Урока Тема урока: Правописание приставок на з-, с. Самостоятельная работа на компьютере – отгадывание кроссворда

Пояснительная записка

На данную тему в рабочей программе отводится всего два часа. За это время необходимо повторить, систематизировать, закрепить и обобщить ранее изученный материал. Для этого выбрана нестандартная форма урока – урок- презентация, что позволяет оживить процесс обучения, заинтересовать студентов конечным результатом и реализовать поставленные цели.

Для активизации внимания и мыслительной деятельности студентов в начале занятия проводится игра на 5 минут. Студенты должны подбирать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на согласный звук, парный по глухости – звонкости, эта игра пригодится в процессе урока при написании приставок. Объяснение темы проходит при просмотре презентации, подготовленной студентом, с записью основных положений. Упражнения для закрепления материала подготовлены преподавателем и даются также в виде презентации и раздаточного материала для каждого студента.

В конце урока обучающимся предлагается индивидуальная работа: решение тестовых заданий с целью контроля знаний по теме и подготовки к сдаче ЕГЭ.

Тема урока: «Правописание приставок».

Цели: Обобщение и систематизация знаний по теме, закрепление норм правописания, развитие умений использования в речи лексических единиц, воспитание интереса и любви к русскому слову.

Тип урока: комбинированный.

Метод: урок- презентация

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, для каждого студента раздаточный материал: упражнения из презентации и тестовые задания по типу ЕГЭ на тему «Приставки».

План урока:

1. Организационный момент, игра.

б) Устный опрос

3.Работа по теме: а) лекция – визуализация с записью основных положений и выполнение тренировочных упражнений

б) индивидуальная работа с тестовыми материалами по типу ЕГЭ.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов.

1. Организационный момент: приветствие, объявление темы, выявление целей.

Для активизации внимания и мыслительной деятельности студентов проводится игра на 5 минут. Студенты должны подбирать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на согласный, парный по глухости – звонкости.

Образец – Друг – кот – долг – клюв - флаг – и т.д.

2. Проверка домашнего задания.

а) Взаимопроверка письменного упражнения под руководством преподавателя.

б) Устный опрос

Что называется приставкой?

Для чего нужны приставки?

Какие группы приставок вы знаете?

3.Работа по теме:

а) Просмотр презентации и запись основных положений

Запись конспекта.

В русском языке три группы приставок, у каждой группы – свои законы.

Первая группа – приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения.

Запись конспекта.

Вторая группа приставок пишется в зависимости оттого, перед каким гласным звуком она находится: перед глухим пишем «С», перед звонким – «З».

Запись конспекта .

ПРИ пишем в значении присоединения, приближения, территориальной близости, конечного результата, неполного действия.

Запись конспекта.

ПРЕ пишем в значении ПЕРЕ, очень, сверх, впереди чего-либо.

Б) Работа с материалами по типу ЕГЭ.

4. Домашнее задание.

а) Выучить правила правописания приставок.

б) Самостоятельная работа: От слов, характеризующих вашу профессию, при помощи приставок образовать новые слова.

5. Подведение итогов.

Наугольных Н.В., МБОУ «СОШ№42» г.Перми Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской) Тип урока: урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия(выбор буквы И-Е в приставках ПРИ-ПРЕ в зависимости от значения приставки) Содержательная цель: расширение понятийной базы (семантика приставок) за счет включения в нее новых элементов. 1. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними.Мотивация. Учитель: -"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл". Каково его лексическое значение? Это было вашим домашним заданием. Учащиеся (дают лексическое значение слова «смысл», называют словари, которыми они пользовались): -СМЫСЛ, -а, м. 1. Содержание, сущность, суть, значение чего-н. Понять с. происходящего. С. слова, высказывания. 2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с. 3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении. * В смысле чего, предлог с род. п. - в отношении, относительно чего-н. Неопределенность в смысле сроков. В том смысле что, союз - выражает пояснение. Высказался в том смысле, что пора отдохнуть. В полном смысле слова (разг.) - в подлинном значении слова, действительно. Он в полном смысле слова одержимый. || прил. смысловой, -ая, -ое (к 1 знач.). (http://www.ozhegov.org/words/33289.shtml) Учитель: -Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке: Перед корнем есть часть слова, Слитно пишется она. С её помощью, ребята, Образуются слова. -О какой морфеме идёт речь? Учащиеся: -В этом стихотворении говорится о приставке. Учитель: -Молодцы, правильно. Именно приставкам и будет посвящен наш сегодняшний урок. Учитель предлагает учащимся выполнить задание на карточках. Даны словосочетания: бе__звездная ночь, __бросить пиджак, о__хнувший табун, тотчас ра__ступились, на ра__чищенном стадионе, п__сыпался с ветки, пр__морский курорт, пр__милый ребенок. Задание: прочитайте словосочетания, выделите морфемы с пропущенными буквами, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Комментарий учителя  Данное упражнение создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») , актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») и устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»);  Дети без труда определяют написание приставок, оканчивающихся на З-С, и написание неизменяемых приставок. Трудность вызывает объяснение выбора буквы И или Е в словах «приморский» и «премилый». 2. Этап целеполагания и планирования. По цепочке проверяем выполнение упражнения (фронтальная работа): дети называют морфему, в которую вставляли букву, называют букву, которую вставили, и объясняют, почему именно эту букву вставили. В словах «приморский» и «премилый» должны появиться варианты написания букв И-Е. Выписываем оба слова на доску. И И ПРЕМОРСКИЙ ПРЕМИЛЫЙ Учитель: -Дорогие ребята, я думаю, что, глядя на запись, мы можем сформулировать, чем сегодня на уроке будем заниматься. Дети: -Научиться объяснять выбор гласных Е-И в приставках ПРЕ-ПРИ. 3. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения. Учитель: -Скажите, а у вас появились какие-то предположения, как этот выбор можно сделать? На доске фиксируем и варианты объяснения выбора написания гласных И-Е в приставках данных слов (возможны варианты сценария) Если варианты объяснения выбора Е-И у детей появятся Работаем с вариантами объяснения детей, анализируем каждый из вариантов проверки. Скорее всего, дети увидят, что у слов «приморский» и «премилый» разное значение приставок. Обсуждаем. Фиксируем это открытие в виде схем: ПРИ- = «ОКОЛО,ВБЛИЗИ»; ПРЕ- = «ОЧЕНЬ» Если варианты объяснения выбора Е-И у детей не появятся «Раскручиваем» все, что дети знают о приставках, вспоминаем, что приставки имеют значение. Определяем значение приставок в словах: «приморский- находящийся при море, около моря, вблизи моря»; «премилый- очень милый»(здесь можно спросить у ребят, знают ли они слово с такой же приставкой и уверены в его написании; скорее всего, что вспомнят слово «прекрасный». Фиксируем это открытие в виде схем (см. 1 столбик таблицы). После фиксации «открытия» обращаемся к §31(I) и подтверждаем правильность своего «открытия». 4. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действий с ними. Выполнение упр. 321 Задание к упр.321 Употребите, где надо, приставку при- со значением близости или приставку пре-со значением высшей степени качества или действия(=очень). Запишите получившиеся словосочетания. Образец рассуждения: школьный двор пр..школьный двор, то есть двор около школы, приставка имеет значение близости; значит, надо писать при-: пришкольный двор. Добрый человек пр..добрый человек, то есть очень, самый добрый, приставка имеет значение «очень» («самый»); значит, надо писать приставку пре-: предобрый человек. Милый малыш, неприятное происшествие, волжские просторы, вокзальные постройки, (пре,при)восходить силы противника, больно удариться, (пре, при)брежные заросли, хорошенький щенок, гостиничные склады. Комментарий учителя При выполнении данного упражнения: 1. Можно вызвать к доске ученика для выполнения этого упражнения. Он работает, рассуждая про себя. После выполнения упражнения одноклассники могут задать вопросы относительно выбора приставок пре-, при-(само- и взаимопроверка, обсуждение). 2. Можно организовать работу в парах, обосновывая друг другу, в соответствии с «Образцом рассуждения», выбор приставки при- или пре-). Затем проводим фронтальную проверку, обсуждаем. 5. Вариативного применения знаний и способов действия с ними. На слайде, спроецированном на экран, даны предложения с ошибками в написании слов с приставками при-пре-. Учащимся необходимо увидеть эти ошибки и исправить их, объясняя свой выбор. 1. Грустный клоунбегемот Грустным голосом Поет. Песню грустнуюПригрустную: -Я люблю лягушку вкусную. 2. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прилестный? 3. Здравствуй, князь ты мой прикрасный. Что ты тих, как день ненастный?» 5.Этап рефлексии     Какими словами вы закончили бы сегодняшний наш урок? Что на уроке было для вас открытием? Что вы сделали хорошо? Что могли бы сделать лучше? 6. Домашнее задание Упр. 323 (учебник). Комментарий учителя Данный урок- первый в теме «Правописание приставок при- и пре ». На следующем уроке учащиеся получат возможность «открыть» для себя новые значения приставок при- и пре-.

Дата публикации: 2016-10-27

Краткое описание: ...

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Правописание приставок при-, пре-.

Цели урока: закрепить знания и умения в написании гласных в приставках при-, пре-;

учить анализировать изучаемое орфографическое правило;

развивать связную речь и мышление учащихся, эмоционально- чувственное отношение к художественному тексту;

воспитывать интерес к русскому языку и его познанию, потребность

овладения грамотным письмом;

способствовать обогащению словарного запаса русского языка.

Ход урока:

    Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока. Запись числа и темы в тетрадь.

II . Фронтальная проверка теоретических сведений § 31 и домашнего задания (тетради с домашним заданием передаются на первые парты).

Когда пишется приставка при-?

Когда пишется приставка пре-?

    Синтаксическая пятиминутка (в это время проводится индивидуальная работа по карточкам).

Солнце пригрело землю, и его лучи преобразили все вокруг.

[ − ═ ], и [ − ═ ].

(Повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочиненное).

    Словарный диктант . (Объясните правописание приставок).

ПрЕзидент ( запомн .) страны, прЕодолеть прЕграду (=пере ), прЕувеличить (= очень) опасность, прИслушаться ( неполнота ) к совету, прИшкольный ( близость ) участок.

    Выполнение заданий для закрепления изученного материала.

1). Устно. Игра «Доскажи словечко» (продолжите строчку, объясните правописание приставок).

Час обеда (приближался ),

Топот по двору раздался.

Кто-то терем (прибирал)

Да хозяев поджидал.

Здравствуй, князь ты мой (прекрасный)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не (приголубит ).

(приплыла ) к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Там о заре (прихлынут )

волны на брег песчаный и пустой.

Еще ты дремлешь, друг (прелестный).

2) Работа с учебником.

Упр. 337

3) Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ

3 ряд записывает слова, в которых ПРИ и ПРЕ – часть корня, а также слова с неясным значением.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Проверим!

При-

Придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову.

Пре-

Преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, премного благодарен, преобразовать неравенство.

При-, пре- -часть корня и с неясным значением

Старый приемник, природные ресурсы, преодолевать препятствия, прилежный ученик, пригласить в гости.

    Работа с текстом.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь при ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, при смотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он при обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Пре красно в осеннем лесу. Музыка в траве при тихла. Мелкая листва облетела с при брежных лозин. Ветер осторожно при гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес при задумался. При таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пре спокойно сидеть.

Устанешь, при сядешь на при горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что при нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

Озаглавьте его. Какова тема текста?

Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.

Таблица на доске

При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

1.Приближению

2.Приобрел, принес

3.Прибрежных, пригорке

4.Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь

Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-

1.Прекрасно, преспокойно

Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?

Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).

Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬∩ ۸۸۸ (присмотреться, забираться).

Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬∩ ۸۸  ۸ (призадумался)

В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания. (Прекрасно, осторожно, преспокойно).

Выпишите из текста все глаголы с приставкой при-. Укажите вид глаголов.

(Присмотреться, приобрела, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь, принес)

Почему они все совершенного вида? (гл. сов.в обозначают результат действия, а несов. в. – процесс действия)

    Творческая работа. Замените выражение одним словом с приставкой - пре или – при

Лечь ненадолго (прилечь).

Сесть на краешек (присесть).

Заболеть не сильно (приболеть).

Нарушитель закона (преступник).

Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться).

Идти по следам кого-либо (преследовать)

Проветривая комнату, вы немного открыли окно, по-другому (приоткрыли)

Поселок при городе − (пригородный)

Канава при дороге − (придорожная)

Дмитрий Анатольевич Медведев (Президент)

    Буквенный диктант на закрепление темы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Е И Е И И И И Е И Е И И Е И Е

Прекратить спор, 2)пригласить в гости, 3) прекрасный цветок, 4) присоединиться к отдыхающим, 5) прислушаться к совету, 6) привокзальная площадь, 7) приехать домой, 8) преогромный шар, 9) пригородный поезд, 10) преградить путь, 11) приморский берег, 12) прискакать быстро, 13) пресмешная история, 14) прицепить вагон, 15) прервать беседу.

6) Кто больше! (Привести примеры слов с при-, пре-).

7) Графический диктант (читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-, затем взаимопроверка)

Эта приставка имеет значение “очень”.

Эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый.

Эта приставка имеет значение “законченное действие”.

Эта приставка имеет значение “пере”-

Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный.

Эта приставка имеет значение неполноты действия.

Эта приставка пишется в слове приставка.

Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель.

Эта приставка имеет значение присоединения.

Эта приставка имеет значение “самый-самый”

8) (Если останется время) Учитель предлагает сочинить сказку , используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. (приводится пример отрывка сказки)

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

    Обобщение изученного. Итог урока. Отметки за урок.

    Домашняя работа.

§31 повторить, упр. 336.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

на тему «Правописание приставок»

Тип урока: урок повторительно-обобщающий.

Цель урока:

    формирование умений:

    правильно выделять приставки в словах, правильно их писать, используя правила, определяющие выбор букв в приставках;

    работать в паре, в группах;

    развивать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные компетенции.

Задачи:

Обучающая:

    создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме «Правописание приставок» и применению их в учебных ситуациях.

Развивающая:

    содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач;

    способствовать формированию умений работать в группе, развитию коммуникативной компетенции.

Воспитательная:

    способствовать формированию уважительного отношения друг к другу;

    воспитывать любовь к своему родному языку;

    воспитывать уважительное отношение к грамотному письму.

Оборудование урока:

    раздаточный материал;

    презентация;

    сигналы с буквами з, с:

    рефлексивная мишень;

    карточки с именами учащихся

План урока

    «Организация».

    «Вызов».

    Актуализация знаний.

    Формулировка темы урока.

    Мотивирование к учебной деятельности.

    «Осмысление».

    Постановка учебной задачи.

    «Повторение».

1. Работа с первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

1.1.Проверочное задание

1.2.Опасная приставка с-

2. Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.1.Проверочное упражнение

3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».

3.1.Проверочное задание.

4. Контролируй себя.

    «Рефлексия».

    Обобщение результатов урока, подведение итогов.

    Самоанализ.

    Домашнее задание.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I .

«Организация».

Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

- Доброе утро, ребята!

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

II .

«Вызов».

Организует работу в тетрадях:

- Откройте тетради. Запишите число.

- Запишите на полях балл настроения от 0 до 10, с которым вы пришли на урок русского языка.

Открывают тетради, записывают число, указывают балл настроения на полях.

Личностные: самооценка

Актуализация знаний.

Задаёт вопросы:

  1. Назовите раздел науки о языке, который изучает строение слова.

    Из каких значимых частей состоят слова?

    Какие морфемы служат для образования новых слов?

    С какой морфемой мы работали на протяжении нескольких уроков?

Отвечают на вопросы:

    Морфемика.

    Приставка, корень, суффикс, окончание.

    Приставка, суффикс.

    Мы работали с приставкой.

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

умение давать полный ответ

Формулирование темы урока

Задаёт вопрос:

- Ребята, попытайтесь, предположить, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Формулируют тему урока:

- «Правописание приставок»

Регулятивные: формулирование темы

Мотивирование к учебной деятельности

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня у нас будет урок повторения, мы будем проверять свои индивидуальные знания, работать в паре, группах, а в конце урока вы оцените себя по «Рефлексивной мишени».

Узнают о видах работ на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

III.

«Осмысление».

Постановка учебной задачи.

Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных задач урока):

- Давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию? Составим кластер.

- Поставим учебные задачи на урок.

Под руководством учителя составляют кластер:

Ставят учебные задачи на урок:

-Повторить и обобщить знания о правописании приставок неизменяющихся на письме,

приставок на з, с и приставок при- и пре-.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: формулирование гипотез

IV .

«Повторение».

1.Работа с

первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

1.1.Проверочное задание

1.2.Опасная приставка с-

Задаёт вопрос:

- Назовите неизменяемые приставки.

- Сформулируйте правило, о правописании этих приставок.

Учитель предлагает учащимся выполнить проверочное задание:

- Ребята, прочитаем задание.

- Какие слова вы выписали?

- Из всех традиционных приставок самая опасная – это приставка с-. Поработаем с этой приставкой.

-Какое правило вам известно про приставку с-?

- Выполним задание на карточке №1 «Потренируемся!»

- Проверим!

Отвечают на вопросы:

- В-, во-, за-, по-, под, подо-, до-, про-, с-, со-, на-, над- и т.д.

Формулируют правило:

- Независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково.

Читают задание:

- Выпишите из данных слов только те, в которых есть неизменяемые приставки:

Свистнул, сгорел, надписал, предмет, предводитель, избежать, сбежать, проложить, смотреть, рассмотреть, приложить, откусить.

- (сгорел, надписал, предводитель, сбежать, проложить, откусить).

Формулируют правило:

- В русском языке есть приставка с-, но нет приставки з-. Слова исключения: зги, здоровье, здесь, здание.

Читают задание:

- Вставьте в следующие слова пропущенную букву.

Вставляют букву с или з.

Проверяют.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Поднимает руки класс – это «РАЗ».
Повернулась голова – это «ДВА».
Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».
Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».
Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».
Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

2.Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.1.Проверочное упражнение

2.2.Отгадывание кроссворда в группах.

Задаёт вопрос:

- Назовите приставки, оканчивающиеся на з-, с-.

- Когда на конце этих приставок пишется з-? А с-?

- Читаем задание на карточке № 2.

- Взаимопроверка по ключу.

- Вспомните, когда мы пишем две буквы с?

- Отгадайте кроссворд.

- Проверим кроссворд.

Отвечают на вопросы:

- Раз – рас, низ – нис, воз – вос, вз – вс, из – ис, без – бес.

Формулируют правило.

Читают задание:

- Вставьте в словах пропущенную букву:

Бе..мерно, и..пользовать, во..поминание, ра..жигать, ни..падающие, бе..ценный, бе..шумный, в..бираться, ра..топить, бе..численные.

Вставляют орфограмму.

Проверяют друг у друга в парах.

- Когда одна буква входит в приставку, а другая – в корень.

Отгадывают кроссворд по группам.

3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».

3.1.Проверочное задание.

Задаёт вопрос:

- Когда пишется гласная и в приставке при-?

- Когда пишется гласная е в приставке пре-?

- Внимательно слушаете словосочетание, которое необходимо заменить словом с приставкой при- или пре-, полученное слово записываем в тетрадь:

  • Участок при усадьбе

    Полоса около берега

    Чуть открыть окно

    Очень странный случай

    Загородить дорогу

    Встать не во весь рост

    Очень старый человек

    Присоединить пуговицу к ткани

Отвечают на вопросы:

- Когда выполняются значения: присоединение, прибавление, приближение, неполнота действия, расположение вблизи чего-нибудь.

- Когда выполняются значения:

    близка к слову очень.

    можно заменить приставкой пере-.

Выполняют у доски:

    приусадебный

    прибрежная

    приоткрыть

    престранный

    преградить

    привстать

    престарый

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

4.Контролируй себя.

- Выпишите из текста слова в три столбика: 1) с неизменяемыми приставками; 2) с приставками, оканчивающимися на з-, с-,; 3) с приставками при-, пре-.

- Проверим!

Читает стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Кочнёв Влад.

Выписывают слова:

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

V .

«Рефлексия».

Обобщение результатов урока, подведение итогов.

Задаёт вопросы:

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Урок дал мне для жизни…продолжите?

- Было ли трудно?

Урок я хотела бы закончить словами

К. И. Чуковского:

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Отвечают на вопросы:

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция.

Самоанализ

Оценивают себя по «Рефлексивной мишени».

Личностные: самоопределение,

самооценка

VI.

Домашнее задание.

  1. На карточке№3.

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)

    Упражнение 656 (списать, найти слова с приставками, приставки выделить)

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение

3 класс

Русский язык 1 четверть

Тема

Правописание приставок.

Цель

Организовать работу по формированию умения правильно писать приставки, независимо от их произношения.

Результат обучения

1. Ученики разгадают кроссворд со словарными словами.

2. Ученики смогут определить закономерность написания ряда букв, продолжить его.

3. Ученики умеют находить слова с приставками, выделять их.

4 Ученики смогут сформулировать правило правописания приставок, рассказать его друг другу.

5. Ученики работают в группах, самостоятельно.

6. Ученики работают по стратегии "Какой был вопрос?"

Оценивание

Суммативное в самостоятельной работе по учебнику. Формативное в течение урока.

Ресурсы

Учащиеся 3-го класса, учебники, тетради, кроссворд, карточки для работы в группах, лист для написания правила у каждого ученика.

Занятие.

1. Разгадать кроссворд (всем классом), прочитать слово по вертикали. Назвать тему урока.

По горизонтали:

1. Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)

2. Куда бежит - сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога)

3. Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать. (Ученик)

4. Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами. (Класс)

5. Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)

- В течение урока мы должны дописать правило (листы на столах у каждого ученика):

Приставки __________________________________________________

___________________________________________________________

пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения.

Записать в тетрадях число, кл. работа.

2. Минутка чистописания.

ооогоогогооог

Определить закономерность - гласные о следуют в порядке уменьшения, чередуясь с буквой г.

Записать приставку О- в правило.

3. Игра "Замени Одним словом"

Пропустить урок (прогулять)

Начать исполнять песню (запевать)

Проглотить таблетку с водой (запить)

Отделить ножницами часть ткани (отрезать)

Сменить место проживания (переехать)

Записать слова, выделить приставки. Записать приставки про-, за-, от-, пере- в правило.

4.Работа в группах.

1 группа.

В окно ворвался сильный ветер и оборвал шторы.

2 группа.

Лиса быстро добежала до реки и побежала в лес.

3 группа.

Заяц спрятался за кустами и насторожился.

4 группа.

Рано утром я вышел из дома, сошёл с крыльца.

5 группа.

Петя отошёл в сторону и подписал листок.

6 группа.

Медведь обгонял волка и надломил ветку дерева.

Записать приставки во-, обо-, до-, по-, с-, на-, вы-, со-, ото-, под, об-, над- в правило.

5. Формулирование правила.

Рассказать правило по часовой стрелке в группе.

6. Стратегия "Какой был вопрос?"

Рефлексия.

Чем занимались на уроке?

С каким правилом познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

А какое вызвало затруднение?

Справились ли мы с задачей урока - составить правило?

Как вы думаете, зачем нужно знать это правило?

Результаты обучения для учеников (А)

Знают, что такое приставка, умеют находить слова с приставками, выделять их.

Результаты обучения для учеников (В)

Смогут сформулировать правило правописания приставок, рассказать его друг другу.

Результаты обучения для учеников (С)

Определят значение умения правильно писать приставки. Работают по стратегии "Какой был вопрос?"