Повышение эффективности работы на местах. Энциклопедия маркетинга. Удельный вес, %

Повышение эффективности работы персонала предприятий в настоящее время приобретает в мире особое значение. Работа в условиях современного прогрессивного общества диктует новые правила:

  • определить уровень квалификации персоналу,
  • знания и навыки работников,
  • поиски способов повышения эффективности работы персонала.

Современные исследователи этого вопроса ищут новые подходы, например, новые организационные формы деятельности работников, вычисление коэффициента трудового участия . В современных рыночных условиях управленческий аппарат любого предприятия для эффективного подбора кадров должен учитывать не только профессиональные качества будущих работников, но и уровень эмоциональной стабильности. Труд как явление связан напрямую с интенсивным развитием производства, а также с использованием автоматизированных систем, информационных, компьютерных технологий. Это существенно меняет функциональное его базисное содержание. Поэтому профессионально - квалификационный состав работников меняется в корень. Большое значение имеет перспективный анализ кадрового потенциала, который включает в себя производительность труда за единицу времени либо количество рабочего времени, затраченное на производство единицы продукции, эффективное использование человеческих ресурсов в целом. Эффективным повышением продуктивности персонала на предприятии можно добиться перевыполнение планов на проектах. Чтобы повторить данный результат, он должен поощряться премией.

Способы повышения эффективной производительности персонала

Зачастую эффективностью работы персонала компании добиваются процветания той или иной бизнес структуры. Расширение бизнеса ведет, как правило, к повышению количества сотрудников. Следует перечислить основные способы возможного повышения эффективности работы персоналу. Среди них:

  • контроль и поддержание трудовой дисциплины,
  • качественное управление и учет результатов за выполненную работу каждого сотрудника,
  • возможное исправление недостатков,
  • диагностика и коррекция эмоциональной атмосферы в коллективе в целом и конкретно каждого работника.
Невнимание к этим факторам может вызвать серьезные затруднения. Среди методов повышение эффективности работы персоналом отмечают:
  1. контроль явки работников на рабочее место (по началу рабочего дня),
  2. контроль рабочего времени сотрудника (его рациональное использование),
  3. трудоемкое начисление зарплаты по отработанным часам,
  4. выявление злостных нарушителей трудовой дисциплины,
  5. документация фактов нарушения трудовой дисциплины,
  6. контроль над выполнением рабочих графиков.

Ключевую роль в этой ситуации играет грамотный квалифицированный специалист по работе с кадрами. Эта должность должна быть на любом предприятии.

Методы которые повышают эффективность персоналаa

Следует обратить внимание и взять себе на вооружение такие проверенные методы повышения эффективности работы персоналом:
  1. обязательный ввод должностных инструкций,
  2. внедрение автоматизированной системы учета рабочего времени,
  3. аттестации сотрудников,
  4. проведение регулярных мониторингов персонала,
  5. система мотивации сотрудников,
  6. система стимулирования дисциплинированных сотрудников (зарплата сотрудников должна соответствовать их коэффициенту полезного действия для предприятия),
  7. строгий учет времени отсутствия на рабочем месте даже по уважительной причине при расчете зарплаты,
  8. наказание для нарушителей трудовой дисциплины,
  9. разработка и внедрение прозрачной системы графиков контроля над работой.
Необходимо помнить, что любому начальнику нужно быть в ключе новостей, интересов, обстоятельств и психологического настроя каждого из своих подчиненных. Это золотое правило ведения успешного бизнеса. Без уважения личности каждого человека (сотрудника) нельзя добиться высоких результатов. У работника в свою очередь должна быть такая мотивация:
  • гарантия (сохранение) рабочего места;
  • возможность профессионального роста на предприятии;
  • доходы работника, то есть заработная плата, которая должна полностью устраивать работника;
  • система поощрения (премии, экскурсии, бесплатные поездки, льготы, скидки, подарки).
Желаю коммуникабельных ответственных сотрудников.

Хорошая организация сотрудников на старом оборудовании дает лучшие результаты, чем новое оборудование с плохой организацией.

Существует четыре обязательных условия, которые необходимы для того, чтобы успешно реализовать концепцию бережливого производства в офисе. Вы должны всегда о них помнить и выполнять их независимо от того, на каком этапе преобразований вы находитесь. Без них вы не добьетесь успеха. Каждое из условий подразумевает, что вы будете стараться понять своих сотрудников, объяснить им новые принципы работы и вовлечь их в реализацию новой концепции. Эти четыре условия представляют собой фундамент, на котором будет держаться все остальное.

Условие 1. Модель «Поведение — взгляды — культура»

Это условие позволит свести к минимуму сопротивление персонала переменам. На первом этапе внедрения принципов бережливого производства следует изменить поведение ваших сотрудников, если вы намерены создать в своей организации культуру непрерывного совершенствования всех процессов. Ваши сотрудники должны понимать, что положительные перемены (т.е. внедрение принципов бережливого производства) помогут организации добиться успеха в долгосрочной перспективе.

Это условие поможет вашим сотрудникам понять, почему принятый в организации порядок работы может быть не совсем эффективным. По мере того как компания растет и объем работы увеличивается, сокращение потерь должно становиться первоочередной задачей по всем направлениям ее деятельности. Сотрудники компании должны осознать, что каждый тип административных процессов несет затраты. В разделе, посвященном второму условию, мы объясним, как донести до персонала мысль о необходимости перемен.

Условие 3. Семь видов потерь

Инструменты и принципы бережливого производства помогают организациям выявлять и устранять потери семи видов. Старую поговорку «Нельзя управлять тем, чего не видишь» можно перефразировать в «Нельзя улучшать то, чего не понимаешь». Крайне важно, чтобы сотрудники получили основные знания о потерях и научились в них разбираться.

Условие 4. Приверженность руководства

Внедрение принципов бережливого производства должно происходить «сверху вниз». Руководители высшего звена должны быть на сто процентов вовлечены в положительные изменения в компании и на сто процентов убеждены в том, что для поддержания уже имеющихся успехов или достижения новых высот необходимо создать бережливое предприятие. Сотрудничество между руководством, которое находится во главе организации, и заинтересованными в переменах работниками — залог того, что бережливые принципы не только будут взяты на вооружение, но и станут составной частью долгосрочной стратегии развития компании.

Условие 1. Модель «поведение — взгляды — культура»

Чтобы добиться успехов в совершенствовании любых процессов, крайне важно понять поведение и взгляды людей, работающих в офисе или над той или иной задачей.

В 1990-х гг. в США возникли такие понятия, как «командная работа», «автономные рабочие группы», «вовлечение сотрудников», «уполномоченные команды» и т.д. Самостоятельные рабочие группы, состоящие из рядовых сотрудников, должны были изменить организационную культуру компаний. Строгий контроль со стороны менеджеров уходил в прошлое, работники принимали все больше и больше участия в управлении компанией. Идея была правильной, но для достижения желаемых результатов не хватало инструментов. Тем не менее в ходе таких проектов удалось узнать много полезного.

При внедрении в практику таких понятий, как «лидер команды», «командная работа» и «автономные рабочие группы», люди столкнулись с вопросом, что и как именно нужно делать.

Одно лишь расширение полномочий (без специальных инструментов) не приносило желаемых результатов. Определенные успехи были, но они ничем не подкреплялись и, следовательно, инициатива быстро сходила на нет.

На рисунке видно, что американские менеджеры сначала пытались изменить корпоративную культуру, ожидая последующего изменения взглядов и поведения подчиненных. При более близком изучении концепции бережливого производства и производственной системы Toyota исследователи обнаружили абсолютно другой подход. Они выяснили, что при использовании инструментов бережливого производства сначала менялось поведение людей, которые стремились выявить и устранить потери. После того как работники начинали чувствовать, что могут контролировать свой участок, уменьшая потери и облегчая себе работу, менялись их взгляды: они осознавали необходимость непрерывного совершенствования всех процессов. Вместе со взглядами каждого отдельного сотрудника радикально менялась культура организации в целом. Основным принципом работы становилось не выявление ошибок, а их предупреждение, что, собственно и составляет суть бережливого производства.

Модель «Поведение — взгляды — культура», в основе которой лежит философия бережливого производства, проста. Для ее воплощения требуются постоянные усилия как со стороны руководства, так и со стороны рядовых сотрудников. От сложившихся в работе привычек избавиться трудно. Чтобы организация развивалась, необходимы дисциплина, решимость и упорство. Первые небольшие успехи послужат толчком от перемен в поведении и взглядах людей к изменению всей организационной культуры.

Владение знаниями

Другой важный момент, касающийся традиционного подхода к организации работы офиса, заключается в том, что, как правило, отдельный сотрудник компании является носителем 80% знаний о том или ином процессе. Это может стать причиной проблем, если этот работник заболел, уехал в отпуск или по делам, перешел на другую работу или уволился. В этих случаях работу невозможно завершить. Узкая специализация персонала и концентрация знаний у одного или нескольких человек могут представлять собой серьезные препятствия для развития компании.

Поскольку в случаях, когда у руководителей нет необходимых знаний (они плохо разбираются в том или ином процессе), они могут лишь оказывать поддержку своим подчиненным, эффективность организации ставится под угрозу по следующим причинам:


Построение бережливого офиса подразумевает следующее (но не ограничивается этим):

  1. В центре внимания находятся процессы, а не сотрудники.
  2. Организационные знания легко передаются от одного человека другому.
  3. Присутствует детальное понимание рабочих процессов, что позволяет лучше их контролировать и непрерывно совершенствовать.
  4. Знания о процессах стандартизированы, что способствует максимальному единообразию.
  5. Потери выявляются и устраняются по мере возникновения (ежедневно, ежечасно и ежеминутно).

Эти пять принципов позволят сотруднику лучше понять не только собственную работу, но и работу, которую выполняют его коллеги. Благодаря этому знания о процессах распределяются внутри группы.

Изменения не происходят мгновенно. Любые перемены следует реализовывать по этапам.

Этап первый. Убедите других и задайте нужное направление

В большинстве случаев сотрудники компании являются носителями 80% информации о процессах, а менеджеры (или организация) — 20%. На этом этапе также объясняется, почему носителем знаний должна быть организация. На его завершение может уйти до шести месяцев.

Этап второй. Организуйте рабочий процесс

Работники будут контролировать лишь 50% знаний о процессах, в то время как менеджеры (или организация) будут контролировать оставшиеся 50%. Инструменты позволят систематизировать знания работников и передать их организации так, чтобы положительные изменения почувствовали все. Этот этап может занять от шести месяцев до одного года.

Этап третий. Сохраните достигнутые результаты

На третьем этапе перехода к созданию бережливого офиса работники компании начнут незаметно для себя ежедневно участвовать в непрерывном совершенствовании всех бизнес-процессов. 80% знаний теперь будут структурированы в рамках нового подхода к работе. Трудно поверить, что 100% знаний о процессах могут находиться в ведении организации. На этом этапе необходимо начать процесс постепенного, системного документирования знаний.

Ключевой фактор успеха при внедрении концепции бережливого производства в офисе, а также для сохранения достигнутых результатов — непрерывное, ежедневное совершенствование. По мере того как будет меняться поведение ваших сотрудников, вам потребуется ввести систему поощрений, чтобы как-то отметить происходящие изменения. Люди, легко адаптирующиеся к переменам, быстро примут новую систему. Они сразу же увидят ее преимущества. Те, кто адаптируется к переменам медленно, возможно, будут сопротивляться и держаться за старые принципы. Будьте терпеливы: рано или поздно новая концепция скажет все сама за себя, и сотрудники почувствуют на себе ее преимущества. К бережливому офису нельзя перейти одним махом. Необходимо каждый день делать множество небольших, постепенных шагов.

Условие 2. Экономическое обоснование перехода к бережливым методам

Чтобы компания поддерживала конкурентоспособность на мировом уровне, менеджерам необходимо сконцентрироваться на затратах. На административные, или офисные, расходы приходится основная часть себестоимости товара или услуги. Административные издержки составляют, как правило, 60-80% от конечной цены продукта. Чтобы сохранить конкурентоспособность, компании интенсивно сокращают свои административные расходы. В Toyota создали целую философию сокращения затрат. Рыночные условия (константа в уравнении) определяют цену продажи. Себестоимость и прибыль — переменные величины. Стремление компаний снизить внутренние издержки послужило толчком для совершенствования всех бизнес-процессов.

Благодаря философии и инструментам бережливого производства любая организация может сократить свои внутренние расходы за счет устранения потерь и таким образом сохранить конкурентоспособность на мировом рынке. Чтобы устранить потери в административных процессах, сначала их нужно выявить, а для этого требуется детальное понимание того, что же такое потери.

Условие 3. Семь видов потерь

Цель бережливого производства — выявить, проанализировать и устранить все потери в производственном процессе. Работа по устранению потерь должна продолжаться каждый день, каждый час, каждую минуту. Новый подход приемущественно и отделу подразумевает не сокращение людей, а разумное использование их труда и повышение его ценности для организации. Поэтому руководству компании, возможно, потребуется пересмотреть содержание работы или должностные обязанности персонала так, чтобы они отвечали принципам эффективного производства.

Чтобы лучше понять концепцию бережливого производства, необходимо сначала разобраться с потерями. Важно выявить потери на самом низовом уровне.

Потери — это все операции, которые требуют затрат времени и ресурсов, но не повышают ценность готового товара или услуги. Потребитель платит за ценность; потери — это любые операции, которые ваша организация совершает с товаром или услугой и за которые, возможно, платят ваши клиенты, хотя этого не должно быть. Поскольку потребители все лучше и лучше разбираются в реальной стоимости товаров и услуг, они ждут, что компании будут оптимизировать свои затраты и устранять потери. Клиенты нуждаются в стабильных ценах и их снижении в результате экономии. Потери организации приходится оплачивать потребителям. В результате всего этого мы видим, что:

  • суточная стоимость лечения отличается в разных больницах;
  • плата за рассмотрение заявки на ипотеку, а также ипотечные ставки существенно различаются у разных кредитных учреждений;
  • имеется большой разброс в плате за обучение в высших учебных заведениях;
  • годовые процентные ставки по разным кредитным картам сильно варьируют;
  • цена выполнения того или иного строительного проекта, предлагаемая разными подрядчиками, может существенно отличаться.

Такая вариабельность во всех этих и множестве других примеров возникает из-за величины «приемлемых» той или иной организацией потерь (независимо от того, как они определяются).

1. Перепроизводство

Выполнение определенного типа работы до того, как это потребуется, является потерями. Это самый худший из всех видов потерь, поскольку перепроизводство приводит к другим потерям.

Примеры перепроизводства:

  • составление отчетов, которые никто не читает и которые никому не нужны;
  • изготовление лишних копий документов;
  • пересылка одного и того же документа по электронной почте или факсу несколько раз;
  • ввод повторяющейся информации во множество документов;
  • бессмысленные собрания.

Инструменты для устранения перепроизводства:

  • время такта;
  • питч;
  • стандартизированная работа;
  • выравнивание рабочей нагрузки;
  • изучение потребности в той или иной операции.

2. Ожидание (время в очереди)

Любое ожидание (людей, подписи, информации и т.д.) — это потери. Этот вид потерь можно сравнить с низко висящим яблоком, до которого легко дотянуться, сорвать и использовать по назначению. Часто мы не считаем бумаги, лежащие в лотке для поступающих документов, источником потерь. Однако вспомните, сколько раз мы перебираем этот лоток, пытаясь найти что-то нужное? Сколько раз вы принимаетесь за какое-либо дело перед тем, как закончите его? Чтобы избавиться от этого вида потерь, необходимо следовать принципу «закончил — подшил (или выбросил)».

Примеры потерь второго вида:

  • большое количество обязательных подписей и разрешений;
  • зависимость от остальных сотрудников при выполнении каких-либо задачи;
  • задержки в получении информации;
  • проблемы с программным обеспечением;
  • выполнение задачи разными отделами;

Инструменты для устранения потерь второго вида:

  • питч;
  • курьеры;
  • система документооборота.

3. Движение

Любые передвижения людей, документов и/или обмен электронными сообщениями, которые не создают ценность, являются потерями. Этот вид потерь возникает из-за плохой планировки офиса, неисправного или устаревшего офисного оборудования и отсутствия необходимых материалов. Эти потери коварны и незаметны в тех офисных процессах, которые не анализировались на предмет возможных улучшений. Независимо от отрасли в компании можно найти работников, которые выглядят «занятыми», но на самом деле не повышают ценность товара или услуги. Инструменты бережливого производства помогут вам определить, сократить и/или устранить потери третьего вида.

Примеры потерь третьего вида:

  • поиск файлов на компьютере;
  • поиск документов в картотеке;
  • постоянное перечитывание справочников в поисках информации;
  • выполнение одной задачи разными отделами при отсутствии эффективного взаимодействия;
  • отсутствие ответственных за выполнение какой-либо задачи.

Инструменты для устранения потерь третьего вида:

  • стандартизированная работа;
  • перепланировка рабочего пространства;
  • вытягивающая система и супермаркет;
  • отслеживание документов.

4. Перемещение

Бесполезное перемещение документов влияет на время, необходимое для выполнения любой работы в офисе. Даже при наличии свободного доступа к Интернету и электронной почте клиентам очень часто посылаются документы, имеющие небольшую или нулевую ценность. Для организации эффективной работы важно сократить или устранить этот вид потерь, для чего следует разделить всю работу на последовательные операции и расположить их как можно ближе друг к другу. Если от перемещения документов между процессами избавиться нельзя, то его нужно максимально автоматизировать. Задайте себе, к примеру, следующие вопросы: «Является ли планировка офиса оптимальной?» или «Автоматизирована ли передача документов с одного этапа работы на другой?».

Примеры потерь четвертого вида:

  • отправка ненужных документов;
  • слишком частая регистрация документов, находящихся в работе;
  • слишком большое количество адресов в списке рассылки;
  • передача документов на следующий этап работы вручную;
  • выполнение одной задачи несколькими отделами;
  • неправильная расстановка приоритетов.

Инструменты для устранения потерь четвертого вида:

  • равномерное распределение рабочей нагрузки;
  • карта потока создания ценности;
  • непрерывный поток;
  • система документооборота;
  • стандартизированная работа;
  • средства визуального контроля.

5. Излишняя обработка

Выполнение работы, которая не требуется внутреннему или внешнему потребителю, — это пятый вид потерь. Излишняя обработка не создает ценности для клиента, и он не должен за нее платить. В административных процессах эти потери обнаружить сложнее всего. Для этого можно, к примеру, задать следующие вопросы: «Какие основные операции необходимо выполнить, чтобы удовлетворить потребности клиента?» или «Насколько четко мы представляем потребности своих клиентов?».

Примеры потерь пятого вида:

  • дублирующие друг друга отчеты или информация;
  • ввод повторяющихся данных;
  • распространение недостоверной информации;
  • постоянная правка документов;
  • неэффективные собрания и отсутствие повестки дня;
  • отсутствие четкого планирования проектов.

Инструменты для устранения потерь пятого вида:

  • методы сбора данных;
  • отслеживание документов;
  • стандартизированная работа;
  • система документооборота.

6. Запасы (время)

Кипы бумаг, лишние канцелярские принадлежности, большое число подписей на документах — все это потери. Они занимают место и время. Если обработка документа приостанавливается до получения дополнительной информации (подписи и т. п.) и ситуация меняется, то время, потраченное на этот документ, можно отнести к потерям. В офисе существует два основных типа потерь, которые можно отнести к категории «запасы»: 1) канцелярские принадлежности и 2) время.

Примеры потерь шестого вида:

  • документы, ожидающие чьей-либо подписи или визы;
  • работа, для продолжения которой требуется завершение других процессов;
  • устаревшие документы;
  • устаревшее офисное оборудование;
  • недостаточная подготовка вспомогательного персонала;
  • покупка лишних канцелярских принадлежностей.

Инструменты для устранения потерь шестого вида:

  • карта потока создания ценности;
  • стандартизированная работа;
  • карточки канбан для канцелярских принадлежностей;
  • выравнивание рабочей нагрузки — хейдзунка;
  • визуальный питч;
  • система документооборота.

7. Брак

К потерям в результате брака относится любая обработка, которая привела к появлению дефектов, и дополнительная обработка, необходимая для их устранения. Брак (как внутренний, так и внешний) влечет за собой дополнительную обработку документа, которая не увеличивает ценность продукта или услуги. На то, чтобы выполнить работу правильно с первого раза, требуется меньше времени, чем на то, чтобы ее переделать. Исправление брака — это потери, которые повышают себестоимость любого товара или услуги, и потребитель не должен за них платить. Потери этого вида могу значительно уменьшить прибыль.

Примеры потерь седьмого вида:

  • ошибки при вводе данных;
  • ошибки при установлении цен;
  • передача неполной документации на следующие этапы обработки;
  • утеря документов или информации;
  • некорректная информация в документе;
  • неэффективная организация файлов в компьютере или папок в картотеке;
  • неправильный подбор сотрудников для обслуживания клиента.

Инструменты для устранения потерь седьмого вида:

  • обеспечение предсказуемого результата;
  • средства визуального контроля;
  • стандартизированная работа;
  • система документооборота;
  • журнал учета остановок и незапланированных заданий;
  • короткие организационные совещания;
  • средства предупреждения ошибок.

8. Нерациональное использование рабочей силы

Во многих случаях нерациональное использование рабочей силы — это восьмой вид потерь. Труд людей используется нерационально тогда, когда работники выполняют задания, не требующие для создания ценности всех имеющихся у них знаний, навыков и способностей. Надлежащая система управления результативностью может значительно уменьшить этот вид потерь. Разрабатывайте корпоративную стратегию и методики назначения работников на те участки, где они принесут больше всего пользы организации.

Примеры потерь восьмого вида:

  • нарушение сроков выполнения проектов;
  • неравномерное распределение рабочей нагрузки из-за недостаточно широкой квалификации персонала;
  • частые прогулы и большая текучесть кадров;
  • неадекватная система управления результативностью;
  • недостаточная оценка профессиональных навыков перед приемом на работу.

Инструменты для устранения потерь восьмого вида:

  • учет рабочих процессов;
  • стандартизированная работа;
  • система документооборота;
  • короткие организационные совещания;
  • обоснование перехода к бережливому офису.

Подумайте над следующими вопросами.

  1. Как мне донести информацию о потерях до всех работников организации?
  2. Какие потери можно быстро устранить?
  3. Что можно сделать, чтобы немедленно повысить степень удовлетворения запросов потребителей?

Эти вопросы подтолкнут к размышлениям остальных и помогут вам провести продуктивный диалог на тему потерь.

Условие 4. Участие руководства

У таких компаний, как Microsoft, Wal-Mart, Federal Express, GE и Nike есть одна общая, очень важная черта — бесспорный лидер во главе, на которого ориентируются остальные. Топ-менеджеры Билл Гейтс, Сэм Уолтон и Фред Смит являются ядром своей компании. Они отличаются исключительной проницательностью, и именно они превратили свой бизнес в бессмертную империю.

Джон Максвелл в книге «21 неопровержимый закон лидерства» так описывает своей первый закон — закон потолка: «Способность к лидерству определяет уровень эффективности человека (организации). Сильное лидерство чрезвычайно повышает возможности организации. Если лидерство слабое, тогда возможности организации ограниченны».

Важно понимать, что переход к бережливому управлению невозможен без стопроцентного участия руководства компании. Когда генеральный директор, прочитав в самолете по дороге из отпуска о бережливом производстве в Wall Street Journal, говорит своему топ-менеджеру: «В этом что-то есть», — это еще не означает, что он готов к долгосрочным изменениям.

Руководством компании должно двигать стремление к улучшениям. Топ-менеджер должен принимать самое активное участие во внедрении новых принципов. Даже если в пилотный проект по реорганизации бизнес-процессов вовлечены три человека, высшее руководство компании должно в нем участвовать. Это участие подразумевает:

  • выделение необходимых ресурсов;
  • присутствие на стартовом совещании;
  • консультирование команды при необходимости;
  • проявление интереса к достижениям команды и присутствие на ее совещаниях;
  • поощрение команды по результатам работы;
  • поддержка членов команды в случае трудностей.

Это далеко не исчерпывающий список, но в нем намечены основные способы того, как руководство компании может продемонстрировать свою заинтересованность в бережливом управлении.

Временные рамки

Переход на бережливый офис может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Это будет зависеть от следующих факторов:

  1. Размер организации. Чем меньше организация, тем меньше времени потребуется. В крупных компаниях (более 500 офисных работников) сначала следует запустить пилотные проекты в одном отделе, а затем охватить всю компанию.
  2. Наличие необходимых инструментов.
  3. Осознание преимуществ. Реорганизация работы офиса будет успешной, если в компании осознают необходимость обучения персонала смежным профессиям, кооперации между отделами, привлечения к работе сотрудников- универсалов, а не узких специалистов, использования организационных знаний и поощрения партнерских отношений между руководителями и подчиненными.

Основной капитал в век роботизации - сотрудники. Звучит парадоксально, но это так. Роботы скоро будут у всех, и у всех они будут работать одинаково. Показателем эффективности станут люди - только они могут сделать компанию уникальной и наиболее привлекательной для клиентов.

Секрет эффективности персонала прост - каждый на своём месте, каждый дорожит своим местом. Но как этого добиться на практике?

Каждый на своём месте

Для начала необходимо, чтобы каждый сотрудник понимал, что от него требуется. Где можно - устанавливаем нормы. Они нужны не только для оценки эффективности работы сотрудника. Норма - это ориентир, который не позволит ни расслабиться, ни “сгореть на работе”. Норма должна быть разумной - не стоит выдавать желаемое за действительное.

Когда есть понимание того, что сотрудник должен делать, можно переходить к оценке эффективности персонала. Есть разные методы оценки - качественные и количественные. Качественные, или описательные, основываются на мнениях, отзывах, соответствии идеалу. Количественные методы более объективны, поскольку основываются на цифрах. Например, система KPI (Key Performance Indicators) - ключевых показателей эффективности.

Для определения KPI понадобятся:

  1. Критерии для оценки сотрудника. Что самое важное в его работе? Количество заключённых сделок, количество повторных заказов, качество обработки запроса
  2. Количественные показатели эффективности: минимальный достаточный (база), стандартный (норма) и желаемый (цель)

(Факт минус база/Норма минус база) × 100 % = результат (%)

  • Если результат больше 100% - отлично, сотрудник на своём месте
  • Если результат не радует, нужен подробный анализ отдельных KPI по критериям. Возможно, имеет смысл задействовать этого сотрудника на другой должности, где он сможет реализовать свои сильные стороны

Каждый дорожит своим местом

Методы мотивации сотрудников делятся на материальные и нематериальные. Сейчас в тренде . Это работает - для западных компаний, где зарплата специалиста практически одинакова у всех работодателей. Есть смысл привлекать сотрудников дополнительными бонусами.

Но мы живём в России. Немного статистики: сколько получает юрист в Новосибирске?. В какую компанию будет подано больше резюме?

Поэтому мотивация первого уровня - материальная. Можно установить среднюю зарплату по региону. Это базовый оклад. Но необходимо, чтобы работник понимал - конечная сумма будет зависеть от его KPI. Причём схема начисления премии должна быть максимально прозрачной и понятной для сотрудника.

Мотивация второго уровня - социально-материальная. Эксперты в ходе проведённого опроса : 44% россиян хотели бы за счёт компании, 40% хотят получить полис ДМС, 32% - льготные путёвки на отдых, 28% - оплачиваемый фитнес, 26% - питание за счёт работодателя. И конечно, всегда в цене материальное поощрение - на день рождения, на свадьбу, в связи с рождением ребёнка. Эти деньги - жест доброй воли компании, поэтому высоко ценятся сотрудниками.

Мотивация третьего уровня - комфорт на рабочем месте. Это и кофе, и печеньки, и место для отдыха, и быстрый Интернет. Перечень бесконечен и ограничивается только фантазией компании.

Контроль за работой персонала

Несколько слов . Как ни странно, это тоже метод мотивации сотрудников. Есть компании, где каждый разговор менеджера с клиентом прослушивается и анализируется. Это лучший способ убить мотивацию. Не надо тотального контроля. Контроля показателей KPI - конечного результата - вполне достаточно. Пусть сотрудники сами выбирают, как они его добьются. Доверие - прекрасный инструмент мотивации.

Личная эффективность – это способность быстро и эффективно делать свое дело. Данное утверждение одинаково справедливо для представителей всех профессий. Как организовать работу, чтобы все успевать, не отвлекаться и достигать максимального результата.

Что значит ? Это способность быстро и качественно делать свое дело. И не важно, кто вы – бизнесвумен, топ-менеджер, преподаватель или молодая мама, которая сидит в декрете.

Любая работа важна и должна быть так организована, чтобы выполняться без проволочек. Тогда и время для себя найдется, и радость жизни будет ощущаться в полной мере.

Вижу цель

Интернет пестрит советами, как повысить личную эффективность. Психологи считают, что в первую очередь нужно осознать цель. О какой личной эффективности может идти речь, если не ставить перед собой задачи, ни к чему не стремиться! Какую эффективность должна развивать в себе дамочка, чья деятельность сосредоточена в направлении парикмахерская-шоппинг-ресторан?…

Так что подумайте, чего вы хотите добиться – повышения зарплаты, более высокой должности? А может быть, открыть филиал своей фирмы в другом городе? Или же научить ребенка читать? выбрав цель, необходимо мобилизовать свои ресурсы, в первую очередь интеллектуальные, и начать двигаться по направлению к ней (см. « »). Вот тут и придется параллельно работать над собой, развивая свое умение действовать продуктивно.

Готовимся к работе

Между порядком на рабочем месте и эффективностью труда существует прямая зависимость. Разве что люди творческих профессий могут творить в обстановке хаоса, среди нагромождения вещей, и то далеко не все.

Это трудно объяснить, но чистота, аккуратность «среды обитания» просветляют ум, приводят в движение мыслительный процесс. Поэтому всегда перед работой окиньте взглядом свой кабинет или рабочий стол, уберите все лишнее, сотрите пыль, проветрите помещение и беритесь за дело.

Составляем планы

План – основа самоконтроля. Он помогает структурировать свою деятельность. И не нужно бояться, что план будет загонять вас в свои жесткие рамки. Это же вы сами создали его, а не наоборот. При желании любой график можно скорректировать: ужесточить или же, наоборот, ослабить. Зато, преодолев очередной этап, вы будете ощущать себя победителем.

Некоторые, кстати, планируют каждый день. И в этом есть свой резон. Возьмите за правило каждое утро записывать, что вы должны сделать. Набросав список задач, выберите из них первоочередные. Главное преимущество планирования – вы ясно увидите приоритеты. Ведь даже если вы впишете в дневной план 10 заданий, вряд ли вы сможете все их выполнить без ущерба для дела и собственного здоровья.

Нельзя хвататься за все – рабочий день не безразмерный. У вас должно хватить времени и на работу, и на личную жизнь, и на отдых. Поэтому в список заданий на день запишите 5-6 неотложных дел, а менее срочные и важные перенесите на конец недели или даже месяца.

Вы не представляете, насколько повысится ваша продуктивность.

Работаем поэтапно

Гораздо легче выполнять задание, разбив его на отдельные этапы. Так у вас, помимо одной большой цели, появится много мини-целей. Для каждой тоже необходимо установить четкие временные рамки. Можно даже включить таймер.

Психологи рекомендуют сначала выполнять наиболее сложную и, возможно, не самую приятную работу. После чего перейти к тому, что вам больше всего нравится, что позволит быстро закончить запланированное на день. Хотя некоторые специалисты, наоборот, советуют начинать с более приятного, благодаря чему вы легко войдете в рабочий ритм и успешно справитесь со всем объемом намеченных дел.

Следуем правилу 80/20

Или правило 80/20 помогает оценить эффективность любой деятельности. А состоит это любопытное правило в том, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий помогают добиться только 20% результата. Значит, нужно понять, что даст наибольший эффект, а какие последующие действия будут, по сути, лишними.

Проанализируйте все свои задачи и определите, какие из них попадают в те 20%, которые позволяют добиться 80% результатов. После этого все малозначимые обязанности оставьте побоку, уделив все внимание тем, которые действительно влияют на ваш успех.

Устанавливаем крайние сроки

Хотя мы и отмечали выше, что план не должен загонять нас в жесткие рамки, однако крайние сроки все же полезно устанавливать. Если вы вдруг расслабитесь, – а такое может случиться с каждым! – и пробездельничаете пару дней, не беда. Крайние сроки не позволят вам окончательно погубить намеченный план действий.

За несколько дней до критической даты вы опомнитесь, напряжетесь и успешно закончите важное дело. Многие, наверное, замечали за собой способность во время дедлайна добиваться высокой производительности труда. Впрочем, если вы и не помышляли сбавлять темпы работы, знание крайних сроков позволит разумнее распределить силы и время.

Отвлекаемся по плану

Сколько раз давала себе слово: с самого утра со свежей головой сразу же приступить к работе, а не позволить себе «немножко» почитать новости в Интернете и ответить на электронные письма. Ничего не получается! В итоге тридцать ценных минут рабочего времени испаряются неизвестно куда.

Теперь вот, прошерстив советы всевозможных коучей, решила: до 12-ти часов усердно работаю, а потом уж завариваю кофе и в качестве награды разрешаю себе минут 10-15 побродить в Интернете. Потом опять поработать – и опять побродить… Потому что нельзя весь день держать себя в ежовых рукавицах. Нужно доставлять себе маленькие удовольствия, но в строго определенное время и в разумных количествах. Тогда и дело не будет страдать.

Отключаем связь

Мобильный телефон, безусловно, благо, но порой у нас развивается зависимость от него. С утра нужно позвонить маме, потом одной подруге, второй, мужу, ребенку, наконец. Так и утекают ценные минуты рабочего времени. Поэтому психологи советуют хотя бы раз неделю просто отключать телефон. Ничего страшного не случиться, пропущенные звонки зафиксируются, зато вы поработаете с полной отдачей.

Не отвлекаемся на мелочи

Итак, мобильный телефон отключили, электронную почту решили просмотреть после двенадцати… Но остались еще отвлекающие моменты. Например, курение или разговоры с сотрудниками. Так вот, с сигаретами вообще лучше расстаться, а от ненужных разговоров спасут наушники с тихой музыкой.

Если же в вашем распоряжении отдельный кабинет, запритесь на пару часов и таким образом спасетесь от непрошенных гостей, желающих вместе с вами выпить кофе и пообщаться. Но если у вас удаленная работа и ваш кабинет – это уголок в гостиной или спальне, предупредите домочадцев, чтобы не беспокоили вас.

Повышаем квалификацию

Нужно быть в курсе всего, что происходит в вашей сфере деятельности. Но для этого не нужно все выходные пропадать в библиотеке или не отходить от домашнего компьютера.

Специалисты доказали: если поставить перед собой задачу за месяц прочитывать одну книгу по специальности, то за год таких книг наберется 12! А это достаточно для того, чтобы быть, что называется, в теме: знать, в каком направлении развивается отрасль, какие новые разработки появляются, какие проблемы решаются.

Находим мотивацию

Без мотивации трудно рассчитывать на успех в любом деле. Нужно любить то, чем занимаешься, – вот главный наш мотиватор. Однако порой его оказывается недостаточно. Многие переживают немотивированные спады активности, сезонные периоды неважного настроения, физической усталости. Это нормально. Организм не может функционировать, как автомат. Иногда нам требуется подзарядка. И тут каждый сам должен узнать, что именно ему помогает восстановить продуктивную работоспособность.

К примеру, один коуч поделился в Интернете своим способом держать себя в тонусе. Он плавает по часу в бассейне два-три раза в неделю. После занятия чувствует себя полным сил, обновленным, физически и эмоционально готовым к трудной работе.

Этот же психолог советует всякий раз, когда вы чувствуете, что внутренний огонек вот-вот погаснет, спросить себя: зачем вы делаете эту работу? Что вы получите благодаря ей? Работа может быть рутинной, но результат - мотивирующим. Представляйте его, визуализируйте, и дело пойдет.

Вообще, как оказалось, очень многим помогает, что называется, держать спину физическая активность, танцы. Некоторых настраивает на рабочий лад музыка.

Правильное питание также очень важно. Если вы весь день перекусываете печеньем, шоколадом и прочим фаст-фудом, то и нервная система истощается, и мотивация куда-то исчезает. Поэтому свою функциональность повышаем полезной едой: берем с собой на работу каши, орехи, фрукты, нежирное мясо. Пьем зеленый чай и воду.

А еще учимся забывать дома о работе. Мозгу, нервной системе необходим полноценный отдых, то есть переключение на книги, кинофильмы, общение с близкими и друзьями. И тогда каждый день вы будете готовы с еще большим усердием воплощать в жизнь свои наполеоновские планы.