Интеллектуальные конкурсы по русскому языку в школе. Конкурс "интеллектуальная игра по русскому языку". Этап. « Угадай фразеологизм » «Что это?»

Цели: формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка, творческую деятельность; воспитывать стремление к приобретению знаний; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; проверить теоретические знания и практические умения.

Правила: участвуют две команды по шесть человек. Даётся время на обдумывание вопросов- 1-3 минуты. Кто быстрее ответит, получает 1 балл.

Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд.

Вопрос №1

В языке индейцев таманаки есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как палец на ноге , а второе – как палец на другой ноге . Что означают эти выражения? (Числа 11 и 16)

Вопрос №2

В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)

Вопрос №3

Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить . Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? (Калека)

Вопрос №4

Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)

Вопрос №5

Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол. (Платить)

Вопрос №6

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)

Вопрос №7

У североамериканского племени шеллуков есть выражение «пусть змея проползет по твоей спине». Как ни странно, это означает «желаю успеха» . А в чем же заключается успех? (Успех в том, что змея проползет по спине и не укусит)

Вопрос №8

Вторая часть этой русской пословицы звучит так: «… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть. (Старый конь борозды не портит…)

Вопрос №9

Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение? (Диалог)

Вопрос №10

Словарь молодежного сленга приводит четыре значения этого слова, а поисковая система Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (на CD-ROM) дала информацию, что это слово в разных падежах встречается в девяти статьях. Из них восемь посвящены разным архитектурным терминам, а одна – русскому писателю XIX века. Какому? (Это слово – облом. Поисковая система нашла это слово в форме родительного падежа множественного числа в статье «Гончаров»)

Вопрос №11

«Народ нынче хуже прошлогоднего: вечером придешь, утром уйдешь – скажут, что ночевал. Недавно умер, а уж не живой. Не украл, а без спроса взял». То, что вы сейчас слышали, не бред сумасшедшего, а одна из разновидностей русских пословиц – абсурдистская. Закончите, пожалуйста, еще одну из таких пословиц: «Один у Мирона сын, да и тот…» (…Мироныч)

Вопрос №12

Однажды, еще в советские времена, бывшего первого секретаря Липецкого обкома комсомола назначили на должность секретаря посольства в Англии. Однако после первого же посещения Букингемского дворца он был срочно отозван на родину, поскольку беседу с английской королевой он начал с совершенно неприличного в этой ситуации вопроса. Воспроизведите этот вопрос по-русски или по-английски. (Вы говорите по-английски?)

Вопрос №13

В XIV веке татары разграбили и сожгли суздальскую деревню Родогость . Позднее на пепелище возник новый населенный пункт с новым названием. Новое родовое прозвище получили и владельцы бывшей Родогости . Это прозвище стало позже одной из самых знаменитых фамилий в российской истории. Назовите эту фамилию. (Пожарский)

Вопрос №14

Какой тип имен собственных называется термином «зооним» ? Оформите свой ответ в виде статьи для словаря лингвистических терминов. Приведите примеры из произведений русской литературы.

(Зооним (от греч. Zonn «животное» + опута – «имя») – имя собственное, представляющее собой кличку животного.)

(Карагез – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Муму – «Муму» И.С.Тургенева, Кусака – «Кусака» Л.А.Андреева и другие.)

Вопрос №15

Какую смысловую особенность имеют данные словосочетания? Почему стали возможными подобные сочетания слов?

Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.

(В каждом словосочетании значение определения противоречит первоначальному значению определяемого слова: Новгород – новый город, бельё – белое, некрашеноеполотно, чернила – от глагола чернеть – «делать черным». Такие словосочетания стали возможными в связи с утратой исторического значения имен существительных.)

Вопрос №16

Укажите правильную грамматическую норму: не помнят (имя) (имени); сколько (время) (времени); скажи (более точно) (более точнее); (по окончанию) (по окончании) работы; более (восемьсот шестьдесят семь) (восьмисот шестидесяти семи). (Имени; времени; более точно; по окончании; восьмисот шестидесяти семи)

Вопрос №17

Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.

Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

(Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл)

Вопрос №18

Из букв двух слов составьте новое слово, имеющее отношение к письменным принадлежностям.

Иней + Лак

Тон + Блок

Треть + Ад

(1 – линейка; 2- блокнот; 3 – тетрадь)

Вопрос №19.

Найдите нужные слова в пропорциях: рысь / кошка = ? / собака; дождь / снег = осень / ?;провода / электричество = ? / кровь.

(Рысь / кошка = волк / собака; дождь / снег = осень / зима; провода / электричество = сосуды / кровь)

Вопрос №20

Архаизмы «лепота», «лобызать», «десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка. (Лепота – красота; лобызать – целовать; десница – правая рука; выя – шея)

Вопрос №21

Расположите порядковые номера приведенных ниже текстовых единиц в порядке возрастания их объёма.

1)Глава; 2) параграф; 3)абзац.

(1 – абзац; 2- параграф; 3 – глава)

(Абзац - текст между двумя отступами в начале строки.

Параграф – подразделение текста внутри главы, раздела.

Глава – раздел книги, статьи.)

Вопрос №22

Как бы называлась басня И.А.Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6? (3 – трио; 5 – квинтет; 6 – секстет)

Вопрос №23

Сколько корневых групп в словах: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.

(Три группы. I группа: горе, горюшко, горевать; II группа: гореть, пригореть, выгореть; III группа: пригорок, горный, гористый, горец)

Вопрос №24.

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Искать сыскать сыск … сыщица.

(Сыщик)

Вопрос №25.

Первое – часть суши, окруженная водой.

Второе – предлог.

Третье – приспособление для игры в бильярд.

Все вместе – русский драматург. (Островский)

Первое найдешь в радуге.

Второе – союз.

Третье – первая женщина.

Целое – русская поэтесса. (Цветаева)

Итоги игры. (Отметить команду-победителя.)

Средняя школа №5

Интеллектуальная игра «Знаток русского языка » (6-8 классы )

Подготовили: учителя русского языка и литературы

Азнибакиева М.Т., Молотова Г.К.


Интеллектуальная игра «Занимательная грамматика » по русскому языку

(6-8 класс ы )

Цели урока :

1) Совершенствование и закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся\и развитие лингвистических способностей.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5-8 классов ; учащиеся деля тся на 2 команды, состав команды – 7 -8 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: высказывания о русском языке, слайды, проектор ,волшебный квадрат (рисунок квадрата на доске), задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

Девиз конкурса : «Выучи русский язык!»

Ход мероприятия

І. Учись,и знание придет

Никто не сможет помочь,коль ты,

Чуть вспыхнув,погас

Учись не день и не час,

и будешь знаньем богат,

а знание –истинный клад!

Ведущий. В школе продолжается неделя языков.! Дорогие друзья добро пожаловать в Страну Русского языка и литературы! Всех вас поприветствуем сегодня на нашей игре.

И сегодня здесь, в интеллектуальной игре «Знаток русского языка» встречаются сильнейшие представители 6-8 классов –знатоки русского языка.

Девиз нашей игры:: «Выучи русский язык!»

Сегодня мы узнаем,кто из участников нашей игры самый умный, находчивый и остроумный любитель русского языка.Итак,дерзайте,думайте, размышляйте. (Ознакомление с условиями игры)

Правила игры .

Играющие делятся на команды.Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и и отвечают на вопросы,получая жетон за каждый правильный ответ.Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон могут другая команда

2. Среди секторов игрового квадрата есть:

* -счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона) ;

-Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;

Черный сектор (переход хода,команда лишается одного жетона)

По окончании игры,подсчитываются жетоны.Побеждает та команда, у которой больше жетона

    Исправь ошибки, вставь буквы.

Польто, питух, п_нал, выганять, диревня, арфограмма, к_рова, агурец, итаж, ст_лица, пч_ла, навичок, г_ворить, рибята, к_рандаш, поднибесный.

2 .

1 балл .)

12 . Без труда не вынешь……..

13 . Не имей сто рублей, а имей………

14 . Не спеши языком, торопись ……

15 . Один за всех - ……

15 . Любишь кататься……

316 . Поспешиш ь

4.Какое слово - “лишнее”?

    1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

    1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

5. Какое слово - “лишнее”?

    1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

4) 1. Нечаянно 2. Чай 3. Чайник 4. Чайный

6. Найди слова с приставками:

(за)брать (в)окно

(у)летать (за)грибами

(до)дороги (на)родину

7. Найди слова с приставками:

с)правиться (с)другом

(на)правлять (до)бежать

8. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

1. Приставка 2. Корень 3. Суффикс 4. Окончание

9. К какой части слова относится разделительный твёрдый знак?

1. К приставке 2. К корню

10. Найдите сочетания слов, в которых существительные и
прилагательные не согласованы в роде:

Синяя цветок 11. Зимняя пальто

Новая утюг Яркое радуга Снежные зима Красивый картина Зубное врач Строгая учитель Высокое гора Чёрный море

12 . Выбери правильное слово:

    Животноводческая 1) фирма 2) ферма;

2. Цветок 1) душистый 2) душный;

3. Свитер 1) пушистый 2) пушной;

4. Секретный 1) шифер 2) шифр

14. Найди неправильно написанные слова:

1. Ручька 6. Конечьно

2. Точка 7. Атчищать

3. Веточька 8. Мощьный

4. Збросить 9. Сдесь

5. Ночной 10. Оддать

15 .Найди слова с двойными согласными:

1. Ак...уратно 6. Кил...ограмм

2. Клас...ика 7. Ал...ея

3. Бас...ейн 8. Один...адцать

4. Кос...мос 9. Кал...ендарь

5. Хок...ей 10. Тел...ефон

КОНКУРС. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ – 1 балл )

33 )

6 гласных и 36 согласных )

существительное ).

антонимы ).

суффикс ).

инфинитив ).

спряжение ).

обращение ).

основа ).

какой? чей? (определение ).

сложное ).

фонетика ).

КОНКУРС «БЛИЦ-ОПРОС» (устно) (правильный ответ – 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

Подведение итогов.

Награждение победителей

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ –1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело – … (гуляй смело).

4. Волков бояться – … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6. Как аукнется – … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении – … (легко в бою).

9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь – пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл ).

1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе – Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово – 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить –

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина – вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка – розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность –

Чет и нечет?

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное – призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык – в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш – враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание – золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них – обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык – заставить говорить.

Находить общий язык – договариваться.

Прикусить язык – замолчать.

Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык – замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.

Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык – заставляют молчать.

Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.

Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово – серебро, молчание – золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ –3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить –

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина – вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка – розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность –

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Курсы повышения квалификации АНЭКС

PortalMore

для учащихся 7 класса

«Самый умный»

Цели:

    Образовательная: используя занимательность, прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.

    Развивающая: развивать познавательную и творческую активность учащихся.

    Воспитательная: воспитывать у учащихся любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Правила игры:

1 тур. 11 участников игры отвечают на вопросы с вариантами ответов. Необходимо выявить 6 лидеров-финалистов.

2 тур. 6 участников игры определяют порядок ответа с помощью отгадывания слова из 7 букв (наречие ). Каждый участник выбирает категорию (всего их 6) и отвечает на вопросы за 1 минуту. Необходимо выбрать тройку лидеров.

3 тур. 3 участника игры определяют порядок ответа с помощью отгадывания слова из 7 букв (суффикс ). Участник игры отвечает на вопросы из ячеек. Если отвечает из своей ячейки, то получает 2 балла, на общие вопросы- 1 балл, на тему соперника- 3 балла. Из тройки лидеров выявить самого умного.

1 тур.

1. В каком из этих слов ударный гласный выделен неверно?

1. щаве ль.

2. приняла .

3. свекла .

4. щепо ть.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. солнечный Сочи.

2. более высшая форма (тоталитаризма).

3. трое юношей.

4. у четырёхсот пятидесяти человек.

3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

2. прелестный.

4.ь в середине пишется в числительных:

1. от 30 до 40.

2. от 90 до 200.

3. от 50 до 80.

4. от 5 до 10.

5. бе…численный.

6. Слово «смелость»- это…

1. имя существительное.

2. глагол.

3. наречие.

4. имя прилагательное.

7. Какое слово не является синонимом слову «большой»?

1.колоссальный.

2. крупный.

3. маленький.

4. громадный.

8. Какое слово означает «путешествие, поездку»?

3. бригантина.

9. Что не является частью речи?

1. наречие.

3. обстоятельство.

4. глагол.

10. Сколько второстепенных членов в русском языке?

11. Причастие – это…

1. второстепенный член предложения.

2. особая форма глагола.

3. самостоятельная часть речи.

4. часть слова.

13. Укажите несклоняемое существительное.

4. солнце.

14. Каким способом образовано слово «нигде»?

1. сложением основ.

2. приставочно-суффиксальным.

3. суффиксальным.

4. приставочным.

15. Какое имя существительное является разносклоняемым?

2 тур.

Фонетика.

    Сколько гласных звуков?

    Сколько букв в слове «степь»?

    Назовите только твёрдые согласные звуки.

    Есть ли пара по глухости-звонкости у согласного ч ?

    Звук й согласный или гласный?

Согласный.

    Какие две буквы в русском языке не обозначают звука?

    Сколько гласных звуков в слове «школа»?

    Сколько звуков в слове «синь»?

    Какими звуками отличаются слова «дом»- «том»?

    Может ли в безударном положении слышаться звук о?

Лексика. Фразеология.

    Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

Однозначные.

    Как называются слова, имеющие 1 лексическое значение?

одн означные.

    Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению?

    Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения?

Синонимы.

    Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы.

    Как называются слова, вышедшие из активного употребления?

Устаревшие.

    Как называются новые слова, возникающие в языке?

Неологизмы.

    Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, признаков, действий.

Фразеологизмы.

    Слово «балет» русское или заимствованное?

Заимствованное.

    Что значит «бить баклуши»?

Бездельничать.

Словообразование.

1.Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание.

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

3. Как называются слова с одним и тем же корнем?

Однокоренные.

4. Какой корень у слова «обуть»?

5. Значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

6. Какой суффикс в слове «кожаный»?

7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставка.

8. Какая приставка в слове «выход»?

9. Каким способом образовано слово «кто-то»?

Суффиксальным.

10.Есть ли окончание в слове «дом»?

Морфология.

1.Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имя существительное.

2.Изменяются ли имена существительные по родам?

3.Назовите особые формы глагола.

Причастие и деепричастие.

4.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Имя прилагательное.

5.Сколько служебных частей речи?

6.Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Имя числительное.

7.Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимение.

8.Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

9.Часть речи, которая обозначает «признак действия» или «признак другого признака», отвечает на вопросы где7 куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и т.д.

10.Часть речи, которая имеет общее грамматическое значение состояния живых существ, природы, окружающей среды или оценки состояния и отвечает на вопросы: как? каков?

Синтаксис.

1.Назовите способ связи слов в словосочетании «стройная берёза».

Согласование.

2.Предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.

3.Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

Подлежащее.

4.Разговор двух или нескольких лиц.

5.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

Определение.

6.Вид подчинительной связи в словосочетании, при котором неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу.

Примыкание.

7.В предложении наречие обычно является…

Обстоятельством.

8.Какие придаточные отвечают на вопросы: где? куда? откуда?

9.Сколько главных членов?

10.Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

Обращение.

Стилистика.

1.Этот стиль употребляется в обыденной речи.

Разговорный.

2.Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание.

3.Произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу.

4.Сколько типов речи?

5.Смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Повествование.

6.Смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение.

7.Этот стиль употребляется в трудах учёных для выражения результатов исследовательской деятельности.

8.В каком стиле могут быть написаны газетные статьи, заметки, интервью?

Публицистическом.

9.Какой стиль используется в произведениях писателей?

Художественный.

10.Сколько стилей в русском языке?

Наречие.

1.Изменяются ли наречия?

2.Каким способом образовано наречие «недавно»?

Приставочным.

3.Какая гласная пишется на конце наречия снов… (а,о)?

4.Как пишется наречие (на) двоих?

Раздельно.

5.Каким способом связываются наречия в словосочетании с главным словом?

Примыканием.

6.К каким частям речи чаще всего относятся наречия в предложении?

К глаголам.

1.На какие вопросы отвечают слова категории состояния?

Как? каков?

Необходимо.

Сказуемым.

4.Изменяются ли слова категории состояния по родам?

5.Какое слово не может быть категорией состояния: холодно, теснота, можно, лень.

Деепричастие.

1.Общее грамматическое значение деепричастия.

Добавочное действие.

2. На какие вопросы отвечают деепричастия?

как? что делая? что сделав?

3.Вид-постояннный или не постоянный признак деепричастия?

Постоянный.

4.Есть ли у деепричастий окончания?

5.К какому слову присоединяется деепричастие в предложении?

К глаголу-сказуемому.

6.Какие суффиксы имеют деепричастия несовершенного вида?

Общие вопросы.

1.Какой корень в слове пешеход?

Пеш и ход.

2. Сколько спряжений у глаголов?

3.Назовите возвратное местоимение.

4.С помощью каких знаков препинания оформляются на письме однородные члены предложения - выделительных или разделительных?

Разделительных.

5.На какие разряды делятся имена прилагательные?

Качественные, относительные, притяжательные.

6.Какими членами предложения могут быть причастия?

Определениями, сказуемыми.

Слово ведущего: Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся 4-х классов. Вы знаете, что лингвистика - это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык. Итак, начинаем наш турнир.

Конкурс «Дружная семейка»

а) аукцион частей речи (команды по очереди называют часть речи, побеждает команда, назвавшая часть речи последней.
б) а теперь на каждую букву написанных по вертикали слов подберите «дружную семейку». Чья команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает (слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова).

Г - наречие (громко)

М - предлог (между)

Т - местоимение (ты)

Р - глагол (рычать)

О - местоимение (он)

Р - наречие (рано)

А - прилагательное (алый)

Р - прилагательное (рыжий)

У - междометие (Ух)

М - местоимение (мы)

Ф -существительное (фонарь)

Д - числительное (два)

М - прилагательное (милый)

О - междометие (Ох)

О - прилагательное (одинокий)

А - междометие (ах)

Л - глагол (любить)

Л - глагол (лаять)

Т - числительное (три)

О - числительное (один)

Ю - существительное (юла)

И - союз (или)

Г - глагол (говорить)

Б - предлог (без)

К - предлог (ко)

И - союз (и)

И - союз (или)

А - существительное (арбуз)

Я - наречие (ярко)

Е - существительное (ель)

Конкурс «Намёки»

Команды должны отгадать загаданное слово по первой букве и намёку - другое слово, которое некоторым образом связанно с первым. Называемые словами явления могут встречаться в реальной жизни, быть связаны неким общим сюжетом, высказыванием, одно может быть похоже на другое, связь может быть чисто ассоциативной, (команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ - одно очко).

Буква

Немек

Ответ

К

Сумка, детёныш

Нос, длина

Буратино

Стая, волки

Горячий, одежда

Мышь, указка

1001, сказка

Шахерезада

Очки, Крылов

Мартышка

Цветок, крот

Дюймовочка

Ура! Отдых

Каникулы

По колено, синее

Крыша, пропеллер

Самолёт, волшебство

Конкурс «Собери текст»

Надо собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги.

Конкурс «Найди лишнее»

1. существительное, прилагательное, глагол, союз

2. дождь, снег, град, луна
3. земля , серая, жёлтая, зелёная
4. увидеть, покрасить, краска , добежать
5. белый, белизна, белеет, белка
6. тетрадь, книга, дневник, самолёт
7. пароход, тепловоз, землетрясение , экипаж
8. касса, маска, тонна, килограмм
9. ночь, дочь, печь, рожь
10. вкусный, интересный, искусный, грустный

Конкурс «Собери слово»

Условие игры: из маленьких слов, написанных на карточках, составьте новые слова и объясните их лексическое значение.

Конкурс «Школьные шарады»

1. Первое - предлог.

Второе - летний дом
А целое порой
Решается с трудом. (задача)

2. В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом - по мне на уроки пойдете. (расписание)

3. Корень мой находиться в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)

4. Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе - на темы различные пишешь. (сочинение)

5. С буквой «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой «п» - от вас не утаю -
Тоже в школе я стою. (парта-карта)

6. Мой корень в «просьбе» заключён,
В ней он озвучен и смягчен.
Приставка в «воплощение» где-то,
На целое - все ждут ответа. (вопрос)

Конкурс «Сочини стихи»

А сейчас угадайте два слова, которые я загадала. Это имена существительные. Первое - самое весёлое, свободное в школе. Что это? (перемена). Второе - самое важное, главное в школе. Что это? (урок). По рифмам, записанным у вас на листах, сочините за 2 минуты 2 стихотворения.

Конкурс «Ты мне - я тебе» или «Угадай фразеологизм»

Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Сейчас мы в этом постараемся убедиться. Каждой команде достанется по одному фразеологическому обороту, который команда должна изобразить с помощью мимики и жестов, а команды-соперники должны назвать данный оборот и объяснить его лексическое значение.

Зарубить на носу

Морочить голову
В час по чайной ложке

Для каждой команды приготовлено 10 вопросов, на которые надо дать ответы в течении 1 минуты, за правильный ответ команда получает 1 очко, если команда не знает ответа или затрудняется его дать, можно пропускать вопросы.

Вопросы для первой команды:

1. Сколько звуков в слове лью?

2. Антоним к слову «временный».
3. Часть слова без окончания
4. Слово с удвоенной буквой «с».
5. Часть речи, которая обозначает действие.

6. Синоним к слову «сильный»
7. Как сказать одним словом «рукой подать».
8. Определите род слова «тюль»
9. Поставьте слово «чулок» в родительный падеж множественного числа.
10. Раздел русского языка, изучающий правописание слов.

Вопросы для второй команды:

1. Сколько звуков в слове «ель»

2. Синоним к слову «отважный».
3. Слово с удвоенной буквой «н».
4. Антоним к слову «плач»
5. Часть речи, которая обозначает признак.

6. Поставьте слово «носок» в родительный падеж множественного числа.
7. Часть слова, которая стоит перед корнем.
8. Определите род слова «кенгуру».
9. Как сказать одним словом «во весь дух».
10. Раздел русского языка, изучающий части речи.

Вопросы для третьей команды:

1. Сколько звуков в слове «пью».

2. Антоним к слову «печаль»
3. Часть слова, стоящая после корня, служит для образования новых слов.
4. Слово с удвоенной буквой «л».
5. Часть речи, обозначающая предмет.

6. Синоним к слову
7. Как сказать одним словом «попасть пальцем в небо».
8. Определите род слова «какао».
9. Поставьте слово «яблоко» в родительный падеж множественного числа.
10. Раздел русского языка, изучающий значение слов и выражений.

Чтобы скачать материал или !

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вилинская средняя общеобразовательная школа №1»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Бронина Виктория Дмитриевна

Тема : «Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»

Цели :

    Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

    Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

    Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

    Расширить словарный запас, прививать любовь к родному языку.

    Сформировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету.

    Развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах.

    Повысить интерес к учению.

    Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, сопереживание

Оборудование: материалы, средства : бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Оформление доски:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Счастливый случай

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

I . Вступительная часть

1. Учитель:

Сегодня у нас необычный урок русского языка. Посвящён он году русского языка и чтения.

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)

Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Итак, мы начинаем наш «Счастливый случай».

Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены -
Начинаем состязание!

II . Основная часть. Игра «Счастливый случай»

1. Представление команд. (Название, эмблема.)

Представление жюри

Каждой команде за 1 минуту задаются вопросы, на которые они должны ответить, и за каждый правильный ответ получить по 1 баллу (в быстром темпе).

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка )
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое )
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6 )
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3 )
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ? (Существительное )
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы )
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка )
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха )
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст )
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква )
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень )
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е , ё , я , ю . (Разделительный твердый знак )
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог )

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит )
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные )

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10 )
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6 )
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? (Прилагательное )
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра )
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2 )
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы )

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол )

11. Подберите синоним к слову верный . (Преданный ).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим )

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание )
14. Сколько согласных в слове денёк ? (3 )

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Игроки команд обмениваются с противниками заготовленными вопросами-загадками.

4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».

Представители команд по очереди должны будут вытаскивать бочонок с номером вопроса 1,2,3,4,5,6. Ведущий читает вопрос. За каждый правильный ответ- 1 балл

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)

4 . “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

5. «Закончи пословицу»

Труд кормит, а лень….. портит.

Как аукнется, так и….. откликнется.

Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.

Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.

Сам погибай, а товарища…. выручай.

Мир строит, а война…….. разрушает.

6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица оперением,

таковы и речи.

5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».

За каждый правильный ответ – 2 балла..

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).

2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда - гусеница

6. Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Для каждой команды выделяется по одной минуте, в течение которой надо ответить на наибольшее количество вопросов. Можно говорить «ДАЛЬШЕ», если команда не знает ответа и надо сэкономить время.

Начинает проигрывающая команда.

Вопросы первой команде.

    Часть речи, обозначающая предмет (Существительное )

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив )

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение )

    Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

    Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

    Назови синоним слова актёр . (Артист)

    Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

    В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

    Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

    Что означает имя Виктор? (Победитель)

    Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).

    Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

    Часть слова без окончания. (Основа )

    Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение )

    Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное )

    Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика )

    Сколько букв в русском алфавите? (33 )

    Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

    Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)

    Назови синоним слова тревога (Беспокойство)

    Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)

    В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)

    Я – синоним осьминога,

а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)

    Что означает имя Екатерина? (греческое) - чистота, благопристойность).

    Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).

    Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

7. Подведение итогов.

Закончена игра «Счастливый случай».…

Пришла пора итоги подвести:
Все баллы подсчитать.

И лидеров назвать.

Вердикт жюри

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч!

8. Награждение победителей.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Занимательная Грамматика»

Цели:
-Повышение эффективности изучения русского языка;
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий;

Воспитание интереса к предмету.

Эпиграф.

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

Ход игры:

Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!
Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве.

Вопрос 1.
Это Китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое tее, английское tеа). Русские торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток?
а) Кофе;
б) Какао;
в) Чай.

Вопрос 2.
Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево так назвали, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черемуха и многие другие деревья в пору цветения - белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяется своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», - говорили в народе. Как называется это дерево?
а) Береза;
б) Осина;
в) Рябина.

Вопрос 3.
Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повернут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повернутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его:
а) Ромашка;
б) Подсолнух;
в) Хризантема.

Вопрос 4.
Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умерших родителей? Что это за насекомое?
а) Бабочка;
б) Мотылек;
в) Божья коровка.

Вопрос 5.
Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое, как исполненное благодарности пожелание. Затем эти слова слились в одно слово, а слабые звуки отпали. Получилось слово светлое, красивое, доброе. Какое?
а) Пожалуйста;
б) Спасибо;
в) Благодарю.

Историю каких слов мы узнали? Предлагаю познакомиться с историей происхождения других слов. Может кто-нибудь сам захочет подготовить вопросы? В этом вам поможет словарь, но не простой, а этимологический. Этимология – наука об истории происхождения слов.

А сейчас мы продолжаем нашу игру и я предлагаю провести небольшое шуточное тестирование.

1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?

А) коровы

Б) медведя

Г) свиньи

Д) дельфина

2.Что не может быть мягким, белым и тёплым?

А) пластилин

Б) молоко

Д) одеяло

3. Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа – фокусник.
К какому слову в предложении относится слово который?
А) Саша
Б) Коля
В) Юра
г) Папа
д) Фокусник

4.Какое из этих литературных произведений не сказка?

А) «Кот в сапогах» Шарля Перро

Б) «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова

В) «Гадкий утёнок « Г.Х. Андерсена

Г) «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен

Д) «Лягушка –путешественница» В. Гаршина

5.Какое из этих слов по общему смыслу выпадает из общего ряда?

А) перевезти

Б) переплыть

В) перемолоть

Г) перейти

Д) перебросить

6.Что не принято называть глубоким?

А) уважение

7.Какое из этих слов выпадает по смыслу из общего списка:

А) автобаза

Б) автомобиль

В) автослесарь

Г) автодорога

Д) автопортрет

8.Мария – машет, Прасковья – пашет, Елена – ленится, Евгений – женится, а Павел?

Б) ленится

Г) борется

Д) женится

Физминутка.

Будем вместе веселиться

И резвиться, и играть,

И вниманье проверять.

Вы же будьте начеку:

Если в тексте ошибёмся,

Вы похлопайте в ладоши.

Коль порядок со словами,

Вы потопайте ногами.

Колокольчики звонят: хрум-хрум-хрум.

Лает пёсик во дворе: мяу-мяу-мяу.

Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу.

Утки серые кричат: кря-кря-кря.

Козлик серенький кричит: му-му-му.

-Следующий этап: школьные загадки.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.

На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

_Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом

Нави Волырк?

В русском языке существуют устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей. Это –фразеологизмы.
Жить на широкую ногу

Знаете ли вы, что в 15 веке в Западной Европе знатность определялась…длиной башмака?
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в 2 фута, а башмак князя - в два с половиной фута.
Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу " стали говорить "жить на широкую ногу", то есть богато, не считая денег.

1 фут=30,28см

Как пить дать

По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение " как пить дать" в значении: точно, несомненно.

В огороде бузина, а в Киеве –

А) малина

Б) дядька

В) батька

Г) терема

Какое из этих выражений означает не то, что остальные?

А)на всех парах

Б) во всю прыть

В) на всех парусах

Г) во всю глотку

Д) во весь опор

Русский язык богат меткими словами, которые характеризуют человека, его поступки. Очень часто для сравнения используют названия животных. Догадайтесь какие?

Голоден, как …..

упрям, как …

колючий, как…

Изворотлив, как…

надут, как…

здоров, как…

(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)

Ваня шел по деревне и встретил каких - то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: "Очень! Целый табун!". Мама сразу догадалась. Кто же это?

(собаки, овцы, коровы, лошади, гуси)

Студент позвонил маме: "Денег осталось очень мало, ну просто кот …"

(намяукал, намурлыкал, насмеялся, наплакал, наурчал)

Найти «заблудившуюся» букву.

Трус своей лени боится.
Сашу маслом не испортишь.

Терпение и пруд всё перетрут.
Два сапога – тара.

Минутка отдыха.

В.Гончаров "О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Вывод: Важно не только писать без ошибок, но и писать красиво, этим вы проявляете уважение к тому, кто будет читать ваши записи.

Изучение русского языка
Нелегко нам дается пока.
Но идет по земле новый век,
Должен грамотным быть человек.- Чтобы больше узнать о нашем языке, нужно многому учиться. Любите, изучайте русский язык.