Ущемляют ли казахов в монголии. Удивительные казахи монголии. Монголы и тюрки

У мужчин и женщин различная природа, это известно всем и давно, но, к сожалению, на основе этих знаний конфликтов не убавилось. Очень часто разным полам не получается не о чем договорится, они переживают и страдают от этого и в итоге расстаются.

Но ведь ситуации бывают разные, те которые имеют причины для конфликта или нет, те которые достаточны для расставания или нет. Очень часто таким повод являет вранье со стороны мужчины. Если же посмотреть в глубину ситуации, то мужчинам свойственно обманывать, привирать или утаивать. Но опять же ситуации и причины, по которым они это делают, бывают настолько разнообразными, что решать, как поступить в результате вопрос достаточно тонкий.

Для начала, прежде чем приступать принятию решения о дальнейших отношениях, надо разобраться с тем, как понять, что мужчина врет. Если есть подозрения, что он не искренен, стоит попробовать просто поговорить с ним об этом. Конечно, если утаивает что-то серьезное, это может заставить его проявить большую бдительность и осторожность, и тогда женщине будет еще сложнее докопаться до правды.

Но, тем не менее, попытка разговора – самая правильная в такой ситуации, главное не перегнуть палку. Стоит хорошо спланировать нужный разговор, и в случае если добиться от мужчины вразумительных ответов не получилось, сделать вид, что на этом вопросе не заостренно внимание.

Мужчина, скорее всего, врет, если вместо попытки что-то объяснить сводит все в шутку и переводит тему разговора, или если очень путано что-то объясняет. Вопросы и момент для разговора должен быть неожиданным, чтобы он заранее не подготовился к ним.

При этом обстоятельства должны быть достаточно комфортными, в том случае если недомолвка не значительна – это поможет мужчине расслабиться и, возможно, все рассказать женщине. При подобном разговоре женщине важно следить за жестами и мимикой мужчины. Некоторые элементы и движения могут непроизвольно свидетельствовать о том, что человек врет или скрывает что-то.

Помимо таких более явных признаков, есть еще такие, которые можно просто отследить в процессе ежедневной жизнедеятельности. Если вдруг мужчина стал неожиданно скрытным и неразговорчивым, убирает телефон, когда к нему подходит женщина или поставил везде секретные пароли, то, скорее всего ему есть, что скрывать.

Также существуют две модели защитного поведения, в случае, когда человек врет. У мужчин они выражаются агрессией и чрезмерным вниманием. То есть когда мужчина чувствует свою вину, он начинает либо остро, «в штыки» реагировать на свою женщину, либо окружать ее заботой, абсолютно ему не свойственной, компенсируя, таким образом, свой обман. Но выводы стоит делать, только если поведение мужчины действительно изменилось, а не было таким всегда. Например, если он сам по себе достаточно замкнутый, то не стоит надумывать, что это какая-то новая черта в его поведении.

Встречаются и такие редкие случаи, когда мужчина не чувствует вину за свое вранья и соответственно раскрыть обман для женщины очень сложно, скорее всего такому мужчине просто все равно на женщину, которая рядом с ним находится. Но в любом случае, прежде чем судить, о чем том, стоит разобраться в ситуации и постараться понять причины его обмана.

Если мужчина обманывает, врет что делать? И действительно, самый правильный ответ на этот вопрос: разбираться. Не решать сгоряча, не устраивать скандал, а для начала постараться понять, зачем он это делает. Большинство женщин сразу думают о том, что если мужчина врет, значит, изменяет, но это далеко не тождественные понятия. Существует еще множество причин для вранья.

К таким примерам, можно отнести так называемую «ложь во спасение». Такой вид обмана подразумевает то, что мужчина беспокоится о своей женщине, не хочет ее расстраивать, либо это вообще касается не его, а кого-то из его друзей или каких-то обстоятельств.

Он может при этом не врать, а например не договаривать какую-то информацию. Мужчина в такой ситуации может думать, что его действия направлены на благо. Как правило, в случае если такая ложь всплывает, можно решить возникшие проблемы в процессе обыкновенного разговора по душам, естественно в том случае, если подобные обстоятельства не повторяются постоянно.

Чаще всего, именно такая же мотивация лежит в основе обмана по мелочам, беспокойство за партнершу, нежелание обсуждать какие-то проблемы, провалы или промахи и т.д.

В таких случаях мужчины часто врут, преувеличивают и т.п. Конечно, когда мужчина врет по мелочам постоянно, стоит приглядеться повнимательнее, возможно, он обманывает таким же образом женщину и по-крупному, но тут женщине надо быть аккуратной, можно и без оснований обвинить любимого. Если речь идет о незначительных преувеличениях и маленьких обманах, то лучше всего с эти смирится. Как не печально это признавать, но это свойственно мужчинам по природе, также как женщинам свойственно плакать.

Глубинная основа этих явлений лежит в том, что мужчины привыкли преувеличивать факты, а женщины эмоции. Именно поэтому мужчины врут, а женщины ревут, и, к сожалению, с этим ничего не поделаешь. Это отчасти и взаимосвязанные явления. То есть из-за какого-то события женщина расстраивается, плачет, мужчина во избежание следующих слез, врет.

Далее, если обман раскрывается, женщина снова огорчается и плачет. Таким образом, события продолжаются по кругу до тех пор, пока кто-нибудь его не разорвет. Но, как правило, вместо устранения проблем, кто-то из партнеров просто разрывает отношения, не видя или не желая видеть другого выхода. Либо такие отношения длятся всю жизнь, подогреваемые в дальнейшем еще более крупным обманом со стороны мужчины и страданием со стороны женщины. Такая стандартная модель поведения большинства пар современности.

В основе мужского вранья, помимо, его природных качеств, определенную роль играет воспитание. Если в детстве было много ограничений и наказаний, то проще было соврать и избежать их, чем сказать правду. И этот стереотип четко въедается в их сознание.

А в случае если женщина ведет себя по психологическому типу, как «мамочка» и аналогично реальным родителям допекает мужчину, то он непроизвольно начинает врать ей. Такие детские комплексы, безусловно, сказываются на отношениях в целом, и разрешить их лучше всего с помощью психолога.

Бывают и такие случаи, когда у мужчины возникает постоянная потребность в том, чтобы обманывать, это сопровождается постоянными проблемами не только дома, но и на работе. В такой ситуации стремление обманывать превращается в патологию, что невозможно решить даже с помощью психолога, а необходимо обращаться к специалистам в этом профиле.

И только с их помощью и верой в успех, возможно, преодолеть данное заболевание. Бывает также не патологическое вранье само по себе, а обман, базирующийся на патологиях или зависимостях. Например, если у мужчины есть вредная привычка курить или играть в Казино, и из-за этого он врет. В таком случае, стоит также обращаться к специалистам, но обязательным условием должно быть его желание избавится от этого.

Естественно бывают очень часто и такие ситуации, когда ложь связана с изменой, это то, обстоятельство, которое страшит женщин больше всего. Как поступать в данной ситуации это личное дело каждой. Но психологи считают, что одноразовая измена является следствие поведения обоих партнеров, и не обязательно повлечет за собой дальнейшие, то есть если женщина готова идти на контакт после такого события, то вполне возможно в дальнейшем восстановить доверие партнеров.

Если же многократно повторяется обман ради измены или каких-то зависимостей, то, лучше всего разорвать такие отношения окончательно. При этом оптимально будет, если женщина выскажет все свои эмоции и чувства (желательно спокойно) чтобы не переживать их в себе.

В любом случае каждая ситуация и каждый обман мужчины индивидуален, поэтому женщине следует начать с выяснения причин и обстоятельств и обсуждения проблем, а потом опираясь на свои внутренние ощущения, принимать окончательное решение.

Вопрос психологу

Здравствуйте! Я не знаю с чего начать,наверно начну с того что меня интересует на данный момент. В начале года я познакомилась с мужчиной мы начали просто общаться около 2 месяцев,он признался что женат, а потом у нас сблизились отношения мы продолжали общаться нам интересно было, есть о чем поговорить нас все устраивало.Да женатиков я не одобряю конечно но я встречалась для себя. Потом он уехал в другой город где практически мне звонил каждый день почти.Он уезжал на заработки. Затем он приехал мы встретились он сказал что развелся, на что ответила что он должен был подумать хорошо. И как то у меня день рождение было он поздравил но непришел я отправила ему смску где прочитала супруга на что на след.день он предупредил что возможна позвонит да она позвонила спросила кто я, на что я ответила что она ошиблась номером. Сначала я начала извиняться что отправила ему смску но потом я начала почему он меня обманывать что она пришла в этот момент и прочитала. несмотря на это я простила потому что ни скем я невстречаюсь я привыкла к нему мы опять же продолжали отношения где я забеременела и сделала аборт опять простила. На данный момент он в другом городе звонит изредко. У меня вопрос почему он обманывает меня ПОЧЕМУ? Я ведь не требовала ничего от него НИЧЕГО. Я хотела для себя встречаться а тут зашло все глубоко ГЛУБОКО. Я устала от вранья, я ведь сказала про себя все что я была замужем что ребенок есть и что он ДЦП я была в депрессии я только начала отходить от этого, но наткнулась на вранье я ведь не просила меня обманывать. Он прекрасно знал что у меня ребенок болеет
И сейчас он звонит в неделю один раз,или ночью на пьяную голову и признается мне в любви , я начала задумываться ну неверю я неверю Зачем звонить и врать. Я начала задумываться стоит ли мне его ждать? Лучше мне ни скем не встречаться. У меня это крик души мне не скем поговорить поплакаться даже.Пожалуйста помогите мне!

Здравствуйте Розагуль, давайте вместе посмотрим на вашу ситуацию как бы со стороны.

Вы познакомились с женатым мужчиной и приняли решение встречаться с ним для себя, то есть ради секса без каких то планов на будущее.

Вы приняли свое решение и были спокойны по отношению его статуса женатого.

Мужчина стал уделять вам много внимания-звонил каждый день,признавался в любви , и ко всему еще и сообщил,что развелся. Почему он решил вам так сказать ответить однозначно сложно- хотел произвести впечатление на вас, хотел,чтобы вы полностью захотели быть с ним, хотел..... да много что еще видимо хотелось ему.

Вы именно в тот момент и забыли о своем решении встречаться только ради себя, и своих интересов. Получается,что в глубине своей души вы как бы ждали от него такого поступка и он это почувствовали и блестяще сыграл на этом.

Вы изменились к нему в отношении, вы даже допустили,что забеременели от него,хотя та скоропалительность в принятии им решения уйти из семьи , и ваш первый неудачный опыт в браке, должны были вас как то насторожить, подтолкнуть быть внимательнее к выбору партнера по жизни уже во второй раз.

Как бы вы не писали, что ничего от него не требовали, но все же хочу вам сказать-только мы сами можем позволить обмануть или обидеть себя, и это действительно так. Вы доверились малознакомому человеку, даже толком не узнав его. Разве он вас обманул,или вы предоставили ему такую возможность сами? Предлагаю вам взять ответственность за все,что в вашей жизни происходит на себя,а не искать виноватых в другом человеке.

Вы уже поняли,что для этого мужчины сказать неправду ничего не стоит, из за того,что вы ему так легко доверились, вам пришлось прервать зародившуюся жизнь в себе,а это и моральная и физическая боль не так ли?

Так зачем же вы до сих пор поддерживаете с ним отношения, общаетесь с ним,когда он изредка в пьяном угаре вам звонит. Почему до сих пор задаетесь вопросом-" Почему он меня обманывает?"

Разве важно это-почему обманывает, может стоит поставить вопрос по другому- почему я до сих пор с ним общаюсь,несмотря на столько причиненной боли им вам? Вы не можете изменить другого человека, не можете заставить его вести себя по иному,но вы можете изменить свое отношение и свое поведение по отношению к происходящему.

Уже второй раз в вашей жизни встречается вранье,обман и предательство,подумайте,может вы сами, своим поведением притягиваете к себе именно такой тип мужчин,и вам стоит начать работу над своими допущенными ошибками,чтобы как то обезопасить себя от привычного сценария взаимоотношений и наконец то выйти из него и стать другой. Будет сложно это самой понять, вы можете обратиться к услугам профессиональных психологов ,которые смогут вам помочь в этом. Всего хорошего.

Бекежанова Ботагоз Искракызы, психолог Астаны

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Среди экспонатов Национального исторического музея в Улан-Баторе есть традиционные костюмы народов Монголии, в том числе казахские женский и мужской наряды. И это неудивительно, ведь казахи давно стали частью Монголии. Интересно, что жузово-родовая тематика, которая так будоражит наших сограждан в Казахстане, совсем не имеет той силы и интереса здесь. Одна моя собеседница не знает, из какого она рода, вторая вспомнила это не сразу. Им гораздо важнее, что они - казашки.

В ожидании своего

Мы встречаемся с Алией в самом заметном здании Улан-Батора, его современном символе - 25-этажной башне Blue sky в центре города. Моя собеседница молода и успешна, работает в международной компании, водит машину. Алия окончила университет по специальности “Дизайнер интерьера”, защитила магистерскую степень по международным экономическим отношениям. Она - казашка. Такие девушки, как она, ходят, например, по улицам Астаны или Алматы, вот только мы не в Казахстане, а в столице Монголии.

Мне нравится здесь жить. Никогда не чувствовала дискриминации, живем так же, как монголы, никакой разницы, - начинает рассказ за чашкой кофе Алия. - У нас в семье шесть человек. Мои братья и сестра создали семьи с монгольскими казахами. Я тоже жду своего единственного (смеется).

- Ваши родители примут, если выберете не казаха?

Нет, не примут. Я сама этого не хочу. У нас ведь другие традиции и правила - казахские. Конечно, мои родители не говорят, чтобы я вышла за того или этого. Они просто верят, что я выйду замуж за казаха. Я знаю, что некоторые полагают: раз мы городские казахи, то выходим замуж и женимся на монголах. Это не так.

Традиции предков

Родители Алии - выходцы из провинции, или, как здесь говорят, из аймака Баян-Улгий. Это место интересно тем, что здесь сосредоточено почти все население этнических казахов Монголии. Сама она родилась в Эрдэнэте - в одном из крупнейших городов Монголии. Говорит, что в их семье стараются придерживаться всех казахских традиций:

У нас такие же традиции, как у всех казахов: очень важны свадьба, рождение ребенка и так далее. Мы не смешиваем монгольские и казахские традиции. Например, есть Цаган Сар - монгольский праздник, это Новый год (отмечается в первых числах марта) - по сути, то же самое, что и Наурыз. Но мы отмечаем Наурыз.

- Много ли чая с молоком вы пьете, едите конину, как и большинство казахов?

Я более гибкая в этих вопросах. Но, например, мои родители действительно любят чай с молоком. Вообще-то я полгода назад перестала есть мясо - куриное, говядину, баранину… Но это касается только меня, другие казахи, разумеется, едят конину.

- Готовите бешбармак, казы, жая?

Да, у меня в холодильнике сейчас лежат казы, хотя я сама не ем - это запас для гостей. Тут нет специальных казахских магазинов, поэтому казы мне привезли из Баян-Улгия.

Непростые вопросы

Алия превосходно владеет монгольским, язык - основной проводник в социальную среду, он дает массу преимуществ в учебе, работе, повседневной жизни. При этом она остается все же другой, не такой, как все:

Когда родители звонят, они говорят со мной на казахском, а я отвечаю по монгольски. Но мы прекрасно понимаем друг друга. Все мои друзья-казахи говорят на очень хорошем казахском. Я понимаю и могу ответить, но мне комфортнее говорить по-монгольски. Если постоянно буду использовать казахский, переживаю, что мои позиции в монгольском значительно ухудшатся. Но в будущем планирую улучшить родной язык.

- Бывали в Казахстане?

Нет и, если честно, не хочу. Мои ровесники думают, что жить в Казахстане не так безопасно, как в Монголии. Родственники три года назад перебрались в Астану, но произошла трагедия - брата убили... Убийца так и не был найден. Хотя я знаю, что Астана - огромный, современный, развитый город, лучше, чем Улан-Батор.

- Может, ваши дети захотят вернуться на родную землю?

Не знаю… Папа постоянно говорил о переезде. Но потом решили подождать, что будет дальше. Первая волна переселенцев, говорят, хорошо устроилась, они сейчас богатые, а у тех, кто поехал позже, жизнь, увы, не так хороша. Теперь перестали говорить об отъезде.

- Значит, у вас есть родственники в Казахстане?

Сестра моего отца там живет, но мы до сих пор никогда не встречались и не общаемся.

- Интересуетесь казахстанскими новостями?

У меня нет никакой информации о Казахстане, но я работаю в международной компании, и недавно наша штаб-квартира из России переехала в Казахстан. Когда шеф казахстанского офиса приехала с визитом в Улан-Батор, я с удивлением увидела, что она - скандинавка! А я ждала кого-то из казахов.

- Какая у вас мечта?

Хочу создать свой бизнес. Поняла, что я по натуре бизнес вумен (смеется) .

Самый светлый праздник - Наурыз

Другая моя собеседница, Асем , в прошлом году окончила Монгольский государственный университет в Улан-Баторе по специальности “Международные экономические отношения”. Очень активная, занимается волонтерскими проектами, владеет английским и французским языками. Имя Асем ей дала родная тетя. Вся родня - тоже из Баян-Улгийского аймака:

Мои бабушка и дедушка работали в сельском хозяйстве, разводили скот. Как и у большинства людей того времени, у них не было возможности получить образование. У деда по отцу было 8 детей. А уже мой отец учился в Казани. Он и мама работают учителями, живут в Улгие. У меня есть два младших брата. Большинство родственников проживают в Улгие. В Казахстане у нас только дальние родственники по линии деда. Так как старшее поколение уже ушло, связь с родней утрачена...

Слышу, как Асем говорит с кем-то по телефону на казахском языке.

- Получается, у вас есть возможность использовать казахский язык в Монголии?

Да, я, например, живу в городе с подругой, с которой дружу со старших классов. Она тоже казашка. В других ситуациях я разговариваю по-монгольски, а в семье общаемся по-казахски. Но для нас очень сложно говорить на стопроцентно чистом языке, мы все равно добавляем монгольские слова…

Помимо языка монгольские казахи стараются придерживаться и своих традиций. Мол, пока есть старшее поколение, которое показывает молодым, чем жили предки, за традиции можно не беспокоиться:

Наурыз для нас - самый большой и светлый праздник. Появление на свет ребенка, свадьба - все это важно. Но традиции интегрированы на новый уровень, могут встречаться элементы западной культуры. При этом казы мы не можем готовить - никто нас не учил, даже мои родители не умеют. Люди из сельской местности более подкованы в этом вопросе, а мы, городские, может, более ленивые (смеется) . Поэтому казы готовят только по очень-очень торжественным праздникам, таким как свадьба или Наурыз.

Мы прогуливаемся в Национальном парке культуры и отдыха в Улан-Баторе и продолжаем беседу. Ни Асем, ни ее родители никогда не бывали в Казахстане, но она всегда следит за тем, что происходит в нашей стране.

- Вы слышали о программе возвращения этнических казахов в Казахстан?

Это одна из самых обсуждаемых тем в Улгие и в нашей семье. Слышала, что кто-то действительно добился лучшей жизни, другие вернулись назад в Монголию, потому что не смогли адаптироваться на новом месте. Когда переезжаешь, никто не может гарантировать, что найдешь престижную работу, жилье и так далее. Хорошо, когда есть, например, близкие родственники, которые на первых порах помогут. У меня нет чувства, что я должна ехать в Казахстан, но стараюсь обращать внимание на все, что с ним связано.

При этом молодая девушка всеми силами старается сохранять “все казахское” и прививать любовь более молодому поколению:

Считаю, что мы не должны терять нашу идентичность, не должны забывать родной язык. Наоборот, нужно показывать другим национальностям то лучшее, что в нас есть. Ведь мы живем вместе на монгольской земле, мы граждане этой страны и у нас есть перед ней ответственность.

- Чувствуете ли какой-то негатив к себе из-за того, что не монголка?

Люди никогда не скажут это прямо в лицо, но когда, например, речь идет о приеме на работу, это может произойти. Мой дед говорил, что раньше такого не было. Естественно, мы чувствуем страх, что в один день исчезнем или постепенно окажемся без своей идентичности. Сейчас одна из обсуждаемых тем - религия. Это на повестке дня у всего международного сообщества. Казахи - мусульмане. Монголы же - буддисты. Мы сохраняем традиции религиозного характера, но не на 100 процентов религиозны.

И напоследок о том, как казахское музыкальное творчество проникло в Монголию. Моя собеседница говорит, что ее знакомые заслушиваются песнями Кайрата НУРТАСА и других наших современных исполнителей. Все-таки - зов крови.

Язык фактов

. В монгольском парламенте - Великом государственном хурале - два этнических казаха: Бакей Агыпар и Алмалик Тлейхан

. Согласно распространенной статистике, в Баян-Улгие проживает 97 тысяч казахов. Но есть утверждение, что всего в Монголии до 200 тысяч этнических казахов

Монгольские казахи являются народом тюркского происхождения. Их называют по-разному: казак, казах или хасаг. Но большинство казахов не любят, когда их называют «хасаг», сравнивая это с «хужаа» — так монголы называют китайцев.

Как сообщает сайт со ссылкой на ARD, сами казахи говорят и пишут, что 120 лет назад, преодолев Алтайские горы, они поселились в здешних местах. Но в первой половине 19-го века на территории нынешнего аймака Баян-Улгий не было ни одной казахской семьи, здесь жили одни урианхайцы.

Урианхайцы и казахи являются совершенно разными народами. Эти национальности появились в ходе исторических процессов. Монгольские казахи отделились и переехали в Монголию не из Казахстана, как понимают это сегодня, а из Синьдзяна. В середине 19-го века они жили на территории от подножий Алтайских гор до Синъдзяна. В летний сезон они, пройдя через Алтайские горы, проводили лето на территории урианхйцев, а осенью снова кочевали на юг через Алтай. Они проживали в окрестностях истоков рек Бухтарм и Эрчис в Синьдзяне. Сегодняшние казахи, проживающие в аймаке Баян-Улгий, отделились и переселились в Монголию именно оттуда.

Переселение казахов имело следующие причины:

  • В 1850-х годах в Китае произошло восстание тайпинов, которое также коснулось мусульман и охватило весь Синьдзян. В результате этих событий люди были вынуждены бежать за Алтайские горы.
  • Ещё одной причиной стал конфликт между племенами. Более мелкие племена, чтобы не впасть в зависимость от более крупных, двинулись в направлении Алтайских гор.
  • Третьей и главной причиной было то, что в 18-ом веке маньчжурское господство ещё не достигло горных районов Алтая и эти земли стали благопрятным пристанищем для людей, ищущих свободу. Казахи в поисках земель, пригодных для пастбищ, пошли на соглашение с урианхайцами и в летнее время пасли свой скот в окрестностях озера Даян. Но со временем они стали оставаться там и на зимовку.

Таким образом, казахи постепенно стали оседать на землях урианхйцев и со второй половины 19-го века, а точнее с 1869 года они полностью переселились туда. С 1870 года между урианхайцами и казахами начали возникать земельные споры, которые со временем превратились в вооружённые конфликты. Известны даже случаи, когда казахи подавали маньчжурскому правителю прошение о выдаче им земель.

Крупные урианхайские князья давали казахам землю в аренду, а взамен получали скот, золото и драгоценности, меха и топливо. До 1911 года казахи входили в состав Маньчжурии, а после революции 1911 года по Указу Богдо хана они вошли в состав автономной Монголии. В результате победы народной революции в 1921 году казахи получили земли и такие же права, как и урианхайцы.

В 1930 году ЦК партии и правительство МНР приняло постановление о выделении казахам отдельной территории. Согласно постановлению, южная граница территории является государственной границей, на востоке и севере охватывает Дэлүүн, Хонгор өлөн, Хатуу, Улгий, а землями южнее Орогта казахи могли владеть с урианхайцами на равных правах. С 1930-х годов партия и правительство стали строить школы, больницы, магазины и т.д. в местах проживания казахов. Но, несмотря на это, казахам не сиделось спокойно на одном месте, к тому же ими неоднократно проводились диверсионные работы. Весной 1931 года предводители казахских племён вместе со своими людьми начали переезжать обратно через Алтайские горы. Сотрудники партии и правительства, которые хотели этому помешать, были убиты. Ситуация иногда обострялась и превращалась в вооружённый конфликт.

Племена, которые переехали, вернулись обратно в 1932 году. Они потеряли весь скот и были на грани нищеты. Казахские князья принимали разные меры, чтобы отделить монгольских казахов от их земель, — вплоть до сговора с гоминьдановцами. В 1943-1948 годах на западных окраинах Монголии происходили беспорядки, которые были вовремя подавлены.

Мы все знаем об Османе. О нём я напишу позже. До 1931 года казахи входили в состав аймака Чандмань уул, а в 1940 году был создан отдельный аймак Баян-Улгий. В 1991 году, после распада СССР, Республика Казахстан, которая входила в его состав, объявила о своей независимости. Более 20 тысяч казахских семей переехали жить в Казахстан. Но вскоре большинство из них вернулось назад, не найдя там счастливой жизни. Вот такова краткая история вхождения казахов в состав Монголии.

2350 0

Группа исследователей под руководством профессора С.Е. Ажигали побывала в Монголии для того, чтобы изучить жизнь проживающих там казахов в условиях неизбежных процессов межэтнической интеграции.

Уже на протяжении более десяти лет отдел этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова занимается изучением казахских этнических групп за рубежом, руководит перспективной программой зав. отделом, профессор С.Е. Ажигали. Для этой цели в последнее время регулярно организуются научные командировки в страны дальнего и ближнего зарубежья.

Так, в 2013 году состоялась комплексная и довольно продолжительная экспедиция в Монголию и Китай. Во время экспедиции в Монголию, которая проходила с 24 июля по 5 сентября 2013 г., группа исследователей-этнологов обследовала населенные пункты в центральной, северо-восточной и юго-западной части Монголии, – то есть районы проживания казахов вне «казахского» Баян-Ольгийского аймака: Тов аймак (сомоны Угтаалцайдам, Эрдэнэ, г. Налайх), Сэлэнгэ аймак (Шарынгол, Хонгор, Дархан), Хэнтий аймак (Шандыгын, Бэрх), Ховд аймак (Уенч, Булгын) и др. Возможно, читательской аудитории будет интересно ознакомиться с некоторыми наблюдениями, полученными в ходе этой комплексной научной экспедиции.

На улицах Уланбатора

Монголия – страна с небольшим населением, его численность не достигает и трех миллионов. Казахи – единственное этническое меньшинство в этой стране не монгольского происхождения. Захчины, дэрбэты, буряты, урянхаи, торгоуты имеют другой язык, а также некоторые культурные отличия по отношению к халха-монголам, поэтому также причисляются к этой категории.

Как говорят местные казахи, Монголия – благодатная, Богом хранимая земля. Монголы сумели сохранить свою землю и себя как народ, находясь между двумя крупными державами: Россией и Китаем. Благодаря мудрости и дальновидности руководителей социалистического периода, перестроечного и постперестроечного времени,в стране был сохранен кочевой уклад. До сих пор нет никаких препятствий со стороны правительства Монголии для всемерного развития скотоводства – свободного выпаса скота, хозяйственного обустройства и т.д. Поэтому, благодаря сохранившемуся кочевому и полукочевому скотоводству, монгольский народ никогда не нуждался.

Казахские школы в Монголии работают только в Баян-Ольгие – ее казахском аймаке. Здесь повсеместно слышится казахская речь, казахская музыка. Вне Баян-Ольгия в других монгольских аймаках казахские школы отсутствуют, поэтому казахская молодежь знает порой монгольский язык лучше, чем казахский. Намекая также на наше частое обращение к русской лексике, один из наших собеседников Онерхан, 53-летний водитель из Уланбатора, не без оснований заметил: «Скоро понадобится переводчик для общения между казахами из разных стран». Такую картину вполне возможно встретить и на практике. Чтобы понять друг друга, в беседах с молодыми казахами в Монголии нам приходилось прибегать иногда даже к английскому языку.

Местные казахи имеют тесную связь с Казахстаном. У многих проживают там близкие родственники. Поэтому наши соотечественники из Монголии, оказавшись впервые на своей исторической родине, стремятся проехать по всем крупным городам. Местные казахи хотят участвовать в общественной жизни Казахстана. Так, 66-летний Санак Кошпанулы из Булгына (аймак Ховд), что на западе страны, сетовал на то, что на Всемирные курултаи казахов приглашаются в основном казахи из Баян-Ольгия. Наши же соплеменники из других районов Монголии, оказывается, остаются вне этого важного как для зарубежных казахских диаспор, так и для казахстанского общества мероприятия.

Встреча с казахами Монголии

На вопрос «Хотели бы вы переехать в Казахстан?» нам отвечали по-разному: люди с устойчивым, неплохим материальным положением говорили, что пока не торопятся уезжать. 57-летний Батолзий из сомона (т.е. района) Угтаалцайдам в 1991 г. пытался уехать в Казахстан. Тогда приезжали люди, которые агитировали уехать, обещали отвезти в любое место по желанию, просили написать, куда именно. Батолзий записался в Семей, собрал необходимые документы. Через какое-то время приехала машина, но из Актюбинска. «Возможно, я зря не поехал тогда. Но некоторые оттуда возвратились, не выдержав трудностей на новом месте», – задумчиво и устало рассуждает он. Многим известно, что около года назад довольно большая группа казахов, когда-то переехавших на свою историческую родину из Монголии, обратилась к руководству этой страны с просьбой вернуться обратно. В Монголии об этом факте нам говорили с явным порицанием: «Везде же есть трудности, часто бываем в Казахстане, не думаем, чтобы там было все так плохо».

Қыз ұзату на джайлау близ Шарынгола


Как и в Казахстане, казахи в Монголии в последнее время ощущают на себе сильное влияние ислама. Зулкарнай Бекбайулы, 75-летний житель сомона Хонгор, говорит, что современная молодежь стала религиозной, а старики поголовно читают намаз. В Налайхе, городе, расположенном вблизи Уланбатора, недавно была открыта большая мечеть с общежитием для учеников медресе. Она была построена и профинансирована турецкой стороной – религиозной организацией под названием «Дос». 12 апреля прошлого года состоялась церемония открытия мечети, в которой принял участие премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган. Здание мечети двухэтажное, на первом этаже располагается налайхо-конийский культурный центр и местный офис Объединения мусульман Монголии, на втором – собственно молельный зал.

Мусульманская литература в мечети в основном на монгольском языке. Проповеди также здесь в основном ведутся на монгольском. Служители мечети поделились с нами своими планами: привезти в ближайшее время религиозную литературу на казахском языке из Баян-Ольгия, а также договориться с Верховным муфтием Казахстана о приезде в налайхскую новую мечеть наставников, которые бы проводили занятия религиозного характера, а заодно обучали бы казахскому языку. На сегодняшний день в Налайхе один буддистский храм, две мечети и семь христианских приходов неортодоксальных направлений. То есть идет невидимая серьезная конкуренция в борьбе за умы. Стремясь привлечь людей в мечеть, в первую очередь, конечно же, казахов, ее служители уделяют внимание каждому прихожанину, каждому жителю казахского района Налайха.

Участники экспедиции во дворе дома жителя Шарынгола

Глобализационные процессы все активней проникают в местную среду. Толеген Сатыбас, 38-летний житель Налайха, серьезно занимается пауэр-лифтингом, ездит на международные соревнования. Он часто бывал в Казахстане, поэтому говор у него уже казахстанский: с добавлением русских слов, без характерного для казахов Монголии и Китая повышения интонации в конце предложения и т.д. Толеген – местный предприниматель, с группой товарищей копает шахту, добывает уголь. Добыча минералов в Монголии доступна и для рядовых граждан, при условии уплаты соответствующих взносов и получения разрешения. Кроме того, он имеет свой бизнес в Дубае – возит новичков-отдыхающих, помогает с обустройством, шопингом. Этот курорт монгольские туристы в отличие от казахстанских только осваивают. Речь Толегена – микс казахского, русского и английского языков. Поездки за границу наложили отпечаток на его внешний вид, он выделяется из толпы не только благодаря своей атлетической фигуре, но и экстравагантной одежде.

Выяснилось, что у Монголии многому можно поучиться. Например, каждый из встреченных там казахов утверждал, что ни один монгол ни разу на его памяти не позволил себе задеть этнические чувства казаха. Каждый из них с уверенностью говорил, что «они так не поступают», «с их стороны такого не было никогда», «они на такое не способны». Появляется чувство благодарности к этому народу за его природное миролюбие и доброе отношение к нашим единоплеменникам. Наверное, не всегда представители диаспоры в какой-либо стране так тепло отзываются о коренном народе. То есть бытовой национализм в Монголии практически отсутствует. Государство не проводит здесь ассимиляторскую политику – ни явную, ни скрытую, но доверительные отношения между этносами в итоге ведут к естественному смешению культур и в итоге к монголизации казахов как малочисленного этноса.