Не с глаголами вместе слова исключения. Частица "не": слитное и раздельное написание с разными частями речи. Нет зависимого слова или противопоставления
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. НЕ пишется слитно или раздельно? 1. Глаголы, которые без не не употребляются. 2. Глаголы с приставкой недо- со значением неполноты, недостаточности. 1.Пишутся слитно с не имена прилагательные, которые без нене употребляются, например: небрежный, невзрачный, неприязненный. Правописание не с наречиями - 1. Пишется слитно не с наречиями, которые без не не употребляются, например: неизбежно, нелепо, неотвязно, недоумевающе.
Пиши такие слова слитно. Мы не досмотрели фильм до конца., Маша не доела кашу. - Здесь значение «не до конца».Няня недосмотрела, и малыш упал с качелей. Ехать навстречу (сущ.) с товарищем.Ввиду (= по причине) болезни друга я не пошёл не рыбалку. Он тоже (= И) был на собрании. Я тоже (= И) хожу в школу. Слесарный цех тоже (= И) выполнил план. Он говорил тоже, что и вы (ЖЕможно опустить). Успех в учёбе зависит также (= И) от умения организовать работу.
Я также (= И) прочёл эту книгу. Я это знаю также, как и вы (ЖЕможно опустить). Я пришёл в библиотеку, чтобы (= для того чтобы) взять нужную мне книгу. Чтобы мне прочитать по этому вопросу? Сравните:Хозяйка недосмотрела за котом, и он успел выбежать из квартиры. Глагол оправдывать употребляется без не, поэтому нет причин писать не и глагол слитно.
В глаголе недооценивать приставка недо-. Поэтому он пишется слитно. Важно! В предлогах несмотря на и невзирая на слова несмотря и невзирая пишутся слитно.
Ср.: Недосмотрел за ребёнком и Не досмотрел до конца пьесу; Они хронически недоедают и Он обычно не доедает свою порцию. Волков бояться – в лес не ходить. Но в русском языке есть слова-исключения. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.
Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие. Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица непишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ и НИ
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса). V. Работаем с алгоритмами. 2.Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные. А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с непишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти). От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю. И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит. Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул.
Не очень здоровится); но, в соответствии с общим правилом (см. выше): не поздоровится. Примечание 2. Глагол хватать в любом значении пишется с не раздельно, например: 1) Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки; 2) В книге не хватает нескольких страниц.
Ср. также раздельное написание не основании общего правила: не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письмо, что-то не доделать, ни до чего не доспорились. Справочник по правописанию и стилистике. В тех же случаях, когда написание опирается не на правила, следует обращаться к нормативным словарям (см. приложение в конце книги). Примечание 2.Частицакак будто пишется без дефиса в два слова, например: Тише! Как будто стучат.
Ср.: …но таки упек своего товарища (Гоголь); …я таки запер ее и в этот раз (Достоевский). 5.Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается, например: все жетаки, мы быде так не поступили. Тургенев). Но: Не купите ли-с? (Данилевский); как же-с (частица -с присоединяется дефисом также к предшествующей частице).
3.Пишутся слитно с не существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления. 5.Раздельно пишется не с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например: Разве не правда чувствуется в его словах? При раздельном написании логическое ударение падает на частицу не. При решении таких вопросов необходим более широкий контекст.
С ложью правда не дружит. Не с деепричастиями пишется по тем же правилам, что и с другими формами глаголов. В некоторых глаголах недо - часть корня:недомогать,недоумевать.
Русский язык слывет сложным и непостижимым для изучения иностранцами. Да что иностранцами! Граждане, родившиеся и выросшие в России, никогда не говорившие на другом языке, тоже испытывают некоторые сложности. К сожалению, приходится констатировать, что общий уровень грамотности в стране стал заметно ниже. Части населения, это впрочем, совершенно не мешает радоваться жизни. Однако в ряде случаев грамотное изложение своих мыслей на бумаге просто необходимо. Чтобы написанный вами документ производил хорошее впечатление, вспомним несколько простых правил русского языка, в частности, как пишется «не» с глаголами.
Необходимо:
— учебник русского языка;
— словарь.
Инструкция:
- В основной своей массе отрицающая частица «не» с глаголами пишется раздельно . Здесь не имеет значения, стоит ли глагол в начальной форме инфинитива (окончание у слова на суффикс –ть ,-ти , -чь ), склоняется ли, или выражает различное время - настоящее, прошедшее или будущее. Действительно, какая разница: «не смотреть », «не смотрю » и «не буду смотреть »! Это же правило действует, если глагол существует в форме деепричастия. Например, «не смотря ». Казалось бы, вот и прекрасно! Все пишем раздельно! Нет, из каждого правила имеются исключения, а российские правила, похоже, состоят только из исключений.
- Существуют глаголы, в которых отрицательная частица входит в состав слова, является его неотъемлемой частью, и без нее вообще не употребляется. Например, в таких словах, как «негодовать », «несдобровать », «невзлюбить », не с глаголами пишется слитно. Для таких исключений существует простая проверка: если от отрицательной формы глагола нельзя произвести утверждающую, то частица пишется слитно. В самом деле, ведь нет же слова «годовать » или «навидеть »!
- Как ни странно, но такой простой глагол, как «доставать » тоже имеет свои характерные особенности. Если этим словом обозначается физическое действие - «добираться, дотягиваться », то отрицательная частица пишется раздельно, как и с любым другим нормальным глаголом. Например, «не достает головой до верха ». Если же в слово вкладывается смысловое значение «быть необходимым», «нуждаться в чем-либо », «находиться в недостатке » - частица «не» пишется слитно, как в выражении «недостает умения », «недостает экспрессии ».
- Часть людей переносит это правило на глагол «хватает ». Действительно, «нуждаться » и «не хватать » практически идентичны по смыслу. Но вот «хватать » пишется с «не» только раздельно.
- Или вот несколько устаревший глагол «взирать ». Варианты его сосуществования с частицей «не» также напрямую зависят от вкладываемого смысла. Если хотят употребить глагол в прямом значении «не глядя», то «не» пишут раздельно, как и с другими вариантами. Например, «критиковать, не взирая на лица ». Если же хотят противопоставить действие в значении «вопреки », то частица «не » присоединяется, например, «жить, невзирая на тоску ».
- Некоторая ловушка подстерегает пишущего при употреблении приставки «недо ». Если в виду имеется не полностью совершенное действие, например «недочитанная книга», то отрицающая частица пишется слитно. Чтобы развеять сомнения, можно попытаться противопоставить приставки «недо » и «пере ». Например, «недолезть - перелезть ».
- В некоторых случаях возникает проблема с правильным написанием, когда имеется отдельное существование частицы «не » рядом с приставкой «до » в глаголе. Например, «доехать », «доесть », то есть совершить действие до конца. В этом случае частица «не» пишется отдельно, как в обычном случае. Правописание «не» с глаголами подчиняется сложным и интересным правилам. Вслушивайтесь и вдумывайтесь в глубинный смысл слов, и вы откроете для себя массу интересного.
Страны не в силах познать все тонкости и особенности правописания, произношения и орфографии. Но самые простые правила, которые включены в школьную программу, обязан знать каждый. В этой статье речь пойдет о том, как писать «не» с глаголами. Как известно, повторение - мать учения, особенно в тех случаях, когда после окончания школы прошла не одна пятилетка, и в голове осталась лишь малая часть того, что когда-то учили.
«Не» относится к служебным частям речи и в предложении применяется для придания отрицательного смысла слову. Как правило, употребляется вместе с глаголом. О том, как пишется частица «не» с глаголами, и пойдет речь дальше.
В школе данную тему начинают изучать в третьем классе, и с каждым новым учебным годом основное правило о частице «не» и глаголах дополняется исключениями и тонкостями.
Когда «не» пишется отдельно от глагола
Основное правило о написании отрицательной частицы «не» с глаголами гласит, что их всегда следует писать раздельно. При этом совершенно не важно, начальная форма (инфинитив) или глагол имеет склонение и время.
Например: не хватает соли; не дает покоя; не достала; не смог.
Это же правило действует и в отношении тех глаголов, которые существуют как деепричастия.
Например: не смотря; не видя .
Когда «не» пишется слитно с глаголом
Отрицательная частица «не» с глаголами пишется слитно лишь в качестве исключения. Так гласит правило, однако их очень много, и их следует просто запомнить. В принципе, слитное написание зависит от значения слова с отрицательной частицей.
В качестве примера рассмотрим инфинитив «доставать»:
- при обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достает рукой до полки ;
- при смысловом значении, выражающем недостаток, частица «не» будет неотъемлемой частью: недостает умения.
Со словом «взирать» обычно происходит некая путаница. Однако следует запомнить: если в глагол вкладывают смысл «не глядя», то он с «не» пишется раздельно.
Например: критиковать, не взирая на лица .
Если в слово вложить смысл «вопреки», то отрицательную частицу необходимо писать слитно.
Например: жить, невзирая на трудности .
Глаголы-исключения
К исключениям из основного правила также относятся такие русские глаголы, которые без частицы «не» не имеют значения или утрачивают смысл и не употребляются в речи как самостоятельная единица.
Например: негодовать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, неволить, недоумевать .
Чтобы подобные слова не перепутать с другими формами, их нужно проверить, попробовав создать из отрицательной формы утвердительную. Если таковая не образуется, то слово можно отнести к исключению и писать «не» с глаголами слитно.
Как правило, детям в третьем классе дается целый ряд слов-исключений, которые просто необходимо заучить наизусть, и лишь в старших классах школьников учат находить проверочные формы глаголов для определения правильного варианта написания.
Глаголы с приставкой "недо-"
Как уже говорилось, формы глаголов вовсе не влияют на раздельное и слитное написание частицы «не». Но вот с приставкой "недо-" случаются некоторые трудности, ведь ее можно спутать с частицей «не», стоящей рядом с предлогом «до». В таких случаях, чтобы развеять сомнения относительно написания, необходимо противопоставить приставки «недо-» и «пере-».
Например: недолить - перелить, недочитанная - перечитанная .
Как можно увидеть, здесь склонение и форма глагола играют значимую роль.
Подводя итоги, можно сказать, что перед тем, как написать слово, следует вдуматься в его смысл. Тогда, припоминая правило написания в каждом отдельном случае, массы орфографических ошибок удастся избежать.
"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно: – с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет); – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); – с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); – в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). |
Не пишется слитно: – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый); – в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен); – в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый); – в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который); – в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать). |
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть – зависимое слово: не погашенные никем огни; – противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни. Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы. |
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане. С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены. |
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи |
||
Часть речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е | 1. Не употребляется без не-: неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не-: не скромно (хвастливо) не глупый(умный) 3. В отрицательных наречиях: не куда, не где |
1. Есть противопоставление: не правда, а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда: далеко не глупый 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески |
Местоимение | После не и ни нет предлога: ни кого, не кого |
После не и ни есть предлог: не у кого, ни у кого |
Глагол, деепричастие |
не домогать (не употр. без -не ) не домогая (не употр. без -не ) |
не заметил (глагол), не замечая (деепричастие) |
Причастие | Нет зависимого слова или противопоставления: не законченная работа |
1. Есть зависимое слово: не законченная вовремя работа 2. Есть противопоставление: не законченная, а начатая работа 3. С краткими причастиями: работа не закончена |
III. Слова, которые без не не употребляются.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
незнакомка неистовство невежа, невежда нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха, неряшливость нескладеха Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неустойка нехватка нечистоты неясыть (трава) |
неистовый неказистый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) |
негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать |
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
8) необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
(По И.А. Гончарову)
VIII. Напишите диктант.
МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
О.П. ЭХИНА,
г. Москва
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.
НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».
НЕДО - (в значении «мало», имеет антоним с ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! | НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО! |
недоедать (голодать) – антоним: переедать недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным) недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком) | не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть) не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз) не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его) |
ЗАПОМНИТЬ!
1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».
Например:
Этой семье постоянно недоставало денег.
В пейзаже недоставало красок.
Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).
2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:
НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.