я чувствую, значит, я существую».

Дигиталы: мир, я понимаю тебя

Дигиталы в классификации психотипов восприятия мира появились сравнительно недавно. Это самый редкий тип людей. Для них мир представляется собранием умозаключений. Они воспринимают только такую информацию, которую понимают. Логика – это их стихия. Предметы и явления дигиталы характеризуют с точки зрения полезности, а при социальном взаимодействии ценят точность формулировок. С дигиталами сложно общаться, так как они производят впечатление отстраненных и бесчувственных людей.

В социуме тот или иной психотип в чистом виде, как правило, не встречается. У каждого человека он выражен в большей или меньшей степени наряду с другими типами мировосприятия. Но знать, какой из них ведущий, важно и для самого человека, и для окружающих его людей. Эти знания упрощают социальное взаимодействие. Гораздо легче вести диалог, к примеру, о зиме, если знать, что для визуала она будет ассоциироваться с белым цветом, для аудиала – с хрустящим снегом, для кинестетика – с холодом, а дигиталу будут важны лишь показатели термометра.

Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать "ненужных" людей, и заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимание на запах книги, находящейся у вас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто-то читает "Известия", кто-то детектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее.

Каналы восприятия

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства . И можно говорить, что существуют три канала восприятия:

Визуалы

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения .
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы) .
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее . И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: "Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!"
Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:
- Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики . Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они относительно медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать ). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати): "И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед..."
У Кинестетиков часто бывают трудности с планированием – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают "сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже". Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что "разговоров много, а дела мало ”. Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны ) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них "просто рассказ" как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе "все эти красочные прелюдии и разговоры" Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его... Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются . Именно поэтому им тяжело сказать "нет ”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя "нет ” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная "телефонная поза" – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух ?"
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
- Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
- Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
- Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
- Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: "Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный."
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: "Я понимаю, что вы чувствуете," – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в "Дикой Орхидее" Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое: "Дистанция, полный контроль, ничего лишнего..."
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и... съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией. Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Типы людей: визуалы, аудиалы, кинестетики - кто это? Скорее всего, каждый из нас не раз замечал, что двое, трое человек воспринимают одну и ту же ситуацию абсолютно по-разному. Даже если попросить визуализировать, например, море, то один опишет голубую необъятную гладь, второй - шум волн, а третий - солнечные лучи и горячий песок. Это касается не только представления той или иной картины, но и других ситуаций, связанные с манерой поведения или восприятием мира в целом.

К этому относятся обстоятельства, в которых находился каждый из нас: вы пытаетесь объяснить что-то окружающим, но они словно не слышат вас. Теперь понятно, что в ситуации, когда близкие не чувствовали и не понимали вас, играет большую роль тип восприятия. Даже у близких родственников способы созерцания могут кардинально разниться. Конечно, это иногда расстраивает, но с природой не поспоришь.

Это явление абсолютно нормальное для людей, так как для одного мир - картинка, для второго - звуки, а третий воспринимает окружение с помощью осязания. Всех людей делят на три типа по восприятию окружающего мира: визуалы, кинестетики и аудиалы. Как понять, к какому типу относится человек, и как его охарактеризовать?

Безусловно, каждый человек обладает пятью органами чувств: слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом. Но при этом не каждый воспринимает одну ситуацию одинаково, так как у всех есть один доминирующий орган чувств, и именно он делит людей на три вышеуказанных типа и дает характеристику визуалу, аудиалу и кинестетику.

Визуалы

Типы восприятия людьми окружающего мира были предполагают психологические исследования, на основании которых и определена характеристика визуалов, аудиалов и кинестетиков. Наблюдения показывают, что около 45 % населения относятся к первому типажу. Именно этот процент людей все происходящее вокруг них расценивают визуально, то есть воспринимают на глаз. Они обычно держат спину ровно, глаза смотрят немного вверх. Зачастую они имеют привычку громко и быстро говорить. Если человек находится слишком близко, это вызывает дискомфорт у визуала, так как ему требуется больше обзора.

Визуалы - очень хорошие рассказчики. Они в точности расскажут вам о прогулке в парке, о листве и пейзажах. Но они ничего не расскажут о пении птиц или мелодии уличных музыкантов.

Диагностика визуалов, аудиалов и кинестетиков в работе показала, что первые являются мечтателями. Но это им не мешает все четко планировать. К распределению трудовых задач всегда относятся талантливо, поэтому их дела и дела сотрудников (если таковые имеются) всегда вовремя выполнены. Перед началом какой-либо трудовой деятельности они должны владеть четкой стратегией и планом действий на все случаи жизни. В работе они любят пользоваться наглядностью: пособиями, таблицами, а также правильно оформленной отчетностью. Подопечным визуала следует знать: для того, чтобы быстрее найти общий язык в работе, в деловом разговоре следует использовать графики, таблицы, фотографии и прочий наглядный материал. Шум практически не мешает им работать.

Люди визуалы, аудиалы и кинестетики очень разные. Для первых главное, чтобы все было красиво. Это касается и одежды. Скорее всего, визуал наденет что-то яркое, пусть даже и неудобное. Внешний вид для них - главное. Соответственно, увидеть их в испачканной или мятой одежде практически невозможно.

В разговоре визуалы обычно резки и порывисты. В общении для них важно внимательно смотреть в глаза и того же они требуют от собеседника. Если в диалоге они видят, что визуальный контакт отсутствует, то расценивают это как то, что оппонент их не слушает.

Они очень ценят личное пространство. Малейшее вмешательство на их территорию понесет за собой скрещивание рук и ног, показывая тем самым, что они "закрываются" от окружающего мира.

Этот тип людей любят глазами, поэтому лучшим подарком будут украшения и предметы декора.

При диагностике кинестетиков, аудиалов и визуалов выявлено, что последние часто используют в своей речи словосочетания: "Я вижу, что...", "После видно будет", "Посмотрите..." и прочие, связанные с визуальным восприятием окружающего мира.

Аудиалы

При определении визуалов, аудиалов и кинестетиков было выявлено, что аудиалы - люди, которые воспринимают окружающим мир с помощью слуховых каналов. Это очень редкий тип людей, которые обладают удивительным острым слухом и безупречной памятью. 30 % всего населения относятся именно к этому типу восприятия мира.

В общении им не обязательно чувствовать собеседника или иметь с ним визуальный контакт. Для них главное - просто слышать. Благодаря своей памяти аудиалы с легкостью могут воспроизвести разговор с точностью до мельчайших подробностей. Их ни в коем случае нельзя перебивать, иначе они могут закрыться и прекратить беседу. Когда аудиалы говорят, они расцветают.

На первый взгляд аудиалы кажутся упрямыми и надменными. Но это совсем не так: этот тип людей отличаются своей внимательностью и душевность. А также умеют слышать и слушать собеседника и дать дельный совет, если потребуется.

Характеристика и диагностика визуалов, аудиалов и кинестетиков показала, что для вторых нет тем или вопросов, которые бы они не смогли обсудить. Зачастую свою беседу они поддерживают активной жестикуляцией, бывают чересчур многословны. Во время беседы аудиалы не любят зрительного контакта, поэтому их глаза всегда "бегают". Стереотип гласит о том, что если человек не смотрит собеседнику в глаза, то он врет, в случае этого типажа - полное заблуждение. Постоянная визуальная связь причиняет дискомфорт аудиалу, не более того. Просто они очень чувствительны ко всем окружающим звукам и они склонны реагировать даже на то, чего собеседник может даже не услышать: лай собаки, проезжающая машина и прочие.

Мир аудиала состоит из звуков, мелодий и ритмов. Они только и ищут повод поговорить. На вопрос "Как жизнь?" они с удовольствием расскажут во всех допустимых подробностях. Этот типаж людей частенько могут говорить с собой, когда никого нет рядом.

Этот психотип находит себя в профессии музыкантов, а также становятся прекрасными психологами, учителями и ораторами.

При характеристике и диагностике визуалов, кинестетиков и аудиалов выявлено, что последние любят использовать определенные слова в своей речи: "Послушайте", "Меня раздражает...", "Интересно", "Звучит заманчиво" и другие словосочетания, связанные со слуховым восприятием мира.

Лучшим подарком для аудиала станет то, что он сможет с удовольствием послушать, исходя из индивидуальных предпочтений.

Кинестетики

Этот психотип является самым материальным познанием окружающего мира. При определении визуалов, аудиалов и кинестетиков выявлено, что последние чувствуют все происходящее с помощью осязания, обоняния, прикосновений и движений. 20 % людей являются кинестетиками.

Этот тип людей не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза. В принятии решений они также опираются на собственные чувства и интуицию. Разговор у них медленный, размеренный.

Кинестетики просто обожают прикосновения. Зачастую люди негативно относятся к тому, что кто-то чрезмерно вторгается в их личное пространство. Но это абсолютно не о кинестетиках! Если вам встретился человек, который горячо целует и обнимает вас при встрече или с жаром пожимает руку - не стоит его опасаться. Это типичное поведение для этого психотипа людей. Они не поймут и не узнают человека, пока не потрогают его.

При определении трех психологических типов: визуала, аудиала и кинестетика было выявлено, что только последние способны испытывать самые сильные чувства. Их привязанности всегда долгие, сильные. В случае неудачи на "любовном фронте" или в другой сфере, они сильно переживают и нервничают.

Несмотря на то, что кинестетики открыты для прикосновений, в их внутренний мир попасть может далеко не каждый. Но те, кто находится в списке "избранных", получают стопроцентную отдачу любви и тепла.

Этот психотип людей познает окружающий мир также через движения. Но это не означает, что все кинестетики - подвижные и энергичные люди. Просто главный инструмент познания для них - тело, а способ, с помощью которого они знакомятся с окружением, - действие и движение. Им очень тяжело понять, как сделать что-либо до тех пор, пока сами не произведут это действие. При психологическом изучении визуалов, аудиалов и кинестетиков на стрессоустойчивость было выявлено, что последние крайне тяжело переносят те или иные переживания. Это связано с тем, что кинестетики, в прямом смысле, пропускают все через себя или, как говорят, принимают близко к сердцу. Поэтому в неприятных ситуациях, на которые не обратит внимания визуал и аудиал, кинестетик будет сильно переживать, долго мучить себя мыслями: "А вот если бы я сказал так..." или "Все могло быть по-другому, если бы...".

Также немаловажный факт: кинестетику сложно отказывать другим людям. Они руководствуются тем, что их отказ причинит боль собеседнику. Это, конечно, может быть далеко не так. В связи с этим многие часто пользуются этой особенностью в своих целях. Проанализировав все факты, можно сказать, что этот психологический типаж людей является самым ранимым и чувствительным среди всех.

В плане выбора одежды они руководствуются только удобством, красота для них находится на втором месте. Это же касается и выбора интерьера в квартире или доме. Планирование чего-либо - это не для них. В этом деле нельзя придумывать, а только следовать четкой схеме. Для кинестетика это очень сложно. Также им тяжело концентрироваться на чем-то одном, их внимание легко отвлечь.

Жанр литературы и фильма выбирают по сюжету, а красивые описания и диалоги их не интересуют.

Взаимоотношения с другими людьми - это, в первую очередь, действия, а потом уж общение. При изучении визуалов, аудиалов и кинестетиков удалось узнать, что последние являются самыми вспыльчивыми. Они предпочитают разобраться с обидчиком в кулачном бою, а только после выяснить, что и зачем было сказано.

Кинестетики в своей речи любят использовать выражения: "Выскочило из головы", "Я чувствую", "Управлять собой и сохранять спокойствие", "Шиворот-навыворот" и прочие.

Лучшим подарком для них станет то, что они смогут потрогать.

Дигиталы

С недавних пор психологи начали добавлять еще один психологический типаж - дигиталы. Характеристика аудиалов, визуалов и кинестетиков встречается более часто, все же этот типаж нельзя обходить стороной.

Дигиталы воспринимают окружающий мир с помощью логического мышления, цифр и знаков. Всего лишь 5 % населения относятся к этому типажу. Это очень своеобразные люди, которым важен смысл, функциональность и значимость всей информации.

Дигитальный канал контролирует речь. Своим восприятием они не похожи ни на один из вышеуказанных психотипов. Сравнительная характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов выявляет, как по-разному они относятся к речи. Для первых трех доступ к опыту открывается через слова, а для последних опыт - это и есть слова.

Основной проблемой дигитальной системы является то, что она не может менять информацию без обращения к другим системам, и все происходящее возвращается к исходной точке. В разговоре они практически не жестикулируют, так как не видят в этом смысла.

Есть суждение, что дигиталы получаются из кинестетиков. Если человеку тяжело переносить все навалившиеся переживания, он подается в рассуждения. И они уже не чувствуют, а просто знают.

Особым талантом дигиталов является написание деловых писем и прочих документов. Они составляют их так, чтобы не было лишней "воды", все четко, слова стоят на своих местах. За формулирование предложений и фраз как раз отвечает дигитальный канал.

Лучшим подарком для этого психологического типажа является что-то, что он сможет функционально использовать.

Визуал, кинестетик, аудиал. Кто вы?

Наверное, вам интересно, к какому психотипу относитесь вы или ваш близкий человек. Определение типа восприятия (визуал, аудиал, кинестетик) весьма просты.

Вы - визуал, если:

  • По внешнему виду можно понять о происходящем в вашей жизни.
  • Окружающих людей часто судите по внешности и одежде.
  • При принятии решений вы выберете то, что лучше выглядит.
  • В обсуждении чего-либо вы комфортно себя чувствуете с наличием определенной наглядности.
  • Вы без труда запоминаете написанное после первого прочтения.

Вы - аудиал, если:

  • При общении с людьми для вас важен тон разговора собеседника.
  • Вы любите говорить, даже если эту историю во всех подробностях вы рассказывали не один раз.
  • Любимое занятие - слушать музыку.
  • Вы лучше узнаете людей по голосу, нежели по внешности.
  • Ваше настроение можно понять по интонации.

Вы - кинестетик, если:

  • При принятии решений вы опираетесь на собственные чувства.
  • При выборе мебели вы с легкостью можете выбрать самый удобный диван или кресло, присев в него лишь однажды.
  • Ваш гардероб состоит, в основном, из натуральных тканей и материалов. Они приятные на ощупь. При покупке новой вещи вы не купите самое модное платье, если оно не доставляет удовольствие от прикосновения.
  • Вы что-то не записали - вы это не запомните.
  • При общении вы с легкостью можете понять настроение и состояние собеседника.

Вы - дигитал, если:

  • Вы серьезны и собраны.
  • Вы дружите с математикой, числами и прочими цифровыми обозначениями.
  • Вы любитель порассуждать о делах "насущных". От переживания собственных проблем стараетесь отстраниться, вам достаточно понять, почему так произошло.
  • Вам легко дается составление деловых бумаг и документов.

Подробное описание психотипов поможет вам лучше узнать себя, а также скорее найти подход к своему собеседнику. Стоит отметить то, что дети аудиалы, визуалы, кинестетики имеют такие же характеристики, как и взрослые.

06.02.2013

Тест Аудиал, визуал, кинестетик, дискрет. Кто вы?

Внешний мир. Как вы его воспринимаете?

В каждом человеке, кроме интроверта и экстраверта, можно выявить один из четырех основных типов характера. Это - кинестетики, визуалы, аудиалы и дискреты. Хочу заметить, что крайне редко попадается чистый тип, чаще двойной, смешанный, в котором преобладает какой-то один.

Наиболее распространенный тип - кинестетики (40% населения), за ними идут визуалы (30%), далее дискреты (20%) и в меньшинстве - аудиалы (10%).

Перед вами четыре высказывания. Они не закончены. Под каждым из них имеются четыре окончания. Обозначьте окончание, которое больше всего подходит Вам цифрой 4, которое немного хуже подходит Вам - цифрой 3 и т. д. Поставьте 1 перед окончанием, которое меньше всего подходит Вам. Проделайте это под каждым из четырех высказываний.

Сосчитайте общую сумму баллов, относящихся к каждой группе, и сравните их. Больше всего баллов соответствует ведущей системе восприятия. Чуть меньше - вспомогательной системе, то есть той, которая тоже довольно активно участвует у вас в сборе информации. На третьем и четвертом местах окажутся менее приоритетные для вас системы.

Но если суммы баллов по всем буквам приблизительно равны, вы умело переключаетесь с одной системы на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной информации, что позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других.

(А) - аудиал

(К) - кинестетик

(В) - визуал

(Д) -дискрет

1.Вы принимаете важные решения опираясь на...

Чувства и интуицию; (К)

То, что лучше звучит; (А)

То, что лучше выглядит и более красиво; (В)

Точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д)

2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет...

Могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В)

Логика его аргументации; (Д)

Насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К)

3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...

Смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В)

Ловите свои ощущения; (К)

Выражаете это словами; (Д)

4. Для вас самое простое...

Подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А)

Работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д)

Выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К)

Подобрать идеальные сочетания цветов. (В)

5. Лучше всего вы запоминаете...

Мелодии и звуки; (А)

Логические построения; (Д)

Ароматы и вкус (К)

Лица, цвета, картины. (В)

6. Вы...

Настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А)

Хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д)

Очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К)

Всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В)

Примечание : вполне очевидно, что такой упрощенный и короткий тест, как этот, не даст абсолютно точных данных. Но он может быть применим в различном окружении, включая анализ стилей делового менеджмента , а так же консультации по вопросам брака и семьи.

ВИЗУАЛЫ — это люди, которые «видят» окружающий мир.

Визуалы очень хорошо чувствуют окружающее их личное пространство, и, если вы вдруг вторгаетесь в него, сразу "закрываются", скрещивая руки и ноги. Не терпят прикосновений и тем более объятий. Часто производят впечатление снобов, хотя это далеко не всегда так…

Именно мужчина - визуал любит глазами. Для него главное - как женщина выглядит, насколько красиво ее лицо и пропорциональна фигура.

Визуалы не могут работать без заранее разработанных схем. Приступая к работе они четко должны представлять себе стратегию. Визуалы любят наглядные пособия и грамотно оформленные отчеты. Талантливо систематизируя работу, эти люди умеют правильно распределять задачи между сотрудниками. Визуалы, как правило, не только лучшие специалисты в своем деле, они наиболее активны и лучше многих умеют использовать свою память, но им нельзя говорить "нет" и воздействовать на них криком.

АУДИАЛЫ - это очень редкий тип людей.

Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное - слышать его.

Аудиалы - это люди-магнитофоны. Могут запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших подробностей. Но ни в коем случае нельзя прерывать их, т.к. они тотчас замолчат и более не будут с вами беседовать. Внешне аудиал может показаться человеком упрямым и надменным. Но это впечатление обманчиво, аудиалы, как правило, люди очень душевные и внимательные, готовые вас всегда выслушать и помочь советом. Из аудиалов получаются отличные психологи, прекрасные музыканты и лекторы.

КИНЕСТЕТИКИ — «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства.

Кинестетики любят посещать сауны, принимать горячие ванны и просто обожают, когда им делают массаж. После неприятного дня долго находятся в состоянии «выжатого лимона». Кинестетики ненавидят неудобную одежду, во всем предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные дискуссии. В свой внутренний мир они пускают только «избранных».

ДИСКРЕТЫ - это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.

Дискреты как бы оторваны от реального опыта - они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для них написанное или проговоренное как бы и является реальностью. Если для всех остальных слова - это доступ к опыту, то для Дискретов весь опыт состоит из слов. Проблема дискретной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке.

Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.