Конспект нод вычитание старшая группа. Конспект занятия по развитию математических способностей в старшей группе «Туфелька Золушки. Приёмы для мотивирующего начала занятия
Эльвира Чуксина
Конспект занятия в старшей группе «Сложение и вычитание»
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Математическое развитие»
Тема : «Сложение и вычитание »
Программные задачи :
1)Закрепить представления детей о сложении и вычитании , тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + и - .
2)тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
3) развивать внимание, память,речь, воображение, навыки самоконтроля, мелкую моторику рук;
4) воспитывать желание выполнять действия, идти к поставленной цели, начатое дело доводить до конца.
Предварительная работа,закрепить счёт до 10, свойства фигур, работа в учебнике – тетради «Игралочка – ступенька к школе» ,ч. 3.
Материалы и оборудования : игрушка Зайка, карточки «плюс и минус» , 3 больших зелёных квадрата и 2 маленьких синих квадрата, счетный материал : на каждого ребенка по 5 яблок и один ежик.
Ход работы:
Воспитатель :- Ребята, сегодня мы с вами поговорим…
(стук в дверь,
Кто это? (входит Зайка, плачет) .
Воспитатель : - Зайка, что ты плачешь? Ребята, Зайка прошептал мне на ушко, что так торопился к вам в гости, что упал и у него в голове все перепуталось, он нес вам показать какие-то странные знаки чтобы вы ему помогли разобраться что это, а так как Зайка все перепутал он боится, что вообще ничего не сможет понять! (плачет) .
Воспитатель, - Ребята, может, поможем нашему Зайке разобраться что у него за знаки? (Ответы детей.)
Сможете?
Ребята, вы знаете эти знаки? (Воспитатель показывает детям «плюс» , «минус» .)
Как они называются? (плюс и минус)
Молодцы ребята! – А как нам помогает знак +? Что мы можем с его помощью сделать? («Плюс» помогает прибавить одно число к другому.)
А что делает знак «-» ? («Минус» помогает одно число отнять от другого.) - Молодцы, правильно!
Воспитатель : Зайка, ты понял, что это за знаки? (Да.)
Ребята, давайте мы с вами сначала Незнайке покажем, как прибавлять предметы друг к другу?
Дети, посмотрите, перед вами лежат 5 квадратов, посмотрите внимательно на них и скажите, какие у них отличия?
(3 больших зелёных квадрата и 2синих квадрата маленьких.)
По какому признаку вы разделили фигуры? (По цвету; по размеру)
Назовите части. (Одна часть – это 3 большие фигуры, другая часть – это 2 маленьких фигуры.)
Воспитатель раздаёт детям лист, где дети последовательно рисуют в мешках сначала 3 больших зелёных квадрата (контур, потом 2 синих маленьких квадрата (контур) и их сумму : + = + = Дети располагают карточки 3, 2, 5 над соответствующими мешками. Воспитатель дублирует действия детей на доске :
Какой знак надо поставить между числами 3 и 2, чтобы показать, что эти части надо сложить ?
(между числами 3 и 2 надо поставить знак +.)
- Сложенные вместе части равны целому (Да.)
Значит, какой знак надо поставить между суммой чисел 2+3 и числом 5? (Знак «=» .)
Прочитайте запись, которая у вас получилась. (3+2=5.)
Что должно лежать в большом мешке при вычитании ?
(Целое – все фигуры.)
Какую часть фигур возьмём сначала?
(например, 3 больших квадрата.)
Какая часть фигур останется? (2 маленьких квадрата.)
Сделайте рисунок.
Воспитатель :- Зайка, ты все понял, для чего нужны знаки «плюс и минус» ?
Зайка говорит мне, что он все понял, «плюс» нужен для того что бы прибавлять, а «минус» для того что бы отнимать, правильно ребята? (да) .
А теперь давайте немножко отдохнем и проведем с вами физкультминутку :
Вот помощники мои (Руки вперед) .
Их как хочешь поверни. (Вращаем руками.)
Покрутили, повертели (Крутим, вертим руками в разные стороны)
И работать захотели. (Сжимаем руки в замок)
Раз, два, три, четыре, пять, (Считаем пальцы на руках)
Все умеем мы писать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим, (Складываем ладошка к ладошке за спиной)
На носочках выше, выше, (высоко поднимаемся на носочках)
И спокойнее подышим. (Глубоко дышим) (2 раза)
Молодцы, садитесь за столы!
– У каждого из вас, посмотрите, лежит по 5 яблок, и один ежик, сейчас вам Зайка, будет давать задания, а вы выполнять, только слушать нужно очень внимательно, иначе ничего у нас с вами не выйдет!
1-ое задание :
- Ёжику на иголки положите 5 яблок, пока он полз домой, потерял 2 яблока, ребята, сколько у ежика на иголках осталось яблок? (у ежика на иголках осталось 3 яблока) .
Молодцы!
Ребята, в такой ситуации какой можно поставить знак «плюс» или «минус» ? (минус) . - Почему? (Потому что ежик терял яблоки по дороге.)
Молодцы! Правильно!
2-ое задание :
Ежик очень расстроился, что потерял яблоки по дороге и решил вернуться и найти потерянные яблоки, вот он полз и нашел сначала 2 яблока, и у него стало сколько яблок? (теперь у ежика 3 яблока, дальше полз и нашел еще одно яблоко, сколько сейчас стало у ежика яблок? (у ежика 4 яблока) . –
Ребята, а сейчас какой использовался знак? («плюс» ).
Молодцы! Правильно!
Ребята, но ежик дополз до того места откуда он начинал свою дорогу, и яблок больше не нашел, сколько ему не хватает яблок? (одно яблоко)
– А почему одно яблоко не хватает? (Потому что, когда ежик начинал свой путь, у него было 5 яблок, а сейчас 4 яблока.)
Что нужно сделать, как вы думаете? (Добавить одно яблоко.)
А где мы его возьмем, если его нет? (Нарисуем.) - Хорошо! Давайте! 3-ие задание : Работа в учебнике- тетради («Игралочка - ступенька к школе» ,Ч. 3) №2,с. 33 «Подбери знак. Как найти целое? Как найти часть?» Воспитатель рассказывает, что иногда в книжках случаются опечатки. - Как вы понимаете это слово? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет : бывает, что в книжке вместо одной буквы печатают другую, вместо одного слова - другое. А бывает, что какая-то буква, слово или знак пропускается. Воспитатель предлагает детям посмотреть задание.
Как вы думаете, что здесь пропущено (Знаки + или - .)
Какое задание нам нужно выполнить? (Надо вставить пропущенные знаки.)
Воспитатель предлагает рассмотреть первую строчку.
Что является целым? (Два круга и три треугольника.)
Что является частями?
Почему вы думаете, что два круга и три треугольника - это целое?
(Потому что целое всегда больше частей, из которых оно состоит.)
Воспитатель уточняет : в результате выполненного действия получилось целое.
Какое действие выполнялось? (Сложение .) Дети пишут знак + в пустой клетке. - Назовите целое и части во второй строчке.
Какое действие выполнялось если в результате получилась одна из частей? (Вычитание .) Дети пишут знак «-» в пустой клетке
Зайка :
Молодцы, ребята, вы все помогли мне понять и запомнить! Большое вам спасибо! Теперь я могу возвращаться обратно к себе домой! До свидания ребята!
Воспитатель :
Ребята, а теперь давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались?
Кто приходил к нам в гости?
Что такое «плюс и минус» ?
Если мы прибавляем, то какой нужен знак?
А если отнимаем? Что вам было трудно? Воспитатель говорит детям, что у них уже многое получилось, потому что, помогая другим, они научились считать, складывать и вычитать .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики»
на тему: «Вычитание. Знак минус»
Воспиатель:
Елховенкова Олеся Викторовна
- Организационный момент
Познакомиться с действием вычитание, со знаком «-».
Педагогическая цель: Познакомить со знаком вычитания. Научить составлять и записывать истории, в которых происходит уменьшение. Упражнять в отсчёте заданного числа камешков и счёте любого числа.
Описание форм и методов:
Ребята, сегодня к нам в группу принесли письмо. Давайте посмотрим от кого это письмо и о чем в нем говорится. (читаю письмо) «Здравствуйте, ребята старшей группы «Одуванчики». Пишет вам Буратино. Дорогие ребята, обращаюсь к вам с просьбой. Я в книжке прочитал о том, что существует знак «минус». А что это означает этот знак и как он записывается я не знаю. Помогите пожалуйста мне разобраться что же это за такой интересный знак.» Ребята, поможем Буратино?
- Опрос учащихся по пройденному материалу:
Цель, которую должны достигнуть дети: Вспомнить счёт в пределах 10; состав числа 10.
Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей. Закрепить навыки счёта. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Описание форм и методов:
Я приглашаю вас пройти на ковер и поиграть в игру «Продолжи счёт». Я бросаю мяч и называю число, а вы должны продолжить счёт. (Бросаю мяч всем детям по очереди)
А сейчас следующее задание «Рассели жильцов». Для этого вам нужно разделиться на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Посмотрите на домики и скажите какая цифра живёт в ваших домах (10). Подумайте, из каких чисел она состоит и расселите карточки с точками в окошечки домов. А теперь поменяйтесь домиками и проверьте друг у друга по образцу.
- Изучение нового учебного материала.
: Познакомиться с действием вычитание, со знаком «-». Научится придумывать истории на уменьшение. Научиться отсчитывать заданное число камешков.
Педагогическая цель : Познакомить с действием вычитание, со знаком «-». Упражнять в умении придумывать истории на уменьшение количества. Упражнять в отсчёте заданного числа камешков и счёте любого числа. Заинтересовать детей в решении проблемной задачи, настроить на интеллектуальную деятельность.
Описание форм и методов:
Ребята, послушайте истории и скажите, что в них происходит. Чтобы легче вам было сделать вывод по историям, предлагаю воспользоваться камушками.
- У дома сидело 5 кошек, потом 1 кошка ушла. Больше или меньше стало кошек? (Дети рассуждают)
- У Сережи было 8 конфет. 3 конфеты он отдал Кате. Увеличилось или уменьшилось количество конфет у Сережи? (Дети рассуждают)
- У Оли 7 шариков, 4 шарика Оля подарила Свете. Увеличилось или уменьшилось количество шариков у Оли? (дети рассуждают)
Ребята, давайте с вами подумаем, что же происходило во всех историях? (ответы детей) Во всех историях происходило уменьшение количества. Ребята, в математике такое действие называется вычитанием. Вычитание обозначается знаком «-». Давайте мы с вами нарисуем знак минус в тетрадях.
Ребята, а теперь попробуйте вы сами придумать истории, в которых работал бы знак «-». (дети рассказывают истории, воспитатель на языке математики записывает их).
ФИЗМИНУТКА
Ребята, а сейчас я буду рассказывать вам истории, а вы внимательно послушайте и решите, какой знак работает в каждой из историй.
- На цветке сидело 3 бабочки, к ним прилетели еще 5. Увеличилось или уменьшилось количество бабочек на цветке? (Ответы детей)
- У Вани было 6 машин, 2 машины Ваня подарил Коле. Больше или меньше стало машин у Вани? (ответы детей)
- У Даши было 9 шоколадок. 3 шоколадки она дала маме? Увеличилось или уменьшилось количество шоколадок у Даши? (ответы детей)
Молодцы, ребята! Вы все внимательные, все правильно показывали карточки.
- Закрепление учебного материала
Цель, которую должны достигнуть дети : Вспомнить и проговорить полученную информацию о знаке минус, о вычитании.
Педагогическая цель : Создать условия для закрепления полученной информации.
Описание форм и методов:
Работа в пособии «Моя математика», стр. 28.
Ребята, с каким знаком мы сегодня познакомились, что он обозначает?
Что вам было трудно?
Что легче было сделать?
Что вам больше всего понравилось?
Ребята, предлагаю вам дома с родителями придумать истории, в которых работал бы знак «-».
Анна Сахарова
Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание»
Обучающие задачи :
1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части .
2. Познакомить со знаком «-» .
3. Расширять представления о геометрических фигурах, их свойствах.
Развивающие задачи :
1. Развивать диалогическую речь .
2. Развивать внимание , логическое мышление, память.
3. Развивать познавательную активность, любознательность.
Воспитательные задачи :
1. Формировать навыки сотрудничества на занятии .
2. Формирование коммуникативных навыков.
3. Продолжать формировать навыки самооценки.
Ход занятия.
Ребята посмотрите кто это к нам пришел?Знак «-» он нас приглашает в гости, в страну Знаний в город Математику . Отправимся в путешествие? Кто там живет?
С одним жителем из этого города, знаком минус мы и будем путешествовать
Как он выглядит.? При появлении минуса что просходит? всё уменьшается, идет на убыль или совсем исчезает.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.
Ребята нам в стране Знаний поможет цветик – семицветик.
1 лепесток
«Соедини по точкам»
Если мы правильно и быстро выполним задание, то узнаем, на чем можно отправимся. (на ракете)
2 лепесток
«Сделайте пульт управления» (на столах карандаши и лист бумаги)
В середине нарисуйте круг.
В верхнем левом углу - квадрат.
В правом верхний углу - треугольник.
В нижнем левом углу - прямоугольник.
В нижнем правом углу - овал.
Воспитатель :
Все у нас готово к полету : есть ракета, пульт управления.
Приготовьтесь к запуску ракеты. 1 команда девочек считает до 20, а 2 команда мальчики от 20 обратно. (счет прямой и обратный)
3 лепесток
Истории, в которых участвует минус тоже можно записывать числами.
На столе лежало семь яиц. Мышка бежала, хвостиком махнула, пять яиц упало и разбилось. Сколько яиц осталось на столе? (правильно два)
А записывается это так
А теперь ребята, я запишу примеры, а вы придумаете и придумайте к ним истории.
Дети рассказывают свои истории (по желанию)
Назови соседей числа 8, 10, 15
Назови предыдущее число : к числам 5, 9, 13
Назови последующее число : к числам 4, 19, 11
Назови однозначные числа
Назови двузначные числа
Молодцы, с этим заданием стравились. Ну, что отправляемся дальше?
4 лепесток
Назови плоские геометрические фигуры :
круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, овал, прямоугольник, восьмиугольник,
Какие 2 фигуры можно убрать из этой группы (почему)
Круг и овал – эти фигуры не имеют углов.
Какие ещё фигуры являются лишними? (треугольник и восьмиугольник)
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – место сесть опять.
5 лепесток
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке .
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
Три зайчонка, пять ежат
Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
6 лепесток
Задание на смекалку
Сколько ушей у 3 мышей?
Сколько хвостов у 5 котов?
Сколько голов у 4 коров?
7 лепесток
Ну вот и последний лепесток остался. Послушайте загадку.
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт :
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)
Если правильно установить время, то мы с вами вернемся снова в нашу группу
А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?
Возьмите часы и установите на них 11 часов ровно.
Итог :
а теперь дружно делаем обратный отсчет. (Обратный счет от 5 до1)
Чтобы мягко приземлиться, давайте скажем волшебные слова :
Лети, лети ракета
На запад, на восток
Считая километры,
прибывая в срок.
Вот мы и дома.
Вам понравилось путешествие?
А что это за сундучок? Да это знак "-" прислал вам наклеечки за
выполненные задания.
Публикации по теме:
Конспект для занятия по развитию элементарных математических представлений (20–25 минут) (2 год обучения, 2 квартал) Конспект для занятия по развитию элементарных математических представлений (20-25минут) (2год обучения, 2 квартал) Тема: «Понятия «длинный.
Конспект интегрированного занятия по математике (формирование математических представлений) для старшей группы Цель: Учить считать до 8; закрепить дни недели, названия геометрических фигур (овал, круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) Программные.
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений для детей I младшей группы. Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений для детей I младшей группы. Образовательные области: «Познание» «Коммуникация».
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений по программе «Развитие» в подготовительной группе МАДОУ МО г. Нягань "Д/с №8 "Росинка" Исполнитель Чупина Зульфира Габдулловна Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений.
Конспект ООД по развитию математических представлений логопедической подготовительной группе Программные задачи: Обобщить знания, полученные в течение года. Закрепить умение составлять арифметические задачи и записывать их решение.
Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с названиями основных геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребята должны «узнавать» и их не только в виде вырезанных из картона фигурок, а и вокруг себя, в повседневной жизни. А также им очень нравится решать увлекательные математические задачки, а их решение записывать с помощью знаков и цифр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП)
в старшей группе
«Мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране «Математика»
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
- познакомить со знаком «минус» и цифрой «0»;
- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, воображение, навыки самооценки.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, желание помогать друг другу.
Демонстрационный материал: фланелеграф, 5 птичек, карточки-цифры, рисунки предметов: шарика, зайки, рыбки, вагона, мяча, ёлки, вагона, дома, коляски, телевизора, мяч.
Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат), карандаши на каждого ребёнка.
Ход занятия
Психогимнастика «Передай настроение»
Воспитатель: Ребята, протяните руки к солнышку, солнышко даст вам свое тепло и хорошее настроение. А теперь возьмите друг друга за руки и передайте свое хорошее настроение и тепло друг другу.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране «Математика». Чтобы оно было удачным необходимо помогать друг другу и быть внимательными.
Давайте подойдём к фланелеграфу. Кого вы здесь видите?
Сколько птичек сидит на верхней ветке? (5)
Сколько птичек сидит на нижней ветке? (Ни одной.)
Сколько птичек улетело с нижней ветки? (5)
Давайте составим задачу про птичек.
Задача: На ветке сидело пять птичек, а затем пять улетели. Сколько птичек осталось на ветке?
Дети: Ни одной.
Воспитатель: Ребята, если в задаче кто-то уходит, улетает, уезжает, то пишется знак «-». Послушайте стихотворение о знаке «минус».
Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
Я роль свою лишь выполняю.
На нижней ветке нет ни одной птички. Это можно записать цифрой 0.
Цифру ноль ты раньше знал:
Это круг или овал.
(Показ цифры- карточки.)
Давайте запишем решение задачи с помощью цифр и знаков.
(На доске выкладывается запись: 5 – 5 = 0)
С заданием вы справились. Молодцы!
А сейчас давайте поиграем.
Игра «Загадки и отгадки»
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца.
(Поросёнок)
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня,
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
Разных три имеет глаза.
Но откроет их не сразу.
Если глаз откроет красный:
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Жёлтый глаз – погоди,
А зелёный – проходи!
(Светофор)
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Ребята, походите по группе и найдите предметы, которые похожи на геометрические фигуры.
Дети: Двери, окна – на прямоугольник, крышки у стола – на прямоугольник, выключатели – на квадрат, книги – на прямоугольник, мячи – на круг и т.д.
Воспитатель: А сейчас пройдите и сядьте за столы. Назовите геометрические фигуры, нарисованные на карточках.
Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Воспитатель: Ребята, дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.
(Можно показать детям заранее заготовленные рисунки предметов: шарика, зайки, рыбки, вагона, мяча, ёлки, вагона, дома, коляски, телевизора.)
Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»
Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием. Предлагаю вам поиграть со мной.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
(Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.)
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Математика». Вам понравилось путешествие?
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор.
Тема: Сложение.
Цель:
- сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
- тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Материалы к занятию
Демонстрационный:
- 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
- Муляжи яблока и груши.
- Лист для работы воспитателя к заданию 3.1.
- Карточки для обозначения вагонов к заданию 5.1.
- Образец выполнения задания 5.2(а).
- Образец выполнения задания 5.2(б).
Раздаточный:
- Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному.
- Лист к заданию 3.1.
- Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию 5.1.
Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.
Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
В какие игры нельзя играть дома?
Почему?
Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее.
Воспитатель предлагает детям исправить положение.
Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)
Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу?
Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний
2.1. Игра «Разбитая ваза».
Дидактические задачи:
- Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
- Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.
Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.
Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.
После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:
На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)
Покажите одну часть, другую часть.
Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)
Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)
2.2.Игра «В магазине».
Дидактические задачи:
- Актуализировать представления о действии сложения групп предметов;
- Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.
Дети садятся на стульчике на ковер. Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет.
Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила.
Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)
Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.
Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты?
Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты?
Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке.
Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.)
Как вы думаете почему этого нельзя делать?
Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк.
Воспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили , соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).
3.Затруднение в игровой ситуации.
- Игра «Письмо бабушке».
Дидактические задачи:
- Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;
- Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
- Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы и работают на листке к заданию 3.1.
Воспитатель говорит, что брат и сестра хотят написать бабушке и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку.
Что мама купила Тане? (Грушу.)
Нарисуйте в одном маленьком мешке желтое яблоко.
Что мама купила Ване? (Яблоко.)
Нарисуйте зеленый треугольник в другом маленьком мешочке.
Что дети сделали потом? (Сложили все в мамин пакет.)
Воспитатель уточняет: части покупки сложили , объединили в одно целое.
Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.
Какой знак мы можем записать?
Надо подвести их к тому, что мы не знаем как записывается знак сложения.
Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того кто знает.)
4.Открытие нового знания.
4.1.Игра «Письмо бабушке» (продолжение).
Дидактические задачи:
- Уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
Кто знает такой знак?
После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешками знак + и говорит, что действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих тетрадях.
Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)
Нарисуйте яблоко и грушу в большом пакете.
Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске.
Воспитатель обращает внимание детей на два маленьких мешка со знаком между ними и на большой мешок.
В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, а во втором случае – части положили в один пакет и тоже получили целое.
Мы получили два целых.
Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)
Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках яблоко и груша и в одном большом мешке те же самые яблоко и груша.)
Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки.)
Какой знак можно поставить между маленькими мешками и большим? (Знак =.)
Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – в тетрадях.
Покажите части покупки.
Покажите целую покупку.
Воспитатель делает вывод :
- Знак плюс говорит о том, что части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);
- Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.
5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1.Игра «Трамвай».
Дидактические задачи:
- Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
- Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.
Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней поехать в другие магазины.
На чем можно ездить по городу?
Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.
Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.
Воспитатель раздает детям билеты.
На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.
Приехали. Наша остановка.
5.2.Работа в тетради.
Дидактические задачи:
- Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
№1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.
В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)
Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)
Это целая покупка или ее часть? (Часть.)
Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)
Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.
Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)
Как вы будете выполнять сложение?
Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.
Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)
Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)
Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.
№2.
Иногда козлики хотели одинаковый обед, иногда, как, например, в этот раз, каждый мечтал о своем обеде.
Что хочет получить на обед козлик, находящийся слева? (Арбуз и желтое яблоко.)
Что хочет получить на обед козлик, находящийся справа? (Дыню и красное яблоко.)
Как надо поступить, чтобы узнать, что нужно принести братьям – козликам на обед? (Надо сложить обе части обеда.)
Дети самостоятельно выполняют сложение.
6.Итог занятия.
Дидактические задачи : провести рефлексию деятельности на занятии .
Воспитатель собирает детей около себя.
Где вы сегодня побывали?
Что полезного сделали?
Какие новые знания дали вам возможность написать письмо бабушке, сесть в нужный трамвай, накормить козликов?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.