Антиутопия примеры в литературе. Что такое антиутопия в литературе? (кратко и понятно). О дивный новый мир

» Роман Янковский написал для ЦП колонку, в которой простым языком описал историю возникновения и принципы работы авторского права.

Как появилось авторское право

В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика). Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ. Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.

Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство - я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство. Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль). Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.

В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами. Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» - претору. Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.

Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий. Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения. А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).

Концепция авторских прав

Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли). Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором. Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).

Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее. О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) - произведение нельзя приписывать никому, кроме автора. Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.

Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.

Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход - авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться - самый простой из возможных. Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку. Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.

С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения. Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему. Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.

Доказывание первенства

Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство - опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.

Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.

Другой вариант датировать документ - нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса - устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии - и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.

Более серьезный вариант - депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле). В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.

Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом. То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам. Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

При таком буквальном толковании произведения - все, что создано автором - неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии. Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» - однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось). Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени». Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники). А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки. Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами. В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее. Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права - права авторства и праву на защиту от искажений. Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

Смежные права

Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.

Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.

Другое смежное право, которое тоже часто встречается - право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.

Защита прав

Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право - это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.

Представьте, что вы позвали друга в гости, ушли в магазин за пивом, а когда вернулись, он отказался вас впускать. У вас есть абстрактное право на жилище, возможно, даже право собственности на квартиру. Но для наряда милиции, который приедет разбираться с ситуацией, сыграет роль в первую очередь штамп в вашем паспорте: прописки будет достаточно, чтобы вскрыть дверь и выпроводить друга.

Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право - это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.

Развитие авторского права в России неразрывно связано с книгопечатанием. Из-за возникновения полиграфии книга стала товаром. Именно на этом этапе авторское право защищало интересы издателя. Книги печатали только государственные типографии.

Только в середине XVII века авторское право стало пересекаться с автором. Тогда оплата за труды авторов была в виде жалованья или в виде единовременного вознаграждения. А так же был так называемый «обмен». Эта «сделка» была упомянута в приказе Главного директора Императорских театров А.А. Нарышкина от 15 апреля 1803 г: «Господину генерал-майору Титову за сочинение им музыки для мелодрам «Андромеда и Персей», «Цирцея и Улисс» и для драмы «Суд царя Соломона» предлагаю конторе дать ложу в каменном театре в третьем этаже, на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно».

В Санкт-Петербурге в 1803г была создана Комиссия, которая утвердила Положение об установлении принципов и норм оплаты авторского труда.

«Цензурный устав» от 22 апреля 1828 г – это первый российский законодательный акт, который регулировал вопросы авторского права. Он содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг». Благодаря этому закону автор или переводчик книги имели «исключительное право использовать всю жизнь свое издание, а так же продавать». После смерти автора эти права переходили к наследникам на 25 лет.

В 1830г вследствие переработки появился закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей» . В 1845 и 1848 году были введены дополнения, а так же произведены изменения, и закон стал называться «О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств».

Декрет от 29 декабря 1917г «О государственном издательстве» был первым советским законом об авторском праве. Он происходит из того, что права авторов, которые возникли до Октябрьской революции, полностью сохраняются.

Декрет от 26 ноября 1918 года, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР, «О признании научных и художественных произведений государственным достоянием» гласил о государственной монополии на издание, размножение, распространение и публичном исполнение произведения. Были национализированы самые известные классические произведения российской музыки и литературы: 47 писателей и 17 композиторов.

10 октября 1919 года был издан Декрет СНК РСФСР «О прекращении силы договора на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства». В нем был принят ряд условий: обязательная письменная форма договора между издателем и автором; оплата труда и защита интересов авторов. Но в жизни это применялось крайне редко.

30 января 1925 года был принято постановление «Об основах авторского права» , которое приняли ЦИК и СНК СССР.

11 октября 1926 года был принят Декрет «Об авторском праве» , который был издан в исполнение Постановления ЦИК И СНК СССР. Этими же органами были утверждены новые «Основы авторского права» от 16 мая 1928 года, которые заменили закон 1925 года. Срок охраны после смерти теперь стал 15 лет.

После принятия Декларации о государственном суверенитете России, все законодательство сохранило свое действие.

Основы гражданского законодательства, которые были приняты в 1992 году, стали новаторским нормативным актом в авторском праве.

3 августа 1993 года был принят закон «Об авторском праве и смежных правах» . Сегодня является основой российского авторского права.

Общества и организации в России, посвященные авторскому праву.

  • 21 октября 1874 года было создано «Общество русских драматических писателей» во главе с А. Н. Островским. 1875 году организаторы стали принимать и композиторов. Поэтому организация получила название «Общество драматических писателей и композиторов»

  • В Петербурге в 1904 году создалась вторая организация, которая охраняет авторские права – «Союз драматических и музыкальных писателей».

  • В 1930 году «Общество драматических писателей и композиторов» и «Союз драматических и музыкальных писателей» объединились во «Всероссийское Общество драматургов и композиторов». В 1933 году было переименовано в «Управление по охране авторских прав при Союзе писателей». В 1938 году стало «Всесоюзным управлением по охране авторских прав», так как в него вошли общества Украины, Средней Азии, Белоруссии и Закавказья.
  • Так как Россия присоединилась к «Всемирной конвенции об авторском праве», то было создано «Всесоюзное агентство по авторским правам». Которое позже было преобразовано в «Государственное агентство по авторскому праву и смежным правам». После того, как распался СССР «Государственное агентство по авторскому праву и смежным правам» было уничтожено, но было создано «Российское агентство интеллектуальной собственности»
  • В 1993 году было создано «Российское Авторское Общество».

При создании страницы были использованы материалы с сайтов: