Тема: дифференциация согласных г-к. Логопедическое занятие «Дифференциация К - Г

Логопедическое занятие в 3 классе

Тема. Дифференциация Г-К в словах, предложении.

Цели:

1.

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5.

Задачи:

Образовательные:

учить различать звуки [Г] - [К];

выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов;

учить дифференцировать буквы Г - К на письме.

Коррекционные:

Развивающие:

1. Организационный момент.

Отгадайте загадки:

Звук [К]:

Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! - кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко...(Курица)

Звук [Г]:

Норовит щипнуть за ноги,
Я гоню его с дороги:
"Прочь! Тебя я не боюсь!"
"Га-га-га!" - смеётся… (гусь)

Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

На какие звуки начинаются слова?

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

II. Основная часть.

Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К].

Давайте сравним звуки Г -К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

Положите руку на горлышко. Произнесите звук Г.

Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

Звук Г - согласный, твердый, звонкий.

Произнесите звук К.

Посмотрите на профиль артикуляции звука - губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

Звук К - согласный, твердый, глухой.

Значит звуки [Г] - [К] являются парными.

Работа в тетрадях: записать число.

Логопед проговаривает обучающимся, слог со звонким звуком. Ребята должены назватьи записать слог с глухим согласным звуком.

Га - ка, го - ко, гу - ку, ги - ки

Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К.

Га-га-га - вышли гуси на луга.

КА-ка-ка - наша елка высока.

Го-го-го - не увижу никого.

Ко-ко-ко - по теченью плыть легко

Гу-гу-гу - много пчелок на лугу

Ку-ку-ку - Катя сыпала муку.

Вставить пропущенный слог ГА или КА. Запиши в тетрадь.

ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Физминутка.

Закончите предложения, используя слова для справок, подчеркнуть к -г.

Молоко жидкое, а сметана ……………..

Малина сладкая, а калина ……………..

Ручей узкий, а река ……………..

Петь хорошо вместе, а …………….. отдельно.

Слова для справок: _устая, _орькая, широ_ая,_оворить.

Подберите на дисках слова, противоположные по значению.

Запиши слова парами вставляя г или к.

горе - радость

чистота - грязь

богатый - бедный

восход - закат

громко - тихо

Вставь в слова буквы г или к.

Составь слова парами на доске.

кора - гора

кол - гол

горка - корка

калька - галька

Дифференциация звуков на уровне текста.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы Г или К.

Собака грызет …ости. В четверг к нам придут …ости. Гриша любит хлебную …орку. В понедельник весь класс ходил на …орку. Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра. В саду цветет …алина. Катину подругу зовут…алина.

III Итог занятия.

С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

Дайте характеристику данным звукам.

Дополнительное задание

1. Прослушайте слова, назовите слоги со звуком г или к.

б) икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, луга, речка

2. Запишите слоги с буквами г и к.

а) Галя, Коля, Гуля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, Гера, кино, гулять

б) грибы, криво, грива, греет, крыша, груша, гремит, клинок, клеит, кричит

в) рукава, ягоды, берегите, помогает, покупает, прыгает, лагери

г) радуга, нога, ноги, сапоги, иголка, салфетка, руки, ветки, клетка

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

горка — корка гости — кости кол — гол калька — галька

трот — крот икра — игла Галина — калина голос — колос

4. Прослушайте слова. Начертите их схемы. Надпишите букву г или к над соответствующим слогом. Напишите под схемой соответствующее ей слово.

куры, гиря, укол, икра, дорога, магазин, карман, скалка, погода, крышка, колокольчик, гигант, город, грозный, глыба, бригада, каблу-ки, голуби, сапоги, скакалка, каблук.

6. Работа с картинками. (Проводится аналогично предыдущему заданию, можно использовать картинки из задания 4.)

7. Измените слова так, чтобы в них появились буквы к или г. Подчеркните буквы гик разными карандашами.

город — городок, игла — ..., газета — ..., гриб — …, голос - …, графин - …, кора — ..., голова—..., голубь—..., губы - …, гармонь — ...

8. Закончите слова, добавив слог га или ка.

нит... ...зета ру… но... ро-… лу... ре…

кочер... соба... баран... лопат... бере... ма...зинру...ва

ро…тыйма…роныбо...тый бит... сем... вет... нор...

Ражи...рета...питан...чели

9. Закончите слова, добавив слог га или ка.

но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро...

ру... вра... палат... каблу... ре... день... заплат... загад...

10. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.

у...ол, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усто, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, ...ал...а, с…аз…а, я…од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил

11. Измените слова так, чтобы после согласного г или к. появился гласный.

утюг—... молоток—... когти—... листок—... берег—... ногти—...

овраг — ... полог — ... локти — ... галстук — ... сапог — ... легкий — ...

стог—... клубок—... мягкий—...

12. Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите про-верочное слово.

сне..., кула..., творо..., пау..., ро..., столби..., замо..., дуршла..., пиджа..., дру..., каблу..., шлан..., гон..., гама..., зна..., остро..., рыно..., плу…, клубо..., лу..., четвер...

13. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите ответы. Подчеркните г и к разными карандашами.

Вопросы: Что на спине у верблюда? (Или характерный признак верблюда.)

Как называется вид качелей, сплетенных из веревок (в виде сети)?

Что остается на столе после разрезанного хлеба?

Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети?

Что грохочет во время грозы?

Как называется зеленый массив в городе?

Где устанавливают общую телевизионную антенну?

Чем измеряют температуру?

Слова для справок: горб, гамак, крошки, погре-мушка, гром, парк, на крыше, градусником.

14. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них буквы г, к. разными

карандашами.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

Пять мальчиков,

Пять чуланчиков;

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый мальчик

В свой чуланчик.

Без головы, а в шляпе.

Одна нога, и та без сапога.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью.

Красные лапки

Щиплют за пятки,

Беги без оглядки.

Черный, проворный

Кричит: «крак!»

Червякам враг.

Он качалка и кровать.

Хорошо на нем лежать.

Он в саду или в лесу

Покачает на весу.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

Голубочка бела

В дом прилетела.

Что, где видала,

Про все рассказала.

Отгадки: гвоздь, волк, сапоги, перчатки, гуси, гриб, грач, гамак, газета.

15. Диктанты.

Предупредительный диктант

Методические указания. Логопед рисует на доске схемы слов, над соответствую-щим словом надписывает букву г или к. После того как ученики напишут диктант, они проверяют его, пользуясь схемами, данными на доске .

главный, грузди, скалка, угрюмый, грелка, гири, головка, геогра-фия, крик, биография, грядка, телега, глубокий, кулак, глазки, гамак, гости, грачи, кепка, колонка, кости, карандашик, гадюка, галстуки.

Послоговой диктант (с проговариванием слогов)

гвоздик, колокольчик, головка, голубка, маргаритки, клубника, горизонт, каблуки, сумерки, громкий, грунт, галка, крышка, кувшин, каблук, груша, бригада, колхозники, кружечка, белка, лук, горе, горький

Проверочный диктант

буквы, клен, грабли, капля, редиска, гулять, прогулка, выставка, копилка, гладкий, сугробы, каток, грозди, капуста, игра, икра, каль-ка, глубокий, галька, крыжовник, сапог, пирог, мак, гамак, рогатый, рог

Дифференциация г — к в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

гости - кости Собака грызет....

В четверг к нам придут....

горка — корка Гриша любит хлебную....

В понедельник весь класс ходил на

гол — кол Галкин Коля забил в ворота....

Строители вбили первый....

галька — калька На море много... .

У копировщицы много... .

Галина — калина В саду цветет....

Катину подругу зовут....

икра — игра Во дворе шла интересная....

Очень полезна черная... .

2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий

б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец

3. Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к карандашами разного цвета.

Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голу-бей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол. Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.

4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Подчеркните буквы г, к.

грозди калины кисти винограда мешок картошки

горсть крупы высоко прыгнул скакал галопом

громко говорили кормила голубей грызла кость

копал грядки кивнул головой раскрасил гуашью

загадал загадку купил гармошку грелся на солнышке

катился с горки скакал по дороге качался в гамаке

играл на скрипке скрылся за горизонтом прыгнул через канаву

5. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами г, к. Подчеркните буквы г, к в этих словах.

Сегодня на уроке мы отгадывали... . Подул сильный ветер, ... гром. В лесу кукует... . На доме развевался красный... . Галя сма-тывает нитки в... . Замяукал маленький, серенький... . Машина еха-ла по асфальтовой... . Галя раскрашивает картинку цветными... . В лесу ребята собрали белые... и спелые... . Дождь перестал, и... солнышко. Гриша... на санках с... .

6. Вставьте в слова пропущенные буквы. Подчеркните согласные г, к.

Летнее утро.

Небо...олубое. Бри...ада работала на лу...у. ...олхозни...и во-зили душистое сено и с...ладывали его в сто...а. Большое стадо требует мно...о...орма. От...орма зависит...оличество и...ачествомоло...а. Моло...о отправляют в...ород. Из...орода...олхозни...и получают дру...иепроду...ты.

Кабачок.

Абачо…-толстячо...

Ле... на...ряд...у —

И молчо... .

Он лежит на...ряд...е

С мая,

Оловы не поднимая.

Маленькое и большое.

Малень...ая Маня

Малень...ой лопат...ой

Бережно вс...опала

Малень...ую...ряд...у.

Малень...ое семя

В...ряд...у посадила,

Малень...им забором

Е...о о...ородила.

Я подумал, ...лядя

На ее работу:

«Вырастет, наверное,

Малень...ое что-то».

Но ошибся...реп...о

Я в своей до...ад...е:

Вели...ан арбузище

Вырос тут на...ряд...е.

На школьном участке.

Наступила весна. Солнце сильно...реет. Шумно бе...ут ручей...и. На...олыхвет...ах появились поч...и. Бри...ада ш...ольни...ов на о...ороде. Они...опают...ряды и...отовят...лумбы для цветов. О...тябрятапомо...ают пионерам.

7. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишитеих. Подчеркните в них буквы г, к.

Вопросы: Какие птицы прилетают весной?

Где растут овощи?

Какой город-герой находится на реке Неве?

Куда выезжают пионеры летом?

Кто воркует, а кто гогочет?

Чем сгребают сено?

Какая птица кукует в лесу?

Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

Грызть, под, кость, собака, крыльцом. Грелась, на, гадюка, солнышко. Колхозники, в, складывать, сено, стог. Покрыто, кругом, снегом, всё. Под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев. Класс, наш, ходил, выставка, картины, на , графики, и. Скворцы, из, теплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются. Дорога, усыпана, вся, галькой. Отправились, на, гурьбой, октябрята, про-гулка.

Тема. Дифференциация З-С в словах, предложении.

Цели:

1. Учить различать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

Задачи:

Образовательные:

учить различать звуки [З] - [С];

выделять звуки [З] - [С] в ряду других звуков, слогов, слов;

уточнить акустико - артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове;

учить дифференцировать буквы З - С на письме.

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

1. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

зуб — суп, роза — роса, коза — коса, Зоя — соя

2. Прослушайте слова, поднимите букву з или с, если в слове услышите звук

с или з.

сок, зонт, сук; зуб, сон, сталь, звон, зыбкий, сытый, вязанка, забота, суровый, арбузы, вазелин, восемь, восковой, пузырь, васи-лек, пузырек

3. Определите наличие и место звуков с, з: в словах

Приблизительный перечень слов: выставка, кра-сота, зубр, квас, стекло, возы, озимые, зимние, весенние, стакан, забор.

слон, нос, ставни, змея, арбузы, обезьяна, замок, санки, страус.

4. Прослушайте слова. Назовите и запишите: а) начальный слог; б) конеч-ный"слог.

а) сани, соты, Зоя, Соня, зубы, сухо, сыты, салют, закат, зима, синий, сели, зелень, семя, Сема, сыны

б) коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, росы, весы, возы, неси, вези

5. Прослушайте слова. Запишите их в две строчки: в первую с буквой з, во вто-рую — с буквой с. Подчеркните слог с з или с. (Можно использовать слова предыду-щих заданий.)

6. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Такан, ...акон, ...покойно, ...ладкий, ...лой, ...абота, ...лово, ...доровье, ...оловей, ...а...лонка, ...драв...твуй, ...па...ибо, ...анаве...ка, ...о...нательный, ...али...ать, ...о...тавить, ...а...тавить, ...ано...а

7. Допишите недостающий слог с буквой з или с.

та..., ко..., ко..., ва..., у..., ро..., бу..., ро..., ва...

Слова не должны повторяться, при затруднении логопед может дать картин-ки:

тазы, косы, козы, ваза, вазы, усы, розы, бусы, росы.

8. Закончите и запишите слово, добавив слоги:

а) за или са:

ли… …пог …бота пи...тель

Ли… …мок …гадка вя…ли

ко… …хар …погипи…ла

мимо… …жег …веса ли…ла

б) зы или сьг.

но... воло... зано... на…вать

ва... моро... занаве... на…пать

ро... стреко... капри... по…пать

9. К данным словам присоедините приставку за, назовите и запишите получившеся слова.

Образец: нести — занести.

вязать, светить, нести, возить, носить, сесть, стелить, солить, сорить, просить

10. Составьте схемы слов, звуки з, с запишите над соответствующим слогом.

Образец: забор з, записка з с.

сливы, забор, хвост, звонок, пастух, магазин, посадил, кузнец, гуси, зелень, угостил, засохнуть, созывать, зазвенел, запоздать, звезда, засеять, составить, созреть, записка, застудить, засада, заснуть.

11. Рассмотрите картинки. Назовите их. Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы з, с. Запишите слова, разделите на слоги.

Приблизительный перечень: зана-веска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо.

12. Измените слово так, чтобы после согласных з, с появился гласный, под-черкните и назовите последний слог.

Образец: вяз — вя зы , лес — ле са .

глаз — … нос — … мороз - … овес — … грязь - …

пояс — … арбуз — груз - … компас - … заказ — …

насос — ... водолаз — ... вкус — ...

автобус — ... занос — … трус— ... воз — ...

13. Измените, слово так, чтобы после согласных з, с появилась гласная. Подчеркните эту гласную. Объясните, как проверить звонкий согласный в середине слова.

Образец: низко — низ о к, коляска — коляс о чка.

низко — ... узкий — ... близко — ... скользко — …

сказка - … березка - … коляска - … указка - …

замазка — ... повязка — ... краска — ... маска — ...

стамеска — ... просьба — ... дерзкий — ... редиска — ...

14.Вставьте пропущенную букву з или с. В скобках напишите проверочное слово. Подчеркните гласную, при помощи которой вы проверили эти согласные.

Образец: у...кий (уз е нький), кра...ка (крас о чка).

кра...ка, совхо..., тру..., зака..., дер...кки, бли...ко, бере...ка, ове..., гла..., вку.... водола..., автобу..., троллеибу..., сколь...кии, ни...ко, повя...ка, свя... ка

15. Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте проверочные слова к словам раз,ваз. Выпишите слова парами. Подберите проверочное слово к слову таз.

Ни разу!

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз. (А. Кондратьев.)

16. Запишите слова в три колонки: с буквой з — в первую, с буквой с — во вторую, с буквами з, с — в третью. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим. К звонким согласным подберите проверочное слово. Выделенные слова пишите по слогам.

санки, сели, славный, запах, разок, редиска, зарядка , стадион, салазки, красивый, розовый, сказочный, морозный, глазки, запис-ка, низкий, указка, вывеска, краска, узкий, занавеска, забился, развесистый, засветить, пластилин, засада, зазевался.

17. Словарный диктант (с опорой на графическую схему слова).

Методические указания:

а) логопед произносит слово, Обучающиеся дают графическое изображение этого слова, надписывают буквы з, с, затем пишут слово целиком.

резина, музыка, угостил, спелый, занозы, сукно, кусок, весна, зелень

заставил, золото, засверкал, зазнайка, замерзло, стадо, спят, заснул, застыл, пастух, запасы, морозы

Приблизительный перечень: глаза, волосы, санки, сосна, костер, земляника, капуста, корзина.

18. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните буквы з, с. Запишите выделенные слова по слогам.

Методическое указание. Логопед выписывает загадку на доску или индивидуаль-ные карточки. Оучающиеся читают загадку и выполняют данное задание. Правиль-ность выполненного задания проверяется по ходу работы.

Летом серый, зимой белый. Эта хищница болтлива.

Воровата, суетлива,

Серебристые подвески - Стрекотунья белобока.

След январского мороза - А зовут ее … .

Белоствольная … . Слово для объяснения: суетлива.

Слова для объяснения:

подвески, перлески.

Бел как снег, Дом открыт со всех сторон,

В чести у всех. В доме - тысячи колонн.

В рот попал - Над колоннами шатры,

Там и пропал. Под колоннами - ковры.

Тут живут и на коврах,

Объяснить выражение: И в колоннах,

«в чести у всех». И в шатрах.

Слово для объяснения: шатер.

Золотое решето Тает снежок,

Черных домиков полно. Ожил лужок.

Сколько черненьких домков, День прибывает.

Столько беленьких жильцов. Когда это бывает.

Снег на полях, Иней сверкает,

Лёд на реках. Когда это бывает?

Отгадки: зайчик, сорока, береза, лес, подсолнух, сахар, зи-мой, весной.

Вставьте в предложения пропущенные слова, подходящие по смыслу.

зуб — суп У Зои разболелся коренной … .

Бабушка сварила вкусный … .

коза — коса У Зины красивая, пышная … .

В огород забрела … .

зыбь — сыпь У больного высыпала красная … .

На болоте страшная … .

солить — залить Огурцы надо … рассолом.

Надо … на зиму огурцы.

сев — зев У больного красный … .

Начался весенний … .

злить - слить Не надо … собаку.

Остатки воды можно … .

2. 3акончите словосочетание одним словом, содержащим звук с или з.

Образец: Вязать носок.

Нести... . Занести... . Везти... . Завезти... . Вязать... . Завя-зать... .

Слова для справок: сумку, газету, санки, узел, носки.

3. Составьте словосочетания, используя слова пунктов а и б.

а) морозный, веселый, интересная, звонкая, полосатая. Крем-левские, высокий, знойная, зыбкая

б) сказка, воздух, песня, запевала, пустыня, забор, звезды, зебра, трясина

4. Составьте словосочетания, подбирая к словам первой строчки подходящие по смыслу из второй. Затем придумайте с этими словосочетаниями предложения.

а) самовар, озеро, автобус, звонок, соловей, кузнечик, змея

б) замерзло, закипел, уползла, засвистел, затормозил, застреко-тал, зазвенел

5. С каждым словосочетанием составьте и запишите предложения.

Спелый арбуз. Сильный мороз. Зимняя спячка.

Загорелая спина. Злая собака. Здоровые зубы.

Старый зонтик. Морозный воздух. Спелый колос.

Заботливая сестра. Смелый поступок. Звездное небо.

6. Выпишите из текстов слова с буквами з, с. Подчеркните букву з зеленым карандашом, букву с — синим.

Ждите нас.

Улыбнись, луна, засмейся.

Мягкий свет, вокруг разлейся.

Два луча пусть перед нами

Лягут словно рельсы.

Оторвемся от земли мы.

Так взлетим, что только звезды

Пронесутся мимо!

Вы не бойтесь — мы вернемся

Живы, невредимы.

Зарядка.

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Мы растем смелыми,

На солнце

Загорелыми.

Ноги наши

Быстрые.

Метки

Наши выстрелы.

Заметно стали убывать дни. Быстро наступают сумерки. Ночное небо затянуто тучами. На нем не видно ни одной звезды. Поздно приходит рассвет.

Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быстро засыпал заячьи следы. Спелые арбузы привезли на колхозный ры-нок. Колхозники вовремя скосили спелый овес.

Золотой луг.

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво.

Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрыл-ся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.

Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрыва-ются и как луг становится опять золотым.

Какие интересные цветы, одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

(По М. Пришвину.)

7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Зазвенел... , и ученики вошли в.... Пошел дождь, люди раск-рыли.... Самолет набрал... и.... После... наступает весна. На елку к детям пришел Дед... . Солнце... мало. Вот пришли... и зима... .

8. Составьте предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла. Зубы, у, разболелись, Сони, сильно. За, собака, гналась, зайцем. Взяла, зайца, собака, след. Оборва-лась, песня, внезапно, звонкая. В, стог, змея, сена, уползла. Звон-ко, в, запел, саду, соловей. Лепестки, Соня, и, собирали, Зоя, роз. На, засверкала, кустах, роса.

розы и ваза, стрекоза и кузнечик, таз и кастрюля, слон и зебра, змея и ман-густа.

Дифференциация з — с в связных текстах

Вместо точек вставьте пропущенную букву з или с.

Зима.

На...тупила...има. Были...ильные моро...ы. ...ина в...яла...анки и пошла на горку. Она катала...ь на...анках с горки. За ней бегала...обакаТре...ор. Не боит...я...инаморо...а.

Березка.

В...аду бере...ка. Бере...ка была...ухая. На бере...кегне...до...яблика. ...яблик та...кал в гне…до ли…тики.

Гвоздика.

Погляди-ка, погляди-ка, Все бере…ы - …еркала

Что за кра…ный огонек? Из …еленого …текла.

Это дикаягво…дика

Новый пра…днует денек. Белка пе…енки поет

Да орешки в…е гры…ет,

имним утром от моро…а А орешки не про…тые

На …аре …венятбере…ы. В…е …корлупки …олотые.

Тема. Дифференциация З-Ж в словах, предложении.

Ольга Шестерикова
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Цель: дифференциация звуков [к] - [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме

Задачи:

Учить дифференцировать звуки [к], [кь] - [г], [гь] по звонкости - глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К - Г при чтении и на письме;

Совершенствовать звуковой анализ и синтез, тренировать умение определять позицию заданных звуков в словах;

Закрепить правила написания парных звонких и глухих согласных на конце слова,

Совершенствовать умение соотносить звук и букву;

Продолжить учить правильному употреблению в речи неизменяемых слов;

Продолжать обучать звуко-буквенному анализу слова;

Совершенствовать связную речь детей;

Развивать артикуляционную моторику, просодические элементы речи;

Совершенствовать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, мышление, логику;

Развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, координацию речи с движением;

Воспитывать у детей стремление к сотрудничеству, инициативность, интерес к обучению грамоте.

Игра «Рукопожатие»

Логопед: В стране согласных звуков

Большой переполох

Король с утра печален

Вздыхает: «Ох, да, ох».

Король нас приглашает

Свой замок посетить

Помочь ему порядок

В стране восстановить.

Дети проходят по дорожкам и садятся на места.

(Сообщение темы занятия).

Логопед : Вот ворота открываются, приключения начинаются.

(Логопед выставляет на магнитную доску двух клоунов).

Живут в стране два брата

Глухой и звонкий звук

Бывает очень сложно

Их отличить на слух.

Те братья друг на друга

Бывают так похожи,

Что где глухой? Где звонкий?

Король понять не может.

Логопед: Рассмотрите картинки. Назовите, что нарисовано на мячах у клоуна слева? (кран, кот, кисти, кит) С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков к, кь).

Что нарисовано на мячах у клоуна справа? (гитара, гусь, груша, гиря). С каких звуков начинаются эти слова? (С согласных звуков г, гь).

Логопед: Какие звуки не может различить король? ([к], [кь] - [г], [гь]).

Сравнение звуков [к], [кь] - [г], [гь],

Логопед: Произнесите звук [г]. Сначала громко, а потом шёпотом.

Логопед: В какой звук превратился звук [г]?

Давайте, объясним королю, как это получилось?

(Аналогично со звуком [гь]).

Чем отличаются звуки [к], [кь] от звуков [г], [гь]?

Дети: Звуки к, кь – глухие, они произносятся без голоса, а звуки [г], [гь] - звонкие.

Логопед: Как проверить, что звуки [г], [гь] – звонкие?

Дети: Надо положить ладонь на горло и произнести звук.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Логопед: Мы с вами оказались во дворцовом саду. Здесь много хвойных деревьев и кустарников. А как называется плод хвойного дерева? (Шишка). Возьмите шишку, давайте помассируем наши руки.

Дети катают шишку между ладонями, проговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Нас уколет можжевельник.

Логопед : Послушайте фразу и скажите, в каком слове спрятались и глухой и звонкий звук. У ёлки иголки колки.

Дети: Звуки [к] и [г] спрятались в слове иголки.

Д/И «Определи место звука в слове» [к], [кь] - [г], [гь].

У короля в саду есть волшебное дерево. На нем любят отдыхать разные птицы. Но братья клоуны так шалили, что птицы вспорхнули с насиженных веток и теперь не знают, на какую им сесть.

Логопед: Рассмотрите схемы слов.

(В схемах обозначено место звуков [к], [кь], [г], [гъ].

Логопед: По схеме определите, на какую ветку сядут птицы (ласточка, клест, зяблик, снегирь, голубь, попугай).

Дети: Голубь сядет на левую верхнюю ветку, потому что в начале слова стоит звонкий звук г.

Д/И «Доскажи словечко»

Братья-озорники запутали короля. Помогите ему разобраться, о чем идет речь.

К нам пришли сегодня (гости). – У собаки в миске (кости).

Вот высокая (гора). – У березы есть (кора).

Проплывает в море (кит). – А туристов водит (гид).

Логопед: Ребята скажите, кто такой гид?

(Гид – это человек, который сопровождает туристов и рассказывает им о достопримечательностях.)

Логопед: Сейчас я буду вашим гидом, мы осмотрим королевский замок.

Пальчиковая гимнастика

По ступенькам мы шагаем средний и указательный палец правой руки

Все вокруг запоминаем: «шагают» по согнутым пальцам левой

В королевском замке пальцы обоих рук соединены между собой

Стрельчатые арки. подушечками, ладони не соприкасаются

И колонны стройные, руки сжимаются в кулаки

Фронтоны треугольные. Пальцы сложены треугольником

Всех деревьев выше - левая кисть сжата в кулак

Шпиль на острой крыше. Правая ладонь приставлена к кулаку.

Физминутка в кругу

Беленькое облако дети держатся за руки, образуя неширокий круг

Поднялось над крышей поднять руки над головой

Устремилось облако Подтянуться руками вверх; плавные

Выше, выше, выше покачивания руками над головой из стороны в сторону

Ветер это облако Руками описать через стороны вниз

Зацепил за кручу. большой круг и опустить их;

Превратилось облако взяться за руки и сделать широкий круг.

В грозовую тучу.

Логопед: Ребята, давайте подуем так, чтобы развеять грозовую тучу.

Дыхательное упражнение «Ветер»

Воздух носом набираем,

Плечи мы не поднимаем.

Щеки не надуваются,

Воздух выдыхается.

Подвижная игра «Живые слоги»

У детей на груди разноцветные таблички разных геометрических форм. На табличках написаны слоги. Дети маршируют по группе врассыпную под музыку. Как только стихает музыка, дети должны объединиться в группы по цвету и форме табличек. Затем дети должны встать в таком порядке, чтобы получились слова (кактус, галка, шашки, шахматы, катушка, сапоги, камыши, пушка, шпага, кошка, собака, мышка)

Вновь хорошая погода

На прогулку вышли слоги.

Стихнет музыка едва

Собираются в слова.

Надо правильно вам встать.

Усвоение правила написания согласной на конце слова.

Логопед: Ребята, король в замешательстве. Клоуны-озорники спрятали буквы г – к из названий картинок. Давайте напомним королю, как можно проверить, какую букву надо писать. (Дети читают стихотворение, логопед выставляет картинки на магнитную доску).

В конце слова звонкий звук

Братом притворяется.

Он звучит почти беззвучно,

То есть, оглушается.

Чтобы правильно писать

Надо букву проверять.

Ты, дружочек, не зевай,

Слово смело изменяй:

Мак на маки, луг – луга.

Будешь грамотным всегда.

Упражнение «Впиши букву»

Давайте поможем королю выбрать правильные буквы.

Пирог - пироги, паук - пауки, сапог - сапоги, волк - волки.

Что нарисовано на картинке? (стог, стог сена).

Какую букву надо дописать в конце слова? (Букву г)

Как проверить? (Надо изменить слово. Один стог, два стога) и т. д.

Логопед: А теперь зажмурим глазки.

И вернемся в сад из сказки.

Вспомните, где мы с вами побывали, что мы делали? (Мы побывали в городе согласных звуков. Мы помогали королю различать звуки к и г, кь и гь.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: Укреплять мышцы артикуляционного.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети входят в зал. Физминутка «Придумано кем-то…» Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться:.

Тема: Дифференциация звуков «Г» - «К» в словах, словосочетаниях, предложениях.

Цели:

  1. Закрепить знания о сходствах и различии звуков «Г» и «К»;
  2. Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры;
  3. Формировать умение составлять словосочетания, предложения правильно согласуя слова;
  4. Закрепить умение проводить проверку правописания слов со звонкими и глухими согласными на конце слова;
  5. Воспитывать собранность, позитивный настрой на результат учебной деятельности.

I. Организационный момент

Уточнить временные представления: часть суток, день недели, время года, число, месяц,
Записать число в тетради

II. Основная часть

1. Отгадать загадки. Выделить заданный звук из слов-отгадок:

А) Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит. (Трактор)
Дать характеристику 4 звуку в отгадке.

Б) Два братца в воду глядятся,
А сойтись не могут. (Берега)
Дать характеристику 5 звуку.
Определить общее и различное в произношении этих звуков.



2. Игра «Разведчики».

Зашифровать слова со звуком Г – , со звуком К - , слова запомнить.
Слова: радуга, разговор, кучер, прилагательное, красивый ().
а) записать слова, как запомнили
б) определить как часть речи, поставив вопрос, какое слово лишнее

3. Назвать в какой группе картинок звук «К» всегда стоит первым по счету

1. кастрюля, краски, чашка
2. кукушка, курица, сорока
3. клубок, колокольчик, карандаш
4. картофель, свекла, морковь

Назвать номер группы картинок, в которой звук «Г» всегда стоит третьим по счету?
1. вагон, виноград, глобус
2. радуга, груша, горох
3. лягушка, снеговик, иголки
4. пуговица, магнитофон, рога

3. Физминутка «Пластические этюды»

Перечислить птиц, в названии которых есть звуки «Г» или «К». Изобразить этих птиц.

4. Записать слова в тетрадь, исправляя ошибки.

Плук
Пирок
Зонтик
Жуг
Крук
Гамаг
Молоток
Друк
Замог
Носорок

5. Выделить общий звук, записать букву, прочитать полученное слово, объяснить его значение. Составить с данным словом предложение.

Г – гвоздь, гараж
А – старт, мак
Р – руки, парад
Н – нуль, нора
И – слива, мир
Т – торт, танк
У - труд, пучок
Р – рак, король
ГАРНИТУР – набор предметов объединенных одним стилем.

6. Игра «Найди пару».

У учащихся карточки со словами-признаками и существительными. Первый ученик выходит к доске, выносит прилагательное, читает его, вставляя пропущенную букву. Спрашивает: «У кого моя пара?» Затем выходит тот ученик, у которого есть подходящее существительное. Читают полученное словосочетание. Далее игру продолжают 2-ой ученик, и т.д.
Крякает (утка) сверкает (снег)
Воркует (голубь) гремит (гром)
Гогочет (гусь) плывут (облака)
Кудахчет (курица) пылает (огонь)

7. Из специально подобранных слов и картинок составить предложения, записать в тетрадь, составить схемы предложений.

1. Мальчик гонит гусей к реке.
2. Весной в скворечник прилетели скворцы.
3. Ласточки построили гнездо под крышей нашего дома.

Светлана Ходаковская
Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]»

Цели занятия :

Развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г ;

Развивать умение соотносить звуки К , Г с буквами К и Г,

Развивать фонематический слух;

Расширять словарный запас;

Развивать внимание, логическое мышление;

Воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию :

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Г ?

Найдите слово с мягким звуком Г .

Между собой уже века

Живут в согласье Г и К

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Думаю, не ошибусь -

Г запомним наизусть - Г – как голубь, Г – как гусь.

Это – гордость, это грусть. Г грибы, горох, галеты,

Все слова на Г нужны- Город, газ, графин, газета.

В речи так они нужны!

Сколько раз в стихотворении встретился звук К ?

Назовите слова с мягким звуком К .

Кролик, куры, кот и кошка, К – кино, компот, котлета,

И капуста, и картошка, Книга, краски и конфета,

Клевер, кактусы и клены, Кружева, корабль, кит –

Кипарис вечнозеленый. Слышишь, К – везде звучит!

Куст калины, роща кедров,

Ах, какой язык наш щедрый.

Напоминаем!

Звук Г – звонкий , в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация.

2. Проверь себя! Сравни звуки :

а) Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук , если дрожания нет – глухой.

б) Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Г и глухой К .

3. Игра «Эхо» . Повтори слоги :

га-ка ка-га ка-га-ка га-ка-га ка-ка-га

гу-ку-ку га-ка-га-ка го-ко-ко-го ко-го-го-ко.

4. Назвать первый звук в слове :

Гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

5. Определи, какой звук в слове – Г или К и его место :

Кот, мак, газ, огород, загадка, майка, берега, пирог, вагон, танки, рога, огонь, галка, нога, горка, гусак.

6. Подумай, на что похожа буква Г?

На что похожа буква К?

7. Нарисуй эти буквы с закрытыми глазами на песке, на ладошке, в воздухе. Изобрази букву Г.

Выложи эти буквы из мелких предметов.

8. Подумай, из каких элементов состоят прописные буквы Гг и Кк?

9. Прочитай слова с буквой Г, затем с буквой К :

10. «Кто больше?»

Необходимо придумать и записать как можно больше слов : начинающихся на буквы Г, К; имеющих их в своем составе.

11. Вставь букву К зеленым цветом, Г – синим. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

Рыб…а, …аша, но…а, раду…а, мар…а, …апуста, бал…он, …азета, доро…а, о…онь, о…но, бу…варь, …итара, …ерой, …осмос, …омната, …увшин.

12. Итог занятия .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звука [С]-[З] в словах» Конспект урока «Дифференциация звука [С]-[З] на фоне слова. Цель: Дифференциация звука [С]-[З] в словах. Коррекционно-образовательные цели:.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Дифференциация Г – К в словах

Цель: развитие умения различать звуки и буквы г-к устно и на письме.

Ход занятия:

I . Повторение.

Ребята, давайте вспомним, что такое звук и буква.

(Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем)

II . Знакомство с темой

Послушайте стихотворение С.Погореловского «Как Мишка деда рассердил». А потом ответите на вопрос: В чемзаключалась ошибка Миши?

Пишет Миша – Михаил:

«Дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты

Дедовы портреты!

Нет, - сказал сердито дед, -

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктант он в школе,

А думал о футболе.

Оттого – то КОЛ

Превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ

Получил он КОЛ!

В чем заключалась ошибка Миши?

Какие два значения имеет слово КОЛ?

Назовите первые звуки в словах - КОЛ, ГОЛ.

Что общего в этих звуках (звуки К, Г – согласные)

Чем различаются эти звуки? (звук г – звонкий, а к - глухой)

III . Закрепление.

    Соотнести звуки с буквами к, г

Задание: найдите букву, соответствующую звуку [к]; найдите букву, соответствующую звуку [г].

    Игра «Доскажи словечко». Подними соответствующую букву.

Я услышал: у ворот

Замяукал громко … (кот)

Вышел суп совсем не плох

В нем картофель и … (горох)

Почему же Ким веселый?

Он идет сегодня в … (школу)

Бегать быстро я могу

И по улице … (бегу)

Утром к реке по чудесной дороге

Быстро бегут загорелые …(ноги)

Для больного человека

Нужен врач, нужна …(аптека)

Идут морозные деньки

Нужны нам лыжи и …(коньки)

Свой железный язычок

Прячу я под колпачок

Созываю на урок

А зовут меня…(звонок)

    Игра «Один - много» с перебрасыванием мяча.

Задание: изменить слова так, чтобы после согласного г или к появился гласный.

Утюг-… молоток-…

Листок-… берег-…

Овраг-… сапог-…

Галстук-… клубок-…

    Работа в тетради по карточкам

Задание: Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите проверочное слово.

Сне..., кула..., пау..., столби..., замо..., пиджа..., каблу..., шлан...,

зна..., рыно..., клубо..., вра…

IV . Физминутка.

Как живешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как плывешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как бежишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

В даль глядишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ждешь обед? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Машешь в след? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ночью спишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

А шалишь?… Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

    Работа по карточкам

    Слоговой состав.

Задание: Разложи картинки под цифрами 1,2,3 в зависимости от количества слогов в слове. Запиши слова в 3 столбика.

Перечень картинок: гитара, гвоздь, глаз, компас, кот, гуси, клубок, косы, горох, грабли, капуста, собака, носки, голубь.

V . Домашнее задание

Задание: Разгадайте кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова только те, в названии которых есть звук г или к.

По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

По горизонтали: 2.То, что остается после сгорания дров.

3. Весенняя птица.

4. Мужское имя.

5. Ракообразный обитатель моря.

6. То, что вдевают в иголку.

7. Вид обуви.

8. Аккуратно смотанные нитки.

9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

VI . Итог.

- какие буквы различали на письме?

Как проверить сомнительную согласную в конце слова?