Устный счет: техника быстрого счета в уме

Зачем считать в уме, если решить любую арифметическую задачу можно на калькуляторе. Современная медицина и психология доказывают, что устный счет - это тренаж для серых клеточек. Выполнять такую гимнастику необходимо для развития памяти и математических способностей.

Известно множество приёмов для упрощения вычислений в уме. Все, кто видел знаменитую картину Богданова-Бельского «Устный счёт», всегда удивляются - как крестьянские дети решают такую непростую задачу, как деление суммы из пяти чисел, которые предварительно ещё надо возвести в квадрат?

Оказывается, эти дети - ученики известного педагога-математика Сергея Александровича Рачицкого (он также изображен на картине). Это не вундеркинды - ученики начальных классов деревенской школы XIX века. Но все они уже знают приёмы упрощения арифметических расчетов и выучили таблицу умножения! Поэтому решить такую задачку этим детишкам вполне под силу!

Секреты устного счёта

Существуют приемы устного счета - простые алгоритмы, которые желательно довести до автоматизма. После овладения простыми приёмами можно переходить к освоению более сложных.

Прибавляем числа 7,8,9

Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.

Примеры :

Быстро складываем двузначные числа

Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».

Примеры :

54+39=54+40-1=93

26+38=26+40-2=64

Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем - единицы.

Пример :

57+32=57+30+2=89

Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:

32+57=32+60-3=89

Складываем в уме трехзначные числа

Быстрый счет и сложение трехзначных чисел - это возможно? Да. Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать.

Пример :

249+533=(200+500)+(40+30)+(9+3)=782

Особенности вычитания: приведение к круглым числам

Вычитаемые округляем до 10, до 100. Если надо вычесть двузначное число, надо округлить его до 100, вычесть, а затем к остатку прибавить поправку. Это актуально если поправка невелика.

Примеры :

576-88=576-100+12=488

Вычитаем в уме трехзначные числа

Если в свое время был хорошо усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки, единицы.

Пример :

843-596=843-500-90-6=343-90-6=253-6=247

Умножить и разделить

Моментально умножать и делить в уме? Это возможно, но без знания таблицы умножения не обойтись. - это золотой ключик к быстрому счету в уме! Она применяется и при умножении, и при делении. Вспомним, что в начальных классах деревенской школы в дореволюционной Смоленской губернии (картина «Устный счет») дети знали продолжение таблицы умножения - с 11 до 19!

Хотя на мой взгляд достаточно знать таблицу от 1 до 10, чтобы мочь перемножать бо´льшие числа. Например :

15*16=15*10+(10*6+5*6)=150+60+30=240

Умножаем и делим на 4, 6, 8, 9

Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчеты будет проще простого.

Для умножения и деления двух- и трехзначных чисел применяем простые приёмы:

    умножить на 4 - это дважды умножить на 2;

    умножить на 6 - это значит умножить на 2, а потом на 3;

    умножить на 8 - это трижды умножить на 2;

    умножить на 9 - это дважды умножить на 3.

Например :

37*4=(37*2)*2=74*2=148;

412*6=(412*2)·3=824·3=2472

Аналогично:

    разделить на 4 - это дважды разделить на 2;

    разделить на 6 - это сначала разделить на 2, а потом на 3;

    разделить на 8 - это трижды разделить на 2;

    разделить на 9 - это дважды разделить на 3.

Например :

412:4=(412:2):2=206:2=103

312:6=(312:2):3=156:3=52

Как умножать и делить на 5

Число 5 - это половина от 10 (10:2). Поэтому сначала умножаем на 10, затем полученное делим пополам.

Пример :

326*5=(326*10):2=3260:2=1630

Еще проще правило деления на 5. Сначала умножаем на 2, а затем полученное делим на 10.

326:5=(326·2):10=652:10=65,2.

Умножение на 9

Чтобы умножить число на 9, необязательно его дважды умножать на 3. Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее:

37*9=(37*3)*3=111*3=333

37*9=37*10 - 37=370-37=333

Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма. Например: 24*11=264. При умножении на 101, достаточно приписать к двузначному числу такое же. 24*101= 2424. Простота и логичность таких примеров вызывает восхищение. Встречаются такие задачи очень редко - это примеры занимательные, так называемые маленькие хитрости.

Счет на пальцах

Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы - это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

  • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
  • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
  • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа - единицам. В нашем примере - 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это - из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9. А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения? Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь.

Устный счёт на автомате

    Во-первых, необходимо хорошо знать состав числа и таблицу умножения.

    Во-вторых, надо запомнить приемы упрощения расчётов. Как выяснилось, таких математических алгоритмов не так уж много.

    В-третьих, чтобы приём превратился в удобный навык, надо постоянно проводить краткие «мозговые штурмы» - упражняться в устных вычислениях, используя тот или иной алгоритм.

Тренировки должны быть короткими: решить в уме по 3-4 примера, используя один и тот же приём, затем переходить к следующему. Надо стремиться использовать любую свободную минутку - и полезно, и нескучно. Благодаря простым тренировкам все вычисления со временем будут совершаться молниеносно и без ошибок. Это очень пригодится в жизни и выручит в непростых ситуациях.

Ольга Васильевна Узорова, Елена Алексеевна Нефёдова

Математические диктанты. Числовые примеры. Все типы задач. Устный счет. 3 класс

© Узорова О. В., Нефёдова Е. А.

© ООО «Издательство АСТ»

Предисловие

Материал пособия поможет сформировать навыки устного счёта по базовым темам программы по математике для 3 класса. Диктанты распределены по четырём разделам:

«Повторение изученного в 1–2 классах» (с. 4);

«Табличное умножение и деление» (с. 31);

«Внетабличное умножение и деление» (с. 184);

«Деление с остатком» (с. 208).

Каждый диктант представлен в двух вариантах и состоит из пятнадцати заданий – это не только простые примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, но и задачи. Если решение задачи требует более трёх действий, по усмотрению учителя допускается записывать условия и некоторые промежуточные действия с ответами в самой работе или на черновике.

Работа над ошибками, размещённая после диктанта, может быть использована непосредственно по назначению или как дополнительный материал для урока.

Устный счёт – предметный навык, необходимый для решения не только учебных, но и практических задач. К тому же выполнение предлагаемых заданий развивает логическое и математическое мышление, память и внимание.

Пособие можно использовать на уроках математики для объяснения и закрепления изученного материала, для контроля знаний, в качестве заданий для отдельных учеников, а также для занятий дома.

Повторение изученного в 1–2 классах

Диктант 1

Вариант 1

1. Увеличь 14 на 17.

2. Уменьши 19 на 12.

3. Какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 27?

4. Найди сумму чисел 9 и 7.

5. Найди разность чисел 22 и 8.

6. Запиши число, которое меньше 35 на 7.

7. От какого числа надо отнять 6, чтобы получить 33?

8. Гриша решил 18 примеров, а Витя – на 4 примера больше. Сколько примеров решил Витя?

9. Напиши самое маленькое и самое большое однозначное число.

10. В одном отрезе 7 м материи, а в другом на 15 м больше. Сколько метров материи в двух отрезах?

11. К 22 прибавь 2 десятка.

12. Уменьши 28 на 17.

13. Я задумал число, вычел его из 23 и получил 8. Какое число я задумал?

14. Володя собирает машинки. У него есть 7 пластмассовых машинок, а металлических на 2 больше. Сколько всего машинок у Володи?

15. В начале учебного года Вася купил тетради. Из них 12 в клеточку, а в линеечку на 4 меньше. Сколько всего тетрадей купил Вася?

Вариант 2

1. Увеличь 37 на 29.

2. Уменьши 28 на 15.

3. Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить 53?

4. Найди сумму чисел 8 и 6.

5. Найди разность чисел 46 и 9.

6. Запиши число, которое меньше 53 на 8.

7. От какого числа надо отнять 9, чтобы получить 49?

8. Утром из мешка взяли 8 кг картошки, а вечером на 9 кг больше. Сколько килограммов картошки взяли из мешка вечером?

9. Найди разность самого маленького двузначного числа и самого большого однозначного числа.

10. На холме растёт 15 берёз, а рябин на 7 больше. Сколько всего деревьев на холме?

11. К 46 прибавь 3 десятка.

12. Уменьши 57 на 11.

13. Я задумал число, вычел его из 39 и получил 22. Какое число я задумал?

14. В одной комнате 11 стульев, а в другой на 5 меньше. Сколько всего стульев в двух комнатах?

15. На столе 15 яблок, а груш на 8 больше. Сколько всего фруктов на столе?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 26 на 56.

2) Увеличь 48 на 35.

3) Увеличь 67 на 24.

2. 1) Уменьши 66 на 23.

2) Уменьши 89 на 45.

3) Уменьши 97 на 56.

3. 1) Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 87?

2) Какое число надо увеличить на 7, чтобы получить 74?

3) Какое число надо увеличить на 6, чтобы получить 35?

4. 1) Найди сумму чисел 8 и 7.

2) Найди сумму чисел 9 и 8.

3) Найди сумму чисел 5 и 7.

5. 1) Найди разность чисел 43 и 7.

2) Найди разность чисел 44 и 6.

3) Найди разность чисел 55 и 8.

6. 1) Запиши число, которое меньше 46 на 9.

2) Запиши число, которое меньше 51 на 5.

3) Запиши число, которое меньше 62 на 6.

7. 1) От какого числа надо отнять 9, чтобы получить 37?

2) От какого числа надо отнять 5, чтобы получить 54?

3) От какого числа надо отнять 8, чтобы получить 72?

8. 1) Утром из бочки взяли 6 вёдер воды, а вечером на 7 вёдер больше. Сколько вёдер воды взяли из бочки вечером?

2) От куска одному покупателю отрезали 12 м клеёнки, а второму покупателю на 18 м больше. Сколько метров клеёнки отрезали двум покупателям?

3) Для ремонта купили 15 банок зелёной краски, а белой на 9 банок краски больше. Сколько всего банок краски купили?

9. 1) Напиши самое маленькое однозначное число.

2) Напиши самое большое однозначное число.

3) Напиши самое большое двузначное число.

10. 1) В зале 15 пейзажей, а портретов на 6 меньше. Сколько всего картин в зале?

2) У мастера 12 схем для отечественных телевизоров, а для импортных на 8 схем больше. Сколько всего схем у мастера?

3) В одном альбоме 37 фотографий, а в другом на 23 фотографии больше. Сколько всего фотографий в альбомах?

11. 1) К 33 прибавь 3 десятка.

2) К 44 прибавь 4 десятка.

3) К 11 прибавь 1 десяток.

12. 1) Уменьши 69 на 38.

2) Уменьши 48 на 14.

3) Уменьши 57 на 15.

13. 1) Я задумал число, вычел его из 45 и получил 12. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, вычел его из 67 и получил 9. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, вычел его из 23 и получил 5. Какое число я задумал?

14. 1) На выставке 25 глиняных игрушек, а деревянных на 24 игрушки больше. Сколько всего игрушек на выставке?

2) В вазе 17 шоколадных конфет, а карамелек на 9 конфет больше. Сколько всего конфет в вазе?

3) Ваня прочитал 6 волшебных сказок, а сказок о животных на 9 больше. Сколько всего сказок прочитал Ваня?

15. 1) В одном доме 12 подъездов, а в другом на 4 подъезда меньше. Сколько всего подъездов в этих домах?

2) На одном участке 13 кустов смородины, а на другом на 7 кустов меньше. Сколько всего кустов смородины на двух участках?

3) У Вадима 14 белых голубей, а серых на 6 голубей больше. Сколько всего голубей у Вадима?

Диктант 2

Вариант 1

1. Увеличь 60 на 9.

2. Уменьши 56 на 6.

3. Сколько не хватает 19 до 24?

4. От какого числа надо отнять 44, чтобы получить 15?

5. Найди разность чисел 47 и 9.

6. Найди сумму чисел 30 и 34.

7. Сколько будет 100 без 37?

8. Первое слагаемое 55, второе 22. Найди сумму.

9. К 64 прибавь 3 десятка.

10. На первой полке 30 книг, на второй 39 книг. На третьей столько, сколько на первой и второй вместе. Сколько книг на третьей полке?

11. На сколько 35 меньше 41?

12. Увеличь 44 на 13.

13. Уменьши 22 на 8.

14. В шахматном наборе 32 фигуры. Валя играет с Денисом. Денис «съел» у Вали 3 фигуры, а Валя «съела» у Дениса 5 фигур. Сколько всего фигур осталось на доске?

15. Коля и Слава играют в солдатики. У Коли армия состоит из 44 солдатиков, а у Славы на 11 игрушечных бойцов больше. Сколько всего солдатиков участвует в игре?

Вариант 2

1. Увеличь 50 на 11.

2. Уменьши 49 на 9.

3. Сколько не хватает 17 до 26?

4. От какого числа надо отнять 37, чтобы получить 12?

5. Найди разность чисел 56 и 8.

6. Найди сумму чисел 40 и 44.

7. Сколько будет 100 без 56?

8. Первое слагаемое 88, второе 11. Найди сумму.

9. К 43 прибавь 4 десятка.

10. На клумбе 12 нарциссов и 9 пионов, а георгин столько, сколько нарциссов и пионов вместе. Сколько георгин на клумбе?

11. На сколько 65 больше 46?

12. Увеличь 33 на 26.

13. Уменьши 34 на 9.

14. В наборе русских шашек 24 шашки. Рита играет с Владиком. Владик «съел» у Риты 4 шашки, а Рита у Владика – 6 шашек. Сколько всего шашек осталось на доске?

15. Миша и Дима бросают шишки в цель. Миша попал 34 раза, а Дима – на 12 раз больше. Сколько всего раз попали в цель оба мальчика?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 70 на 8.

2) Увеличь 80 на 7.

3) Увеличь 90 на 6.

2. 1) Уменьши 75 на 5.

2) Уменьши 37 на 7.

3) Уменьши 98 на 8.

3. 1) Сколько не хватает у 25 до 32?

2) Сколько не хватает у 54 до 63?

3) Сколько не хватает у 69 до 74?

4. 1) От какого числа надо отнять 25, чтобы получить 46?

2) От какого числа надо отнять 16, чтобы получить 74?

3) От какого числа надо отнять 56, чтобы получить 37?

5. 1) Найди разность чисел 67 и 9.

2) Найди разность чисел 47 и 8.

Материал пособия поможет сформировать навыки устного счёта по базовым темам программы по математике для 3 класса. Каждый диктант представлен в двух вариантах и состоит из пятнадцати заданий – это не только простые примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, но и задачи. Работа над ошибками, размещённая после диктанта, может быть использована непосредственно по назначению или как дополнительный материал для урока. Пособие можно использовать на уроках математики для объяснения и закрепления изученного материала, для контроля знаний, в качестве заданий отдельным ученикам, а также для занятий дома.

Из серии: Академия начального образования

* * *

компанией ЛитРес .

Табличное умножение и деление

Диктант 7

Вариант 1

1. Какие числа надо перемножить, чтобы получить 12?

2. Сколько будет, если взять 2 раза по 5?

3. Сколько будет: 5 троек?

4. Запиши число, которое меньше 8 на 2.

5. Запиши число, которое меньше 8 в 2 раза.

6. Сколько пятёрок в числе 10?

7. Сколько четвёрок в числе 12?

8. Умножь 3 на 3.

9. В одном стручке 5 фасолин. Сколько фасолин в трёх таких стручках?

10. Для работы на пришкольном участке 15 мальчиков разделились на 3 равные бригады. Сколько мальчиков было в каждой бригаде?

11. Уменьшаемое 53, вычитаемое 36. Найди разность.

12. Я задумал число, умножил его на 4 и получил 8. Какое число я задумал?

13. На столе лежали ложки, вилки и ножи. Ножей было 4. Вилок было в 3 раза больше, чем ножей, а ложек на 3 больше, чем ножей. Сколько вилок и ложек лежало на столе?

14. На полке стояли книги. Книг в синих обложках было 3, книг в зелёных в 5 раз больше, а книг в серых столько, сколько книг в синих и зелёных обложках вместе. Сколько книг в серых обложках стояло на полке?

15. Мальчик должен расставить 15 стульев около трёх столов поровну. Сколько стульев он поставит у каждого стола?

Вариант 2

1. Какие числа надо перемножить, чтобы получить 14?

2. Сколько будет, если взять 3 раза по 4?

3. Сколько будет: 6 четвёрок?

4. Запиши число, которое меньше 7 на 3.

5. Запиши число, которое меньше 8 в 4 раза.

6. Сколько двоек в числе 8?

7. Сколько троек в числе 15?

8. Умножь 6 на 2.

9. В одной коробке 7 карандашей. Сколько карандашей в двух таких коробках?

10. 16 апельсинов поровну раздели между восьмью ребятами. По сколько апельсинов получил каждый?

11. Уменьшаемое 46, вычитаемое 29. Найди разность.

12. Я задумал число, умножил его на 3 и получил 15. Какое число я задумал?

13. На крыше сидели голуби, вороны и воробьи. Ворон было 7. Голубей было в 2 раза больше, чем ворон, а воробьёв на 4 больше, чем ворон. Сколько голубей и воробьёв было на крыше?

14. На полке 4 пакета вишнёвого сока, пакетов томатного сока в 3 раза больше, а пакетов яблочного сока столько, сколько пакетов вишнёвого и томатного вместе. Сколько пакетов яблочного сока стояло на полке?

15. В 3 вазы расставили поровну 21 цветок. Сколько цветков поставили в каждую вазу?

Работа над ошибками

1. 1) Какие числа надо перемножить, чтобы получить 12?

2) Какие числа надо перемножить, чтобы получить 16?

3) Какие числа надо перемножить, чтобы получить 18?

2. 1) Сколько будет, если взять 2 раза по 6?

2) Сколько будет, если взять 3 раза по 3?

3) Сколько будет, если взять 2 раза по 7?

3. 1) Сколько будет: 6 троек?

2) Сколько будет: 7 двоек?

3) Сколько будет: 5 четвёрок?

4. 1) Запиши число, которое меньше 10 на 2.

2) Запиши число, которое меньше 9 на 3.

3) Запиши число, которое меньше 6 на 2.

5. 1) Запиши число, которое меньше 10 в 2 раза.

2) Запиши число, которое меньше 9 в 3 раза.

3) Запиши число, которое меньше 6 в 2 раза.

6. 1) Сколько двоек в числе 10?

2) Сколько троек в числе 9?

3) Сколько четвёрок в числе 8?

7. 1) Сколько четвёрок в числе 16?

2) Сколько пятёрок в числе 15?

3) Сколько троек в числе 12?

8. 1) Умножь 4 на 3.

2) Умножь 3 на 2.

3) Умножь 5 на 2.

9. 1) В одной упаковке 6 фломастеров. Сколько фломастеров в трёх таких упаковках?

2) В одном наборе 4 заколки. Сколько заколок в трёх таких наборах?

3) В одной книге 6 листов. Сколько листов в трёх таких книгах?

10. 1) 21 гвоздику разделили на 3 равных букета. Сколько гвоздик в одном букете?

2) Между семью девочками разделили 35 киви. Сколько киви получила каждая девочка?

3) Разлили в 10 банок 30 л молока. Сколько литров молока в каждой банке?

11. 1) Уменьшаемое 73, вычитаемое 38. Найди разность.

2) Уменьшаемое 53, вычитаемое 16. Найди разность.

3) Уменьшаемое 84, вычитаемое 57. Найди разность.

12. 1) Я задумал число, умножил его на 3 и получил 9. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, умножил его на 2 и получил 8. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, умножил его на 4 и получил 12. Какое число я задумал?

13. 1) Бабушка сделала 6 блинчиков с вареньем, с творогом в 2 раза больше, чем блинчиков с вареньем, а с мясом на 2 блинчика больше, чем с творогом. Сколько блинчиков с творогом и с мясом сделала бабушка?

2) На празднике Ваня пустил в небо 5 красных шаров, синих в 3 раза больше, а зелёных на 3 больше, чем синих. Сколько синих и зелёных шаров пустил в небо Ваня?

3) Дети сделали 3 гирлянды, бумажных фонариков в 5 раз больше, а снежинок на 5 больше, чем фонариков. Сколько всего фонариков и снежинок сделали дети?

14. 1) На полке 4 словаря, задачников в 5 раз больше, а хрестоматий столько, сколько словарей и задачников вместе. Сколько хрестоматий на полке?

2) В концерте участвовало 6 мужских хоров, женских в 3 раза больше, а детских столько, сколько женских и мужских хоров вместе. Сколько детских хоров участвовало в концерте?

3) У бабушки 3 пачки грузинского чая, цейлонского в 2 раза больше, чем грузинского чая, а индийского чая столько, сколько грузинского и цейлонского чая вместе. Сколько пачек индийского чая у бабушки?

15. 1) Расставили поровну в 3 стакана 9 зубных щёток. Сколько зубных щёток в каждом стакане?

2) Вложили в 9 книг 18 закладок. Сколько закладок в каждой книге?

3) Разложили в 4 подарка 20 сюрпризов. Сколько сюрпризов в каждом подарке?

Диктант 8

Вариант 1

1. Уменьши 16 в 4 раза и увеличь в 5 раз.

2. Увеличь 7 в 2 раза и уменьши на 7.

3. Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 7.

4. Увеличь 50 на 3 десятка.

5. Уменьши 50 на 3 единицы.

6. Запиши число, большее 63 на 23.

7. Запиши число, в котором 3 единицы и 8 десятков.

8. Запиши число, меньшее 37 на 8.

9. Из 14 м материи швея сшила платье и 5 одинаковых рубашек. На одно платье пошло 4 м материи. Сколько метров материи пошло на одну рубашку?

10. В одном классе 28 учеников, а в другом на 2 ученика больше. Сколько учеников в обоих классах?

11. Увеличь 6 в 3 раза, а потом уменьши произведение в 2 раза.

12. Я задумал число, увеличил его в 3 раза и получил 15. Какое число я задумал?

13. Я задумал число, увеличил его на 7, а потом уменьшил на 2 и получил 8. Какое число я задумал?

14. Турист шёл 4 ч. Каждый час он проходил 5 км. Сколько километров прошёл турист?

15. В стакан с чаем кладут 2 куска сахара. На столе стоит 7 стаканов с чаем и лежит 17 кусков сахара. Сколько кусков сахара останется?

Вариант 2

1. Уменьши 18 в 3 раза, а затем увеличь частное в 2 раза.

2. Увеличь 8 в 2 раза, а затем уменьши произведение на 9.

3. Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 4.

4. Увеличь 40 на 4 десятка.

5. Уменьши 60 на 7 единиц.

6. Запиши число, которое больше 45 на 32.

7. Запиши число, в котором 5 единиц и 9 десятков.

8. Запиши число, которое меньше 45 на 9.

9. Из 22 кг жидкой стали отлили одну большую деталь и восемь маленьких. На большую деталь пошло 6 кг стали. Сколько килограммов стали пошло на одну маленькую деталь?

10. Для украшения цветника использовали 23 кирпича, а камешков на 12 больше. Сколько всего кирпичей и камешков использовали для украшения цветника?

11. Увеличь 5 в 4 раза, а затем уменьши произведение в 2 раза.

12. Я задумал число, увеличил его в 3 раза и получил 21. Какое число я задумал?

13. Я задумал число, увеличил его на 9, а затем уменьшил на 7 и получил 7. Какое число я задумал?

14. Улитка ползла 6 мин. Каждую минуту она проползала 3 м. Сколько метров проползла улитка?

15. Картошку из шести мешков расфасовали в пакеты по 4 кг в каждый. Сколько килограммов картошки останется, если в мешке 30 кг картошки?

Работа над ошибками

1. 1) Уменьши 12 в 4 раза и увеличь в 3 раза.

2) Уменьши 6 в 2 раза и увеличь в 4 раза.

3) Уменьши 15 в 3 раза и увеличь в 2 раза.

2. 1) Увеличь 6 в 2 раза и уменьши на 8.

2) Увеличь 7 в 3 раза и уменьши на 5.

3) Увеличь 4 в 3 раза и уменьши на 7.

3. 1) Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 8.

2) Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 6.

3) Запиши самое большое двузначное число; запиши самое большое двузначное число с числом десятков 5.

4. 1) Увеличь 60 на 2 десятка.

2) Увеличь 20 на 5 десятков.

3) Увеличь 30 на 3 десятка.

5. 1) Уменьши 100 на 9 единиц.

2) Уменьши 50 на 8 единиц.

3) Уменьши 80 на 4 единицы.

6. 1) Запиши число, большее 42 на 24.

2) Запиши число, большее 63 на 25.

3) Запиши число, большее 53 на 33.

7. 1) Запиши число, в котором 4 единицы и 7 десятков.

2) Запиши число, в котором 6 единиц и 5 десятков.

3) Запиши число, в котором 9 единиц и 6 десятков.

8. 1) Запиши число, меньшее 42 на 4.

2) Запиши число, меньшее 53 на 6.

3) Запиши число, меньшее 64 на 8.

9. 1) Из 16 м материи портниха сшила платье и 3 одинаковые юбки. На одно платье пошло 7 м материи. Сколько метров материи пошло на одну юбку?

2) Из 20 м материи портниха сшила пальто и 5 одинаковых курток. На одно пальто пошло 5 м материи. Сколько метров материи пошло на одну куртку?

3) Из 25 мотков ниток бабушка связала платье и 3 одинаковых свитера. На одно платье пошло 10 мотков ниток. Сколько мотков ниток пошло на один свитер?

10. 1) У Наташи 16 шариковых ручек, а гелевых на 4 ручки больше. Сколько всего ручек у Наташи?

2) За летние каникулы Юра посмотрел 32 мультфильма, а детских художественных фильмов на 4 больше. Сколько всего фильмов посмотрел за лето Юра?

3) В багажном отделении 48 чемоданов, а больших сумок на 6 больше. Сколько всего чемоданов и больших сумок в багажном отделении?

11. 1) Увеличь 4 в 3 раза, а затем уменьши произведение в 2 раза.

2) Увеличь 9 в 2 раза, а затем уменьши произведение в 3 раза.

3) Увеличь 8 в 2 раза, а затем уменьши произведение в 4 раза.

12. 1) Я задумал число, увеличил его в 4 раза и получил 20. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, увеличил его в 3 раза и получил 18. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, увеличил его в 2 раза и получил 18. Какое число я задумал?

13. 1) Я задумал число, увеличил его на 8, а затем сумму уменьшил на 3 и получил 9. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, увеличил его на 8, а затем сумму уменьшил на 4 и получил 10. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, увеличил его на 6, а затем сумму уменьшил на 1 и получил 7. Какое число я задумал?

14. 1) Пешеход шёл 2 ч. Каждый час он проходил 3 км. Сколько километров прошёл пешеход?

2) Ящерица бежала 5 с. Каждую секунду она пробегала 8 м. Сколько метров пробежала ящерица?

3) Утка-кряква летела 10 мин. Каждую минуту она пролетала 2 км. Сколько километров пролетела утка-кряква?

15. 1) На столе стоит 6 стаканов с чаем, а в сахарнице 20 ложек сахарного песка. В каждый стакан с чаем нужно положить 3 ложки сахарного песка. Сколько ложек сахарного песка останется в сахарнице?

2) На столе стоит 6 ваз и лежит 33 цветка. В каждую вазу нужно поставить 5 цветков. Сколько цветков останется?

3) В альбоме 9 страниц, а в пакете 40 фотографий. На каждую страницу альбома нужно вставить 4 фотографии. Сколько фотографий останется?

Диктант 9

Вариант 1

1. Сколько раз в 18 содержится по 6?

2. От деления каких чисел можно получить 4? Приведите два примера.

3. Сколько раз по 5 содержится в 20?

4. Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 40?

5. Сколько раз по 3 десятка содержится в 6 десятках?

6. Считай семёрками до 21.

7. Сколько раз по 3 м содержится в 12 м?

8. Увеличь 3 в 7 раз.

9. Столяр сделал 16 ножек для стульев. Для скольких стульев он заготовил ножки?

10. Когда из ведра взяли 14 чашек молока, в нём осталось ещё 17 чашек. Сколько чашек молока было в ведре?

11. Сколько раз в числе 17 содержится по 8?

12. Рабочие должны поставить колёса на 5 автомобилей. Есть 25 колёс. Сколько колёс останется?

13. Четыре друга получили по комплекту из пяти учебников. Они положили учебники на стол, где уже лежало 9 книг. Сколько книг стало на столе?

14. У вилки 4 зубца. Сколько зубцов у четырёх вилок, если у двух из них отломано по зубцу?

15. Вася должен разложить 20 конфет поровну в 3 пакета. Сколько конфет он не сможет разложить?

Вариант 2

1. Сколько раз в числе 21 содержится по 7?

2. От деления каких чисел можно получить 8? Приведи два примера.

3. Сколько раз по 6 содержится в 24?

4. Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 60?

5. Сколько раз по 2 десятка содержится в 4 десятках?

6. Считай пятёрками до 30.

7. Сколько раз по 4 м содержится в 16 м?

8. Увеличь 4 в 6 раз.

9. На автомобильном заводе бригада рабочих устанавливает на легковые автомобили по 4 колеса. На сколько автомобилей установят 24 колеса?

10. Когда из коробки взяли 15 конфет, там осталось ещё 19 конфет. Сколько конфет было в коробке сначала?

11. Сколько раз в числе 24 содержится по 5?

12. Было 19 груш. 6 ребят взяли по 3 груши. Сколько груш осталось?

13. Вася купил по 6 ручек синего, чёрного и красного цветов. У мальчика уже было 7 ручек. Сколько ручек стало у Васи?

14. В мастерской 8 машин. У трёх машин сняли по 2 колеса. Сколько всего колёс осталось на всех машинах?

15. Митя хочет разложить 25 открыток в 6 конвертов поровну. Сколько открыток он не сможет разложить?

Работа над ошибками

1. 1) Сколько раз по 3 содержится в 21?

2) Сколько раз по 9 содержится в 18?

3) Сколько раз по 4 содержится в 16?

2. 1) От деления каких чисел можно получить 5? Приведи два примера.

2) От деления каких чисел можно получить 6? Приведи два примера.

3) От деления каких чисел можно получить 7? Приведи два примера.

3. 1) Сколько раз по 4 содержится в 20?

2) Сколько раз по 4 содержится в 24?

3) Сколько раз по 3 содержится в 24?

4. 1) Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 50?

2) Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 30?

3) Сколько раз надо взять по 10, чтобы получить 20?

5. 1) Сколько раз по 3 десятка содержится в 9 десятках?

2) Сколько раз по 2 десятка содержится в 6 десятках?

3) Сколько раз по 2 десятка содержится в 10 десятках?

6. 1) Считай восьмёрками до 24.

2) Считай семёрками до 28.

3) Считай шестёрками до 24.

7. 1) Сколько раз по 3 м содержится в 18 м?

2) Сколько раз по 2 м содержится в 18 м?

3) Сколько раз по 3 м содержится в 27 м?

8. 1) Увеличь 3 в 6 раз.

2) Увеличь 2 в 7 раз.

3) Увеличь 3 в 8 раз.

9. 1) Столяр сделал 20 ножек для столов. Для скольких столов он заготовил ножки?

2) Поставили 18 кнопок на куртки по 3 на каждую. На сколько курток поставили кнопки?

3) На стройке работало 30 человек по 6 человек в бригаде. Сколько бригад работало на стройке?

10. 1) Когда из папки взяли 10 листов, в ней осталось 14 листов. Сколько листов было в папке сначала?

2) Когда из коробки взяли 16 кассет, в ней осталось 17 кассет. Сколько кассет было в коробке сначала?

3) Кода продали 56 билетов, в кассе осталось 17 билетов. Сколько билетов было в кассе сначала?

11. 1) Сколько раз в числе 19 содержится по 9?

2) Сколько раз в числе 22 содержится по 7?

3) Сколько раз в числе 17 содержится по 5?

12. 1) Нарезали 17 ломтиков сыра и разложили на хлеб по 3 ломтика. Сколько ломтиков сыра осталось?

2) У Вики 30 фотографий. Она приклеила по 4 фотографии на страницу. Сколько фотографий осталось у Вики?

3) Ученики второго класса сделали 46 закладок и раздали первоклассникам по 4 закладки каждому. Сколько закладок осталось?

13. 1) Было 12 кг гречневой крупы. Купили ещё 3 пакета по 2 кг. Сколько килограммов гречневой крупы стало?

2) В бочке 17 л воды. Налили в бочку ещё 4 ведра по 10 л. Сколько литров воды стало в бочке?

3) У Антона было 24 фломастера. Ему подарили ещё 2 пачки фломастеров по 6 штук. Сколько фломастеров стало у Антона?

14. 1) В пенале 6 ручек. Сколько синих ручек в семи таких пеналах, если в пяти пеналах по одной зелёной ручке?

2) В букете 5 гвоздик, белые и розовые. Сколько розовых гвоздик в шести таких букетах, если в четырёх букетах по одной белой гвоздике?

3) В столбике 8 примеров. Сколько примеров на вычитание в четырёх столбиках, если в трёх столбиках по одному примеру на вычитание?

15. 1) 47 деревьев должны посадить в 5 рядов. Сколько деревьев не смогут посадить в этих рядах?

2) 30 человек должны сесть поровну в 4 микроавтобуса. Сколько человек не смогут сесть в микроавтобусы?

3) 20 л варенья нужно разлить поровну в 6 трехлитровых банок. Сколько литров варенья не смогут перелить в банки?

Диктант 10

Вариант 1

1. Увеличь 6 в 4 раза.

2. Уменьши 28 в 4 раза.

3. Найди произведение чисел 6 и 8.

4. Найди частное от деления числа 56 на 7.

5. Произведение чисел 40. Один из множителей 5. Чему равен другой множитель?

6. Увеличь 8 в 8 раз.

7. Во сколько раз 36 больше 4?

8. Во сколько раз 36 больше 9?

9. Делимое 42, частное 6. Чему равен делитель?

10. На сколько 42 больше 7?

11. Умножь 8 на 6.

12. Раздели 49 на 7.

13. Я задумал число, умножил его на 9 и получил 54. Какое число я задумал?

14. В классе 32 ученика. Для подготовки к праздничному выступлению их разделили на 4 равные группы. Сколько учеников в каждой группе?

15. В танцевальном кружке 18 детей. Для участия в конкурсе они разделились на пары. Каждой паре нужен букет из трёх цветов. Сколько цветов потребуется для всего кружка?

Вариант 2

1. Увеличь 7 в 3 раза.

2. Уменьши 36 в 4 раза.

3. Найди произведение чисел 7 и 6.

4. Найди частное от деления числа 48 на 8.

5. Произведение 50. Один из множителей 5. Чему равен другой множитель?

6. Увеличь 5 в 9 раз.

7. Во сколько раз 32 больше 8?

8. Во сколько раз 36 больше 6?

9. Делимое 49, частное 7. Чему равен делитель?

10. На сколько 28 больше 7?

11. Умножь 7 на 5.

12. Раздели 54 на 6.

13. Я задумал число, умножил его на 6 и получил 42. Какое число я задумал?

14. 36 тарелок расставили поровну на 6 столов. По сколько тарелок поставили на каждый стол?

15. 27 стульев поставили возле нескольких столов, по 3 стула у одного стола. На каждый стол поставили по 2 блюда с салатами. Сколько блюд потребовалось?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 7 в 4 раза.

2) Увеличь 6 в 3 раза.

3) Увеличь 8 в 2 раза.

2. 1) Уменьши 32 в 4 раза.

2) Уменьши 24 в 3 раза.

3) Уменьши 18 в 2 раза.

3. 1) Найди произведение чисел 5 и 7.

2) Найди произведение чисел 6 и 6.

3) Найди произведение чисел 3 и 8.

4. 1) Найди частное от деления 36 на 9.

2) Найди частное от деления 42 на 7.

3) Найди частное от деления 30 на 5.

5. 1) Произведение чисел 30. Один из множителей равен 5. Чему равен другой множитель?

2) Произведение чисел 45. Один из множителей равен 5. Чему равен другой множитель?

3) Произведение чисел 20. Один из множителей равен 5. Чему равен другой множитель?

6. 1) Увеличь 8 в 3 раза.

2) Увеличь 3 в 8 раз.

3) Увеличь 7 в 5 раз.

7. 1) Во сколько раз 36 больше 6?

2) Во сколько раз 45 больше 5?

3) Во сколько раз 27 больше 3?

8. 1) Во сколько раз 30 больше 6?

3) Во сколько раз 21 больше 7?

9. 1) Делимое 32, частное 8. Чему равен делитель?

2) Делимое 48, частное 6. Чему равен делитель?

3) Делимое 40, частное 8. Чему равен делитель?

10. 1) На сколько 32 больше 8?

2) На сколько 40 больше 5?

3) На сколько 21 больше 7?

11. 1) Умножь 9 на 6.

2) Умножь 8 на 4.

3) Умножь 6 на 6.

12. 1) Раздели 63 на 7.

2) Раздели 42 на 6.

3) Раздели 45 на 9.

13. 1) Я задумал число, умножил его на 5 и получил 45. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, умножил его на 9 и получил 36. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, умножил его на 8 и получил 48. Какое число я задумал?

14. 1) 40 огурцов разложили поровну в 5 банок. Сколько огурцов в каждой банке?

2) Купили 18 мячей. Их разложили в 3 сетки поровну. Сколько мячей в каждой сетке?

3) 20 рыбок пустили в 2 аквариума поровну. Сколько рыбок в каждом аквариуме?

15. 1) У Карины 30 закладок. Она их разложила по 5 штук в каждую книгу. А в каждой книге по 10 иллюстраций. Сколько иллюстраций в этих книгах?

2) В классе 24 ученика. Их рассадили парами за парты, на каждую парту положили по 4 мандарина. Сколько мандаринов потребовалось?

3) Купили 16 альбомов и карандаши. Их раздали ученикам по 2 альбома и по 6 карандашей каждому. Сколько карандашей получил каждый ученик?

Диктант 11

Вариант 1

1. Увеличь 7 в 3 раза.

2. Уменьши 27 в 3 раза.

3. Найди произведение чисел 5 и 7.

4. Найди частное чисел 54 и 9.

5. Произведение чисел 64. Один из множителей равен 8. Чему равен другой множитель?

6. Делимое 42, делитель 7. Чему равно частное?

7. Во сколько раз 24 больше 6?

8. Во сколько раз 24 больше 3?

9. Увеличь 20 на 3.

10. На сколько 32 больше 8?

11. Увеличь 6 на 8, а потом увеличь 6 в 8 раз.

12. Я задумал число, увеличил его на 4, а потом увеличил в 4 раза и получил 36. Какое число я задумал?

13. Делимое 48, делитель 6. Найди частное.

14. В книжный магазин пришли 6 учеников. Каждый купил по 4 тетради. Сколько всего тетрадей было куплено?

15. Гена купил 7 тетрадей в клетку, а тетрадей в линейку в 2 раза больше. На сколько больше тетрадей в линейку он купил? Реши задачу, не выполняя вычислений.

Вариант 2

1. Увеличь 8 в 4 раза.

2. Уменьши 56 в 7 раз.

3.

4. Найди частное чисел 63 и 9.

5. Произведение чисел 42. Один из множителей равен 7. Чему равен другой множитель?

6. Делимое равно 36. Делитель 9. Чему равно частное?

7. Во сколько раз 54 больше 6?

8. Во сколько раз 27 больше 3?

9. Увеличь 50 на 2.

10. На сколько 56 больше 7?

11. Увеличь 8 на 7, а затем увеличь 8 в 7 раз.

12. Я задумал число, увеличил его на 5, а затем сумму увеличил в 6 раз и получил 48. Какое число я задумал?

13. Делимое 63, делитель 7. Найди частное.

14. В доме 6 диванов, на каждом по 5 подушек. Сколько всего подушек на диване?

15. Митя проиграл 9 шахматных партий, а выиграл в 2 раза больше. На сколько больше партий Митя выиграл, чем проиграл? Реши задачу, не выполняя вычислений.

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 9 в 3 раза.

2) Увеличь 7 в 4 раза.

3) Увеличь 8 в 5 раз.

2. 1) Уменьши 54 в 9 раз.

2) Уменьши 64 в 8 раз.

3) Уменьши 24 в 3 раза.

3. 1) Найди произведение чисел 6 и 7.

2) Найди произведение чисел 5 и 8.

3) Найди произведение чисел 7 и 8.

4. 1) Найди частное чисел 48 и 6.

2) Найди частное чисел 63 и 9.

3) Найди частное чисел 32 и 8.

5. 1) Произведение чисел 63. Один из множителей равен 9. Чему равен другой множитель?

2) Произведение чисел 48. Один из множителей равен 8. Чему равен другой множитель?

3) Произведение чисел 24. Один из множителей равен 4. Чему равен другой множитель?

6. 1) Делимое 49, делитель 7. Чему равно частное?

2) Делимое 56, делитель 8. Чему равно частное?

3) Делимое 54, делитель 9. Чему равно частное?

7. 1) Во сколько раз 24 больше 6?

2) Во сколько раз 36 больше 6?

3) Во сколько раз 36 больше 9?

8. 1) Во сколько раз 24 больше 4?

2) Во сколько раз 24 больше 3?

3) Во сколько раз 28 больше 4?

9. 1) Увеличь 30 на 5.

2) Увеличь 10 на 2.

3) Увеличь 40 на 8.

10. 1) На сколько 16 больше 8?

2) На сколько 27 больше 9?

3) На сколько 42 больше 6?

11. 1) Увеличь 5 на 8, а затем увеличь 5 в 8 раз.

2) Увеличь 6 на 7, а затем увеличь 6 в 7 раз.

3) Увеличь 7 на 9, а затем увеличь 7 в 9 раз.

12. 1) Я задумал число, увеличил его на 2, а затем сумму увеличил в 6 раз и получил 54. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, увеличил его на 3, а затем сумму увеличил в 4 раза и получил 28. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, увеличил его на 5, а затем сумму увеличил в 7 раз и получил 63. Какое число я задумал?

13. 1) Делимое 36, делитель 4. Найди частное.

2) Делимое 42, делитель 6. Найди частное.

3) Делимое 49, делитель 9. Найди частное.

14. 1) В пяти классах по 6 настенных карт. Сколько всего карт в этих классах?

2) По маршруту едут 6 маршруток. В каждой маршрутке 9 человек. Сколько всего человек в маршрутках?

3) У Вали 10 монет по 5 руб. Сколько рублей у Вали?

15. 1) Купили 3 скатерти, а клеёнок в 2 раза больше. На сколько больше клеёнок, чем скатертей, купили?

2) В мастерской 5 тисков, а пил в 3 раза больше. На сколько больше пил, чем тисков, в мастерской?

3) В хоре 4 мальчика, а девочек в 4 раза больше. На сколько больше девочек, чем мальчиков, в хоре?

Диктант 12

Вариант 1

1. Увеличь 9 в 5 раз.

2. Уменьши 72 в 8 раз.

3. Найди произведение чисел 3 и 8.

4. Найди частное чисел 36 и 6.

5. Один множитель 8, другой 4. Найди произведение.

6. Делимое 63, делитель 9. Чему равно частное?

7. Во сколько раз 7 меньше 28?

8. Во сколько раз 32 больше 4?

9. На сколько 32 больше 8?

10. Для новогодней ёлки дети сделали 6 гирлянд. В каждой гирлянде было по 7 снежинок. Сколько снежинок вырезали дети для этих гирлянд?

11. Во сколько раз 6 меньше 54?

12. Во сколько раз 72 больше 9?

13. Я задумал число, увеличил его на 5, а потом в 5 раз и получил 40. Какое число я задумал?

14. Гриша ставит на каждый стол по 8 тарелок. Всего столов 7, а тарелок 60. Сколько тарелок останется?

15. На странице написаны две строки. На каждой строке по 6 слов, в каждом слове по 7 букв. Сколько всего букв?

Вариант 2

1. Увеличь 7 в 8 раз.

2. Уменьши 49 в 7 раз.

3. Найди произведение чисел 6 и 7.

4. Найди частное чисел 42 и 6.

5. Один множитель 3, другой 9. Найди произведение.

6. Делимое 56, делитель 8. Чему равно частное?

7. Во сколько раз 5 меньше 45?

8. Во сколько раз 36 больше 9?

9. На сколько 54 больше 6?

10. В лестнице 9 ступенек. Сколько ступенек в семи таких лестницах?

11. Во сколько раз 4 меньше 28?

12. Во сколько раз 81 больше 9?

13. Я задумал число, увеличил его на 8, а затем сумму увеличил в 8 раз и получил 72. Какое число я задумал?

14. Служитель зоопарка даёт каждой белочке по 6 орешков. Всего белочек 8, а орешков 53. Сколько орешков останется?

15. В комнате 2 стола, на каждом столе по 4 книги, в каждой книге по 7 закладок. Сколько всего закладок?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 9 в 6 раз.

2) Увеличь 7 в 5 раз.

3) Увеличь 8 в 9 раз.

2. 1) Уменьши 48 в 8 раз.

2) Уменьши 36 в 6 раз.

3) Уменьши 64 в 8 раз.

3. 1) Найди произведение чисел 5 и 8.

2) Найди произведение чисел 3 и 9.

3) Найди произведение чисел 4 и 7.

4. 1) Найди частное чисел 56 и 7.

2) Найди частное чисел 49 и 7.

3) Найди частное чисел 36 и 6.

5. 1) Один множитель 8, другой 7. Найди произведение.

2) Один множитель 6, другой 9. Найди произведение.

3) Один множитель 7, другой 4. Найди произведение.

6. 1) Делимое 27, делитель 3. Чему равно частное?

2) Делимое 28, делитель 4. Чему равно частное?

3) Делимое 30, делитель 5. Чему равно частное?

7. 1) Во сколько раз 6 меньше 24?

2) Во сколько раз 4 меньше 32?

3) Во сколько раз 8 меньше 48?

8. 1) Во сколько раз 49 больше 7?

2) Во сколько раз 63 больше 9?

3) Во сколько раз 64 больше 8?

9. 1) На сколько 49 больше 7?

2) На сколько 24 больше 6?

3) На сколько 64 больше 8?

10. 1) В доме 5 окон. Сколько окон в шести таких домах?

2) На торте 9 кремовых розочек. Сколько кремовых розочек на трёх таких тортах?

3) В подъезде 4 лифта. Сколько лифтов в пяти таких подъездах?

11. 1) Во сколько раз 9 меньше 63?

2) Во сколько раз 6 меньше 18?

3) Во сколько раз 4 меньше 12?

12. 1) Во сколько раз 24 больше 3?

2) Во сколько раз 72 больше 8?

3) Во сколько раз 56 больше 7?

13. 1) Я задумал число, увеличил его на 6, а затем сумму увеличил в 6 раз и получил 48. Какое число я задумал?

2) Я задумал число, увеличил его на 4, а затем сумму увеличил в 7 раз и получил 49. Какое число я задумал?

3) Я задумал число, увеличил его на 3, а затем сумму увеличил в 5 раз и получил 40. Какое число я задумал?

14. 1) В каждый альбом кладут по 10 фотографий. Всего альбомов 7, а фотографий 73. Сколько фотографий останется?

2) На каждую полку ставят по 5 книг. Всего полок 3, а книг 20. Сколько книг останется?

3) В каждую коробку кладут по 9 песочных пирожных. Всего коробок 6, а пирожных 56. Сколько пирожных останется?

15. 1) В двух квартирах по 3 окна. На каждом окне по 4 комнатных растения. Сколько всего комнатных растений на окнах?

2) В трёх домах по 3 подъезда. В каждом подъезде по 4 лифта. Сколько всего лифтов в этих домах?

3) В двух подъездах по 5 этажей. На каждом этаже по 4 квартиры. Сколько всего квартир в этих подъездах?

Диктант 13

Вариант 1

1. Увеличь 4 в 8 раз.

2. Уменьши 49 в 7 раз.

3. Найди произведение чисел 3 и 7.

4. Найди частное чисел 36 и 6.

5. Один множитель 9, другой 7. Найди произведение.

6. Делимое 35, делитель 5. Найди частное.

7. Во сколько раз 7 меньше 21?

8. Во сколько раз 16 больше 4?

9. На сколько 36 больше 9?

10. От пристани отплыли 6 лодок. На каждой лодке было по 4 весла. Сколько вёсел было на этих лодках?

11. Делимое 63, частное 7. Найди делитель.

12. Делимое 48, делитель 8. Найди частное.

13. Первый множитель 7, произведение 42. Найди второй множитель.

14. В течение недели Витя читал книгу по 9 страниц в день. За это же время Коля прочитал на 15 страниц больше Вити. Сколько страниц прочитал Коля за неделю?

15. В классе 30 учеников. 2 ученика больны. Остальные дети разделились на равные группы по 4 человека для участия в праздничных конкурсах. Сколько групп получилось?

Вариант 2

1. Увеличь 7 в 6 раз.

2. Уменьши 48 в 8 раз.

3. Найди произведение чисел 4 и 9.

4. Найди частное чисел 35 и 5.

5. Один множитель 8, другой 7. Найди произведение.

6. Делимое 63, делитель 9. Найди частное.

7. Во сколько раз 9 меньше 27?

8. Во сколько раз 42 больше 6?

9. На сколько 45 больше 5?

10. По дороге едут 7 машин. В каждой по 3 пассажира и шофёр. Сколько всего человек в машинах?

11. Делимое 72, частное 9. Найди делитель.

12. Делимое 32, делитель 4. Найди частное.

13. Первый множитель 6, произведение 36. Найди второй множитель.

14. В течение шести дней Толя рисовал по 4 рисунка в день. За это же время Рома нарисовал на 18 рисунков больше Толи. Сколько рисунков нарисовал Рома за 6 дней?

15. Садовник собрал под яблоней 39 яблок. 3 яблока он съел, а остальные разделил поровну между четырьмя детьми. По сколько яблок получил каждый ребёнок?

Работа над ошибками

1. 1) Увеличь 4 в 9 раз.

2) Увеличь 7 в 8 раз.

3) Увеличь 3 в 6 раз.

2. 1) Уменьши 81 в 9 раз.

2) Уменьши 48 в 6 раз.

3) Уменьши 64 в 8 раз.

3. 1) Найди произведение чисел 4 и 8.

2) Найди произведение чисел 5 и 9.

3) Найди произведение чисел 6 и 3.

4. 1) Найди частное чисел 28 и 4.

2) Найди частное чисел 18 и 3.

3) Найди частное чисел 42 и 6.

5. 1) Один множитель 2, другой 8. Найди произведение.

2) Один множитель 3, другой 9. Найди произведение.

3) Один множитель 4, другой 7. Найди произведение.

6. 1) Делимое 15, делитель 5. Найди частное.

2) Делимое 45, делитель 5. Найди частное.

3) Делимое 25, делитель 5. Найди частное.

7. 1) Во сколько раз 7 меньше 28?

2) Во сколько раз 7 меньше 42?

3) Во сколько раз 7 меньше 56?

8. 1) Во сколько раз 24 больше 8?

2) Во сколько раз 24 больше 4?

3) Во сколько раз 72 больше 9?

9. 1) На сколько 81 больше 9?

2) На сколько 72 больше 8?

3) На сколько 63 больше 7?

10. 1) Маша нарисовала 5 цветков. На каждом цветке по 6 лепестков. Сколько лепестков нарисовала Маша?

2) В четырёх домах по 8 подъездов. Сколько подъездов в этих домах?

3) В пяти одинаковых наборах по 3 формочки. Сколько формочек в этих наборах?

11. 1) Делимое 15, частное 5. Найди делитель.

2) Делимое 54, частное 9. Найди делитель.

3) Делимое 64, частное 8. Найди делитель.

12. 1) Делимое 63, делитель 9. Найди частное.

2) Делимое 14, делитель 2. Найди частное.

3) Делимое 18, делитель 3. Найди частное.

13. 1) Первый множитель 9, произведение 36. Найди второй множитель.

2) Первый множитель 8, произведение 48. Найди второй множитель.

3) Первый множитель 7, произведение 21. Найди второй множитель.

14. 1) В течение недели Олег решал по 8 примеров в день. За это же время Кирилл решил на 16 примеров больше. Сколько примеров решил за неделю Кирилл?

2) В течение трёх часов один рыбак ловил по 7 карпов в час. За это же время второй рыбак выловил на 9 карпов больше. Сколько карпов выловил за 3 ч второй рыбак?

3) За 4 ч один садовод вскапывал по 2 сотки в час. За это же время второй садовод вскопал на 3 сотки больше. Сколько соток вскопал за 4 ч второй садовод?

15. 1) Купили 40 пряников. Съели 4 пряника. Остальные пряники разложили на тарелки по 6 пряников на каждую. Сколько тарелок потребовалось?

2) Было 20 платьев. 4 платья решили постирать. Остальные повесили по 2 платья на вешалку. Сколько потребовалось вешалок для платьев?

3) С ёлки сняли 30 шариков. 2 шарика разбились. Остальные разложили в коробки по 7 шариков. Сколько коробок потребовалось?

Диктант 14

Вариант 1

1. Найди произведение чисел 8 и 4.

2. Найди частное чисел 27 и 9.

3. Увеличь 8 в 5 раз.

4. Уменьши 48 в 6 раз.

5. Во сколько раз 63 больше 7?

6. Во сколько раз 7 меньше 28?

7. Запиши только ответы:

6×7 36:4 47+19 58+8

8×5 49:7 52–33 80–7

3×9 54:9 70–18 28+17

8. Какое число надо увеличить в 7 раз, чтобы получить 56?

9. Какое число надо уменьшить в 6 раз, чтобы получить 5?

10. Какое число надо увеличить в 9 раз, чтобы получить 72?

11. Какое число надо уменьшить в 7 раз, чтобы получить 8?

12. Какое число надо увеличить на 6, чтобы получить 48?

13. Я задумал число, вычел из него 29, а потом разделил на 4 и получил 9. Какое число я задумал?

14. У пяти мальчиков по 9 яблок и ещё 22 яблока лежат рядом в ящике. Сколько всего яблок?

15. Оля испекла 5 пирожков, Маша – 3 пирожка, а бабушка испекла пирожков в 4 раза больше, чем Оля и Маша вместе. Сколько пирожков испекла бабушка?

Вариант 2

1. Найди произведение чисел 7 и 9.

2. Найди частное чисел 56 и 8.

3. Увеличь 7 в 5 раз.

4. Уменьши 36 в 6 раз.

5. Во сколько раз 49 больше 7?

6. Во сколько раз 3 меньше 18?

7. Запиши ответы:

8×8 18:2 34+17 47+9

9×5 63:7 66–19 50–13

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Математические диктанты. Числовые примеры. Все типы задач. Устный счет. 3 класс (Е. А. Нефедова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Задания для устного счета в 3 классе:

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся;

3) мониторинг психологического состояния класса;

4) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

На своих уроках я уделяю особое внимание этому виду работы. Для этого были разработаны различные виды упражнений для устного счета. В данной статье приведены примеры для проведения устного счета в третьем классе по программе 1-4.

Первый тип заданий. Учитель диктует задания, дети устно решают и записывают ответ.

Устный счет №1

1.Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

2.Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50?

3.Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59.

Какое число я задумала?

4.На сколько 18 меньше 36?

5.Сколько будет, если 9 разделить на 3?

6. - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

7. Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31.

Какое число я задумала?

8. Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25

9. Найди периметр треугольника со сторонами 12, 14, 15 см.

10. Мальчик прошел по дороге 7 км, а на велосипеде проехал 27 км.

Сколько всего километров прошел и проехал мальчик?

Устный счет №3

1.К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и 15.

2.Переведи в см 2дм1см

3.Первый множитель 9, второй 3. Чему равно произведение?

4. От числа 76 я отняла число 28. Какое число я получила?

5. На сколько 100 больше 25?

6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

7. Запиши число, в котором 9 десятков и 2 единицы;

8. Запиши число, которое при счете следует за числом 80.

9.Найди периметр квадрата со стороной 15 см.

10. На яблоне было 53 яблока, а груш на 47 меньше. Сколько всего было груш и яблок?

Устный счет №2

1. На сколько 59 больше 32?

2. Назови самое большее двузначное число.

3. Найди произведение чисел 2 и 4.

4. Какое число надо увеличить на 58, чтобы получить 80?

5. Сколько ушей у трёх мышей?

6. Первое слагаемое 39, а второе на 17 больше. Чему равно второе слагаемое?

7. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

8. Если от 99 отнять задуманное мною число, то получится 37. Какое число я задумала?

9. Для школы привезли сначала 37 парт, потом еще 23 и еще осталось привезти 20 парт. Сколько парт должны были привезти для школы?

10. На лугу было 36 лошадей, коров на 27 больше. Сколько коров и лошадей было на лугу

Устный счет №4

1.Делимое 6, делитель 3. Найди частное

2. 9м2дм переведи в дм.

3. Первое число 15, а другое на 12 больше. Чему равна сумма этих чисел?

4. Первое слагаемое 27, второе 19. Чему равна сумма?

5.Любит рыбку кот Василий,

Может съесть он в день 4.

Сколько съест он за 5 дней?

Посчитай-ка поскорей.

6. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

7.Из числа 40 вычти разность чисел 23 и 15.

8.Сколько будет 100 без 72?

9. Фермер посеял 39 гряд лука, а моркови на 17 гряд больше, огурцами засеял столько, сколько луком и морковью вместе. Сколько гряд было засеяно огурцами?

10.Найдите периметр четырехугольника со сторонами 12 и 13 см.

Второй вид задания можно проводить как письменно, так и устно. Детям раздают заранее подготовленные карточки, в которых записаны вопросы или учитель проговаривает их устно. Нужно записать ответ “Да” или “нет”.

Устный счет (Да или нет)

1. 18 больше 9 на 9?

2. Сумма чисел 54 и 50 равна 4?

3. 69 меньше 96?

4. За числом 74 следует число 73?

5. 97 меньше 60 на 37?

6. Если к 51 прибавить 9, получится 60?

7. Разность чисел 78 и 30 равна 40?

8. 52 больше 30 на 22?

9.Если 24 разделить на 3, получиться 6?

10.В ряду чисел 12,18, 24, 30, 36 число 36 является лишним?

Устный счет (да или нет)

1.Если число 27 разделить на 3, получится 8?

2.Если из 57 вычесть 29, получится 29?

3.Произведение чисел 6 и 9 равно 54?

4.Значение выражения 6х7 равно значению выражения 16+7?

5.Число 24 делится на 6?

6.Если к 57 прибавить 34, получится 92?

7.Числа 3,5,7,9 все нечетные?

8.Число18 делится на 2, но не делится на 4?

9.Частное чисел 36 и 9 равно 4?

10.Разность чисел 45 и 26 равна 18?

Третий тип заданий “Заполнение пропусков” проводится письменно.

1. Значение произведения чисел 9 и 7 рано___

2. Число 9 меньше 54 в___ раз.

3.Если число 6 увеличить в 8 раз, получится ___.

4.Если число 24 разделить на ___, получится 8.

5.Частное чисел 81 и 9 равно ___.

6.Число 24 больше 6 в ___ раз

7.Число 45 больше 5 в ____ раз.

8.Число 56 больше 8 в ____ раз.

9. Произведение чисел 7 и 6 равно ___.

10.Если число 49 разделить на 7, получится ___.

Устный счет. Тест “Заполнение пропусков”

1.Произведение чисел 3 и 6 равно______.

2.Если разность чисел 23 и 19 увеличит в 8 раз, получится _____.

3.Если число_____ умножить на 8, получится 40.

4.Если из 56 вычесть 37, получится ______.

5. 75 больше 25 на ______.

6.Частное чисел 42 и 6 равно ____.

7.Первое слагаемое 45, второе ____, сумма равна 68.

8.Если число _____ умножить на 7, получится 21.

9.Число _____ делится и на 3, и на 5.

10.Произведение чисел 4 и 9 равно _____.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

Устный счет. Сборник упражнений. 3 класс. В 2 ч. Самсонова Л.Ю.

5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016 - Ч.1 - 64с., Ч.2 - 48с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. В сборнике представлены устные упражнения по основным темам 3 класса. Стандарты второго поколения большое внимание уделяют дифференциации обучения, поэтому, определяя задания для устного счёта, ориентируйтесь на возможности каждого ученика класса. Воспользовавшись материалами книги, вы сможете в процессе обучения активизировать мыслительную деятельность учащихся и развивать у них интерес к математике, память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух и быстроту реакции. Пособие предназначено для педагогов начальной школы и родителей.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 7,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 6,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

ЧАСТЬ 1.
Предисловие 4
Повторение изученного во 2-м классе 6
Умножение и деление на 4 14
Умножение и деление на 5 22
Умножение и деление на б, 7 30
Умножение и деление на 8, 9 37
Внетабличное умножение и деление 45
Приложение 53

ЧАСТЬ 2.
Предисловие 4
Числа от 1 до 1000. Нумерация 5

(устные приёмы вычислений) 12
Сложение и вычитание от 1 до 1000
(письменные приёмы вычислений) 19
Умножение и деление (устные приёмы вычислений) 26
Умножение и деление (письменные приёмы вычислений) 33
Повторение 40

Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение. Среди её видов можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счёт».
Как пишет опытный педагог О.П. Зайцева в своей статье «Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и развития личности ребёнка»: «Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер».
В сборнике представлены устные упражнения по основным темам 3-го класса. Количество заданий увеличивается по мере изучения учебного материала.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики необходимо выделять 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой. Определяя количество заданий для устного счёта, ориентируйтесь на возможности своего класса.