Трасса Далтон Хайвей – «самая-самая» дорога в нескольких номинациях. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт. На родину Дракулы. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе


Население (с окрестностями): более 0,1 млн. чел.
Площадь: 460 кв.км.

Городской уезд Суйфэньхэ находится в городском округе Муданьцзян в юго-восточной части провинции Хэйлунцзян. Свое название он получил благодаря реке Суйфэнь (можно перевести как «Раздольная»), которая несет свои воды через территорию города.

Суйфэньхэ расположен всего в нескольких километрах от границы Китая с Россией. В наше время он получил импульс к развитию, который связан с постоянно растущим объемом приграничной торговли между Приморским краем РФ и Китаем.

Возник город в самом начале прошлого века на месте нескольких деревень и изначально являлся приграничной железнодорожной станцией КВЖД, которая соединяла Северо-Восточный Китай с Дальним Востоком Российской империи. С одна тысяча девятьсот семьдесят пятого года Суйфэньхэ становится городом, а двадцать лет назад он получает статус «открытого города-порта».

До две тысячи пятого года промышленность в Суйфэньхэ носила скорее локальный характер – в первую очередь она была связана с первичной переработкой сырья, поступавшего в страну из России, либо же служила для удовлетворения туристических нужд города. В наши дни складывается новая инфраструктура, связанная с переработкой поступающих в регион лесоматериалов (включает в себя более ста предприятий), а также с глубокой переработкой отходов, которые оставляют лесообрабатывающие предприятия – производство клеевой посуды и мебели из березы, древесного угля на основе прессованных опилок, различные швейные фабрики, в частности по изготовлению шуб из выращиваемых в здешних краях норок, переработке и фасовке кальмаров, производство быстрозамороженных продуктов питания и различных сувениров. Складывается в Суйфэньхэ и комплекс транспортных услуг и услуг логистики – упаковка и прием товаров, которые следуют через город в разных направлениях (включая международные), их подготовка к переправке через таможню, складирование и прессование, а также прием на отстой большегрузного автотранспорта и специальное обслуживание (в частности гостиничное) транспортников. Здесь расположены современные пассажирский и грузовой автомобильные переходы, пропускная способность которых составляет более двухсот грузовых автомобилей в сутки или порядка сорока автобусов с пассажирами.

Так как Суйфэньхэ – это важный транспортный узел, в нем имеются хорошо обустроенный железнодорожный и автовокзал. Автобусом отсюда можно добраться до Лесозаводска (через города Дунин и Мишань), Комсомольска-на-Амуре, Бикина, Хабаровска, Уссурийска, Владивостока, Харбина и других городов. Железной дорогой Суйфэньхэ связан с другими городами северо-восточной части Китая и Приморского края России. Благодаря станции Муданьцзян город соединен с линией железной дороги «Цзямусы – Далянь» («Север-Юг), по которой можно быстро добраться до пункта назначения на скором поезде. Сейчас заканчивается строительство железнодорожной ветки, которая соединит Суйфэньхэ с Хабаровском, пройдя через Мишань.

В любую точку города можно добраться на такси (на них любят передвигаться преимущественно российские туристы) или большом количестве микроавтобусов (их используют по большей части китайцы). Стоимость поездки в любую точку Суйфэньхэ на такси составляет пять юаней, а на автобусе – всего один юань. Встречаются здесь и автомоторикши, готовые доставить пассажиров за три-пять юаней.

Главной туристической деятельностью в городе становится организация шоп-туров для туристов из России. Набирает популярность и сфера услуг и развлечений, в первую очередь благодаря своей дешевизне.

Местными телеканалами ежедневно ведется вещание на русском языке – не только для русскоговорящих туристов, но и для китайских студентов. Активная торговля, а соответственно и места пребывания большого количества туристов, ограничивается кварталами вокруг главной площади города, там же расположены гостиницы. Административные, жилые и общественные постройки находятся совсем в другой части Суйфэньхэ.














































Описание

Шоссе проходит параллельно Трансаляскинскому нефтепроводу и является одной из самых удалённых дорог США , так как вдоль дороги расположено всего три населённых пункта: Колдфут (с населением 10 человек), Уайзмен (с населением 22 человека) и Дедхорс (с постоянным населением 25 человек). В двух других населённых пунктах - Проспект-Крик и Галбрейт-Лейк - живут только сезонные рабочие, в остальное время населённые пункты необитаемы. Однако, несмотря на это, по шоссе проезжает большое количество грузовых автомобилей: в день около 160 летом и 250 в зимние месяцы . Шоссе заканчивается в нескольких километрах от Северного Ледовитого океана , после чего начинаются частные дороги, принадлежащие нефтяным компаниям.

Шоссе неоднократно показывалось по телевидению в качестве одной из самых опасных дорог мира . Власти также настоятельно рекомендуют заранее позаботиться о предметах первой необходимости. Ближайшие медицинские пункты находятся в Дедхорсе и Фэрбанксе . Заправочные станции - в Дедхорсе , Колдфуте и возле Моста Е. Л. Паттона .

Бóльшая часть дороги гравийная, асфальтное покрытие имеют около 175 километров шоссе.

Напишите отзыв о статье "Далтон (шоссе)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Далтон (шоссе)

– Где сейчас Ключ Богов? Знает ли это кто-нибудь, Север? – неожиданно серьёзно спросила до сих пор молчавшая, Анна.
– Да, Аннушка, частично – знаю я. Но не могу об этом тебе сказать, к сожалению... В одном я уверен, что придёт тот день, когда люди, наконец, окажутся достойными, и Ключ Богов засверкает вновь на вершине Северной Страны. Только пройдёт до этого ещё не одна долгая сотня лет...
– Но мы ведь скоро погибнем, чего же тебе бояться, Север? – сурово спросила Анна. – Расскажи нам, пожалуйста!
Он посмотрел на неё с удивлением и, чуть подождав, медленно ответил.
– Ты права, милая. Думаю, вы достойны это узнать... После жестокой смерти Золотой Марии, Радан увёз Ключ Богов в Испанию, чтобы передать его в руки Светодару. Он считал, что, даже будучи столь молодым, Светодар сохранит доверенное ему сокровище. Если понадобится, даже ценой своей драгоценной жизни. Намного позже, будучи уже взрослым человеком, уходя на поиски Странника, Светодар забрал с собою дивное сокровище. А после, через шесть десятков долгих и сложных прожитых лет, уже уходя домой, он решил, что надёжнее и правильнее всего будет оставить Ключ Богов там, в Северной Стране, во избежание возможной беды в его родной Окситании. Он не ведал, какие новости ждут его дома. И рисковать Ключом Богов не желал.
– Значит, Ключ Богов всё это время находился в Северной стране? – как бы утверждая услышанное, серьёзно спросила Анна.
– Этого я, к сожалению, не знаю, милая. С тех пор у меня не было более новостей.
– Скажи, разве ты не хотел бы увидеть новое будущее, Север?.. Не хотел бы своими глазами увидеть новую Землю?.. – не утерпела я.
– Не в моём это праве, Изидора. Я уже своё здесь отжил и должен идти Домой. Да и пора уже. Слишком много я видел здесь горя, слишком много было потерь. Но я подожду тебя, мой друг. Как я уже говорил тебе, мой далёкий мир так же является и твоим. Я помогу тебе вернуться домой...
Я стояла потерянной, не понимая происходящего... Не в состоянии понять мою любимую Землю, ни живущих на ней людей. Им дарилось чудесное ЗНАНИЕ, а они вместо того, чтобы его познать, боролись за власть, уничтожали друг друга, и гибли... Гибли тысячами, не успевая прожить свои драгоценные жизни... И отнимая жизни других хороших людей.
– Скажи, Север, ведь Рыцари Храма все не погибли, не правда ли? Иначе, как бы разросся так широко позже их Орден?
– Нет, мой друг, некоторые из них обязаны были остаться живыми, дабы сохранить Орден Храмовиков Радомира. Когда на Окситанию напала церковь, они ушли к друзьям в соседние замки, забрав с собою голову Иоанна и сокровище Тамплиеров, на которое собирались создать настоящую армию, думающую и действующую самостоятельно, независимо от желаний королей и Пап. Они снова надеялись воссоздать мир, о котором мечтал Радомир. Но создать его на этот раз свободным, могущественным и сильным.
(Об оставшихся окситанских Воинах-Катарах (Тамплиерах) можно прочитать в книге «Дети Солнца», где будут прилагаться отрывки из оригиналов писем Графа Миропуа (Miropoix), Воина-Совершенного, защищавшего крепость Монтсегур в 1244 году, оставшегося в живых свидетеля гибели монтсегурских Катар. А также отрывки из настоящих записей Каркасонской Инквизиции и секретных архивов Ватикана). Alaska Travels. (2009) Post 7 - DaltonHW.

Central Alaska, TransAlaska Pipeline, September.2009

От Юкона начинается долгий путь Alaska Pipeline (где-то 550 км.) через северную половину Аляски прямехонько на север до океана, на пол пути к которому она переваливает через хребет Брукса - самый северный хребет в дуге Скалистых гор Северной Америки (c него начинается восточный пояс Кордильер).



Foto 2. Central Alaska, Dalton HW, September.2009

Dalton «хайвэй» идёт вдоль трубы, то совсем приближаясь, то несколько отдалясь Это просто расчищенная грейдером и утрамбованная полоса. Собственно, вся Аляска севернее Юкона - это совсем дикая территория, и до расчистки дороги в эти места скорее всего можно было попасть только на гидропланах, вертолетах и т.д., не считая каких-то местных небольших тупиковых дорог между Юконом и полярным кругом.

Foto 3. Central Alaska, White and Black spruce taiga along the Dalton HW, September.2009

От Юкона до Coldfoot где-то 120 миль. В Coldfoot  единственная заправка на пути до океана. Все эти 150 км вы едете через низкорослую северную тайгу из белой и чёрной ели Черные ели (Balck spruce, Picea mariana) - фантастическое хвойное дерево, вершины которого, особенно в сумерках, более всего напоминают гигантские страусиные перья или жезлы «папуасских вождей». Картина более вяжется с тропиками, чем с северной тайгой.


Foto 4. Central Alaska, Dalton HW, September.2009

На карте Аляски в моём атласе мира 1984 г. Dalton HW, конечно, нет (в нём вобще на Аляске показана всего одна дорога - от Анкориджа к Фэрбэнксу). Дорогу строили для обслуживания «трубы» в период с 1968 по 1979 гг. Движение по дороге слабое, т.е. движения как такого нет, а с некоторой периодичностью следуют такие вот грузовики, везущие грузы в одном или в другом направлении. Кроме них - только редкие машины туристов, которые решились на это путешествие. Редкие потому, что rentcar-фирмы не включают Dalton в свои списки (страховка не распространяется) и если вы сюда сунулись, то это полностью на свой страх и риск. К счастью, мой чёрненький Ford Escape меня не подвёл.

Foto 5. Central Alaska, Dalton HW, September.2009

На пол пути от Юкона до Coldfoot дорога выходит на нагорное плато (здесь много топонимов, связанных с карибу), где и пересекает Arctic Circle (полярный круг) - широта Пояконды в Карелии, рядом с которой расположена наша ББС (университетская беломорская биостанция). Там и сделан юзерпик. Все подобные точки, естественно, как-то оборудованы - есть знак, карта на щите, столики для ланча и т.д. К знаку ведет петля-отворот от дороги, поставлен он в укрытом живописном местечке. Везде полная чистота (даже нет знаков с надписью NO LITTER, Charge 500$, которые встречаются вокруг Анкориджа).

Foto 6. Central Alaska, TransAlaska Pipeline, September.2009

Alaska Pipeline строилась в 1974-77 гг, после нефтяного кризиса 1973 г., когда я как раз начинал учиться на Биофаке МГУ. Строительству предшествовали бурные дебаты. Возражений было множество и со стороны «зелёных», и со стороны туземных общин. Дорога пересекает два огромных и слабо-доступных Reservation Area северной Аляски. Но как понимаю, было решено, что другие варианты обойдутся природе Аляски еще дороже (речь изначально шла в основном о тундровой зоне). Почитать о трубе и истории её создания можно в Википедии TransAlaska Pipeline System . Думаю, что для России тема актуальная.

Foto 7. Central Alaska, Dalton HW, September.2009

Не берусь судить, нанесли ли труба и дорога какой-то вред природе северной Аляски. Я могу лишь судить о том, что вижу. В реальной жизни обо всём имеет смысл судить только в сравнении, то есть, всегда должна быть точка отсчёта. Я всю жизнь в экспедициях, со школьных лет, в том числе в экспедициях по северам России. Перед глазами многие десятки северных дорог через таежные районы нашей огромной страны, от Лапландии до Якутии, плюс Алтай, Саяны, Тува, Забайкалье, Приморье и Приамурье. Если бы хоть где-то у нас я видел вдоль самой трассы такие вот картины природы (см. этот и последующий пост) !!! Чтобы ни одного пенька от срубленного дерева, ни одной помойки и свалки, ни одной выброшенной из машины пластиковой бутылки. Ни одной колеи, отворачивающий с дороги прямо в лес для пикника. Есть законы, охрана и т.д., а есть просто люди. Есть просто человеческая культура. И никакими законами её не пропишешь.


Foto 8. Central Alaska, Dalton HW, Grayling Lake, September.2009

Эти и другие кадры тайги сняты непосредственно с дороги. И так до самого Coldfoot. Представьте себе дорогу шириной в 20-30 м прямиком от Якутска, Магадана или хотя бы Анадыря на север до моря.  Страшно подумать, что было бы с природой вокруг трассы в этих случаях. Не говоря уже о том, что в багажнике каждой машины был бы ствол и каждый второй со стволом фарил бы с дороги ночью (лютое браконьерство).

Foto 9. Central Alaska, Dalton HW, September.2009

Паркуетесь на обочине. Ищите канадскую дикушу. Они здесь везде, только увидеть её трудно (их надо «чувствовать» - что они здесь есть) - тихая «глупая птица», которую можно отлавливать петлей на палочке (читайте «Дерсу Узала»). Наблюдать за дикушей - одно удовольствие. В России (в Хабаровском крае, на севере Сихотэ-Алиня) увидеть дикушу (близкий вид - сибирская дикуша) очень сложно. Рядом с человеком нигде не увидишь (да у нас и тетеревов в Подмосковье скоро нигде не увидишь - зимой «снимают» с вершин деревьев вдоль дорог прямо с машины).

Foto 10. Central Alaska, Dalton HW, Fork rivers, September.2009

За Arctic Circle и особенно на подходах к Coldfoot дорога идёт по красивой лесистой территории вдоль долин небольших рек, типа Middel Fork River и South Fork River. На берегу одной из них старая (с 1908 г.) аляскинская деревушка Wiseman (MP 189 по Milepost). Сейчас это своего рода «дачки» (приезжают отдохнуть рыбаки и любители тайги), с добротными деревянными «сибирскими» избушками и вдоль берега реки.

Foto 11. Central Alaska, Dalton HW, Fork rivers, September.2009

Не считая Юкона (большая река) реки северной половины Аляски выглядят именно так, как Fork rivers. То есть имеют галечниковое русло и широкие полосы галечника вдоль берегов. Напоминает реки Северо-Востока Сибири (скажем, долины речек Верхоянского хребта). Места красивые и дикие. Что вас действительно не покидает на Dalton HW, так это ощущение дикой земли, где в обе стороны от дороги уже не встретишь человека.

Foto 11. Central Alaska, Dalton HW, Canadian (Gray) Jay, September.2009

А животных, естественно встречаете (было бы времени побольше!). То песец перебежит дорогу, то суслики (американские евражки - см. foto 13) стоят столбиком у обочины. А уж канадская кукша сама найдет вас везде, где вы приостановите машину для перекуса, у любого деревянного столика, сделанного у отворота к речке.

Foto 12 и 13. Central Alaska, Dalton HW, September.2009

Уже на подъёме на Brooks Range справа от дороги стоит Farthest North Spruce tree - самое северное дерево Аляски. Увы, оно уже высохло.

Foto 14. Central Alaska, Dalton HW, Sukakpak Mountain, September.2009

Sukakpak Mountain - выразительная горка. Она уже за Coldfoot и с неё, примерно, начинается медленный подъём в сторону перевала через хребет Брукса. Сам же ColdFoot - просто «станция на дороге», где жителей нет (сменная обслуга). Этакий маленький «клондайк». Поляна, на которой столовая, кабак, заправка. И это единственное место заправки от Юкона до океана.

В следующем рассказе поедем по Dalton HW через хребет Brooks - в тундры Аляски.
Там будут красивые картинки. Не пропустите!

Большой каньон, но не в США? Скалистое ущелье, но не в пустыне? Как бы ни называли ущелье Вердон, факт остается фактом – сегодня это самый большой каньон во всей Европе: его длина составляет 25 километров, а глубина доходит до 700 метров! Хотя по масштабам ущелье Вердон и уступает аризонскому каньону, зато явно превосходит его по красоте: весной и летом деревья и кустарники толстым слоем покрывают склоны, пасуя только перед самыми отвесными скалами. Чтобы объехать ущелье по кругу, потребуется целый день, хотя здесь всего сотня километров. Но все они состоят сплошь из изгибов, спусков и подъемов, рукотворных тоннелей и проездов под нависающими над головой и скрывающими небо скалами. Самые красивые виды на ущелье открываются со старой Критской дороги, или Критской петли (Route des Cretes, D23), построенной еще в античные времена и проходящей по северному краю каньона. Эта узкая петляющая дорожка местами подходит к самому обрыву. По краям ее обустроены смотровые площадки, с каждой из которых открываются захватывающие виды на Вердон. Критская петля считается односторонней: ехать по ней на автомобиле нужно по часовой стрелке, стартуя от городка Кастеллан в сторону искусственного озера Сент-Круа, которое образовалось после постройки в 1975 году плотины. В озере можно искупаться и провести несколько созерцательных часов в тени деревьев с вином и хрустящим французским багетом. В 100 километрах от парка Вердон расположен заповедник Люберон. Сюда стоит заглянуть, чтобы полюбоваться неспешной деревенской жизнью и посетить развалины одного из замков знаменитого маркиза де Сада.

2. Bысоко в горах. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт

Путешественников всегда привлекают места с пометкой «самый-самый»: самая северная точка Европы, самая западная точка России, самая высокая гора, самая глубокая впадина. Памирский тракт - одно из таких мест. Как-никак, самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР. Эта почти полностью грунтовая автомобильная трасса карабкается по отрогам Памирских гор и проходит через три главных горных перевала Памира: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и самую близкую к «Крыше мира» точку – перевал Акбайтал (4655 м). Восточную часть тракта – от киргизского города Ош до таджикского Хорога – построили в 1931–1934 годах, когда СССР активно осваивал территорию горного Памира. Она проходит по зеленым предгорьям, где пасутся лошади и стоят одинокие юрты и мазанные навозом хижины, а также мимо Памирского национального парка, над которым возвышается пик Ленина (7134 м).

Одна из самых захватывающих остановок на пути – крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой подъем к отрогам большого Памира. Скалы, ущелья, тоннели, грунтовка, пыль, отсутствие растительности, редкие аулы и отары овец – такой, почти марсианский пейзаж тянется до самого спуска в долину уже на таджикской стороне. Вашими попутчиками все это время будут грузовики, ослы и джипы, набитые битком внутри и обвешанные поклажей снаружи. Свернув с тракта, можно посетить еще несколько интересных мест: кишлаки местных жителей, перевал «Прощай, молодость», крепость огнепоклонников Ямчун, горячие источники Биби-Фатима и многое другое.

3. С севера на юг. США: Далтон-Хайвей

Далтон–Хайвей – это 666 километров грунтовой дороги, пересекающей Аляску почти посредине с севера на юг. Построена трасса была в 1974 году для доставки грузов к нефтяным месторождениям залива Прадхо и обслуживания трансаляскинского нефтепровода. А название получила в честь инженера Джеймса Далтона, специалиста по арктическому строительству. На мотоцикле или каком-нибудь чересчур прожорливом автомобиле соваться сюда надо с осторожностью: на всем хайвее между Фэрбенксом, в 100 километрах от которого он начинается, и Дедхорсом, где заканчивается, есть всего две заправки: на переправе через реку Юкон и в Колдфуте (400 км от Фэрбенкса), поэтому необходимый запас бензина, а также шины, инструменты, еду и другие предметы первой необходимости лучше сразу взять с собой. Медицинскую помощь тоже можно получить только в Колдфуте или в Дедхорсе. Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства. Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 (!) национальных парка и заповедника. Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» – как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами. Еще один обязательный ритуал всех путешественников, проезжающих по хайвею, – сфотографироваться на фоне знака, обозначающего Северный полярный круг.

4. На родину Дракулы. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе

Задумывая строительство высокогорного шоссе через массив Фэгэраш в 1970 году, президент Румынии Николае Чаушеску меньше всего думал о создании привлекательного туристического маршрута. Обеспокоенный событиями в Чехословакии, он опасался военного вторжения в страну и потому решил соединить области Валахию и Трансильванию труднодоступной горной дорогой для скорейшей переброски военной техники. Теперь же Трансфэгэраш – один из редких примеров того, как созданный для военных целей объект становится знаменитым на весь мир и привлекает в страну множество туристов. Шоссе длиной 261 километр проходит по живописным долинам и полям с колосящейся пшеницей, которую румыны иногда до сих пор жнут вручную, мимо озер и водохранилищ, через милые румынские деревушки с одинаковыми темными каменными домиками. Недалеко от начала шоссе находится симпатичный городок Сибиу с классической для Румынии архитектурой, где, как и в румынском языке, смешано латинское, романское и славянское наследие. Почти в каждой деревушке на пути есть и православная церковь, и костел, и мечеть. А в городке Куртя-де-Арджес можно полюбоваться собором с потрясающей резьбой и лепниной на стенах. На трансильванской стороне Карпат путешественников поджидает граф Дракула. Он встречается везде: в названиях улиц, ресторанов и отелей, в сувенирных лавках, в старинных замках. Один из них – замок Поенари, высящийся над каньоном реки Арджеш, в XV столетии принадлежал князю Владу II Цепешу, ставшему прототипом знаменитого Дракулы. Другой – замок Бран чуть в стороне от Трансфэгэрашского шоссе, где граф Дракула никогда не был, но куда его «поселил» писатель Брэм Стокер, благодаря которому мир и узнал о Дракуле.

5. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт

Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию. Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.

6. В гости к троллям. Норвегия: Атлантическая дорога

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра – целых шесть мостов! Главный из них – мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо. Впечатление усиливается, если ехать по Атлантической дороге осенью, когда начинается сезон штормов: огромные волны накатывают на мелкие островки, с грохотом разбиваются об опоры мостов, а иногда и накрывают дорогу целиком, норовя слизнуть едущие по ней автомобили. Впрочем, Атлантическая дорога – лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы – взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей» (Trollstigen). Вредные тролли часто завешивают свою лестницу густым туманом, но от этого серпантин становится еще прекраснее: сквозь «молоко» проступают серые камни и причудливой формы скалы, густо поросшие сочной ярко-зеленой травой и мхом. На вершине горы видимость иногда падает до 3–5 метров: тем любопытнее разглядывать овец, внезапно появляющихся из тумана, черные озерца и многочисленные пирамидки из камней, сложенные туристами, а может, и самими троллями... Если проехать еще дальше по трассе 63 (а деться с нее почти некуда), вы попадете к одному из красивейших фьордов Норвегии – Гейрангеру. Здесь можно любоваться на многочисленные водопады, ловить рыбу или просто бродить по окрестностям.

7. Встать над облаками. Китай: Дорога больших ворот

Китайцы знамениты не только своим трудолюбием и упорством (чего стоит одна только Великая Китайская стена!), но и любовью к символам, знакам и цифрам. Поэтому просто так проехать по «Дороге больших ворот» даже у человека, далекого от азиатской культуры, не получится. Дело в том, что эта дорога – один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов! Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах. Именно поэтому дорогу на Тяньмэнь называют еще «Дорогой в небеса».

Главная достопримечательность маршрута – пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса. Но чтобы заслужить это право, придется потрудиться. Подняться к пещере можно сразу несколькими способами. Самый простой – проехать на автомобиле или туристическом автобусе, более экстремальный – совершить «экспресс-подъем» на спорткаре с профессиональным автогонщиком за рулем, а самый сложный – преодолеть внушительную лестницу с 999 ступенями. Если же хочется поистине захватывающих впечатлений, стоит подняться на вершину на самом длинном в мире фуникулере (7455 метров!) – из его окон открываются виды на всю извилистую линию дороги.

8. Через пампасы. Аргентина: Трасса 40

Трасса No 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров – не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер, 27 горных перевалов, 18 крупных рек, наконец, 20 национальных парков, в каждом из которых можно провести несколько дней. К примеру, в парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра. Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста. Та же дорога выведет и к знаменитой «Пещере рук» (Cueva de las Manos), где все стены испещрены отпечатками человеческих ладоней и изображениями сцен охоты, самые старые из которых датируются девятым тысячелетием до нашей эры. Отдельного внимания заслуживает второй по размеру национальный парк Аргентины – «Долина Кальчаки» (Calchaqi Walley), в котором можно за один день попасть из горных пустынь в субтропический лес – так разительно меняется климат на одном сравнительно небольшом участке земли. И, конечно, стоит проехать по Ruta 40, чтобы впечатлиться «марсианскими» пейзажами пустынь и посмотреть на фламинго, живущих на озерах Патагонии.

9. Плато Колорадо. США: Большой круг

Американский Дикий Запад – это территории к западу от Скалистых гор. Когда пионеры только начали осваивать индейские территории, они наткнулись на уникальные природные достопримечательности, которые не смогли оценить. Сегодня этот район называют «Большим кругом» (Grand Сircle). Название пошло от автобусного тура, который так и назывался – Grand Circle Tour. Удобнее всего ехать от Денвера – сначала подняться в нацпарк «Скалистые горы», где берет начало река Колорадо, и следовать дальше через Аспен к плато Колорадо. По дороге стоит посмотреть парк Арок (arches.national-park.com) и знаменитую Долину монументов на территории индейцев навахо. Около городка Пейдж нельзя пропустить малозаметный каньон Антилопы – на обочине будет простой деревянный щит с соответствующей надписью. Здесь же стоит отправиться на прогулку на катере по озеру Пауэлл, благо можно взять катер напрокат. Чуть южнее Пейджа начинается знаменитый Гранд-Каньон (grandcanyon.com). Если ехать вдоль южной его части, то кроме видов на каньон получится зацепить сохранившийся кусочек первой трансамериканской Route 66 (illinoisroute66.org) из Чикаго в Лос-Анджелес. Здесь стоит снова свернуть в сторону Гранд-Каньона, пожить на настоящем ранчо (grandcanyonranch.com). И только потом выехать на дамбу Гувера – гигантский памятник эпохи 30-х годов прошлого века, откуда начинается прямой путь на Лас-Вегас. Так вы пересечете Большой круг с востока на запад, посетив четыре штата –Колорадо, Нью-Мексико, Аризону и Юту. За одну поездку все красоты Grand Circle не увидеть – как-никак на плато Колорадо самая большая коцентрация парков в США, – так что будьте готовы вернуться сюда еще раз.

10. По кромке континента. Австралия: Великая океанская дорога

Великая океанская дорога длиной 243 километра проходит вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Практического значения дорога не имеет – она была построена вернувшимися с Первой мировой войны солдатами как памятник жертвам сражений. После открытия в 1932-ом дорога стала крупнейшим воинским мемориалом мира, а тридцать лет спустя ее признали одной из самых живописных на планете. И не зря: трасса проходит почти по самому побережью, откуда открывается вид на бескрайние водные просторы и тихие укромные лагуны. Среди главных достопримечательностей, встречающихся на пути, – таинственный «Берег кораблекрушений» (Shipwreck Coast), у которого разбилось 638 кораблей. И «Двенадцать апостолов» – группа отдельно стоящих в океане известняковых скал высотой до 45 метров. На самом деле скал здесь всего восемь, и до недавнего времени их называли не иначе, как «Свинья и поросята». Поэтическое же название «Двенадцать апостолов» появилось просто для привлечения туристов. Похожая история и у другой скалы возрастом около 20 миллионов лет – «Лондонская арка». Долгое время она носила название «Лондонский мост» за удивительное сходство с Тауэрским мостом, а в 1990 году, когда ближайший к материку пролет обрушился под давлением океанских волн, превратилась в «арку». В этом и состоит уникальность Великой океанской дороги: линия берега так быстро меняется, что завтра можно уже не увидеть того, что было сегодня. Проехать здесь стоит не только для того, чтобы полюбоваться пейзажами, поваляться на пляже или покорить волну. Это еще и маршрут австралийского «сафари»: в Варрнамбуле можно наблюдать миграцию южных китов, а в Охотничьем заказнике Тауэр-Хилл прогуляться вместе с кенгуру и эму и посмотреть на коал и морских птиц.