Явления адаптации и сенсибилизации органов чувств. Проблема интенсификации чувственной деятельности и её динамика в процессе учения. Адаптация и сенсибилизация. Особенности зрительных ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора.В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение или понижение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией – это возникновение под влиянием раздражения одного

анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УПРАЖНЕНИЕ.

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и посредством упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования безграничны. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них хорошо развито осязание. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих.

У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Некоторые слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. Вследствие высоко развитой обонятельной чувствительности они могут ассоциировать многих близких людей и знакомых с запахами, исходящими от них.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, имеющих некоторые специальные профессии. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы от 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди – всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температуру и количество примесей в ней.

Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно сказать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и назвать место, где вырос этот виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, равные 1/60-1/150 величины предмета. О тонкости цветовых ощущений можно судить по мозаичной мастерской в Риме – в ней больше 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Достаточно велики и возможности развития слуховой чувствительности. Так, игра на скрипке требует особого развития звуковысотного слуха, и у скрипачей он более развит, чем у пианистов. У людей, с трудом различающих высоту звука, можно, посредством специальных занятий, улучшить звуковысотный слух. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами.

Все это – доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Думают иные - те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать люблю…

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Но слова без звука - чувства трепетанье

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова.

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

А мечтой привольной мир я облечу:

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше - чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем,

Я соткала жизни красочный узор.

Если Вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руки.

Что б была я с Вами, а не за стеной.

Эти стихи были написаны Ольгой Ивановной Скороходовой, слепоглухонемым человеком. Кажется, как может человек, который на 97% не ощущает мир… писать стихи, получать высшее образование. Поразительно, не правда ли?

Попробуйте закрыть глаза, заткнуть уши и не говорить. Хотя бы полчаса. Ради эксперимента, попробуйте поужинать: сварить себе кофе, сделать бутерброд

Отдельная область психологии изучает феномен сенсибилизации – своеобразный процесс роста чувствительности рецепторов в зависимости от постоянного воздействия на них конкретного раздражителя.

Как правило, данному процессу также сопутствует естественный механизм адаптации сенсоров. Иными словами, сенсибилизация организма — это повышенная чувствительность вследствие координированной работы анализаторов или регулярных упражнений.

Действительно, сенсибилизация может наступить не только как ответ на влияние различных естественных раздражителей, но также и являться результатом регулярных целенаправленных упражнений, формируясь в виде компенсации. В целом выделяют два механизма формирования подобной сенсибилизации: нарушение одного из анализаторов или специфика деятельности.

К примеру, слепота – это нарушение работы зрительных анализаторов. Как правило, при развитии данной патологии наступает компенсаторная реакция, которая проявляется в виде повышенной чувствительности, то есть сенсибилизации анализаторов другого ряда. Иной вариант формирования сенсибилизации – это развитие чувствительности рецепторов в результате приспосабливаемости организма к определенной специфике постоянной работы.

Чувствительность ощущений

Ряд ощущений человеческого организма практически всегда подвергается изменениям вследствие влияния окружающей среды или перемен в самом организме. По определению ощущение является простейшим психическим процессом. Оно представляет собой совокупность отображения отдельного набора характеристик предметов, явлений и эффектов окружающего мира, а также внутренним состоянием самого организма, которое является следствием раздражения рецепторов всеми внешними факторами.

Чувствительность ощущений с точки зрения психологии – это повышение чувствительности, рост сенсибилизации, вследствие направленного регулярного воздействия раздражителей из окружающего мира.

Следует также отметить понятие «взаимодействие ощущений», которое подразумевает возможность изменения чувствительности одного определенного рецептора в результате влияния различных раздражителей на другую группу рецепторов. Эта закономерность находит свое выражение и в другом факте:сильное и интенсивное влияние раздражителя на рецептор со временем оказывает на его чувствительность подавляющий эффект, в то время как слабое воздействие – усиливает ее.

Под термином повышения сенсибилизации организма понимают также повышение раздражимости некоторого типа рецепторов под воздействием ряда факторов сугубо психологической природы.

К ним чаще всего относятся:

  • Общая работа комплексов рецепторов и их дальнейшее взаимодействие между собой. При слабой насыщенности одного определенного фактора и модальности, повышается насыщенность другого. К примеру, при несильном охлаждении поверхности кожи может наблюдаться повышенная световая чувствительность.
  • Различные психологические установки. В том числе к ним относится самоубеждение или перепросмотр ранее пережитого опыта, который может настроить на максимально ясное ощущение того или иного ожидаемого в ближайшее время раздражителя. Ярким примером является боязнь посещения стоматолога, которая способна усилить зубную боль.
  • Ранее полученный опыт. Это означает, что отдельные группы анализаторов приобретают повышенную чувствительность в ходе практики некоторой специфической деятельности. К примеру, опытные музыканты способны на слух определять относительную продолжительность ноты, а дегустаторы – по вкусу опознать специфику напитка или еды.
  • Применение фармакологических препаратов из ряда или групп, которые могут усиливать восприятие того или иного рода раздражителей.

В результате слишком высоко возбуждения и повышения чувствительности одной анализаторной системы наблюдается соответствующее понижение тех же характеристик у другой системы. Процесс взаимодействий сугубо физиологических ощущений базируется на механизмах иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где располагаются центры всех групп анализаторов.

Знание закономерности взаимодействия рецепторов, а также повышения и снижениях их сенсибилизации, делают возможными различные методики лечения. Они производятся с помощью применения того или иного набора различного рода искусственных или естественных раздражителей, подобранных в необходимом количестве, качестве, и с заданными конфигурациями.

Влияя подобным «набором» раздражителей с конкретно заданной силой и интенсивностью, можно опытным путем повысить или снизить сенсибилизацию нужного типа анализаторов. Данная методика все чаще рекомендует себя в борьбе с алкогольной или наркотической зависимостью.

Сенсибилизация и процесс адаптации

В психологии и физиологии выделяют две основные формы изменения чувствительности, которые условно принято называть сенсибилизацией и адекватностью. Разница между адаптацией и сенсибилизацией заключается в том, что процессы адаптации ориентируются непосредственно на внешние факторы и условия. В то время как сенсибилизация зависит от внутреннего состояния организма.

Следует также отметить, что адаптация может более ярко выражаться в изменениях чувствительности различных внешних анализаторов, например, слуховых или зрительных, являясь показателем «пластичности» организма. Иными словами, адаптация представляет собой своеобразный уравновешивающий механизм, который обеспечивает наиболее оптимальную работу рецепторов организма в условиях изменений окружающий среды, а также их защиту от перегрузки. В большинстве случаев адаптация происходит практически мгновенно, однако в особо экстремальных ситуациях можно выделить три этапа адаптации: поверхностная декомпенсация, частичная, а затем и глубокая стадия компенсации.

Важным является также то, что все изменения в организме, которые сопутствуют процессам адаптации, относятся практически ко всем уровням физиологии. Таким образом, эффективность и скорость адаптации может напрямую зависеть от физической подготовки, психического и общего состояния самого организма.

Таким образом, сенсибилизация и процесс адаптации достаточно выражено взаимосвязаны между собой, а также с изменением чувствительности анализаторов. На этой взаимосвязи основываются широко распространенные методы сенсибилизации и десенсибилизации.

Методика десенсибилизации представляет собой искусственную стимуляцию рецепторов, активность которых тормозит активность другой группы рецепторов, которые являются «тревожными». Говоря иначе, это целенаправленное задействование рецепторов антагонистов. Когда в организме вызывается реакция. Которая несовместима по своей сути с раздражителем, ранее вызывающим исключительно тревогу, связь между тревожным раздражителем и его специфическими рецепторами ослабевает.

В противоположность этому, метод сенсибилизации представляет собой вызов тревоги путем применения стресообзразующих факторов и раздражителей, в результате чего пациент переживает страх или стресс. Такая методика делает возможным приспосабливание человека к экстремальным или стрессовым условиям, с которыми он может столкнуться в будущем, в опытных, лабораторных условиях.

Явление адаптации занимает важное место в процессе взаимодействия индивида со средой. В психологию термин «адаптация» пришел из биологии. В настоящее время в психологии под адаптацией понимают совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования. Сенсорная адаптация - это один из видов таких приспособительных реакций, касающийся работы сенсорных систем. Таким образом, сенсорная адаптация - это приспособление сенсорных систем к характеристикам воздействующего в течение некоторого времени раздражителя, в результате которого происходит изменение чувствительности к этому раздражителю. Изменение чувствительности под воздействием раздражителя может происходить в разном направлении. В зависимости от этого разделяют негативную и позитивную адаптацию. Негативная адаптация имеет место, когда происходит либо полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя, либо притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Такая адаптация называется негативной, так как в результате ее снижается чувствительность сенсорной системы. Позитивной адаптацией называют повышение чувствительности иод влиянием действия слабого раздражителя.

Адаптацию не стоит путать с привыканием и сенсорным утомлением. При адаптации происходит реальное изменение в работе сенсорной системы, при привыкании мы не перестаем ощущать раздражитель, мы перестаем обращать на него внимание. Сенсорное утомление - это процесс временного снижения возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшение сенсорных функций. Причиной сенсорного утомления является длительное и (или) интенсивное воздействие стимула, приводящее к истощению, сокращению физиологических резервов и переходу на энергетически менее выгодные виды реакций. Если речь идет об адаптации, подразумевается целенаправленная системная реакция сенсорной системы, ориентированная на приспособление к действующему раздражителю с целью обеспечения возможности дальнейшего функционирования.

Изменение чувствительности, осуществляющееся по типу адаптации, происходит не сразу, оно требует времени, имеет свои временные характеристики и зависит от модальности. Разные сенсорные системы по-разному адаптируются к воздействию. Например, весьма подвержены адаптационным эффектам температурные, кожные, зрительные, обонятельные и вкусовые ощущения. Считается, что на температурную адаптацию впервые указал английский философ Джон Локк . Ему приписывается авторство такого опыта: если опустить правую кисть в воду, температура которой равна 40°С, а левую - в воду, температура которой равна 20°С, то очевидно, что правая рука будет чувствовать тепло, а левая - холод. Но уже через несколько минут наступает термическая адаптация, и ни правая, ни левая кисти не испытывают никаких ощущений. Если после наступления адаптации опустить кисти обеих рук в воду, температура которой равна 33°С, то правая рука, адаптировавшаяся к теплой воде (в 40°С), будет воспринимать ее как холодную, а левая рука, адаптировавшаяся к холодной воде (в 20°С), будет воспринимать ее как теплую. Именно с термической адаптацией мы имеем дело, подходя к воде и пробуя ее кончиками пальцев, мы сначала испытываем ощущение очень холодной воды, но постепенно привыкаем и получаем удовольствие от купания. Однако тепловая адаптация - приспособление к изменению температуры - выражена отчетливо лишь в среднем диапазоне температур.

При длительном воздействии вкусовых раздражителей происходит снижение чувствительности, которое зависит от характера этого раздражителя: быстрее негативная адаптация возникает к сладким и соленым веществам, медленнее - к кислым и горьким . Во вкусовой модальности известны случаи, когда адаптация к высокой концентрации одного вещества приводит к тому, что при применении того же вещества, но в малом количестве приводит к появлению противоположного вкуса - «антивкуса». Применение нескольких вкусовых раздражителей одновременно или последовательно дает эффект вкусового контраста , или смешения вкусов. Например, после адаптации к вкусу поваренной соли (т.е. хлористому натрию) применение соли вызывает вкус кислого и (или) горького, адаптация к горькому повышает чувствительность к кислому, адаптация к сладкому повышает чувствительность всех других вкусовых раздражителей .

Быстро наступает адаптация к кожным ощущениям, а именно ощущениям давления и прикосновения. Это проявляется в том, что мы скоро перестаем замечать давление одежды или украшений (часов, браслетов, колец) на кожу. Опыты показали, что уже через 3 с ощущение давления составляет только 1/5 той силы, которую оно имело сейчас же после прикосновения.

Адаптация вибрационной чувствительности осуществляется гораздо медленнее, чем адаптация к прикосновению и давлению. Дж. Ф. Хан измерял эффект адаптации к вибрации и установил, что в зависимости от частоты вибрации адаптация наступает в среднем от 10 до 25 мин .

Чрезвычайно быстро наступает адаптация и в обонятельных ощущениях. Часто, заходя в незнакомый дом, мы поначалу ощущаем его запах, но со временем этот запах перестает нами ощущаться, или, входя с улицы в плохо проветренную комнату, в первое мгновенье мы часто ощущаем неприятный запах, но также уже через несколько минут он перестает ощущаться. Скорость адаптации к запахам зависит от его химического состава, концентрации вещества в воздухе и длительности. Например, к запаху йода полная адаптация наступает через 50-60 с, к запаху камфоры - через 1,5 мин. Для полного восстановления обонятельной чувствительности нужен перерыв от 1 до 3 мин . В обонятельной модальности очень силен эффект перекрестной адаптации, когда длительное воздействие какого- либо запаха вызывает повышение порога его ощущения и одновременно понижение порога ощущения другого пахучего вещества.

Для слуха характерна малая степень адаптации. Наиболее изучена адаптация к силе звукового раздражителя, в результате которой происходит изменение в ощущении громкости этого стимула. По данным фон Бекеши, при воздействии стимулом частотой в 200 Гц в течение 15 мин порог так и не изменился . На величину слуховой адаптации влияют многие переменные, среди которых большое значение имеют частота и интенсивность звукового стимула. Долгое время считалось, что адаптация в слуховой модальности одинакова при всех значениях интенсивности, однако относительно последние эксперименты демонстрируют, что при высоких значениях интенсивности звукового сигнала адаптация крайне невелика . В экспериментах Хелмана, Мискевича и Чарфа было показано, что после воздействия стимула в 5 дБ в течение 6 мин происходит снижение ощущения громкости на 70%, а иногда и 100%, для стимула в 40 дБ - уже на 20%, а при больших значениях ощущение громкости остается практически неизменным. Также этими авторами было показано, что величина адаптации в слуховой модальности возрастает по мере увеличении частоты (а следовательно, и воспринимаемой высоты) звукового сигнала .

В слуховой модальности адаптация может приводить как к повышению, так и к понижению чувствительности к действующему раздражителю. Если слуховая система адаптировалась к действующему раздражителю, то ее чувствительность к различению двух раздражителен повышается по сравнению с неадаптированным состоянием .

Одной из наиболее изученных является адаптация в зрительной модальности. В зрительной модальности адаптация может быть как негативной, так и позитивной. В общем виде зрительная адаптация представляет собой приспособление зрительной сенсорной системы к различным уровням освещенности. Чувствительность к свету при зрительной адаптации резко повышается в темноте (тогда речь идет о темповой адаптации, которая является позитивной), что делает возможным восприятие очень слабых источников света, и понижается при переходе от меньшей освещенности к большей (в этом случае идет речь о световой адаптации, которая является негативной).

При световой адаптации световая чувствительность снижается, но вместе с тем обостряется реакция на пространственную и временную диффе- ренцировку объектов. Световая адаптация происходит достаточно быстро, в среднем 1-2 мин.

Ярким примером темновой адаптации является ситуация, когда, попадая в затемненную комнату, человек вначале ничего не видит и через 2- 3 мин начинает только различать предметы в этой комнате. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 мин примерно в 200 тыс. раз. В среднем же темновая адаптация достигается от 30 до 60 мин. Периодические замеры нарастающей в сохраняющейся темноте светочувствительности (с интервалом 5-10 мин) позволяют построить кривую темновой адаптации. Световые пороги зрительной адаптации у здоровых людей широко варьируют, поэтому при ее оценке пользуются полосой нормы (рис. 1.7). С возрастом светочувствительность изменяется: она максимально высока у 20-летних и после этого возраста начинает снижаться, достигая к старости минимальных значений. Диапазон освещенности, в пределах которого осуществляется зрительная адаптация, огромен; в количественном выражении он измеряется от миллиарда до нескольких единиц. Для удобства сопоставления данных обычно манипулируют не этими цифрами, а их десятичными логарифмами. В логарифмических единицах (лог. ед.) пределы рассматриваемых границ делятся всего на десять уровней (от 0 до 9), и тогда нулевому уровню будет соответствовать lgl, первому - lglO, второму - IglOO и т.д. до девятого уровня.

Проприоцептивные ощущения подвержены адаптации в слабой степени или не подвержены вообще, так как даже если мы двигаем конечностями в течение длительного периода (например, сна) наше ощущение об их взаимном положении все равно остается сохранным на одном и том же уровне. То же самое касается адаптации к болевым стимулам. Боль сигнализирует о разрушении органа, и, следовательно, адаптация к боли может привести к гибели организма. Не наступает адаптации и к висцеральным ощущениям, особенно к жажде и голоду .

Рис. 1.7. Кривая темповой адаптации и ее полоса нормы: зависимость величины порога от времени 1

Повышение чувствительности в результате действия раздражителя возможно не только при адаптации сенсорной системы. Если повышение чувствительности происходит вследствие упражнения, то тогда говорят о сенсибилизации. Например, опытные водители по шуму работающего двигателя могут определить наличие сбоев в его работе, а профессиональные колористы различают до 50 оттенков цвета, которые нетренированные люди будут воспринимать как одинаковые. А. Р. Лурия отмечает принципиальное отличие сенсибилизации от адаптации. В процессе адаптации чувствительность может меняться в обе стороны, в процессе сенсибилизации, как уже отмечалось, происходит исключительно повышение чувствительности (и понижение порога, соответственно). Также изменения чувствительности при адаптации зависят от условий окружающей среды, а при сенсибилизации - преимущественно от изменений самого организма - физиологических или психологических 1 .

Часто (но не всегда) сенсибилизация имеет место либо вследствие профессионального упражнения, либо вследствие компенсации дефекта какой-либо сенсорной системы. Сенсибилизация в результате дефекта сенсорной системы проявляется как повышение других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, и у них в значительной степени развито осязание. Сенсибилизация наступает даже при тяжелых дефектах, например при слепоглухонемоте, которая определяется как врожденная или наступившая в раннем детстве потеря зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. Слепоглухонемота не является простой суммой особенностей, имеющихся отдельно при слепоте и глухонемоте. При слепоглухонемоте отсутствует компенсация слуха за счет зрения, как это имеет место у глухонемых, и отсутствует компенсация зрения за счет слуха и речи, как это бывает у слепых. Однако при специальной организации воспитания и обучения такие дети со временем научаются читать и получают полноценное образование, а их тактильная чувствительность развивается в сильной мере . Одним из наиболее иллюстративных примеров является случай слепоглухой Скороходовой Ольги Ивановны , которая могла узнать человека и понять то, о чем он говорит, держа руку на горле говорящего. Эти случаи показывают, что различные виды чувствительности взаимосвязаны .

Для лиц, лишенных возможности слуха, большое значение приобретают вибрационные ощущения. Известны случаи, когда глухие люди были способны воспринимать музыку, отличать одно музыкальное произведение от другого, кладя руку на крышку инструмента (например, рояля) или садясь спиной к сцене, так как спиной они лучше всего воспринимают колебания воздуха. Еще большее значение приобретают вибрационные ощущения у слепоглухих. Слепоглухие с помощью вибрационных ощущений воспринимают стук в дверь, узнают, когда в комнату к ним кто-нибудь входит, могут даже по походке узнавать знакомых людей; на улице они с помощью вибрационных ощущений издали замечают приближение автомобиля . Особое значение вибрационные ощущения имеют при обучении глухих и слепоглухонемых речи. Некоторые вибрации, возникающие при речепроизнесении, улавливаются глухим при прикладывании ладони к шее говорящего, его рту, лицу, а также посредством специальных устройств, включающих микрофон, усилитель и вибратор . С некоторыми из слепоглухих удается разговаривать с другого конца комнаты с помощью азбуки Морзе, стуча ногой но иолу; они ощущают вибрации и понимают все, что им передают. Сенсибилизация может быть результатом взаимодействия ощущений. Проблему взаимосвязи ощущений рассмотрим в следующем параграфе.

  • Шиффмап X. Р. Ощущение и восприятие. С. 675.

Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

Сенсибилизация ощущений

Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:

  • Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;
  • Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;
  • Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;
  • Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.

В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.

Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.

Свойства ощущений - это пороги. Абсолютный порог ощущений - это та минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, иногда значительно отличающиеся друг от друга. Относительный порог, выражаемый законом Вебера - Фехнера, показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение сигнала. Естественно, что чем больше исходный уровень, тем больше и порог. При тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу. Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается.

Ведущие свойства ощущений - это также адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация - это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому, или изменившему интенсивность, сигналу. Существуют, например, темновая и световая адаптация, адаптация к температуре или качеству поверхности. Некоторые из них мы довольно часто испытываем в повседневной жизни. Так, зайдя с солнечной улицы в темное помещение, мы в первый момент почти ничего не видим. Однако довольно быстро глаза привыкают (адаптируются) к полумраку, и мы начинаем различать окружающее, сначала смутно, а затем все более и более отчетливо. Точно так же, выйдя на яркий свет из темноты, мы в первый момент плохо различаем окружающее, а затем световая адаптация помогает нам увидеть предметы. Опуская руку в горячую воду, мы вначале чувствуем высокую температуру, однако постепенно рука привыкает и перестает ощущать воду как горячую (или чрезмерно Есть только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть живое существо - боль и слух. Это связано с биологической целесообразностью, так как, привыкая, например к боли, у живого существа снижается порог опасности и оно может погибнуть. Важно также и постоянно слышать звуки окружающего мира, так как (особенно на первых этапах филогенеза) опасность можно было точнее определить именно по звуку, сигнализирующему о ее приближении. У человека также речь (т.е. звук) содержит чрезвычайно важную для жизни информацию. К звуку можно постараться привыкнуть, не замечать его (как и боль), но стоит ослабить внимание - и звук или боль опять осознаются, в то время как воссоздать ощущения горячей воды или слепоты в темной комнате мы уже не сможем ни при каких условиях.

Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности. Так, при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которых бы не услышали в обычной ситуации (например, вам хочется услышать тихую речь, зная, что разговор идет именно о вас). Музыканты различают обертоны в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном. Точно так же художники видят разные оттенки в едином для других цвете. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни, например северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.

Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так, мы можем связать цвет со звуком (например цветомузыка) или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т.д. Синестезия помогает компенсировать и недостатки деятельности какого-то анализатора, например плохо слышащие люди различают звуки по вибрации. В любом случае такое совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.