Конспект театрализованного занятия по художественной литературе в средней группе по сказке «теремок». Нод в средней группе "чтение художественной литературы"

Дата публикации: 20.04.16

Программное содержание:

Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Воспитывать у детей интерес к занятиям и желание заниматься.

Интеграция образовательных областей.

К- развивать умение определять место звука [Ж] в слове и соотносить его с буквенным изображением.

С- Развивать у детей умение выражать свои эмоции в речевой разминке

«Хнык» (неприязнь, неудовольствие) при произнесении стихотворного текста.

Оборудование: интерактивная доска: игра «Давайте познакомимся», «Угадай загадку», «Где живет звук?», «Хнык»игрушки: мышка, белка, заяц, волк.

Картинки для ковролина: зайчик, жук, рак.

Методические приемы:

На интерактивной доске появляется девочка Анжела.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжела. А как зовут Вас?

Проводится игра « Давайте познакомимся».

Какие красивые у вас имена. Очень приятно с вами познакомиться. Ребята, давайте с вами поиграем. У меня есть сундучок, но он непростой, а волшебный. В нем живут интересные предметы. А, чтобы узнать, что там лежит, вам нужно отгадать загадки. Вы знаете, что такое загадки?

Ответы детей.

Загадка- это короткое, но точное описание какого-то предмета. Я хочу вам рассказать об одном предмете, который лежит в волшебном сундучке:

Маленький рост

Длинный хвост

Серенькая шубка

Острые зубки. (Ответы детей.)

На интерактивной доске появляется изображение мышки.

Воспитатель:

Это мышка. Что есть у мышки? О чем говорилось в загадке? Ответы детей: маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

На интерактивной доске появляется изображение Анжелы и детям загадывается следующая загадка.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Ответы детей)

На интерактивной доске появляется изображение белки.

Воспитатель спрашивает у детей:

А как вы догадались, что это белка? Что говорится о ней в загадке?

Где она живет? В какой шубке она ходит? Что грызет?

На интерактивной доске появляется изображение Анжелы и загадывается следующая загадка.

Что за зверь лесной:

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы-

Уши больше головы. (Ответы детей)

На интерактивной доске появляется изображение зайца.

Воспитатель:

Правильно, это заяц. А что есть у зайчика? О чем вы услышали в загадке? Ответы детей.

Молодцы! Давайте вспомним, что такое «загадка»? Загадка- это маленький рассказ, в котором предмет не называется, а говорится о том какой он, то есть описывается этот предмет. Давайте мы с вами попробуем придумать и составить свои загадки.

Воспитатель показывает предметы и строит предложения так, чтобы в нем было сравнение, например:

Зайчик пушистый, как что? (как комочек пуха, как шубка, как кошка).

Жук жужжит (как пчела, как моторчик).

Птичка летает (как вертолет, как бабочка).

У черепахи домик твердый (как камень).

Воспитатель: Жу-жу, жу-жу

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

И звук «Ж» все твержу.

Кто это? (ответы детей). Что за песенку поет жук? Дети: ж-ж-ж-ж-ж. На интерактивной доске появляется изображение жука.

Воспитатель вместе с детьми определяют, где живет этот звук и показывают его на схеме.

На интерактивной доске появляется изображение Анжелы.

Ребята, у меня есть подружка, которая всегда плачет и ее прозвали-ревушка, капризуля, плакса.

Воспитатель:

А я, ребята знаю, почему она всегда плачет. У нее в глазах поселился маленький вредный человечек, которого зовут «Хнык».

На интерактивной доске появляется «Хнык».

Давайте мы поможем подружке Анжелы изгнать этого человечка из детских глазок.

Хнык, Хнык, Хнык.

Как ты в глазки к нам проник?

Вредный, вредный и плаксивый,

Уходи отсюда живо!

Дети плакать не привыкли,

Уходи отсюда, Хнык!

На интерактивной доске появляется Анжела.

Спасибо вам, ребята! Теперь моя подружка - ревушка, плакать никогда не будет. Спасибо вам. Досвидания.

Воспитатель:

Ребята, что же интересного и нового вы узнали? Чему научились? В какие игры мы с вами играли? Кто нам сегодня помогал? (ответы детей).

Теперь мы с вами можем сами придумывать загадки и загадывать их своим друзьям.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина»

Программное содержание:

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Словарь: иллюстрация.
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)

У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,
а зýбищи - я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!

(Ответы детей)

Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.

Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал.
(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел.
(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек!
(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»

(по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: - Во!

Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!

Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.

Я, Бузулукова Валентина Леонидовна, работаю в МАДОУ «ДС КВ №16» г.Усинска с 1986 года.

Имею высшее дошкольное педагогическое образование. Стаж педагогической работы 28 лет.

Увлекаюсь чтением художественной и педагогической специальной литературы. Люблю путешествовать. Живу по принципу: «Дорогу осилит идущий» .

Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам конспект занятий по художественной литературе в средней и подготовительной группах. Подготовила материал педагог высшей квалификационной категории Бузулукова Валентина Леонидовна.

Программное содержание:

  • Учитьдетей понимать образное содержание сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки с помощью мнемодорожки. Замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.
  • Развивать мышление, творческое воображение, речь детей.
  • Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

Ход занятия:

1. Беседа. Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. А это что такое? Это письмо. От кого же это письмо? От волшебницы зимы. А тут что- то есть. Смотрите, листочки. А что мы с ними будем делать, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы. Дети, а какое сейчас время года? Зима. Чем зима отличается от других времен года? Зимой есть снег. Какой бывает снег? Белый, пушистый, холодный, мокрый. Какие бывают снежинки? Легкие, пушистые, узорные, маленькие. Дети, а Вам нравится зима? Да, нравится. А скажите мне, что хорошо, когда на улице зима? Что плохо, когда на улице зима? А знаете ли вы сказки о зимнем времени года? Назовите их. (Зимовье, Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурочка, Снежная Королева, Зимняя сказка) .

Посмотрите на эту картинку, к какой она сказке: «Зимняя сказка» . Где был медвежонок? Он сидел на пеньке, на опушке леса. Считал снежинки, ел их. Они ему очень нравились. Сколько снежинок он съел? 300. Это много или мало? (Много) . Когда они подлетали к медвежонку, что делали? Привставали на цыпочки. Что говорили? «Здравствуй, медвежонок» . Что он отвечал? «Очень приятно» . Почему они были заколдованные? Они не таяли у него в животе и оставались такими же пушистыми. Они с ним разговаривали. Что же с ним случилось? Он съел много снега и заболел. Кто ухаживал за Медвежонком? Ежик. Он лечил Медвежонка. Давал ему пить еловый отвар, прикладывал к животу травки.. Почему ежик ухаживал за Медвежонком? Он был добрый. И еще почему? Медвежонок был его другом. А если бы ежик не помог Медвежонку, чтобы с ним было? А мог ли медвежонку помочь кто-то другой? (составление мнемодорожки) .

Кем Медвежонок себя представлял, когда болел? Снежинкой. Давайте и мы превратимся в снежинок, и полетаем.

2. «Физминутка» под музыку.

3. А теперь давайте поиграем в сказку. Драматизация отрывка из сказки. О какой сказке мы сегодня говорили?: «Зимняя сказка» Козлова.

А как вы думаете, нужно ли помогать своим близким, друзьям или просто людям, которые попали в беду?

4. А теперь возьмите листочки, которые прислала Вам Волшебница – зима, и раскрасьте того героя, который Вам больше понравился. Покажите свои рисунки нашим гостям.

5. Итог занятия.

Дети, какое занятие сегодня было? Ознакомление с художественной литературой. Что мы делали на занятии? Говорили о зиме. Играли в игру «хорошо-плохо» , называли сказки о зиме, беседовали по сказке «Зимняя сказка» вам понравилось занятие? – Да. На этом наше занятие заканчивается.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

Тема:

Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» .

Придумывание сказки «Снежок и березка» .

Программное содержание:

  • Учить детей запоминать стихотворение и выразительно читать его наизусть. Интонацией передавать нежность, любование картиной зимней природы.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
  • Учить придумывать сказку на тему «Снежок и березка» .

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к стихотворению, наблюдение на улице зимних пейзажей, рассматривание иллюстраций о зиме.

Ход занятия:

1. Дети, сегодня у нас будет занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы будем заучивать стихотворение С. Есенина «Береза» , придумывать сказку «Снежок и березка» .

Посмотрите, кто к нам пришел? Да, правильно – это лесные звери и птицы. Осенью они собираются пойти в лесную школу. А как готовиться к школе они не знают, не умеют. Как заучивать стихотворение, придумывать сказки, в какие игры играть, какие задания выполнять? И просят нас им в этом помочь. Поможем лесным читателям подготовиться к школе? Да, поможем.

Дети, какое сейчас время года? – Правильно – зима. Какие зимние месяцы вы знаете?

Какая погода бывает зимой? Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, каким тогда кажется снег? А деревья? Им холодно и неуютно зимой. А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о снеге? А какие деревья?

2. Физминутка:

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь.

Станем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Дети показывают эти действия.

О красоте зимней природы написано много стихотворений.

3. Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза» .

Выразительное чтение стихотворения.

Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

Как же вы догадались, что очень любит?

А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро, бахрома) .

В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки
В золотом огне
Что значит горят?
Выразительное чтение стихотворения еще раз.

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

4. Чтение стихотворения детьми.

Обращаю внимание детей на иллюстрации о зиме. Рассматриваем иллюстрации, определяем, какой из этих пейзажей подошел бы к стихотворению «Береза» .

Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете.

5. Дети рисуют.

А сейчас мы с вами будем придумывать сказку на тему: «Снежок и березка» . В сказке все может быть: деревья могут говорить и дружить со снегом. Постараюсь, чтобы ваша сказка получилась небольшой интересной и законченной.

Как-то снег, пролетая мимо березки, увидел, что березка стоит грустная и печальная. И он решил узнать, в чем дело. Березка рассказала ему о том, как ей становиться холодно в самые сильные морозы и вьюги, и одиноко без своих подруг березок. Снежок решил ей помочь, он позвал своих подруг – снежинок, и они укутали ее своим теплым снегом. А чтобы ей не было так грустно, и одиноко позвали к ней в гости других березок.

Жила-была на лесной полянке березка. Все время она была одна, и решила березка поискать себе друзей. Думала она, думала, с кем бы ей подружиться. Однажды пошел снег, и вокруг нее стали кружиться снежинки. Они как будто танцевали вокруг нее. Березка заговорила со снежинками. И с тех пор березка и снежинки друзья.

Дети, что мы делали сегодня на занятии?

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная

викторина»

Программное содержание:

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Словарь: иллюстрация.
Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)

У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
(Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,
а зýбищи - я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!

(Ответы детей)

Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.

Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал.
(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел.
(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек!
(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»

(по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: - Во!

Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!

Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.

Конспек итогового занятия

по художественной литературе

Тема: «Много разных сказок, знаем мы ».

Средняя группа «Светлячок».

Воспитатель: Кузьмина М.В.

с.Самарское 2011г.

Цель:

1. Учить узнавать сказку по заданию.

2.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

3. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

4. Развивать умение действовать согласованно.

5. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству..

Оборудование:

Мягкая игрушка котенка, скалка, искусственная елка, снежинки, столы, стульчики.

Ход занятия: Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришел маленький котенок.

Он очень любит рассказывать сказки, и ему очень интересно, знаете ли вы ребята сказки, стихотворения?

Дети. Да. Знаем.

Воспитатель. Давайте порадуем нашего гостя и расскажем стихотворение, в котором идет речь, про кота.

Дети: рассказывают стихотворение : «Как у нашего кота».

Воспитатель: молодцы ребята

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Воспитатель. Ребята мы с вами читали книгу «Золотые сказки».

Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил народ.

Воспитатель: Верно. Приглашаю вас в путешествие по народным сказкам.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

За руки нам взяться нужно, только вместе, только дружно.

Мы на месте покружились, в сказке чудной очутились.

(Дети имитируют движения)

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это?

Дети: Скалочка.

Воспитатель: Ребята, а в какой сказке идет речь про скалочку.

Дети: Лисичка – со скалочкой.

Воспитатель: Что в этой сказке случилось.

(Ответы детей)

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славно семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы говорите отгадки

Маленькая, серенькая, а хвостик, как шило. (Мышка)

Летом серый, а зимой белый. (Заяц)

У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Воспитатель : Ребята, скажите, эти все животные в какой сказке все встретились?

Дети: «Рукавичка».

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте вспомним эту сказку.

(Дети по очереди рассказывают сказку. Один начинает, второй продолжает и т.д.)

Воспитатель. Ребята давайте мы с вами расскажем еще один стих.

«Как на горке снег, снег». Кто написал это стихотворение?

Дети : Токмакова.

(Дети рассказывают стихотворение).

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите и у нас есть елочка, а под елочкой шкатулка. Интересно, что там.

(Дети открывают шкатулку, достают снежинки.)

Воспитатель: Давайте украсим нашу елочку снежинками.

(Дети украшают елочку снежинками).

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Давайте попрощаемся с нашим гостем, ему очень понравилось, как вы рассказывали сказки. И он вам приготовил угощения.

(Дети прощаются, воспитатель раздает угощения).