Общие понятия о личных местоимениях. Выясним, какова же роль местоимения в речи? Я о себе такого мнения

Местоимения — это слова, указывающие на предмет, признак, количество или обстоятельство, но не называющие их. Указательность с одновременным отсутствием номинативности, т.е. способности называть то, на что указывается, является категориальным грамматическим значением местоимений. Их конкретное содержание меняется в зависимости от обстановки, контекста. Например:

Лопарев , стоя на взгорке , осмотрелся и спросил Реутского:

— Ну , а что она будет делать?..

— Кто? Кто она ?

— Я про лиственницу спрашиваю!

— Не знаю , не знаю , не знаю... (С. Залыгин ).

Залыгинский герой Реутский, который все время думал ревниво о своей невесте, ушедшей с практикантом по маршу в лес, не сразу сообразил, о ком или о чем завел речь ботаник, и его растерянность вылилась в недоуменный вопрос "Кто она?".

Общая функция большинства местоимений, которая проявляется в потоке речи, — заместительная. Например:

— Неужели мы , физики , пойдем на поводу у чиновников и позволим им творить , как теперь принято выражаться , беспредел? Ради истины , Анатолий Иванович , ее , родимой , мы просто пойдем на хитрость.

— На какую хитрость?

— Ах , да что же здесь непонятного? Ну просто перепишем заключение , где цифра будет соответствовать той , чиновничьей ! Так и быть , не будем дразнить гусей и доказывать с высоких трибун , что принципиальной разницы между этими цифрами нет , и обе они ничтожны (А. Борковский ).

В данном фрагменте местоимение какую служит для выяснения некоего признака понятия "хитрость", а местоимение здесь указывает на неназванное конкретное обстоятельство, остальные местоимения не только указывают на какие-то лица, предметы, признаки, но и замещают выделенные в контексте соответствующие названия этих лиц, предметов и признаков, приводимые либо до них, либо после них. Мы — это физики, им — чиновникам, ее — истину, где — это заключение, той — это чиновничьей, этими — указанные ранее официальные и неофициальные цифры опасной для человека радиации, обе они — та и другая цифра.

Часть лингвистов не учитывает общее категориальное значение, свойственное всем местоимениям (указательность без номинативности) в сочетании с их заместительной функцией в речевом потоке и поэтому не признает местоимения как особую часть речи.

Подавляющее большинство местоимений изменяется по падежам, а некоторые — по родам и числам. Их морфологическая характеристика во многом определяется принадлежностью к какому-либо лексико-грамматическому разряду или функциональной схожестью с теми или иными номинативными частями речи (существительными, прилагательными, числительными или наречиями).

В зависимости от того, на что указывает местоимение (на предмет, признак, количество или обстоятельство), в предложении оно выступает в роли главных или второстепенных членов: Тот (подлежащее), кто (подлежащее) является членом комиссии , должен подписать этот (определение) документ , но предварительно изучив его (дополнение); Столько (обстоятельство) времени просидели где-то (обстоятельство) и ничего (дополнение) не решили. Это изобретение наше (сказуемое).

Цель: познакомить с личными местоимениями Задачи: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа, лица местоимений; замене существительных местоимениями в речи; воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся. Ход урока I. Организация класса. - У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. Дыхательная гимнастика. - Ребята, закройте глазки.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места. II. Словарная работа Презентация. 1. - Посмотрите внимательно на таблицу со словами. Слайд 3. - Что общего между этими словами? - Запоминаете их в течение минуты. - Запишите те, которые запомнили. за.ц к.рова м.дведь п.тух с.бака с.рока в.р.бей в.рона л.сица 2. - Сколько слов записали? Какие это слова? Проверьте правильность написания. (Самопроверка). 3. - Дайте общее название этой группе слов. (Животные) III. Актуализация знаний. - Ответьте письменно на вопросы: Слайд 4. 1). На какие 2 группы делятся животные по образу жизни? 2). Чем питаются животные? 3). В какое время года могут выводиться детёныши у животных? - Прочитайте свои тексты. Какую речевую ошибку вы обнаружили? Слайд 5-6. Животные бывают дикими и домашними. Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами. У животных могут выводиться детёныши в любое время года. - С помощью зелёной ручки отредактируйте текст. - Какую часть речи использовали? IV. Постановка целей и задач урока. -Что такое местоимение? - Что нового вы можете узнать об этой части речи? V. Углубление знаний. - Место какой части речи заняли в предложении слова? (Место им. сущ.) - Если прочитать изменённое предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чём идёт речь в предложении? Вывод: Местоимение только указывает на предмет, но не называет его. - Как же назовём местоимения, которые указывают на лицо или лица? (Личные местоимения). Или местоимения-существительные. Определили тему урока. Чтение стихотворения уч-ся. Слайд 7. Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. - Запомните первые три строчки стихотворения. - Запишите их по памяти. - Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Можно обратиться к «Толковому словарю» Ожегова. В "Толковом словаре" Ожегова записано: Слайд8. 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело. - Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? (Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то). - Сегодня мы исследуем личные местоимения. - Какое задание нам предстоит выполнить? Слайд 9-11. Ед. число Мн. число 1 лицо 2 лицо 3 лицо (Сначала распределим личные местоимения по числам) Дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют. Ед. число Мн. число Я, ты, он, она, оно Мы, они, вы (Теперь нам надо распределить их по лицам.) Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица. Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица. А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо. (заполняем таблицу слайд № 12) - Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам. (проверка) Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы) При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает? Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица) - Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. - Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род) - Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями? (Подлежащее) Физминутка. Я иду и ты идёшь - Раз, два, три - Я пою и ты поёшь Раз, два, три - Мы идём и мы поём - Раз, два, три Очень дружно мы живём Раз, два, три. VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. Игра «Открой секрет! Слайд 13. - Какой секрет в этом упражнении? Задание на зелёном фоне - более лёгкое, на красном - более трудное. Выберите, какое вы будете выполнять и приступайте. Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. Поменять, любимый, синего, ананас, мнение, намёк, квас, аквамарин, стих, дремучий. Самопроверка. Слайд 14. -Чем отличаются местоимения? Какой вывод можно сделать? 1 Загадки. - Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке. Утром - Так заведено - Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар - птицей: (Солнце) А стемнеет - ОН придёт: Тоненький, Смущённый, - Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. (Месяц) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка) И в море не купаются, И нет на них щетинки, И все же называются ОНИ - морские... (Свинки) Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот) Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам Я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран) 2. "Четвёртое - лишнее" - Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. 1. Он, она, оно, я 2. Я, ты, они, он 3. Ты, к, от, за - Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений. Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты (2 л., ед.ч.). 3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение" - Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род. Когда __(:) приедете? __ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь? Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает? - Проверка. IV. Закрепление - Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Личные местоимения (перечислить) :::::::::::.. Они бывают::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют::::::, В предложении бывают:::::::::::::::::.. 4. Экспресс-опрос "Местоимение". Приложение. 1. Укажи местоимения 1-го лица. 1) я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они 2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу? 1) я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они 3. Выбери местоимения 3-го лица. 1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы 4. Личные местоимения употребляются вместо... 1) имени существительного; 2) имени прилагательного. 5. Личные местоимения... 1) называют предметы; 2) указывают на предметы. 6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо. Целый день он занят делом, Двух минут не отдохнет: То он парту мажет мелом, То сидит, бумажки рвет! а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л. VII. Рефлексия. Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих листах и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ. На уроке я работал … Своей работой на уроке я … Урок для меня показался … За урок я … Мое настроение … Итог урока. Выставление оценок. - Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные). - Назовите местоимения 1-лица, 2, 3. - Назовите местоимения ед. числа, мн.ч. - У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно). - Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы. Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14) Домашнее задание. Дополнительный материал. Задания на смекалку. Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ) Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ) Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА) Шарада. Первый слог - личное местоимение, Второй - детская болезнь. А целое - тот предмет, который Выбрасывают, когда он нужен И поднимают, когда он не нужен. Что это? (Я - корь). Ребус. 7 я (семья)

Светлана Шолон

Организационный момент.

Целеполагание.

Объёмно понятие «язык » … Как вы думаете, для чего он нужен людям?

Язык – это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания, планируют свои действия, узнают новое.

По-настоящему культурные люди говорят правильно – по правилам.

В каждом языке есть свои правила-нормы : нормы произношения, грамматические нормы, нормы употребления слов.

Возьмите листы и прочитайте слова под №1.

Чему мы будете учиться, выполняя это задание?

(Будем учиться произносить слова правильно) .

Прочитайте данные слова «цепочкой» с правильной постановкой ударения.

Повторить, повторит, повторим, положить, положу, положит, понять , понял , поняла , поняли , принять, принял, приняла, приняли.

Запомните, как произносятся слова.

Правильно употребляйте их в речи. Зачем надо учиться говорить правильно?

(Чтобы люди понимали нас, чтобы мы были увереннее в себе, чтобы чувствовать себя комфортно среди других людей.)

Уверенность это мостик к успеху в учебе и жизни. Чтобы работать уверенно на уроке , обратимся к волшебникам, живущим в нас. Для начала разбудим их.

Постучите в кулачки.

Похлопайте в ладоши.

Помассажируйте каждый пальчик.

Постучите кулачком в грудь.

Потрите мочки ушей.

А теперь прочитаем волшебные слова – обращения к помощникам «Я всё делаю очень хорошо и буду делать ещё лучше» .

Успехов в работе на уроке вам и вашим помощникам.

Введение в тему.

Прочитайте слова под №2.

Что это за слова? (Это словарные слова) .

Подумайте : какое задание можно выполнить с данными словами и есть ли необходимость в его выполнении.

Поставьте ударение, вставьте пропущенные буквы в словарные слова. Это задание поможет научиться писать словарные слова правильно.

Задание будете выполнять самостоятельно, а затем проверим, как вы его выполнили.

Таблица словарных слов.

Проверьте, как вы выполнили задание.

Назовите слова, проговаривая, как они пишутся : с двойными согласными : килограмм, Россия, медленно. Слова с парными согласными : билет, медведь, портрет, одежда (одёжный) .

Слова, с первым безударным слогом, в котором вы написали безударную гласную е (везде, прекрасный) . Прочитайте оставшиеся слова, проговаривая их написание (инженер, трамвай) .

Ребята, рассмотрите таблицу со словарными словами.

Может ли таблица подсказать нам тему урока ?

Сегодня на уроке мы начнём изучение новой темы : «Местоимение » .

Я предлагаю вам сегодня поработать исследователями.

Сначала составим план исследования местоимения .

Подумайте, что вы хотите узнать о местоимении ?

1. Что это такое?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Роль в речи.

6. Каким членом предложения бывает?

Изучение нового материала.

Проанализируйте, как образовалось слово : местоимение .

(Оно образовалось из слияния двух слов : место и имени ).

Как вы это понимаете? (Заменяет имена) .

Проверим, верно, ли ваше предположение.

Прочитайте запись на доске :

Лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Что записано на доске? (На доске записан текст, так как в нём предложения связаны между собой по смыслу).

К какому типу текста он относится? (Текст - повествование) .

О ком этот текст? (О лисе) .

Всё ли вам понравилось в тексте?

Как исправить текст? Надо заменить слово лиса.

Лиса это кто? (Лиса – это лесной зверь) .

Замените слово лиса словом зверь. Прочитайте, полученный текст.

Про зверя дурная слава ходит, будто зверь кур таскает. Но на деле редко зверю это удаётся. Чаще всего зверь охотится за мышами. У зверя чуткий слух. Только пискнет мышонок, зверь уже тут как тут.

Как исправить текст, чтобы он получился интересным и правильным?

Замените слово лиса другими словами, используя подходящие слова для справок, ставя вопросы к ним. Прочитайте слова для справок.

Про лису дурная слава ходит, будто (___) ___ кур таскает. Но на деле редко (___) ___ это удаётся. Чаще всего (___) ___ охотится за мышами. (___) У ___ чуткий слух. Только пискнет мышонок, (___) ___уже тут как тут.

Слова для справок : она, у неё, они, она, у него, ей, она, они.

Кто? Кому? Кто? У кого? Кто?

Прочитаем получившийся текст, без вопросов.

Про лису дурная слава ходит, будто (кто) она кур таскает. Но на деле редко (кому) ей это удаётся. Чаще всего (кто) она охотится за мышами. (У кого) У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, (кто) она уже тут как тут.

Что вы можете сказать о получившемся тексте?

После выполнения задания, у вас остались слова для справок.

Объясните, почему вы их не использовали?

Назовите, какое слово в тексте вы заменили?

Что вы можете о нём сказать? Это имя существительное, оно обозначает предмет и является частью речи.

Чем мы заменили имя существительное?

Как иначе можно назвать эти слова? (Это части речи) .

Кто может сказать, на какой вопрос плана мы ответили? (1)

1.) - Значит, что такое местоимение ? (М. – часть речи) .

План Местоимение

1. Что это такое? Это часть речи.

2. Что обозначает? Указывает на предметы, не называя их.

3. На какие вопросы отвечает? Отвечает на такие же вопросы, что

и имя существительное.

4. Как изменяется? Изменяется по падежам.

5. Роль в речи. Делает речь многообразнее, помогает избежать повторов. 6. Каким членом предложения бывает? Главным и второстепенным.

Посмотрите на вопросы плана – исследования.

Из вас уже сейчас может кто- то ответить на вопросы плана?

Предлагаю проверить, верны ли ваши предположения.

Вспомните, какую часть речи мы заменяли местоимениями ? (Имя существительное) .

Что обозначает имя существительное?

Что обозначает местоимение ? (Оно указывает на предмет, но не называет его) .

Как вы понимаете это? (Т. е. употребляется вместо имени существительного) .

Значит, наше предположение о функции местоимения в речи правильно .

Я о себе такого мнения :

Огромна роль местоимения !

Я делу отдаюсь сполна :

Я заменяю имена!

Рассмотрим следующий пункт плана – исследования.

На какие вопросы отвечают местоимения ? Подумайте, какую работу надо выполнить, чтобы получить ответ на этот вопрос?

(Для этого рассмотрите вопросы, которые задавали к местоимениям в тексте ).

Что вы можете сказать об этих вопросах? (На данные вопросы отвечают имена существительные) .

Сравните вопросы.

Одинаковые ли они? Когда мы задаём к имени существительному данные вопросы?

(Данные вопросы мы задаём, когда изменяем имена существительные по падежам).

Значит, какой можно сделать вывод, о том, как изменяются местоимения ?

Местоимения изменяются по падежам, т. е. склоняются так же, как и имена существительные. Изменяются по родам и числам.

Назовите следующий пункт плана.

Какую роль в речи играют местоимения ?

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков . Они создают нам речевое удобство, т. к. экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. Мы пользуемся местоимениями , чтобы избежать повторов в речи.

(звенит будильник)

– О чем хочет нам подсказать будильник?

Настала пора нам работу прервать, будем сейчас мы отдыхать.

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,

Поднимаем выше ногу,

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть!

Закрепление изученного материала.

Продолжим исследовательскую работу.

Какие действия мы выполняли во время физкультминутки?

Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета?

Что обозначает имя прилагательное?

Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что?

Чем отличается местоимение от имени существительного?

Прочитайте слова, записанные на листах.

Подумайте, чему мы будем учиться, выполняя это задание?

Определите, к какой части речи они относятся. Среди предложенных слов найдите местоимения , выпишите их, записывая на листах.

Озеро, оно, тепло, цветами, вы, праздник, я, подружка, она, мечтательный, мы, он, прыгает, ты, сладенький, они.

Прочитайте, полученный ряд местоимений .

Оно, вы, я, она, мы, он, ты, они.

Поднимите руку те ребята, которые выполнили работу без ошибок.

Поднимите руку те ребята, которые выполнили работу с ошибкой. Как вы думаете, почему это произошло? (Только начинаем изучать местоимения и не всегда можем правильно задать к ним вопрос, и находить их.)

Спасибо за работу.

Данные местоимения имеют название . Об этом вы прочитаете в учебники с. 49. Запомните их название.

Объясните, когда каждое местоимение употребляется .

Составьте предложение с одним из этих местоимений .

Запишите своё или понравившееся предложение на листах.

Определите, каким членом предложения оно является.

Употребляйте правильно местоимения . Помните, что местоимения помогают избежать повторов.

Подведение итогов урока .

С какой частью речи мы познакомились?

Рассмотрите план исследования. Все ли вопросы мы изучили? Какой вопрос остался не рассмотренным? Ответ на него мы получим на следующих уроках .

Что вы узнали о местоимении ?

Возьмите листы, задание №4. Выберите из указанных признаков и обведите тот, который относится к местоимению .

а). Указывает количество предметов.

б). Называет предмет.

в). Указывает признак предмета.

г). Служит для связи слов в предложении.

* д). Указывает на предмет, не называя его.

Назовите, какой ответ вы выбрали. Есть ли другие варианты? С заданием вы справились успешно.

Спасибо за хорошую работу, за помощь. Оценивание работы учащихся.

Рефлексия.

Определите для себя - все ли вам на уроке было понятно . Какие возникли трудности?

Давайте все вместе прочитаем последний текст на листах. «Я доволен (льна) полученными знаниями, они принесли мне радость. Мои добрые помощники, благодарю вас за помощь».

Если вы с этими словами согласны и урок подарил вам радость от познания нового. Поаплодируйте себе и своим друзьям, радуясь своему и их успеху.

Найдите в тексте местоимения . Назовите их. Молодцы.

Домашнее задание.

Я предлагаю вам из двух упражнений под номерами 373 и 374 самостоятельно выбрать упражнение для домашней работы. Прочитайте задания к упражнениям и оцените, какое из них на ваш взгляд отрабатывает больше знаний, то и выполните. Почему выбрали именно это упражнение?

Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
  • указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
  • возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого : Это он .
  • Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения : Мама позвала меня .
  • Обстоятельства : Как это могло случиться?