Что значит морфологический разбор глагола. Разбор глагола. Морфологический разбор глагола «писал»

§1. Разбор глагола как части речи

Морфологический разбор любой части речи выполняется в строгом порядке. Давайте познакомимся с планом морфологического разбора глагола.

Например: слово обжигали обозначает действие предмета и отвечает на вопрос − что делали? обжигали - следовательно, это глагол.

Например, для глагола обжигали начальная форма − что делать? - обжигать.

В русском языке различают два типа спряжения глаголов: 1 спряжение и 2 спряжение. Спряжение глагола определяется по его окончанию или суффиксу глагола в неопределенной форме. К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями у, ю, ем, ём, ешь, ёшь, ете, ёте, ет, ёт, ут, ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями - у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят.

Глаголы изменяются по временам и бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое свершается в момент речи говорящего и отвечают на вопросы что делает? что делают? Если действие произошло до момента речи - это глагол прошедшего времени. Такие глаголы отвечают на вопросы − что делал? что сделал? Действие, которое произойдет после момента речи, обозначается глаголом будущего времени. Эти глаголы отвечают на вопросы − что сделает? что будет делать?

Когда глагол обозначает действие одного лица либо предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? - это глагол единственного числа. Глагол множественного числа обозначает действие группы лиц или предметов и отвечает на вопросы − что делают? что сделают?

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам. Для того чтобы определить, к какому лицу относится глагол, необходимо согласовать его с местоимением 1, 2 или 3 лица. У глаголов прошедшего времени единственного числа определяется род. Различают глаголы женского, мужского и среднего рода. У глаголов прошедшего времени множественного числа род не определяется.

§2. Пример устного разбора глагола

Выполним устный разбор глагола “любуются” из предложения «Люди любуются красивыми цветами».

1. Любуются - глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: люди что делают? любуются.

2. Начальная форма - (что делать?) любоваться.

3. Постоянные признаки: первое спряжение. Глагол имеет окончание -ют-, что указывает на первое спряжение.

4. Непостоянные признаки: глагол употреблен в настоящем времени (действие происходит в момент речи говорящего, глагол отвечает на вопрос − что делают?), в 3-м лице (согласуется с местоимением они), во множественном числе (обозначает действие, которое совершается группой людей).

5. В предложении является сказуемым: Люди (что делают?) любуются.

§3. Пример письменного разбора глагола

Письменно морфологический разбор глагола выглядит следующим образом:

Люди любуются красивыми цветами.

Любуются - (что делают?) глаг.,

н.ф. - любоваться,

1 спр., наст. вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое.

§4. Краткие итоги по теме урока

Характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования называется морфологическим разбором. При разборе глагола как части речи указываются все его постоянные и непостоянные грамматические категории. Производить морфологический разбор следует по плану:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (неопределенная форма).

3. Спряжение.

4. Время. Лицо и число − для глаголов в настоящем или будущем времени, род и число - в прошедшем времени.

5. Роль в предложении.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-kak-chasti-rechi

§ 1 Морфологический разбор глагола

На завершающем этапе изучения глагола рассматривается его морфологический разбор, выполнение которого поможет научиться находить верные грамматические признаки данной части речи и систематизировать полученные знания о глаголе.

На этом уроке мы рассмотрим порядок морфологического разбора глагола.

Морфологический разбор - это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его употребления в конкретном тексте.

Он включает три обязательных пункта:

1.Часть речи, общее грамматическое значение.Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

2. Морфологические признаки глагола. Они делятся на постоянные и непостоянные.

К постоянным относятся те, которые в слове не меняются. Всего их 3: вид; переходность (если при глаголе можно поставить существительное в винительном падеже без предлога, то он переходный) и спряжение (I спр., II спр. или разноспрягаемый).

К непостоянным признакам глагола относятся: наклонение (изъявительное, повелительное или условное); число (единственное или множественное); время (если есть - настоящее, прошедшее или будущее), лицо (если есть - 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени) и род (если есть - мужской, женский или средний, определяется у глаголов единственного числа прошедшего времени).

3.Синтаксическая роль глагола в предложении.

§ 2 Примеры морфологического разбора глагола

Рассмотрим разбор на примерах. Перед нами предложение из стихотворения Сергея Есенина «Пороша»:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Для анализа возьмём слово «дремлет».

1. Слово отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета. Следовательно, это глагол. Начальная форма - дремать.

Постоянные признаки: данный глагол несовершенного вида, поскольку отвечает на вопрос что делает? Он непереходный, так как не употребляется с существительным в винительном падеже и относится к I спряжению.

Непостоянные признаки. Глагол стоит в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в единственном числе и 3 лице. Категории рода не имеет, т.к. стоит в настоящем времени.

3. Теперь выясним синтаксическую роль слова в предложении. Поскольку оно отвечает на вопрос «что делает?» значит, является сказуемым.

Мы доказали, что слово дремлет - это глагол, поскольку оно обладает всеми грамматическими признаками этой части речи.

А теперь рассмотрим другой пример из строк стихотворения Сергея Есенина:

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

§ 3 Краткие итоги по теме урока

Чтобы разобрать глагол морфологически, мы должны вспомнить все признаки данной части речи и выполнить разбор строго по заданной схеме. Вначале задаём вопрос к слову и определяем общее грамматическое значение. Далее указываем начальную форму. Теперь мы должны отметить морфологические признаки. К ним относятся вид, переходность, спряжение, наклонение, число, а также время, лицо и род, если они есть в конкретном слове. И в завершении определяем, каким членом предложения является глагол в данном контексте.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс. 2012.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.
  5. Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.
  6. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

Слово как часть речи: глагол

Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

Постоянные признаки глагола

Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

  • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
  • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
  • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
  • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

Непостоянные признаки глагола

Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

  • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
  • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
  • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

Как разбирать глаголы как части речи

Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

  1. Указать название части речи.
  2. Определить начальную форму.
  3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
  4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
  5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

Примеры разбора глагола как части речи

Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

  1. Светит - глагол.
  2. Начальная форма - светить.
  3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
  4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
  5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

Разбор глагола по составу

Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

Правила морфемного разбора

Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

  1. Определение части речи.
  2. Выделение окончания с объяснением его значения.
  3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
  4. Выделение приставки и суффикса.
  5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

Разбери глаголы по составу

Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.

Все слова нашего языка распределяются по частям речи. Основанием для такого деления служат морфологические признаки.

Некоторые из них постоянны, есть и переменные, зависящие от употребленной словоформы. Представление о постоянных признаках слов дает морфологический разбор слова онлайн.

Охарактеризуем с точки зрения морфологии глагол. Глагол выражает действие, он отвечает на вопрос «что (с)делать?» - во всех грамматических вариантах.

1. Бывает совершенного/несовершенного вида. Видовое распределение зависит от приставки С в вопросе, заданном к глаголу. Ее наличие указывает на совершенный вид, а отсутствие – на несовершенный. К примеру, «вздохнуть» (что сделать?) совершенный, а «дышать» несовершенный. Есть глаголы, принадлежащие двум видам, конкретизировать их видовую соотнесенность можно только в предложении: женить, обещать, казнить…

2. Переходность/непереходность – тоже постоянная глагольная категория. Переходные отличает возможность иметь при себе существительное в винительном падеже (и обязательно без предлога). Например, слушать (кого? что?) песню, смотреть, уколоть и т. д. Непереходные - командовать, приготовиться, воевать, летать, маршировать…

3. Возвратность/невозвратность – еще один постоянный глагольный признак. Возвратные – это все глаголы на СЯ или СЬ: умываться, подготовиться, исполниться, садись. Невозвратные – все остальные: думать, дремать, любить, знать, творить...

4. У глаголов постоянно и спряжение. Их у него два: 1-е и 2-е. Есть разноспрягаемые глаголы (бежать и хотеть). От принадлежности глагола к одному из двух спряжений зависит написание его личных окончаний.

Перечисленные признаки есть у всех глаголов. Они неизменны и присутствуют даже в инфинитиве - начальной форме.

У глагола есть и непостоянные, переменные признаки, к которым относятся наклонение (их три) и время - в трех формах. У глаголов настоящего и будущего времени определяются лицо и число, у глаголов прошедшего времени - род и число. Еще один непостоянный признак – синтаксическая функция. Обычно глагол в предложении выступает в роли сказуемого или его составной части, может быть и подлежащим - в форме инфинитива.

Как правило, чтобы полностью проанализировать глагол, определив все отмеченные пункты, дается предложение. Рассмотрим морфологический разбор глагола примеры в предложении: «В просторном зале царила тишина, озаренная тусклым сиянием светильников».

Царила – глагол, тишина (что делала?) царила, н. ф. – царить, несов. вид, неперех., невозвр., 2-е спр. (это постоянные признаки), изъявит. наклонение, прош. вр., ед. число, женск. род, в предложении – сказуемое непостоянные).

Помочь с выяснением постоянных глагольных признаков может опция «морфологический разбор глагола онлайн словарь». Все глаголы в словаре стоят в инфинитивной форме, т. е. начальной, поэтому в словаре определены вид, спряжение, переходность и возвратность. Непостоянные признаки определяются исходя из контекста – как в примере.

Глаголы одна из самых сложных частей речи. Начиная их изучать, невозможно избежать ошибок. Хотя всегда имеется четкая опорная схема, но русский язык изобилует исключениями и противоречиями. И в этом его неповторимость и богатство. Очень часто приходится проверять урок русского сына, пользуясь опцией морфологический разбор глагола онлайн. Чтобы не напутать все с самого начала, нужно четко определить вид глагола. Потренировавшись это не тяжело. Однако определить переходность - по-настоящему сложно. Потому что сначала надо понять над каким существительным идет управление. А двувидовые глаголы! Их вид понятен только в контексте предложения. А полностью ли понятен контекст? Вот когда начинаешь понимать, почему наш родной язык такой уникальный. Ему подвластно выразить простыми словами то, что многим другим языкам не под силу. Русские глаголы, имея такие многообразные формы, придают особую яркость и обилие чувств. Галина Фролова

слова:выставка, соблюдать... какое правило переноса используется в настоящее время? учитель вводит в недоумение... ответьте на почту! заранее спасибо) [email protected]

Я бы хотела, чтобы к разделу морфологический разбор имени существительного, прилагательного, и глагола было больше слов, так как тех слов которые Я требовала разобрать морфологический не было (такие слова как слышится, облаках, сорок(сорок от слова: сорока)) Екатерина

Заранее Спасибо за понимание! А так сайт ну ооооочень хороший.Все ест, ну только один минус который Я обозначила в первом письме.:-) -) :-D:-P B-) :-)) -:-) =D Екатерина

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о