Космические исследования венеры

15 декабря 1970 года впервые на другую планету совершил посадку космический аппарат, посланный с Земли, - поверхности Венеры достигла советская межпланетная станция «Венера 7».

Для проектирования спускаемого аппарата следующей экспедиции к Венере были заданы давление 150 атмосфер, а температура 540°С. В отличие от предыдущих экспедиций основной целью при запуске в 1970 году ставилась уже посадка на поверхность планеты. Поэтому в состав исходных данных вошла и скорость ветра у поверхности Венеры, которая по расчетам составила 1,5 м/с. Исходя из принятых условий, был спроектирован принципиально новый спускаемый аппарат. Он должен был выдержать давление, которое в 6 раз превышало расчетное давление для станций «Венера-5″ и Венера-6″. При этом требовалось проработать на поверхности, то есть при максимальном давлении, не менее 30 минут. Чтобы выдержать такое давление, корпус спускаемого аппарата изготовили не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как у предыдущих «Венер», а из титана с обеспечением его прочности при разрушающем внешнем давлении 180 атмосфер.


Тепловая изоляция нижней полусферы была выполнена из стеклопласта, а верхней полусферы - из стекловаты, которая заполняла ячейки стеклосот. Для уменьшения перегрузок, воздействующих на аппаратуру при соприкосновении аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационное устройство. Высокое атмосферное давление позволило заменить двухкаскадную парашютную систему на однокаскадную с рифленым парашютом конусной формы площадью 2,8 м2. Это чуть больше, чем площадь купола тормозного парашюта на «Венере-4″. Изготовлен парашют был из отечественного материала стеклонитрон. Для обеспечения достаточной прочности купол парашюта изготавливался из 4 слоев ткани. После выгорания нитрона обеспечивалась воздухопроницаемость купола, гарантирующая его надежное функционирование. Соответственно была изменена и автоматика ввода парашютной системы.


Полностью был изменен состав научной аппаратуры. Кроме того, для измерения высот в диапазоне 25-1 км был установлен новый радиовысотомер. В связи с изменением состава научной аппаратуры в спускаемом аппарате и циклограммы её функционирования потребовалось увеличить и емкость аккумуляторной батареи. Вместо кадмий-никелевой была установлена свинцово-цинковая батарея. За 15 суток до подлета к Венере по команде с Земли производился ее заряд от солнечных батарей. В связи с увеличением почти на 100 кг массы спускаемого аппарата по сравнению со спускаемыми аппаратами «Венеры-5,6″ пришлось максимально облегчить орбитальный отсек. С него была снята вся научная аппаратура за исключением счетчика космических частиц КС 18 4М.

Но даже после этого масса всего аппарата (1180 кг) оказалась на 50 кг больше массы «Венеры-5,6″, а значит, превышала возможности носителя «Молния-М». Грузоподъемность носителя удалось увеличить доработкой баков разгонного блока (он получил обозначение НВЛ), что дало возможность добавить 140 кг топлива. Автоматическая межпланетная станция «Венера-7″ была запущена с космодрома Байконур 17 августа 1970 года ракетой-носителем «Молния-М» с задержкой в 2,5 секунды. Примечание: 22 августа 1970 года в 8 часов 6 минут 8 секунд был произведен запуск ракеты-носителя «Молния-М» со второй станцией, которая по конструкции, составу бортовых систем и научной аппаратуре была аналогична станции «Венера-7″. Первые три ступени ракеты-носителя отработали штатно, обеспечив выведение головного блока на опорную околоземную орбиту. Однако из-за сбоя программного устройства произошел взрыв двигателя разгонного блока НВЛ, в результате чего автоматическая станция осталась на околоземной орбите под названием «Космос-359″. Весь процесс развития аварийной ситуации был зафиксирован телеметрией, полученной и с разгонного блока, и с космического аппарата.

На трассе перелета к Венере 27 и 30 сентября были предприняты попытки проведения звездной коррекции, которые не прошли вследствие незахвата опорный звезды (Сириус) звездным датчиком. 2 октября и 17 ноября были проведены солнечные коррекции траектории, которые обеспечили попадание в Венеру. За четыре месяца полета станции к Венере было проведено 124 сеанса радиосвязи. Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года станция «Венера-7″ достигла планеты. Общая схема полета была аналогичной полетам «Венер-4,5,6″. При входе в атмосферу произошло разделение орбитального и спускаемого аппаратов. Во время аэродинамического торможения скорость аппарата относительно планеты уменьшилась с 11,5 км/с до 200 м/с. При этом максимальные перегрузки достигали 350 единиц.

На высоте около 55 км от поверхности Венеры, при внешнем давлении порядка 0,7 атмосферы система автоматики осуществила ввод в действие парашюта, и 15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат стации «Венера-7″ впервые в мире совершил посадку на поверхность Венеры в 2000 км от утреннего терминатора на ночной стороне. В общей сложности, аппарат в течение 53 минут передавал на Землю информацию, в том числе, около 20 минут с поверхности планеты. При входе СА в атмосферу произошел отказ телеметрического коммутатора, в результате чего на Землю передавалась только температура окружающей среды, которая изменялась от 25 до 475 градусов Цельсия, в течение всего спуска в атмосфере и нахождения аппарата на поверхности.

Одновременно проводились радиоизмерения доплеровского изменения сигнала, принимаемого на Земле от спускаемого аппарата. Именно эти измерения позволили вычислить пройденный путь, «привязать» значения температуры к определенной высоте и зафиксировать момент касания поверхности Венеры. Они же позволили зафиксировать скачок по скорости снижения в середине спуска с 14 до 26 м/с, а затем и скорость в момент касания поверхности (16 м/с), превышающую расчетную. Вероятной причиной этого могло быть самопроизвольное срабатывание пирочеки, вызванное статическим электричеством, и отстрел парашютных стренг. Постоянные измерения соотношения сигнал/шум принимаемого на Земле сигнала позволили зафиксировать уменьшение в момент посадки уровня сигнала почти в 30 раз. Это могло означать влияние ветра на спускаемый аппарат во время посадки или его опрокидывание.

Задача достижения поверхности планеты Венера была достигнута, однако программа полета станции «Венера-7″ выполнена частично. Главным результатом полета станции «Венера-7″ стало достижение впервые в мире поверхности планеты Венера. При этом аппарат совершил посадку на ночной стороне Венеры. Из-за отказа телеметрического коммутатора была получена лишь информация о температуре атмосферы Венеры на участке спуска и у ее поверхности. По полученным данным был выявлен адиабатический характер изменения температуры. Это позволило, используя уравнения гидростатического равновесия и газового состояния и данные измерений предыдущих станций, рассчитать распределение давления и плотности в атмосфере Венеры по высоте вплоть до поверхности. Оказалось, что давление у поверхности Венеры составляет 90±15 атмосфер, а температура - 475°±20°С.

Люди, стоявшие у руля СССР, были в принципе довольно ограниченными, то есть не любили "Битлз" и Элтона Джона, терпеть не всякие там абстрационизмы и сюрреализмы, посадили в кутузку писателя Юрия Даниэля за его повесть "День открытых убийств", в которой доказывалось, что советские люди, кроме, конечно, прибалтов, только спят и видят, чтобы начать друг друга резать, называли врагом другого писателя, Солженицына, который призывал увидеть правду в русском человеке, одевшим немецкую форму и вставшего под знамя Власова.

Теперь не то. Теперь у нас люди европейской культуры, тандем. Солженицына проходят в школе, вместо забытого Даниэля есть целая орава других, Элтон Джон, премьер поет песенку Луи Армстронга под аккомпанемент Мэйсио Паркера, все дела, короче.

На другие планеты, правда, уже не летаем.

Люди с Венерой в 7-м доме обладают способностями к коммерческой деятельности или же хорошо работают в составе группы. Счастье в браке может быть небольшим или отдаленным на какой-то срок. Можно ожидать сильных сексуальных страстей или же, наоборот, полного их отвержения. Это энтузиасты, красивые собой, имеющие хорошее образование. Можно ожидать дружеских отношений со знаменитыми людьми, частых путешествий. (Том Хопке)

* * * * * * * * *

Венера в седьмом доме: В доме партнера Венера дает красивую невесту, и сам человек тоже имеет привлекательную внешность, поскольку Венера из 7-го дома аспектирует Лагну. Сам человек очень вежливый, культурный и эстет в разговоре и в поведении. У таких людей в приоритете крепкая счастливая семья. Они очень требовательны к своему партнеру. Многие авторы считают, что дает ранний брак. Хотя считается, у таких людей должен быть идеальный брак, часто мы видим противоположность. Если Венера повреждена аспектами Марса или Раху, человеку будет тяжело контролировать свой поток сексуальной энергии. Если находится под аспектом Сатурна, человеку будет сложно вступить в брак. Это люди, которые способны установить публичные связи, заключить договора и сделки, контракты. Хорошее положение для брачных агентов, юристов которые занимаются брачными договорами, бизнеса связанного с товарами для женщин. В целом, это очень хорошее место для брака, недвижимости и работы. Потому что недвижимость — это 4-й дом. 7-й дом = 4-й дом от 4-ого. Также 10-й дом = карьера, слава. 7-й дом = 10-й от 10-ого. (Махеш Дармадаса)

* * * * * * * * *

Венера (Шукра) в 7-м доме

Красота, привлекательность, хорошее образование, частые путешествия, богатство, проблемы в браке, множество внебрачных связей, успех в коммерции, особенно в партнерском бизнесе. (Индубала)

* * * * * * * * *

: романтик, страстный, привлекательная жена, без ума от путешествий и физических отношений, любит красивую жизнь и светские рауты. Положение Венеры в домах Упачхайя (3, 6, 10 или 11) или в 7-м доме говорит о том, что после женитьбы удача будет улыбаться человеку намного чаще, чем до брака. (Шри Говинд Сваруп Агарвал)

* * * * * * * * *

«Бхригу-сутра» 6.37-44


Если Венера располагается в 7-м доме, владелец гороскопа будет любить целовать губы женщины и будет очень сексуален. Будучи богатым, он станет увлекаться женщинами, не являющимися его женами. Он будет квалифицирован в своей работе, владеть средствами передвижения, иметь большую семью и нечестно вести себя с женщинами. Если Венера соединена с пагубной планетой или находится в знаке неблагоприятной планеты или в знаке ослабления, обладатель гороскопа потеряет свою жену, но женится во второй раз. Если с Венерой соединено много неблагоприятных планет, ему придется женится много раз вследствие последовательной потери своих жен. У владельца гороскопа не будет детей. Когда Венера соединена с благоприятной планетой или находится в собственном знаке или знаке экзальтации, следует ожидать большого богатства со стороны родственников жены. С помощью жены хозяин гороскопа станет очень влиятельным и будет окружен женщинами.

Комментарии:

Венера является калатра-каракой , показателем жены (партнера по браку) и сигнификатором 7-го дома.

Находясь в своем доме, согласно теории «Карака-бхава-нашая», Венера вызовет проблемы в браке и отсутствие семейного счастья. Преодолеть это сможет лишь благотворное влияние сильного Юпитера, если он расположен в 3-м, 1-м или 11-м домах, считая от лагны, или соединение Венеры с ним. «Карака-бхава-нашая » - одна из основополагающих теорий в ведической астрологии. Негативное влияние караки (сигнификатора) не учитывается ни в одной другой астрологической традиции. Наш практический опыт подтверждает истинность этой теории, еще раз демонстрируя преимущества джйотиши.

Гороскоп Принцессы Дианы Уэлльской — 1961-07-01 Сандрингем-Норфолк

Показательным в этом отношении является гороскоп Принцессы Дианы.

Обратите внимание на малавья-йогу . Согласно сутрам 43-44, обладатель гороскопа станет очень богат и влиятелен через своего партнера по браку и его родственников, а сутры 19-29 главы 2, описывающие положение Луны в 4-м доме, говорят, что владелец гороскопа будет коронован. Из 7-го дома Венера влияет на лагну, наделяя обладателя гороскопа привлекательностью, красотой, большой силой чувств и страстным темпераментом. 7-й дом указывает на партнера по бизнесу, поэтому присутствие благоприятной планеты в нем дает удачу в совместной деятельности. Как сигнификатор 4-го дома, Венера в кендре говорит о материальном благополучии, хорошем образовании и большой семье.

Другие мнения относительно Венеры в 7-м доме:

«Брихат-джатака» - человек, у которого Венера находится в 7-м доме гороскопа, будет иметь большую привязанность к сексуальным наслаждениям и способность вызывать ссоры среди людей.

«Пхаладипика» - у обладателя гороскопа будет хорошая жена, но, возможно, ему придется пережить ее раннюю смерть. Будучи богатым, он может «попасться на удочку» неблагочестивых женщин.

«Саравали» - красота, доброжелательность, счастье в семейной жизни, богатство и удача.

«Чаматкар-чинтамани» - хозяин гороскопа будет очень привлекательным и любящим наслаждения жизни. Его жена родит ему могущественного сына.

Примечание: Все древние тексты отмечают благоприятные характеристики расположения Венеры в 7-м доме.

«Бхригу-сутра» с комментариями Индубалы

* * * * * * * * *

«Джатака-Бхаранам» 17.67

Результаты положения Венеры (Шукры) в 7-м доме

В случае расположения Шукры в 7-й Бхаве человек обладает многими умениями, занимается упражнениями (отдыхом) в воде, счастлив и удовлетворён благодаря занятиям сексом со своей красивой женой и любит проституток.

«Венера-7» - автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера, была запущена с космодрома Байконур 17 августа 1970. 2 октября и 17 ноября были проведены две успешные коррекции орбиты станции. Эти коррекции проводились с ориентацией по Солнцу. Две попытки коррекции (27 и 30 сентября) с ориентацией на звезду Сириус, были неудачными. 15 декабря 1970 года, через 120 суток после старта, станция «Венера-7» достигла окрестностей планеты Венера.

Во время аэродинамического торможения скорость аппарата относительно планеты уменьшилась с 11,5 км/с до 200 м/с. При этом максимальные перегрузки достигали 350 g. Тормозной парашют спускаемого аппарата был введен в действие на высоте 55 км над поверхностью планеты. Внешнее давление на этой высоте составляло 0,7 атмосфер. 15 декабря 1970 года в 8 часов 34 минуты 10 секунд спускаемый аппарат станции «Венера-7» впервые в мире совершил посадку на поверхность Венеры в 2000 км от утреннего терминатора на ночной стороне. Информация со спускаемого аппарата поступала в течение 53 минут, в том числе - 20 минут с поверхности. Во время спуска были проведены замеры температуры атмосферы, которые менялись от 25 до 475°C на поверхности планеты.

При входе СА в атмосферу произошел отказ телеметрического коммутатора, в результате чего на Землю передавалась только температура окружающей среды в течение всего спуска в атмосфере и нахождения аппарата на поверхности. Одновременно проводились радиоизмерения доплеровского изменения сигнала, принимаемого на Земле от спускаемого аппарата. Именно эти измерения позволили вычислить пройденный путь, «привязать» значения температуры к определенной высоте и зафиксировать момент касания поверхности Венеры. Они же позволили зафиксировать скачок по скорости снижения в середине спуска с 14 до 26 м/с, а затем и скорость в момент касания поверхности (16 м/с), превышающую расчетную. Вероятной причиной этого могло быть самопроизвольное срабатывание пирочеки, вызванное статическим электричеством, и отстрел парашютных стренг.

Спускаемый аппарат новой конструкции был создан и вошел в состав станции "Венера-7"


Постоянные измерения соотношения сигнал/шум принимаемого на Земле сигнала позволили зафиксировать уменьшение в момент посадки уровня сигнала почти в 30 раз. Это могло означать влияние ветра на спускаемый аппарат во время посадки или его опрокидывание. Основная задача полёта, мягкая посадка на поверхность Венеры, была выполнена. Однако не все запланированные измерения были проведены. По результатам измерений, проведённых на спускаемом аппарате станции «Венера-7», были рассчитаны значения давления и температуры на поверхности планеты Венера, они составили 90±15 атмосфер и 475±20°C.

Интересные факты.

Как обычно, планировался одновременный полёт двух аналогичных по конструкции АМС к Венере. Запуск второй станции был осуществлен через пять суток после «Венеры-7» - 22 августа 1970 года в 8 часов 6 минут 8 секунд (московское время). Первые три ступени ракеты-носителя отработали в штатном режиме, и АМС была выведена на околоземную орбиту. Однако при попытке перевести станцию на орбиту полёта к планете Венера, произошёл взрыв в двигателе разгонного блока. АМС не вышла на межпланетную орбиту и осталась на околоземной орбите. В то время в Советском Союзе было не принято сообщать о неудачных космических запусках. Поэтому оставшаяся на околоземной орбите АМС была названа - «Космос-359».

Технические данные.

Дата старта: 17 августа 1970 года 8 часов 38 минут 21,745 секунд московского времени.
Ракета-носитель: «Молния-М» с разгонным блоком НВЛ.
Масса КА: 1180 кг.
Масса спускаемого аппарата: 500 кг.

Автоматическая межпланетная станция (АМС) «Венера-7» была создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина. В конструкции АМС «Венера-7» были учтены данные, полученные предшествующими станциями «Венера-4», «Венера-5» и «Венера-6». Из расчётов, сделанных на основе данных, полученных во время предыдущих экспедиций, предполагалось, что на поверхности планеты Венера давление может достигать значения 100 атмосфер, температура - 500°C и скорость ветра у поверхности - 1,5 м/с. Чтобы выдержать такое давление, корпус спускаемого аппарата изготовили не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как у предыдущих «Венер», а из титана, и был способен выдержать давление до 180 атмосфер. Тепловая изоляция нижней полусферы СА была выполнена из стеклопласта, а верхней полусферы - из стекловаты, которая заполняла ячейки стеклосот. Для уменьшения перегрузок, воздействующих на аппаратуру при соприкосновении аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационное устройство.

Высокое атмосферное давление позволило заменить двухкаскадную парашютную систему на однокаскадную с рифленым парашютом конусной формы площадью 2,8 м². Это чуть больше, чем площадь купола тормозного парашюта на «Венере-4», а основной парашют на «Венере-4» имел площадь в 20 раз больше. Парашют был изготовлен из стеклонитронa. Для обеспечения достаточной прочности купол парашюта изготавливался из 4 слоев ткани. После выгорания нитрона обеспечивалась воздухопроницаемость купола, гарантирующая его надежное функционирование. Соответственно была изменена и автоматика ввода парашютной системы.

Полностью был изменен состав научной аппаратуры. Кроме того, для измерения высот в диапазоне 25-1 км был установлен новый радиовысотомер. В связи с изменением состава научной аппаратуры в спускаемом аппарате и циклограммы её функционирования потребовалось увеличить и емкость аккумуляторной батареи. Вместо кадмий-никелевой была установлена свинцово-цинковая батарея. За 15 суток до подлета к Венере по команде с Земли производился ее заряд от солнечных батарей.

В связи с увеличением почти на 100 кг массы спускаемого аппарата по сравнению со спускаемыми аппаратами «Венеры-5,6» пришлось максимально облегчить орбитальный отсек. С него была снята вся научная аппаратура за исключением счетчика космических частиц КС 18 4М. Но даже после этого масса всего аппарата (1180 кг) оказалась на 50 кг больше массы «Венеры-5,6», а значит, превышала возможности носителя «Молния-М». Грузоподъемность носителя удалось увеличить доработкой баков разгонного блока (он получил обозначение НВЛ), что дало возможность добавить 140 кг топлива.

Состав научной аппаратуры.

Орбитальный аппарат:

Прибор КС-18-4М для изучения потоков космических частиц;

Спускаемый аппарат:

Гамма-спектрометр ГС-4 для определения типа поверхностных пород планеты;
- комплект ИТД для определения температуры и давления атмосферы;
- прибор ДОУ-1М для измерения максимального ускорения на участке торможения СА.

Сегодня исполняется 45 лет с момента запуска «Венеры-7» - первого аппарата, сумевшего совершить посадку на Венеру. Вообще, из истории попыток добраться до поверхности ближайшей к Земле планеты можно было бы снять мини-сериал с элементами триллера и драмы.

На момент начала космической эры о Венере было известно очень мало - в фантастике тех лет Венера обычно представляла собой эдакую молодую версию Земли, с джунглями, болотами, туземцами и т.п. Да что там фантастика, если тот факт, что Венера вращается в направлении, противоположном направлению вращения остальных планет Солнечной системы, был обнаружен лишь в 1964 году.

Как видите, Джордж Мартин тоже скучает по старой Венере из ретро-фантастики


Конечно, первые радарные наблюдения Венеры, а также данные собранные ранними пролетными миссий весьма сильно остудили тех, кто надеялся найти на Венере жизнь. Наблюдения показали, что атмосфера планеты разогрета до весьма большой температуры. Однако даже тогда никто не знал, каково именно давление и температура на поверхности Венеры и что вообще там происходит. Сложно в это поверить, но даже в 1967 году была опубликована статья, авторы которой на основании имевшихся данных на полном серьезе утверждали, что Венера находилась в стадии ледникового периода.


«Венера-4»

И вот, в октябре 1967 года, после целого ряда неудачных миссий, станция получившая обозначение «Венера-4» наконец попыталась добраться до поверхности Венеры. Исходя из имевшихся на тот момент данных ученые разработали модель, согласно которой давление у поверхности Венеры составляло 10 земных атмосфер, температура - 270 °C, а атмосфера на 80% - 85% состояла из азота. Потому спускаемый аппарат «Венеры-4» построили с запасом прочности, позволяющим выдерживать до 20 атмосфер.

Спускаемый аппарат «Венера-4»


Парашют «Венеры-4» раскрылся, когда датчик давления показал 0.6 земных атмосферы, после чего аппарат передавал данные 93 минуты. Последняя полученная от него информация говорила о том, что температура составляла 271°C, а давление 18.5 атмосфер, что достаточно хорошо укладывалось в модель. При этом, радиовысотомер аппарата передал значение высоты раскрытия парашюта в 26 километров - так что первое время считалось, что «Венера-4» успешно приземлилась.


Данные о температуре переданные «Венерой-4»


Однако после перепроверки данных и их анализа выяснилось, что раскрытие парашюта состоялось намного выше, на высоте более 60 километров и «Венере-4» не удалось достичь поверхности. Батарея зонда была рассчитана на 100 минут работы, так что когда она разрядилась, связь с аппаратом была потеряна. Впрочем, даже если бы у него были более мощные аккумуляторы, это бы не помогло, ибо аппарат вскоре был бы раздавлен давлением, на которое он просто не был рассчитан. Еще одним большим сюрпризом стало то, что приборы «Венеры-4» показали что атмосфера планеты на 95% состояла из СО2. К примеру, Карл Саган узнав об этом, некоторое время не мог поверить данным, считая что приборы «Венеры-4» дали какой-то сбой.


Следующая серия венерианских приключения началась в мае 1969 года, когда с разницей в один день на Венеру были сброшены спускаемые аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6». Они были весьма похожи на тот, что использовался на «Венере-4» и рассчитаны на 25 атмосфер и температуру в 290°C. Основным отличием от предшественника была в два раза меньшая площадь парашютов, что обеспечивало более быстрый спуск. К этому моменту инженеры уже понимали, что ни тот ни другой аппарат не достигнут поверхности - после нескольких совместных конференций советский и американских ученых, на которых стороны обменялись собранными данными, была выработана новая модель, согласно которой давление у поверхности Венеры составляло 75 атмосфер, а температура в 425°C. Однако к этому моменту конструкцию «Венеры-5» и «Венеры-6» уже поздно было менять. В итоге спускаемые аппараты передавали информацию около 50 минут. На высоте чуть менее 20 километров, когда давление достигло 27 атмосфер, а температура превысила 320°C, связь с ними прекратилась.

И вот, 17 августа 1970 года состоялся запуск «Венеры-7». Пятью днями позже состоялся запуск второй станции, но из-за взрыва разгонного блока она осталась на земной орбите, так что «Венера-7» отправилась к цели в одиночестве. К этому моменту инженеры миссии уже перестали верить моделям атмосферы, которые им предоставляли ученые, и потому решили основательно подойти к постройке. Корпус «Венеры-7» был сделан из титана и мог выдержать давление в 150 атмосфер и температуру 540°C. Из-за этого вес спускаемого аппарата вырос на 100 килограмм, из-за чего конструкцию разгонного блока пришлось изменить, а с орбитального модуля и спускаемого аппарата пришлось снять почти все научные приборы, чтобы как-то компенсировать возросшую массу.

15 декабря 1970 года спускаемый аппарат «Венеры-7» приступил к снижению. Из-за отказа телеметрического коммутатора, во время спуска на Землю передавалась лишь информация о температуре атмосферы - позже, на основе ее анализа, а также измерений доплеровского сдвига сигнала удалось вычислить скорость снижения аппарата, а также примерное атмосферное давление.


Телеметрия «Венеры-7»


Спуск продолжался 35 минут. На 13-й минуте скорость снижения уменьшилась, а через 6 минут наоборот резко выросла и продолжала увеличиваться в течении нескольких минут - возможно это случилось из-за самопроизвольного срабатывания пиропатронов и отстрела парашюта, или же его разрыва. Аппарат ударился о поверхность со скоростью 17 метров в секунду. Кто-то может удивиться, почему, если остаток пути аппарат по всей видимости падал без парашюта, то его скорость была такой маленькой. Дело в том, что плотность атмосферы Венеры у поверхности всего в 14 раз меньше плотности воды - так что и скорость свободного падения там намного меньше. В 1978 году американский аппарат «Пионер-Венера 2» сбросил в атмосферу Венеры три небольших исследовательских зонда, ни одни из которых не имел парашютов. Тем не менее один зонд сумел выдержать спуск и удар о поверхность и передавал информацию с Венеры еще в течение часа после посадки.

Возвращаясь к «Венере-7». Изначально считалось, что когда аппарат ударился о поверхность, он разбился - однако последующий анализ телеметрии показал что в течении 20 минут он еще продолжал передавать сигнал, мощность которого составляла 3% от начальной. По всей видимости, в момент контакта с поверхностью, «Венера-7» завалилась на бок. Согласно переданным с поверхности данным, температура в месте посадки составляла 457° C - 474° C. На основании проведенных позже расчетов величина давления была определена в 90 ±15 атмосфер. Также благодаря тому, что капсула выдержала удар о поверхности, было вычислено, что прочность венерианского грунта на сжатие в месте посадки соответствовала вулканическому туфу. Так что, пускай посадка прошла и не совсем по плану, но свою основную задачу «Венера-7» выполнил, став первым в истории рукотворным объектом достигшим поверхности Венеры.

В 1972 году успешную мягкую посадку совершил спускаемый аппарат «Венеры-8», уточнивший характеристики атмосферы планеты, а также собравший первые данные о характере пород ее поверхности. В 1975 году «Венера-9» и «Венера-10» провели первые в истории съемки поверхности Венеры. Но это уже другая история.

), предназначенная для исследования Венеры ; создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина . Первый аппарат, осуществивший передачу данных после мягкой посадки на поверхность Венеры. «Венера-7» была запущена с космодрома Байконур 17 августа 1970 года .

Цель запуска

Целью запуска автоматической станции «Венера-7» была доставка спускаемого аппарата (СА) на поверхность планеты Венера . Это была бы первая посадка работоспособного космического аппарата на другой планете (АМС Венера-4/6 также были задуманы осуществить мягкую посадку на поверхность Венеры, но они были рассчитаны на давление 20 атмосфер, поэтому были раздавлены на высоте около 25 км).

Как обычно, планировался одновременный полёт двух аналогичных по конструкции АМС к Венере. Запуск второй станции был осуществлен через пять суток после «Венеры-7» - 22 августа 1970 года в 8 часов 6 минут 8 секунд (московское время). Первые три ступени ракеты-носителя отработали в штатном режиме, и АМС была выведена на околоземную орбиту . Однако, при попытке перевести станцию на траекторию полёта к Венере, произошёл взрыв в двигателе разгонного блока. АМС не вышла на перелётную траекторию и осталась на околоземной орбите. В то время в Советском Союзе было не принято сообщать о неудачных космических запусках. Поэтому оставшаяся на околоземной орбите АМС была названа - «Космос-359 ».

Конструкция

В конструкции АМС «Венера-7» были учтены данные, полученные предшествующими станциями «Венера-4 », «Венера-5 » и «Венера-6 ». Из расчётов, сделанных на основе данных, полученных во время предыдущих экспедиций, предполагалось, что на поверхности планеты давление может достигать значения 100 атмосфер , температура - 500 °C и скорость ветра у поверхности - 1,5 м/с. Чтобы выдержать такое давление, корпус спускаемого аппарата изготовили не из алюминиево-магниевого сплава АМГ 6, как у предыдущих «Венер», а из титана , благодаря чему он был способен выдержать давление до 180 атмосфер. Тепловая изоляция нижней полусферы СА была выполнена из стеклопласта , а верхней полусферы - из стекловаты , которая заполняла ячейки стеклосот. Для уменьшения перегрузок, воздействующих на аппаратуру при соприкосновении аппарата с поверхностью планеты, было установлено амортизационное устройство.

Высокое атмосферное давление позволило заменить двухкаскадную парашютную систему на однокаскадную с рифленым парашютом конусной формы площадью 2,8 м² (это чуть больше, чем площадь купола тормозного парашюта на «Венере-4», а основной парашют на «Венере-4» имел площадь в 20 раз больше). Парашют был изготовлен из стеклонитронa . Для обеспечения достаточной прочности купол парашюта изготавливался из 4 слоев ткани. После выгорания нитрона обеспечивалась воздухопроницаемость купола, гарантирующая его надежное функционирование. Соответственно была изменена и автоматика ввода парашютной системы.

Полностью был изменен состав научной аппаратуры. Кроме того, для измерения высот в диапазоне 25-1 км был установлен новый радиовысотомер . В связи с изменением состава научной аппаратуры в спускаемом аппарате и циклограммы её функционирования потребовалось увеличить и ёмкость аккумуляторной батареи . Вместо никель-кадмиевой была установлена свинцово-цинковая батарея . За 15 суток до подлета к Венере по команде с Земли производился её заряд от солнечных батарей .

В связи с увеличением почти на 100 кг массы спускаемого аппарата по сравнению со спускаемыми аппаратами «Венеры-5,6» пришлось максимально облегчить орбитальный отсек. С него была снята вся научная аппаратура за исключением счетчика космических частиц КС 18 4М .

Но даже после этого масса всего аппарата (1180 кг) оказалась на 50 кг больше массы «Венеры-5,6», а значит, превышала возможности носителя «Молния-М» . Грузоподъемность носителя удалось увеличить доработкой баков разгонного блока (он получил обозначение НВЛ), что дало возможность добавить 140 кг топлива.

  • Масса КА: 1180 кг
  • Масса спускаемого аппарата: 500 кг
  • Ракета-носитель: «Молния-М » с разгонным блоком НВЛ

Состав научной аппаратуры

Орбитальный аппарат

  • прибор КС-18-4М для изучения потоков космических частиц

Спускаемый аппарат

  • гамма-спектрометр ГС-4 для определения типа поверхностных пород планеты
  • комплект ИТД для определения температуры и давления атмосферы
  • прибор ДОУ-1М для измерения максимального ускорения на участке торможения СА

Полёт

2 октября и 17 ноября были проведены две успешные коррекции орбиты станции. Эти коррекции проводились с ориентацией по Солнцу . Две попытки коррекции (27 и 30 сентября) с ориентацией на звезду Сириус , были неудачными.

Тормозной парашют спускаемого аппарата был введен в действие на высоте 55 км над поверхностью планеты. Внешнее давление на этой высоте составляло 0,7 атмосфер. 15 декабря 1970 года в 8 часов 34 минуты 10 секунд спускаемый аппарат станции «Венера-7» впервые в истории совершил посадку на поверхность Венеры в 2000 км от утреннего терминатора на ночной стороне, в точке с координатами 5° ю. ш. 351° в. д.  /  5° ю. ш. 351° в. д.  / -5; 351 (Я) .

Информация со спускаемого аппарата поступала в течение 53 минут, в том числе - 20 минут с поверхности. Во время спуска были проведены замеры температуры атмосферы, которые менялись от 25 до 475 °C на поверхности планеты.

При входе СА в атмосферу произошёл отказ телеметрического коммутатора , в результате чего на Землю передавалась только температура окружающей среды в течение всего спуска в атмосфере и нахождения аппарата на поверхности.

Одновременно проводились радиоизмерения доплеровского изменения сигнала, принимаемого на Земле от спускаемого аппарата. Именно эти измерения позволили вычислить пройденный путь, «привязать» значения температуры к определенной высоте и зафиксировать момент касания поверхности Венеры. Они же позволили зафиксировать скачок по скорости снижения в середине спуска с 14 до 26 м/с, а затем и скорость в момент касания поверхности (16 м/с), превышающую расчетную. Вероятной причиной этого могло быть самопроизвольное срабатывание пирочеки , вызванное статическим электричеством , и отстрел парашютных стренг.

Отрывок, характеризующий Венера-7

– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.