Крушения на жд транспорте. Самые крупные железнодорожные катастрофы в мире. Страшные железнодорожные катастрофы в ссср

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 августа 2017 года в Египте в районе г. Александрия пассажирский состав, направлявшийся в Каир, на полном ходу врезался в остановившийся из-за поломки поезд, следовавший по маршруту Порт-Саид - Александрия.

По данным минздрава Египта, в столкновении погиб 41 человек, еще 132 пострадали.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о крупных железнодорожных катастрофах, которые произошли в различных странах мира.

3 января 1944 года под г. Леон (Испания) во время столкновения двух поездов в тоннеле погибли около 500 человек.

6 августа 1952 года на станции Дровнино на Западной железной дороге в Можайском районе Московской области шедший на большой скорости поезд столкнулся с лошадью, в результате чего поезд сошел с рельсов. Погибли 109 человек.

8 октября 1952 года в черте Лондона (Великобритания) столкнулись два поезда, а спустя 30 минут в них врезался третий поезд. Погибли 112 человек, пострадали 340 человек.

6 июня 1981 года близ г. Патна в штате Бихар (Индия) ураганным ветром с моста в реку Багмати были опрокинуты семь вагонов пассажирского поезда. Погибли более 800 человек.

7 августа 1987 года в Ростовской области (СССР) электровоз грузового поезда, разогнавшись на спуске до 140 км/час, врезался в задние вагоны пассажирского поезда "Ростов-на-Дону - Москва". Погибли 106 человек, ранения получили 114, материальный ущерб составил свыше 1,5 млн рублей. В ходе следствия выяснилось, что крушение произошло из-за неисправности тормозной системы в составе грузового поезда.

3 июня 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов на находящемся рядом трубопроводе в результате аварии произошел взрыв. Погибли 575 человек, ранения получили более 600.

15 января 1989 года близ г. Дакка (Бангладеш) в результате столкновения пассажирских поездов 135 человек погибли, более тысячи получили ранения.

3 января 1990 года близ г. Суккур (Пакистан) при столкновении пассажирского и товарного поездов 307 человек погибли, 430 получили ранения.

16 апреля 1990 года в штате Бихар (Индия) из-за пожара в пассажирском поезде погибли около 100 человек.

9 июня 1991 года свыше 100 человек погибли и около 250 получили ранения в результате железнодорожной катастрофы на юге Пакистана.

6 сентября 1991 года близ города Пуэнт-Нуар (Конго) в результате столкновения товарного поезда с пассажирским погибли более 100 человек, десятки получили ранения.

22 сентября 1994 года в провинции Уила (Ангола) в результате крушения товарного состава, на платформах которого находилось много людей, погибли 300 человек и 147 получили ранения.

21 августа 1995 года в штате Уттар-Прадеш (Индия) при столкновении пассажирских поездов погибли около 350 человек и свыше 400 получили ранения.

3 марта 1997 года в провинции Пенджаб (Пакистан) в железнодорожной катастрофе погибли 128 человек.

29 апреля 1997 года на станции Жунцзявань в провинции Хунань (Китай) в результате столкновения пассажирских поездов 100 человек погибли, около 300 получили ранения.

3 июня 1998 года в федеральной земле Нижняя Саксония, близ г. Эшеде (Германия), легковой автомобиль, пробив заграждение, упал с моста на железнодорожные пути. Шедший со скоростью 200 км/час поезд, в котором находились более 700 пассажиров, сошел с рельсов и врезался в опору другого моста. В результате мост обрушился, и его обломки упали на вагоны пассажирского состава. Погибли более 100 человек.

26 ноября 1998 года в штате Пенджаб (Индия) в результате железнодорожной катастрофы 108 человек погибли, 230 получили ранения.

2 августа 1999 года на станции Гайсал в штате Западная Бенгалия (Индия) в результате столкновения пассажирского экспресса со стоявшим у перрона поездом погибли 280 человек.

20 февраля 2002 года в результате пожара в пассажирском поезде Каир - Луксор (Египет) погибли 373 человека, 74 человека получили ранения и ожоги. Причиной случившегося стало короткое замыкание в электропроводке состава. Это самая масштабная катастрофа в истории железнодорожного транспорта Египта.

25 мая 2002 года в г. Моамба (Мозамбик) потерпел крушение поезд, состоявший из пассажирских и товарных вагонов. Погибли более 200 человек, 400 получили различные травмы.

24 июня 2002 года в Танзании в результате столкновения пассажирского и товарного поездов 281 человек погиб и около 900 получили ранения. Причиной катастрофы стал отказ тормозов пассажирского поезда.

9 сентября 2002 года в штате Бихар (Индия) пассажирский экспресс сошел с рельсов и упал с моста в реку. Погибли не менее 150 человек, более 200 человек получили ранения.

18 февраля 2004 года близ г. Нишапур (Иран) при столкновении грузовых составов взорвались цистерны с бензином. В результате пожара около 400 человек погибли и 460 получили ранения.

22 апреля 2004 года на станции Ренчхон (КНДР) произошло столкновение поездов, один из которых перевозил нефть, другой - сжиженный газ. Катастрофа привела к сильному взрыву, в результате которого погибли 170 человек, ранения получили около 1300 человек.

26 декабря 2004 года в районе селения Пералия (Шри-Ланка) произошла железнодорожная катастрофа, в которой погибли около 2 тыс. человек. Причиной трагедии стало землетрясение и цунами. Эта катастрофа считается крупнейшей в истории железнодорожного транспорта.

25 апреля 2005 года в г. Амагасаки, префектура Хиого, о. Хонсю (Япония) сошли с рельсов пять из семи вагонов скоростной электрички. Первый вагон поезда на большой скорости врезался в 9-этажный жилой дом. Погибли 108 человек, ранения получили более 450.

13 июля 2005 года на станции Готки в провинции Синд (Пакистан) поезд врезался в стоящий на путях состав. Сошедшие с рельсов вагоны перекрыли соседний путь, где их протаранил проходивший мимо экспресс. Погибли около 300 человек, более тысячи получили ранения.

29 октября 2005 года близ населенного пункта Валукоду в штате Андхра-Прадеш (Индия) сошли с рельсов и обрушились с моста локомотив и семь вагонов пассажирского поезда. Погибли 200 человек, около 100 получили ранения. Катастрофа произошла в условиях сильнейшего наводнения.

1 августа 2007 года в Демократической Республике Конго более 160 человек погибли в результате железнодорожной катастрофы в провинции Касаи в центральной части страны.

10 июля 2011 года в Индии в 120 км от города Лакхнау, административного центра штата Уттар-Прадеш, произошло крушение пассажирского поезда. Машинист включил аварийное торможение, чтобы не врезаться в стадо коров, пересекавших железнодорожные пути. В результате с рельсов сошли 12 вагонов и локомотив поезда. 80 человек погибли, более 350 получили ранения.

6 июля 2013 года в Лак-Межантике (Канада) сошел с рельсов состав из 72 цистерн с нефтью, который следовал из США на нефтеперерабатывающий завод в Квебеке. В результате катастрофы начался пожар, в котором погибли 47 жителей города, 30 человек, считавшихся ранее пропавшими без вести, признаны погибшими. 2 тыс. жителей близлежащих районов города были эвакуированы. Пожаром было уничтожено свыше 40 зданий. Общая сумма ущерба превысила $200 млн.

24 июля 2013 года в Сантьяго-де-Компостела (административный центр Галисии, Испания) потерпел крушение поезд, следовавший из Мадрида в Ферроль. Погибли 80 человек, ранения различной степени тяжести получили 178 человек. Машинист поезда взял вину на себя, признав, что превысил скорость на повороте.

22 апреля 2014 года в провинция Катанга Демократической республики Конго сошли с рельсов 15 вагонов товарного поезда с сотнями нелегальных пассажиров. Погибли 48 человек, около 150 были ранены. Причиной крушения стало превышение безопасной скорости из-за неполадки двигателя одного из двух локомотивов.

20 марта 2015 года в Индии локомотив и два вагона пассажирского поезда, следовавшего по маршруту Дехрадун - Варанаси, сошли с рельсов на станции Бахраван в округе Рай-Барели (штат Уттар-Прадеш). Погибли 58 человек, более 150 человек пострадали. По информации Министерства железных дорог Индии, катастрофа произошла из-за того, что поезд проехал на запрещающий сигнал светофора.

4 августа 2015 года при крушении двух пассажирских поездов на мосту через реку Мачак в районе г. Харда (штат Мадхья-Прадеш, Индия) погибли по меньшей мере 32 человека, пять пропали без вести и свыше 40 человек получили ранения. Конструкции железнодорожного моста были подмыты в результате наводнения и не выдержали веса двух составов, следовавших в противоположных направлениях. Основной причиной гибели людей стало поражение электрическим током.

12 июля 2016 года между населенными пунктами Корато и Андрия в окрестностях г. Бари (область Апулия, Италия) на одноколейной железнодорожной линии произошло лобовое столкновение двух пассажирских поездов. В результате погибли 23 человека и свыше 50 человек пострадали.

21 октября 2016 года пассажирский поезд, следовавший из столицы Камеруна Яунде в крупнейший город страны, Дуалу, сошел с рельсов в 120 км западнее станции отправления. В результате погибли не менее 79 человек и еще свыше 550 человек получили ранения разной степени тяжести. Большое количество жертв и пострадавших было вызвано переполненностью поезда (рассчитанный на 600 пассажиров состав перевозил более 1 тыс. 300 человек).

20 ноября 2016 года в 100 км южнее г. Канпур (штат Уттар-Прадеш, Индия), в районе городка Пухрайан, сошли с рельсов 14 вагонов пассажирского поезда, следовавшего по маршруту Индор - Патна. В результате погиб 151 человек и еще порядка 200 человек пострадали. По предварительным данным, причиной катастрофы стало повреждение рельса.

25 ноября 2016 года близ железнодорожной станции Хафт Хан (Иран) пассажирский поезд, следовавший из Тебриза в Мешхед, остановился по неустановленной причине, после чего в него врезался другой пассажирский состав. В результате пять вагонов сошли с рельсов, два вагона загорелись. Погибли не менее 36 человек, еще около 70 человек пострадали.

21 января 2017 года в Индии скоростной пассажирский поезд-экспресс Hirakhand, следовавший из Джагдалпура в Бхубанешвар, сошел с рельсов близ станции Кунеру (округ Визианагарам, штат Андхра-Прадеш). Опрокинулись тепловоз и девять вагонов. В результате катастрофы и возникшей в вагонах давки погиб 41 человек и 68 получили ранения.

Вечером 11 июля 2007 в Амурской области на перегоне между станциями Уруша и Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги во время движения товарного поезда с углем, следовавшего в Восточном направлении, произошел отрыв 12 хвостовых вагонов. Вагоны сошли с железнодорожного полотна и перевернулись. Было разрушено 300 метров железнодорожного полотна в обоих направлениях, повреждена одна опора линии элетропередачи, движение по Транссибирской магистрали в западном и восточном направлениях было остановлено.

12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке Узуново - Богатищево произошел подрыв поезда Грозный-Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью тогда обратились 42 человека, пятеро из них, в том числе ребенок, были госпитализированы. По заключению взрывотехников ФСБ РФ, на пути следования поезда сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

24 декабря 2003 года на железнодорожном перегоне Тулун-Утай (Иркутская область) произошло столкновение поезда, следовавшего рейсом по маршруту Владивосток-Новосибирск с оказавшимся на переезде грузовым автомобилем КамАЗ. Погибли три человека.

18 декабря 2003 года на 86 км железнодорожного перегона Ищерская-Стодеревская Северо-Кавказской железной дороге (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава №2503 сработало взрывное устройство. Пострадавших нет, частичные повреждения получили тормозная система локомотива.

5 декабря 2003 года недалеко от центрального вокзала г. Ессентуки (Ставропольский край) в пассажирском поезде, следовавшем рейсом по маршруту Кисловодск-Минеральные Воды, было приведено в действие заложенное в вагоне взрывное устройство мощностью, эквивалентной 30 кг тротила, и начиненное металлическими предметами. По данным Южного регионального центра МЧС РФ, погибли 44 человека, позже скончались в больнице три человека, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

1 апреля 2002 в Москве вблизи Ярославского вокзала произошло столкновение пассажирского поезда Москва - Хабаровск с маневровым тепловозом. В результате столкновения у тепловоза оторвало колесную пару. Погибших нет. За медицинской помощью, по данным МПС, обратились 22 человека. После аварии движение поездов на ярославском направлении не прерывалось.

11 ноября 2002 года четыре человека погибли и несколько человек получили ранения в результате аварии электропоезда на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга. Электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры.

25 сентября 2001 года 16 человек получили ранения в результате схода с рельсов шести вагонов и локомотива пассажирского поезда номер 191 Ростов-Баку. Авария произошла на перегоне Мечетенская-Атаман в 130 километрах юго-восточнее Ростова-на-Дону. По сообщению пресс-службы МПС РФ, специалистами Северо-Кавказской железной дороги установлено, что неизвестными злоумышленниками было снято 25 метров рельсов пути.

9 декабря 2001 года произошло столкновение товарных составов на станции Гонжа Забайкальской железной дороги в Амурской области. Грузовой поезд столкнулся со стоявшим на путях товарным поездом, из-за чего четыре хвостовых вагона первого поезда сошли с рельсов. В результате катастрофы погибли два человека.

В ночь на 26 января 2000 года произошло столкновение поездов на перегоне Торбино-Мстинский мост (Октябрьская железная дорога). В пассажирском поезде, который столкнулся с товарняком, ехало 139 человек. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека были госпитализированы. Все пассажиры отправлены электропоездом в Санкт-Петербург.

Крупная железнодорожная авария произошла 4 апреля 1999 года в Мордовии: в районе станции Воеводское на 642-м километре Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов товарный поезд Сызрань-Рузаевка. В результате аварии, произошедшей из-за износа железнодорожного полотна, пошли под откос 12 вагонов, груженных легковыми автомобилями ВАЗ, две платформы и вагон-теплушка перевернулись. Повреждено около 250 метров полотна, 150 метров контактной линии. Человеческих жертв нет.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново-Тальменка Кемеровской железной дороги четыре вагона-цементовоза отцепились от состава и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. Погибли 17 и пострадали 44 пассажира электропоезда.

9 февраля 1995 года пассажирский поезд "Москва - Киев" из-за неисправности электровоза совершил вынужденную остановку на перегоне Сухиничи - Живодовка (267-й километр участка Калуга - Брянск Московской железной дороги). Состав покатился вниз и столкнулся с локомотивом стоявшего сзади поезда Москва - Хмельницкий. В результате удара четверо пассажиров последнего вагона погибли на месте аварии, еще 11 пассажиров были доставлены в больницу города Сухиничи.

20 июля 1995 года на железной дороге около Сергача Нижегородской области (Горьковская железная дорога) столкнулись два встречных поезда: почтово-товарный и грузовой. Произошел взрыв трех цистерн со сжиженным газом. Погибли шесть человек, около 20 были ранены.

Крупная железнодорожная катастрофа произошла 8 августа 1995 года в Краснодарском крае. Через железнодорожный перегон Тихорецк - Кавказская (Северо-Кавказская железная дорога) проследовал товарный сборный состав из 31 вагона, следовавший из Ростова в Баку. Не дойдя двух километров до станции Кавказская, состав потерпел крушение, 16 вагонов сошли с рельсов. Среди опрокинувшихся вагонов оказалось четыре цистерны с перекисью водорода и две с бензином, их содержимое вспыхнуло. В результате крушения два с половиной километра железнодорожного пути оказались выведенными из строя.

28 апреля 1994 года в Башкирии в 180 километрах юго-восточнее Уфы произошла железнодорожная катастрофа. Из-за нарушения начальником станции Тирлян правил эксплуатации железнодорожного транспорта, допустившим следование поезда на красный светофор, на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов. В результате столкновения погибли два человека.

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. В результате столкновения четыре первых вагона электрички перевернулись. В катастрофе погибли 20 человек.

8 декабря 1993 года на территории Саратовского отделения Приволжской железной дороги прогремел мощный взрыв. В результате ошибки сцепщика при формировании грузового состава сошли с рельсов и опрокинулись маневровый тепловоз, пять цистерн с бензином, четыре цистерны с аммиаком и две платформы с железобетонными конструкциями. Вслед за этим произошло возгорание и взрыв двух цистерн с бензином и цистерны с аммиаком. Погиб машинист локомотива.

3 июня 1989 года у железнодорожной станции Улу-Теляк Иглинского района Башкирии произошел разрыв трубы газопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье" с последующим взрывом углеводородно-воздушной смеси, эквивалентным взрыву 300 тонн тротила. Возникший при этом пожар охватил территорию около 250 гектаров. Катастрофа произошла в момент входа в зону загазованности двух пассажирских поездов - N211 и N212, следовавших из Адлера в Новосибирск и из Новосибирска в Адлер с 1284 пассажирами и 86 членами поездных бригад. Взрывом были разрушены 37 вагонов и два электровоза, при этом семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри. Ударной волной были сброшены с путей 11 вагонов. Погибли 575 человек, травмы получили 623.

Самые поразительные крушения поездов, случившиеся в разных уголках нашей планеты:

1. Поезд пролетел через веранду после того, как у него отказали тормоза

Вокзал Монпарнас (Gare Montparnasse), являющийся одним из шести крупнейших железнодорожных терминалов Парижа, стал печально известным 22 октября 1895 года благодаря схождению с рельсов экспресса Гранвилль-Париж (Granville-Paris Express), который переехал упорный брус. Локомотив проехал вдоль всей станции, длина которой составляла 30 метров, пробил стену толщиной в 60 сантиметров, вылетел через веранду из здания и упал носом на улицу де Ренн (de Rennes), находившуюся в 10 метрах под верандой. Двое из 131 пассажира, а также пожарный и два кондуктора получили ранения. Единственной жертвой этого крушения оказалась женщина, которая во время крушения находилась внизу, на улице, и которая была убита упавшим куском стены. Несчастный случай произошёл из-за тормозов Вестингауза (Westinghouse), которые не сработали, а также по вине машиниста, который хотел успеть нагнать то время, на которое он опаздывал. На кондуктора наложили штраф в размере 25 франков, а на машиниста штраф в 50 франков.

2. Самое смертоносное крушение высокоскоростного поезда


Крушение поезда в немецкой деревне Эшеде (Eschede) стало самой смертоносной катастрофой с участием высокоскоростного поезда. Оно произошло 3 июня 1998 года возле деревни Эшеде в районе Целле (Celle), входящем в состав Нижней Саксонии, Германия. В результате крушения погиб 101 человек и 88 человек получили ранения. Эта катастрофа превзошла по количеству жертв крушение поезда при Далерау (Dahlerau), произошедшее в 1971 году, и стала самым смертоносным несчастным случаем в истории Федеративной Республики Германия. Причиной крушения стала одна небольшая трещина в одном колесе, которое, наконец, отказав, вызвало сход поезда с рельсов на переключении рельс. Сильное разрушение поезда было вызвано столкновением с автомобильным мостом, которое произошло после того, как поезд сошёл с рельсов.

3. Самое фатальное крушение поезда в мире, произошедшее по причине того, что поезд ударило цунами


Крушение поезда на Шри-Ланке в 2004 году, вызванное цунами, стало железнодорожной катастрофой с самым большим количеством жертв за всю историю. Крушение произошло, когда цунами разрушило переполненный пассажирский поезд на прибрежных железнодорожных путях Шри-Ланки. Цунами, образовавшееся в результате землетрясения в Индийском океане 2004 года, унесло самое большое количество жизней за всю историю железной дороги. Погибло более 1700 людей, что намного больше, чем в результате предыдущей железнодорожной аварии.

Поезд, известный под названием «Королева Береговой Линии» (Queen of the Sea Line), был обычным пассажирским поездом, циркулировавшим между городами Коломбо (Colombo) и Галле (Galle). В воскресный день 26 декабря 2004 года он выехал из Коломбо примерно в 6:55 утра, перевозя около 1000-1500 заплативших пассажиров и неизвестное количество «зайцев».

В 9:30 в пляж в деревне Пералья (Peraliya), недалеко от Телватты (Telwatta), ударила первая из огромных волн, образовавшихся в результате землетрясения, произошедшего незадолго до этого у берегов Суматры, Индонезия. Поезд остановился из-за того, что вокруг него поднялась вода. Сотни местных жителей посчитали, что поезд хорошо держится на рельсах, и забрались на его крышу, чтобы их не смыло волной. Другие же встали рядом с ним, надеясь, что поезд примет на себя ударную волну. Волна затопила вагоны и вызвала панику среди пассажиров. Следующая, более большая волна подняла поезд и обрушила его на дома и деревья, расположенные вдоль рельсов, сметая всех, кто искал спасения за поездом. Восемь вагонов были настолько сильно забиты людьми, что открыть их двери было невозможно, и они быстро наполнились водой, в которой постепенно утонули практически все, кто был внутри, по мере того как волны накатывали одна за другой. По подсчётам, сделанным на основе состояния береговой линии, а также на основе отметки наибольшего уровня воды, высота волн цунами составляла от 7,5 до 9 метров над уровнем моря и от 2 до 3 метров над уровнем крыши поезда.

4. Угон поезда и последующая катастрофа от его столкновения с домом

Угон машин, грузовиков или мотоциклов вряд ли кого-то удивит, но вот угон целого поезда - это совсем другое дело. Об этом слышишь не каждый день. Вором стала 20-летняя женщина, которая работала уборщицей в Стокгольме. Она украла ключи от поезда, затем доехала на нём до конца путей на большой скорости и разбила его о дом после того, как поезд сошёл с рельсов и перемахнул через улицу.

К счастью, кроме женщины, чьё имя не разглашалось, никто не пострадал. Катастрофа случилась ранним утром, и в поезде ещё никого не было. В доме в момент столкновения также никто не находился.

Примечание: Позже было определено, что поезд не был угнан. Уборщица случайно запустила его, когда убиралась в кабине, и не смогла догадаться, как его остановить.

5. Поезд, который невозможно было остановить, вызвал обрушение моста


Железнодорожная авария в Луишеме (Lewisham) произошла примерно в 6:20 вечера 4 декабря 1957 года на обходной линии в Луишеме, Лондон. В густом тумане электрический поезд, направлявшийся в Хэйес (Hayes), остановился по сигналу под мостом, а следовавший за ним паровоз, направлявшийся в Рамсгит (Ramsgate), врезался в него. От этого столкновения мост обрушился на паровоз. В результате погибло 90 человек и 109 человек, получивших ранения, были госпитализированы. Мост пришлось полностью убрать, и до того, как железнодорожная линия под ним вновь стала работать, прошла целая неделя. Мост же был отстроен заново и введён в эксплуатацию только через месяц.
После двух судебных разбирательств машинист паровоза был признан невиновным по обвинению в убийстве. Министерство транспорта установило, что он не замедлил хода после того, как проехал два предупреждающих сигнала, поэтому он не мог остановиться уже после сигнала об опасности. В итоге, министерство транспорта пришло к выводу, что система автоматического предупреждения могла бы предотвратить столкновение.

6. Столкновение поездов в Индии


Крушение поезда в округе Фирозабад (Firozabad) произошло в Индии в 1995 году, когда два поезда - Калинди Экспресс (Kalindi express) и Пуршоттам Экспресс (Purshottam express) - столкнулись около Фирозабада. Пуршоттам Экспресс ударил Калинди Экспресс сзади, когда последний остановился из-за заклинивших тормозов, которые оказались в таком состоянии после того, как он сбил корову. Во время столкновения почти все люди спали. Около 200 человек погибло и ещё примерно 200 получили ранения.

7. Столкновение поездов, вызванное гонками на спор


Заголовок, написанный Уильямом Миддлтоном (William Middleton) для этого фото в своей книге «The Interurban Era», гласит:

«Два поезда железнодорожной компании «Фонда Джонстаун и Гловерсвиль» (Fonda, Johnstown, & Gloversville) опозорились после своего неуместного соревнования за место на железнодорожной станции в Гловерсвиле, Нью-Йорк».

8. Удивительное схождение поезда с рельсов с потерей только одной человеческой жизни

Трагедия произошла в умиротворённом живописном месте, в самом центре Озёрного Края (Lake District).

В холодный, дождливый февральский вечер 2007 года спокойствие фермы, находящейся неподалёку от крошечной деревушки Грэйриг (Grayrigg), было нарушено, когда Вёрджин Пендолино Экспресс (Virgin Pendolino London to Glasgow express), ехавший из Лондона в Глазго, сошёл с рельсов главной линии Западного Побережья (West Coast Main Line). Всего за несколько секунд восемь вагонов скоростного электропоезда «Class 390» сошли с рельсов, что привело к травмам 86 пассажиров и двух членов экипажа из тех 105 человек, которые на тот момент находились в поезде. Это произошло по причине того, что локомотив, ехавший со скоростью примерно 153 километра в час, сошёл с рельсов и утащил за собой вагоны поезда, которые раскидало по земляной насыпи.

В результате погиб только один человек - 84-летняя Маргарет «Пегги» Майссон (Margaret Peggy Masson), которая пережила само происшествие, но умерла позже в больнице.

Железнодорожный транспорт, по мнению общественности, считается наименее опасным. Большинство пассажиров отдали бы предпочтение именно ему, если вопрос длительности путешествия не считать основным. Хотя по статистике травматизм при авиаперевозках все же меньше. Все знают, что трагические аварии с поездами возможны, но все надеются, что с ними этого не произойдет. А тем временем неутешительное «первенство» среди всех пассажиров принадлежит

Аварии на железной дороге

Перевозки этим связаны с высокой концентрацией грузового или пассажиропотока. Чтобы обеспечить эффективность доставок, приходится уплотнять графики, увеличивать количество вагонов в составах. Это приводит к дополнительным нагрузкам на железнодорожные пути, полотно под ними, несущие конструкции. Увеличивается износ составов, локомотивов, регулирующего и диспетчерского оборудования. Нагрузки на управляющий и обслуживающий персонал железной дороги также растут. Все берется во внимание, вроде бы происходит с соблюдением нормативов, но аварии с поездами все-таки случаются.

У каждого крушения своя история, причины, последствия. Сход состава с рельсов, повлекший его опрокидывание, редко обходится без человеческих жертв. Травм и увечий избежать невозможно. Это связано с конструктивными особенностями вагонов, принципами размещения в них пассажиров, их отношением к возможности возникновения ситуаций, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью. В то же время трудно представить, как можно эффективно повысить безопасность пассажиров. Сход состава с рельсов и опрокидывание вагона - это аварии, подготовиться к которым невозможно. Единственно верное решение - комплекс мероприятий для снижения рисов их возникновения.

Технические причины

Как выясняется, расписать на бумаге это проще, чем воплотить. Одна из основных причин - это техническое состояние железнодорожных путей. Не секрет, что основная масса их была проложена несколько десятилетий назад. С тех пор увеличились скорости и нагрузки. Но менять пути под новые условия или прокладывать новые нет возможности. Это связано с серьезными затратами. В лучшем случае проводится частичная замена полотна на участках с наиболее выраженным износом.

То же самое можно сказать и о Техника также изнашивается, происходит неизбежно. Поэтому аварии с поездами неизбежны, но нужно стараться их не допускать. Но как? Если без замены изношенной детали двигателя состав не тронется, то с выработкой на колесных парах он еще поездит. Такой подход отчасти оправдан - не останавливать же массово перевозки. Приходится уделять больше времени осмотрам и дополнительному техническому обслуживанию. Но от этого вагоны не становятся новее.

Человеческий фактор

Аварии и крушения по этим причинам не поддаются прогнозированию. Но одно дело, если крушение пассажирского поезда связано с объективными причинами. Человеческий организм - хоть и гибкая система, но он не железный. Проблемы со здоровьем могут быть и у диспетчера, и у машиниста. Не всякий медицинский осмотр может выявить эти риски.

Другой вопрос, когда причиной крушения является недобросовестное выполнение служебных обязанностей, халатность, грубое нарушение правил безопасности. Особенно показательны случаи, когда при расследовании причин аварий вскрываются факты пребывания на рабочем месте лиц в состоянии опьянения.

Как оправдать действия машиниста, пытающегося наверстать время опоздания в пути увеличением скорости на опасном участке? А ситуация, когда при наведении порядка в кабине уборщица смогла случайно привести в движение стоящий «под парами» локомотив и при этом на нем не оказалось ни одного специалиста, чтобы остановить его?

Гонки машинистов поездов за право первым въехать на станцию и игнорирование запрещающего сигнала семафора - верх цинизма по отношению к пассажирам. Неподготовленность поездных бригад к устранению последствий пожара и частый некомплект средств для их тушения может иметь печальные последствия даже без факта крушения поезда. Вышеперечисленные ситуации - это далеко не полный перечень халатного отношения к служебным обязанностям на объектах транспорта с повышенным риском для жизни.

Фатальные аварии: крушения поездов

Трудно сравнивать тяжесть последствий катастроф, если при этом были человеческие жертвы и большое число травмированных пассажиров. Но, чтобы понять, какую опасность представляет авария на железной дороге, нужно помнить хотя бы о некоторых из них. Так, авария в Красноярском крае 1958 года случилась при столкновении двух грузовых поездов, перевозивших нефтепродукты в цистернах. Причина - неисправность семафора. На параллельном пути тогда стоял Пожар после взрыва привел к смерти более 60 человек.

Ростовская область, 1987 год. Тогда перед станцией не смог сбавить ход, а после и экстренно затормозить локомотив грузового поезда. Были нарушены правила техники безопасности, как результат - столкновение со стоящим возле перрона пассажирским составом. Итог крушения: более 100 человек погибли и еще большее количество получили серьезные травмы.

Уфа, 1989 год. Утечка на магистральном трубопроводе привела к взрыву облака его испарений. Это произошло в непосредственной близости от путей, по которым в то время проходили два пассажирских состава. Крупнейшая в СССР катастрофа тогда унесла жизни почти 600 человек.

Аварии с поездами в сновидениях

Как ни странно, человеческий мозг даже в отсутствие упоминаний о железнодорожных путешествиях в некоторых случаях способен воспроизводить их в подсознании. Причем, как утверждают исследователи, сновидения с крушениями поездов могут носить и предупреждающий характер. Пока нет возможности ни подтвердить, ни опровергнуть, что такие видения могут носить пророческий характер. Однако есть смысл хотя бы задуматься о причинах их возникновения.

Авария на железной дороге, увиденная во сне, может символизировать о необходимости соблюдать осторожность и быть готовым к любым неожиданным ситуациям. В первую очередь, как утверждают специалисты, это касается финансовых вопросов. Если в видениях человек оказывается в эпицентре катастрофы, но при этом все складывается благополучно - есть предпосылки в реальной жизни выбраться из серьезной ситуации без существенного урона. Если избежать ущерба все же не удалось - такой сон может предупреждать о легкомыслии и неосмотрительных поступках, которые, скорее всего, заранее обречены на провал.

6 ноября 1986 года на станции Користовка столкнулись два пассажирских поезда. Несколько вагонов разбило вдребезги. Пострадали около полутора сотен человек, 44 погибли. К этой дате мы собрали воедино рассказы о самых кровавых катастрофах в истории железных дорог.

Фото: http://www.parovoz.com
2013-11-06 17:15

СССР, 1986 год. 44 погибших, 100 раненых

6 ноября 1986 года на станции Користовка Одесской железной дороги произошло крушение пассажирских поездов № 635 Кривой Рог — Киев и № 38 Киев — Донецк. В результате крушения оказались повреждены локомотивы обоих поездов, разбиты несколько пассажирских вагонов. Погибли 44 человека, ранены 100 человек, из них 27 тяжело.

По официальной версии, машинист поезда № 635 и его помощник заснули на рабочих местах, проигнорировали запрещающий сигнал семафора и лоб в лоб столкнулись с поездом № 38. В ходе следствия они полностью признали свою вину и получили 15 и 12 лет лишения свободы. Помимо этого, суд предписал взыскать с них за материальный ущерб 348 тысяч 645 рублей в равных долях.

Есть и другая версия — в крушении поездов и гибели людей виновата дежурная по станции Користовка. Якобы она, зная, что поезд № 38 опаздывает, решила принять поезд № 635. В то же время 38-й поезд догнал расписание и въезжал на станцию по тому же пути с другой стороны. Запрещающего сигнала не было. После столкновения дежурная по станции пыталась броситься с моста, но её удержали — она была матерью троих детей. Счётчик переключений сигналов сбросили, а крайними сделали локомотивную бригаду 635-го поезда.

Испания, 2004 год. 192 погибших. 2050 раненых

11 марта 2004 года в Мадриде в утренний час пик в пригородных электропоездах прогремело четыре мощных взрыва. Террористы-смертники, которые ехали в разных поездах, таким образом хотели добиться максимального количества жертв. Теракты были тщательно продуманы: они были проведены за три дня до парламентских выборов в Испании и ровно через 911 дней после атаки на США 11 сентября 2001 года («9/11»). Как оказалось, диверсию совершили радикальные исламисты, близкие к «Аль-Каиде». В результате взрывов погибли 192 человека из 17 стран мира, более 2050 были ранены.

Иран, 2004 год. 295 погибших. 460 раненых

18 февраля 2004 года в Иране, в районе села Хайям, сошли с рельсов вагоны с опасным грузом: серой, бензином, нитратными удобрениями и хлопком. На аварию пришли посмотреть множество зевак из деревни, журналисты и даже политики, которые решили на этом несчастном случае поднять себе рейтинги. Из-за сильной жары от пламени взрывоопасные вагоны сдетонировали. Эксперты потом оценили мощность взрыва в 180 тонн в тротиловом эквиваленте. В результате село Хайям было разрушено, а сам взрыв слышали даже в 70 километрах от эпицентра. Из-за взрыва погибли 295 человек и ещё 460 человек получили ранения.

Египет, 2002 год. 380 погибших

20 февраля 2002 года в Египте обычная поездка по маршруту Каир — Луксор обернулась настоящей трагедией для пассажиров. В районе города Аль-Айят один из вагонов третьего класса загорелся. Из-за того, что машинист не сразу заметил пламя, он проехал ещё 10 километров. В это время, на скорости, пламя начало разрастаться всё сильнее и сильнее, захватывая последующие вагоны. Таким образом огонь уничтожил семь вагонов. Жертвами катастрофы стали более 380 человек, несколько сотен получили ожоги и ранения.

Шри-Ланка, 2004 год. 1750 погибших

26 декабря 2004 года произошло самое масштабное крушение поезда в истории железнодорожного транспорта. Оно произошло по вине печально известного цунами, который обрушился на побережье Шри-Ланки. В момент, когда пассажирский поезд стоял, ожидая зелёного сигнала семафора у деревушки Пералия, с океана на берег обрушилась гигантская волна цунами, которая смела с железнодорожных путей огромный состав, находившийся в 10 метрах от берега. 80-тонный тепловоз был отброшен на 50 метров, а 30-тонные вагоны разбросало по окрестностям. Два вагона унесло в океан. Лишь на третий день спасатели смогли подобраться к поезду. В катастрофе из 1900 человек, находившихся в поезде, выжили не более 150.

Япония, 2005 год. 107 погибших, 562 раненых

25 апреля 2005 года в Японии скоростной поезд отставал от графика, поэтому машинист решил рискнуть и превысил скорость до 116 км/ч на опасном повороте, где максимально разрешённой скоростью было 70 км/ч. В результате поезд сошёл с рельсов и врезался в здание паркинга недалеко от станции Амагасаки. Два первых вагона от удара были буквально расплющены, остальные тоже оказались сильно повреждёнными. В поезде находились около 700 человек, из них 107 погибли, 562 получили ранения.