Упражнения на тренировку интонации. Основы вокала: первые шаги, первые упражнения. Упражнения на интонирование

Компонентами интонации являются: мелодика, фразовое ударение, темп, тембр, пауза, которые взаимодействуют между собой и выполняют в речи различные функции: коммуникативную, смыслоразличительную и эмоционально-экспрессивную.

Работа над интонацией в подготовительный период логопедической работы строится на материале отдельных звуков, звукосочетаний, «эталонов», автоматизированных рядов. Далее, на этапе активной тренировки речи – на материале предложений, стихотворений, диалогов, текстов, инсценировок. Активно используем музыкальное сопровождение.

Примеры упражнений:

● При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

● Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием: восторженно, спокойно, вопросительно, задумчиво, скорбно.

● Прослушать фонограмму музыкального произведения из сборника «Веселые нотки» и пропеть «эталон» с той эмоциональной окраской, которую отражает та или иная мелодия, .

● В непрерывной линии звучания выделяем интонационно один из гласных, повышаем или понижаем голос.

А о у и? (вопрос) - А о у и! (ответ)

а О у и? - а О у и!

а о У и? - а о У и!

а о у И? - а о у И!

● Изменяя силу, высоту глосса, передаем различные чувства в «автоматизированных рядах» - при пропевании ноток до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до высота голоса увеличивается, а сила уменьшается; при пропевании в обратном порядке высота глосса понижается, а сила увеличивается. Для упражнения использовалась фонограмма игры на фортепиано.

● Отрабатываем все элементы интонации на «эталоне» АОУИЭ, сопровождая произношение дирижированием. Используем такие эмоциональные состояния: восторженность, торжество, спокойствие, команда, ласка, поучение и т.д.

Логоритмические упражнения

Огромная роль отводится выработке оптимального темпа и ритма речи у заикающегося посредством специально подобранных упражнений с использованием слухового контроля, ритмических движений (встречное дирижирование, ходьба, прыжки, хлопки и т.д.). Логопедическая ритмика способствует нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, а также просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые и ритмические упражнения воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса.

В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:

Двигаться в заданном темпе;

Чередовать движения в различном темпе;

Согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.

Упражнение необходимо выполнять:

– с четкой артикуляцией;

– с равномерным распределением выдоха;

– соблюдая умеренный темп;

– синхронизируя произнесение и движение (на слог).

Примеры упражнений:

● Ходьба на месте по кругу в среднем темпе. Произносить слитно, гласные звуки, слоговые ряды, позже слова (автоматизированные ряды) и фразы (чистоговорки, скороговорки). Произносим слог на каждый шаг. В конце занятия темп движений и речи увеличиваем.

а - о - у - и

Ах-ох-ух-их

Ва-во-ву-ви

На горе Арарат зреет спелый виноград.

Наша армия сильна, охраняет мир она.

● Прыжки поочередно на правой и левой ноге. Весь речевой материал произносим на выдохе.

Ама – ома – ума- има

Хоп – хоп – хап – хап – хип – хип

Топ – тап – туп – тип

● Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. В начале в качестве речевого материала используем слова начинающиеся с гласного звука. Далее используем короткие предложения.

Аист, август, апельсины, ананасы

Окно, обои, охота, облако

● Слитное произнесение месяцев, дней недели и дирижирование в такт проговаривания, с повышением высоты и силы голоса (от шепотной до громкой и наоборот).

● Согласование речи с движением рук в стиле «робота».

Mo-ем, мо-ем тру-бо-чис-та

Чи-сто, чи-сто, чи-сто, чи-сто.

Бу-дет, бу-дет тру-бо-чист

Чист, чист, чист, чист.

● Согласование речи с движением рук и ног. Маршируем и одновременно произносим под ритм музыки скороговорки, стихи. Движение ноги и руки на слог. Для выполнения упражнения используем фонограмму « Юные барабанщики».

Дело сделаем умело

Нам преграда не беда

В бой идем все вместе смело

и на вызов скажем "ДА!"

1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

1.1.4. Вопрос-ответ………………………………………………....3

1.1.5. «»……………………………………………………………...4

1.1.6. Диктант……………………………………………..………...4

1.1.7. «»……………………………………………………………...4

1.1.8. «»……………………………………………………………...5

1.2.1. Помоги Маше одеться………………………………….…….5

1.2.2. Собираемся на прогулку……………………………………..5

1.2.3. Что с чем……………………………………………..………..5

1.2.4. Назови ласково………………………………………………..6

1.2.5. Похвали подарок……………………………………….……..6

1.2.6. Почемучки………………………………………………….....6

1.2.7. Просьба………………………………………………….….....7

1.2.8. Качели……………………………………………………...…..7

2. ТЕМП 2.1.Упражнения:

2.1.1. Ноги и ножки…………………………………………...……..7

2.1.2. Муха-Цокотуха………………………………………………..7

2.1.3. На крыше……………………………………………………....8

2.1.4. Курочка и цыплята ………………………………….………..8

2.1.5. Поехали, поехали ……………………………………………..8

2.1.6. Барабанщик …………………………………………….……..8

2.2.1. Осенние листочки……………………………………………..9

2.2.2. Карусели………………………………………………………..9

2.2.3. Из-за леса, из-за гор……………………………………….…..9

2.2.4. Еду-еду к бабе, деду………………………….………………..9

2.2.5. Санки…………………………………………………………..10

2.2.6. Угадай…………………………………………………...……..11

3. РИТМ 3.1. Упражнения:

3.1.1. Кегли и мячи………………………………….………………..11

3.1.2. Осенний дождь……………………………….………………..11

3.1.3. Узоры………………………………………….………………..11

3.1.4. Постучи в дверь………………………………………………..12

3.1.5. Язычки-дразнилки (Передай снежок)………….……………..12

3.1.6. Аты-баты………………………………………………………..12

3.2.1. Послушай и угадай…………………………….………………..12

3.2.2. Забияки-петушки…………………………………….…………..13

3.2.3. Мы сидели на печи…………………………………..…………..13

3.2.4. Послушай и повтори так же…………..……………….………..13

3.2.5. Накорми птиц………………………………………….…..……..13

3.2.6. Охотники и зайцы………………………………………………..14

4. ТЕМБР 4.1.Упражнения:

4.1.1. «»……………………………………………….………………….14

4.1.2. «»…………………………………………………………………..14



4.1.3. Ау!…………………………………………………...…………….14

4.1.4. Тихо………………………………………………………………..14

4.1.5. Самолет…………………………………………..………………..15

4.1.6. «»……………………………………………………….…………..15

4.1.7. Чтение стихотворений по ролям………………………..………..15

4.2.1. Угадай, кто говорит…………………………………..…….……..16

4.2.2. Новоселье……………………………………………………...…..16

4.2.3. Волшебные превращения………………………………...……….16

4.2.4. Превратись в птицу………………………………………..….…...16

4.2.5. Барабек……………………………………………………….….…17

4.2.6. Как у бабушки Наташи……………………..……………………..17

5. УДАРЕНИЕ (СЛОВЕСНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ) 5.1.Упражнения:

5.2.1. «»………………………………………….………………….…....18

5.2.2. Слушай, думай, называй………………………..……………..…18

5.2.3. Найди важное слово (1-й вар)…………………………………...18

5.2.4. Найди важное слово (2-й вар)………………….…….………….18

5.2.5. «»…………………………………………………….……..….…..19

5.2.6. «»…………………………………………………………………..19

5.2.1. Накорми птичек…………………………………….………….…19

5.2.2. Где твой круг? (1-й вариант)…………………………………….19

5.2.3. Где твой круг? (2-й вариант)…….………………………………20

5.2.4. Построения………………………………………………………..20

5.2.5. Кто в каком доме живет?………………………….……………..20

5.2.6. Ходит Леночка..…………………………………………………..20

6. Список используемой литературы ……………..………………………..22

Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу:

«Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать это слово можно только один раз».

МЕЛОДИКА

Упражнение 1.1.1. «Дирижеры»

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.



Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

Упражнение 1.1.2. «Лесенка»

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки – по количеству детей.

Описание Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

Упражнение 1.1.3. «Волшебная линия»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

Упражнение 1.1.4. «Вопрос-ответ»

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.)

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово.

Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

Упражнение 1.1.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики

повествовательных предложений.

Материал. Тематические карточки (н-р: огород, улица, зоопарк и т.д.).

Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно.

Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.).

Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.

Упражнение 1.1.6. «Диктант»

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением повышением и переломом основного тона голоса.

Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.

Пример текста: «Лиса и собаки».

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

- А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

(Л.Толстой)

Упражнение 1.1.7. «»

Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.

Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией.

Например: Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

Упражнение 1.1.8. «»

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.

(Д. Кожевников)

Игра 1.2.3. «Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др.

Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением.

Например: Суп едят из тарелки.

Цветы поливают из лейки.

Игра 1.2.5. «»

Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.

Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник».

Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были замечательные подарки для каждого из ребят.

Для Маши он приготовил красивую куклу.

- Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла!

Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина.

- Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался Ваня.

А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор инструментов.

- Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул удивленный Паша.

- Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята.

· Какое настроение было у ребят на празднике в детском саду? Почему?

· Какие подарки приготовил детям Дед Мороз?

· Почему обрадовались Маша и Ваня?

· Почему удивился Паша?

Игра «Похвали подарок»

Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.

Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!

Ах! Какая машина! Большая пожарная машина!

Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!

Игра 1.2.6. «Почемучки»

Цель. Развитие умения использовать вопросительную интонацию при оформлении высказываний с вопросительным словом.

Описание. Ребенку предлагается повторить вопрос.

А. Отработка навыка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов:

Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?

Б. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в начале предложения:


У почтальона какая сумка? Это что?

В завершение игры взрослый просит ребенка придумать по картинке как можно больше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произнесение специальных вопросов сопровождается движением руки вверх в интонационном центре.

Игра 1.2.7. «Просьба»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспресивной речи.

Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.

Игра 1.2.8. «Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

ТЕМП

Упражнение 2.1.1. «»

Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

Что, болит? Что болит?

Ну, что споём? Ну что, споём?

Игра 2.2.2. «Карусели»

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма «Лошадки» (муз. М.Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле-еле, еле-еле (в медленном темпе)

Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (в умеренном темпе)

Все бегом, бегом, бегом! (в быстром темпе)

Все быстрей, быстрей, бегом, (бег)
Карусель кругом, кругом! (бег)
Тише, тише, не спешите, (в умеренном темпе)

Карусель остановите, (в умеренном темпе)

Раз, два, раз, два – (в медленном темпе )
Вот и кончилась игра! (в очень медленном темпе )

Игра 2.2.5. «Санки»

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи со смыслом высказывания.

Описание. Воспитатель: У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

(З.Александрова)

Садитесь, дети, на санки, поедем к этой елочке.

Игра 2.2.6. «Угадай»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Описание. Учитель читает на “коровьем языке” известное детское стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны угадать, какое?

РИТМ

Упражнение 3.1.3. «Узоры»

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

Описание.

1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Игра 3.2.5. «Накорми птиц»

Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние птицы.

Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы.

Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребенка повторить:

Например: Курица с цыплятами: / / / / / / / / / /

Утка с утятами: / / / / / / / /

Гусыня с гусятами: / / / / / / / / / /

ТЕМБР

Упражнение 4.1.1. «»

Материал. Картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.

Описание. Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. Затем логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением символов-масок, изображающих чувства, и выбрать подходящую.

Например: Ах! – радость, восхищение.

Ой! – испуг, страх.

Ух! – гнев, недовольство.

О! – удивление.

Эх, - грусть, сожаление.

Упражнение 4.1.2. «»

Упражнение 4.1.3. «Ау!»

Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.

2-й вариант. Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А___». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А___». Руки над головой, громко: «А___». Так же с другими гласными.

Упражнение 4.1.4. «Тихо…»

Описание. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
Была тишина, тишина, Почти без голоса, одной артикуляцией.
тишина…

Вдруг Шепотом.
Грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик Голосом разговорной громкости.
Тихонько - ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал
по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он
Громко.
станет.
Уже барабанит. Уже
Очень громко.
барабанит!
(А. Шибаев)

Упражнение 4.1.5. «Самолет»

Описание. Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося: «У___ту___» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. Произносят низким голосом, руки опущены: «У___».

Самолет летит, в нем мотор гудит. Высоким голосом, руки в стороны: «У___».

Упражнение 4.1.6. «»

* * *
Летит поезд во весь дух: Произносят высоким голосом, делая круговые движения
- Ух! Ух! Ух!
согнутыми в локтях руками.

Загудел тепловоз: «У-у-у-у». Низким голосом, останавливаются и гудят.
Домой деток повез: «Ду-ду-ду». Приседают.

* * *
«Ой! - воскликнул окунек, Произносят высоким голосом.
- Я попался на крючок».


Сом сердито проворчал:
Низким голосом.
«Из-за шалости попал».
(Ф. Бобылев)

* * *
Маленькие ножки Высоким голосом с одновременным легким ритмичным Бежали по дорожке постукиванием двумя пальцами.
Топ! Топ! Топ!
Большие ноги Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело

Шли по дороге: стучат по столу.

Топ! Топ! Топ!

Игра 4.2.2. «Новоселье»

Материал. Картинка с изображением животных, строящих дом.

Описание.

1-й вариант. Друзья поселились в новом доме. Они очень рады новоселью, ходят в гости и поздравляют друг друга. Ребенку предлагается произнести одну и ту же фразу с восклицательной интонацией, изменяя тембр голоса.

2-й вариант. Представь, как звери поздравляют друг друга с новосельем.

Как скажет поросенок (сова, медвежонок и т.д.)? Почему?

Игра 4.2.5. «Барабек»

Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с

удивленной интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят

наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными

пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в

стороны - «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь

кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней

«метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое

движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –

«кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы

рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно

и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики
пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко

замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне»,

говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.

- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким

Игра 4.2.6. «Как у бабушки Наташи»
Цель. Развитие умения изменять тембр голоса. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на

голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая

ее всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным

пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий

от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст

произносят нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,

с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,

внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх

большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и

разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу»,

поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим

справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят

по-старушечьи.

(слова народные)

УДАРЕНИЕ

Упражнение 5.1.1. «»

Цель. Развитие умения правильно ставить ударение в слове.

Описание. Проговорить слова, разделив их на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Например: У -ли-ца, пло -щадь, фо-нарь , му-зей , те-атр , парк , прос-пект , го -род.

Упражнение 5.1.5. «»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в речи.

Описание. Послушай фразу. Произнеси ее столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом – слове.

Например: Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч?- Таня возьмет мяч ?

Они принесли краски?- Они принесли краски?- Они принесли краски ?

Меняется ли смысл фразы?

Упражнение 5.1.6. «»

Цель. Формировать навыки восприятия и воспроизведения логического ударения в речи.

Материал. Картинка: снегири сидят на ветке дерева, под деревом на земле сидит голубь, внутри кормушки сидят синички.

Описание. Взрослый задает вопросы, изменяя местоположение логического ударения во фразе – изменяется смысл вопроса.

Например: Снегири сидят на земле? – Нет, на земле сидит голубь.

Снегири сидят на ветке? – Да, снегири сидят на ветке.

Снегири сидят в кормушке ? – Нет, они сидят на ветке . В кормушке сидят синички.

Важно. Задавая вопрос, нужно выделить силой и повышением голоса слово, на которое падает логическое ударение. Следует добиться, чтобы при ответе ребенок выделял силой и повышением голоса логически значимое слово в предложении.

Усложнение. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

………? Снегири сидят на ветке дерева.

Игра 5.2.2. «Где твой круг?»

Материал. Два больших обруча.

Описание. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение – в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первый круг встанут те дети, в имени которых ударение в первой части. Во второй круг встанут дети с ударением во второй части имени».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение – в первом круге больше играющих, во втором – меньше (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

Игра 5.2.3. «Где твой круг (2-й вариант)

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному: один из них произносится немного более протяжно, громче; познакомить детей с понятием «ударение»; учит определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой; воспитывать быструю реакцию на сигнал; развивать ориентировку в пространстве.

Материал. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок – замОк, дУхи – духИ, чУдно- чуднО, крУжки – кружкИ, зайчата ЛУта – ЛутА, Поля – полЯ, кОзлы – козлЫ, Ирис – ирИс, стОит-стоИт, мОю-моЮ и др.

Описание. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи (первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание.

Игра 5.2.4. «Построения»

Описание. Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребенку по имени, просит назвать того, кто стоит справа или слева от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.

Игра 5.2.6. «Ходит Леночка»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Ходит Леночка , вздыхая. (повествовательно)
Что с тобою? (вопросительно)
– Я плохая ! (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку , (с сожалением)
На пол бросила картошку , (с сожалением)
Кашу манную не ела (с сожалением)
Быть хорошей надоело ! (восклицательно)

Ходит Леночка , вздыхая – шагаем на месте, указательный жест на кого-то из ребят, утрированно вздыхаем.

Что с тобою? – плечи идут вверх, удивление на лицах.

Я плохая ! – указательный жест на себя, выражение огорчения на лицах.

Я ногой толкнула кошку – движение ногой, имитирующее удар, волнообразное движение руки – поглаживаем кошку.

На пол бросила картошку – указательный жест на пол, а потом движение, имитирующее бросание.

Кашу манную не ела – отрицательный жест рукой.

Быть хорошей надоело ! – взмах руками, выражение недовольства.

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Усложнение. Проговаривание стихотворения с движением.

Доктор, доктор – расслабленное движение с наклоном вправо-влево.

Как нам быть? – движение, обозначающее вопрос, руки слегка в стороны.

Уши мыть или не мыть ? – показать уши рукой, затем развести руки в стороны и сделать головой отрицательное движение.

Отвечает доктор гневно: – резкий указательный жест правой руки в сторону, слегка притопнув при этом ногой, на лице сердитое выражение.

Надо мыть их ежедневно ! – указательное движение правой рукой вперед повторить 3 раза, более сильным взмахом руки выделить последнее слово.

Если уши мыли вы ,

если уши мыли мы ,

если уши вымыл ты, – проговаривать текст как считалку, дирижируя правой рукой в такт проговариванию.

Значит уши вымыты ! – указательное движение на ухо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова Г.И. «Новые песенки для занятий в логопедическом саду» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2008

2. Бодраченко И.В. Статья «Речевые игры: что это такое и как в них играть» Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: 2007:: №3, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2007/05/285#more-285

3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет» Москва Изд.ТЦ Сфера 2008

Интернет-журнал «Логопед» Рубрика: Рубрика: 2005:: №4, Речевые игры и упражнения http://www.logoped-sfera.ru/2005/07/125

5. Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет)» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2007

6. Панина.Г. «Речевая ритмика, или как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников»

7. Родионова Ю.Н. Статья «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников» «Ребенок в детском саду», 2006 №№4-6, 2007 №1

http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?item_id=183

8. Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей 4-5 лет» Изд.КАРО г.Санкт-Петербург, 2009

9. Сидорова Ю.В. Статья «Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях. Звуковой анализ и синтез слова» http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=29

Дисциплина: «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ».

ТЕМА: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ»

1. МЕЛОДИКА 1.1. Упражнения:

1.1.1. Дирижеры…………………………………………….…..…..3

1.1.2. Лесенка………………………………………………….…....3

1.1.3. Волшебная линия……………………………………….…....3

1. РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:
И, А, О, У, Ы.

2. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.

1. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

2. Мама мыла Милу мылом.

3. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа, была тупа

4. Купи кипу пик (3 раза)

5. Однажды галок поп, пугая
В саду увидел попугая
И говорит тот попугай:
Пугай та галок, поп, пугай.
Но, галок поп, в саду пугая,
Не напугай ты попугая.

6. Пётр – повар, Павел – повар (3 раза)

7. Во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.

8. Пришёл Прокоп – кипит укроп
Ушёл прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.

9. Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоковски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

3. ГРУЗИНСКИЙ ХОР
Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

4. ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.
Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?
Теперь о самой игре. Выберите несколько длинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ, ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?), и т. д.

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.
Вот несколько правил, как это делать:
· не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно (к примеру, ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам - смешно, потому что «ам»!)
· не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения
· не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

5. ТЕКСТЫ

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове.
Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы.
Лучше всего об этом узнать в следующем разделе - художественное чтение.

6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Советы Андрея Гончарова (г. Москва)

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т. е. берем место из Писания, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как...

1. Допустим, место чтения взято из нагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно ты играешь Иисуса. Т. е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т. е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.

2. Читаем место из Писания голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т. е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!

3. "Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т. е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" или " так, это уже было!" или "угу!". Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

4. "Голос сострадания, скорби, печали". Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляет будущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова. Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильно любит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т. е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.

5. "Голос Дьявола". Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т. е. все должны поверить читающему!

В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумывать теперь сами.
У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на "скамейке запасных". Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов.
И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!

7. ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами».
При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

8. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения всё то, что написано.

Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Интонация

  • Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Урок русского языка в 1 классе
  • Словесное и фразовое ударение. Интонация. (Английский язык)
  • Особенности интонирования через ощущения локализации звуков разной высоты в речи и пении (интегрированный метод обучения сольному пению)

Развитие интонационных умений у детей имеет огромное значение для речевого развития, поскольку от умения адекватно восп­ринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую интонацию и в зависимости от этого строить свое поведение во многом зависит успешность процесса общения. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации – один из источников конфликтов в межличностном общении.

К интонационным умениям относят: умение воспринимать на слух изменения всех акустических параметров интонации;различать по интонациивыражение основных эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, страха, удивления, презрения, отвращения) и смысловых оттенков звучащего высказывания;правильно расставлять логические ударения; повышать и понижать голос, владеть силой голоса; выдерживать паузы, соотносить темп речи с содержанием текста; передавать с помощьюинтонации смысл фразы; подбирать необходимую интонацию для выражения любого эмоциональ­ного состояния; давать вербальную характеристику интонации эмоциональной речи; а также передавать эмоциональные интонации в письменной речи.

Практическим средством осуществления работы по развитию интонационных умений младших школьников являются речевые упражнения .

В психолого-педагогическом словаре находим дефиницию «упражнение – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе». Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на органи­зацию репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, не­обходимой для выработки умений и навыков и не требующей от ученика творческого мышления. Однако в процессе речевой деятельности в той или иной мере всегда присутствует творческое начало. Для развития в процессе работы над интонацией учащих­ся предлагается использовать наряду с репродуктивными упражнениямиэвристические, проблемные, творческие задания.

Можно выделить следующие основные группы речевых упражнений для организации работы по развитию интонационных умений детей:

1) Упражнения на усвоение компонентов интонации (логического ударения, мелодики, темпа, громкости, тембра, пауз), например:

* Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить ло­гические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

* Вспомните и разыграйте фрагмент из сказки « Три медведя » , в котором медведи вернулись домой. Какой тембр голоса каждого медве­дя?

2) Упражнения на развитие выразительности речи:

* Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения, расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра. Выразительно прочитайте.

* Выразительно прочитайте фрагмент из сказки « Золотой клю­чик » , соблюдая интонационные установки автора и обращая внимание на пометы о тембре голоса.

3) Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса:

* Какие эмоции испытывают герои из рассказа Н.Носова « Дру­жок » ? Какие бы интонационные установки вы дали участникам диало­га? Какими словами можно заменить глаголы « говорит » и « сказал » ?

Поезд остановился.Мы вылезли из вагона и пошли домой. В че­модане было тихо.

— Смотри, – сказал Мишка, – когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.

— Надо посмотреть – может, он там задохнулся? – говорю я. Мишка поставил чемодан на землю,открыл его… и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книж­ки, тетради, полотенце…

— Что это? – говорит Мишка. – Куда же Дружок делся?

Тут я понял, в чем дело.

Стой! – говорю. – Да это ведь не наш чемодан!

Мишка посмотрел и говорит:

— Верно! В нашем чемодане были дырки просверлены, и, потом, наш был коричневый, а этот рыжий какой-то. Ах я разиня! Схватил чужой чемодан!

— Бежим скорей обратно, может быть, наш чемодан так и стоит под лавкой, – сказал я.

4) Упражнения на соотнесение интонации предложения и пунктуа­ции:

* Поставьте нужные знаки препинания (точки, вопросительные и восклицательные знаки). Прочтите, соблюдая интонацию.

Вот рисовое поле да разве это поле это болото какое-то, вода, а из воды трава торчит это не простая трава это рис растет

(По Л.Кон)

* Прочитайте стихотворение, которое набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Исправьте стихотворение, правильно расставив паузы и запятые.

Б.Заходер

Где поставить запятую

Очень-очень странный вид:

Речка за окномгорит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

— Вот что значит запятая!

5) Упражнения на соотнесение интонации и смысла предложения:

* Любую скороговорку можно прочитать с различными интонацион­ными оттенками. От чего зависит их выбор?

« От топота копыт пыль по полю летит » .

а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!)

б) раздраженно, недовольно (Напылили только…)

в) презрительно (Фу! Какая пыль!)

« Проворонила ворона вороненка » .

а) с сожалением (Жалко вороненка)

б) с осуждением (Вот растяпа эта ворона!)

в) с удивлением (Не может быть!)

* Представьте, что фразу из сообщения диктора « Погода на завтра: значительная облачность, временами дождь » повторяют вслух разные люди и каждый думает о своем. Попробуйте произнести эти слова за:

— пассажира, взявшего билет на самолет ( « Эх, надо было взять билет на поезд » );

— отдыхающего на море ( « Так и не загоришь и не покупаешься, а скоро домой! » );

— агронома в дни долгой засухи ( « Наконец-то » );

— записавшегося на интересную экскурсию назавтра( « Отменят или нет? » ).

6) Упражнения на построение предложения с нужной интонацией:

* Задайте вопрос так,чтобы предложение служилоответомна него.

…? В саду созрели яблоки.…? В саду созрели яблоки. …? В саду созрели яблоки.

* Придумайте вопросительное предложение и задайте этот вопрос товарищу с разными логическими ударениями.

7) Упражнения на восприятие и соотнесение основных эмоций человека по инто­нации и мимике:

* Рассмотрите иллюстрации. Что чувствуют изображенные на них герои? Как вы догадались? Что они могут говорить? С какой интонацией? Произнесите.

* Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какая должна быть мимика у человека, который произносит фразу. Нарисуй ему лицо. С какой интонацией произносится эта фраза?

* Прочитайте отрывки из сказок Г.-Х.Андерсена « Гадкий утенок » и « Дюймовочка » с соответствующей интонацией и мимикой.

1) Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: « Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! » А мать добавля­ла: « Глаза бы на тебя не глядели! »

2) …Пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барыш­ни шевелили усиками и говорили:

— У нее только две ножки! Жалко смотреть!

— У нее нет усиков!

— Какая у нее тонкая талия! Фи! Как некрасиво! – сказали в один голос все жуки женского пола.

8) Упражнения на выражение эмоциональных состояний в устной и письменной речи:

* Выразите поочередно разные эмоции человека (радость, печаль, гнев, страх и т.д.) с помощью ми­мики, жестов и интонации, произнося цифры от 1 до 10.

* Произнесите фразы, выражая голосом разные эмоции. Пусть ва­ши слушатели попробуют их определить.

« Открой дверь! » – гневно, трагически, грустно, умоляюще, ра­достно, высокомерно, раздраженно, хитро.

« Пришла! » – испуганно, ехидно, с чувством радостного облегче­ния, завораживающе, обиженно.

« Молодец! » – восхищенно, удивленно, насмешливо, равнодушно, ласково.

* Придайте фразам заданную эмоциональную окраску при помощи специальных слов и выражений и знаков препинания.

Тысуп пересолил (с отвращением); Какой большой гриб (удивленно);

Скоро начнутся каникулы (радостно); Как мне быть (печально)

* Придумай и запиши радостные фразы с междометием « Ах! » и грустные фразы с междометием « Ох! » . Какие знаки препинания поста­вишь в конце этих фраз?

Особое место при обучении младших школьников занимает игра.

Игровым упражнениям отводятся следующие функции: а) облегчать, оживлять учебный процесс; б) возбуждать активность учащихся, стремление к лидерству (соревновательная функция); в) «театрализировать» учебный процесс. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение, которое помогает ребятам примерять речевые роли, перевоплощаться в литературных героев, оценивать их речевое поведение. Игровые формы позволяют ребенку реализовать свои фантазии, мечты, намерения, в том числе и коммуникативные. При выполнении речевых упражнений дети играя, с одной стороны, осваивают интонационные и мимические средства выражения эмоций и распознавания чужих чувств, с другой стороны,обогащаются их собственные эмоцииичувства.

Приведем примеры игровых интонационных заданий:

* Игра « Послушай меня: что чувствую я? »

Ведущий произносит данную фразу с интонацией одной из основ­ных эмоций. Остальные должны по интонации угадать, какое эмо­циональное состояние передал ведущий. Тот, кто первый угадает, становится ведущим.

* « Алфавит » . Попробуйте произнести алфавит на одном дыхании, постепенно повышая голос. До какой буквы вы дошли? Посоревнуйтесь с товарищем. Кто остановится ближе к концу алфавита, тот и побе­дил.

* « Кто правильнее? » Играют несколько человек. Читают по оче­реди предложения, правильно делая паузы. Кто прочитает неправиль­но, выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше всех продержится.

Где здесь остановиться? Где, здесь остановиться? Что, болит? Что болит? Ну, что споем? Ну что, споем? Как вы закончили? Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру. Их, детей, отправили в лагерь. Их детей отправили в лагерь.

* Каждый ученик получает по одной-две фразы из газеты, кото­рые нужно прочитать с указанными интонационными оттенками. Один ученик зачитывает свое задание, остальные, опираясь на словарь интонаций, пытаются отгадать, с какой интонацией была произне­сена фраза.

Наталья Василевская

Владимир - Ноя 24th, 2014

Интонационные упражнения

Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Сложные задачи курса заставляют творческих, вдумчивых преподавателей искать новые пути, экспериментировать, совершенствовать педагогический процесс.

Педагог должен при этом ясно представлять себе возможности какого-либо методического приёма в постепенном нарастании трудностей, а также пути для достижения результатов на которые нацеливается программа.

В настоящее время на уроках сольфеджио используются 4 основных вида работы:

  1. 1. Интонационные упражнения;
  2. 2. Анализ на слух;
  3. 3. Чтение с листа;
  4. 4. Запись музыки (диктант).

Все они должны обеспечить развитие разных сторон слуха и способствовать выработке навыков чтения с листа и записи.

Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются средством развития сторон слуха.

В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа.

Иногда у педагогов возникает вопрос – можно ли обойтись без интонационных упражнений? Да, можно, но только тогда, когда учащийся обладает отличными слуховыми и вокальными данными.

В большинстве же случаев интонационные упражнения необходимы, так как они дают возможность постепенно отрабатывать возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка, наиболее быстро подводят к основной цели – умению сольфеджировать и слышать. Одно из условий успешной работы над интонационными упражнениями состоит в том, что они не должны быть оторваны от художественной музыкальной литературы.

Процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет 4 стадии:

  1. 1. Ознакомление;
  2. 2. Слушание;
  3. 3. Запоминание, путем многократного повторения;
  4. 4. Умение точно, красиво и быстро воспроизвести.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков:

  1. 1. По количеству голосов (одноголосие и многоголосие).
  2. 2. Упражнения в ладу;
  3. 3. От отдельно взятого звука;
  4. 4. С аккомпанементом;
  5. 5. Без сопровождения;

Все эти методы должны прорабатываться параллельно. Ритм при пении лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный. Когда интонационные упражнения (гаммы, интервалы) уже освоены возможно варьирование ритма и темпа. При работе над строем, при пении аккордов возможно исполнение без четкого ритмического оформления – по указанию педагога.

Возможны специальные ритмические упражнения:

  1. 1. На сольмизацию (название нот без пения в заданном ритме);
  2. 2. На воспроизведение ритма, пения путем выстукивания;
  3. 3. На выстукивание ритмического сопровождения мелодии.

Интервалы и их разрешения необходимо петь вверх и вниз.

В процессе пения упражнений следует менять темп и штрихи (легато, стаккато).

Особенно важно варьировать настройки. Задача настройки – помочь войти в сферу тональности и удержать ее в памяти.

  1. 1. Настройка играется педагогом.
  2. 2. Педагог играет тоническое трезвучие, учащиеся поют гамму, каденцию и т.д.
  3. 3. Педагог дает один звук – тоника, ученики пропевают всё самостоятельно.
  4. 4. Педагог дает начальный звук мелодии, называет ступень – ученики сами отыскивают тонику и настраиваются.
  5. 5. Настройка по камертону (звук ля).
  6. 6. Самостоятельная настройка на произвольной высоте (поется на слоги).
  7. 7. Перестройка от предыдущей тональности (по памяти).

Работая над чистотой интонаций, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учащихся.

Многие педагоги в начале урока проводят хоровое распевание. В него обычно включаются:

  1. 1. Упражнения на дыхание, для протяжного пения;
  2. 2. Упражнения для развития легкости и подвижности голоса;
  3. 3. Упражнения для укрепления и расширения диапазона голоса.

Любое упражнение, а тем более примеры по сольфеджио должны быть не только точно проинтонированы, но красиво и музыкально исполнены.

Основные требования, которые можно предъявлять к качеству пения:

  1. 1. Пение legato.
  2. 2. Свободное организованное дыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в тексте упражнениям.
  3. 3. Пение легким звуком с динамикой от piano до mezzo forte.
  4. 4. Четкое, ясное произнесение названий нот или текста.
  5. 5. Осмысленность, выразительность исполнения.

Материалом для интонационных упражнений могут быть тетрахорды, гаммы, ступени гаммы, попевки, интервалы, аккорды, последовательности, секвенции тональные и модулирующие, распевы, настройки, песни.

Вначале каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой, затем постепенно переходить к пению a capella. Многоголосные упражнения следует включать в работу как можно раньше (со 2 класса ДМШ) и дальше вести работу параллельно.

В процессе развития слуха учащиеся нуждаются не только в знаниях, но и обязательно в практической проработке каждого понятия. Поэтому петь на слоги, подбирать и импровизировать нужно и детям и взрослым.