Максим горький: «хочу, чтоб каждый из людей был человеком! Разбор реального кима по русскому языку с объяснением

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2) _____ городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия

2. Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3. В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4. Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5. Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

4. Как раз

5. Лишь бы

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК , -а; м.

1. То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол

2. Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3. Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника

4. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

2. ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

3. Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

4. Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

5. ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью 4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок
6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.
7) Я с удивлением спросил, что где же крепость.
8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.
9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

проб..раться

г..рдиться

велос..пед

нац..ональный

адр..совать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

о..дал, по..черкнул

пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобрал

за..грал, под..скать

10

врач..вать

расстра..ваться

удва..ваться

незатейл..вый

улыбч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстел..шь

выскоч..шь

независ..мый

накорм..шь

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

2. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

3. (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

4. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

5. Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

14

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2. У В.И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти

3. Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4. с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

16

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф.И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

18

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При воспитании цыплят, выведенных в инкубаторе, приходится устраивать особые грелки в виде ящиков, в которых они имеют право согреваться, как под крыльями наседки.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3) С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8) У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

– (10) Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13) Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

– (15) Я буду писателем, – сказал я и покраснел.

– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

– (20)Но я уже писал... и печатался.

– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22) Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36) В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!

Не знаю, представляешь ли ты, в каких тяжёлых условиях приходилось Ине писать эти письма. Зимой - в постоянной полутьме, в тесных, занесённых снегом землянках, где к утру замерзала в ведре вода; летом - в шалашах, среди болот, где тучи комаров не давали отойти от костра.

И все же Ина Константинова находила возможность писать домой почти каждый день, хотя письма и лежали в её полевой сумке иной раз по месяцу, дожидаясь счастливой оказии, пока прорвётся самолёт с Большой земли.

А ты часто пишешь маме из лагеря? Там-то это совсем не трудно.

А на письма друзей ты всегда отвечаешь вовремя? Не бывает так, что ты откладываешь это дело со дня на день, а потом забываешь?

Алексей Максимович Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них не оставлял без ответа. Потому что Горький знал: не ответить на письмо - это значит незаслуженно обидеть человека, доверившего тебе свои мысли и чувства.

Письма Горького кажутся напечатанными, такой чёткий был у него почерк. Их легко прочесть даже малограмотному.

А какой почерк у тебя? Тебе никогда не приходило в голову, что грязное письмо говорит о недостаточном внимании к товарищу?

Если ты пишешь небрежно, неразборчиво - это значит, ты заставляешь кого-то терять время, разбирая твои каракули. Следовательно, ты невнимателен, невежлив по отношению к тому, кому адресовано твоё письмо. Ты не щадишь его глаза.

Не заглядывай также в письмо, которое пишет твой товарищ. Это может быть ему неприятно.

Пусть даже в письме нет особых секретов. Но не каждому хочется, чтобы другой прочёл слова, предназначенные только для близкого человека.

Но если ты пишешь что-нибудь сам, не закрывай рукой написанного, когда кто-нибудь подойдёт. Не проявляй недоверия к подошедшему, словно он собрался выведать твои секреты.

Не вздумай прочесть письмо, которое адресовано не тебе. Это то же самое, что подслушать чужой разговор. Но если ты сам просишь кого-либо передать твоё письмо, оставь конверт незаклеенным, иначе ты покажешь, что не вполне доверяешь тому, кто выполняет твою просьбу.

Это не мелочи

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают другие люди - твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.

Особенно внимателен будь к взрослым. Ведь они работают, чтобы обеспечить тебя всем необходимым, лечат, когда ты заболеешь, учат, чтобы подготовить тебя к самостоятельной жизни.

Знакомая женщина-врач как-то с горечью и возмущением рассказывала мне о таком, на первый взгляд, незначительном случае.

В клинике, где она работает, попасть из одного отделения в другое можно, только перейдя двор. В морозный зимний день, торопясь помочь больному, у которого начался приступ, она выбежала из подъезда в одном халате, не накинув даже пальто. Но у дверей на другую лестницу ей преградили дорогу трое парнишек, входивших в тот момент в подъезд. И ни один из них не посторонился, чтобы дать пройти седой женщине в докторском халате. Так она и ждала, без пальто, на морозе, пока все трое не торопясь прошли. А в палате в эти минуты задыхался больной…

Мальчишкам, наверно, и в голову не приходило, что они поступают невежливо и грубо. Ведь они никого не ударили, не, обругали. Возможно, они просто не заметили, что помешали пожилой женщине войти в подъезд, задержав её на морозе.

Но именно из такого невнимания к окружающим, из заботы только о своём удобстве и вырастают эгоисты.

А вот случай, который произошёл со мной.

Как-то летним утром я сел за стол, чтобы заняться этой книжкой. По утрам, на свежую голову, работается особенно хорошо.

И вдруг что-то захрипело, затрещало, и раздались оглушительные звуки какого-то марша. Я закрыл окно, но грохот барабана и звон литавр проникали даже через двойные рамы. Работать было невозможно.

Выглянув в окно, я увидел, что марш несётся из квартиры напротив. Там на подоконнике стоял включённый на полную громкость проигрыватель.

Что оставалось делать? Я оделся и пошёл искать источник шума.

Дверь мне открыл краснощёкий мальчишка.

Вам кого? - спросил он.

Будь любезен, настрой потише свой проигрыватель и убери его с окна.

А почему?

Я должен работать, а твоя музыка не даёт мне сосредоточиться.

Так ведь мне мешает твоя музыка. Неужели ты не можешь сделать её потише?

А зачем? Мне нравится громкая. Как хочу, так и пускаю.

Так мы и не договорились. Пришлось вызывать его родителей и напоминать им, что по постановлению Моссовета запрещается ставить громкоговорители на открытые окна.

Но этот мальчишка так и не понял, что нужно всегда думать о том, не помешаешь ли ты окружающим. Ведь, кроме меня, кому он мешал работать, в других квартирах могли спать люди, только что вернувшиеся с ночной смены.

Даже такая, казалось бы, мелочь, как привычка хлопать со всего маха дверью или громко кричать на лестнице, говорит о недостатке воспитания. Ведь в любой квартире может оказаться больной или напряжённо работающий человек.

Или, скажем, есть такие любители музыки, которые повсюду таскают с собой включённый транзистор. Сами они так привыкли к его писку и бормотанью, что даже не слышат его. Но они порой забывают, что в лесу, на пляже, на берегу реки рядом с ними наслаждаются тишиной, плеском волн, слушают пение птиц, думают о чём-нибудь серьёзном или попросту гуляют другие люди. Таким ребятам и невдомёк, что своей шумящей игрушкой они отравляют им отдых.

Вот почему я очень советую воспитывать в себе привычку постоянно помнить об окружающих, проявлять к ним уважение и внимание.

Если ты увидишь, например, рисующего художника, не заглядывай через плечо в его альбом или на мольберт. Этим ты можешь ему помешать.

Оставшись у товарища ночевать, постарайся встать пораньше, и сам аккуратно сложи простыни, одеяло и подушку, на которых ты спал, не оставляя этого на долю хозяйки.

Никогда не заводи длинный разговор по телефону-автомату. Помни о тех, кто, может быть, ждёт возле будки, чтобы вызвать врача или позвонить по срочному делу.

Входя в подъезд, дверь которого на пружине, не забывай придержать закрывающуюся дверь рукой, чтобы она не ушибла кого-нибудь идущего следом за тобой.

Не ешь мороженое или пирожное в вагоне метро, в троллейбусе или в автобусе. Ты можешь случайно закапать одежду соседей или испачкать сиденье. Не сиди в вагоне, положив ногу на ногу. Твои ботинки могут оставить пятно на брюках стоящего перед тобой или на его светлом пальто. Воспитанный человек постоянно помнит об окружающих:

не проталкивайся в толпе, помогая локтями; закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

не забывай сказать "пожалуйста", когда о чём-нибудь просишь, и поблагодарить за любую, самую незначительную услугу;

помоги пожилому человеку донести до дому тяжёлый пакет;

переведи через улицу слепого или старого человека;

помоги подняться на ступеньки инвалиду; если в компании что-нибудь разыгрывают или делят - старайся подойти последним;

даже в разговоре или игре всегда помогай слабейшему, заступайся за него;

никогда не подшучивай над физическими недостатками других.

Пусть эти поступки на первый взгляд не так уж значительны, но из таких вот мелочей и складывается постепенно характер человека.

И когда-нибудь этот характер проявится в большом, серьёзном деле.

Сейчас ты делаешь ещё самые первые шаги по жизни. Но от того, какими будут эти шаги, зависит многое. Как пройдёшь ты свою жизнь?

Жалок тот человек, мысли которого полны мелкого эгоизма, заботы о собственном удобстве и благополучии, хотя бы в ущерб окружающим. Кто будет уважать и любить такого себялюбца?

Не вызывает уважения и человек, не имеющий своих убеждений и взглядов, легко их меняющий в зависимости от обстоятельств, не умеющий постоять за то, что считает правильным и справедливым, готовый присоединиться к любому крикуну.

Если ты внимательно прочёл эту книжку, то, конечно, заметил, что именно об этих законах шла в ней речь. Не может считать себя настоящим пионером тот, кто не выполняет правил поведения.

Пусть эта книжка научит тебя быть всегда и во всём дисциплинированным, выдержанным, вежливым, внимательным к окружающим.

Часть "1"

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<...> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.


2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).


3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОЧНИК, -а; м.

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н.И. света. И. всех зол.

2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.


4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.


5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.


6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек


7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Грамматические ошибки

  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. неправильное употребление формы существительного с предлогом
  3. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  4. неправильное построение предложения с косвенной речью
  5. ошибка в построении предложения с однородными членами

Предложения

  1. Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.
  2. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
  3. Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.
  4. Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.
  5. Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.
  6. Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.
  7. Я с удивлением спросил, что где же крепость.
  8. В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.
  9. Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

8 Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

проб..раться

г..рдиться

велос..пед

нац..ональный

адр..совать


9 Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..дал, по..черкнул

пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобрал

за..грал, под..скать


10

врач..вать

расстра..ваться

удва..ваться

незатейл..вый

улыбч..вый


11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстел..шь

выскоч..шь

независ..мый

накорм..шь


12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.


13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.


14 Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.


15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.


16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф. И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.


17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Занимаясь литературным творчеством, В. И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.


18 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.


19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.


(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

– (10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

– (15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.

– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

– (20)Но я уже писал... и печатался.

– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!

(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.

– (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.

1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)скошенные луга источают дивный аромат.
(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
(Не)удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Человек, (не)ведающий, что творит.
Меня огорчило (не)вежливое, грубое замечание приятеля.
Нимало (не)смущённая, она только улыбнулась в ответ.
Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (не)подготовлен и промок до нитки.
Это (не)законченная работа, а какие-то наброски.
3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Живопись И.К.Айвазовского получила признание зрителей (НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем» художнику была присуждена серебряная медаль.
Автор проекта понимал: реконструируя старую часть города, ему придётся принять отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ решение.
Поэзия А.А.Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии (НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.
(НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.
С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.
4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Когда мы плыли на лодке по разлившейся реке, нам то и дело попадались грязно-серые пятачки - (НЕ)ЗАТОПЛЕННЫЕ ещё бугорки.
Днём в городе всегда было очень (НЕ)СПОКОЙНО.
Солнцева сидела в купе, (НЕ)СНИМАЯ пальто и платка.
Диван оказался вовсе (НЕ)ТЯЖЁЛЫМ, и двое грузчиков без труда внесли его в квартиру.
(НЕ)ЛАСКОВО посмотрела на Егорушку Нина, а как-то зло, отчуждённо.
5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Глубокая, (НЕ)ТРОНУТАЯ даже шелестом сухого листа тишина простиралась в лугах.
У этого водоёма были (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ твёрдые берега, а густое сплетение белокрыльника, багульника, трав, корней и мхов.
Я (НЕ)РАЗ в своей жизни попадал в сложные ситуации, но всегда на моём пути встречались хорошие люди, которые помогали мне.
За окном горел, никак не мог погаснуть (НЕ)ЯРКИЙ, но очень красивый закат.
Разговор был ещё (НЕ)ОКОНЧЕН, когда в кабинет вошла секретарша и сообщила, что Николая Сергеевича просят срочно спуститься в цех.
6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

К полуночи все гости разъехались, Мария осталась одна, но теперь ей было уже (НЕ)ТАК грустно.
Новый знакомый Натальи Петровны оказался человеком далеко (НЕ)ПРОСТЫМ.
Ещё (НЕ)ОБСТАВЛЕННАЯ мебелью комната казалась пугающе огромной, чужой и холодной.
(НЕ)ВДАЛЕКЕ от нашего дома находилась берёзовая роща, и я мог дни напролёт гулять там.
Максимка, (НЕ)ДУМАЯ об опасности, бросился на помощь другу.
7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тугие бутоны ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИХСЯ роз источали тонкий аромат.
(НЕ)ГРОМКИЙ, но неожиданный стук в дверь испугал Юрия.
Марусю нельзя было назвать красавицей, однако она была (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.
(НЕ) ДОЖИДАЯСЬ разрешения, Григорий решительно вошёл в комнату.
Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька.
8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.




9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.


(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство
с матерью.

10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.
Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком.
В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.
Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.
Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.
11. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Грибоедов вводит в комедию и реалистические приёмы: главная героиня далеко (НЕ)ИДЕАЛЬНА и из влюблённых соперников выбирает худшего.
Я убеждён в одном: вдохновение (НЕ)РОЖДАЕТСЯ само по себе, а приходит во время труда.
Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.
Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя (НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки.
Наш дом (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАН: стёкла потускнели, стены выглядели уныло и не радовали глаз.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.
Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.
Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.
Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.
14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Врубель создал сказочно-символический образ девичьей красоты, (не)меркнущей с годами свежести, таинственности и величавости.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество, и болезней (не)будет».
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.
Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Е.

Сегодня глаза Сергея смотрели холодно и н(1)подвижно. Его слова звучали н(2) тепло и ласково, как прежде, а холодно и жёстко. Мы были н(3)чуть н(4) рады такой перемене в нашем товарище.
16. Укажите все цифры, на месте которых пишется Е.
Откуда н(1) возьмись, выскочил щенок, который н(2)чуть н(3) испугался лошади, наоборот, принялся отчаянно нападать на неё, чем н(4)мало развеселил прохожих.
17. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

И.А. Бунин подводит к мысли о том, что, очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чём-то ином, (НЕ)ПОДДАЮЩЕМСЯ денежной оценке или эстетской мудрости.
По малозаметным, (НЕ)ЗНАЧАЩИМ, казалось бы, деталям специалист способен точно атрибутировать археологическую находку.
В лесу, помимо всем известных подберёзовиков, Маша нашла гриб, никому из дачников (НЕ)ЗНАКОМЫЙ.
(НЕ)ТОЛЬКО на кухне, но и в комнатах стоял восхитительный запах печёных яблок.
(НЕ)ЖЕЛАЯ огорчать мать, Наташа не решалась рассказать ей о болезни Алексея.
18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Раскольников – (НЕ)ЗАУРЯДНЫЙ убийца, а одарённый молодой человек с философским складом ума.
В (НЕ)ОКОНЧЕННОЙ юношеской «Повести» М.Ю. Лермонтова описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора.
Я расскажу всё так, как было на самом деле, (НЕ)ИСКАЖАЯ ни единого слова.
Всё было: море музыки, красивые костюмы, роскошные декорации и та самая атмосфера Большого театра, которая вот уже долгие годы хранит никем (НЕ)РАСКРЫТЫЙ секрет.
Петька спал много, но ему почему-то хотелось спать ещё, и часто казалось, что всё вокруг него (НЕ)РЕАЛЬНОСТЬ, а длинный неприятный сон.
19. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЖЕЛАВШИЕ идти на компромисс партнёры решили разорвать контракт.
До ближайшей станции оказалось вовсе (НЕ)БЛИЗКО, так что я изрядно устал, пока добрался до неё.
Новый поклонник Вари оказался (НЕ)КРАСИВЫМ, но невероятно харизматичным человеком.
Одна тайна во всей этой истории так и осталась (НЕ)РАСКРЫТА.
Из-за травмы спортсмен, любимец болельщиков, (НЕ)ДОБЕЖАЛ до финиша: сошёл с дистанции на первом круге.
20. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Группе учёных предстояло отправиться на ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок острова.
После всего, что Никита услышал в тот вечер, он понял, что его положение отнюдь (НЕ)ВЫГОДНО.
Старый дом, украшенный деревянной резьбой, стоял на (НЕ)ВЫСОКОМ, но почему-то выделявшемся на фоне остальных пригорков холме.
Некоторые фрагменты рукописи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.
(НЕ)РЕШАЯСЬ подойти к отцу, Дениска стоял и переминался с ноги на ногу.
21. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.
(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.
У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.
22. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Новобранцы были (НЕ)ПОХОЖИ на местных жителей.
Германн услышал (НЕ)ЗНАКОМУЮ походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями.
Я стал изъяснять ему должность секунданта, но Иван Игнатьич никак (НЕ)МОГ меня понять.
Хотя стояла холодная осень, солдаты вынуждены были ночевать в давно уже (НЕ)ОТАПЛИВАЕМЫХ бараках.
Окно в маленькой комнате было (НЕ)ЗАНАВЕШЕНО.
23. Определите предложение, в котором НЕ(НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Археологи Ростовской области обеспокоены застройкой (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫХ учёными территорий.
Отнюдь (НЕ)ПРАЗДНОЕ любопытство привело нас в этот город.
Сквозь (НЕ)ЗАДЁРНУТЫЕ шторы видно было большую ярко освещённую комнату.
Книга до сих пор (НЕ)ПРОЧИТАНА.
(НЕ)БОЛЕЕ трети учащихся дали верные ответы на задания повышенной сложности.
24. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

То, что пугало в детстве, сейчас было вовсе (НЕ)СТРАШНО.
Я никогда не был большим любителем содержания птиц в (НЕ)ВОЛЕ, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы.
Сизый ковыль, ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ, стелился по необозримой равнине.
(НЕ)СМОТРЯ по сторонам, Михаил уверенным шагом прошёл к сцене.
«(НЕ)ЛУЧШЕ ли тебе, сынок, отложить поездку?» − осторожно спросила мать.
25. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

Жизнь в походных условиях далеко (НЕ)ЛЕГКА.
На берёзах и кустах сверкали капли (НЕ)ВЫСОХШЕЙ росы.
В окнах было темно, хотя ставни были (НЕ)ЗАКРЫТЫ.
Гроза была (НЕ)ДАЛЕКО, а совсем близко: небо раскалывалось на части, грохотало так, что земля под ногами дрожала.
Ничего (НЕ)ВИДНО, только слышен шум ветра в кронах деревьев.
26. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я (НЕ)РАЗ бывал на Кавказе, но всё же каждый приезд открывал для меня что-то новое, и я больше и больше любил это край.
Русское крестьянство перед реформой представляло собой далеко (НЕ)ОДНОРОДНУЮ массу.
Говорят, глупость - болезнь (НЕ)ИЗЛЕЧИМАЯ.
Утренний воздух, (НЕ)РАСКАЛЁННЫЙ жгучим солнцем, был свеж и приятен.
Мария стояла в галерее и смотрела на великую картину (НЕ)ДЫША, с благоговением и трепетом.
27. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Если человек привык бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца, искоренить эту вредную привычку очень сложно.
Чем ближе мы подходили к морю, тем яснее был слышен (НЕ)УМОЛКАЮЩИЙ шум беспокойных волн.
Блюдо было ещё (НЕ)ГОТОВО, но по всей кухне уже струился восхитительный аромат.
Для жителей тайги охота была (НЕ)ЗАБАВОЙ, а способом выживания.
От равнодушия отнюдь (НЕ)ДАЛЕКО до порока.
28. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
29. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Щенок, ещё (НЕ)НАУЧИВШИЙСЯ лаять, жалобно поскуливал.
Иван был человеком (НЕ)ДАЛЁКИМ, но в высшей степени самоуверенным.
Татьяна отреагировала на свежие новости (НЕ)РАДОСТНО, как рассчитывали мы, а с грустью и тоской.
(НЕ)УСПЕВ как следует отдохнуть от одной работы, мастер тут же принялся за другую.
Во время раскопок археологи обнаружили (НЕ)ЧТО иное, как склад для хранения продовольствия.
30. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мальчишка, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ ничего вокруг, продолжал строить свои замки из песка.
Люся отвечала на вопросы отца бессвязно, (НЕ)ВРАЗУМИТЕЛЬНО.
Среди мрачных, ещё (НЕ)ОДЕТЫХ листвой деревьев этот кустик с зелёными листочками казался чудом.
Птенец хоть и (НЕ)СОВСЕМ окреп, но уже пытался летать.
Слушать заново ту же самую историю мне было вовсе (НЕ)ИНТЕРЕСНО, поэтому я пожелал всем доброй ночи и отправился в свою комнату.
31. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц.
Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.
Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.
Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.
Ключ
№ п/п№ задания
Ответ
1
6842
нескошенные
2
6959
невежливое
3
9990
необыкновенно
4
10357
неспокойно
5
10382
неяркий
6
10407
невдалеке
7
10432
негромкий
8
6015
нетерпеливого
9
6054
неправильные
10
6235
неразрывно
11
6274
невозможно
12
6313
недоумении13
6352
небольшом
14
7439
незабываемые
15
9187
124
16
9251
34|43
17
9307
незначащим
18
9332
неоконченной
19
9357
некрасивым
20
9385
невысоком
21
9894
неясные
22
9940
незнакомую|незнакомый23
9965
незадёрнутые|незадернутые24
10650
неволе|неволя25
10675
невысохшей
26
10769
неизлечимая
27
10794
неумолкающий
28
10827
неправильные
29
10879
недалёким
30
10904
невразумительно
31
10957
нетерпеливого

Страница 13 из 15

601 . Как я испугался
Однажды мы с друзьями пошли в лес за грибами. У всех уже были полные корзинки, а у меня на донышке лежало всего несколько сыроежек.
И вот я заметил под ёлкой коричневую бархатную шляпку! Неужели белый? Я нагнулся, чтобы срезать гриб, и вдруг... Из-под ёлки метнулась блестящая чёрная лента! Змея! Я с криком отдернул руку и бросился прочь от злополучного места.
Но потом любопытство взяло верх, и я решил все-таки посмотреть на змею. Она не уползла далеко, а преспокойно грелась на камне на солнечном месте. Мы подошли поближе и разглядели ее. Змейка была чёрная, по бокам головы - два ярких оранжевых пятна. «Это уж!» - сказал Вася. «Он не ядовит!» Значит, я напрасно испугался.
602 . Удивительное щёлканье (И. п.); заботятся о птенчиках (П. п.); ловкая обезьяна (И. п.); бьют крыльями (Т. п.); с разъярённым хищником (Т. п.); над взъерошенным цыплёнком (Т. п.); любуемся малышом (Т. п.); под лучом (Т. п.) солнца (Р. п.).
Верховые лошади (И. п.) энергичны , быстры . У чистокровной верховой лошади (Р. п.) шея (И. п.) тонкая , длинная, чаще всего прямая . Тяжеловозы (И. п.) невозмутимо спокойны , медлительны .
603 . Грамо тный, расч ётливый, спра ведливый.
604 . Иногда приходится наблюдать и удивительнейшее собачье благородство (В. п.) по отношению к слабым (Д. п.). У нашей моськи (Р. п.) Бэлы (Р. п.) был в молодости (П. п.) брат (И. п.), Нарзан (И. п.), задорный и самоуверенный (И. п.), из породы (Р. п.) крылов-ских мосек (Р. п.). На дворе (П. п.) уже в тульском нашем доме (П. п.) был цепной пёс (И. п.) - лохматый, белый (И. п.), чудовищной величины (Р. п.). Звали его Дворняк (И. п.). На ночь (В. п.) его спускали с цепи (Р. п.), он на свободе (П. п.) бегал по двору (Д. п.) и по саду (Д. п.) и густым своим лаем (Т. п.) должен был отпугивать воров (В. п.).
Вдруг
[в] - согл., зв., тв.
[д] - согл., зв., тв.
[р] - согл., зв., тв.
[у] - гласн., уд.
[к] - согл., глух., тв.
5 б.,5 зв.

I. Могучими - прилаг. Лапами (какими?) могучими.
II. Н. ф. - могучий; в мн. ч., в Т. п.
III. Лапами (какими?) могучими.
605. (кинофильм)
606 . Забавная Машка
У меня есть кошка Машка. Я часто наблюдаю за ней.
Кошка рыжая, со светлыми палевыми полосками по всему телу. Только мордочка белая, да еще на лапках как будто белые носочки надеты.
Эта кошка резва и подвижна. Машке всего три месяца, и она еще очень любит играть. Играет она с любым шуршащим предметом, она представляет, что это мышка. Машка залегает и тихонечко подкрадывается, а потом неожиданно прыгает и хватает «добычу», выпуская острые коготки.
Машка любит поесть, но в еде разборчива. Она не очень любит сухой корм, а вот от рыбки никогда не откажется. Стоит вынуть рыбу из холодильника, Машка сразу же это чует - даже если она далеко. Прибежит, будет ластиться, тереться у ног и выпрашивать кусочек.
Кошка чутко реагирует на погоду. Если на улице пасмурно, Машка лежит возле батареи, греется, спит. Но стоит выглянуть солнышку - оживляется и Машка. Поэтому мы зовём ее «барометром».
607 . Весенние работы
В полях пашут, сеют, боронят. Вначале сажают картофель, потом морковь, репу. Пастухи выгоняют в луга стада коров и овец. На пасеках выставляют ульи. Садоводы подрезают ветви и белят стволы деревьев.
608. 1. Дали голубеют - наст. вр., согл. в числе. 2. Небеса засинели - прош. вр., согл. в роде и числе. 3. Солнце золотило - прош. вр., согл. в роде и числе. 4. Степи, рощи и леса зазеленеют - буд. вр., согл. в числе. 5. Цветы пестреют - наст. вр., согл. в числе. 6. Стволы розовеют - наст. вр., согл. в числе. 7. Проталины темнеют -наст. вр., согл. в числе.
Горы - сущ., ж. р., 1 скл., стоит во мн. ч., В. п.


610 . У глагола «шумит» и существительного «шум» общий корень и общее лексическое значение, а грамматическое значение различное, эти слова имеют разные морфологические признаки.
Тростинка малая (ж. р., ед. ч., И. п.), высокий клён (м. р., ед. ч.,И. п.), зелёный шум (м. р., ед. ч., И. п.), весенний шум (м. р., ед. ч.,И. п.).



612 . Ненависть - ненавидеть, негодование - негодовать, недоумение - недоумевать.
613 . Не будет (буд. вр.), не было (прош. вр.), не может (наст. вр.), неможется (наст. вр.), нездоровится (наст. вр.), не бывает (наст. вр.), не любит (наст. вр.), не проживёшь (буд. вр.), недостаёт (наст. вр.)
614. 1. Он негодовал. 2. Нельзя его неволить. 3. Брат недоумевал. 4. Мне нездоровиться. 5. Шторм неистовствовал.
Нельзя - не-льзя.
[н"] - согл., зв., мягк.
[и] - гласн., безуд.
[л"] - согл., зв., мягк.
[з"] - согл., зв., мягк.
[а] - гласн., уд.
6 б., 5 зв.
615 . Нена висть - ненавистный; недоумевать - недоумение; него довать - него дование; неистовство - неистовствовать; небрежность - небрежный.
616. Ты не был сегодня у бабушки? Маша не была в школе? Он не жил в деревне? Она не жила за городом? Он не дал тебе задание? Сестра не дала тебе учебник?


618 . Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них (мест.) не оставлял без ответа. Горький знал: не ответить на письмо - значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой чёткий был у него (мест.) почерк.
А какой почерк у тебя (мест.)? Если ты (мест.) пишешь небрежно, неразборчиво, то не бережёшь время того, кому ты (мест.) пишешь, не щадишь глаза читающего. (По А. А. Дорохову.)
619 . Мой друг никогда не говорит плохо или насмешливо об отсутствующих. Если нужно, он выскажет своё мнение о человеке ему в лицо, но не станет критиковать его за спиной. А если ему надо посекретничать со мной, он отложит разговор до тех пор, пока мы не останемся вдвоём, но никогда не будет шептать мне что-то в ухо. Ведь окружающие могут подумать , что мы злословим на их счёт.
Мнение - сущ., ср. р., на -ие, нариц., неодуш., стоит в ед. ч., В. п.
620 . Настоящий товарищ не бросит друга в беде. Он не подведёт в трудную минуту. Настоящий товарищ не жалеет ничего для друга. Он не льстит своим друзьям, говорит им правду.
621 . I. Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Бежать, строить; побежать, построить.
II. Глаголы могут относиться к I или II спряжению. Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем времени), родам (в прошедшем времени). Примеры: строить (II спр.), жалеть (I спр.), ненавидеть (II спр., искл.); строю - строишь -строит; строю - строим; буду строить, построю - строил; строю -строила - строили.
III. Глагол в предложении обычно бывает сказуемым. Урча т и квакают лягушки.
622. Укреплять сердце (В. п.), разбивать лагерь (В. п.), разжигать костёр (В. п.), расположиться в палатке (П. п.), в сборной команде (П. п.), развивать силу (В. п.) воли (Р. п.), не терять ни секунды (Р. п.), не испугаться трудностей (Р. п.), не боялся соперника (Р. п.), негодовать на судью (В. п.).
623 . Однажды папа заказал в фотостудии свой портрет. Портрет вышел большой, в красивой тяжёлой рамке. Папа принёс его домой. Мы решили повесить портрет в большой комнате на самом видном месте. Мама уже выбрала место на стене, но папа не согласился с ней. Он очень хотел, чтобы портрет висел высоко. «Так будет лучше видно!» - убеждал нас папа.
Мы с отцом принесли от соседей лестницу. Вдвоем с мамой мы держали лестницу, а папа влез наверх. Он размахнулся молотком и. попал маме прямо по затылку! Бедная мама, охая, побежала прикладывать что-нибудь холодное к затылку. Я остался один держать лестницу - и не удержал. Меня придавило лестницей, сверху упал папа, а на него свалился портрет. Прибежала мама - и только всплеснула руками.
Со стороны, наверное, это было очень смешно. Но нам-то было не до смеха! А портрет мы в конце концов повесили пониже. Все-таки мама всегда оказывается права!
625 . Ходить, шевелить, думать, гадать, соглядать, стоять, поберечь, подстеречь.
Глагол «соглядать» в современном русском языке не употребляется.
626 . Растает - растаять, затеет - затеять, реет - реять, залают -залаять, надеешься - надеяться, лелею - лелеять.
Тает в поле (П. п.), веет прохладой (Т. п.), сеет пшеницу (В. п.), затеять игру (В. п.).
627. Не жгу - не жечь, течёт - течь, привлекут - привлечь, запряжёт - запрячь, испеку - испечь, не сбережёшь - не сберечь.
628 . 1) зажечь (н/ф), речь (сущ., 3 скл.), привлечь (н/ф), сберечь (н/ф), испечь (н/ф), пересечь (н/ф), ночь (сущ., 3 скл.), мелочь (сущ., 3скл.), обжечь (н/ф), запрячь (н/ф), прилечь (н/ф);
2) силач (сущ., 2 скл.), скрипач (сущ., 2 скл.), могуч (кр. прилаг.), туч (сущ., 1 скл.), ткач (сущ., 2 скл.), певуч (кр. прилаг.), бич (сущ., 2 скл.), линюч (кр. прилаг.), кумач (суш., 2 скл.), врач (сущ., 2 скл.), грач (сущ., 2 скл.), богач (сущ., 2 скл.), задач (сущ., 1 скл.), трескуч (кр. прилаг.), пахуч (кр. прилаг.), тысяч (сущ., 1 скл.).


630 . Ползёшь - ползти, бредёшь - брести, идёшь - идти, бежишь - бежать.
Плетётся - плестись, шагаешь - шагать, несётся - нестись.
Тащимся - тащиться, ходим - ходить, мчимся - мчаться.
Рассержусь - рассердиться, разъярюсь - разъяриться.
Ползёшь - пол-зёшь.
[п] - согл., глух., тв.
[а] - гласн., безуд.
[л] - согл., зв., тв.
[з"] - согл., зв., мягк.
[о] - гласн., уд.
[ш] - согл., глух., тв.
7 б., 6 зв.
631 . 1. Разочарование в товарище - разочароваться в товарище; приведение в порядок снаряжения - привести в порядок снаряжение; преклонение перед подвигами героев - преклоняться перед подвигами героев; отзыв о повести - отозваться о повести; жалоба на невзгоды - жаловаться на невзгоды.
2. Принимать участие - участвовать; выражать опасение - опасаться; быть шефом - шефствовать; хранить безмолвие - безмолвствовать; почувствовать испуг - испугаться; испытывать радость, волнение, восторг, восхищение - радоваться, волноваться, восторг, восхищаться.
Отзыв - сущ., м. р., 2 скл., нариц., неодуш., стоит в И. п., ед. ч.
632. Стараться, трудиться, избегать, переносить, читать, не увлекаться, нравиться, пленять, не смущаться, не воображать.
Привлекательно (настоящее) - прилаг., стоит в кр. форме, ед. ч., ср. р.
633 . На каникулах я обязательно должен:
1) позаниматься математикой, чтобы исправить оценки;
2) навестить бабушку;
3) починит ь велосипед.
634 . 1. Умел начать, умей и закончить. 2. Плохо медлить, но и спешить не следует. 3. Надо трудиться, а не лениться. 4. Любишь брать, люби и отдавать. 5. Умеешь ссориться, научись и мириться.
635. «Звать» и «называть»
Можно (что делать?) применять; может (что сделать?) отозваться, ответить, мяукнуть, залаять; может (что сделать?) совершить, улыбнуться, оглянуться, подойти.
Зовут - зо-вут.
[з] - согл., зв., тв.
[а] - гласн., безуд.
[в] - согл., зв., тв.
[у] - гласн., уд.
[т] - согл., глух., тв.
5 б., 5 зв.
Слов.
[с] - согл., глух., тв.
[л] - согл., зв., тв.
[о] - гласн., уд.
[ф] - согл., глух., тв.
4 б., 4 зв.

636. 1) Неопределённая форма называется так потому, что в ней у глагола нельзя определить ни времени, ни лица, ни числа. Примеры для сравнения: строишь (наст. вр., 2 л., ед. ч.) - строить (н/ф).
2) Глаголы в н/ф отвечают на вопросы что делать? что сделать? Строить, построить; ползти, приползти.
637 . Дело в том, что написание мягкого знака здесь можно определить по вопросу; если его задать, то получишь ответ. Пример: могу (что делать?) трудиться, он (что делает?) трудится.
638 . Ученик (что делает?) учится (3 л. ед. ч.); любит (что делать?) учиться (н/ф); он (что делает?) не мучится (3 л. ед. ч.); человек (ч то сделает?) получится (3 л. ед. ч.); ученик (что делает?) ленится (3 л. ед. ч.); не желает (что делает?) учиться (н/ф), он (что делает?) надеется (3 л. ед. ч.); он (что сделает?) не денется (3 л. ед. ч.).
639. 1. Не о чем (что делать?) заботиться. 2. Кто-то заразительно (что делает?) смеётся. 3. Туристы стали (что делать?) взбираться на вершину горы. 4. Малыш (что делает?) поправляется. 5. (Что сделает?) Промчится поезд.



641. Чтобы выиграть футбольный матч у соперника, надо долго готовиться. Во-первых, команда должна каждый день упорно тренироваться. Во-вторых, каждый футболист должен много бегать и прыгать. В-третьих, спортсмену нужно закаляться.
642. Оба мальчика правы. В этих словах не нужно писать мягкий знак, если это глаголы в 3-м лице, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? - он бросится, он нравится, он удивится, они вернутся. Если это глаголы в неопределённой форме (что делать? что сделать?), то мягкий знак писать надо - (что делать?) броситься, нравиться, удивиться, вернуться.



644 . На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово -
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
645. Жну (что делаю?) - несов. вид, сожну (что сделаю?) - сов. вид; кошу (что делаю?) - несов. вид, накошу (что сделаю?) - сов. вид; сею (что делаю?) - несов. вид, посею (что сделаю?) - сов. вид; поливаю (что делаю?) - несов. вид, полью (что сделаю?) - сов. вид; пишу (что делаю?) - несов. вид, напишу (что сделаю?) - сов. вид; рисую (что делаю?) - несов. вид, нарисую (что сделаю?) - сов. вид; черчу (что делаю?) - несов. вид, начерчу (что сделаю?) - сов. вид; делаю (что делаю?) - несов. вид, сделаю (что сделаю?) - сов. вид.
646. День-деньской (что делает?) печёт (несов. в., наст. вр.); целый день (что делает?) стоит (несов. в., наст. вр.); всё утро (что делал?) шёл (несов. в., прош. вр.).
Вдруг (что сделали?) застучали (сов. в., прош. вр.), да как сразу (что сделает?) грянет (сов. в., буд. вр.).

647 . Расчистить (сов. в.) дорожку (1 скл., В. п.); рассматривать (несов. в.) открытку (1 скл., В. п.); разъехаться (сов. в.) по домам (2 скл., Д. п.); разбить (сов. в.) стакан (2 скл., В. п.); рассказывать (несов. в.) о поездке (1 скл., П. п.), разрыхлить (сов. в.) землю (1 скл., В. п.).
648 . Шагнуть - шагать (несов.в.), толкнуть - толкать (несов. в.), мелькнуть - мелькать (несов. в.), капнуть - капать (несов. в.), кашлянуть - кашлять (несов. в.), чихнуть - чихать (несов. в.), зевнуть - зевать (несов. в.), глотать - глотнуть (сов. в.), кивать - кивнуть (сов. в.).
Объединить - объединять (несов. в.), включить - включать (несов. в.), вычерчивать - вычертить (сов. в.), прогуляться - прогуливаться (несов. в.), расступаться - расступиться (сов. в.), выкрикнуть - выкрикивать (несов. в.), восстать - восставать (несов. в.)
649 . 1. Лью (несов.) - пролью, вылью (сов.); шьёшь (несов.) -прошьёшь, вышьешь (сов. в.); ползти (несов.) - проползти, выползти (сов.); грызть (несов.) - прогрызть, выгрызть (сов.); растут (несов.) - прорастут, вырастут (сов.).
2. Шептала (несов.) - шепнула (сов.); шагали (несов.) - шагнули (сов.); вздыхала (несов.) - вздохнула (сов.), кивали (несов.) - кивнули (сов.).
3. Продала (сов.) - продавала (несов.); встала (сов.) - вставала (несов.), узнала (сов.) - узнавала (несов.), признали (сов.) - признавали (несов.), выдала (сов.) - выдавала (несов.).
650 . Кольнуть, сверкнуть, стукнуть, крикнуть.