Здания небоскребы. Краткая история небоскребов «С чего все начиналось. Небесное дерево Токио

  • Небоскрёб (калька с англ. skyscraper) - очень высокое здание с несущим стальным или железобетонным каркасом, предназначенное для жизни и работы людей. В русском языке также используется термин «высотное здание» или просто «высотка».

    Минимальная высота здания-небоскрёба является спорной. В США и Европе небоскрёбами принято считать здания высотой не менее 150 м (500 футов). Emporis определяет небоскрёб как здание выше 100 метров, в отличие от просто высотных зданий (от 35 до 100 метров), а SkyscraperCity - как здание выше 200 метров. Небоскрёбы выше 300 м по определению Совета по высотным зданиям и городской среде называются сверхвысокими, а свыше 600 м - «мега-высокими» (англ. megatall).

    Категорирование высотных зданий и составление их рейтингов имеет некоторую неоднозначность ввиду разнообразия способов измерения. В настоящее время общепринятыми критериями являются разработанные Советом по высотным зданиям и городской среде.

    Согласно этим критериям, под зданием подразумевается сооружение, спроектированное для использования в качестве жилого, офисного (коммерческого) или производственного помещения. Существенной характеристикой здания является наличие этажей. Таким образом, описываемый рейтинг заведомо не включает теле- и радиобашни.

    Совет предлагает три критерия измерения высоты здания (во всех случаях измерения производятся от наиболее низкого значимого входа в здание):

    конструктивная высота здания - высота от уровня тротуара до наивысшей точки конструктивных элементов здания (включая шпили и исключая телевизионные и радио антенны и флагштоки).

    Это основной критерий. Он используется при составлении рейтинга самых высоких зданий.

    до наивысшего доступного этажа - высота здания до уровня пола наиболее высокого доступного этажа корпуса.

    до кончика антенны/шпиля - высота здания до самой высокой точки антенны, шпиля и т. п.

    До XIX века здания высотой более шести этажей строились редко. Это было связано с неудобством поднятия по лестницам на большую высоту. Кроме того, всасывающие водяные насосы, применявшиеся в то время, позволяли поднимать воду не более чем на 10 м.

    Развитие технологий стали, железобетона и водных напорных насосов, а также изобретение безопасных лифтов позволили в десятки раз увеличить высоту зданий, что особенно востребовано в мегаполисах, где велика стоимость площади застройки.

    На ноябрь 2016 года в мире насчитывалось 3720 небоскрёбов (высотой более 150 м), из них 110 - сверхвысоких и 1153 выше 200 м; ведётся строительство более 1080, в том числе 143 - сверхвысоких. Строительство ещё 146 небоскрёбов (из них 22 - сверхвысоких) пока приостановлено. Больше всего небоскрёбов (высотой более 150 м) в Китае (вместе с Гонконгом и Макао) - 1392, в США - 706, в Японии - 227 и в Южной Корее - 198, в Объединённых Арабских Эмиратах - 197, в Австралии - 91, в Сингапуре - 78. В России построено 38 небоскрёбов (15-е место в общемировом рейтинге), ещё 16 находятся в стадии строительства.

Не все знают об истории небоскрёбов и том, как они появились. Это достаточно интересная история и об этом в нашей новой статье.

Время шло, маленькие компании росли и превращались в могучие корпорации, и новое поколение промышленных и финансовых магнатов требовало для своих штаб-квартир все более импозантных помещений. Потребность в новых офисах удачно совпала с разработкой в девятнадцатом веке техники строительства нового типа зданий — небоскрёбов. До 1880-х годов строительство зданий выше 8-9 этажей считалось нерациональным, поскольку здания, сделанные из кирпича, требовали такой прочности основания, что даже окна и двери в нижних этажах открывать было небезопасно, однако в результате множества мелких и одного большого нововведения строительство небоскрёбов вдруг стало возможным. Главное нововведение состояло в том, что стены домов стали делать более лёгкими, т.к. здание держалось не на них, а на стальном каркасе.

Слово skyscraper (небоскрёб) существовало в Англии с 1794 г. и употреблялось в самых разных значениях: высокая шляпа, высокий мяч в бейсболе, самый верхний парус на корабле. Впервые это слово использовали для описания дома в 1888 г. (хотя термин небоскрёбное здание появился за четыре года до этого) и не в Нью-Йорке, как можно было бы подумать, а в Чикаго. В последней четверти девятнадцатого века Чикаго был ведущим городом мира в строительстве больших сооружений по очень простой причине — из-за опустошительного пожара 1871 года. Первым небоскрёбом Чикаго было здание Страховой компании домов, построенное в 1883-1885 гг., за которым быстро последовали Дом Лейтера (1889 г.), Дом уверенности (1894 г.) и Дом Карсона, Пири и Скотта (1889 г.). Вскоре небоскрёбы так изменили cityscape (городской пейзаж, американизм 1850 г.) по всей Америке, что слово skyline, означавшее ранее «линия горизонта», приобрело современный смысл — очертания небоскрёбов на фоне неба.

The Home Insurance Building (Здание домового страхование) — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году.

Дом Красона, Пири, Скотта. 1889 год постройки.

Родились небоскрёбы в Чикаго, но их настоящей родиной стал Нью-Йорк. Первый нью-йоркский небоскрёб, двадцатидвухэтажный нью-йоркский дом мира, открылся в 1890 г., и вскоре над городом поднялись и другие высотные дома: Пулитцер (1892 г., 93 метра), Флетайрон (Утюг) (1903 г., 86 метров), Таймс Тауер (1904 г., 110 метров), Зингер (1908 г., 180 метров), Метрополитен лайф (1909 г., 210 метров) и, наконец, построенный в 1913 г. Дом Вулворта (240 метров).

Казалось, что ничего большего, чем Вулворт с его 58 этажами, где работало 14 000 человек, построить уже невозможно, и действительно, в течение семнадцати лет он был самым высоким зданием мира, пока в 1930 г. не построили Крайслер. В нем было 77 этажей, и был он почти в полтора раза выше Вулворта (320 метров). В соответствии с проектом, Крайслер должен был иметь высоту 282 метра, но соперник архитектора решил построить на 40-й улице здание на 60 сантиметров выше. Тогда архитектор Крайслера Ван Аллен спешно и секретно спроектировал 37-метровый стальной шпиль, ставший замечательным украшением здания. Безусловное первенство Крайслер сохранял очень недолго. Его ещё не успели закончить, когда на 5-й авеню на месте отеля Валдорф-Астория начались работы над ещё более амбициозным проектом Эмпайр-стейт-билдинга. Поднявшись в высоту на 381 метр, 102-этажное здание держало мировое первенство в течение сорока трёх лет, пока в Чикаго в 1974 г. не возвели 110-этажный, 443-метровый, убийственно-уродливый Сирс Тауер.

Применение стального каркаса и лёгких стен позволило в принципе строить высотные здания, но отнюдь не решило всех проблем. Потребовалось сделать массу усовершенствований, чтобы эти дома могли функционировать. Среди них были револьверные двери, позволявшие избежать сквозняков, мешавших нормально регулировать температуру здания и чрезвычайно пожароопасных, а самое главное, нужны были быстрые и безопасные пассажирские лифты.

Считается, что лифт изобрёл Элиша Отис, хотя различные подъёмные устройства уже давно существовали, когда Отис стал знаменитым в конце 1850-х годов. Он никогда и не утверждал, что изобрёл лифт. Его вклад заключался в изобретении простого, надёжного устройства — пружинного механизма с зажимами на шестерёнках, — делавшего использование вертикального лифта безопасным. Обожая эффектные шоу, Отис путешествовал по всему миру, демонстрируя безопасность сконструированных им лифтов. Лифт, в котором он находился, подтягивали на верёвке на высоту 15 метров, и его помощник, к ужасу зрителей, перерубал верёвку топором, но лифт успевал упасть только на несколько сантиметров перед тем, как придуманный Отисом механизм его останавливал. Заказы на его устройство поступали сотнями. (И все же первые лифты были не очень надёжны. В 1911 г. «Нью-Йорк трибьюн» сообщала, что за два предшествовавших года по крайней мере 2600 человек были убиты или ранены в авариях, связанных с лифтами).

Небоскрёбы неузнаваемо изменили внешний вид американских городов, но почти ничего не добавили к американской речи. Говорят, что выражение twenty-three skiddoo, означающее на сленге «сматывайся поскорее», появилось благодаря небоскрёбу Утюг, расположенному на пересечении 23-й улицы, 5-й авеню и Бродвея. Необычная геометрия дома якобы создавала сильные сквозняки, поднимавшие юбки женщин на подходе к зданию по 23-й улице, где и собирались мужчины, чтобы поглазеть на женские ноги, но полиция была начеку и гоняла зевак этим возгласом. К сожалению, никаких доказательств этой теории не существует. Известно, что слово skiddoo, означающее «убегать», было изобретением плодовитого на неологизмы карикатуриста Т.А. Доргана, работавшего в первой четверти девятнадцатого века, но каким образом оно нерасторжимо связалось с цифрой 23, остаётся (как и многое другое) неизвестным.

По мере роста цивилизации, с появлением свободных товаров и пищи, способной прокормить города, численность городского населения неуклонно росла. В конце XIX века с началом индустриальной революции, кучность домов стала особенно сильной, провинциальные крестьяне активно устраивались на появляющиеся как грибы заводы и фабрики. В то время большая часть жилых домов была одно-, двух-, реже трехэтажной, цены на жилье стремительно росли. Удаленность от центра наряду с отсутствием налаженной системы общественного транспорта начали играть критическую роль в жизни горожан. Все изменилось с возникновением целого ряда новых, революционных для своего времени технологий.



Первым изобретением, без которого небоскребы были бы невозможны, был паровой лифт с устройством безопасности, названным «Ловитель», изобретатель инженер Элиша Отис. Теперь появилась возможность безопасно подниматься на высоту, значительно превышающую комфортные для пешего подъема два-три этажа.



Вторым изобретением, без которого небоскребы были бы невозможны, стало каркасное строительство, изобретенное в семидесятые-восьмидесятые годы XIX века. В отличие от привычного, где основную несущую нагрузку здания держали сами стены, а соответственно с каждым этажом приходилось все увеличивать их прочность, толщину, и как следствие, вес. В каркасном строительстве зданий главную нагрузку принимал на себя стальной каркас внутри здания, стены лишь защищали от непогоды. А поскольку прочность стали в 10 раз превышает прочность качественного бетона или кирпичной кладки, то дома смогли стать выше при снижении объема затрачиваемых строй-материалов.



К концу XIX века началась история небоскребов, после большого пожара 1871 года, Чикаго, бывший к тому времени крупнейшим индустриальным центром, остро нуждался в компактной многоэтажной застройке. Первым зданием, выстроенным по каркасной технологии небоскребов, стало здание страхового общества Чикаго. В нем было лишь девять этажей, и высота 42 метра, чуть позже к дому были достроены еще два этажа, 54.9 метра. Новую технологию быстро оценили, и высотные здания начали расти как грибы. Почти каждый архитектор гнался за звание самого высокого здания, и, как следствие, города начали стремительно расти вверх.


В Нью-Йорке в 1902 году строится Флэтайрон-билдинг, классика высотного здания в форме классической колонны, высотой 87 м. На момент завершения здание вдвое возвышается над остальным Нью-Йорком, но до настоящего небоскреба еще не дотягивается. Всего через 10 лет, в 1913 году, завершается строительство 57-этажного 241-метрового небоскрёба Woolworth Building.



Советский Союз включился в гонку, и в Москве началась стройка небоскреба Дворец Советов, по проекту - 495 метров, на тот момент это самое высокое в мире здание. Строительству Дворца Советов помешала Великая Отечественная война. Прочитать о московских небоскребах можно на сайте каталога элитной недвижимости moskvadeluxe в статье "

1) В этом репортаже мы прогуляемся по самому первому небоскрёбу в столице, возведённом в 1912-1913 гг. в стиле модерн и первоначально называемым "тучерезом", который предназначался для "мужчин-холостяков" из-за небольших по размеру квартир в этом доходном доме.

2) Архитектор здания- Эрнст-Рихард Нирнзее, предположительно, уроженец Варшавы, так как подробности его биографии так и остались неизвестными. Невероятно, но факт. По приезду в Москву в 1900 году Эрнст Нирнзее окончил строительные курсы М. К. Приорова и в том же году получил разрешение Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части. Подписывал работы как техник архитектуры. Не имея собственного стиля, приспосабливался к требованиям времени - сначала к эклектике, затем к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю. Дома Нирнзее построены в центральной части Москвы - районах Тверской и Тверских-Ямских улиц, на Земляному Валу; практически все постройки - доходные дома.
Также он участвовал в одном из первых автопробегов Москва-Ярославль-Москва (1913); стал одним из лидеров гонки. Карьера Нирнзее оборвалась с революцией 1917 года. Причины и обстоятельства его смерти неизвестны. Имеют хождение 2 версии его судьбы - по первой, он покончил с собой в 1918 году, бросившись в пролёт лестницы собственного дома в Большом Гнездниковском переулке; по второй - эмигрировал.

3) На 9 этаже здания находится отделение журнала "Вопросы литературы" и офис с архитекторами, где мне позволили даже поснимать виды Москвы с крыши. Адрес самого 1 небоскрёба столицы- Большой Гнездниковский переулок, дом 10.

4) На купленном участке на месте обветшавшей бывшей усадьбы Э. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза». Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по размерам квартиры предполагались для проживания холостяков (за это дом и назывался в шутку "дом холостяков"). 5 мая 1912 года Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений,выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28 июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом 1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.

5) «Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке - наиболее известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов. Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время как фасад относят к модерну.

6) Большинство окон до наших дней сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего, «сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л. Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).

7) Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой более 40 метров был самым высоким жилым зданием Москвы и одним из очагов общественной жизни столицы. По воспоминаниям писателя и журналиста В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы".

8) В подвале дома работали театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915), кабаре «Кривой Джимми», цыганский театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин»

9) В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних жильцов выселили. Бывший доходный дом отдали под жильё советской номенклатуры, присвоив ему новое название - 4 дом Моссовета. Здесь расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал Л. Б. Каменев. В начале 1920-х годов в доме отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г. Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы.

10) Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К. Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского.Здесь жили композитор Модест Табачников, живописец Василий Кандинский,а во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия, которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов).

В предыдущей статье мы обсудили самые высокие небоскрёбы России . К сожалению, сейчас ни одна из возведённых в стране высоток не входит в десятку самых высоких зданий мира. Поэтому до завершения строительства Лахта Центра (привет комментаторам предыдущей статьи) будем говорить о небоскрёбах в Объединённых Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Китае, США, Малайзии, Гонконге и на Тайване.

Уиллис-тауэр

Самый старый из десятки ныне существующих наиболее высоких небоскрёбов мира был построен в 1974 году в Чикаго. Его высота - 442 метра без учёта шпиля, со шпилем - 527 метров. В русскоязычной Википедии Уиллис-тауэр занимает 11 место, но это несколько неверно: Лахта Центр, который уже поставили на 8 место в рейтинге, достроят в 2018 году.

Только вдумайтесь: за сорок лет только девять небоскрёбов в мире обогнали 108-этажный Уиллис-тауэр в Чикаго, а в США этот результат побила только Башня Свободы, открытая в 2014 году.

Проектированием небоскрёба занималось архитектурное бюро Skidmore, Owings & Merrill , которое позже возвело и Башню Свободы, и самое высокое на данный момент здание - «Бурдж-Халифа» в Дубае. Изначально здание называлось Сирс-тауэр, а имя Уиллис получило в 2009 году. Фундамент Уиллис-тауэр стоит на бетонных сваях, вбитых в твёрдую породу. Каркас состоит из девяти квадратных «труб», образующих один большой квадрат в основании. Каждая такая «труба» состоит из 20 вертикальных балок и множества горизонтальных. Все девять «труб» сварены до 50 этажа, затем идут семь труб до 66, к 90-му этажу остаются пять, а ещё на 20 этажей поднимаются оставшиеся две «трубы». Как именно это выглядит - ясно из фотографии 1971 года.

Рабочий стоит на шпиле башни.

Уиллис-тауэр на этой фотографии - справа, с двумя шпилями.

Башня Цзыфэн

В китайском Нанкине до середины XIX века стояла Фарфоровая пагода , буддийский храм высотой 78 метров. Путешественники описывали её как одно из чудес света. На смену ей пришёл небоскрёб Цзыфэн.

Строительство 450-метрового высотного здания Цзыфэн завершилось в 2009 году. Оно является деловым центром города. В нём расположились офисы, магазины, торговые центры, рестораны и обсерватория. Всего - 89 этажей.

Работы по возведению башни длились всего четыре года. В процессе проект меняли: башня могла иметь высоту в 300 метров. Для Китая, где плотность населения чрезвычайно высока, эффективное использование земли крайне важно. Треугольную площадку для строительства использовали по максимуму: небоскрёб имеет треугольное основание.

Идея архитекторов состояла в сплетении мотивов китайских драконов, реки Янцзы и зелёных садов. Река - это вертикальные и горизонтальные швы, разделяющие стеклянные поверхности. Сами эти поверхности согласно архитектурной мысли являются отсылкой к танцующим драконам. Внутри здания разместили растительность и бассейны.

Вид на город со шпиля на небоскрёбе.

Башни Петронас

В столице Малайзии Куала-Лумпуре в 1998 году возвели небоскрёбы под названием Башни Петронас . Высота двух 88-этажных небоскрёбов - 451 метр, включая шпиль.

Небоскрёб построен в «исламском» стиле, каждое здание представляет собой восьмиконечную звезду с полукруглыми выступами для устойчивости. Площадку для строительства меняли после геологических изысканий. Изначально один небоскрёб должен был стоять на известняке, другой - на скальной породе, поэтому одно из зданий могло просесть. Площадку передвинули на 60 метров. Фундамент башен - самый глубокий на данный момент из бетонных: сваи вбиты на 100 метров в мягкий грунт.

Строительство было усложнено важным условием: можно было применять только производимые внутри страны материалы. Специально для здания разработали прочный эластичный бетон, усиленный кварцем и сравнимый по прочности со сталью. Масса небоскрёба получилась вдвое больше, чем у аналогичных стальных зданий.

Мост между башнями-близнецами закреплён с помощью шаровых опор. Жёсткое крепление невозможно, так как башни раскачиваются.

Лифты в здании - двухэтажные модели, разработанные фирмой Otis. Одна кабина останавливается только на нечётных этажах, вторая - на чётных. Это позволило сэкономить пространство внутри небоскрёбов.

Международный коммерческий центр

На 118 этажах Международного коммерческого центра в Гонконге размещены офисы, отель и торговые центры. Высота здания - 484 метра. Изначально планировали построить небоскрёб высотой 574 метра, но проект изменили из-за запрета на строительство зданий выше горы Виктории.

Строительство завершилось в 2010 году, но официального открытия не последовало: зданием уже вовсю пользовались арендаторы. Со 102 по 118 этажи занимает самый высокий расположенный над уровнем земли отель, управляемый Ritz-Carlton. На последнем, 118 этаже, расположился самый высокий в мире бассейн.

В 2008 году в Китае построили Шанхайский всемирный финансовый центр , сосед Шанхайской башни. Высота 101-этажного здания - 492 метра, хотя изначально планировали 460 метров. В здании разместили отель, залы для конференций, офисы, магазины и музей.

Здание выдерживает землетрясения до семи баллов, имеет защищённые от огня этажи. После атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке проект здания доработали, чтобы оно могло выдержать прямое попадание самолёта.

Благодаря своему силуэту небоскрёб получил название «открывашка». Трапециевидное отверстие вверху должно было иметь сферическую форму, но китайское правительство заставило изменить проект, чтобы здание не напоминало восходящее Солнце на флаге Японии. Такие изменения позволили удешевить и упростить конструкцию. Такой планировали верхнюю часть здания:

Вот что получилось в результате:

Тайбэй 101

Столица Тайваня, Тайбэй, может похвастаться небоскрёбом высотой более полукилометра. Вместе со шпилем высота Тайбэй 101 составляет 509,2 метра, а количество этажей - 101.

Тайбэй 101 некоторое время отличался ещё и самыми быстрыми лифтами в мире: они поднимаются на скорости более 60 километров в час, или 16,83 метра в секунду. С пятого до восемьдесят девятого этажа люди поднимаются за 39 секунд. Сейчас новый рекорд принадлежит Шанхайской башне.

На 87 и 88 этажах находится 660-тонный стальной шар-маятник. Это архитектурное решение сделано не только для того, чтобы украсить интерьер. Маятник позволяет зданию компенсировать порывы ветра. Прочный, но не жёсткий каркас из стали выдерживает сильнейшие землетрясения. Эти решения вместе с фундаментом из свай в полтора метра диаметром, забитых на 80 метров в землю, сделали здание одним из самых безопасных в мире. 31 марта 2002 года землетрясение силой 6,8 балла разрушило два крана, установленные на здании, и унесло жизни пяти человек. Самой башне вреда нанесено не было. Но существует теория, что именно небоскрёб активировал сейсмическую активность.

Башня Свободы

Центр международной торговли 1 на Манхэттене, Нью-Йорк, обогнал по шпилю своего преследователя в лице Тайбэй 101 на 32 метра, хотя если считать расстояние от земли до крыши, то американская Башня Свободы наоборот проигрывает тайваньской башне на 37 метров. Высота Центра международной торговли 1 - 541,3 метра по шпилю и 417 по крыше.

Здание стоит на участке, который занимали башни-близнецы Всемирного торгового центра, разрушенные в результате террористической атаки 11 сентября 2001 года. При проектировании ЦМТ1 был учтён опыт прошлого, и нижние 57 метров выполнены с использованием бетона вместо ставшей стандартом стальной конструкции.

Здание официально открыли 3 ноября 2014 года. Его занимают офисы, торговые площадки, рестораны и Городской телевизионный альянс.

Королевская часовая башня

В Мекке в Саудовской Аравии в 2012 году построили комплекс высотных зданий Башни Дома напротив входа в мечеть аль-Харам, где находится главная святыня ислама - Кааба. Самое высокое здание в комплексе - отель Королевская часовая башня высотой 601 метр. Он предназначен для проживания до ста тысяч паломников из пяти миллионов человек, ежегодно посещающих Мекку. Королевская часовая башня - третье по высоте в мире здание.

На башне на 400-метровой высоте установлены четыре циферблата диаметром 43 метра. Они видны из любой части города. Это самые высотные часы в мире на данный момент.

Длина шпиля на вершине отеля - 45 метров. На шпиле установлены 160 громкоговорителей для призыва к молитве. 107-тонный полумесяц на самом верху здания имеет несколько помещений, одно из которых - комната для молитв.

На башне размещены 21 тысяча проблесковых ламп и 2,2 миллиона светодиодов.

Шанхайская башня

Второй по высоте небоскрёб расположился в КНР. Это Шанхайская башня, здание высотой 632 метра, соседствующее с ещё одним небоскрёбом из списка - Шанхайским всемирным финансовым центром. На 130 этажах разместили офисы, торговые и развлекательные центры, отель.

Лифты в здании разработала Mitsubishi Electric. Их скорость - 18 метров в секунду, или 69 километров в час. На данный момент это самые быстрые лифты в мире. Таких лифтов в здании три, еще четыре двухэтажных лифта развивают скорость 10 метров в секунду.

Красивого вида из окон небоскрёба ожидать не стоит. Стены здания двойные, оно имеет вторую оболочку, предназначенную для сохранения температуры.

Башня имеет закрученную конструкцию, что добавляет устойчивости для борьбы с ветром.

С этого ракурса виден спиральный желоб для сбора дождевой воды, используемой для отопления и кондиционирования.

Бурдж-Халифа

Открытая в 2010 году в Дубае, ОАЭ, башня Бурдж-Халифа обогнала все существующие небоскрёбы и до сих пор является лидером по высоте.

Башню проектировало архитектурное бюро Skidmore, Owings and Merrill, создавшее Уиллис-тауэр и Всемирный торговый центр 1, о которых мы ранее говорили. Строительством Дубайской башни занималась компания Samsung, которая также участвовала в возведение Башен Петронас. В здании работают 57 лифтов, пользоваться ими нужно с пересадками - только один служебный лифт может подняться до последнего этажа.

В башне размещены отель Armani, дизайн которого разработал сам Джорджио Армани, квартиры, офисы, торговые центры, фитнес центры и смотровые площадки с джакузи. Индийский миллиардер Б.Р. Шетти полностью купил два этажа, включая сотый, по цене более 12 миллионов американских долларов за каждый.

Как и в случае с башнями Петронас, для самого высокого в мире небоскрёба разработали собственный специальный вид бетона. Он выдерживает температуру до 48 градусов Цельсия. При строительстве бетон укладывали ночью, добавляя в раствор лёд . У строителей не было возможности закрепить фундамент в скальном грунте, и они применили двести свай длиной 45 метров и диаметром 1,5 метра.

Если Шанхайская башня имеет желоб для сбора дождевой воды, то в случае с башней Бурдж-Халифа такой подход не нужен: осадков в пустыне мало. Вместо этого в здании есть система сбора конденсата, которая позволяет собрать до 40 миллионов литров воды в год для полива растений.

Во время съёмок фильма «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» Том Круз решил взобраться на башню, чтобы написать там имя Кэти Холмс и сделать отличный кадр.

Планируемые здания

На данный момент есть лишь два проекта зданий, которые способны встать на первую строчку рейтинга самых высоких небоскрёбов мира.

Бурдж-Халифа высотой 828 метров кажется не такой впечатляющей по сравнению с проектом Башни в Дубай-Крик Харбор . Её высота по крыше составит 928 метров - то есть уже побьёт нынешний рекорд на 100 метров. А высота по шпилю вовсе перевалит за километр - достигнет 1014 метров. Но это не точно - параметры здания держатся в секрете. Как и Эйфелева башня, Башня в Дубай-Крик Харбор будет открыта к Всемирной выставке Экспо-2020, если всё пойдёт по плану. Фундамент заложили 10 октября 2016 года.

Башня Джидда , которую заложили в 2013 году и планируют достроить к 2020, также должна преодолеть километр. На 150-метровой высоте башни разместят террасу диаметром 30 метров. Строительство идёт не очень быстро - 2 декабря 2016 года были готовы 47 этажей. Здание станет центром нового делового района Kingdom Center, который сейчас представляет собой пустыню в Саудовской Аравии.