Нантский эдикт генриха во франции. XXVI. Религиозные войны во Франции и Нантский эдикт

Положения

Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.

Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.

I. ... воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом...

- "Нантский эдикт"

Третья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Одновременно в городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года , было восстановлено это право.

III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства... где отправление её было прервано и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.

Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых им областях без преследований и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить...

- "Нантский эдикт"

Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.

Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли , Морнэ и д’Обинье . В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани , в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии .

Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель , Сомюр и Монтобан . Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.

Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

При Людовике XIII

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Élie Benoit, «Histoire de l’Édit de Nantes»;
  • Bernard, «Explication de l’Édit de Nantes» (H., 1666);
  • Meynier, «De l’exécution de l’Édit de Nantes dans le Dauphiné»;
  • O. Douen, «La Révocation de l’Édit de Nantes à Paris» (H., 1894);
  • J. Bianquis, «La Révocation de l’Édit de Nantes а Rouen» (Руан, 1885);
  • Vаіllant, «La Révocation de l’Éd. de Nantes dans le Boulonnais»;
  • R. Reuss, «Louis XIV et l’Eglise protestante de Strasbourg au moment de la Révocation» (П., 1887).

Примечания

Категории:

  • Законодательство о религии
  • Свобода совести
  • Реформация
  • История кальвинизма
  • Появились в 1598 году
  • Право старого режима во Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Нантский эдикт" в других словарях:

    1598 года, закон изданный французским королем Генрихом IV Бурбоном (см. ГЕНРИХ IV Бурбон); окончательно завершил Религиозные войны (см. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ во Франции) второй половины 16 в. во Франции. Эдикт был подписан в апреле 1598 в городе… … Энциклопедический словарь

    Закон 1598 г., изданный в Нанте Генрихом IV, по которому гугеноты (прозвание, данное католиками протестантам) получили право свободного исповедания своей веры и некоторые гражданские и политические льготы. Полный словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Нантский эдикт - (Nantes, Edict of) (1598), издан франц. королем Генрихом IV, завершил Религиозные войны во Франции. Подписан в Нанте, городе порте в устье р. Луары, Зап. Франция. Эдикт определял религ. и гражд. права гугенотов, предоставлял им свободу… … Всемирная история

    НАНТСКИЙ ЭДИКТ - 1598 эдикт, изданный французским королем Генрихом IV, окончательно завершил состояние Религиозной войны. По Н.э. католицизм оставался господствующей религией, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме… … Юридическая энциклопедия

    1598 издан французским королем Генрихом IV, окончательно завершил Религиозные войны. По Нантскому эдикту католицизм оставался господствующей религией, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и… … Большой Энциклопедический словарь

    См. Эдикт Нантский … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Нантский эдикт - ♦ (ENG Nantes, Edict of) (1598) соглашение между французским королем Генрихом IV и гугенотами, к рое предоставило последним свободу совести в определенных географических районах, даровало гражданские свободы и укрепленные города убежища.… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Нантский эдикт

Итак, долгожданный мир не принес полного удовлетворения ни одной из сторон, однако внешнюю войну надо было заканчивать во что бы то ни стало, поскольку нельзя было долее тянуть с урегулированием внутреннего конфессионального вопроса, над решением которого советники Генриха IV бились с момента его отречения от протестантизма. Победоносно овладев Амьеном, Генрих взял инициативу в свои руки, добившись от ассамблеи, заседавшей в Шательро, чтобы она направила для консультаций к нему четверых депутатов, «наделенных всеми полномочиями для ведения переговоров и принятия решений».

Эти переговоры, посвященные поиску трудного компромисса между требованиями представителей двух конфессий, продолжались несколько месяцев и завершились составлением документа, вошедшего в историю под названием Нантского эдикта. Этот документ состоял из нескольких отдельных частей: общие статьи числом 98, подписанные 13 апреля 1598 года, были дополнены 2 мая особыми статьями, еще больше расширявшими свободы, предоставленные протестантам. Прилагавшиеся к эдикту две королевские привилегии от 13 и 30 апреля регулировали статус крепостей; эти привилегии так и не были зарегистрированы парламентом и держались исключительно на королевском слове.

Нантский эдикт был очень близок по содержанию к эдикту, принятому в Пуатье в 1577 году, но еще более либерален: в нем расширялись свободы, касавшиеся отправления протестантского культа, и делалось гораздо больше фактических уступок протестантам. Теперь они пользовались теми же гражданскими правами, что и католики; они должны были допускаться в университеты, а католическим проповедникам запрещалось подвергать нападкам их веру. Чтобы юридически гарантировать их права, эдиктом предусматривалось учреждение в Парижском парламенте палаты, в которую входили на паритетных началах католики и протестанты. Аналогичные палаты создавались в Руане, Ренне, Бордо, Кастре и Гренобле. Помимо этих правовых гарантий, которые в гражданском отношении уравнивали их с католиками, протестанты получили ряд привилегий: они оставались организованными в партию, сохраняли свои синоды, получали на восемь лет 100 крепостей, в том числе и такие важные, как Монпелье, Ла-Рошель и Монтобан. Таким образом, католическое государство брало на себя бремя расходов по обеспечению гарантий, направленных против него же самого: создавалось государство в государстве, более мощное, чем королевская власть, по крайней мере в военном отношении, ибо протестанты могли собрать армию в 25 тысяч человек, тогда как регулярная королевская армия не превышала десяти тысяч. Поэтому не удивительно, что Нантский эдикт натолкнулся на активное сопротивление католического большинства. Однако в период первоначальной эйфории, которой сопровождалось оглашение этого документа, его удалось подписать без особых затруднений.

Главные трудности начались после того, как отшумели торжества по случаю подписания Нантского эдикта: мало было подписать этот документ, предстояло еще зарегистрировать его парламентами - Парижским и провинциальными. В частности, один весьма примечательный случай осложнил эту процедуру.

Екатерина Бурбон, сестра Генриха IV, никогда не отрекалась от протестантизма и открыто отправляла реформатский культ в Лувре, собирая при этом до 1500 присутствующих и тем самым грубо нарушая пределы, установленные Нантским эдиктом. Но что можно было сказать сестре короля? И все же она была далеко не столь свободна в других отношениях. Как мы помним, царственный брат решительно воспротивился ее браку с графом Суассоном. Он обрек ее на то, чтобы жить в тени Габриели д’Эстре, и, в конце концов, решил выдать ее замуж за Генриха Лотарингского, герцога Бара. Сорокалетняя старая дева Екатерина не стала противиться этому браку, заключавшемуся из соображений государственного интереса. Единственным препятствием было различие в вере. Она решительно отказалась отрекаться от протестантизма, а на смешанный брак требовалось специальное разрешение папы. Вызывало возражение и близкое родство жениха и невесты. Однако Генрих IV пренебрег всеми этими обстоятельствами. Бракосочетание совершил его брат по отцу, незаконнорожденный Карл Бурбон, которого сделали архиепископом Руанским. Правда, тот отказался проводить обряд бракосочетания в церкви, поскольку Екатерина не была католичкой. Тогда Генрих IV предложил своему брату-бастарду совершить таинство брака в кабинете его охотничьего замка Сен-Жермен. Скорее для формы, нежели по существу архиепископ пытался было протестовать, заявив, что это - не освященное место. «Мой кабинет является освященным местом, - возразил король, - и мое присутствие стоит мессы». Не оставалось ничего иного, кроме как подчиниться, и прелат соединил узами брака Екатерину и герцога Бара.

Столь грубое нарушение правил католической церкви спустя всего несколько месяцев после опубликования Нантского эдикта тяжело оскорбило католиков и сделало их оппозицию еще более ожесточенной. Во главе оппозиционного движения был Парижский парламент, который, несмотря на многочисленные письменные королевские распоряжения, раз за разом откладывал регистрацию эдикта, что препятствовало практическому применению его положений. Решив покончить с этим, Генрих IV приказал парламенту 7 февраля 1599 года явиться к нему в Лувр, дабы выслушать его волю, и членам парламента не оставалось ничего иного, как подчиниться: 25 февраля 1599 года Нантский эдикт был зарегистрирован Парижским парламентом.

Оставалось сломить сопротивление провинциальных парламентов. Это потребовало от короля большого терпения: последним зарегистрировал эдикт парламент Ренна лишь 23 августа 1609 года. Несколько раньше, в первые месяцы того же года, после долгих объяснений по поводу своего нежелания регистрировать эдикт, это сделали парламенты Тулузы, Бордо и Экс-ан-Прованса.

Как видим, религиозное умиротворение осуществлялось не одной только силой оружия, но и благодаря авторитету короля - не столько моральному (о морали умолчим), сколько опиравшемуся на ту же самую силу. Поскольку Генрих IV мог непосредственным образом воздействовать на общество своим авторитетом, мир, хотя и несколько искусственный, воцарился в королевстве, позволяя осуществить его возрождение.

Предстояло еще решить множество проблем: у короля не было законного наследника, страна лежала в руинах, соседние государства были враждебны или недоброжелательны, государственная казна пребывала в катастрофическом состоянии. Для их решения в распоряжении Генриха IV было 12 лет. За этот короткий срок он заслужил имя, которым много позднее наградили его апологеты династии Бурбонов, - Генрих Великий.

Эдикт Нантский - даровавший франкфуртским протестантам вероисповедные права. Составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утвержден в Нанте (13 апр. 1598). Он состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентом и не внесены в его протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один Э. XVI в. не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве. Нантский Э. даровал полную равноправность католикам и протестантам. Первая статья Э. вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось прот. богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда. В городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 г., было восстановлено это право. Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании и заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы. Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit ) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии. Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 г. (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счет короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский Э. нечестивым. Гугеноты требовали еще большего, толкуя Э. в смысле расширения его содержания. Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 г. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей. При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский Э., постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришелье отнял у протестантской партии ее политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе. В 1629 г. был издан Нимский Э. (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 г.) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 г.: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом». Подчинившись поневоле Нантскому Э., катол. духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 г. начались религиозные гонения. В 9-й ст. Нантского Э. разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 гг. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви. 2 апреля 1666 г. Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Э. Наконец, 17 октября 1685 г. Людовик XIV подписал в Фонтенбло Э. об отмене Нантского Э. Документ этот был составлен канцлером Летеллье. Король говорит в нем, что Нантский Э. составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви, но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский Э. оказывается лишним. Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII ст. говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». Духовенство осыпало короля похвалами; Боссюэт называл короля новым Константином, новым Карлом Великим. Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 г.) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела. Последствия отмены Нантского Э. для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч - в Лондон (там сразу появилось боле 30-ти кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, Россию, Америку, всего более в Голландию .

Ср. Élie Benoit, «Histoire de l’Édit de Nantes»; Bernard, «Explication de l’Édit de Nantes» (H., 1666); Meynier, «De l’exécution de l’Édit de Nantes dans le Dauphiné»; O. Douen, «La Révocation de l’Édit de Nantes à Paris» (H., 1894); J. Bianquis, «La Révocation de l’Édit de Nantes а Rouen» (Руан,1885);Vaillant, «La Révocation de l’Éd. de Nantes dans le Boulonnais»; R. Reuss, «Louis XIV et l’Église protestante de Strasbourg au moment de la Révocation» (П., 1887).

Этот документ занесут во все учебники европейской истории. В апреле 1598 г. (предположительно 30-го числа) Генрих IV Бурбон издает «Эдикт в пользу тех, кто исповедует так называемую реформированную религию», положив конец эпохе религиозных войн между католиками и гугенотами-протестантами. Последствия этого шага для Франции трудно переоценить, хотя, как это обычно бывает, потомки привносят свои смыслы и свои резоны. Реально Нантский эдикт, данный королем на века, не продержался и столетия. Он не спас гугенотов от взятия их форпоста – Ля-Рошели войсками кардинала Ришелье, а в 1685 г. его и вовсе отменил никто иной как внук короля-гугенота Людовик XIV, отправившего в изгнание более ста тысяч французских протестантов. Давайте познакомимся поближе с этим и впрямь незаурядным образцом мудрой и дальновидной политики основателя династии Бурбонов, на своей шкуре испытавшего превратности религиозных распрей. Генрих переходил в католичество дважды: по принуждению в 1572 г., едва оставшись живым в резне Варфоломеевской ночи, и в 1593 г., оставшись наследником французского трона после последнего Валуа. Гугенота никогда не короновала бы католическая церковь. Бурбон сделал выбор в пользу религии большинства французов, произнеся историческую фразу: «Париж стоит мессы».

Оригинал и списки

Сам документ, представлявший собой договор короны с протестантами, подписанный в двух экземплярах, не сохранился. Протестантская копия хранилась в Ля-Рошели и погибла при пожаре во время взятия крепости. След королевской теряется. Текст эдикта сохранился в двух аутентичных списках той эпохи: один, находящийся в Национальном архиве, был сделан для парижского парламента, который после долгих препирательств с королем Генрихом, ратифицировал его в 1599 г. в несколько усеченном виде. Другая копия, более полная, по которой сегодня воссоздаваем оригинал Нантского эдикта, была обнаружена в Библиотеке города Женевы, где нашли прибежище многие французские протестанты после отмены эдикта. Записи библиотеки не сохранили имя того, кто передал свиток на сохранение, предположительно, он появился в архиве в начале XVII Iв. Тексты обоих списков не полностью идентичны. Имеет место и расхождение в дате подписания эдикта: кое-где она указана как 13 апреля, в других местах – 30 апреля. По традиции, эдикты – законодательные акты личного волеизъявления монарха не датировались. На обоих спиках есть разные отметки, заверенные секретарями и нотариусами королевства. Кстати, и привязка эдикта к Нанту верна, как утверждает французский сайт http://www.herodote.net , лишь «на три четверти»: документ составлялся командой королевских и протестантских переговорщиков в городе Анжер, ставке короля, откуда он руководил подавлением последнего католического очага сопротивления своему воцарению на французском престоле в Бретани, столицей которой в то время был город Нант. Одержав победу над губернатором Бретани герцогом де Монкёром скорее силой духа, чем силой оружия, 13 апреля Генрих отправился в Нант, где как триумфатор поспешил вернуть долг своим бывшим единоверцам. Однако, история не сохранила подробностей провозглашения эдикта и, вопреки традиции, он не был оглашен в Нантском замке герцогов бретонских, как иногда указывают источники. Возможно, документ, который мог не на шутку разозлить католическую Бретань, был подписан втихую. Тем паче, что и вторая сторона – те, в пользу кого был принят эдикт – в целом, были им неудовлетворены, считая, что заслужили от монарха, которому помогали в борьбе за престол, гораздо бОльших привилегий.

Утверждение принципа свободы совести

В интернет-источниках и многих популярных исторических работах пишут о «равноправии» между католиками и гугенотами, провозглашенном в эдикте. Это неверно. В первых параграфах объявляется, что католичество – главная религия Французского королевства. Напомним, что в течение всего XVIвека – века религиозных распрей — на религией населенного пункта и целой провинции была религия местного феодала. Так, родной край Генриха IV — Беарн был протестантским, потому что мать Генриха Жанна д’Альбре была яростной гугеноткой и – королевой Наварры. Эдикт велел восстановить католицизм всюду, откуда он был таким образом «изгнан». Преследование гугенотов запрещалось, но RPR (от франц. «так называемая реформированная религия») разрешалась отнюдь не везде. В пяти крупнейших городах, в том числе, Париже, равно как при самом дворе, в армии и народном образовании отправление протестантского культа было запрещено. Это можно было делать в строго оговоренных местах и случаях: например, если сеньор, держатель судебной власти, исповедовал RPR, — в его частных часовнях или храмах, построенных на его владениях, в городах и селах, где протестантизм исповедовался публично до 1580 г. или в новых местах, которыми могли быть «вторые по значению города судебных округов байи». В 56 «особых» или «секретных» артикулах Эдикта были перечислены конкретные города и владения и особенности их конфессиональной принадлежности.

Чтобы правосудие отправлялось и оказывалось нашим подданным без всякого пристрастия, ненависти или благоволения, ибо оно является одним из важнейших средств для поддержания мира и согласия…

Для оправляющейся после почти полувековых религиозных войн страны важно, что эдикт начинается с провозглашения амнистии всем, совершившим преступления кровопролития. Однако, самое главное достижение эдикта, его принципиальная новизна – это постепенное вытеснение этого территориального конфессионального принципа принципом личной свободы совести. Генрих IVделал ставку не на религию и не на происхождение человека, а на его полезность стране, его преданность монарху, личные качества. Эдикт отменяет запрет гугенотам занимать придворные и общественные должности. Король дает пример подданным: его интендант финансов, мотор экономических реформ, верный сподвижник Максимильен де Сюлли – протестант, не поменявший веру вслед за Бурбоном. Протестанты получают свободу на отправление культа в вопросах брака, крещения, погребения. Детей семей одной религиозной принадлежности запрещено обращать в другую вопреки воле родителей. Эдикт запрещает дискриминацию по религиозному признаку при приеме студентов в университеты и оказании услуг домов призрения и больниц для бедняков. Более трети статей эдикта регулируют юридическую и судебную практиу. При парижском парламенте, согласно воле короля, быть учреждена «Палата эдикта» из 16 советников, где свои места получают и протестанты, для рассмотрения вопросов, находящихся в юрисдикции эдикта. Наконец, неотъемлемой частью нового закона стали две жалованные грамоты — «О пасторах» и «О гарнизонах». Это были личные гарантии короля бывшим единоверцам, подписанные еще до самого эдикта. На поддержание пасторского корпуса король выделял 45 000 экю. Грамота о гарнизонах закрепляла за протестантами так называемые «места безопасности», удерживаемые ими еще по эдикту 1570 г. (примерно 140 населенных пунктов). Расходы на их охрану и содержание в размере 180 000 экю также покрывала казна Его Величества. Но по истечении восьми лет они должны были перейти под власть короля. Кстати, на это ссылался Людовик XIII, отправившийся на завоевание Ля-Рошели в 1628 г. По закону того времени, монарх должен был ратифицировать свои эдикты в органах местного самоуправлениях – парламентах. Это нелегко далось вчерашнему гугеноту. В течение года Генрих пробивал свой эдикт: склонял, уговаривал, угрожал. Но благодаря эдикту Генрих IV смог опереться на «своих протестантов», которые угрожали оставить короля без поддержки в случае объявления войны Испанией. Первый Бурбон закончил войну внутреннюю и войну внешнюю одновременно: через 3 дня после эдикта был подписан Вервенский мир, остановивший испанскую католическую интервенцию. Великий король смог приступить к мирному строительству страны, в которой, как он мечтал, «каждый крестьянин по выходным будет иметь курицу в супе».

Недолгий век эдикта

Современный историк и политик Пьер Жокс, выходец из протестантской семьи, утверждает, что Нантский эдикт не столько закладывал основы религиозного плюрализма, сколько открывал дорогу усилению и централизации королевской власти. По крайней мере, именно так и получилось: и сын, и внук Генриха вопреки постоянной глорификации первого Бурбона вели свою религиозную политику отнюдь не в духе Нанта. Людовик XIII со своим могущественным первым министром — кардиналом Ришелье завоевал оплот протестантов Ля-Рошель. Правда, надо отдать им должное: преследования гугенотов не возобновились. А вот Людовик XIV отменил эдикт, силой и угрозами заставив каждого французского протестанта выбирать между своими убеждениями и имуществом, положением в обществе и личной безопасностью. Характерно, что в преамбуле к документу, отменяющему эдикт, внук Генриха IV напишет, что делает это … за ненадобностью оного. Ведь эдикт великого деда был переходной мерой ради безопасности королевства, безопасность восстановлена, и все добрые подданные уже приняли католичество — а «кто не спрятался, я не виноват»… Франция потеряла около ста тысяч подданных, часть из которых вместе со своими капиталами нашла приют в Швейцарии, умело пустившей в обращение гугенотские деньги. Но протестантизм не был изгнан окончательно. В середине XIX в. протестанты составляли около 22% населения страны: помимо вновь присоединенного Эльзаса традиционно сильными были позиции кальвинизма на всем Юго-западе — от Монпелье до Нарбонны.

Несмотря на то, что благие намерения Нантского эдикта в краткой персепктиве остались скорее намерениями, это был беспрецедентный документ, который заложил основы межконфессионального мира и шире – отношениям между большинством и меньшинством.

Источники: Pierre Joxe. L’édit de Nantes: réflexions pour un pluralisme religieux, Pluriel , Paris 2011 http://www.ville-ge.ch/bge/bibliotheque_numerique/edit-de-nantes.html

13 апреля 1598 года в своем замке в Нанте французский король Генрих IV Бурбон издал эдикт, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Введение нового закона завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век».

Издание Нантского эдикта (l"édit de Nantes) было чрезвычайно смелым и дальновидным шагом со стороны Генриха IV, который, как никто другой, знал о том, насколько пагубен для государства религиозный раскол французского общества. В 18 лет, сам будучи гугенотом и королем Наварры, Генрих едва не погиб во время знаменитой Варфоломеевской ночи в Париже (24 августа 1572 года), которая случилась через несколько дней после его свадьбы с Маргаритой Валуа (королева Марго). Весь его путь к французскому престолу состоял из сплошных сражений - даже став формально королем Франции после гибели своего шурина Генриха III Валуа в 1589 году, он еще целых пять лет после этого был вынужден воевать, отстаивая свое право на престол.

Появление Нантского эдикта было бы совершенно невозможно без укрепления королевской власти, чего можно было достичь лишь силой. Другого выхода у короля не было - приняв ради французской короны католицизм, он не приобрел поддержки католиков, зато стал терять верность своих соратников-гугенотов. Шаткость нового правительства сказалась быстро - восстала Бретань, в страну вторглись испанцы, захватив Амьен. Поэтому, короновавшись и вступив в Париж в 1594 году, Генрих IV почти сразу отправляется на новую войну. Военное счастье снова не изменило королю: после четырех лет войны Бретань была покорена, а испанцы изгнаны. 13 апреля 1598 года Генрих утвердил Нантский эдикт, а 2 мая того же года был заключён Вервенский мир между Францией и Испанией. После нескольких десятилетий гражданских войн на Францию наконец снизошёл мир.

Согласно положениям Нантского эдикта, католицизм оставался господствующей религией Франции, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и некоторых других) и ряде сельских местностей. Гугеноты получили право занимать судебные, административные и военные должности. При парламентах Парижа, Бордо, Тулузы, Гренобля были созданы специальные палаты для разбора судебных дел гугенотов. Половина состава этих палат комплектовалась из числа гугенотов. Эдикт разрешал гугенотам созывать свои конференции и синоды.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб королю через его министров Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties) для протестантов Прованса и Бургундии.

Изгнанникам дозволялось вернуться на родину. Кроме того, Нантский эдикт содержал секретные дополнительные статьи. В частности, во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь за счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главными крепостями были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Гугенотской депутации дальновидный монарх без обиняков заявил, что крепости пригодятся им в случае возможной отмены Нантского эдикта его преемниками.

Новый закон был враждебно воспринят католическим духовенством во главе с Римским Папой, который назвал эдикт «нечестивым». Радикально настроенные гугеноты также пытались его торпедировать, обвиняя короля в вероотступничестве и защите католицизма. Так что Генриху IV стоило больших усилий убедить парламенты областей внести эдикт в свои протоколы. Что, впрочем, ему удалось, правда за одним исключением: парламент Руана упорствовал вплоть до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

Однако в мире нет ничего вечного. После войны с гугенотами 1625−1629 годов при Людовике XIII Ла-Рошель пала и секретные статьи Нантского эдикта были отменены (мирный договор в Але 1629 года). А в 1685 году король Людовик XIV Бурбон полностью отменил действие Нантского эдикта.