Соционические функции. Что такое соционические функции

Соционическая Модель А
Соционический тип

Соционический тип — он же тип информационного метаболизма — это тип психики человека, который определяется взаимным расположением функций. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью и в частности при отношениях с людьми, его сильные и слабые стороны. Всего в соционике рассматривается 16 типов информационного метаболизма (соционических типов).

Согласно соционической теории социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Аспекты информационного метаболизма и соционические функции
Аспекты информационного метаболизма

P — "чёрная логика" (деловая логика) — оценка целесообразности, деловых качеств, стремление к эффективности и оптимальности, понимание технологических процессов, работы механизмов, организаторские способности, стремление к сбору полной и достоверной информации.
L — "белая логика" (структурная логика) — оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.
E — "чёрная этика" (этика эмоций) — понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.
R — "белая этика" (этика отношений) — оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.
I — "чёрная интуиция" (интуиция возможностей) — многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, стремление к новаторству.
T — "белая интуиция" (интуиция времени) — понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.
F — "чёрная сенсорика" (силовая сенсорика) — восприятие материальных объектов и окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, оценка физической силы, волевых качеств людей, их материального положения и веса в обществе, оценка расстановки сил, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.
S — "белая сенсорика" (сенсорика ощущений) — восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, оценка гармонии форм и положений, стремление к удобству, комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Чёрная и белая логика, чёрная и белая этика считаются рациональными аспектами, чёрная и белая интуиция, чёрная и белая сенсорика — иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные чёрным цветом, считаются экстравертными, белым цветом — интровертными.

В некоторых источниках аспекты информационного метаболизма называются соционическими функциями, однако использование данного термина в этом контексте неудачно, поскольку возникает путаница с функциями в модели А.

Аспекты мира

В отдельных источниках аспекты мира представлены как первоосновы аспектов информационного метаболизма и соционических функций. Аспектом мира считается определённая часть физической реальности, с которой взаимодействуют 8 функций. Разделение реальности на аспекты, произведено на базе таких фундаментальных понятий, как Материя, Энергия, Пространство, и Время, причем материи соответствует логика, энергии — этика, пространству — сенсорика, времени — интуиция.

Кроме того, каждый элемент может рассматриваться, как сам по себе, так и по отношению к другому такому же элементу, исходя из этого образом, элементы делятся на абсолютные ("чёрные") и относительные ("белые"). Абсолютный аспект — существующий, рассматриваемый, оцениваемый сам по себе, вне связи, зависимости от чего-либо. Относительный аспект — устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим.

Следует отметить, что представление об "аспектах мира", как о первоосновах юнговских функций, разделяют далеко не все соционики, а терминология, используемая в описаниях "аспектов", вызывает критические замечания. По сути, представления об аспектах выходят из области научно верифицируемых фактов в область философских представлений, в которых заметно ощущается влияние советского "диалектического материализма".

Соционические функции

Психическая функция — это инструмент психики, с помощью которого она взаимодействует с реальностью. Соционические функции представляют собой способности человека воспринимать и обрабатывать информацию по различным информационным аспектам. Всего существует 8 соционических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым аспектом реальности, воспринимает, обрабатывает и выдает информацию, связанную с одним из 8 аспектов информационного метаболизма.

Модель А

Соционика как область знания "начинается" с утверждения, что каждый организм есть закрытая система энергетического метаболизма, то есть воспроизводства физической энергии; её источник — поглощаемые физические объекты. "Энергия используется на движение, необходимое при погоне за новыми источниками потенциальной энергии и продолжения рода".

"Каждая психика — это тоже закрытая система энергетического метаболизма — производство и использование психической или информационной энергии. Источник психической энергии — поглощаемая информация. Энергия используется на ориентацию, приспособление к Действительности".

Действительность, с точки зрения психики, состоит из двух частей:

Действительности, познаваемой извне;

Действительности, познаваемой изнутри.

Извне познается внешняя действительность - окружающий мир и собственный организм, который мы тоже видим как бы со стороны. Но есть еще и действительность, познаваемая изнутри. "Это не только сам организм, но и весь через него принимаемый окружающий мир. Ощущая свой организм изнутри, человек неизбежно ощущает и весь окружающий мир. Это внутреннее восприятие сливает человека со всем бесконечным материальным миром. И потому через этот внутренний "канал человек получает информацию обо всём окружающем мире, то есть о гораздо более отдаленных предметах, чем он получает, познавая Действительность извне".

"По этой причине психика человека расколота на две части". Одна часть отражает внешний мир и свой организм со стороны, другая отражает внешний мир изнутри организма, как что-то непрерывное, слитое воедино.

"Сам организм, с точки зрения психики, - что-то наподобие скорлупы. Одна часть психики наблюдает за этой скорлупой со стороны, вторая-изнутри". Такая раздвоенность "делит" психическую энергию на две составные части: ментальную и витальную. Поэтому и модель А информационного метаболизма образована из двух колец: ментального и витального.

"Ментальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию о внешнем мире. Это осмысливание внешней действительности, сознательное приспособление к ней". "Витальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию, получаемую изнутри организма [в котором отражается весь мир). Витальное кольцо - эхо внешнего мира в собственном теле. Это эхо выводится и наружу, но осознается чаще всего только другими людьми уже как внешняя действительность. Сам человек им пользоваться без надлежащего обучения обычно не способен".

Ментальное кольцо свои проблемы решает осознанно — сбором и передачей информации. Витальное способно принимать сигналы-раздражители и непосредственно реагировать на них. Ментальная часть психики, свободно рассуждающая о мировых проблемах, ничуть не более самостоятельна, чем витальная, постоянно нуждающаяся во внешнем вмешательстве. "Когда говорим об активности ментального кольца, говорим лишь о его способности мыслить, рассуждать, поучать, но не действовать. В деятельную физическую активность оно включается лишь после активации витальными кольцами дуалов или хотя бы других людей".

"Психическая энергия ментального кольца предназначена для восприятия информации о внешнем мире и о себе как его составной части, для приспособления к миру (СУПЕРЭГО) и управления им (ЭГО). Это видение мира со стороны, когда объективность поступающей информации определяется широтой горизонта индивида".

"Психическая энергия витального кольца предназначена для восприятия информации о функциональном состоянии собственного организма и управления им. Это как бы видение мира сквозь призму собственного организма… В витальном кольце также есть спонтанная активность по программе окружающих".

Элементы модели А различны по своим функциям. Первый элемент любого блока модели "...отражает, фотографирует, репродуцирует действительность и обеспечивает психику объективной информацией". "Этот— элемент будем называть акцептным, то есть воспринимающим то, что есть вовне". Акцептные элементы - это 1, 3, 5 и 7 функции модели А. "Второй элемент каждого блока - продуктивный. Его продукция — то, что индивид извлекает из полученной первым элементом информации. Элемент можно назвать и творческим, потому что в том, что он извлекает из доставленной первым элементом информации, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире".

"Психика не отрывается от окружающей действительности, и каждый элемент информационного метаболизма сопряжен с определенным элементом энергетического метаболизма. Вне окружающей материальной физической действительности нет мыслей, так как не образуется психическая энергия".

Источником психической энергии служит информация. Различия между ТИМами начинаются с элементов (психических функций), эту энергию поставляющих. "Как разные виды животных питаются различной пищей, так разные типы психики питаются информацией о разных элементах окружающего мира".

Социально-демонстративный, творческий блок; средство сознательного воздействия на мир; блок точной самооценки; блок глубокого изучения одного из параметров внешнего мира; блок, требующий адекватного его способностям признания. "Блок ЭГО не знает сомнений, переживаний, угрызений совести. Других этот блок тоже не обвиняет, ответственности на них не перекладывает".

Творческая функция нуждается в понимании, иначе работа по ее аспекту не приносит радости. Творческая - средство достижения цели, намеченной вторым, продуктивным элементом блока СУПЕРЭГО 4-й Функцией) и окончательно сформулированной "под присмотром" программной. "ЭГО решает проблемы, рожденные на СУПЕРЭГО".

ЭГО - личный вклад в изменение внешней ситуации; каждый человек подчиняет окружающих своей программной функции: - своему чувству времени, ритму; - своему видению возможностей и перспектив; — своей воле и т.п. Активность ЭГО (кинетического ментального блока) ограничивается здоровьем, интеллектом, образованием, кругом интересов, потребностью социума в потенциальных способностях индивида.

СУПЕРЭГО

Социально-конформный блок; средство отображения внешнего мира; блок "нормативов", которым человек пытается соответствовать; блок ориентации в объективной действительности; "совесть" человека. СУПЕРЭГО никогда не спорит, а только рассуждает, не прибавляя почти ничего нового, учитывает все известное по своим аспектам. "СУПЕРЭГО — блок всеядный, жадно поглощает всю относящуюся к его элементам информацию". Первый такт СУПЕРЭГО (3-я функция) не способен самостоятельно реагировать на изменения (например, ЛИИ и ЛСИ не могут перейти на новый "режим чувств": их должен "перевести" кто-то извне). Отсутствие ударов по 4-й функции — доказательство, что индивид удовлетворяет ожиданиям окружающих. Мечта каждого — чтобы его понимание аспекта 4-й функции совпадало с "общественным мнением".

Человеку нужно сопереживание по аспектам его блока СУПЕРЭГО. Но это возможно, только если функции блока богаты информацией, то есть обладают социальной ценностью. "Именно по аспектам блока СУПЕРЭГО стараются поднять свою ценность для общества, а когда это в достаточной мере не удается, грызет совесть".

"Блок ЭГО включается энергично в активность только после того, как приобретает последователей, желающих пользоваться его идеями, но не способных осуществить их собственными силами. СУПЕРЭГО переходит от разговоров к действию тоже лишь после того, как обеспеченные его информацией люди начинают действовать сами и просто необходимо выравнивать их линию поведения".

СУПЕРИД

Блок отображения объективной картины состояния организма; самочувствие; блок беспомощности, зависимости от внешних объектов. В психологически трудных ситуациях — последняя инстанция, с помощью которой человек объясняет своё поведение и ищет выход из тупика: — работой (5-я функция —), — улучшая свое самочувствие ().

Реализуя аспекты СУПЕРИД, индивид опасается противопоставить свои интересы интересам окружающих. Поэтому и отмечается "жертвенность" и потребность во внешней регулировке по 5-й и 6-й функциям. На СУПЕРИД развивается чувство "виновности окружающих" в несостоятельности человека по аспектам суггестивной и активационной функциям. Акцептная 5-я терпеливо переносит очень острую критику и даже воспринимает ее как заботу. Продуктивная 6-я — "мимозоподобная" — на критику и замечания реагирует болезненно потому что ожидает лишь поддержки.

СУПЕРИД своей слабостью, беспомощностью провоцирует на активную деятельность функции ЭГО дуала. Собственными силами с собственным СУПЕРИД никто не справляется; чем больше человека опекают по аспектам этого блока, тем выше его витальность, энергичность. Вообще, при кооперации в дуальной паре инициатива постоянно переходит из рук в руки, даже трудно разобраться, кто в каком случае является последователем, а кто — наставником. Успешность кооперации дуалов в том, что их модели образованы из одинаковых (по аспектам) блоков, но каждый блок у одного — потенциальный, а у другого — кинетический.

Это блок социальной реализации организма; физический демонстративный, или практический блок; средство психофизического освоения внешнего мира; средство демонстрации своих возможностей; блок, реализуя который, человек старается стать примером для других. По функциям блока ИД индивид прислушивается не к собственному разуму и воле, а к разуму и воле социума, которым по мере сил и следует.

"Если ЭГО демонстрирует, насколько удачно человек приспособился к социальному окружению, насколько удачно он функционирует как член общества, личность, то ИД — насколько удачно функционирует человек как организм, насколько хорошо он себя чувствует среди других организмов".

"Необходимо обратить внимание еще на одну закономерность. 8 каждом кольце один из блоков является блоком потенциальной энергии (СУПЕРЭГО, СУПЕРИД)". Это блоки постоянных сомнений и переживаний. ЭГО и ИД — блоки кинетической энергии, "решительной и упрямой активности, не знающие ни угрызений совести, ни сомнений, ни колебаний".

Заметим, что критика по акцептным элементам информационного метаболизма менее болезненна: человек не чувствует своей вины -у него просто не было достаточной информации для эффективных действий. А вот продуктивные элементы изначально настроены на выдачу результата, замечания по этим функциям очень неприятны... Тяжелей всего критика обрушивается на продуктивные элементы потенциальных блоков (то есть 4-ю и 6-ю психические функции).

По акцептным элементам (1, 3, 5, 7) всегда чувствуется некая ответственность. Программная "отвечает" за усовершенствование своих действий, нормативная защищает свой элемент "от себя и других", суггестивная старается не повредить другим, контролирующая - не противопоставить свою волю воле других.

По продуктивным элементам человек считает своим долгом действовать, причем как можно качественнее, эффективнее.

"Информационный метаболизм каждого человека как на ментальном, так и на витальном кольце требует постоянного участия других людей, во-первых, дуала". "Вмешательство в активность СУПЕРИД — это забота об индивиде, постоянная сознательная забота. По блоку ИД заботиться не надо, а только предупреждать от возможных ошибок и обеспечивать необходимой информацией. Информация, которая сюда поступает, программирует активность организма. Однако программа принимается не вслепую, она приспосабливается к реальным потребностям и возможностям организма, к тому, что он чувствует "изнутри"".

Мы рассмотрели модель переработки информации психикой человека — модель А — и составляющие ее блоки. Теперь — немного подробнее о каждом из 8 психических (или соционических) аспектов, в этой модели содержащихся. Можно, конечно, говорить об абстрактной "сенсорике ощущений" или об "этике эмоций как таковой". Но психические функции наполняются более конкретным содержанием, если учесть их разделение на знаки — "плюс" и "минус": своего рода дихотомию внутри каждой функции.

Для психической функции со знаком "плюс" характерно подробное исследование информации "на близкой дистанции". В свою очередь, функции со знаком "минус" свойственно стремление охватить "общий план" без учёта подробностей.

Можно сформулировать понятие знаков соционических функций и так: знак "плюс" означает развитие, созидание нового (в соответствии с "наполнением" данной функции). Знак "минус" — отрицание негативных элементов по аспекту функции, предотвращение нежелательных последствий.

Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте разработала модель функционирования психики человека в виде наглядной схемы расположения соционических функций, в виде прямоугольника 2х4 в четырёх горизонтальных уровнях и двух вертикальных блоках, которая впоследствии получила наименование "Модель А". Модель А не только описывает баланс различных аспектов в психике одного человека, но и отражает его реакцию на воздействие информации различного рода, следовательно, даёт ключ к его отношениям с представителями различных типов.

МОДЕЛЬ А

1 2
4 3
6 5
7 8
  • 1 функция — "базовая", она определяет смысл жизни и программу действий носителя социотипа.
  • 2 функция — "творческая", она определяет механизм деятельности и способ реализации программной функции.
  • 3 функция — "ролевая", по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция — "болевая", место наименьшего сопротивления, по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи.
  • 5 функция — "внушаемая", по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — "чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно".
  • 6 функция — "активационная", по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция — "наблюдательная", по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу.
  • 8 функция — "демонстративная", она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

1 и 2 функции образуют блок "Эго", 3 и 4 функции — блок "Суперэго", 5 и 6 функции — блок "Суперид", 7 и 8 функции — блок "Ид". 1, 2, 3, 4 функции (блоки "Эго" и "Суперэго") образуют ментальное кольцо, а 5, 6, 7, 8 функции (блоки "Ид" и "Суперид") — витальное кольцо.

1, 2, 7, 8 являются сильными функциями, а 3, 4, 5, 6 — слабыми. Согласно "теории мерностей" А. В. Букалова (признана не всеми социониками), четырёхмерными являются 1 и 8 функции, трёхмерными 2 и 7 функции, двухмерными — 3 и 6 функции, одномерными — 4 и 5 функции.
Расположение соционических функций в модели А

Каждому соционическому типу соответствует своё расположение соционических функций в модели А.

16 соционических типов

При разделении всего социона по четырем юнговским дихотомиям образуется 16 соционических типов:

  • "Дон Кихот", "Искатель" — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • "Дюма", "Посредник" — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
  • "Гюго", "Энтузиаст" — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • "Робеспьер" (Декарт), "Аналитик" — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
  • "Гамлет", "Наставник" — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
  • "Максим Горький", "Инспектор" — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • "Жуков", "Маршал" — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • "Есенин", "Лирик" — интуитивно--этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
  • "Наполеон" (Цезарь), "Политик" — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • "Бальзак", "Критик" — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
  • "Джек Лондон", "Предприниматель" — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
  • "Драйзер", "Хранитель" — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • "Штирлиц", "Администратор" — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • "Достоевский", "Гуманист" — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
  • "Гексли", "Советчик" — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • "Габен", "Мастер" — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

16 социотипов по модели А

Треугольник - интуиция (черн.- I, бел.- T), круг - сенсорика (черн. - F, бел. - S), квадрат - логика (черн. - P, бел. - L), неполный квадрат - этика (черн. - E, бел. - R).

16 социотипов по квадрам (четверкам типов с общими ценностями,

состоящих из двух дуальных пар)

Альфа квадра
"Дон Кихот"
"Дюма"
"Гюго"
"Робеспьер"

Бета квадра

"Гамлет"
"Максим"
"Жуков"
"Есенин"

Гамма квадра

"Наполеон"
"Бальзак"
"Джек"
"Драйзер"

Дельта квадра

"Штирлиц"
"Достоевский"
"Гексли"
"Габен"

Модели всех 16-ти типов:

Типы и дихотомии:

Горизонтальные блоки функций в Модели А

Пары функций в Модели А объединяются в горизонтальные блоки. Блоки расположены сверху вниз по мере убывания осознанности и силы расположенных в них функций.

Каждый блок состоит из акцептной и продуктивной функции. Акцептная функция, менее подвижная, обеспечивает непрерывное восприятие определённого аспекта физического мира, ее цель – на основе почерпнутой из внешнего мира информации создать внутренний информационный продукт для продуктивной функции. Продуктивная функция, более подвижная, обеспечивает обработку полученной информации и выдачу выводов вовне — создание определенного продукта. Акцептные функции в Модели А: 1,3,5,7-я, продуктивные: 2,4,6,8-я.

Описание блоков Модели А

Эго: Уровень командования в психике. По функциям этого блока человек может активно вмешиваться в окружающий мир, творчески изменять его, навязывать свою точку зрения окружающим. Именно на его реализацию функций данного блока направлены все действия индивида, он является основополагающим для осмысления действительности и принятия решений.

Супер-Эго: Уровень приспособления. По этим функциям происходит постоянная подстройка под окружение, поиск подходящих «правил игры».

Супер-Ид: Уровень подчинения. Человек некритично воспринимает воздействие извне по аспектам данных функций, подвержен их влиянию, собственные потребности по функциям данного блока осознаются слабо.

Ид: Уровень избегания. Самый слабоосознаваемый блок в психике, человек лишь впитывает информацию по функциям данного блока не в силах её осознать и использовать, основные действия по этому блоку: наблюдение и демонстрация наблюдений. Направленные внешние воздействия извне по этим функциям причиняют дискомфорт и, как правило, игнорируются или избегаются.

Описание функций в ячейках Модели А

1-я функция «Программная»

1-я функция определяет то, на что в первую очередь и большую часть времени (или постоянно) направлено внимание человека. Этим она отличается от всех других функций. Отсюда выражение о том, что человек есть то, что есть его 1-я функция. И хотя человек конечно это не психическая функция, такое сосредоточение внимания человека на ней делает ее уникальной и особенной. Другое следствие этого - определение природы типа, его сути на основе 1-й функции. Тип определяется как экстра- или интровертный, рацио- или иррациоальный и т.д. на основе 1-й функции и никакой другой.

1-я функция — ведущая. В аспекте первой функции человек чувствует себя наиболее уверенно. Первую функцию называют также программной. Она определяет программу действий, вообще, жизненные позиции человека. По аспектам первой функции он может творчески решать трудные задачи, шутить и критиковать, а также легко воспримет шутки и критику в свой адрес, если только эта критика не сводится к безоговорочному отрицанию его точки зрения. Человек не устает от размышлений по аспекту первой функции и обычно добивается успехов в деятельности, связанной с этим аспектом. По ней он ведет постоянную борьбу за уважение и признание. Человек обычно не любит, когда ему сопротивляются по этому аспекту

2-я функция «Творческая»

3-я функция «Ролевая»

Задача 3-й функции – соответствовать определенной заданной извне (или взятой извне) роли. Человек чувствует себя комфортно, когда ему удается в вести себя в достаточной степени согласно этой роли. Речь идет не о целостной модели поведения («рабочий», «домохозяйка»), а о роли в отношении аспекта физического мира, соответствующего данной функции. Например, в отношении БС роль может заключаться в содержании свой одежды чистой. Или по ЧЛ в постоянной занятости чем-нибудь, по ЧИ – интерес ко всему новому. Ролевое поведение по 3-ке при внешней на первый взгляд похожести очень сильно отличается от поведения 1-цы, по которой человек творит что-то новое сам. По 3-ке никакого творческого процесса уже не происходит. Энергетики на этой функции хватает только на формальное соблюдение правил поведения. Путем перебора распространенных в обществ и известных человеку стереотипов человек подбирает себе наиболее подходящий с его точки зрения, а на деле наименее энерго-затратный при его воспроизводстве и руководствуется им. А требования, диктуемые каждой конкретной ситуацией рассматривает как причину для совершенствования этого своего усредненного стереотипа поведения по данному аспекту.

4-я функция «Адаптивная»

По 4-й функции человек вынужден все время адаптироваться к социальным ожиданиями других людей по этому аспекту. Цель «стать своим» по этому аспекту в той социальной группе или для того человека, с которой или с которым он находится в контакте в данный момент. Если по 3-й функции человек всегда исполняет какую-то уже выбранную им роль, то по 4-й функции он все время ищет эту роль. Деятельность по 4-ке можно представить как постоянный перебор уже известных ролей поведения и периодические попытки самостоятельно создать новую роль, максимально подходящую под условия среды. Особенность 4-й функции в том, что она постоянно находится в процессе приспособления к новым стереотипам поведения.

На 4-й функции в отличие от 3-й происходит персонификация требований, выдвигаемых обществом к человеку (или как он считает что он оно их ему выдвигает). И с этим связана огромная трудность, которая составлять целый пласт проблем для человека - как подстроиться по 4-й функции к требованиям ВСЕХ окружающих?! Энергии 4-ки не хватает на это, к каким-то требованиям он может приспособиться, а к каким-то нет. С одной стороны человек видит, что можешь этот аспект контролировать и добиваться желаемого эффекта, а с другой стороны эти достижения невозможно сохранить и сделать постоянными. Это вызывает постоянный дискомфорт, поэтому другое название 4-й функции — «болевая». Дискомфорт значительно усиливается тем фактом, что требования, ожидания, которые человек чувствует по своей 4-й функции, всегда-всегда исходят (как ему кажется) от какого-то конкретного человека.

5-я функция «Внушаемая»

5-я - суггестивная, внушаемая. Все слова по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто им следует, не задумываясь. Равнодушное принятие. Здесь берет начало уровень, с аспектами которого человек практически ничего не может сделать полностью самостоятельно. На уровне 5-й функции мы встречаем верхнюю границу области, самостоятельно контролировать которую человек не способен, а потому все аспекты, расположенные здесь и ниже, сами контролируют человека.

В крайне незначительной степени 5-я функция все же сохраняет остаточную осознанность и это позволяет человеку иногда понимать, что по этому аспекту он «делает что-то не то». Но что именно «не то», он почти никогда не понимает. Всплывающее изредка смутное ощущение некой неправильности и несоответствия по аспекту 5-й функции недостаточно ярко для сознания человека, чтобы дать толчок каким-то действиям в отношении этого аспекта.

Поведение по 5-й функции очень похоже на влияние гипноза и она была названа поэтому суггестивной, внушаемой. Все слова, команды, приказы и даже просто мысли вслух по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто происходит так, что он им следует, не задумываясь ни о сути этих слов, ни о последствиях таких своих действий. Можно сказать, что ведущий мотив поведения по 5-й функции — равнодушное принятие.

6-я функция «Активационная»

Поступающая по этому аспекту информация активирует человека, заряжает бодростью, побуждает к деятельности. Причина такого поведения человека заключается в том, что уровень 6-го элемента соответствует границе перехода от осознаваемой деятельности человека к полностью неосознанной. Любое воздействие, даже самое слабое, способно включить осознание этого аспекта. А некоторое бездействие по нему само собой выключает его. Поэтому по активационной функции человеку свойственны постоянные колебания.

Аспект, расположенный здесь, контролируется человеком в минимальной степени. Ниже лежит только бессознательность. Если выше расположенными функциями человек может в разной степени управлять, даже по 4-й он может делать не всегда уверенные, но самостоятельные выводы, то в отношении 6-й практически никакими контрольными функциями человек не владеет, кроме единственной способности включать и выключать ее. Хотя и это получается у него не всегда уверенно.

7-я функция «Наблюдательная»

7-я – наблюдательная. Отслеживает поступающую информацию, но критически не осмысливает. Она наименее известная самому человеку функция из всех. Можно сколько угодно пытаться воздействовать на 7-ю функцию человека, к активным действиям с его стороны это не приведет. То же справедливо и в отношении 8-й функции. Здесь человек стремится не противопоставлять себя окружающим

Если точка зрения на аспект 1-й функции представляет для человека опору в его картине мира, точку, которую он сам создал, осмыслил и обосновал, то 7-я функция тоже дает ему точку опоры. Только эта точка не его. Это взгляд на вещи, целиком обусловленный внешним воздействием на человека. Эта точка зрения навязана человеку его окружением в самом общем и в самом буквальном смысле. Он принял ее, ни на секунду не задумываясь о ценности и объективности такого взгляда на вещи. «Это есть и это так» — вот суть содержания 7-й функции. Но только точка зрения, а не способ действий. Осознанно и самостоятельно действовать по 7-й функции человек не способен.

Можно сказать, что основной мотив поведения по 7-й функции — наблюдение объективной данности. Сбор информации. Поэтому 7-ю функцию называют наблюдательной или пилотной. Точнее ее следовало бы назвать автопилотной, поскольку реальный «пилот», т.е. сознание человека не участвует в формировании курса 7-й функции. Действует она целиком самостоятельно, согласно постоянно закладываемой извне программе. Так что 7-я функция это автопилот человека.

8-я функция «Демонстративная»

8-я — демонстрационная. Человек действует по ней, не замечая этого. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений полученных 7-й функцией. Работа пары 7-8 представляет собой полностью автоматический процесс, который сознание человека только лишь фиксирует большей частью в нем не участвуя. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений. «Я видел, что это бывает так» — вот продукт, который выдает 8-я функция. Поэтому 8-ю функцию принято называть демонстративной.

Воздействий по 7-й и 8-й функциям человек обычно старается избегать, основным мотивом действий по ним будет являться игнорирование.

По материалам Духовского Т.А.

«Основой моделей ИМ стала своеобразная структура – сочетание восьми элементов, которые Юнг называл психическими функциями. Отличие между отдельными моделями в том, какие из элементов играют ведущую роль. Прежде всего, роль первой и второй функции.»

Популярность: 0

Модель А названа так по имени основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте Чтобы представить полную модель каждого типа, достаточно определить, какие аспекты находятся на месте первых двух функций или в блоке ЭГО. Порядок расположение аспектов в Модели А определяется 4 дихотомиями – парами взаимоисключающих признаков: рациональность–иррациональность; экстраверсия–интроверсия; логика–этика; сенсорика–интуиция. У каждого человека доминирует один из признаков в каждой паре дихотомий. Выбрав из пар дихотомий по одному признаку, наиболее вам свойственному, вы сможете определить свой тип. Дихотомия "рациональность–иррациональность" определяет, какой признак будет первой функцией Модели А.

Блоки модели А

ЭГО. Сильные осознанные функции личности отражают главное в сущности типа. Они представляет собой зону уверенности. По этим функциям человек выбирает жизненные цели и средства к их достижению. По ним следует выбирать профессию.

СУПЕРЭГО. Слабые осознанные функции служат для адаптации человека в обществе. Здесь важны общественные нормы, ожидания социума. Человек никогда не уверен в содержании этих функций, как не уверен в своем соответствии требованиям общества.

СУПЕРИД. Слабые подсознательные функции податливы, управляются информацией, поступающей извне, легко поддаются суггестии, программированию. Информация по ним воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Здесь человеку требуется помощь, но и учится он по этим функциям легко и эффективно. Человек с благодарностью воспринимает информацию и помощь по этим функциям. Хотите сделать подарок человеку - делайте его по пятой и шестой функциям.

ИД. Сильные подсознательные функции . Содержание этих функций человек редко обдумывает, творческой работы по ним практически не бывает, а решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений. Сила этих функций и скорость их включения определяют зону подсознательной уверенности человека. Эти функции чаще всего включаются в "пожарной" ситуации, где некогда размышлять, или в обычных бытовых ситуациях, когда привычная работа не требует "включения мозгов".

Ячейки модели А

1. Базовая , основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией.

2. Творческая . По ней человек быстро усваивает информацию и даже генерирует ее сам, часто выступает в роли критика.

3. Ролевая , адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции.

4. Болевая точка , место наименьшего сопротивления, ТНС. Информацию по этой функции трудно воспринимать адекватно, работать по ней творчески, поэтому человека лучше не критиковать по вопросам, связанным с ней. Даже похвалу по болевой точке воспринимают с трудом. Здесь уместна аналогия с физической болью: больное место лучше не трогать никак - ни с целью погладить, ни с целью уколоть.

5. Суггестивная . "Входные ворота" для информации. Считается, что по ней мы получаем информацию из внешнего мира для того, чтобы в дальнейшем переработать ее в своем сознании с помощью других функций.

6. Референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Как зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.

7. Ограничительная , рамочная. Это самая сильная функция у каждого человека. С ее помощью он может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств.

8. Реализующаяся (без слов на деле), фоновая. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. По ней не следует стремиться к творческой работе, зато это надежная опора для человека в любых ситуациях.

Введение соционических аспектов позволило построить более детальную модель информационного метаболизма, получившую название модель А по имени создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте. Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых работает с одним аспектом.

Образно модель А можно представить как круглую башню с восемью окнами, которые направлены в разные стороны, где каждая из сторон соответствует одному соционическому аспекту. Одни окна - большие и светлые, через них видно далеко и рассмотреть мельчайшие детали местности - это сильные функции. Другие - маленькие и с мутными стеклами - позволяют увидеть что-то весьма расплывчато, а то и вовсе только различить, светло ли снаружи или темно - это слабые функции.

Размеры и расположение окон на башне для каждого человека свое, индивидуальное. Но в то же время существуют и определенные правила и закономерности, которые и позволяют выделить соционические типы.

Но рисовать башню не всегда удобно, поэтому обычно модель А изображают в виде матрицы 2×4 со следующей нумерацией ячеек:

Правила заполнения модели А следующие: первый аспект может быть любым, в следующих трех ячейках идут аспекты с тем же признаком статика/динамика, что и у первого, но с чередованием «цвета» и признака рациональность/иррациональность. Например, если первый аспект – БЛ (белый, статический, рациональный), то вторым аспектом может идти ЧС или ЧИ (черный, статический, иррациональный), третьим – снова белый, статический и рациональный (так как БЛ уже размещена в модели, то здесь может быть только БЭ), и далее снова ЧИ или ЧС. Таким образом, если в модели А на первом месте стоит БЛ, то возможно всего два варианта: БЛ-ЧС-БЭ-ЧИ (что соответствует ТИМу ЛСИ-«Максим Горький») и БЛ-ЧИ-БЭ-ЧС (ЛИИ-«Робеспьер»).

В пятую ячейку помещается аспект, совпадающий по рациональности/иррациональности с первым, но противоположный по цвету и по наименованию (то есть по дихотомиям Юнга: логике противоположна этика, сенсорике – интуиция). В частности, если в первой ячейке модели А находится БЛ, то в пятую попадает ЧЭ. Далее для шестой, седьмой и восьмой функций применяются описанные выше правила чередования, но при этом аспект шестой функции должен быть противоположным по наименованию второй функции (то есть если во второй функции находится ЧИ, то шестая будет обязательно БС), седьмой – аспекту третьей и восьмой – четвертой.

Таким образом, для любого аспекта в первой функции существует только два допустимых варианта заполнения модели А. С учетом того, что всего аспектов – восемь, получаем все те же 16 соционических типов:

ИЛЭ-«Дон Кихот»

СЭИ-«Дюма»

ЭСЭ-«Гюго»

ЛИИ-«Робеспьер»

ЛСИ-«Максим Горький»

ЭИЭ-«Гамлет»

ИЭИ-«Есенин»

СЛЭ-«Жуков»

СЭЭ-«Наполеон»

ИЛИ-«Бальзак»

ЛИЭ-«Джек Лондон»

ЭСИ-«Драйзер»

ЭИИ-«Достоевский»

ЛСЭ-«Штирлиц»

СЛИ-«Габен»

Свойства функций

Все функции модели А можно сгруппировать по ряду признаков:

Ментальные (I -IV ) / В итальные (V -VIII ). Ментальные функции осознаются человеком постоянно, ими он пользуется сознательно. С помощью ментальных функций возможно не только решать конкретные жизненные задачи, но и мыслить абстрактно, делать обобщения между различными задачами, сопоставлять их между собой. Витальные функции большую часть времени работают неосознанно и направлены на решение каких-то локальных задач здесь и сейчас. Хотя переключение сознания на функции витального кольца в принципе возможно, но оно требует целенаправленных усилий и сознательного контроля, и возможно только на короткое время. Как только контроль ослабевает, происходит обратное переключение сознания на функции ментального кольца.

Ценнностные (I ,II , V , VI ) / Внеценностные (III , IV , VII , VIII ). По аспектам, которые приходятся на ценностные функции, человек активно и с удовольствием участвует в обмене информацией, хотя этот процесс может быть несимметричным: по I и II преобладает выдача информации, по V и VI – получение. Общение же по внеценностным функциям производится только по необходимости и вызывает дискофрморт и желание поскорее его завершить, уйти от этих аспектов сразу же, как только они перестанут быть нужны для решения текущей задачи.

Сильные (I , II , VII , VIII ) / Слабые (III , IV , V , VI ). Сильные функции – это те, по которым возможна уверенная самостоятельная деятельность, поиск эффективных решений или адаптация уже существующих под текущую ситуацию. По слабым функциям человек действует неуверенно, информацию может воспринимать весьма искаженно, а деятельность представляет собой либо воспроизведение ранее усвоенных шаблонов без возможности целенаправленного их изменения и улучшения, либо действия «вслепую», полностью случайный поиск приемлемого решения.

Особенности функций модели А

Все функции модели А имеют свои названия и индивидуальные особенности проявления:

I базовая (иногда называется программная). Сильная осознанная функция, которая лежит в основе мировосприятия человека, причем восприятие мира через нее кажется настолько естественным, что зачастую бывает сложно понять, что мир можно воспринимать как-то иначе. Функция достаточно негибкая, изменяет картину мира неохотно; информация, способная вызвать такие изменения, вызывает сопротивление или отторжение.

II творческая . Так же сильная осознанная функция, но более гибкая, чем базовая. По ней нет целостной картины, эта функция готова к экспериментам, к тому, чтобы рассмотреть и попробовать различные варианты с целью выбора наиболее подходящего решения для ситуации или наиболее устраивающего человека с точки зрения его базовой.

III ролевая . Так же достаточно гибкая функция, но слабая. Ее можно назвать резервом, который подключается в ситуациях, когда возможностей творческой и базовой оказывается недостаточно, или же в новых для человека ситуациях, когда требуется всестороннее восприятие информации. Однако в отличие от творческой, функция не ищет новых решений, а подбирает наиболее подходящий из уже наработанных шаблонов. Кроме того, длительная деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению. Но вместе с тем, по ролевой бывает и желание проявить себя, убедиться «я в этой области не хуже других».

IV болевая (иногда называется «точка наименьшего сопротивления»). Самая проблемная из всех соционических функций. Весьма слабая, причем эта слабость осознается и чаще всего воспринимается человеком как его недостаток. По болевой зачастую происходит искаженное восприятие информации (например, болевая интуиция ведет к преувеличению значимости какого-либо маловероятного развития событий и принятию избыточных мер по его предотвращению, болевая сенсорика – к постоянным страхам за свое здоровье). Сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой, человек чувствует себя крайне неуверенно, так как не может оценить адекватность действий ситуации и их эффективность. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению, зато если удалось добиться какого-либо позитивного результат, это воспринимается как крупное достижение. Функция достаточно консервативна и тяжело воспринимает новую информацию, особенно если она не стыкуется с уже имеющимся опытом.

V суггестивная . Самая слабая из всех функций модели А. Информация по ней воспринимается некритично, но в отличие от болевой, не вызывает дискомфорта или отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней безоговорочное доверие к миру и благодарность за помощь и информацию по ней, причем эта информация воспринимается как что-то очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека, но сам себе он воздействовать на нее практически не может.

VI активационная (иногда называется референтная). Так же является слабой, но ценностной функцией, по которой охотно принимается помощь. Однако в отличие от суггестивной, информация по ней сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому идет оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, вся бессознательная оценка партнера в плане того, подходящий он или нет, идет именно по активационной функции.

VII ограничительная . Сильная функция, способная к самостоятельному поиску новых решений, однако большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить об партнера о возможных последствиях, порекомендовать возможные способы действия и в случае необходимости помочь ему выбраться из негативной ситуации. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Как и все витальные функции, она ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас, без отслеживания каких-либо обобщающих моментов.

VIII фоновая . Самая трудноосознаваемая функция, направленная на то, чтобы не допускать негативного развития ситуации для себя и для партнера. В отличие от ограничительной, фоновая не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает почти такое же отторжение, как и по болевой и желание переключить общение на ценностные аспекты.

Свойства функций показаны на следующей схеме:

I
базовая

II
творческая

Сильные, ценностные

Ментальное кольцо

IV
болевая

III
ролевая

Слабые, внеценностные

VI
активационная

V
суггестивная

Слабые, ценностные

Витальное кольцо

VII
ограничительная

VIII
фоновая

Сильные, внеценностные

Мерности функций

Важно отметить, что у каждой функции можно выделить две характеристики: объем накопленного опыта и способность к обработке новой информации, т.е. сила функции. В результате может возникать путаница при определении типа, если слабая функция, у которой по тем или иным причинам накоплено гораздо больше опыта, чем у среднестатистического представителя ТИМа, может казаться наблюдателю сильной, и наоборот, сильная функция, которая сильная функция с недостаточным наполнением может в первый момент произвести слабой. Это является причиной множества ошибок при типировании. Для частичного преодоления этой путаницы в 1989 году соционик А. Букалов ввел понятие «мерность функции». С тех пор определения мерностей претерпели ряд изменений и в настоящее время время в Едином Типологическом Проекте мерности понимаются следующим образом:

Одномерные функции (болевая, суггестивная) – могут использовать только опыт, полученный непосредственным путем, т.е. который человек либо прожил сам, либо был непосредственным наблюдателем. Иными словами, человек учится только на своих ошибках, а попытки объяснить что-то приводят к тому, что «в одно ухо влетает, в другое – вылетает».

Двухмерные функции (ролевая, активационная) – кроме прожитого опыта, могут использовать и опосредованный опыт: из объяснения других людей, из книг, усваивать нормы, принятые в том или ином сообществе, однако в дальнейшем полученный опыт используется шаблонно, без переработки его под специфику новой ситуации.

Трехмерные функции (творческая, ограничительная) – появляется возможность творческого использования полученного опыта, адаптация его под ситуацию или применение знаний из совершенно другой области.

Четырехмерные функции (базовая, фоновая) – появляется возможность видеть «что из этого выйдет» даже если опыта подобных ситуаций нет вообще, иными словами, возможность экспертного прогнозирования.

Образно выражаясь, объяснять одномерной функции, что на грабли наступать нельзя, бессмысленно: пока не наступит и не получит по лбу, не запомнит этого, а получив, может не понять, почему так вышло, и впоследствии будет обходить все, что отдаленно похоже на грабли (то самое искаженное восприятие информации по одномерной, о котором говорилось выше). Двухмерная функция поймет и запомнит, что на грабли наступать нельзя никогда, но ее сложно научить видеть ситуации, когда можно нарушить это правило и наступить без последствий (например, на вертикально стоящие у стенки), пока не опять же она не попробует на непосредственном опыте. В отличие от двухмерной, трехмерную функцию обучить видеть такие ситуации достаточно легко. И, наконец, четырехмерную функцию учить ничему не потребуется: взглянув на грабли, она сама легко поймет, в каких случаях какие последствия могут возникнут в результате наступания на них.

В настоящее время не существует единого мнения, являются ли мерности жестко фиксированными или же описанное выше распределение мерностей по функциям имеет среднестатистический характер, а у каждого конкретного человека мерности в течении жизни могут меняться по мере наработки опыта.

Блоки модели А

Как уже отмечалось в разделе «Аспекты и аспектоника», аспекты всегда используются в блоке, состоящем из пары аспектов, что обеспечивает возможность согласовывать процессы непосредственного восприятия и оценки полученной информации. С точки зрения модели А, в блоке могут находиться только соседние аспекты из одного и того же кольца (при этом кольцо является замкнутым, т.е. последний аспект считается соседом первого).

Блоки ментального кольца: I -II , II -III , III -IV , IV -I

Блоки витального кольца: V -VI , VI -VII , VII -VIII , VIII -V

В зависимости от расположения в модели А блоки делятся на горизонтальные и вертикальные. Рассмотрим сначала горизонтальные блоки.

Горизонтальные блоки модели А: блок Эго , блок СуперЭго , блок СуперИд , блок Ид .

Блок Эго – состоит из двух осознанных сильных функций. По этому блоку человек может работать достаточно долго и эффективно, причем решать как и частные задачи, так и выявлять общие свойства и закономерности у совершенно различных ситуаций. Результаты работы по функциям этого блока может быть использована и для своих нужд, и в интересах общества в целом.

Блок СуперЭго – в некоторых интерпретациях соционики считается блоком, через который социум осуществляет управление индивидуумом. Состоит из двух слабых, но осознанных функций. Особенностью этого блока является то, что воздействие по нему является весьма дискомфортным, так как с одной стороны, человек знает о своей слабости в этих областях, с другой из-за осознанности этих функций понимает, что необходимо как-то отреагировать, однако длительная работа по функциям блока СуперЭго весьма затруднительна. Как правило, воздействие по этому блоку заставляет собраться, мобилизоваться, и задействовать для ответа функции своего блока Эго.

Блок СуперИд (иногда называется «детским блоком»). Блок слабых неосознанных функций. Как правило, заниматься по нему какой-либо целенаправленной деятельностью трудно, поэтому чаще всего по блоку СуперИд человек выступает в роли потребителя, охотно принимая от окружающих информацию по аспектам этого блока и даже провоцируя их на более активную выдачу этой информации.

Блок Ид . Основной задачей этого блока является отслеживание безопасности, удовлетворение базовых нужд и обеспечение выживания самого человека и, возможно, его ближайшего окружения. Другая деятельность по этому блоку не представляет интереса и как правило, социально значимых результатов по нему не бывает.

Вертикальные блоки модели А изучены значительно хуже. На данном этапе выделяются только инертные (VI -I и VI -V II ) и контактные (II -III и V -VI I I ) блоки. Инертные блоки направлены на сохранение существующей картины мира, а контактные – наоборот, на ее расширение и получение новой информации.

Создание модели А позволило дать более полную картину особенностей восприятия информации по сравнению с использованием только дихотомий Юнга, в частности, выделить ценностные аспекты и объяснить особенности взаимодействия между представителями различных типов, которые получили название интертипных отношений.

Здравствуйте, друзья!

В этой статье пойдет речь о модели А в соционике. Что это такое? Соционика изучает информационный метаболизм , т.е. процесс восприятия, обработки и передачи информации у 16-ти типов людей. Этот процесс удобно показывать в виде модели, которую построила литовский исследователь Аушра Аугустинавичуте и которая в ее честь была названа «Модель А».

У каждого из 16 типов эта модель заполнена по-своему. Она состоит из 4-х горизонтальных блоков.

Например, рассмотрим модель А социотипа Гюго (этико-сенсорный экстраверт). Выглядит она так:

Верхний блок модели А (или ЭГО-блок) отвечает за наши сильные функции. Информация по этому блоку воспринимается человеком легче всего, обрабатывается быстрее и передает он ее (обучает, рассказывает, реализует в действиях) экспертно.

ЭГО-блог состоит из двух сильных функций, и у каждого типа они свои.

У Гюго в ЭГО-блоке находится этика эмоций () и сенсорика ощущений (). Этика эмоций – базовая функция. Базовая — самая сильная и осознанная функция, человек в ней действительно эксперт. Гюго прекрасно управляет своими эмоциями, умеет эмоционально влиять на других, хорошо чувствует настроение окружающих, ему доступно множество эмоциональных оттенков. Он живет эмоциями, это его жизненная программа.

Творческая – это то, через что человек реализует свою базовую функцию. Творческая функция Гюго – сенсорика ощущений. Гюго важен физический комфорт, простые радости – вкусная еда, уютная обстановка. И творческая функция всегда найдет возможность этот комфорт создать. В свою очередь, это вызывает позитивные эмоции (свои и окружающих) и таким образом реализуется базовая функция Гюго – этика эмоций.

Второй блок – СУПЕРЭГО – это то, что человек не считает ценностью для себя, однако уверен, что для других это имеет значение, а поэтому стремится дотянуть до «нормы» по этому блоку. Этот блок – осознанный.

Третья функция в модели А называется ролевая . Человек по ней презентует себя в новой ситуации, в обществе. Однако по ней невозможно работать долго, через какое-то время человек устает и переключается на свои сильные функции (блок ЭГО). Ее можно назвать маской, которую человек показывает окружающим.

У Гюго это деловая логика (). Гюго хочет казаться деловым, занятым. Он может показывать свои успехи и достижения на работе или в сфере бизнеса. Старается действовать целесообразно, рационально.

Четвертая функция – это болевая . Болевая – это самая слабая функция, в которой сосредотачиваются основные комплексы и страхи человека. Она очень быстро выдыхается, деятельность по ней затруднена. Это действительно слабое место, и человек очень чутко реагирует на критику в сфере его болевой. Обучение по болевой затруднено, и человек предпочитает получать по ней как можно меньше информации. Подробнее о болевой функции всех 16-ти типов вы можете почитать .

У Гюго это интуиция времени (). Гюго очень сложно чувствовать время и управлять им. Ему тяжело прогнозировать что-либо, и его пугают изменения.

Третий блок – СУПЕРИД . Это неосознанный блок. Информация по нему приятна и приносит много радости, однако человек не всегда может оценить ее адекватно. Здесь находятся слабые функции, которым очень нужна постоянная поддержка и подпитка. Этот блок еще называют детским.

Пятая функция – это суггестивная . Она тоже слабая, однако она заинтересована в информации. Человек готов по ней обучаться, однако обучение проходит не очень успешно. Эта функция очень внушаема. Причем человек далеко не всегда может критично оценить информацию по аспекту суггестивной функции. В связи с этим по ней он доверчив и уязвим для манипуляций.

У Гюго это структурная логика (). В споре на Гюго производят впечатления логические доводы и обоснования. Информация, которая подана в виде четких, понятных, но не слишком нагроможденных схем, таблиц и графиков, воспринимается Гюго с благодарностью. Его довольно легко убедить в чем-то, если все обосновать и разложить по полочкам.

Шестая функция – референтная . Эта функция хорошо обучаема. Хотя она и не самая сильная, но человек совершенствуется по ней всю жизнь, и часто люди выбирают себе хобби (а иногда и профессию) именно по референтной функции. Работать по ней человек может довольно долго, хотя и не всегда продуктивно. Многие достигают успеха по референтной функции, однако ее ресурсы все-таки исчерпаемы. По ней человек также опирается на авторитеты, учится у них, выбирает себе учителя, лидера, за которым следует. Очень радуется похвале, и огорчается критике.

У Гюго это интуиция возможностей (). Он стремится понять суть людей и различных явлений, может увлекаться эзотерикой, мистикой, радуется, когда узнает о себе что-то новое и когда раскрывается какой-нибудь его талант. Может предлагать людям различные возможности реализации их способностей, однако большее удовольствие Гюго доставляет, когда кто-то рассказывает ему про его способности.

Четвертый блок ИД – неосознанный, но сильный блок. По нему человек работает автоматически, и сам не всегда понимает, как у него это получается.

Седьмая функция – ограничительная . По этой функции человек способен неосознанно влиять на других. Это защитное оружие, которое активизируется молниеносно, если этого требует ситуация. Функция сильная, но находится она в подсознании, и человек не всегда может осознанно управлять ей.

У Гюго это этика отношений (). Он неосознанно отслеживает проблемные моменты в отношениях между людьми. Если кто-то проявляет в его присутствии бестактность, неуважение по отношению к нему или другим, он может осудить или пристыдить человека так, что тот поменяет свое поведение.

Восьмая функция – фоновая . Ее еще называют демонстративной. Это очень сильная, но при этом неосознанная функция, которая находится в постоянной, непрерывной работе. Она фоном отлеживает все, что происходит по ее аспекту и способна успешно решать сложные задачи без слов. Человек не всегда осознает свою фоновую, и не очень любит рассказывать, как именно ему удается достигать успеха, однако окружающим всегда видны результаты трудов фоновой.

У Гюго это волевая сенсорика (). Гюго способен оказывать волевое воздействие на людей, защититься от давления и нажима. Он никогда не будет выпячивать свою силу или власть, однако в любой момент может воспользоваться ими, если понадобиться защитить себя или близких. Неосознанно оценивает физические данные людей и расстановку сил в пространстве.

Модель А всех типов

Так выглядят модели А всех 16-ти социотипов:

Дон Кихот

Дюма

Гюго

Робеспьер

Гамлет

Максим

Жуков

Есенин

Наполеон

Бальзак

Джек

Драйзер

Штирлиц

Достоевский

Гексли

Габен

Семантика аспектов функций

Здесь я приведу значение аспектов функций:

(этика эмоций) – оттенки чувств и эмоций, управление энергетическими процессами, эмоциональное воздействие. Радость, восторг, эйфория, удивление, досада, грусть, страх, гнев.

(этика отношений) – нюансы отношений, вопросы морали и этики, добра и зла, религия, нравственность. Дружба, любовь, верность, предательство, ревность.

(деловая логика) – целеообразность, рациональные действия, профессиональные и деловые качества людей, предпринимательство, бизнес, выгода, деньги, организация трудовых процессов.

(структурная логика) – соотношения и логические взаимосвязи между процессами и явлениями, структура, концепция, система. Схемы, графики, таблицы. Доказательства, обоснования, аргументация.

(интуиция возможностей) – суть вещей, людей, явлений, скрытые ресурсы и возможности, потенциал, идеи, фантазии. Таланты, способности, уникальность, новаторство, необычные явления, мистика, эзотерика.

(интуиция времени) – трансформации, пребывание в потоке, изменения, динамика, развитие, история. Прошлое, будущее, прогнозы, предсказания, предчувствия, воспоминания. Релаксация, выжидание, ускорение и замедление времени.

(волевая сенсорика) – пространство и формы, силовое воздействие на материальные объекты, воля, давление, власть, отстаивание и завоевание территорий, защита. Физические данные, внешнее оформление.

(сенсорика ощущений) – физические ощущения, потребности тела, уют, комфорт, удобство. Температура, климат, жесткость-мягкость, тепло-холод, колючее, острое, гладкое, рельефное, влажное, сухое, шершавое, пушистое, горькое, кислое, соленое, сладкое, пресное, острое.

Мы рассмотрели модель А на примере социотипа Гюго.