Супрамолекулярная химия. Молекулярная химия. Особенности немолекулярных веществ

Ампир (поздний классицизм) — это архитектурный стиль, органично соединивший в себе римскую классику с египетскими мотивами. В переводе на русский ампир означает «империя, командование, власть». Стиль сформировался во Франции в начале XIX века.

Архитектура ампира не использует понятие национального варианта. Именно по этой причине под термином «ампир» подразумевают исключительно искусство Франции начала XIX столетия.

Истоки и судьба ампира в Европе

Стиль непримирим к народным традициям. На-полеон Бонапарт считал искусство средством укрепления власти и прославления подвигов своего великого войска. Ампир был в свое время выражением притязаний Наполеона на мировое господство, а поэтому насиль-ственно насаждался на завоеванных тер-риториях. Однако побежденные страны не принимали новый стиль, создавая оппози-ционное направление — бидермайер.

Един-ственной страной, принявшей ампир, стала Россия. Таким образом, европейский ампир был представлен в двух вариантах: французском и русском. В середине XIX века стиль теряет свои позиции, уступая место разнообразным эклектичным течениям, что свидетельствовало об упадке классицизма.

Характерные черты французского акмпира

Для стиля характерны геометрическая правильность, пропор-циональность, целостность и монументальность. Ампир в архи-тектуре представлен в основном триумфальными ар-ками, колоннами и дворцами.

Фасады и интерьер зданий часто деко-рируются военной ат-рибутикой: доспехами, ге-ральдическими орлами, венками. Так, например, спальня Жозефины при Мальмезонском дворце была сделана в виде походной палатки. Интерьеры дворцов украшались живописью, росписью, рельефами, бронзой и вазами. Ме-бель из темного дерева с бронзовой золоченой отделкой выглядела очень богато. В орнаментах преобладали растительные формы и фантас-тические мотивы.

Стиль ампир наиболее ярко представлен интерьерами рези-денций императоров — Лувра, Фонтенбло, Мальмезона.

Ампир отдает предпочтение прямым линиям и мас-сивным геометрическим объемам. Независимо от назначения, зда-ниям придают античную форму. Излюбленной формой становится Триумфальная арка.

Закономерности и парадоксы

Ампир, являясь поздним периодом развития клас-сицизма, коренным образом отличается от него. Он отражает вы-рождение клас-сицистических форм, продолжая в то же время его традиции. В ампире находят и черты романтизма. Если классициз-му присущи мягкие тона, то ампир предпочитает пестрые цвета флага Бонапарта: си-ний, белый и красный.

Смешение элементов ис-кусств Древнего Рима и Егип-та не делает ампир эк-лектичным стилем. Возмож-но, это связано с тем, что архи-тектура древних римлян не была лишена в свое время египетской экзотики. Ампир продолжает обращение к прошлому, к истории, возрождая прежние классицистические формы.

Основными представителями ампира были придворные архитекторы Наполеона — Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Ампир: от Египта и Рима — до Наполеона:

Течениями.

История

Зарождение

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века . Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire - «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века .

В России

Особенности стиля

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн , пилястров , лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам , сфинксам , львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи , а также Древней Греции и эллинизма , был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии .

Ампирная мода ценила вытянутый силуэт , созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны . Платья шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу . Декольте тоже были максимально открытыми.

    Napoleon-Throne.480.jpg

    Трон Наполеона

    Armchair Parent Louvre OA11736.jpg

    Кресло из Лувра

    Clock Thomire Louvre OA9511.jpg

    Настольные часы

Напишите отзыв о статье "Ампир"

Примечания

Литература

  • Ампир // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Александр Спельц . Орнаменты Ампира. - 1924.
  • Bourgeois E. Le style Empire, ses origines et ses caractères. P- ., 1930.
  • Некрасов А. И. Русский ампир. - М., 1935.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ампир

Но когда Катя принесла требуемое платье, княжна Марья неподвижно всё сидела перед зеркалом, глядя на свое лицо, и в зеркале увидала, что в глазах ее стоят слезы, и что рот ее дрожит, приготовляясь к рыданиям.
– Voyons, chere princesse, – сказала m lle Bourienne, – encore un petit effort. [Ну, княжна, еще маленькое усилие.]
Маленькая княгиня, взяв платье из рук горничной, подходила к княжне Марье.
– Нет, теперь мы это сделаем просто, мило, – говорила она.
Голоса ее, m lle Bourienne и Кати, которая о чем то засмеялась, сливались в веселое лепетанье, похожее на пение птиц.
– Non, laissez moi, [Нет, оставьте меня,] – сказала княжна.
И голос ее звучал такой серьезностью и страданием, что лепетанье птиц тотчас же замолкло. Они посмотрели на большие, прекрасные глаза, полные слез и мысли, ясно и умоляюще смотревшие на них, и поняли, что настаивать бесполезно и даже жестоко.
– Au moins changez de coiffure, – сказала маленькая княгиня. – Je vous disais, – с упреком сказала она, обращаясь к m lle Bourienne, – Marieie a une de ces figures, auxquelles ce genre de coiffure ne va pas du tout. Mais du tout, du tout. Changez de grace. [По крайней мере, перемените прическу. У Мари одно из тех лиц, которым этот род прически совсем нейдет. Перемените, пожалуйста.]
– Laissez moi, laissez moi, tout ca m"est parfaitement egal, [Оставьте меня, мне всё равно,] – отвечал голос, едва удерживающий слезы.
M lle Bourienne и маленькая княгиня должны были признаться самим себе, что княжна. Марья в этом виде была очень дурна, хуже, чем всегда; но было уже поздно. Она смотрела на них с тем выражением, которое они знали, выражением мысли и грусти. Выражение это не внушало им страха к княжне Марье. (Этого чувства она никому не внушала.) Но они знали, что когда на ее лице появлялось это выражение, она была молчалива и непоколебима в своих решениях.
– Vous changerez, n"est ce pas? [Вы перемените, не правда ли?] – сказала Лиза, и когда княжна Марья ничего не ответила, Лиза вышла из комнаты.
Княжна Марья осталась одна. Она не исполнила желания Лизы и не только не переменила прически, но и не взглянула на себя в зеркало. Она, бессильно опустив глаза и руки, молча сидела и думала. Ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Ребенок свой, такой, какого она видела вчера у дочери кормилицы, – представлялся ей у своей собственной груди. Муж стоит и нежно смотрит на нее и ребенка. «Но нет, это невозможно: я слишком дурна», думала она.
– Пожалуйте к чаю. Князь сейчас выйдут, – сказал из за двери голос горничной.
Она очнулась и ужаснулась тому, о чем она думала. И прежде чем итти вниз, она встала, вошла в образную и, устремив на освещенный лампадой черный лик большого образа Спасителя, простояла перед ним с сложенными несколько минут руками. В душе княжны Марьи было мучительное сомненье. Возможна ли для нее радость любви, земной любви к мужчине? В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтою была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. Боже мой, – говорила она, – как мне подавить в сердце своем эти мысли дьявола? Как мне отказаться так, навсегда от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять Твою волю? И едва она сделала этот вопрос, как Бог уже отвечал ей в ее собственном сердце: «Не желай ничего для себя; не ищи, не волнуйся, не завидуй. Будущее людей и твоя судьба должна быть неизвестна тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Если Богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить Его волю». С этой успокоительной мыслью (но всё таки с надеждой на исполнение своей запрещенной, земной мечты) княжна Марья, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз, не думая ни о своем платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что скажет. Что могло всё это значить в сравнении с предопределением Бога, без воли Которого не падет ни один волос с головы человеческой.

Когда княжна Марья взошла в комнату, князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с маленькой княгиней и m lle Bourienne. Когда она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки, мужчины и m lle Bourienne приподнялись, и маленькая княгиня, указывая на нее мужчинам, сказала: Voila Marie! [Вот Мари!] Княжна Марья видела всех и подробно видела. Она видела лицо князя Василья, на мгновенье серьезно остановившееся при виде княжны и тотчас же улыбнувшееся, и лицо маленькой княгини, читавшей с любопытством на лицах гостей впечатление, которое произведет на них Marie. Она видела и m lle Bourienne с ее лентой и красивым лицом и оживленным, как никогда, взглядом, устремленным на него; но она не могла видеть его, она видела только что то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату. Сначала к ней подошел князь Василий, и она поцеловала плешивую голову, наклонившуюся над ее рукою, и отвечала на его слова, что она, напротив, очень хорошо помнит его. Потом к ней подошел Анатоль. Она всё еще не видала его. Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатопь, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову, молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая. Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. Замолчи при первом знакомстве несамоуверенный человек и выкажи сознание неприличности этого молчания и желание найти что нибудь, и будет нехорошо; но Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны. Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. «Ежели кому неловко это молчание, так разговаривайте, а мне не хочется», как будто говорил его вид. Кроме того в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться? А уж вы бы рады!» Может быть, что он этого не думал, встречаясь с женщинами (и даже вероятно, что нет, потому что он вообще мало думал), но такой у него был вид и такая манера. Княжна почувствовала это и, как будто желая ему показать, что она и не смеет думать об том, чтобы занять его, обратилась к старому князю. Разговор шел общий и оживленный, благодаря голоску и губке с усиками, поднимавшейся над белыми зубами маленькой княгини. Она встретила князя Василья с тем приемом шуточки, который часто употребляется болтливо веселыми людьми и который состоит в том, что между человеком, с которым так обращаются, и собой предполагают какие то давно установившиеся шуточки и веселые, отчасти не всем известные, забавные воспоминания, тогда как никаких таких воспоминаний нет, как их и не было между маленькой княгиней и князем Васильем. Князь Василий охотно поддался этому тону; маленькая княгиня вовлекла в это воспоминание никогда не бывших смешных происшествий и Анатоля, которого она почти не знала. M lle Bourienne тоже разделяла эти общие воспоминания, и даже княжна Марья с удовольствием почувствовала и себя втянутою в это веселое воспоминание.

  • Жак- Луи Давид - Наполеон на перевале Сен-Бернар, 1800 г.

  • Триумфальная арка на площади Каррузель.

  • Триумфальная арка, 1806-1836 гг., Франция, Париж.

  • Триумфальная арка, Москва.

  • Нарвские триумфальные ворота 1833 г., Санкт-Петербург, Россия.

  • Арка 3дания Главного Штаба, Петербург, 1819-1829 гг.

  • Исаакиевский собор - собор преподобного Исаакия Далматского.

  • Росси Карл Иванович - Александрийский театр 1816-34 гг.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.



  • Альбом с проектами Персье и Фонтена.

  • Альбом с проектами Персье и Фонтена.

  • Торшеры, стиль ампир.



  • Ампир и Регентство в эпоху Наполеона.

  • В память Lord Nelson, 1805-06 гг.

  • Проект интерьера, стиль ампир.

  • Интерьер, Музей Наполеона.

  • Интерьер зала, Лувр, Париж

  • Плафон зала Дианы в Лувре, Париж.

  • Музей скульптуры в Лувре, Париж.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Мебель, стиль ампир.

  • Декор интерьера, стиль ампир.


  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль русский ампир.

  • Интерьер, стиль русский ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир. Мебель Джакоб.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль регенство, кабинет.

  • Хэмптон Корт (Hampton Court), стиль ридженси (регенство).


  • Интерьер, стиль регенство. Дом Carlton, 1819 г., Англия.

  • Интерьер, стиль регенство. Замок Виндзор, 1819 г., Англия.


  • Интерьер, стиль регенство. Палата Ставки - Дом Carlton. (1819)., Англия.

  • Мебель, стиль ампир. Жакоб (Jacob).

  • Мебель, стиль ампир.

  • Мебель, стиль ампир. Лувр.

  • Кресло в стиле ампир.

  • Кресло в стиле ампир.

  • Рекамье, стиль ампир.

  • Рекамье, стиль ампир.

Ампир
Стиль ампир является пиком, одновременно завершающим аккордом классицизма , зародившегося во второй половине XVIII века. Во времена правления Наполеона Бонапарта. Классицизм перевоплощается в стиль официально надиктованный сверху. Таким образом, название стиль ампир произошло от (фран. empire империя). Ампир был призван отображать в себе величественное могущество державы, созданной Наполеоном. Если возникший свободно классицизм черпал своё вдохновение в древней Греции и республиканском Риме, то художникам было наказано ориентироваться на формы искусства Римской империи, так стиль ампир стал первым официально контролируемым, а искусство стало идеологией.

Смена приоритетов быстро затронуло архитектуру как искусство и парадно-торжественное настроение императорского Рима сменило республиканский Рим с его гражданскими идеалами. Таким образом, классицизм 18 века, не изменяясь в целом, сменился стилем ампир начала 19 века. Стиль ампир потомок классицизма поздних течений, тот же классицизм только с несколько другими взглядами на классическое наследие, это выражено в основном в декоре и формах. Декоративные мотивы республиканского Рима, такие как гирлянды, ленты, сменяются лавровыми венками, шлемами, копьями, щитами и другими воинскими доспехами.

Военный поход Наполеона в Египет в 1798 г.-1799 г., нашёл своё отображение в стиле ампир. Массивные геометрические объёмы, египетский орнамент из усыпальниц фараонов, пирамиды и сфинксы стали появляться на столах, кушетках, обивочных тканях. Египетские предметы искусства вдохновляли французских мастеров на изготовление посуды, мебели, и т.п. Но, тем не менее, в стиле ампир в основном преимущественно правят мотивы декора, относящиеся к римской военной истории. Стиль ампир представляет собой искусство Франции начала 19 века. В сущности, этот стиль не национален, а скорее космополитичен, именно поэтому в целом он не был принят ни одной из стран побеждённых Бонапартом. В Европе в частности в Австрии и Германии как бы в противовес наполеоновскому нашествию был стиль Бидермайер, в котором всё-таки нашли применение ампирные формы. Точно также ампир не получил большого распространения и в Англии. Стиль Георга IV время правления с 1820 г. По 1830 г. Условно считают Английским ампиром, пришедший после английского стиля ридженси (регенство). Позже вторым британским ампиром называют время правления Королевы Виктории с 1830г. по 1890г.Примечательный факт, то, что Россия страна победительница приняла стиль ампир. Перед Отечественной войной 1812 года, безусловно, с дозволения Наполеона Бонапарта, французские архитекторы Фонтен и Персье передавали с помощью посла в Петербурге, Императору России Александру 1, альбомы с восхитительными эскизами застроек Парижа. Далее в Париже в 1814 году произошла встреча Александра 1 и архитектора Фонтена в результате которой были переданы тринадцать альбомов с проектами интерьеров. Полученные материалы сыграли основную роль в зарождении и распространении стиля именуемого Петербургский ампир. После разгрома империи Наполеона, Фонтен и Персье желали поступить на службу в Россию, но им предпочли малоизвестного Монферрана , который в скором будущем создаст в Петербурге Исаакиевский собор, поражающий своей грандиозностью.

Принято считать, что в Европе существовало два вида ампира (французский и русский). Русский ампир это некое соединение строгих форм и яркой отделки, тем не менее, он был более пластичный и свободный в отличие от французского стиля. Делился русский ампир на два направления, столичное и провинциальное. Карл Росси (русский итальянец) создатель петербургского ампира, благодаря своему итальянскому вкусу, сделал французский имперский стиль мягче. В архитектуре Петербурга в 1820-1830 итальянизирующий ампир нужно различать от раннего периода стиля Александровского классицизма, более направленного на французский неоклассицизм и греческую архаику. Провинциальное направление ампира, было своеобразно, как бы упрощено, правильно считать этот стиль Московский классицизм. С 1830г. по1840г. Последний этап развития петербургского классицизма, во время царствования Николая 1 , некоторые называют николаевским ампиром. Подобно королевским стилям, отличительные черты ампира это великолепие и зрелищность.

Не много об интерьере эпохи Ампир : В спальнях на стенах использовалась драпировка или обои, массивные кровати, высокие балдахины, в качестве обивки мебели применяли шёлк вытканной золотом, столики для умывания своими формами напоминают треножники, тумбочки в виде постаментов. Большие зеркала на двух подставках с отделкой бронзой, низкие кресла, позаимствовавшие римские формы, всё очень напоминает экспозицию выставочных экспонатов, где царит во всём некая театральность, весьма характерная для дворцовых интерьеров во Франции. Убранство помещений поражает своей целостностью, симметрией, законченностью. Золочёные украшения видны и на шкатулке и на шкафу, а также на обложке книги. Предметы словно преображались, в интерьере присутствовал своеобразный карнавал, мраморная шкатулка в действительности была выполнена из картона, а яшмовый флакон оказывался из фарфора. Удивительно но на самом деле мастера того времени не старались подделывать дешёвый предмет за дорогой, как раз наоборот, не редко богатые материалы выдавались за недорогие. Менялись своими ролями и целые комнаты. Например, в виде военного шатра выглядел интерьер спальни, а камин был местом для хранения передвижной ванны. Строгая симметрия, уравновешенность элементов вот что царит в интерьере ампира. На полы настилается паркет, в основном, подобранный из цветных пород дерева. В белый цвет окрашивают потолки, по углам применяют простой декор. В интерьерах используются светлые тона и позолоченная бронза, что смягчает суровость белого цвета. В интерьере ампир важную роль придавали зеркалам, их вешали не только в привычных местах: между окнами, над камином, но и над кроватями. В центре будуара в виде арки ставили зеркало псише. Для декорирования широко использовали такие материалы как мрамор и бронзу. Бронза применялась для изготовления светильников, часов, статуй, а также в инкрустации мебели, предметов интерьера. Персонажи римской мифологии изображались в статуях из мрамора, их расставляли между колонн в нишах. Окна занавешивали или отказывались от них совсем, дабы защитить интерьер от реалий. В будуаре французской Императрицы Марии Луизы окно иметься лишь на потолке, а двери вообще замаскированы. Стены покрывали панорамные обои с изображением африканских лесов или долин. На блюдах, табакерках, кофейниках, вазах появлялись изображения условных окон в рамке с городскими или сельскими пейзажами. Для ампира первостепенной задачей являлось величие форм, потому сознательно жертвовали практичностью и удобством. Внешне мебель стиля ампир это архитектурно-скульптурные сооружения, тяжёлая, массивная с полированными гладкими поверхностями, с накладными декоративными бронзовыми или позолоченными элементами и деталями, а именно: карнизы, пилястры, фризы, колонн, лапы львов или грифонов.

В то время даже скромные кровати представляли собой монументальность, строгость и величие. Ложе, украшенное пышным балдахином, возвышалось на постаменте, исполненном из благородного красного дерева, что интересно не имело ножек, опираясь на сдавленные шары или кубы. Его охраняли вырезанные по углам фигуры львов или сфинксов. Располагалась кровать вдоль стены, не как в 17и 18 веках, тогда ставили перпендикулярно к стене. В стиле ампир кровать предстают в виде роскошного пьедестала, не кем возвышением человека над миром, что было присуще эпохе Наполеона. Подобно сооружением архитектуры, столы-бюро, кресла и стулья опирались на золочёные статуи и колоны, вместо ножек, обычно украшались акантовыми листьями. Подлокотники если они заканчивались возле сидений, располагали на фигуры животных: львов, лебедей или мифологических грифонов. На сидениях подушки прямоугольной формы, туго затянутые тканью, узор и фактура подбиралась, копируя прожилки мрамора, были похожи на каменные плиты. В качестве обивки для мягкой мебели и стульев часто применяли кожу и шёлк. Цвета преобладали яркие: зелёный, синий, пурпурный, золото.

Круглые массивные обеденные столы, Бонапарт сам лично очень уважал семейные традиции, посему основной функция этого обеденного стола было, собирать всю семью за трапезой. К достижениям стиля ампир можно отнести: Круглый миниатюрный столик на одной ножке (гефидон), а также новые типы шкафов (секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг). Сервировочные круглые столы, узкие серванты, предназначенные для фарфоровой посуды. Элегантная кушетка (рекамье), с плавным высоким изголовьем в форме лебединой шеи или гондолы. Характерны для стиля ампир большие и маленькие круглые столы и столики на одной ножке, туалетные столики и тумбочки, имеющие цилиндрическую форму, симметрично расставлены около кровати с каждой стороны. Предметы украшали аллегорическими фигурками из бронзы. Воинственный дух эпохи, конечно не мог не оставить след в жизни людей и в интерьере их домов. Мебель украшена была изображениями предметов оружия, трофеев, щитов, копий, мячей, пушек, стрел. Императорской символикой (орлы, звезда, буква N), дерево использовали красное, для мебели люкс, для мебели проще мастера при работе с местными породами, предпочитали применять корень, который походил по рисунку древесины на красное дерево.

В мебели, функцию опорных устоев и подлокотников, выполняли фигуры животных, отлитые из бронзы, а поверхности украшали накладным декором. Хотя предпочтение и отдаётся красному дереву, тем не менее, использовались и светлые породы: Черешня, клён, ясень, лимонное дерево. В приёмах исполнения, столяры пользуются доведенной до совершенства техникой фанеровки.Инкрустация почти не применяется, поскольку эта техника слишком серьёзна для той эпохи, когда стиль ампир выражал эстетические вкусы буржуазии и военных, которые стремились к поддельному блеску, лоску, шику. Редко встречающийся орнамент инкрустации выглядит в виде мозаики из севрского фарфора, малахита и мрамора. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски), золотятся обязательно. Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. Остроумные механизмы находят своё применения в столах и при нажатии кнопки меняют форму и размер предмета.

По эскизам Шарля Персье и Пьера Фонтена изготовляли лучшую мебель стиля ампир. Более демократичную мебель, создавал Жорж Жакоб , которую позже стали именовать в стиле Жакоб. Французский мебельный мастер творил в русле ампир, но отличием его предметов мебели была простота и архитектурность. Декор мебели был прост, состоял из узких штампованных накладок, гофрированные вставки, розетки в местах конструктивных соединений деталей. Предметы мебели выглядели нарядно и богато. Антикварами всего мира высоко цениться стиль Жакоб и по сей день. На аукционе Сотби исполненное в этом стиле кресло, было куплено за 58000 фунтов стерлингов.

В Европе мебельщики старались подражать французским образцам мебели. Великолепную мебель изготовляли и в России, русские мебельщики параллельно с красным деревом, применяли местную древесину: карельскую берёзу, орех, серо-волнистый тополь, умели показать естественную текстуру дерева. Просуществовал и удержался стиль ампир почти при всех европейских дворах, даже после краха французской империи до 1840 года, пока отторжение ко всему, что было связано с именем Наполеона Бонапарта не свергло его с пьедестала. Но и по наши дни настоящие ценители классицизма и роскоши, величия императорского Рима и древней Греции, предпочитают ампир.

Если классицизм настаивал на достоинстве человека и соразмерной этому достоинству архитектуре, то ампир утверждает абсолютное превосходство императора (термин «ампир» происходит от французского empire – «империя») над странами и народами. Стиль ампир (или поздний классицизм, как еще его называют) родился с амбициями Наполеона Бонапарта и длился три десятилетия – ничтожный срок для архитектурного стиля. Однако ампир оказался настолько ярким и узнаваемым, что его принято выделять в истории развития классицизма. Имперские амбиции выражались в архитектуре и раньше, однако никто не делал этого с такой последовательностью и жесткостью, как Наполеон. Ориентировался он на греческие и римские образцы, как и его предшественники веком раньше. Но по сравнению с предыдущими зданиями добавились мотивы выразительной монументальности и воинской силы: массивные портики (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).

Занятно, что ампир как стиль сформировался благодаря живописцу, а не архитектору. Художник Ж. Л. Давид был потрясающим, как сказали бы теперь, стилистом. Для своих монументальных полотен с героическими эпизодами из истории республиканского Рима он специально создавал особую мебель и наряды. Правда, когда к власти пришел Наполеон, Давиду пришлось прославлять не свободную римскую республику, а императора.

Новые черты придал ампиру завоевательный поход Наполеона в Египет. Появилось множество древнеегипетских архитектурных и пластических мотивов: большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы. Здания начали отделывать позолотой, а колоннады стали нарядней и масштабней. Во Франции архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен безостановочно оформляли новые резиденции императора: дворцы Мальмезон, Фонтенбло, Богарне, а также Версаль, Лувр и Тюильри по версии ампира стали нарочито парадны.

В России и Германии ампир стал выразителем идей государственной независимости, которую эти страны отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский ампир поразил мир градостроительными решениями. Ансамбли Санкт-Петербурга (по проектам К.И. Росси) и его общественные сооружения (Адмиралтейство по проекту Д. Захарова, 1806-1823, Горный институт по проекту Н. Воронихина, 1806) до сих пор собирают толпы туристов не меньшие, чем Триумфальная арка в Париже. Русский ампир оказался мягче, свободнее, пластичнее французского и, кроме того, делился на «столичную» и «провинциальную» версию (имеются в виду загородные усадьбы).

Уже во второй половине XIX века ампир сменился эклектичными течениями, которые стали знаком заката классицизма как ведущего архитектурного стиля.

Стиль ампир зародился во Франции во времена правления Наполеона Бонапарта и явился вершиной . В переводе с французского «ампир» означает «империя», и это название как нельзя лучше характеризует данное направление. Имперская роскошь, помпезность и торжественность – отличительные черты этого стиля в интерьере.

Ампир в интерьере: особенности стиля

За основу ампира были взяты архитектурные и стилистические традиции древнейших государств: Египетского, Древнегреческого и Римской империи. Колонны, фрески, арки, барельефы, богатая лепнина, потолочные бордюры, пилястры – все это заимствованные элементы, ставшие неотъемлемыми украшениями интерьеров в стиле ампир. Военная символика на стенах: щиты, мечи, шпаги и доспехи символизируют величие и доблесть, а фамильные гербы – преемственность семейных традиций.

Характерными чертами стиля ампир являются :

  1. Соблюдение симметрии.
  2. Художественная утонченность.
  3. Торжественная парадность.
  4. Монументальность.
  5. Обилие элементов декора.

Ампир уместен в интерьере просторных помещений с большими окнами и высокими потолками. Вряд ли этот стиль подойдет для оформления тесных квартир, неспособных передать весь его пафос, величие и монументальность, заложенные изначально.


Имперский стиль придает помещениям официальный и одновременно торжественный вид, поэтому чаще всего его используют для оформления кабинетов высокопоставленных деятелей, помещений театров, государственных и других официальных учреждений.

Отделка и материалы

Оформление помещений в этом стиле предполагает использование натуральных дорогих и качественных материалов, символизирующих роскошь и великолепие. К ним относятся ценные породы дерева, мрамор и другие натуральные камни, хрусталь, серебро, позолота, бронза.

  • Напольные покрытия интерьеров этого стиля – паркет из дорогих пород дерева со сложным рисунком, плитка из камня или мраморная мозаика.
  • Стены изначально декорировались шелком и парчой. В современных помещениях допускается оклейка фактурными обоями, имитирующими богатые ткани.
  • Потолки окрашиваются в традиционный белый или цвет слоновой кости.
  • Мебель – массивная, тяжелая, с изысканным декором, изготовленная из благородных пород дерева (орех, красное дерево, карельская береза).
  • Допускается использование насыщенной цветовой гаммы в сочетании со спокойными оттенками и акцентами в виде позолоты.

Отделка и мебель должны привносить в интерьер шик и создавать атмосферу респектабельности и грандиозной пышности. Возможно, в угоду этому придется пожертвовать комфортом, и мебель этого стиля не будет отличаться удобством. Характерной особенностью предметов мебели в стиле ампир является наличие декора в виде архитектурных элементов и мифических существ.


Имперский декор: богатство и изысканность

Не менее важным элементом, чем предметы мебели и отделка, является декор. Именно он придает интерьеру законченный и целостный вид. Элементы декора также должны соответствовать имперскому стилю и отличаться роскошью и великолепием. Это могут быть:

  • мраморные, серебряные или позолоченные шкатулки и подсвечники;
  • зеркала в массивном бронзовом или позолоченном обрамлении;
  • изящная фарфоровая посуда;
  • часы из дерева или бронзы;
  • картины в позолоченных рамах;
  • вазы из дорогих материалов;
  • античные статуэтки.

Картины могут изображать батальные сцены или важные исторические события. В качестве светильников для интерьеров стиля ампир как нельзя лучше подойдут массивные хрустальные люстры и бра с бронзовыми канделябрами и имитациями свечей.


Окна в таких помещениях оформляются коваными карнизами, гардинами из легких тканей и многослойными тяжелыми шторами с драпировками, широкими складками, ламбрекенами, кистями и бахромой. Актуален пурпурный цвет портьер с золотой отделкой, что соответствует императорским оттенкам.

Торжественность и помпезность стиля ампир делают его уместным в интерьерах, которые должны выглядеть респектабельно: резиденциях политиков, кабинетах руководства банков и солидных кампаний, фешенебельных гостиницах.

Стиль ампир в интерьере — фото: