Презентация на тему "класс земноводные и класс пресмыкающиеся". Урок обобщения и систематизации " Пресмыкающиеся и земноводные". расширить представление учащихся о многообразии животных форм

Придумайте название вашей команде 1. Запишите состав команды на листочке 2. Подпишите названием команды все листы на вашем столе

Четвертый лишний Жерлянка –квакша– кобра – чесночница Хамелеон – крокодил –пикша– черепаха Севрюга–навага– тритон –семга Гадюка – желтопузик – агама – веретеница

Кобра – змея, остальные земноводные Пикша–рыба, остальные – пресмыкающиеся Тритон– земноводные, остальные рыбы Гадюка – змея, остальные – ящерицы

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 1 Как тело рыбы приспособлено к обитанию в водной среде? Ответ: Обтекаемая форма тела, боковая линия, жабры, слизь на покровах тела, чешуя, защитная или предостерегающая окраска, плавники, плавательный пузырь 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 2 Есть такие рыбы, которые намеренно « привлекают к себе внимание» . Что это за рыбы? Зачем они это делают? Ответ: Это глубоководные рыбы, обитающие на большой глубине, куда не проникает солнечный свет. При помощи светящихся органов тела, они приманивают добычу, и таким образом охотятся. Это удильщики и др. 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос Как земноводные приспособлены к № 3 своей среде обитания? Ответ: К суше: легкие, пятипалые ноги, влажная кожа, хорошо развитые органы чувств: зрения и слуха, влажный секрет глаз и кожи и др. К воде: кожное дыхание, перепонки на задних конечностях, ноздри и глаза на возвышениях, размножение в водной среде и др. 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 4 Какие самые большие земноводные вам известны? Ответ: Среди хвостатых земноводных это – исполинская саламандра около 1, 5 метров в длину, а среди бесхвостых это лягушка-голиаф длиной до 30 см и массой более 3, 5 кг, жаба- ага длиной до 50 см и массой до 2, 8 кг.) 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 5 О чем может сказать яркая окраска земноводного? Ответ: Яркая окраска кожи предупреждает о сильной ядовитости животного. Например, красные и желтые лягушки – древолазы, обитающие в Южной Америке, их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Яд южноамериканской лягушки кокоа, такой сильный, что прикосновение к ней стоит жизни человеку 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос № 6 В чем сходство головастика с рыбами? Ответ: Наличие тех же отделов тела, в том числе и хвоста, наличие жабр, боковой линии и обтекаемой формы тела, живут в воде 1 балл

Задания для команд Напишите краткий ответ на вопрос Как пресмыкающиеся приспособлены № 7 к своей среде обитания? Ответ: Среда обитания большинства рептилий суша. Для обитания на суше у них возникли следующие приспособления: легочное дыхание, сухая ороговевшая кожа, хорошо развитые органы чувств, ноги с когтями, откладывают яйца и др. 1 балл

Работа с терминами запишите их значение - малек - головастик - выползок - нерест - амфибия - линька 2 балла

Заполнить таблицу 3 балла вписать названия животных из предложенных вариантов ответов. веретеница, жаба, сом, саламандра исполинская, скат, акула, червяга, кобра, хамелеон, динозавр. № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10 ? ? ? Эту амфибию разводят на фермах ради мяса и шкуры У этой рыбы в скелете всю жизнь сохраняется хорда Эта рыба «бьет» электрическим током Усатая рыба Безногая амфибия Ядовитая змея Рептилия с непостоянной окраской тела Ужасный ящер «Истребитель» комаров Безногая ящерица

Ответ: 1 -саламандра исполинская 2 -акула 3 -скат 4 -сом 5 -червяга 6 -кобра 7 -хамелеон 8 -динозавр 9 -жаба 10 -веретеница

Работа по вариантам Выпишите признаки, характерные для каждого класса 1 вариант Класс Рыбы 2 вариант Класс Земноводные 3 вариант Класс Пресмыкающиес я

Выпишите признаки, характерные для каждого класса 1. Кожа голая и имеет множество желез. 2. Кожа сухая и не имеет желез. 3. Тело покрыто костной чешуей. 4. Имеется шейный отдел позвоночника. 5. У некоторых отрядов скелет хрящевой. 6. Дыхание жаберное. 7. Дыхание легочное и кожное. 8. Дыхание легочное. 9. Живут только в воде

Выпишите признаки, характерные для каждого класса 10. Живут и в воде, и на суше, но размножаются только в воде 11. Могут жить на суше, иногда в воде, но размножаются на суше 12. Имеют плавники 13. Имеют пятипалые конечности 14. Имеется клоака. 15. Хорошо развит дополнительный орган чувств - боковая линия 16. Оплодотворение внутреннее. 17. Оплодотворение наружное

Ответы Рыбы: 3, 5, 6, 9, 12, 15, 17. Земноводные: 1, 4, 7, 10, 13, 14, 17. Пресмыкающиеся: 2, 4, 8, 11, 13, 14, 16.

Биологические задачи Класс Рыбы 1. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков, у скатов – сплюснутое в спинно- брюшном направлении, у акул – торпедообразное, у рыб – игл- иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения. 2. У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе. Класс Земноводные 1. Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают. Однако ученые – биологи утверждают, что, лягушки едят, используя глаза. Насколько они правы? 2. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт. Класс Пресмыкающиеся 1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в стороны, опускать её вниз, поднимать вверх. В связи с чем могут вертеть головой.

Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию. Амфибии уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.) Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб. Рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты.

Урок - игра

Тема: Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся».

Цель урока : обобщить, систематизировать и проверить знания о классах Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Задачи урока:

    Обобщение и закрепление знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб, земноводных и пресмыкающихся; о некоторых особенностях жизнедеятельности.

    Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с дидактическим материалом, развитие умений самоконтроля и самооценки.

Средства обучения : таблица «Кровеносная система Хордовых», влажные препараты «Внутреннее строение рыбы», «Внутреннее строение лягушки», «Внутреннее строение ящерицы». Карточки - задания, схематические рисунки. Использование компьютера.

Основное содержание урока:

    Основные сходства и различия рыб, земноводных и пресмыкающихся.

    Многообразие представителей данных классов.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Ребята, урок у нас сегодня необычный. До начала урока я предложила вам объединиться в 3 группы по 6 человек. На этом уроке каждая группа (команда) будет представлять один из предложенных классов.

    Первая команда представляет класс Рыбы.

    Вторая команда представляет класс Земноводные.

    Третья команда представляет класс Пресмыкающиеся.

2. Подготовительный этап.

Ребята, вам будут предложены задания различных туров, выполняя которые вы зарабатываете баллы для своей команды, в конце урока мы определим победителя по количеству набранных баллов.

    Работайте в группе сообща.

    Аккуратно обращайтесь с раздаточным материалом.

    Работайте быстро, смелее, у вас все получится.

    Внимательно слушайте ответы ваших одноклассников

    В конце урока вас ждет мини - тест по теме «Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся», от результатов которого будет зависеть ваша оценка на уроке.

Желаю успеха!

(сводную таблицу начертить на доске, баллы выставляются в течение урока)

Название тура

Команда

«Рыбы»

Команда

«Земноводные»

Команда

«Пресмыкающиеся

1. «Презентация класса»

2. «Стоп - кадр»

3. «Найди ошибку»

4. «Анатомическая лаборатория»

5. «Книга рекордов природы»

3. Этап закрепления изученного материала.

1 тур - «Презентация класса». (время отводится каждой команде по 3 минуты)

Каждая команда представляет свой класс, оценку ставит каждая команда, выставляем в таблицу среднюю. (5 баллов)

    Характеристика класса

    Особенности класса

    Многообразие класса

    Значение

Прослушав сообщения о классах, вам необходимо заполнить таблицу на листочках.

(время отводится 2 мин)

Характеристика классов

признаки

земноводные

пресмыкающиеся

1. кожные покровы

2. органы дыхания

3. строение сердца

4. круги кровообращения

5. место обитания и размножения

Каждый проверяет свою работу (на экране представлена таблица)

Выставляем оценки: (критерия оценивания на доске)

    7-11 баллов - «3»

    12 - 13 баллов - «4»

    14 - 15 баллов - «5»

2. тур - «Стоп - кадр».

Команды по очереди угадывают животных. за каждый правильный ответ 1 балл

лягушка травяная

Жаба обыкновенная

лягушка прудовая

саламандра огненная

тритон обыкновенный

головастики

змея кобра

крокодил нильский
икра лягушачья

морская черепаха

прыткая ящерица

уж обыкновенный

щука

ящерица живородящая

3 тур - «Найди ошибку».

За каждую найденную и исправленную ошибку ученик получает 1 балл.

(Раздаточный материал на столе учащихся)

4 тур - «Анатомическая лаборатория»

Используем диск - Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс.

Открываем лабораторную работу «Скелет и внутренние органы лягушки» №7,№9,№11.

Задание: расставить названия органов соответственно рисунку. (3 балла)

5 тур - «Книга рекордов природы»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

    Самая крупная лягушка - обитает в Западной Африке. В 1960 г. Была поймана самка, которая весила 3 кг 306 гр. / Голиаф/

    Самая большая ядовитая змея - она имеет длину до 5,5 м. Описаны даже случаи гибели слонов от ее укусов. / королевская кобра/

    Самая быстрая сухопутная змея. Она может передвигаться со скоростью до 11 км/ч / Черная мамба/

    Самая огромная из ныне живущих ящериц, достигает в длину до 3 м и веса 150 кг. Питается в основном свиньями, оленями, обезьянами и мелкой живностью. /Варан/

    Самая крупная из костных рыб. В ширину она больше, чем в длину: её длина - 3 м, а ширина - 4,26 м. Весит рыба 2,25 т. Откладывает до 300 млн. икринок, менее 1 % которых дают начало малькам. / рыба луна/

    Самая крупная рыба - в длину до 18 м и весом до 25 т, одна печень этой рыбы весит около тонны. /китовая акула/

    Самая древняя рыба из ныне живущих на земле, длина выловленных рыб достигала 180 см, а вес - 95 кг, крупные икринки рыбы (каждая размером с апельсин, а всего их десятка два) развиваются в теле самки, так что на свет появляются уже молодые рыбки. Её плавники напоминают лапы земноводного и очень подвижны. / латимерия/

    Самый сильный яд имеет маленькое существо золотистого цвета, умещающееся в чайной ложке. Живет в джунглях Южной Америки, в Колумбии. Её яд в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. Раньше индейцы использовали отравленные стрелы этим ядом. /кокои/

    Самая большая рыба - людоед, длиной 7,92 м? / белая акула/

мини тест

1 вариант

1. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу тока воды

    Органом обоняния

    Боковой линией

    Органом вкуса

2. К хрящевым рыбам относят:

3. Долгое время, находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее нет жабр, потому что:

    Органом дыхания является кожа, богатая кровеносными сосудами.

    Лягушка расходует запас воздуха, имеющегося в легких

    Жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.

4. Координацией движения управляет:

    Спинной мозг

    Мозжечок

    Средний мозг

5. Пресмыкающиеся наземные животные, поэтому они дышат при помощи:

    Только легких

    Легких и кожей

2 вариант

1. Приспособления у рыб к водной среде обитания:

    Дышат при помощи жабр

    Имеют хорду

    Имеют спинной о головной мозг

2. По характеру питания окуня относят:

    Растительноядным

    Хищникам

    Сапрофитам

3. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

    Приспособления к жизни в воде

    Хорошего зрения

    Приспособления к жизни на суше.

4. Сосуды, несущие кровь от сердца называются:

  1. Капилляры

5. Живорождение наблюдается:

  1. Кожистой черепахи

    Нильского крокодила.

На выполнение работы отводится 3 минуты, взаимопроверка / Критерий оценивания -

5 баллов -оценка «5», 4 балла -«4», 3 балла - оценка «3», 2 балла - оценка «2»

Пока помощник подсчитывает баллы, набранные командами, чтобы определить победителя. Мы поговорим о представителях Красной книги Челябинской области.

Презентация «Красная книга» .Учащиеся готовят небольшие сообщения по представителям класса Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Домашнее задание:

    Составить презентацию по многообразию представителей классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся. (по желанию)

    Составить кроссворд по многообразию. (по желанию)

    Повторить значение рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека. (параграфы -35, 39, 43)

О.В. Азарова

БИОЛОГИЯ

7 КЛАСС

УРОК-ИГРА

Тема: Обобщение знаний по теме «Класс Амфибии и Класс Рептилии».

Цель: Организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению и закреплению пройденного материала по разделам «Класс Амфибии» и «Класс Рептилии».

Задачи:

    создать дляобучающихсяусловия по обобщению и система­тизации знаний в рамках данной темы с использованием игровой формы проведения урока;

    повторить особенности строения представителей Класса Амфибии и Класса Рептилии;

    создать условия для развития биологической речи, коммуникативных навыков;

    обеспечитьпроверку и первичную оценку знаний обучающихся по теме;

    подготовиться к тестовой работе по теме «Классы Земноводные и Пресмыкающиеся».

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: таблицы с изображением внешнего и внутреннего строения земноводных и пресмыкающихся, таблицы «Многообразие земноводных» и «Многообразие рептилий», инструктивные карточки для выполнения заданий конкурсов, компьютер, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: рабочая тетрадь 7 класс 2 часть, учебник: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарёва. «Биология. Животные.7 класс», М., Вентана-Граф, 2012 г.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

    Обобщить знания по темам «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся».

    Подготовиться к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Познавательные УУД

    Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

    Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

    Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (географии, литературе)

Коммуникативные УУД

    Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Регулятивные УУД

    Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ход урока:

Конкурс проводится в 7 классе, как итоговое занятие по теме «Амфибии и Рептилии». Весь урок проводится как актуализация знаний по данной теме и подготовка к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Всего 6 конкурсов. Пока идет один конкурс, учитель тут же проверяет предыдущий и каждой команде выставляются баллы за каждый конкурс.

Этап

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Организационный .

Перед тем как началась сама викторина, или накануне, ребята делятся на 2-3 команды (в зависимости от количества учащихся в классе ), выбирают командира, название команды и девиз, связанный с темой викторины (возможна предварительная подготовка )

Учитель приветствует класс, определяет готовность учащихся к игре.

Вступительное слово учителя (Приложение №1)

Обсуждение условий предстоящей игры и результатов игры (приложение №2).

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

II . Конкурс № 1 «Разминка» Приложение № 3

Начинается соревнование с разминки, состоящей из 10 вопросов 1-го задания и расшифровки анаграмм второго задания. На обсуждение дается 4-5 мин. В обсуждении участвует вся команда.

Учитель раздает задание и через 3-4 мин собирает результаты, проверяет, выставляет баллы, анализирует правильные ответы.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

III .Конкурс № 2 «Систематические признаки» приложение № 4

Ученики так же работают в команде, выполняя очередное задание, командир (SOS-директор) координирует действия своей команды. Анализируют ответы команд-соперников, корректируют неточности в ответах одноклассников. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы.

Учитель проверяет задание и тут же выявляем ошибки (если есть). Конкурс важен тем, что некоторые вопросы будут встречаться в тестовой проверочной работе на следующем уроке.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию. 2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД

      Обобщить знания по теме «Амфибии и Рептилии».

      Подготовиться к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Рептилии».

IV . Конкурс № 3 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ» приложение № 5

За 3 минуты ученики должны вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, стихотворений и сказок, связанных с представителями Класса Амфибии и Класса Рептилии. За каждое верное произведение дается 1 балл. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы.

Конкурс интересен тем, что здесь хорошо прослеживается межпредметная связь (литературы и биологии). Обычно дети очень хорошо и с удовольствием справляются с этим заданием. Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Познавательные УУД

3.Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (географии, литературе)

V . Конкурс № 4 « ГОЛОВОЛОМКА » приложение № 6

В этом конкурсе ребята соревнуются в умении разгадывать головоломки. Всем интересно какая же команда самая быстрая и сообразительная.

Учитель в этом конкурсе выявляет умение разгадывать головоломки, умение работать в команде, корректирует ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, а также по другим предметам.

2.Формирование умения быстро анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

VI . Конкурс № 5 «Пятый лишний» приложение 8

Команды должны выбрать одного лишнего представителя классов Амфибии и Рептилии из пяти представленных. Ребята объясняют свой выбор. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы после ответов одноклассников.

Учитель в этом конкурсе выявляет подготовку к урокам по знанию представителей классов Амфибии и Рептилии, корректирует ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

3. Формирование умения отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний о представителях изучаемых классов животных.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, выявлять факты и явления, а также объяснять свой выбор.

VII . Конкурс № 6 « Ода лягушке/ящерице» приложение № 9

Это заключительный конкурс, на него дается 5 минут. За это время дети должны придумать стихотворение о лягушке или ящерице. Оценивается конкурс по 5 бальной системе.

Учитель вместе со всем классом решает какой балл выставить каждой команде. Обычно дети очень любят этот конкурс и пишут неплохие стихи, которые, как правило, оцениваются высоко.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

3.Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (литературе)

VIII . Подведение итогов урока-конкурса.

За несколько минут до конца урока подводятся итоги. Капитаны команд высказывают свое мнение о проведенной игре и решают вместе каких оценок достойны участники команд, аргументируя их. Подсчитывается количество баллов, набранное командой. Обсуждается, кто из членов команды был самым «полезным», заработал больше всего баллов и достоин получить отличную оценку (3 человека из команды).

Учитель выслушивает доводы лидеров команд и высказывает свое мнение по поводу оценок учащимся. Вместе приходим к единому мнению.

Результаты этапов конкурса показывают уровень усвоения материала. Соответственно выставляются оценки учащимся за урок.

Оценки выставляются в соответствии с условиями и результатами игры, озвученными в начале урока.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Регулятивные УУД

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IX . Домашнее задание на следующий урок.

Учащиеся записывают задания в дневнике.

Дается домашнее задание для подготовки к проверочной работе: повторить разделы «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся», провести самопроверку своих знаний по вопросам в рабочей тетради.

Дополнительно 1 из заданий:

1.сделать Lapbook «Амфибии» или «Рептилии»

2.сделать кластер «Амфибии» или «Рептилии»

Этапы викторины

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вступительное слово учителя. Перед тем, как мы начнем наш конкурс, я хочу рассказать легенду о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет ветку с того места, где он свернул с дороги», – говорил вождь. Вскоре вернулся первый и протянул колючку кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы».

Второй принес серебристую ветку полыни. Вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение».

Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение досталось и четвертому, пришедшему с веткой крушины.

Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и выше всех оценил его поступок: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. С каждым выполненным заданием вы будете подниматься все выше и выше. Если вы успешно пройдете все конкурсы, в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин биологии будет преодолена. Итак, начнем.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Условия игры:

    Класс разбивается на команды по 5-6 человек.

    Каждая команда организует свой «мозговой центр» (ребята садятся вместе).

    У каждой команды должен быть капитан (SOS-директор) и участник, который суммирует баллы, полученные командой (бизнес-директор).

    Команды сдают ответы в письменном виде.

    Баллы за каждый тур сразу же выставляет учитель.

Результаты игры:

    Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов. При этом все участники команды-победительницы получают «5». В других командах «пятерки» получают по три игрока, выбранных командой, которые заработали своим командам больше всего баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

КОНКУРС № 1 «РАЗМИНКА» (за каждый верный ответ – 1 балл )

Задание 1.

1. Какой класс может существовать как на суше, так и на земле? (Земноводные, или Амфибии.)

2. Как называется личинка лягушки? (Головастик.)

3. Какое доисторическое существо является древнейшим пред­ком всех земноводных? (Кистеперая рыба.)

4. Вспомните термин, которым обозначаются особые звукоуси­ливающие кожаные мешки у лягушек и жаб. (Резонаторы)

5. Животные, температура тела у которых напрямую зависит от температуры окружающей среды? (Холоднокровные)

6. Назовите дословный перевод слова «динозавр». («Ужасный ящер»)

7. С помощью, каких органов осуществляется дыхание у пре­смыкающихся? (Легкие)

8. Какое свойство организма позволяет отращивать ящерице утерянный хвост? (Регенерация)

9. Назовите количество кругов кровообращения отряда пресмы­кающихся? (два.)

10. Назовите наружный орган слуха пресмыкающихся. (Бара­банная перепонка)

Задание 2.

Расшифруйте названия амфибий и рептилий (1 балл за каждую верно расшифрованную анаграмму)

    АБАЖ

    ТИРОНТ

    ЛОГУБУЗ

    ЯВЕРЧАГ

    КСИНЦ

    НИТОП

    АВИЛАГ

    ЯНЕМДАК

Ответы:

ЖАБА ТРИТОН УГЛОЗУБ ЧЕРВЯГА СЦИНК ПИТОН ГАВИАЛ МЕДЯНКА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

КОНКУРС № 2 «СИСТИМАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ»

Из перечисленных ниже признаков и представителей выберете те, которые относятся:

1 – к рептилиям, 2 – к амфибиям.

        Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.

        Нет ребер.

        Имеются когти.

        На 50 % дышат кожей.

        Перегородка в желудочке сердца.

        Два круга кровообращения.

        Внутреннее оплодотворение.

        Развитие со стадией личинки.

        Имеется клоака.

        Огненная саламандра.

Ответы:

Рептилии – 1, 3, 5, 6, 7, 9.

Амфибии – 2, 4, 6, 8, 9, 10.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

КОНКУРС № 3 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ»

За 3 минуты ученики должны вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, стихотворений и сказок, связанных с представителями Класса Амфибии и Класса Рептилии. За каждую верную поговорку или пословицу дается 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

КОНКУРС № 4 «ГОЛОВОЛОМКА»

Необходимо найти начало головоломки, по непрерывной и непересекающейся линии прочтите зашифрованный текст о хвостатых земноводных (каждое слово – 1 балл)

Ответ : ТРИТОНЫ, САЛАМАНДРЫ НЕ СПОСОБНЫ ИЗДАВАТЬ ЗВУКИ

Каждое слово – 1 балл, всего 6 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

КОНКУРС № 6 «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»

    Жерлянка, жаба, тритон, саламандра, веретеница . (Веретеница – рептилия, а остальные земноводные.)

    Уж, аллигатор, ящерица, квакша, варан. (Квакша – земноводное, а остальные пресмыкающиеся.)

    Жерлянка, квакша, лягушка, жаба, тритон. (Тритон – хвостатое земноводное, а остальные бесхвостые.)

    Гадюка, уж, хамелеон, кобра, полоз. (Хамелеон – ящерица, а остальные змеи.)

По 1 баллу за каждый верный ответ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

КОНКУРС № 6 «ОДА ЛЯГУШКЕ/ЯЩЕРИЦЕ» (на выбор учащихся)

Это заключительный конкурс, на него дается 5 минут. За это время дети должны придумать стихотворение о лягушке или ящерице. Оценивается конкурс по 5 бальной системе.

Если учащимся сложно выполнить данное задание, его можно заменить на составление синквейна на тему «Лягушка/Ящерица».

После чего подводятся итоги и проводится награждение. Можно подготовить ребятам или сладкие подарки или какие-либо мелкие сувениры, связанные с темой урока. На мой взгляд, лучшим поощрением будут хорошие оценки за урок!

Подведение итогов занятия

Результаты этапов конкурса показывают уровень усвоения материала. Соответственно выставляются оценки учащимся за урок.

Дается домашнее задание для подготовки к проверочной работе:

    повторить разделы «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся»,

    провести самопроверку своих знаний по вопросам в рабочей тетради

    Дополнительно 1 из заданий:

1.сделать Lapbook «Амфибии» или «Рептилии»

2.сделать кластер «Амфибии» или «Рептилии»

Примечание : Лучше, если все задания конкурсов будут распечатаны на отдельных листочках каждой команде. Когда задания выводятся на экран, дети хуже его воспринимают и медленнее работают.

Обобщающий урок «Земноводные и пресмыкающиеся»

(урок-игра) 7 класс.

Цель урока:

Активизация познавательной деятельности с учетом типа личности обучаемого, углубление межпредметных связей.

    Сформировать и углубить знания о представителях животного мира

    Развить навыки индивидуальной и коллективной работы

    Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения

    Совершенствовать навыки работы с терминами, биологическими понятиями, определениями.

Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация на диске или флешкарте, жетоны с очками.

ХОД УРОКА

    Орг. момент – 2 мин.

    Пояснение правил игры – 2 мин.

    Блиц - турнир – 2 мин.

    1 раунд. Объекты ихтиологии, потомки стегоцефала, родственники динозавров. – 10 мин.

    2 раунд. Лягушки, ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы. – 10 мин.

    3 раунд. Ученые, законы, определения, эксперименты. – 5 мин.

    4 раунд. Термины. – 5 мин.

    Подведение итогов урока.

Правила игры:

Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра».

1 этап – отбор игроков. Классу предлагается блиц - турнир (может проводится в виде тестового задания или в виде фронтального опроса). Или загадки:

А) Бугорками на спине отпугнет любого. Но животное полезно, не найдешь такого!

(жаба-амфибия).

Б) На себе ношу я дом, от врагов я прячусь в нем. (черепаха - рептилия).

В) По реке плывет бревно, ох, и злющее оно; кто б на встречу не поплыл, всех – проглотит. (крокодил – рептилия).

Г) Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка.

(лягушка-амфибия)

Д) бегает среди камней, не угонишься за ней. Ухватился за хвост – ах, удрала, а хвост в руках оставила (ящерица – рептилия).

Е) Лежит веревка, шипит плутовка. Брать ее опасно – укусит. Ясно? (змея – рептилия).

Правила викторины

В викторине принимают участие три команды, которые, пользуясь приведённой выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость (можно провести игру на личное первенство).

Право ответа принадлежит команде (игроку), первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счёт команды (игрока) поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда (игрок) получает право выбора следующего вопроса. Если команда (игрок) дала (-ёт) неправильный ответ, то с её (его) счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам (игрокам).

В игре встречаются следующие подраунды:

“Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде (другому игроку);

“аукцион”. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда (игрок). Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде (игроку). Если одна из команд (один из игроков) идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на их (его) счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды (игрока) остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды (игрока) удваивается.

1 раунд.

Объекты ихтиологии:

10 очков .- Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной? (Одомашненной рыбой, можно считать карпа. Он был получен путём одомашнивания дикого сазана. К настоящему времени выведены следующие породы карпа: чешуйчатый, зеркальный (с крупными чешуями), голый (почти без чешуй). Карп отличается от сазана не только высоким качеством мяса и скороспелостью, но и поведением: карпы менее пугливы и осторожны)

20 очков. Скелет у них пожизненно остаётся хрящевым. Кожа покрыта своеобразной чешуёй, напоминающей по строению зубы, покрытые эмалью. Жаберных крышек нет, жаберные щели открыты наружу самостоятельными отверстиями. Парные плавники расположены горизонтально, хвостовой плавник имеет две непарные лопасти, из которых верхняя – более крупная. Плавательного пузыря нет. Назовите класс и его характерных представителей. (Класс Хрящевые рыбы. Акулы и скаты)

50 очков . Проходные рыбы: осётр, белуга, лосось, некоторые сельди и др. – для метания икры (нереста) поднимаются из морей в реки. А какая рыба для размножения идёт из рек в море? (Угорь. Эта рыба для размножения направляется из рек Европы, а западную часть Атлантического океана – район Бермудских островов (Саргассово море). Интересно отметить, что личинка угря совсем не похожа на взрослую рыбу. Поэтому до конца 19 столетия, когда были выяснены подробности жизни и размножения европейского угря, его личинку считали за особый вид рыбы, и даже выделяли в отдельный род – лептоцефал)

100 очков . Известен случай, когда рыба прожила 267 лет. Она была выловлена в Германии близ Хейльбронна в 1947 году и весила 143 кг, длина её тела – 5 м 80 см. Рыба данного вида часто встречается в водоёмах нашего района. (Щука)

Потомки стегоцефала

10 баллов . Большую тёплую часть года он проводит в стоячих водоёмах и питается в значительной мере личинками комаров. О ком идёт речь? (Обыкновенный тритон)

20 баллов. Как – то весной школьники сообщили мне, что видели синих лягушек. Что это – шутка или, правда? (Да, это правда. Весной, в период размножения, самцы остромордой лягушки, находясь в воде, приобретают своеобразный брачный наряд – красивую лазурно-голубую окраску. Множество таких лягушек, скопившихся на мелководье, представляет занимательное и эффективное зрелище. Извлечённые из воды, лягушки теряют эту окраску)

50 баллов «Кот в мешке ». В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках (И.С. Тургенев. «Отцы и дети» .)

100 баллов. Какое наше земноводное обитает в пустынях? Это земноводное встречается не только в обычных условиях Европейской части России, но характерно также и для типичного пустынного ландшафта Средней Азии, поселяясь вблизи постоянных или пересыхающих водоёмов, в том числе и солоноватых. Это земноводное лучше всех остальных наших земноводных приспособлено к сухому климату. (Зелёная жаба)

Родственники динозавров

10 баллов . Оба его глаза в своих движениях независимы друг от друга. Один может смотреть вверх, а другой в это же время – вниз, или вбок, или быстро вращаться, что позволяет, не сходя с места, следить за жертвой. У А.П. Чехова есть рассказ с таким же названием, несмотря на то, что именно это животное не является его героем. О ком идёт речь? (Хамелеон )

20 баллов. Ядовитый плевок летит метров пять. Во рту яд смешивается со слюной. В минуту опасности они выбрасывают эту ядовитую смесь через своё жало – раздвоенный язык. Обитают в тропической Африке. (Кобры – снайперы )

50 баллов. Один вид обитает в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, другой – в умеренном поясе: лесах и лесостепи. Они довольно длинны, по земле двигаются, извиваясь. Их часто принимают за ядовитых змей и безжалостно уничтожают, хотя они безвредны и даже полезны, т. к. питаются улитками, насекомыми, грызунами. О ком идёт речь? (Это безногие ящерицы – желтопузики и веретеницы)

100 баллов. Сюрприз.

2 раунд.

ЛЯГУШКИ

100 баллов. Какие особенности строения тела есть у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие, второй круг кровообращения, трехкамерное сердце, суставные конечности, веки, среднее ухо .)

200 баллов. Лягушка – саламандра – тритон – варан. (Четвертый лишний)

500 баллов «Аукцион». Лягушки не могут обходиться без воды, но иногда подолгу живут на суше. Как им это удается? (Лягушки запасают воду под кожей и в мочевом пузыре. На суше вода испаряется через кожу лягушки, но ее потери восполняются за счет этих «цистерн».) Почему лягушка не может жить без воды? (Кожа лягушки пропускает воду как в ее тело, так и из него. В сухих условиях влага из организма быстро теряется, ее запас необходимо постоянно пополнять. Легкие лягушки развиты слабо, для нее очень важен газообмен через кожу, возможный только тогда, когда кожа влажная. )

100 баллов . В отличие от многих видов ящериц с чувствительной (тонкой) кожей, у гребенчатого …………. кожа плотнее, однако нужно быть внимательным, так как эти ящерицы теряют хвост, который больше не отрастает(геккон).

200 баллов. Это огромное, сильное существо, способное убить оленя, свинью, обезьяну, используя когти и сильные ноги. Его зубы позволяют отрывать куски от добычи. Он зачастую объедается до такой степени, что только через несколько дней может отползти с места пиршества.Комодский варан. В начале ХХ века на малых Зондских островах был открыт новый вид варана, который получил название от острова Комодо. Это крупнейшая ящерица из существующих ныне; ее длина достигает 4м, окраска серо-черная.

500 баллов. Эта ящерица – быстро бегает, высоко прыгает и хорошо лазает по веткам. Занесена в Красную книгу (прыткая ящерица).

ЧЕРЕПАХИ.

100 баллов. Форма панциря черепах зависит от способа существования вида. У этих черепах панцирь тоньше, поэтому они самые быстроходные рептилии(морские ).

200 баллов. «Кот в мешке». Эта черепаха – самая крупная из всех морских черепах. Ее панцирь покрыт кожистой оболочкой, а не роговыми пластинками, как у других видов (кожистая черепаха).

500 баллов. Эта черепаха, происходит из Новой Гвинеи. Она обитает исключительно в воде и использует длинную и подвижную шею для ловли маленьких рыбок и головастиков (змеиношейная).

100 баллов. Род змей семейства гадюк. Длина до 80 см. Чешуи по бокам туловища с зубчатыми ребрышками, которые при свертывании змеи в кольца издают характерный шуршащий звук. 5 видов в пустынях Сев. Африки, Юго-Зап., Юж. и Ср. Азии. Ядовиты, укус может быть смертелен для животных и человека (песчаные Эфы).

200 баллов. Ядовитая змея семейства гадюк. Длина до 1,6 м. В Сев. Африке и Юго-Зап. Азии, а также в Закавказье, на юге Казахстана и в Ср. Азии. Укус может быть смертелен для человека. Яд используют в медицине. Подвид, обитающий на островах Эгейского м., - в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) (гюрза).

500 баллов. Род змей семейства удавов. Длина до 11,4 м (обычно 5-6 м). 4 вида, в тропиках Юж. Америки, по берегам рек, озер и болот. Хорошо плавают и ныряют. Питаются различными позвоночными, нападают и на домашних животных; для человека не опасны. Яйцеживородящие (анаконда).

КРОКОДИЛЫ.

100 баллов. «Сюрприз» Его длина - до 6,6 м. Ест рыбу, схватывая ее с помощью резкого бокового движения головы. Иногда ловит птиц, мелких млекопитающих. (Крокодил гавиал - близкий родственник динозавров ).

200 баллов. Этот вид крокодилов распространен в Центральной и Южной Америке. Молодые питаются главным образом водными насекомыми; взрослые нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Основная пища состоит из крупных водяных улиток, пресноводных крабов и рыбы (кайманы).

500 баллов. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей .)

3 раунд.

Ученые – 500. Говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное. Назовите ученого, которому принадлежит данное высказывание. (Жоффруа Сент-Илер.

Законы фольклора – 300 «Сидит Матрёна на мокрена, не говорит - ещё терпима, а как речь начнёт, всех досада возьмёт» (лягушка).

Определения – 200 . Дайте определениеСерпентарий (змеепитомник).

Эксперименты – 500. Исправь ошибки художника. (Земноводное: голова жабы, туловище и задние конечности травяной лягушки, передние лапы квакши, окраска тела озерной лягушки, хвост тритона.

Пресмыкающееся: голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска гадюки)

Рисунки – 100. Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии. Почему?

Заключительный раунд. Исправьте ошибки в предложенных терминах

    Гемофродиты

    Чещуйчатые

    Галовастики

    Аллегатер

    Пресмыкающие

    Веритеница

    Регинирация

Правильные ответы

    Ге р мофродиты

    Че ш уйчатые

    Г о ловастики

    Алл и гатор

    Пресмыкающие ся

    Вер е те н ница

    Рег е н е рация

Учащиеся выбирают тему и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос, право ответа имеет ученик первым поднявший руку. В течение игры предлагается вопрос-аукцион, вопрос «кот в мешке» подразумевающий передачу права ответа одному из соперников, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку одноклассников.

Для того, чтобы в течение всей игры были заняты все учащиеся, а не только игроки, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа также переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.

В 3 раунде игрокам предлагается вспомнить определения, биологические законы, поучаствовать в эксперименте. Правила игры сохраняются.

В заключительном раунде учащимся предлагается работа с терминами. Одновременно с игроками эту работу выполняют все ученики. Детям предлагается исправить ошибки в терминах.

По окончании игры поводятся итоги: подсчитываются очки и выставляются оценки.

На своем опыте я убедилась, ИКТ необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые знания, навыки, меняется в положительную сторону климат на уроке, формируется стойкий интерес к предмету. Повышается качество обучения учащихся, расширяется их кругозор, способность применять полученные знания в повседневной деятельности.